Научная статья на тему 'Тенденции развития малого предпринимательства'

Тенденции развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / SMALL BUSINESS / ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколинская Ю. М., Колесниченко Е. А., Чекудаев К. В.

Малое предпринимательство существует как самостоятельный сектор рыночной экономики, обеспечивая базовые потребности национального хозяйства. Малое предпринимательство является тем стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития общества, который обеспечивает его высокий уровень и повышает качество жизни населения. Оно способствует ускорению рыночных преобразований и проявляется в организационной и технологической мобильности, поддержке конкурентной среды, быстроте реакции на потребности рынка, увеличении налоговых поступлений в бюджет всех уровней, в возобновлении социальных ресурсов, изменении уровня жизни населения, снижении социальной дифференциации и т. д. Малое предпринимательство в значительной мере позволяет насытить рынок товарами и услугами даже в условиях наблюдающегося экономического спада и кризиса, а также обеспечивает укрепление рыночных отношений и является гарантом социальной стабильности. Было отмечено, что в сфере малого бизнеса занято около 8 млн человек. Следует отметить, что занятость населения на малых и средних предприятиях составляет порядка 25%. Оборот продукции и услуг, которые производятся и реализуются субъектами малого и среднего бизнеса в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 30%. Сфера малого предпринимательства отличается неустойчивой динамикой численности малых предприятий, занятых на них работников, нерациональной региональной и отраслевой структурой малого бизнеса, его криминализацией и т. п. негативными моментами, дающими основание для вывода о непредсказуемом, хаотичном характере развития этого сектора экономики, составляющего основу конкурентных отношений в различных отраслях национального хозяйства.Small business exists as an independent sector of a market economy, providing the basic needs of the national economy. Small business is the strategic resource for the sustainable socio-economic development of society, which ensures its high level and improves the quality of life of the population. It helps accelerate market transformations and is manifested in organizational and technological mobility, supporting a competitive environment, quick reaction to market needs, increasing tax revenues to the budget at all levels, renewing social resources, changing the standard of living of the population, reducing social differentiation, etc. entrepreneurship to a large extent allows saturating the market with goods and services even in the conditions of the observed economic recession and crisis, and also ensures market relations and is the guarantor of social stability. It was noted that about 8 million people were employed in the small business sector. It should be noted that the employment of the population in small and medium enterprises is about 25%. The turnover of products and services that are produced and sold by small and medium-sized businesses in the total turnover of products and services produced by enterprises in the country is about 30%. The sphere of small business is characterized by the unstable dynamics of the number of small enterprises employed by them, the irrational regional and sectoral structure of small business, its criminalization, etc., with negative moments that give rise to a conclusion about the unpredictable, chaotic nature of the development of this sector of the economy, which forms the basis of competitive relations in various sectors of the national economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколинская Ю. М., Колесниченко Е. А., Чекудаев К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого предпринимательства»

ФестнщФТУММ/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202

DOI: http://doi.org/1Q.2Q914/231Q-12Q2-202Q-1-365-368_Краткое сообщение/Short message_

УДК 338.2_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

_Тенденции развития малого предпринимательства_

Юлия М. Соколинская 1 misterias@mail.ru QQQQ-QQQ2-1Q2Q-8185 Елена А. Колесниченко 2 ekolesnichenko@live.ru 0000-0002-1213-3199 _Кирилл В. Чекудаев 1 chkvl985@mail.ru_0000-0002-1859-5917

1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394Q36, Россия

2 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, 392QQQ, Россия Аннотация. Малое предпринимательство существует как самостоятельный сектор рыночной экономики, обеспечивая базовые потребности национального хозяйства. Малое предпринимательство является тем стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития общества, который обеспечивает его высокий уровень и повышает качество жизни населения. Оно способствует ускорению рыночных преобразований и проявляется в организационной и технологической мобильности, поддержке конкурентной среды, быстроте реакции на потребности рынка, увеличении налоговых поступлений в бюджет всех уровней, в возобновлении социальных ресурсов, изменении уровня жизни населения, снижении социальной дифференциации и т. д. Малое предпринимательство в значительной мере позволяет насытить рынок товарами и услугами даже в условиях наблюдающегося экономического спада и кризиса, а также обеспечивает укрепление рыночных отношений и является гарантом социальной стабильности. Было отмечено, что в сфере малого бизнеса занято около 8 млн человек. Следует отметить, что занятость населения на малых и средних предприятиях составляет порядка 25%. Оборот продукции и услуг, которые производятся и реализуются субъектами малого и среднего бизнеса в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 3Q%. Сфера малого предпринимательства отличается неустойчивой динамикой численности малых предприятий, занятых на них работников, нерациональной региональной и отраслевой структурой малого бизнеса, его криминализацией и т. п. негативными моментами, дающими основание для вывода о непредсказуемом, хаотичном характере развития этого сектора экономики,

составляющего основу конкурентных отношений в различных отраслях национального хозяйства._

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономика, устойчивое развитие, факторы

_Tendencies of development of small business_

Yulia M. Sokolinskaya 1 misterias@mail.ru QQQQ-QQQ2-1Q2Q-8185 Elena A. Kolesnichenko 2 ekolesnichenko@live.ru 0000-0002-1213-3199 _Kirill V. Chekudaev 1 chkvl985@mail.ru_0000-0002-1859-5917

1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394Q36, Russia

2 Tambov State University named after GR. Derzhavin, Internatsionalnaya str., 33, Tambov, 392QQQ, Russia_

Abstract. Small business exists as an independent sector of a market economy, providing the basic needs of the national economy. Small business is the strategic resource for the sustainable socio-economic development of society, which ensures its high level and improves the quality of life of the population. It helps accelerate market transformations and is manifested in organizational and technological mobility, supporting a competitive environment, quick reaction to market needs, increasing tax revenues to the budget at all levels, renewing social resources, changing the standard of living of the population, reducing social differentiation, etc. entrepreneurship to a large extent allows saturating the market with goods and services even in the conditions of the observed economic recession and crisis, and also ensures market relations and is the guarantor of social stability. It was noted that about 8 million people were employed in the small business sector. It should be noted that the employment of the population in small and medium enterprises is about 25%. The turnover of products and services that are produced and sold by small and medium-sized businesses in the total turnover of products and services produced by enterprises in the country is about 3Q%. The sphere of small business is characterized by the unstable dynamics of the number of small enterprises employed by them, the irrational regional and sectoral structure of small business, its criminalization, etc., with negative moments that give rise to a conclusion about the unpredictable, chaotic nature of the development of this sector of the economy, which forms the basis of competitive relations in various sectors of the national economy. Keywords: small business, economy, sustainable development, factors

Введение

Развитие малого бизнеса играет важную роль в обеспечении сбалансированного и устойчивого развития экономики страны. А при достаточно высоком уровне развития он обеспечивает заметный экономический рост. Это связано с тем, что малый бизнес обеспечивает

Для цитирования Соколинская Ю.М., Колесниченко Е.А., Чекудаев К.В. Тенденции развития малого предпринимательства // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 365-368. doi:10.20914/2310-1202-2020-1-365-368

дополнительную занятость, а получение дополнительного дохода позволяет обеспечить дополнительный спрос как со стороны самого предпринимателя, так и его наемных работников. Стремление к успешному развитию способствует разработке и внедрению инноваций, что в итоге приводит к ускорению научно-технического прогресса.

For citation

Sokolinskaya Yu.M., Kolesnichenko E.A., Chekudaev K.V. Tendencies of development of small business. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2Q2Q. vol. 82. no. 1. pp. 365-368. (in Russian). doi:1Q.2Q914/231Q-12Q2-2Q2Q-1-365-368

© 2Q2Q, Соколинская Ю.М. и др. / Sokolinskaya Yu.M. et al.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

SokoCmskaya YuM. et aC Proceedings of VSVE% 2020, voC. 82,

Тем не менее, нам необходимо обратиться к содержанию понятия устойчивое развитие. Во-первых, развитие предполагает повышение значений показателей, характеризующих положительную динамику функционирования малого бизнеса.

Во-вторых, понятие устойчивости отражает перманентность роста показателей, характеризующих положительные эффекты для определенного сектора экономики, и перманентность снижения показателей, которые характеризуют негативные проявления функционирования малого бизнеса.

Анализ данных, предоставляемых Федеральной службой госстатистики и Федеральной налоговой службой, позволил выявить следующие показатели развития малого предпринимательства за 2018 год. Так, за исследуемый период в Российской Федерации было зарегистрировано около 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе около 2 млн -юридические лица и чуть более 4 млн - индивидуальные предприниматели [1].

Было отмечено, что в сфере малого бизнеса занято около 8 млн человек. Следует отметить, что занятость населения на малых и средних предприятиях составляет порядка 25%. Оборот продукции и услуг, которые производятся и реализуются субъектами малого и среднего бизнеса в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 30%.

Для малого бизнеса в России целесообразно выделить две тенденции: улучшения деятельности, что характерно для периода до 2012 года, и ухудшения, что характерно для периода с 2013 года и до настоящего времени.

Анализ данных за 2016 год в сравнении с аналогичными периодами 2012-13 годов в целом по Российской Федерации позволил выявить увеличение ключевых характеристик развития малого предпринимательства, таких как численность малых и средних предприятий, среднесписочная численность занятых на предприятиях, оборот предприятий и объем инвестиций в основной капитал:

— во-первых, на начало 2016 года общее число малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года почти на 5%, а среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 0,2%, удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 15%. Оборот малого бизнеса возрос на 6,5%, общее увеличение инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил более 15%;

>. 1, рр. 365-368 post@vestnikzVsuet.ru

— во-вторых, по итогам деятельности малых предприятий за 2016 год в региональном разрезе можно сделать вывод о положительной динамике развития. Практически в 70 регионах увеличилась численность субъектов малого и среднего бизнеса в расчете на 100 тыс. жителей, а увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено почти в 50 регионах, объемов оборота малого и среднего предпринимательства - почти в 60 регионах и инвестиций в основной капитал на малого и среднего предпринимательства -в 56 регионах [2].

Проблемам развития малого бизнеса в период с 2013 года уже уделено достаточно много внимания в различных исследованиях. Так, достаточно подробный анализ тенденций развития малого предпринимательства в России проведен в работе Феофиловой Т.Ю. и Литви-ненко А.Н. [4] В данном исследовании указано, что по состоянию на начало 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн малых предприятий, что почти на 9% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Общая численность малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилась на более чем на 110 ед.

В тоже время для малого предпринимательства в России характерно кризисное состояние, которое может привести к банкротству наиболее слабых субъектов хозяйствования, однако следует отметить наличие постоянной их ротации. Статистические данные последних лет демонстрируют снижение интереса к бизнесу у населения.

Это свидетельствует о снижении устойчивости малого бизнеса к воздействиям внешней среды и усилению кризисности в его развитии.

С 2013 г. и по сегодняшний день прослеживается отрицательная тенденция, выраженная в том, что в большинстве федеральных округов, как и в целом по стране, количество ликвидированных малых предприятий превысило число вновь зарегистрированных. Наибольший отрицательный прирост к уровню 2016 г. был в ЦФО - 8,2%.

Более того, после двукратного повышения величины страховых взносов во внебюджетные фонды в России фиксируется беспрецедентное по масштабам сокращение численности самозанятого населения - только по официальным данным Федеральной Налоговой Службы (ФНС) и только за период с января по июль текущего года с налогового учёта в России снялись свыше 625,7 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Сокращение среднесписочной численности обусловлено уменьшением оборота субъектов малого предпринимательства. При этом сокращение издержек на оплату труда, не улучшило финансовые показатели малых предприятий.

Соколинская ЮМ. и др. Вестник^ВТуИШ, 2020, Т. 82, №.

За анализируемый период в целом по РФ определяется устойчивый отрицательный тренд, выраженный в сокращении оборота субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, статистические данные последних лет демонстрируют снижение интереса к бизнесу у населения.

В связи с тем, что в 2016-2017 год было закрыто 1022, 1 тыс. малых предприятий в целом по РФ, а отток капитала только в первом полугодии 2016 г. составил 38,4 млрд. долл. Спад экономической активности малого предпринимательства усиливается и обостряется банкротством и уходом в теневой сектор представителей малого бизнеса. Особенно возрастает число банкротств в среде физических лиц -индивидуальных предпринимателей, по сравнению с 2014 годом (5448 ед.) увеличившееся в 2,25 раза в 2016 году (12304 ед.).

В 2016 году число созданных малых предприятий сравнялось с количеством прекративших свою деятельность. За год было создано 6980 малых предприятий, прекратило предпринимательскую деятельность 6668 субъектов. Данное обстоятельство обусловлено как рядом известных причин (неэффективная поддержка, правовая незащищенность, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, недостаток инвестиций и низкий уровень доступности кредитов), так и новыми обстоятельствами, связанными с изменением законодательства.

Ввиду того, что сегодня каждое второе малое предприятие находится в предкризисном или кризисном состоянии, осуществление эффективного превентивного управления малыми предприятиями невозможно без определения внешних и внутренних факторов, влияющих на кризисное развитие малых предпринимательских структур.

В общем виде можно выделить четыре группы причин, сдерживающих развитие и обуславливающих кризисное состояние малого предпринимательства.

Первая - совокупность данных причин можно классифицировать как институциональные, общеэкономические, поскольку они

1, С. 365-368

post@vestnik-vsvet.iu

обусловлены спецификой реализуемой экономической политики.

Вторая причина носит ситуационный характер и включает в себя реакцию покупательного спроса на изменение внешних условий. Для современного этапа хозяйствования данная причина проявляется в несоответствии имеющегося покупательного спроса и емкости внутреннего потребительского рынка.

Третья причина вязана со сложившейся в национальной экономике системой перераспределительных отношений. Данная причина носит принципиальный характер, так как существующая система налогообложения существенно тормозит предпринимательскую деятельность. Согласно проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросу, более 86% руководителей малых и средних предприятий в качестве основной причины, влияющей негативным образом на социально-экономическое положение предпринимательских структур, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Четвертая причина определяется масштабом теневых отношений, сложившихся в определенной сфере деятельности. В настоящее время уровень криминализации лесной сферы достиг угрожающих значений, что негативно отражается на предпринимательской деятельности в данной сфере. По различным мнениям, она варьируется от 30 до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства [4-10].

Заключение

Сфера малого предпринимательства отличается неустойчивой динамикой численности малых предприятий, занятых на них работников, нерациональной региональной и отраслевой структурой малого бизнеса, его криминализацией и т. п. негативными моментами, дающими основание для вывода о непредсказуемом, хаотичном характере развития этого сектора экономики, составляющего основу конкурентных отношений в различных отраслях национального хозяйства.

Литература

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

2 Куликов Д.А. Развитие региональной экономики на основе повышения социально-экономической устойчивости малых предприятий. Москва, 2008. 187 с.

3 Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://www.wciom.ru/

4 Феофилова Т.К)., Литвиненко А.Н. Развитие малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона // Вопросы безопасности. 2014. №6. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_14166.html

5 Spiro М.Р. Private Equity and Qualified Small Business Stock: Tax Implications of Various Holding Company Structures for Control Investments // The Journal of Private Equity. 2019. V. 23. № 1. P. 10-29.

6 Marietta M.L., Serra F.A.R. The role of institutional elements on strategic activities of small business practitioners // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2019. V. 37. № 2. P. 250-270.

Sofatiinskaya Yu.M. et aC Proceedings of VSUET, 2G20, voL S2, no. 1, pp. 365-36S

post@vestnii-vsuet.ru

7 Leal Filho W., Shiel C., Paço A., Mifsud M. et al. Sustainable Development Goals and sustainability teaching at universities: Falling behind or getting ahead of the pack? // Journal of Cleaner Production. 2019. V. 232. P. 285-294.

8 Muñoz-Torres M.J., Fernández-Izquierdo M.A., Rivera-Lirio J.M., Escrig-Olmedo E. Can environmental, social, and governance rating agencies favor business models that promote a more sustainable development? // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019. V. 26. № 2. P. 439-452.

9 Robins N., Trisoglio A. Restructuring industry for sustainable development //In Policies fora small planet. 2019.P. 157-194.

10 Ye S., Xiao H., Zhou L. Small accommodation business growth in rural areas: Effects on guest experience and financial performance // International Journal of Hospitality Management. 2019. V. 76. P. 29-38.

References

1 Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/ (in Russian).

2 Kulikov D.A. The development of a regional economy based on increasing the socio-economic sustainability of small enterprises. Moscow, 2008. 187 p. (in Russian).

3 The official site of VTsIOM. Available at: http://www.wciom.ru/ (in Russian).

4 Feofilova T.Yu., Litvinenko A.N. The development of small business in ensuring the economic security of the region. Security Issues. 2014. no. 6. Available at: http://e-notabene.ru/nb/article_14166.html (in Russian).

5 Spiro M.P. Private Equity and Qualified Small Business Stock: Tax Implications of Various Holding Company Structures for Control Investments. The Journal of Private Equity. 2019. vol. 23. no. 1. pp. 10-29.

6 Marietto M.L., Serra F.A.R. The role of institutional elements on strategic activities of small business practitioners. International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2019. vol. 37. no. 2. pp. 250-270.

7 Leal Filho W., Shiel C., Paço A., Mifsud M. et al. Sustainable Development Goals and sustainability teaching at universities: Falling behind or getting ahead of the pack? Journal of Cleaner Production. 2019. vol. 232. pp. 285-294.

8 Muñoz-Torres M.J., Fernández-Izquierdo M.Á., Rivera-Lirio J.M., Escrig-Olmedo E. Can environmental, social, and governance rating agencies favor business models that promote a more sustainable development? Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019. vol. 26. no. 2. pp. 439-452.

9 Robins N., Trisoglio A. Restructuring industry for sustainable development. In Policies for a small planet. 2019. pp. 157-194.

10 Ye S., Xiao H., Zhou L. Small accommodation business growth in rural areas: Effects on guest experience and financial performance. International Journal of Hospitality Management. 2019. vol. 76. pp. 29-38.

Сведения об авторах Юлия М. Соколинская к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, misterias@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1020-8185 Елена А. Колесниченко д.э.н., профессор, кафедра кадрового управления, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, 392000, Россия, ekolesnichenko@live.ru https://orcid.Org/0000-0002-1213-3199 Кирилл В. Чекудаев к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, chkv1985@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1859-5917

Вклад авторов

Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors Yulia M. Sokolinskaya Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394Q36, Russia, misterias@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1020-8185 Elena A. Kolesnichenko Dr. Sci. (Econ.), professor, personnel management department, Tambov State University named after GR. Derzhavin, Internatsionalnaya str., 33, Tambov, 392QQQ, Russia, ekolesnichenko@live.ru

https://orcid.org/0000-0002-1213-3199 Kirill V. Chekudaev Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394Q36, Russia, chkv1985@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1859-5917

Contribution

All authors were equally involved in writing the manuscript and are responsible for plagiarism

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Поступила 24/Q1/2Q2Q_После редакции Q3/Q2/2Q2Q_Принята в печать 11/Q2/2Q2Q

Received 24/Q1/2Q2Q_Accepted in revised Q3/Q2/2Q2Q_Accepted 11/Q2/2Q2Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.