Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ефимова Алина Семеновна, Брюханова Наталья Владимировна

Региональное развитие субъектов Российской Федерации отличается в зависимости от специфических характеристик и факторов, определяющих их уникальность. Данная статья посвящена анализу состояния креативных индустрий в Южном федеральном округе, а также оценке влияния региональных особенностей на тенденции развития его креативного сектора. Систематизированы региональные меры по поддержки креативного сектора в ЮФО. Предложены и обоснованы актуальные задачи развития креативных индустрий Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

The regional development of the constituent entities of the Russian Federation differs depending on the specific characteristics and factors determining uniqueness. This article is devoted to the analysis of the state of creative industries in the Southern Federal District, as well as assessing the impact of these factors on the trends in the development of the creative sector. Regional measures to support the creative sector in the Southern Federal District have been systematized. The current tasks of the development of creative industries in the South of Russia have been proposed and substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 45-52 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):45-52

Проблемы управления

Научная статья УДК 338.1

doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Алина Семеновна Ефимова1, Наталья Владимировна Брюханова2

1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

1a.s@uriu.ranepa.ru

2nbruhanova@uriu.ranepa.ru

Аннотация. Региональное развитие субъектов Российской Федерации отличается в зависимости от специфических характеристик и факторов, определяющих их уникальность. Данная статья посвящена анализу состояния креативных индустрий в Южном федеральном округе, а также оценке влияния региональных особенностей на тенденции развития его креативного сектора. Систематизированы региональные меры по поддержки креативного сектора в ЮФО. Предложены и обоснованы актуальные задачи развития креативных индустрий Юга России.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, региональное развитие, Южный федеральный округ, креативные индустрии, креативное предпринимательство, региональный креативный кластер, креативное пространство

Для цитирования: Ефимова А. С., Брюханова Н. В. Тенденции развития креативных индустрий для регионов Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 45-52. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52

Problems of Management

Original article

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Alina S. Efimova1, Natalya V. Bryukhanova2

1 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

1a.s@uriu.ranepa.ru

2nbruhanova@uriu.ranepa.ru

Abstract. The regional development of the constituent entities of the Russian Federation differs depending on the specific characteristics and factors determining uniqueness. This article is devoted to the analysis of the state of creative industries in the Southern Federal District, as well as assessing the impact of these factors on the trends in the development of the creative sector. Regional measures to support the creative sector in the Southern Federal District have been systematized. The current tasks of the development of creative industries in the South of Russia have been proposed and substantiated.

Keywords: region, socio-economic development, regional development, Southern Federal District, creative industries, creative entrepreneurship, regional creative cluster, creative space.

For citation: Efimova A. S., Bryukhanova N. V. Trends in the development of creative industries for the regions of the Southern Federal District. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):45-52. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52

© Ефимова А. С., Брюханова Н. В., 2023

Современные тренды развития российской экономики свидетельствуют о необходимости использования креативных индустрий в качестве мощных и перспективных экономических инструментов, в том числе для увеличения потенциала регионального развития, формирования инвестиционной активности региона, ревитализации городских территории, повышения туристической привлекательности (в том числе культурного туризма), построения новой модели предпринимательской активности [1]. Креативное развитие регионов начинается с создания условий для появления новых креативных инициатив, творческих и инновационных проектов, центров коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Креативная индустрия на региональном уровне представлена совокупностью компаний, организаций, институтов, индивидуальных предпринимателей и творческих людей, которые работают в различных отраслях креативных индустрий и других смежных областях, использующих креативный потенциал [2].

По мнению исследователей в области социально-экономического развития субъектов РФ, разработать единую стратегию развития креативного сектора экономики для разных регионов, учитывая специфические характеристики субъектов РФ и факторы, определяющие их уникальность, невозможно [3]. Однако модель развития региональных креативных индустрий можно систематизировать и адаптировать к особенностям каждого региона, учитывая его географическое положение, инфраструктуру, наличие высококвалифицированных кадров, особенности местной культуры и традиции, потенциал экономики и т.д. [4-5]. Работа в этом направлении может проводиться на основе анализа лучших практик развития креативных индустрий, подходов к планированию и реализации соответствующих программ и стратегий, а также участия заинтересованных сторон в этом процессе. Таким образом, для успешной реализации политики в области креативных индустрии необходимо на основе системного представления о креативном потенциале регионов сформировать индивидуальные пути развития региональных креативных индустрий с учетом локальных условий и потребностей.

Развитие экосистемы креативных индустрий на региональном уровне благоприятно влияет на экономическое развитие региона и позволяет использовать потенциал творческих людей и инновационных компаний в интересах решения социальных, экономических и культурных задач. Взаимодействие акторов экосистемы креативных индустрий на региональном уровне способствует:

- развитию партнерских отношений и межрегионального трансфера товаров, работ и услуг креативного спектра;

- созданию инфраструктуры, специальных программ и фондов поддержки;

- созданию новых мест работы;

- развитию сферы туризма;

- улучшению социальной инфраструктуры и повышению привлекательности региона для молодых специалистов и инвесторов;

- пространственному развитию территорий, в том числе муниципальных;

- эффективному проектированию комфортной городской среды;

- сохранению культурной идентичности;

- брендингу территорий.

Креативное развитие регионов предполагает финансовую, экономическую и организационную поддержку инновационных и культурных проектов, которые способны усилить конкурентоспособность региона. В региональной инфраструктуре появляются такие проекты, как: креативные кластеры, инкубаторы, культурные центры, площадки с доступом к инструментам и высокотехнологическому оборудованию, арт-резиденции и т.д.

К самым крупным объектам инфраструктуры можно отнести креативные кластеры, которые имеют большое значение для развития креативного сектора в регионе. Они способствуют нетвор-кингу, улучшению бизнес-климата и благоприятных условий для разработки продуктов интеллектуальной деятельности. Кластеры играют ключевую роль в увеличении числа предприятий, занятых в креативном секторе, а также служат инструментом для коммуникаций, обмена опытом и знаниями между резидентами [6].

В последнее время наблюдается явная тенденция к концентрации креативного потенциала в различных регионах Юга России. Так, например, в Республике Крым работа по увеличению доли

креативного сектора в региональной экономике ведется с 2016 г., а в 2023 г. начал функционировать креативный кластер, созданный Центром «Мой бизнес» Республики Крым в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Резидентами креативного кластера стали предприниматели, занятые в сферах искусства и культуры, дизайна, digital-медиа и коммуникаций, цифровых технологий, которые в рамках инициативы могут получить помощь в продвижении товаров и услуг, в разработке новых проектов и своем обучении.

Перспектива развития креативной отрасли в Республике Крым обусловлена рядом положительных факторов, прежде всего возможностями туристической отрасти и богатого историко-культурного наследия. Для данного региона развитие креативного и туристического сектора носит синергетиче-ский эффект, который стимулирует культурное развитие, повышение туристической привлекательности региона, узнаваемость локальных брендов и освоение неиспользуемых территорий.

Статус креативной столицы Юга России может получить и Ростовская область, которая обладает достаточно широким спектром ресурсов для устойчивого развития креативных индустрий в регионе. Это и большое количество организаций в образовательной сфере и научно-исследовательской, научно-технической деятельности, научно-технологические центры, пространства для коллективной работы. Созданы и функционируют индустриальные парки в полюсах роста (Волгодонск, Шахты, Таганрог). В регионе поддерживаются культурные институции, развивается инфраструктура поддержки креативных отраслей и креативного предпринимательства. С целью стимулирования реализации инновационных проектов, роста уровня инновационной активности предприятий и формирования инновационного мышления детей и молодежи предоставлены субсидии на создание центров молодежного инновационного творчества «Умный кубик», «РОБОТОSchool». Создан центр молодежного инновационного творчества «Центр истинных ценностей» - инновационно-технологическое и креативное пространство, на базе которого функционирует клуб молодых креативных предпринимателей. Министерством культуры Ростовской области разработаны региональные проекты по развитию креативных инициатив: «Цифровая культура», «Творческие люди», «Культурная среда». Регионом заключено соглашение о сотрудничестве с Роскультцентром на экспертное и методологическое сопровождение, в том числе на разработку долгосрочной стратегии по развитию креативных индустрий в регионе, образовательных и культурных мероприятий, создание межведомственных механизмов взаимодействия, исследования состояния рынка и положения креативного предпринимательства в Ростовской области.

Креативные индустрии Краснодарского края также стремительно развиваются. Среди наиболее заметных секторов креативной индустрии можно отметить рекламу, дизайн, фотографию, видеопроизводство, арт-проекты, а также культурные и развлекательные мероприятия. В Краснодарском крае есть крупный центр креативной сферы - город-курорт Сочи. Инвестиции в город за последнее десятилетие усилили туристическую и логистическую инфраструктуры. В 2022 г. на базе Краснодарского краевого колледжа культуры в ст. Северская открылась первая «Школа креативных индустрий». В том же году проект города Армавира «Культурное пространство «Локация»» вошел в Топ-100 проектов России, поданных на конкурс «Лучшие молодежные проекты в сфере креативных индустрий».

Высокий уровень вклада креативных индустрий г. Севастополь в ВРП обеспечен высокой занятостью в предприятиях, осуществляющих деятельность в области разработки компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, а также деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа. Данные предприятия составляют 33 % от общего числа организаций. В городе Севастополе ежегодно проводятся масштабные культурные мероприятия, например, международный фестиваль профессиональных театров танца «ART-бухта». Функционирует креативное пространство - открытая летняя площадка «Театральная улица» для свободного творчества со сценой, оборудованной необходимой аппаратурой, а также зрительный зал. Проект «Театральная улица» способствует объединению молодых актеров, а также любителей кино и театров для совместного творчества с целью развития культурной городской среды.

Республика Калмыкия и Республика Адыгея по своему социально-экономическому и территориальному развитию уступают другим субъектам ЮФО, что в свою очередь затрагивает развитие креативных индустрий. В регионах отсутствуют крупные компании, работающие в сфере

дизайна, архитектуры, мультимедиа и других направлений креативной индустрии. Однако некоторые предприниматели занимаются производством национальных товаров, есть небольшие творческие группы и студии, занимающиеся фотографией, видеопродакшеном, дизайном сайтов и брендингом. В целом, уровень развития креативной отрасли в этих регионах нуждается в поддержке со стороны правительства и бизнес-сообщества. В настоящее время в Республике Калмыкия осуществляют деятельность более 15 творческих объединений, направленных на обеспечение творческого и культурного развития личности, успешной и эффективной самореализации молодежи, ее участие в культурной жизни региона. Также Республика Калмыкия включена в список 14 пилотных регионов по реализации проекта создания арт-резиденции. В настоящее время проходит второй этап программы по формированию проекта.

Креативный сектор Волгоградской области достаточно активный, в регионе присутствуют образовательные организации, направленные на подготовку кадров, занятых в креативном секторе [7]. В 2023 г. была утверждена программа сотрудничества региона с г. Санкт Петербургом, в том числе и по направлениям креативной индустрии. В регионе активно развивается социальная сфера - образование, культура, IT-технологии, активно ведется работа по реновации промышленных зон в свободные пространства (лофт, коворкинг). Активную деятельность по улучшению креативного потенциала ведет Центр урбанистики. На базе Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова работают клубы, кружки, секции по изучению культурных, творческих технологий. На площадке музея-заповедника «Старая Сарепта» открыта креативная лаборатория по концепции открытого креативного пространства, работа которого сконцентрирована на создании творческих единиц, служащих для создания бренда региона.

В целом, креативный сектор Волгоградской области обладает определенной специализацией, что позволяет достичь рядам видов деятельности высоких показателей - так, в г. Урюпинске развито полиграфическое производство; во многих муниципальных районах, не являющихся городами, есть значительный процент организаций, осуществляющих культурно-просветительскую деятельность (библиотеки, музеи, арт-деятельность в области фотографии, мода и дизайн украшений).

Доля креативной отрасли Астраханской области в экономике довольно незначительная, однако креативный сектор имеет потенциал для дальнейшего развития. Креативная индустрия, такая как дизайн, архитектура, изобразительное искусство, музыкальная индустрия и технологии развлечений, имеет потенциал для создания высокодоходных рабочих мест и привлечения инвестиций. Тем не менее, в последнее время проводятся определенные мероприятия по поддержке и развитию креативных индустрий в регионе. Так, в 2019 году была создана централизованная площадка «Культура живого дела» для проведения мероприятий и промоушена творческих продуктов. Также регулярно организуются фестивали, выставки и конкурсы, призванные стимулировать развитие креативных индустрий.

На основе собранных данных о субъектах ЮФО был произведен расчет оценки вклада креативны индустрий в ВРП. Для расчета приближенной оценки доли креативных индустрий были использованы исходные данных из российских источников статистической информации Росстата и Атласа креативных индустрий Российской Федерации.

Как следует из приведенных в табл. 1 данных, к числу регионов ЮФО, характеризующихся наиболее высоким уровнем креативного развития, можно отнести Краснодарский край и Ростовскую область, к регионам со средним уровнем - Республика Крым, г. Севастополь и Волгоградскую область, к низкому - Астраханская область, Республика Адыгея и Республика Калмыкия.

Для более углубленной оценки обратимся к моделям определения индекса креативности, базирующимся на исследованиях российских и зарубежных авторов [8-9]. Индекс креативной активности - показатель, характеризующий уровень развития креативного сектора в регионе, необходимый для относительной оценки креативных индустрий с разной численностью населения, также позволяет оценить возможности инновационно-креативного сектора1.

1 Исследования ВШЭ

https://www.hse.ru/data/2022/02/16/1747107914/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_Creative_Cities_02-2022.pdf.

Таблица 1. - Креативное развитие субъектов ЮФО (составлено авторами по данным [10])

Table 1. - Creative development of the subjects of the Southern Federal District

Показатель Все субъекты РФ Ростовская область Краснодарский край Республика Крым город Севастополь Волгоградская область Астраханская область Республика Адыгея Республика Калмыкия

Общий объем оборота всех организаций, млн руб. 235630 5 288 581,8 8 115 779,5 911 019,0 226 145,4 2 238 951,3 926 050,1 380 555,9 67 338,9

Организации задействовано в креативных индустриях региона, тыс. 747,8 17 25,8 8,2 2,8 7,8 2,9 1 0,85

От всех организации области приходится на креативные индустрии, % 9,68 7,6 7,3 8,2 10,1 7,9 7,2 8,4 6,9

Среднесписочная численность работников организации креативных индустрии региона, тыс. чел 1612,5 24,3 35,1 6,2 3,3 9,8 3,4 0,5 0,34

От общей численности сотрудников области приходится на креативные индустрии, % 4,98 3,2 3,4 1,9 4,4 2,1 1,9 1,2 0,7

Выручка организации креативных индустрии, млрд руб. 1073 70,8 123,5 30,2 5,5 20,8 6,3 1,2 0,9

От суммарной выручки всех организации приходится на креативные индустрии, % 4,21 1,9 1,8 2,5 4,3 1,2 1,1 0,8 2,5

Приближенная оценка вклада креативных индустрии в ВРП, % 4,98 3,2 3,4 1,9 4,4 2,1 1,9 1,2 0,7

Уровень развития креативной индустрии в регионах зависит многих факторов, например, таких как:

1. Уровень развития образования и науки (количество образовательных центров, университетов, научных центров, научно-исследовательского персонала и т.д.).

2. Уровень экономического развития (социально-экономическое развитие региона, благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности, перспективы реализации проектов).

3. Уровень предпринимательской активности (количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых, условия для развития молодежного предпринимательства, поддержка стар-тап-проектов студентов).

4. Уровень социокультурной активности (посещение театров, библиотек, музеев, выставок, участие в культурно-досуговых мероприятиях).

5. Количество и качество государственной поддержки деятельности в сфере культуры, искусства, науки и техники.

Учет структуры креативного сектора в конкретных субъектах, соотношения в них локальных и городских бизнес-индустрии, особенностей исторического развития и пространственного размещения отдельных отраслей позволит предложить набор эффективных мер политики, направленных на поддержку данного сектора. Креативные индустрии в регионах ЮФО требуют индивидуального управленческого подхода, ориентированного на глобальное лидерство и конкуренцию. Также важным моментом является сотрудничество и партнерство со сторонами, включая государственные и частные организации, инвесторов и академическое сообщество.

Анализируя тенденции развития креативных индустрий в субъектах ЮФО, можно выделить основные механизмы, влияющие на рост и увеличение показателей креативной активности региона (см. табл. 2):

- создание кластеров инноваций и технологий, которые способствуют сотрудничеству между предприятиями, учеными и культурными организациями;

- развитие культурной инфраструктуры и рекреационных зон, которые могут привлекать туристов в регионы;

- формирование пространств для творческих людей, обмена идей и разработки проектов;

- поддержка и развитие новых форм бизнеса, которые основаны на использовании новых технологий, создании коллективного творчества;

- развитие образовательных программ и центров, созданных для развития творческих способностей и навыков у жителей регионов;

- поддержка запуска новых стартапов и инновационных проектов, включая финансирование;

- содействие взаимодействию и организация коллаборации между креативными и инновационными компаниями и другими заинтересованными сторонами в регионе;

- создание и развитие кластеров высокотехнологичной и креативной промышленности, способных привлекать инвесторов и талантливые кадры;

- поддержка предпринимательской деятельности, финансовых инвестиций и создание новых рабочих мест в креативных отраслях;

- развитие инновационной инфраструктуры, включающей в себя надежные коммуникационные и транспортные системы;

- разработка программы, предоставляющей креативным компаниям и предпринимателям доступ к субсидиям, грантам и налоговым льготам;

- разработка системы обучения, в том числе создание инновационных учебных программ, которые способствуют развитию творческого мышления и инновационных методов решения проблем.

Такие механизмы могут способствовать росту экономики и повышению стандартов жизни в регионе, обеспечивают стабильность и рост инвестиций в креативные отрасли, а также привлекают талантливых специалистов и предпринимателей. В целом, механизмы взаимодействия элементов экосистемы креативной индустрии многообразны и сложны, и их понимание является ключевым фактором для успешного развития креативной индустрии.

Таблица 2. - Анализ наличия факторов развития креативной отрасли в регионах ЮФО

(составлено авторами)

Table 2. - Analysis of the presence of factors for the development of the creative industry in the regions of the Southern Federal District

Регион Наличие региональной стратегии развития КИ Наличие функционирующего регионального кластера КИ Наличие инструментов поддержки КИ/МСП Наличие центров компетенций Наличие центров по подготовке кадров КИ

Ростовская область - - + + +

Краснодарский край - + + + +

Республика Крым + + + + +

город Севастополь - - + + -

Волгоградская область - + + - +

Астраханская область - - + - +

Республика Адыгея - - - - -

Республика Калмыкия - - - - +

Также в экосистеме креативных индустрий особую роль играют культурные центры, галереи и музеи, которые занимаются продвижением творческих работ и привлечением публики к ним. Кроме того, большое значение имеют медиафирмы, которые продвигают творческие работы через различные каналы информации, хотя креативные индустрии являются очень инновационными, они сталкиваются с рядом проблем при проведении исследований и разработок, в том числе:

- их результаты в основном нематериальные и во многих случаях уникальны, что означает, что традиционные методы управления и финансирования НИОКР не всегда могут работать;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- они характеризуются большим количеством субъектов малого и среднего предпринимательства, и как следствие, им может не хватать потенциала для стратегических исследований и разработок, включая связи с академическим сообществом;

- результаты творческой деятельности, исследования или новые технологии не всегда признаются и используются;

- большой процент «креативного класса» составляют фрилансеры.

Тенденции развития креативных индустрий представляют собой эффективный инструмент, направленный на улучшение социально-экономического развития субъектов ЮФО. Большинство регионов проявляют интерес к развитию креативных индустрий, некоторые уже имеют достаточную базу для ее функционирования и конкурентные преимущества в разной степени. Наиболее активно этот сектор развивается в Краснодарском крае и Ростовской области.

Развитие креативных индустрий в Южном федеральном округе благотворно влияет на экономику регионов, территориальное устройство, привлекательность центральных и периферийных городов (например, кейс г. Урюпинск Волгоградской области), может стать одним из ключевых факторов экономического роста регионов Южного федерального округа. Сотрудничество между представителями креативных индустрий, государственными органами и другими экоси-стемными элементами креативной индустрии субъектов Южного федерального округа может стать основой для реализации межрегиональных креативных проектов.

Список источников

1. Пономарева А. М., Игнатова Т. В. Разработка матрицы иновационно-креативного развития города на основе индексного метода // Вопросы регулирования экономики. 2018. № 3. С. 37-47.

2. Ефимова А. С. Концептуальные основы экосистемы креативной индустрии // Конкурентоспособность в глобальном мире. 2023. № 4. С. 135-139.

3. Развитие креативной экономики региона: (на примере Республики Крым) / О. В. Локота, А. В. Баранов, Т. В. Подольская [и др.]. - Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2020. 172 с.

4. Смольянова И. В. Развитие креативных индустрий как перспективный инструмент региональной социально-экономической политики // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 10. С. 3771-3784.

5. Смольянова И. В. Компаративистский анализ приоритетов социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа // Креативная экономика. 2023. Том 17. № 2. С. 731-746.

6. Морозова С. С., Бабюк И. А. Развитие креативных пространств как источник роста социального капитала в цифровую эпоху // Креативная экономика. 2023. Том 17. № 2. С. 527-540.

7. Акимова О. Е. Анализ потенциала развития креативных индустрий в Волгоградской области // Вопросы региональной экономики. 2021. № 2(47]. С. 19-27.

8. Морданов М. А. Оценка уровня креативности регионов России: применение индекса Флориды в современных реалиях // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 6. С. 2093-2110.

9. Грошев И. В., Краснослободцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66-78.

10. Атлас креативных индустрий Российской Федерации / Т. Журавлёва, И. Токарев, О. Гай. М.: Агентство стратегических инициатив, 2021. 558 с.

References

1. Ponomareva A. M., Ignatova T. V. Elaboration of Innovative and Creative City Development on the Basis of Index Method. Journal of Economic Regulation, 2018;(3]:37-47. (In Russ.]

2. Efimova A. S. Ecosystem conceptual foundations creative industrial. Konkurentosposobnost' v glob-al'nom mire = Competitiveness in a global world: economics, science, technology. 2023;(4):135-139. (In Russ.]

3. Lokota O. V., Baranov A. V., Podolskaya T. V. anr others. Creative economy of the region (Republic of Crimea). Rostov-on-Don; 2020. 172 p. (In Russ.]

4. Smolyanova I. V. (2022] Development of creative industries as a promising tool for regional socioeconomic policy. Kreativnaya ekonomika = Creative economy. 2022;16 (10): 3771-3784. (In Russ.]

5. Smolyanova I. V. Comparative analysis of the socio-economic development priorities of the Southern Federal District regions. Kreativnaya ekonomika = Creative economy. 2023;17(2):731-746. (In Russ.]

6. Morozov, S. S., Babyuk I. A. Development of creative spaces as a source of social capital growth in the digital age. Kreativnaya ekonomika = Creative economy. 2023;17(2]:527-540. (In Russ.]

7. Akimova O. E. Analysis of the creative industries development potential in the Volgograd region. Voprosy regional'noi ekonomiki = Economic Issues in Regional Integration. 2021;2(47]:19-27. (In Russ.]

8. Mordanov M. A. Assessing the level of creativity in Russian regions: application of the Florida index to current realities. Kreativnaya ekonomika = Creative economy. 2022;16(6]:2093-2110. (In Russ.]

9. Groshev I. V., Krasnoslobodtsev A. A. Digitalization and creativity of Russian regions. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2020;(5]:66-78. (In Russ.]

10. Zhoruvleva T., Tokarev I., Gai O. Atlas of Creative Industries of the Russian Federation. Moscow; 2021.

558 p.

Информация об авторах

А. С. Ефимова - аспирант кафедры экономики, финансов и природопользования, эксперт отдела современных образовательных технологий инновационно-технологического центра ЮРИУ РАНХиГС. Н. В. Брюханова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и природопользования, директор учебно-научного центра ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the authors

A. S. Efimova - Postgraduate student of the Department of Economics, Finance and Environmental Management, expert of the Department of Modern Educational Technologies of the Innovation and Technology Center of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

N. V. Bryukhanova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics, Finance and Nature Management, Director of the Educational and Scientific center of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.05.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 29.05.2023.

The article was submitted 16.05.2023; approved after reviewing 26.05.2023; accepted for publication 29.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.