Научная статья на тему 'Тенденции развития искусственного интеллекта в Японии: «Общество 5.0» и статус «Электронное лицо»'

Тенденции развития искусственного интеллекта в Японии: «Общество 5.0» и статус «Электронное лицо» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / искусственный интеллект / робот-андроид / «Общество 5.0» / статус «Электронное лицо» / морально-этические дилеммы цифрового общества. / Japan / artificial intelligence / robot / Society 5.0 / e-person status / electronic person / moral and ethical dilemmas of digital society.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богомазова Н. Л.

В статье рассматриваются тенденции развития искусственного интеллекта в японском обществе, анализируются такие понятия как: «Общество 5.0» и статус«Электронное лицо». Одним из мировых лидеров по цифровым платформам, нейросетям, ИИ и роботизации является Страна восходящего солнца.Основная задача «Общества 5.0» это усиление связи между научно-технологическими инновациями в области цифровых технологий и социумом. исследуется вопрос о наделении роботов-андроидов статусом «электронное лицо» на законодательном уровне. Выделяются морально-этические дилеммы, связанные с формированием«Общества 5.0». Представители гуманитарной и технической элиты высказывают предположения о возможной опасности морального рессентимента и полной интеллектуальной деградации человечества, связанной с цифровизацией мирового пространства: абсолютная интеграция естественного и искусственного интеллекта может стать величайшей ошибкой человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of artificial intelligence in Japan: "Society 5.0" and the status of "Electronic face"

The article discusses trends in the development of artificial intelligence in Japanese society, analyzing such concepts as "Society 5.0" and the status of the "Electronic Person". One of the world leaders in digital platforms, neural networks, AI and robotization is the Land of the Rising Sun. The main objective of "Society 5.0" is to strengthen the connection between digital scientific and technological innovation and society. The paper analyses the issue of giving robots the status of "electronic person" at the legislative level. The author highlights the moral and ethical dilemmas associated with the formation of "Society 5.0". Representatives of the humanitarian and technical elite make assumptions about the possible danger of moral resentment and complete intellectual degradation of humanity associated with the digitalization of the world space: the absolute integration of natural and artificial intelligence may become the greatest mistake of the human race.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития искусственного интеллекта в Японии: «Общество 5.0» и статус «Электронное лицо»»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЦАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н. Л. Богомазова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯПОНИИ: «ОБЩЕСТВО 5.0» И СТАТУС «ЭЛЕКТРОННОЕ ЛИЦО».

В статье рассматриваются тенденции развития искусственного интеллекта в японском обществе, анализируются такие понятия как: «Общество 5.0» и статус «Электронное лицо». Одним из мировых лидеров по цифровым платформам, нейросетям, ИИ и роботизации является Страна восходящего солнца.Основная задача «Общества 5.0» - это усиление связи между научно-технологическими инновациями в области цифровых технологий и социумом. исследуется вопрос о наделении роботов-андроидов статусом «электронное лицо» на законодательном уровне. Выделяются морально-этические дилеммы, связанные с формированием «Общества 5.0». Представители гуманитарной и технической элиты высказывают предположения о возможной опасности морального рессентимента и полной интеллектуальной деградации человечества, связанной с цифровизацией мирового пространства: абсолютная интеграция естественного и искусственного интеллекта может стать величайшей ошибкой человечества.

Ключевые слова: Япония, искусственный интеллект, робот-андроид, «Общество 5.0», статус «Электронное лицо», морально-этические дилеммы цифрового общества.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN JAPAN: "SOCIETY 5.0" AND THE STATUS OF "ELECTRONIC PERSON"

The article discusses trends in the development of artificial intelligence in Japanese society, analyzing such concepts as "Society 5.0" and the status of the "Electronic Person". One of the world leaders in digital platforms, neural networks, AI and robotization is the Land of the Rising Sun. The main objective of "Society 5.0" is to strengthen the connection between digital scientific and technological innovation and society. The paper analyses the issue of giving robots the status of "electronic person" at the legislative level. The author highlights the moral and ethical dilemmas associated with the formation of "Society 5.0". Representatives of the humanitarian and technical elite make assumptions about the possible danger of moral resentment and complete intellectual degradation of humanity associated with the digitalization of the world space: the absolute integration of natural and artificial intelligence may become the greatest mistake of the human race.

N. L. Bogomazova

Tolstoy Tula State Pedagogical University

(Tula, Russia)

Keywords: Japan, artificial intelligence, robot, Society 5.0, e-person status, electronic person, moral and ethical dilemmas of digital society.

DOI 10.22405/2304-4772-2024-1 -2-56-64

«Ошибкой было бы полагать, что освободившиеся от рутинных дел и хлопотной работы люди обретут счастье - напротив, это чревато потерей блеска жизни»

Масахико Симада [12]

XXI век - это эра цифровых информационно-коммуникативных процессов [1], многоцелевых, наукоемких и многофункциональных технологий (High-Tech). High-Technology, воздействуя на социокультурную сферу, содействовали возникновению высоких гуманитарных технологий - High-Hume, которые в свою очередь предназначены для изменения человеческого мировоззрения как индивидуального, так и коллективного. Высокие гуманитарные технологии наряду с нанотехнологиями в области роботизации и искусственного интеллекта являются неотъемлемой составляющей «Общества 5.0» [2].

Революция искусственного интеллекта (далее - ИИ) в мировом социуме была вызвана рядом научных открытий: облачные вычислительные ресурсы, веб-сбор данных, адаптивные искусственные нейронные сети, обучение «методом обратного распространения ошибки». Инновационные алгоритмы обработки информационных данных стимулировали появление цифровых технологий, на основе ИИ.

Основные тенденции развития и внедрения ИИ имеют ряд направлений:

1) масштабирование алгоритмов при работе с информацией глобального объёма;

2) обучение сверхточных нейронных сетей;

3) формирование у ИИ функции самостоятельного принятия решения («компьютерная программа AlphaGo»).

Одним из мировых лидеров по цифровым платформам, нейросетям, ИИ и роботизации является Япония. Политика государства направлена на внедрение искусственного интеллекта во все сферы общественной жизни. Японские власти предпринимают действия, направленные на обеспечение устойчивого и всестороннего благосостояния уровня граждан, в связи с чем правительство заявило о новой социально-технической революции, о формировании «Общества 5.0» или «Super Smart Society» - «Сверхумное общество».

Обратимся к истории термина: «Общество 1.0» было связано с возникновением первобытной культуры; «Общество 2.0» - с возникновением сельского хозяйства; «Общество 3.0» - с преобразованием окружающей среды в целях повышения сельскохозяйственной прибыли и «Общество 4.0» - с возникновением массовой промышленности.

Основная задача «Общества 5.0» - это усиление связи между научно-технологическими инновациями в области цифровых технологий и социумом, установление на законодательном уровне этических и юридических аспектов взаимодействия человека с роботом. В связи с чем, в Японии был создан консультативный совет, под руководством представителей технологического бизнеса и во главе с доктором наук Юко Хараяма, по вопросам использования ИИ для улучшения жизни граждан. Члены консультативного совета размышляют о создании новой этики, связанной с изменением взаимоотношений между людьми и ИИ: необходимо четко отделять решения, принятые человеком от решений, принятых роботом; проблема манипулирования ИИ эмоциями и поведением индивидов. Совет предлагает пересмотреть само понятие «человеческие чувства»: например, протез с ИИ является ли частью человека или следует ли различать достижения, исключительно достигнутые человеком и совместно с искусственным интеллектом? Кто несет ответственность за риски, связанные с использованием ИИ: право к доступу персональных данных; кто обладает правом собственности на живописное полотно, нарисованное ИИ и т.д.?

Одной из основных задач в области японского образования на сегодняшний день является анализ недостатков и преимуществ искусственного интеллекта, прогнозирование рисков внедрения ИИ в учебный процесс на разных ступенях. К вопросам социального порядка относиться проблема зависимости от ИИ и абсолютной заменой им человеческого общения.

Члены консультативного совета пришли к выводу, что регулированием взаимоотношений между социумом и инновационными технологиями, в частности с ИИ, должно проводиться на государственном уровне в формате создания четкой законодательной базы.

В 2019 году правительство Японии опубликовало «Социальные принципы человекоцентричного Искусственного интеллекта» - декларация принципов внедрения искусственного интеллекта в общество. Эти принципы базируются на трех нравственных ценностях: человеческое достоинство, разнообразие/инклюзивность и устойчивость. Целью социальных принципов является их реализация с помощью ИИ.

В отчете «Управления ИИ в Японии версия 1.1», который был опубликован Министерством экономики, торговли и промышленности (2021 год), даны рекомендации по внедрению и регулированию искусственного интеллекта в японское общество и утверждалось, что нецелесообразно предпринимать какие-либо ограничительные меры в использования ИИ: такие «юридически обязательные горизонтальные требования к системам ИИ в настоящее время считаются ненужными». Это связано с тем, что нормативные акты сталкиваются с трудностями, чтобы идти в ногу со скоростью и сложностью инноваций в области ИИ» [3].

Закон «О прозрачности цифровых платформ» предъявляет требования к онлайн-центрам, компаниям, магазинам и приложениям, занимающимся цифровой рекламой, предпринимать меры по предотвращению рисков,

раскрытию информации о них в целях обеспечения безопасности и справедливости в сделках с бизнес-пользователями.

Издание The Japan Times обладает информацией о том, что японское правительство рассматривает возможность внедрения системы анализа больших данных на основе искусственного интеллекта, что приведёт, по мнению властей, к ускоренному принятию политических решений. Система «Palantir Technologies» оперативно собирает и систематизирует данные. Среди ее пользователей финансово-кредитные и разведывательные учереждения, государственные структуры.

С 2023 года в Японии токийские власти начали использовать программу на основе ИИ Chat GPT: чат-бот составляет информационные документы в городских ведомствах для местного населения. Нейросеть умеет вести диалог с пользователем, генерировать тексты различных форматов и стилей, писать коды на разных языках программирования и выполнять другие задачи. Губернатор Токио, Юрико Коикэ, высказала мысль о том, что: «Искусственный интеллект обладает значительным потенциалом и может помочь улучшить работу администрации. Мы будем использовать преимущества нейросети, но при этом учтем ее недостатки» [4].

Цифровое «Общество 5.0» предполагает наличие чат-ботов и роботов-андроидов в различных социальных сферах взаимодействия людей и искусственного интеллекта, в связи, с чем в правовом плане возникает вопрос об их статусе в обществе. В Европе, в 2017 году были опубликованы «Нормы гражданского права о робототехнике» [5], в которых определялась необходимость определения правого статуса для роботов-андроидов (человекоподобный цифровой механизм с ИИ). Введен термин «электронное лицо», т.е. андроид будет нести ответственность за совершенные им действия, принимать решения независимо от третьих лиц - человека и других электронных устройств с ИИ.

«По мнению Джоанны Брайсон (профессор в области ИИ, Великобритания) использование термина «электронное лицо» указывает на чёткое намерение придать некоторым интеллектуальным предметам статус личности, наделённой правосубъектностью, которой наделено и большинство людей» [6]. «Краеугольным камнем подобного рода дискуссий является вопрос: могут роботы обладать самосознанием, свободой воли, чувствами и личными

интересами? Однако......в правовой сфере сознание и самосознание не является

необходимым или достаточным условием для наделения правосубъктностью, «поскольку, с одной стороны, полностью сознательные физические лица, такие как дети, рабы, были лишены полной правосубъектности, а, с другой стороны, люди, временно необладающие сознанием, например, находящиеся в коме или спящие, на этом основании её не лишаются, хотя и в некоторых случаях не могут осуществлять реализацию многих своих прав» [7].

Исследователи данного вопроса выделяют ряд аргументов против наделения роботов статусом «электронное лицо»:

1) электронное устройство с ИИ не может быть привлечено к ответственности за совершаемые действия, в связи с чем может оказаться под

вопросом его возможность реализовывать свои права, выполнять возложенные на него обязанности и нести за них ответственность;

2) электронное устройство с ИИ не имеют возможности, в силу своей цифровой природы, осуществлять нравственные и субъективные действия.

«Наделение юнита искусственного интеллекта правовым статусом электронного лица должно быть направлено не на признание автономностии самостоятельности такого юнита и освобождение физических и юридических лиц от ответственности за его действия, а наоборот, на укрепление такой подотчётности и решение проблем идентификации юнитов искусственного интеллекта и стоящих за ними реальных людей» [8].

Существует иное мнение по поводу наделения робота правовым статусом «электронное лицо»: роботов необходимо наделить правосубъектностью с целью освобождения их изобретателей от потенциальной ответственности за совершаемые ими действия. Также придание данного статуса может быть эффективно в электронном бизнесе, в области идентификации и определения юрисдикции, или может способствовать решению вопросов с интеллектуальной собственностью, созданной ИИ [9].

«Создание отдельного правового статуса электронного лица приведёт ксозданию нового правового института, в рамках которого действия роботов будут контролироваться и управляться отдельно от его владельца илиэксплуатанта, а также позволит прояснить, что происходит при вступлении в правоотношения с роботами, и определить отношения между роботом и третьей стороной, а также между роботом и его владельцем» [8], следствием чего будет создание единого реестра «электронных лиц» по аналогии с реестрами «юридических лиц». В реестр «электронных лиц» будут поступать документы, содержащие информацию о владельцах «электронных лиц» и их полномочиях. Система реестров позволит избежать противоправных действий в отношении роботов и их создателей.

В мировом сообществе на сегодняшний день существуют примеры наделения роботов электронным гражданством: гонконгская компания Hanston Robotics создала робота-андроида Софию, получившего гражданство в Саудовской Аравии: искусственный интеллект обрел статус «электронной личности».

Представители гуманитарной и технической элиты высказывают предположения о возможной опасности морального рессентимента и полной интеллектуальной деградации человечества, связанной с цифровизацией мирового пространства. По мнению ученого Стивена Хокинга абсолютная интеграция естественного и искусственного интеллекта может стать величайшей ошибкой человечества, порождающей следующие морально-этические дилеммы «Общества 5.0»:

1) дилемма свободы и смысла, связанная с ценностным и смысловым нигилизмом;

2) дилемма технофобиии /технофилии;

3) дилемма информационного глобального пространства и локальных культур;

4) дилеммы информационного блага и информационного зла:

а) противоречие между информационной избыточностью и фейковостью новостных лент;

б) противоречие между информационной насыщенностью и деструктивным ее влиянием на эмоционально-психологическое состояние человека;

в) противоречие между свободой слова и манипуляцией с сознанием человека: утеря понимания общечеловеческих ценностей, традиций; явление манкуртизма;

5) дилемма свободы и ответственности представителя СМИ и пользователя массмедийной сферы [10, с. 70 - 71].

Одним из приоритетов ЮНЕСКО согласно программе «Информация для всех» -это решение проблем, стоящих на пути создания многокультурного информационного общества.

Культуролог Михель Гофман высказал мысль о том, что «Сегодня барьер между реальностью и созданной современными средствами информации, картиной мира, исчезает, так как факты реальности в них представлены как игровые элементы. В этой игре зрительных и словесных образов всё утрачивает свою стабильность и очевидность, главное в ней - движение, развитие, постоянное изменение. Став участником игры, потребитель информации и зрелищ перестаёт воспринимать мир серьёзно, в игре критическое отношение невозможно, оно выглядит смешным и наивным» [12].

«Общество 5.0», с цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, породило новое поколение - поколение Z, «поколение - гаджет» или поколение ««Copy&Paste». Планшет или смартфон стали неотъемлемой частью человека, его органом тела и сознания, навигатором жизни во всех сферах. Современное поколение без гаджет-помощников превращается, в интеллектуальном плане, в «инвалидов», не способных к размышлению, анализу, поиску причинно-следственных связей; не обладает навыками связанной и грамотной речи. В 2007 году было зафиксировано появление такого феномена как «цифровое слабоумие» (Digital Dementia) и это отнюдь не метафора, а медицинский диагноз - психическое расстройство у детей поколения Z, которое сопровождается органическими изменениями головного мозга: происходит разрушение тех участков, которые отвечают за коммуникацию, эмпатию, принятие решений, внимание. Проявление данных изменений выражается в агрессии, замкнутости, депрессивном настроении, отсутствии интереса к жизни и как результат в суицидальном поведении в случае недоступности гаджета и Интернет-сети [11]. Человеческий лик утрачивает свой интеллект, и на смену ему приходит «электронное лицо» с искусственным интеллектом.

Литература

1. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. СПб.: РНБ, 2004. 120 с.

2. Киселева Л. С. Хай-хьюм технологии в обществе будущего: сущность и назначение // «Общество 5.0»: парадоксы цифрового будущего : VII Садыковские чтения : материалы Междунар. науч.-образоват. конф. (Казань, 15-16 ноября 2019 г.) / под ред. Г. К. Гизатовой [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. С. 94-101.

3. Подход Японии к регулированию искусственного интеллекта и его влияние на председательство в G7 в 2023 году / Japan's Approach to AI Regulation and Its Impact on the 2023 G7 Presidency, CSIS // Национальный портал в сфере ИИ и применения нейросетей в России. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/normativnoe-regulirovanie-

ii/2023_podhod_yaponii_k_regulirovaniyu_iskusstvennogo_intellekta_i_ego_vliyani ejia_predsedatelystvo_v_g7_v_2023_godu_iapan_s_approach_to_ai_regulation_and _its_impact_on_the_2023_g7_presidency_csis/ (дата обращения: 26.02.2024).

4. Арбузова А. Зачем городские власти Токио внедрят ChatGPT в работу чиновников? // РБК Тренды : [страница сайта РБК]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/648877bb9a79474a5fa45221?from=copy (дата обращения: 26.02.2024).

5. European Parliament Resolution of 16 February 2017 with recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL)) // European Parlament : official site. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2017-0051_EN.html (access date: 02.04.2024).

6. Bryson J. J., Diamantis M. E., Grant T. D. Of, For, and By the People: The Legal Lacuna of Synthetic Persons // Artificial Intelligence and Law. 2017. Vol. 25. P. 273-291. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10506-017-9214-9 (access date: 02.04.2024).

7. Морхат П. М. Юнит искусственного интеллекта как электронное лицо // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 61-73.

8. Bayamlioрlu E. Intelligent Agents and Their Legal Status: An Essay on Artificial Intelligence and Personality // Ankara Bar Review. 2008. No. 1. P. 46-54.

9. Атик А. А. Этические дилеммы современного информационного пространства // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Т. 9, № 3A. С. 66-73.

10. Михель Гофман 2. Виртуальный человек // Проза.ру : рос. лит. портал. Свидетельство о публикации №219050400054. URL: https://proza.ru/2019/05/04/54 (дата обращения: 04.05.2024).

11. Сайкина Г. К. Поколение Z: цифровой суперинтеллект или цифровое слабоумие? // «Общество 5.0»: парадоксы цифрового будущего : VII Садыковские чтения : материалы Междунар. науч.-образоват. конф. (Казань, 15-16 ноября 2019 г.) / под ред. Г. К. Гизатовой [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. С. 194-202.

12. Симада М. Способен ли искусственный интеллект заменить человека? // СПбГУ : офиц. сайт. Дата размещения: 17.05.2017. URL:

https://spbu.ru/news-events/novosti/masahiko-simada-sposoben-li-iskusstvennyy-intellekt-zamenit-cheloveka. (дата обращения: 04.03.2024).

References

1. UNESCO ob informatsionnom obshchestve: osnovnyye dokumenty i materialy [UNESCO's Basic Texts on the Information Society]. Saint Petersburg, RNB Publ, 2004. 120 p. [In Russian]

2. Kiseleva L. S. Khay-kh'yum tekhnologii v obshchestve budushchego: sushchnost' i naznacheniye [Hi-Hume Technologies In Future Society: Essence and Purpose]. «Obshchestvo 5.0»: paradoksy tsifrovogo budushchego: VII Sadykovskiye chteniya: materialy Mezhdunar. nauch.-obrazovat. konf. (Kazan', 15-16 noyabrya 2019 g.) ["Society 5.0": The paradoxes of the digital future. VII Sadykov's readings: materials of the International Conference (Kazan, November 15-16, 2019)], eds G. K. Gizatova, O. G. Ivanova, A. R. Karimov et al. Kazan: Kazan University Press, 2019. Pp. 94-101. [In Russian]

3. Habuka H. 2023 Podkhod Yaponii k regulirovaniyu iskusstvennogo intellekta i yego vliyaniye na predsedatel'stvo v G7 v 2023 godu/Japan's Approach to AI Regulation and Its Impact on the 2023 G7 Presidency, CSIS. Artificial Intelligence of the Russian Federation. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/normativnoe-regulirovanie-

ii/2023_podhod_yaponii_k_regulirovaniyu_iskusstvennogo_intellekta_i_ego_vliyani e_na_predsedatelystvo_v_g7_v_2023_godujapan_s_approach_to_ai_regulation_and _its_impact_on_the_2023_g7_presidency_csis/ (accessed: 26.02.2024).

4. Arbuzova A. Zachem gorodskiye vlasti Tokio vnedryat ChatGPT v rabotu chinovnikov? [Why will Tokyo city authorities introduce ChatGPT into the work of officials?] RBK Trendy. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/648877bb9a79474a5fa45221?from=copy (accessed: 26.02.2024). [In Russian]

5. European Parliament Resolution of 16 February 2017 with recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL)). European Parlament. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2017-0051_EN.html (accessed: 02.04.2024).

6. Bryson J. J., Diamantis M. E., Grant T. D. Of, For, and By the People: The Legal Lacuna of Synthetic Persons. Artificial Intelligence and Law. 2017. Vol. 25. Pp. 273-291. URL: https://link. springer. com/article/10.1007/s10506-017-9214-9 (accessed: 02.04.2024).

7. Morkhat P. M. Yunit iskusstvennogo intellekta kak elektronnoye litso [Artificial intelligence unit as electronic personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence]. 2018. No. 2. Pp. 61-73 DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-61-73. [In Russian]

8. Bayamliorlu E. Intelligent Agents and Their Legal Status: An Essay on Artificial Intelligence and Personality. Ankara Bar Review. 2008. No. 1. Pp. 46-54.

9. Atik A. A. Eticheskiye dilemmy sovremennogo informatsionnogo prostranstva [Ethical dilemmas of the modern information space]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being]. 2020. Vol. 9. No. 3A. Pp. 66-73. [In Russian]

10. Gofman M. Virtual'nyy chelovek [Virtual person]. Proza.ru. URL: https://proza.ru/2019/05/04/54 (accessed: 21.05.2024) [In Russian]

11. Saykina G. K. Pokoleniye Z: tsifrovoy superintellekt ili tsifrovoye slaboumiye? [Generation Z: Digital Superintellect Or Digital Dementia?]. «Obshchestvo 5.0»: paradoksy tsifrovogo budushchego: VII Sadykovskiye chteniya: materialy Mezhdunar. nauch.-obrazovat. konf. (Kazan', 15-16 noyabrya 2019 g.) ["Society 5.0": The paradoxes of the digital future. VII Sadykov's readings: materials of the International Conference (Kazan, November 15-16, 2019)], eds G. K. Gizatova, O. G. Ivanova, A. R. Karimov et al. Kazan: Kazan University Press, 2019. Pp. 194-202. [In Russian]

12. Shimada M. Sposoben li iskusstvennyy intellekt zamenit' cheloveka? [Is artificial intelligence capable of replacing humans?]. SPbGU. Publication date: 17.05.2017. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/masahiko-simada-sposoben-li-iskusstvennyy-intellekt-zamenit-cheloveka (accessed: 13.05.2024) [In Russian]

Статья поступила в редакцию 21.05.2024 Статья допущена к публикации 24.06.2024

The article was received by the editorial staff21.05.2024 The article is approvedfor publication 24.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.