Научная статья на тему 'Тенденции развития малого предпринимательства в России'

Тенденции развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10840
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / DEVELOPMENT TENDENCIES / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / MICRO-ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашова Людмила Олеговна

В статье подчеркивается социальная значимость малого предпринимательства, рассматриваются основные тенденции его развития; указываются основные направления поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tendencies of Small Business Development in Russia

In the article the social importance of small business is underlined, the main tendencies of its development are considered. Besides, the basic directions of small business support are specified.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого предпринимательства в России»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Тенденции развития малого предпринимательства в России

Л. О. Ромашова (Московский гуманитарный университет)*

В статье подчеркивается социальная значимость малого предпринимательства, рассматриваются основные тенденции его развития; указываются основные направления поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: тенденции развития, государственная поддержка, малый бизнес, малое предпринимательство.

Tendencies of Small Business Development in Russia

L. O. Romashova

(Moscow University for the Humanities)

In the article the social importance of small business is underlined, the main tendencies of its development are considered. Besides, the basic directions of small business support are specified. Keywords: development tendencies, state support, small business, micro-entrepreneurship.

В современной России с рыночной экономикой становление и развитие предпринимательства является закономерным и объективным процессом. Малое предпринимательство существует как самостоятельный сектор рыночной экономики, обеспечивая базовые потребности национального хозяйства. Широкое движение к общественному признанию частной собственности в современных рыночных отношениях способствует проявлению предприимчивости, рискованности, действенности. В России малое предпринимательство, несмотря на уже довольно длительный срок формирования рыночных

отношений, только набирает обороты, и его возможности неисчерпаемы. Именно в малом бизнесе заложен огромный потенциал, играющий несомненную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития общества.

Малое предпринимательство является тем стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития общества, который обеспечивает его высокий уровень и повышает качество жизни населения. Оно способствует ускорению рыночных преобразований и проявляется в организационной и технологической мобильности,

* Ромашова Людмила Олеговна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: LOR7@yan-dex.ru

поддержке конкурентной среды, быстроте реакции на потребности рынка, увеличении налоговых поступлений в бюджет всех уровней, в возобновлении социальных ресурсов, изменении уровня жизни населения, снижении социальной дифференциации и т. д. Малое предприятие в значительной мере позволяет насытить рынок товарами и услугами даже в условиях наблюдающегося экономического спада и кризиса, а также обеспечивает укрепление рыночных отношений и является гарантом социальной стабильности.

По условиям жизни, социальному положению частные предприниматели составляют основу среднего класса. Это та часть населения, которая довольно быстро способна адаптироваться как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеющая определенный материальный достаток. Средний класс обычно определяют по разным критериям. Мы полагаем, что представители данного класса должны иметь определенный уровень дохода, позволяющий реализовать современный жизненный социальный стандарт, это люди, владеющие собственностью и обладающие определенными образцами поведения, что позволяет им влиять на общественные процессы. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Поэтому, исходя из вышеперечисленных критериев, в средний класс мы включаем тех, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятиями, фирмами, занимается частной практикой или индивидуальной трудовой деятельностью. Это те ученые, врачи, адвокаты, менеджеры, бизнесмены, которые имеют доход для обеспечения достойного образа и качества жизни. Для ускоренного создания среднего класса необходимо продолжить реструктуризацию крупного бизнеса и предприятий.

В процессе реструктуризации крупных предприятий сектор малого предпринимательства создает новые рабочие места, снижает уровень безработицы и социальной напряженности. Базовый фактор «социального» предпринимательства составляют его слои, наиболее динамично развивающиеся,

оказывающие определенное воздействие на другие группы общества. В этом проявляется его идеологическая и воспитательная роль. Сегодня в общественном сознании сформировался взгляд на предпринимателя как на управленца, хозяйственника, новатора. Деятельность предпринимателя охватывает различные сферы жизни общества, что предполагает его служение как личным, так и общественным целям.

Социальная значимость малого предпринимательства также проявляется в том, что по своему характеру оно основывается на учете потребностей и интересов, опираясь на многовековые культурные традиции и функционируя на локальных рынках. Обеспечивая потребность в необходимых для жизнедеятельности товарах и услугах, предпринимательство тем самым удовлетворяет потребности общества в целом и его отдельных граждан. Малые предприятия в большей степени реагируют на колебания потребительского спроса. Непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на рынке труда, оперативное реагирование на локальном рынке определяют закономерности его развития.

В настоящее время в России действуют около 220 тыс. малых предприятий (без микропредприятий)1. Доля малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте составляет 10%.

К 2010 г. практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной деятельности малого предпринимательства, а с учетом еще и кризиса наблюдается некоторый спад в росте малых предприятий. Так, в сравнении с 2008 г. в 2010 г. их количество уменьшилось на 63 тыс. В связи с этим сократилась занятость в секторе малого предпринимательства. С 2008 по 2010 г. она снизилась с 6217,7 тыс. чел. на 5999,8 тыс. чел. Основными причинами такого снижения являются резкое сужение границ в высокодоходных сферах деятельности, исчерпанность психологических ожиданий финансовых возможностей, слабый инвестиционный климат и т. д.

Кто-то, не выдерживая конкуренции, сворачивает свою деятельность, другие становятся жертвами поглощения более крупными предприятиями. По оценкам самих предпринимателей, нехватка собственных средств, неплатежеспособность потребителей, ограниченность рынков сбыта, нестабильность правовых норм и т. д. — все это способствует сужению деятельности малых предприятий. Кроме того, усугубляет ситуацию экономическая нестабильность. Она не только не позволяет развиваться в производственной сфере, но и нарушает финансовую базу. В частности, участились неплатежи и банкротства, нарушена надежность деловых институтов. Выживают в основном те, кто диверсифицировался, расширился в нескольких направлениях. В борьбе за выживание многие самостоятельно учатся приспосабливаться к сложностям рынка, в частности перешли к межфирменной кооперации.

К негативным тенденциям развития малых предприятий сегодня можно отнести их слабое развитие в промышленной сфере. В общей численности коммерческих организаций в производственной сфере их насчитывается всего 16%. Малые предприятия обладают высокой гибкостью, оперативно реагируют на спрос населения, поэтому наибольшее свое развитие они получили в тех сферах деятельности, которые в наибольшей степени приближены к потребителю. Например, в оптово-розничной торговле и бытовом обслуживании они составляют 29,8% от общего количества, в операциях с недвижимым имуществом — 17,5%. То, что торговля и посредническая деятельность являются наиболее традиционными и привлекательными отраслями для малых форм хозяйствования, связано с небольшими стартовыми затратами, обеспечивающими быструю отдачу от вложений. Быстрая оборачиваемость торговых и посреднических капиталов обеспечивает рост начального капитала. Более того, в торговле и сферах обслуживания проще реагировать на нарастающую социальноэкономическую дифференциацию россий-

ского населения, группируясь в нишах обслуживания для потребителей с различным уровнем дохода. В этих сферах легче создавать новые хозяйственные связи для удовлетворения спроса населения на дефицитные и популярные товары и услуги.

Одним из магистральных направлений развития предпринимательской среды является кооперация малых и крупных фирм. Малые предприятия активно сотрудничают с крупными предприятиями. Промышленные изделия длительного потребления (автомобили, бытовая техника и т. д.) периодически требуют ремонта и обслуживания. Для крупных монополистов это не экономично, а создавать разветвленную сеть маленьких филиалов — достаточно дорогостоящее занятие. В этой связи происходит тесное сотрудничество малого и крупного предпринимательства. Кооперативные связи важны для российского бизнеса. Наиболее популярны формы взаимодействия через субподряд, франчайзинг2, венчурный бизнес3 и другие. Такое сотрудничество гарантирует рынки сбыта и обеспечивает бесперебойную работу крупных монопольных предприятий. В малых предприятиях циркулирует значительная масса национальных продуктов, являющихся питательной средой для крупного бизнеса.

Для оценки развития малого предпринимательства необходимо учитывать качество предпринимательской среды (работоспособность, состояние предпринимательского потенциала, а также наличие предпринимательского контингента в обществе, а именно готовность к риску, принятию ответственности, образовательный уровень и т. п.). Эти составляющие тесно взаимосвязаны: чем лучше сформирована инфраструктура предпринимательства, тем интенсивнее ее развитие, а также чем активнее и благосклоннее общество к предпринимательству, тем интенсивнее предпринимательские образования.

На развитие малого предпринимательства огромное влияние оказал экономический кризис. Заметное сокращение активности

малых предприятий спровоцировал уход в теневой сектор экономики, а вследствие отсутствия средств многие вынуждены сокращать масштабы деятельности. Вследствие кризисных явлений многие замораживают инновационные проекты, не расширяют свою деятельность, пересматривают работу с контрагентами в сторону минимизации отношений. Стратегия борьбы с преодолением проблем, связанных с кризисом, в целом оборонительная. Не наблюдается активности в поиске новых направлений, в проведении научных исследований, освоении современных технологий, диверсификации в деятельности. В большинстве своем усилия направлены на поиск новых рынков сбыта, установление контактов с потенциальными партнерами, изучение маркетинга и возможности сокращения расходов. Основные действия устремляются на оптимизацию и рационализацию структуры предприятия, в частности по пути сокращения численности, снижению заработной платы, социальных возможностей, отмены корпоративных мероприятий, профессиональной подготовки и т. д. К непопулярным мерам можно отнести предоставление отпусков за свой счет, сокращение рабочего времени или удлинение без соответствующей платы. Что касается найма работников, наблюдается временное трудоустройство на серьезные, критичные позиции бизнеса, а порой практикуются и просто устные договоренности. Среди социальных решений достаточно высока проблема подбора и формирования персонала, создания команды. Предпочтение в этом вопросе в основном отдается поиску готовых работников по определенным критериям. При формировании команды возникает необходимость постоянного поддержания и повышения мотивации ее членов.

О том, что кризис оказывает серьезное воздействие на остроту проблем деятельности малого бизнеса, свидетельствует и социологическое исследование «Малое предпринимательство в условиях рыночных отношений» 2010 г., в котором принимала участие автор статьи. Было опрошено 210 респон-

дентов. На вопрос «Как вы оцениваете существующие условия для развития малого предпринимательства?» 40% опрошенных ответили — «удовлетворительно», 38% — «плохо», отметив, что большинство предприятий едва сводят концы с концами. Во избежание серьезных потерь малым предприятиям приходится адаптироваться к сложным условиям.

Объективно малые предприятия должны получать поддержку со стороны властей. И социологическое исследование показало, что большинство респондентов (60%) считают, что успешное развитие малого предпринимательства в равной степени зависит от бизнеса и властей. Формально власти принимают определенные действия. Однако существует ряд серьезных проблем, отрицательно влияющих на развитие малого предпринимательства. Опрошенные отметили следующие негативные факторы: произвол чиновников (39%), сложности кредитования (33%), высокий уровень налогообложения и слабое правовое регулирование (22%), большое количество проверок (11%). Грабительская система налогов заставляет скрывать истинные показатели деятельности малого предприятия, частота проверок особенно у неугодных бизнесменов приводит иной раз к закрытию их дела.

Для динамичного развития малого предпринимательства необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов общества, государства и субъектов предпринимательства. В развитии малого предпринимательства все участники этого процесса (государство, предпринимательская инфраструктура, предпринимательские единицы) преследуют определенные цели. К предпринимательской инфраструктуре можно отнести агентства по поддержке предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство. Государство, создавая условия для развития малого предпринимательства, повышает эффективность народного

хозяйства за счет частной предпринимательской инициативы. Целью предпринимателей является удовлетворение материальных и социальных потребностей. Общая цель всех вышеперечисленных структур — это экономическая и социальная эффективность, выражающаяся в повышении благосостоянии и всеобщем благополучии. В гармонизации целей и интересов государства и предпринимателей возможны оживление малого бизнеса и активизация трудового потенциала.

Однако в действиях государственных органов не всегда наблюдается положительная тенденция (нестабильное налогообложение, высокие кредитные ставки, сложности в лицензировании, всевозможные проверки, административное давление, отсутствие социальной защищенности предпринимателей, информационной поддержки и т. д.). Для нормального функционирования необходимо упорядочить нормативно-правовую базу, которая бы стимулировала развитие бизнеса и создавала благоприятные условия.

Государство должно поставить заслон не-прекращающимся действиям по разрастанию административных барьеров на пути деловой активности предпринимателей. Административные органы наряду с предпринимателями также должны нести ответственность за нарушение законных производственных интересов.

Государство осознает необходимость поддержки малого предпринимательства, принимаются федеральные законы. Но поддержка слишком слаба. Необходимы партнерские взаимоотношения между государством и предпринимательством. Для выработки эффективных мер государственной политики важно иметь реальное представление о современном состоянии малого предпринимательства, о его экономических и социальных аспектах развития.

Но, несмотря на все трудности, россиян не покидает оптимизм. В исследованиях зафиксирована устойчивая тенденция на создание собственного бизнеса. Такое желание выразили 70% опрошенных. Эти ответы характерны для молодых людей в возрасте

от 20 до 30 лет. Им присущ дух авантюризма, они настроены на переориентацию жизненных планов и готовы найти сферу приложения своих способностей.

Такие ответы не случайны, поскольку характерной особенностью российского предпринимательства является то, что оно формируется в основном из молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет. Молодежь пока еще позитивно относится к рыночным преобразованиям, она динамична, бесстрашна и надеется, что малое предпринимательство сможет удовлетворить ее потребности и запросы. Для многих намерение заняться бизнесом объясняется в основном как сугубо материальными причинами, так и надеждой приобрести независимость и занять особое социальное положение, определенный статус в обществе. Кроме того, рыночные отношения дают возможность реализовывать молодому человеку свои способности, найти сферу для приложения своих умений, а в случае необходимости переобучиться, переориентироваться в меняющихся жизненных и производственных ситуациях.

Рассматривая состояние развития малого предпринимательства в условиях преодоления кризиса, можно отметить следующую характерную тенденцию: владелец малого предприятия все в большей мере становится эгоистичным, предпринимая все доступные меры для получения максимальной материальной выгоды. Рационализм идет вразрез с морально-нравственными и правовыми установками. С точки зрения целесообразности бизнес сталкивается с нецивилизованными правилами, выражающимися в сокрытии доходов, способности подкупа должностных лиц, нарушении этических норм. Нарушение законов становится в последнее время условием выживания частных предприятий. Такие правила игры на диком рынке определяют сегодня цель бизнеса, в которой отражаются как индивидуальная, так и пока еще общественная система ценностей, а также деловые нормы поведения.

В идеале предприниматель должен руководствоваться принципом социальной ответ-

ственности, проявляющейся в сочетании личной выгоды с общественными интересами. Такой подход будет продолжать формировать позитивное отношение к малому бизнесу и предпринимательству. И сейчас, по сравнению с оценками в начале 90-х годов, большая часть опрошенных позитивно оценивает открытие собственного дела. 77% опрошенных респондентов одобряют бизнес как вид экономического действия. Таким образом, представление о предпринимателях как о «спекулянтах», «стремящихся к наживе», меняется. Сегодня в них видят целеустремленных, решительных, рисковых, деловитых людей.

На вопрос о перспективах развития малого предпринимательства 60% опрошенных ответили довольно пессимистично: в лучшем случае, сохранится то же положение, поскольку в условиях российского кризиса большинство предприятий испытывают неустойчивое состояние. Это подтверждают и объективные социально-экономические процессы, происходящие в России и характеризующиеся высокой непредсказуемостью, социально-экономической нестабильностью, инфляцией и т. д. Малоэффективные реформы не налаживают тандем «предпринимательство — государство — общество». Особенности развития малого предпринимательства прежде всего определяются результатами политики и предоставлением хозяйственных возможностей. Переориентация на реальную поддержку малого предпринимательства в различных сферах деятельности обеспечит его устойчивое развитие.

Таким образом, для эффективного решения социальных и экономических задач общества, развития предприятий малого предпринимательства необходимо:

— дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность;

— предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, большей свободы предпринимательству путем устранения административного вмешательства в их деятельность;

— резкое уменьшение налоговой нагрузки;

— целенаправленное расходование финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, на эффективное использование возможностей финансового лизинга (долгосрочная аренда) и франчайзинга;

— оказание поддержки в решении финансово-имущественных проблем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Малые предприятия (без микропредприятий) [Электр. ресурс] // Росстат. URL: www.gks.ru/bgd/regl/bl0_0l/lssWWW.exe/Stg/ d08/2-3-2.htm (дата обращения: 17.04.2011).

2 Франчайзинг (англ. franchising) — это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой крупные корпорации, компании заключают договор с мелкими фирмами, бизнесменами на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте.

3 Венчурный бизнес — вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Этот вид бизнеса часто связан с большим риском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.