Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / КАНАЛЫ ПРОДАЖ / МАРКЕТПЛЕЙС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голивцова Наталия Николаевна

В статье изучается опыт использования ИТ-технологий в электронной коммерции и интернет-торговле. Рассматривается схема работы маркетплейс, дается оценка его преимуществ и недостатков. Проанализированы индекс покупательской активности характеризующийся ростом, дан анализ наиболее распространённых способов получения заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голивцова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MARKETPLACE IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

The article examines the use of IT technologies in e-commerce and online commerce. The scheme of operation of the marketplace is considered, an assessment of its advantages for target market segments is given. The index of consumer activity characterized by growth is analyzed, the analysis of the most common ways of receiving an order is given.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

34 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 9. Доклад. Социально-экономическое положение Ивановской области в январе-декабре 2021 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivanovo.gks.ru/

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

REGIONAL RETAIL TRADE: MAIN PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS

Abstract. The main trends in the development of the regional retail market are considered. A comparative analysis of changes in the structure of retail trade turnover by main components has been carried out. The main problems in the development of regional retail trade in the changing conditions of the competitive market are noted.

Key words: market, region, retail trade, problems, development trends, structure, analysis.

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.05 Голивцова Наталия Николаевна, к.э.н, доцент (golivzova@rambler.ru)

Государственный институт экономики финансов права и технологий, г.Гатчина, Россия

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

В статье изучается опыт использования ИТ-технологий в электронной коммерции и интернет-торговле. Рассматривается схема работы мар-кетплейс, дается оценка его преимуществ и недостатков. Проанализированы индекс покупательской активности характеризующийся ростом, дан анализ наиболее распространённых способов получения заказа.

Ключевые слова: пандемия, изменения, каналы продаж, маркетплейс, электронная коммерция, интернет-торгов.

Введение

С точки зрения глобальных процессов, пандемия стала драйвером развития технологий, так как локальная или глобальная диджитализации бизнесов, которые большинство компаний откладывали до лучших времен, стала основным условием выживания. Это простимулировало развитие всей ниши е-сommerce, и в конце года цифровая трансформация бизнеса

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 35 принесла свои плоды. В выигрыше остались те компании, которые начали ее первыми и довели все процессы до логического завершения. именно онлайн-торговые площадки позволили многим компаниям не только пережить страшный для бизнеса торговый локдаун, но даже нарастить обороты в некоторых направлениях торговли. В настоящий момент существует достаточное количество источников, характеризующих общемировую и российскую практику использования ИТ-технологий в электронной коммерции и интернет-торговле в целом. Так, опыт организации электронной торговли отражен в трудах А. Н. Агафоновой (2015) [5], А. В. Трачука (2016) [6], (Verhoef, Kannan, Inman, 2015) и ряда других отечественных и зарубежных исследователей. Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.

Результаты исследования

Обзор публикаций зарубежных авторов свидетельствует о возрастании интереса к использованию ИТ-технологий в электронной коммерции и интернет-торговле и обсуждению подходов к разработке концепций (программ) предстоящих в данной области исследований [7] (Cao Lanlan, Li Li, 2015; Verhoef, Kannan, Inman, 2015). Так, во вступительной статье Peter C. Verhoef (2015) к тематическому выпуску «Journal of Retailing» (GBR) в ряду приоритетных направлений предстоящих исследований в области электронной коммерции обозначены: эффективность стратегий; влияние используемых покупателями мобильных устройств на финансово-экономические показатели торговых фирм; коммуникации с покупателями; точки взаимодействия с покупателями (touchpoints) и факторы их определяющие, взаимосвязь точек взаимодействия с покупателями и выбором канала для приобретения товара, заинтересованность ритейлеров в использовании онлайн технологий продаж.

Сегодня в России и других странах наблюдается максимальный уровень популярности так называемой электронной (цифровой) коммерции -сегмента e-commerce. Е-commerce - это ядро стремительно развивающейся в мире цифровой экономики. Маркетплейс - это своеобразный онлайн-рынок. Его виртуальную витрину может взять в аренду практически любой продавец, чтобы реализовывать свою продукцию, используя уже подготовленный функционал платформы. Схема работы маркетплейс представлена на рисунке 1.

36 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022

С)

Ä ф о

Владелец магазина

Marketplace

Различные магазины

СЪ И

Поставщики Товары

Покупатель

Рисунок 1 - Схема работы маркетплейс

Тематические направления следующие:

• продающие товары: «Ozon», «Вайлдберриз» («Wildberries»), «Беру», «Lamoda» («Ламода»), «Joom», «СДЭК Маркет» («CDEK»), «Амазон» («Amazon»), «Aliexpress», «Goods», «eBay»;

• поставляющие разного рода услуги;

• специализирующиеся на информации, например, объявлениях, вакансиях («HeadHunter», «Avito», то есть «Авито»);

• занимающиеся инвестициями («Kickstarter», «CircleUp»).

На российском рынке одним из наиболее популярных агрегаторов цен на потребительские товары является Яндекс.Маркет, который часто по ошибке называют маркетплейсом, каковым он не является. В отличие от другого проекта компании Яндекс совместно со Сбербанком -маркетплейса «Беру».

На фоне пандемии наблюдается сильный рывок на российском рынке электронной коммерции — рост в 2020 г. 44%, по сравнению с 2019 г. Совокупный обьем онлайн продаж в 2020-2024 годах составит 23,4 трлн. Рублей. [1] Сказалась пандемия, удаленная работа, запрет на работу многих торговых и развлекательных пространств, а также общий страх новой неизвестной болезни, высокий уровень стресса от нового формата жизни. Пользователи покупали онлайн не только из-за отсутствия альтернативных каналов покупок, но и от потребности порадовать себя, получить положительные эмоции.

Преимущества:

1.В любое время дня и ночи можно приобрести нужный товар, сравнив предложения по ценам и условиям от тысяч проверенных поставщиков.

2.Рассмотреть товар онлайн с разных ракурсов по фото, видеоролику или 3D модели вещи.

3.Прочитать подробное описание.

4.В спокойной обстановке выбрать нужный цвет, размер, параметры.

5.Оформить заказ и оплатить покупку, не покидая дом или офис.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 37

6.При необходимости обратиться за помощью к онлайн-консультанту в чат, позвонить или написать письмо с возникшими вопросами.

7.Использовать возможности встроенной программы лояльности для экономии на покупках (бонусные баллы, скидки, акции).

Маркетплейс — новая ступень в развитии ритейла:

^iÇSj Расширяет 4-I возможности

XJ

Улучшает обслуживание

ГШ

Помогает занять прочные позиции на огромном рынке онлайн-торговли

Оборот электронной торговли, трлн руб.

До пандемии 23,4 трлн руб. Совокупный объем онлайн продаж в 2020-24 года* г

■ & п 1 1 * 1

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

* Данные по объем/ розничной торговли приведены без учета продаж автомобилей и бензина. ** Данные о влиянии пандемии приведены без учета возможностей второй волны

*** в прогнозе учтены как положительные факторы: рост числа покупателей, рост частоты продаж, рост продаж продовольственных товаров и т.д., так и негативный: падение покупательской способности населения

(С) Dala insught 07.202Ü

Рисунок 2 - Оборот электронной торговли 2018-2024 гг.[2]

Недостатки:

1. Конкурирование по цене. Не секрет, что на маркетплейсах существует масштабная конкуренция, так как уже сейчас на площадках находится огромное количество продавцов с однотипными товарами. Соответственно, в условиях такой совершенной конкуренции, один из основных инструментов, который поможет остаться вам конкурентоспособным — снижение цены на товар.

2. Невыгодные условия сотрудничества. Во-первых, всегда придется платить комиссию площадке. Во-вторых, маркетплейс часто требует предоставления скидок ввиду различных акционных предложений, а в случае отказа площадка имеет право понижать товары в выдаче, что приведет к уменьшению количества продаж.

3. Изменение условий сотрудничества. Администрация торговой площадки может менять условия сотрудничества в любой момент. Как правило, предупреждение об изменениях приходят всего лишь за несколько недель до их введения. В такой ситуации продавцу приходится быстро перестраивать бизнес-процессы или принимать решение о разрыве сотрудничества.

38 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 4. Отсутствие контроля. Отдавая свой товар на контроль маркетплейса, вы теряете к нему какой-либо доступ. Например, у вас нет права решать, когда предлагать скидки и проводить акции, вы не отвечаете за доставку товара. И если у покупателя возникнут претензии по данным вопросам, то они будут обращены к вам, а не к площадке.

5.Отсутствие лояльной аудитории. Как уже говорилось выше, покупатели доверяют маркетплейсу, а не лично вам. Очень сложно добиться повторной покупки от одного и того же клиента, так как продавцов, как правило, не запоминают. В целом, прежде чем выбирать маркетплейс основным каналом продаж, стоит подробно изучить информацию о них, а также взвесить все плюсы и минусы, так как, в любом случае, при работе с маркетплейсами также возникают риски.

Romir

■ ■ ■

Индекс покупательской активности в интернет магазинах (%)

167

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

—2019 —2020 —2021

Рисунок 3 - Индекс покупательской активности 2019- 2021 гг. [3]

Индекс покупательской активности в интернет-магазинах к ноябрю 2021 года вырос до 139% (рис.3). Это меньше, чем год назад. 2021 год при этом отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения [2] .

Наиболее распространённый способ получения заказа - самовывоз из магазина или пункта выдачи, так получили свои последние покупки почти две трети опрошенных. На втором месте — доставка курьером, на третьем — почта. Срочной курьерской доставкой пользовались почти в два раза чаще, чем в прошлом году. "Почта России" (ноябрь): Количество курьерских доставок в первом полугодии 2021 года выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, а их доля в общем числе доставок увеличилась с 5% до 17%. [2] Наиболее популярным способом получения

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 39 покупок являются пункты самовывоза (их предпочитают 78%); отделения "Почты России" (39,4%); доставку курьером (32,3%); через постаматы (24,7%); в розничных магазинах (9,9%). В среднем россияне готовы платить за доставку крупногабаритных товаров не более 610 руб., а за малогабаритные товары — не более 192 руб. [1]

Способы доставки

Популярные Предпочтительные

Доля получивших последнюю покупку данным сп;собом, % го

50 50 40

зо 20 10

2016 2017 2013 2019 2020 2021 ГО ^ЛННЫК-' ОПРОСА ЯНДЕКС.МАРКЕТА И ОГК

■ Сгмовывоз >13 магазина или из пункта выдачи

■ 06=14нйя достав« курьером

■ Почта России Через госта мат Срочная доставка курьером

■ Другое

Рисунок 4 - Способы доставки заказа в 2016-2021 гг. [3]

В первом квартале 2021 года «в тот же день» было доставлено не менее 56 млн заказов, 37 % от всех срочных заказов, сделанных за последний месяц, составляет готовая еда, еще 25% - продукты.[2]

Обзор представленных источников позволил определить состояние и общие принципы развития маркетплейса, основанного на применение современных ИТ-решений по синхронизации различных каналов продаж, единой маркетинговой стратегии.

Заключение.

В результате исследования установлено, что:

- несмотря на неблагоприятные последствия периода пандемии, обусловившие ряд негативных тенденций, оказывающих сдерживающее влияние на развитие традиционных форм розничной торговли, в сфере онлайн-ритейлинга происходит увеличение объемов рынка;

- возрастающий уровень проникновения Интернета с одновременным расширением числа пользователей (в том числе владеющих мобильными устройствами - смартфоны, планшеты, и др.) во всех регионах Российской Федерации способствуют развитию электронной коммерции;

-добавление новых каналов продаж (точек контакта), удержание и рост числа клиентов за счет адресных программ лояльности, постоянное обновление статистики и аналитических данных о деятельности торгового пред-

40 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 приятия и другие возможности, способствующие снижению рисков торговых организаций;

- доля российских потребителей, предпочитающих совершать покупки с использованием нескольких каналов продаж, постоянно увеличивается, что является сигналом к расширению каналов продаж;

- предлагаемое программное обеспечение (внедрение ПО и технологическая поддержка, обучение персонала) требует существенных материальных затрат, что позволяет сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе онлайн - продажи будут использовать лишь крупные игроки рынка;

- в научном сообществе происходит оценка перспектив использования онлайн технологий в практике российского и общемирового ритейлинга, а также установление приоритетов научных исследований и формирование категориального аппарата в данной области научного знания.

Список источников

1. РБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbcholding.ru/ (Дата обращения 29.01.2022)

2. Эксперт.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/

3. Центр исследований РИА Новости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research.ria.ru/ (Дата обращения 27.01.2022)

4. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://www.school.edu.ru/ (Дата обращения 28.01.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Агафонова А.Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: Дис. ... д-ра. экон. наук. - Самара, 2015. - 333 с.

6. Трачук А.В., Линдер Н.В. Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки. - 2016. - № 1. - C. 61-73.

7. Verhoef P. C., Kannan P. K., Inman J. J. From multi-channel retailing to omni-channel retailing: introduction to the special issue on multi-channel retailing //Journal of Retailing. - 2015. - Vol. 91. - № 2. - P. 174-181. - doi: 10.1016/j.jretai.2015.02.005.

8. Коворкинг центр: основные аспекты управления бизнесом/ Голивцова Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 22-29.

9. К вопросу об оптимизации управления энергоэффективных бизнес-процессов/ Голивцова Н.Н., Чумаков В.Н.// В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практи-каСборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 109-113.

10. К вопросу об оптимизации управления энергоэффективных бизнес-процессов/ Голивцова Н.Н., Чумаков В.Н.// В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика,

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 41 Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 109-113.

11. Региональный маркетинг: принципы и основные понятия/ Блехцин И.Я., Голивцова Н.Н.// Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2006. № 1. С. 53.

12. Менеджмент/ Голивцова Н.Н., Юдин А.П.// Санкт-Петербург, 2017.

13. Инновационные методы обеспечения устойчивого развития моногородов/ Голивцова Н.С., Голивцова Н.Н.// В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия, Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 45-53.

14. Внедрение системы энергетического менеджмента на предприятиях ЦБП/ Тибилова Д.В., Голивцова Н.Н.// В сборнике: Материалы Международной научно-технической конференции молодых ученых, специалистов в области целлюлозно-бумажной промышленности, посвященной памяти В.А. Чуйкосост., А.Г. Кузнецов. 2018. С. 43-51.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

Golivtsova Natalia Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor (golivzova@rambler.ru)

State Institute of Economics Finance Law and Technology, Gatchina, Russia

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MARKETPLACE IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Abstract. The article examines the use of IT technologies in e-commerce and online commerce. The scheme of operation of the marketplace is considered, an assessment of its advantages for target market segments is given. The index of consumer activity characterized by growth is analyzed, the analysis of the most common ways of receiving an order is given.

Keywords: pandemic, changes, sales channels, marketplace, e-commerce, ecommerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.