Тенденции развития качества дошкольного образования (на основе результатов всероссийского исследования с использованием ECERS)
Ле-ван Татьяна Николаевна Московский городской педагогический университет
г.Москва (Россия)
Шиян Игорь Богданович Московский городской педагогический университет
г.Москва (Россия)
Шиян Ольга Александровна Московский городской педагогический университет
г.Москва (Россия)
Ключевые слова: дошкольное образование, оценка качества, национальное исследование, образовательная среда, ECERS
В 2016-2017 в рамках проекта национального исследования качества образования Рособрнадзора лабораторией развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ было проведено всероссийское исследование качества дошкольного образования. В 2016 участвовало 423 ДОО из 40 субъектов РФ; в 2017 - 1301 ДОО из 74 субъектов РФ (около 2,6% всех ДОО и 87% субъектов). 358 ДОО участвовали в исследовании дважды. Основной инструмент исследования - шкалы ECERS-R. Дополнительно использовался опросник для воспитателей о факторах, влияющих, на их взгляд, на качество образования. Выборка ДОО составлялась региональными командами в соответствии с дизайном исследования (1/3 - победители конкурсов, лидеры рейтингов (условно кластер «Лучшие»), 2/3 - рандомные ДОО (кластер «Случайные»)). В 2017 среднее значение индекса качества образовательной среды составило: «Лучшие» - 4.05, что выше на 0.17 балла по сравнению с 2016; «Случайные» - 3.74, что выше на 0.37 балла, чем результаты в 2016. Внутри кластеров сопоставлены результаты 2017 у ДОО, участвовавших впервые (группа 1) и повторно (группа 2). В кластере «Лучшие» разница между средними значениями индекса качества групп 1 и 2 - 0.41 в пользу группы 2, в кластере «Случайные» - 0.19 в пользу группы 2. В обоих случаях диапазоны доверительных интервалов групп 1 и 2 не пересекаются (а < 0.01), что дает основания считать группы различными. Таким образом, детские сады обоих кластеров, участвующие повторно, показали значимо лучшие результаты, чем
«новички», что позволяет предположить положительное влияние участия в исследовании на качество образования.
Диапазон доверительных интервалов «Лучших» и «Случайных» по данным 2016 не пересекается с диапазоном аналогичных кластеров по данным 2017 для ДОО, участвовавших впервые, что позволяет говорить и о тенденции улучшения качества дошкольного образования в целом, вне зависимости от участия в исследовании.
Прослеживалась динамика каждой ДОО, участвовавшей повторно: 56.60% ДОО улучшили индекс качества >0,18 балла (точность сравнения определялась, исходя из возможной погрешности экспертной работы, равной 5%), у 23.40% ДОО индекс качества остался без изменений, у 20.00% ухудшился. Достаточно устойчивые корреляции (Rmin=0.189; Rmax=0.315) обнаружены между положительной динамикой средних значений большинства подшкал и характером методической работы с педагогами по результатам исследования 2016. Существенным оказалось знакомство педагогов с результатами исследования их ДОО, тогда как количество встреч существенно не повлияло на динамику.
Список литературы:
1. Ле-ван Т.Н. Развивающая оценка качества дошкольного образования с использованием международных шкал комплексной оценки ECERS: проблемы и перспективы // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 50-65.
2. Реморенко И.М. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» / И.М. Реморенко, О.А. Шиян, И.Б. Шиян, Т.Г. Шмис, Т.Н. Ле-ван, Я.Я. Козьмина, Е.В. Сивак // Современное дошкольное образование. 2017. №1. С. 34-49.
3. Хармс Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / Т. Хармс, Р.М. Клиффорд, Д. Крайер. М.: Национальное образование, 2016. 130 с.
4. Шиян И.Б. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы / И.Б. Шиян, С.А. Зададаев, Т.Н. Ле-ван, О.А. Шиян // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. №2. С. 77-92.
5. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №7. С.38-49.
6. Le-van T.N. Teaching staff background of reforms in Russian preschool education and the professional development of teachers / T.N. Le-van, I.B. Shiyan, O.A. Shiyan // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. Pp. 201-205.
7. Sylva K. The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12 / K. Sylva, E. Melhuish, P. Sammons, I. Siraj-Blatchford, B. Taggart. London: Department for Education / Institute of Education, University of London, 2004.
8. Tietze W. Comparisons of observed process quality in early child care and education programs in five countries / W. Tietze, D. Cryer, J. Bairrao, J. Palacios, G. Wetzel // Early Childhood Research Quarterly, Volume 11, Issue 4, December 1996, Pages 447-475.