Научная статья на тему 'Тенденции развития информационной компетентности младших школьников'

Тенденции развития информационной компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCY / INFORMATION ACTIVITY / PRIMARY SCHOOL CHILD / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошнина Р. Ш., Хиленко Т. П.

Рассмотрены дидактические основы организации информационной деятельности младших школьников в контексте компетентностного подхода в начальном общем образовании. Основное внимание уделяется проблеме взаимосвязи организации информационной деятельности и развития информационной компетентности младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of building information competence in primary school

The article considers didactic principles related to organization of information activities for primary school children within the frame of competence approach to primary education. The key problem here is correlation between organization of information activities and development of information competence in primary school.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития информационной компетентности младших школьников»

УДК 372.4

Р.Ш. МОШНИНА, Т.П. ХИЛЕНКО

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены дидактические основы организации информационной деятельности младших школьников в контексте компетентностного подхода в начальном общем образовании. Основное внимание уделяется проблеме взаимосвязи организации информационной деятельности и развития информационной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетенция, информационная компетентность, информационная деятельность, младший школьник, начальное общее образование.

The article considers didactic principles related to organization of information activities for primary school children within the frame of competence approach to primary education. The key problem here is correlation between organization of information activities and development of information competence in primary school.

Key words: competence approach, information competence, information competency, information activity, primary school child, primary education.

В настоящее время стало очевидным, что говорить о готовности к какой-либо деятельности вне соответствующей компетентности бессмысленно.

В современном обществе умение работать с информацией ценится гораздо выше, чем простое владение большим объемом знаний без умения применять их для решения конкретных учебных, практических и жизненных задач. Поэтому качество образования сейчас все чаще связывают с умениями самостоятельного поиска и получения информации из разных источников, преобразования и оценки полученных сведений, формированием ключевых компетенций, владением различными способами информационной деятельности в реальной жизни, что указывает на необходимость применения компетентностного подхода в образовании.

© Мошнина Р.Ш., Хиленко Т.П., 2019

Термин «ключевые компетенции» используется для описания образовательных результатов различного уровня, в том числе и для предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Кроме того, если мы обратимся к документам ЮНЕСКО, то увидим там ряд ключевых компетенций, обозначенных как желаемый результат образования, которым должны быть оснащены молодые европейцы [3].

Заметим, что базовые для компетентностного подхода понятия - компетентность и компетенция - большинством исследователей определяются как неоднозначные. Так, под компетентностью подразумевается сложное психическое образование, рассматриваемое как уникальное свойство личности, а компетенция чаще всего рассматривается как измеряемая часть компетентности, т.е. как соответствие

унифицированному набору полномочий, задаваемых извне параметрами деятельности в соответствующей социальной роли.

Отсюда следует, что компетентность может быть проявлена только в соответствующей ей деятельности. Компетенция может быть реализована: а) при наличии соответствующей компетентности; б) при наличии определенных полномочий и условий включения в соответствующую деятельность. Очевидно, что научить ребенка чтению можно не иначе, как включив его в читательскую деятельность, чтобы научить общению - в коммуникативную, чтобы научить работать с информацией - в информационную.

Применение компетентностного подхода в начальном общем образовании определяется следующими принципами:

• трансформация исходной предметно-утилитарной цели формирования ЗУНов в трансдисциплинарную цель формирования компе-тентностей младших школьников;

• признание связи сенситивных периодов становления определенных качеств личности младших школьников с этапами, определяющими формирование компетентностей различных уровней;

• овладение разнообразными навыками работы с информацией, представленной в разных источниках, имеющих разнородные, а иногда и противоречивые данные, формирование критичного, продуктивного типа мышления;

• замена репродуктивных технологий усвоения значительных объемов информации и накопления ее впрок на интерактивные технологии овладения способами поиска,

отбора и интерпретации информации, их интериоризация, что является основной предпосылкой умения учиться самостоятельно.

Реализация компетентностного подхода в начальном общем образовании позволяет решить целый ряд актуальных для него проблем:

• взаимосвязь содержания подпрограмм, входящих в структуру ООП, и их ориентация на достижение качественно иного результата - ключевых компетентностей младших школьников (например, информационной);

• делегирование младшим школьникам полномочий, обеспечивающих их субъектную позицию в учебной деятельности;

• достижение ключевых компетент-ностей и критериальная оценка ключевых компетенций субъектами начального общего образования.

По мнению ряда исследователей, основными признаками компетентности являются: наличие знаний, которые освоены личностью на определенном этапе образования; мотивы, ценности и отношения личности к реализации своей компетентности на этом этапе; предметные и универсальные учебные действия, позволяющие успешно реа-лизовывать деятельность, соответствующую определенной компетентности; позитивный опыт реализации соответствующей деятельности в рамках установленной для личности компетенции [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [4] есть требования к планируемым результатам, которые при внимательном изучении могут быть соотнесены с компонентами ключевых компетентностей: представ-

лениями и понятиями, ценностями, действиями и опытом, которые в ходе реализации основной образовательной программы (ООП) необходимо преобразовать в знания, умения, отношения и позитивный личностный опыт различных видов деятельности.

Рассмотрим структуру и содержание информационной компетентности младших школьников через призму ее формирования в специально организованной деятельности младших школьников. Базовым компонентом информационной компетентности, являющимся основой для формирования готовности младших школьников к информационной деятельности, является когнитивный. Его содержание включает в себя представления и понятия об информации, информационных источниках, способах работы с информацией и критериях ее оценки. Для того чтобы эти элементы, которые объективно существуют в форме представлений и понятий, отражающие содержание конкретной предметной области, были интериоризированы учащимися и приобрели характер знаний, необходима целенаправленная работа педагога на основе интерактивных методов и приемов обучения. Среди способов формирования информационной компетентности можно выделить типовые задачи как специфический метод, обеспечивающий формирование метапредметных результатов в части универсальных учебных действий по поиску, преобразованию и оценке информации.

Существенными признаками, характеризующими типовые информационные задачи, являются следующие: соответствие задачи определенному компоненту информационной компетенции (когнитивной, аксиологической, интерактивной, эмпирической);

каждой задаче соответствует определенный набор взаимосвязанных действий (найди, прочитай, выдели, объясни и т.д.) и признак, который детерминирует целевое назначение типовых информационных задач - соответствие задачи определенному этапу информационной деятельности (поисковому, преобразовательному, оценочному). Рассмотрим типовые задачи, направленные на формирование знаний об информации, источниках информации, способах работы с ней.

В процессе анализа произведения А.П. Чехова «Каштанка» на литературном чтении детям даются критерии сравнения реальных и вымышленных событий и предлагается установить, какие события описаны в этом произведении по следующим существенным признакам:

• Указание места и времени событий.

• Ассоциация известных событий с описываемыми событиями.

• Наличие исторических памятников, связанных с этими событиями.

• Отсутствие сказочных героев.

• Отсутствие волшебных превращений.

На основании критериев дети делают вывод, что в указанном произведении описаны реальные, а не вымышленные (сказочные) события. Подобные задания окажутся чрезвычайно полезными для развития внимания к самым незначительным деталям в тексте, точности интерпретации воспринимаемой текстовой информации.

Формирование знаний само по себе не предполагает их применения в соответствующей деятельности, поэтому следующим компонентом, обеспечивающим готовность младшего школьника к информационной деятельности, является аксиологический, который

представлен ценностными отношениями собственно к информации, а также к деятельности с ней: поисковой, преобразовательной и оценочной.

Обратимся к культурно-исторической концепции развития личности Л.С. Выготского. Согласно ей развитие психики происходит в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Доказано, что психические функции, данные природой, в процессе обучения и воспитания преобразуются в функции высшего уровня развития: интериоризация индивидом человеческих ценностей [1].

Специфика информационной деятельности состоит в том, что стремительно меняются ценности, связанные с информацией. Приведем примеры этих изменений на задачах по формированию ценностных отношений.

Детям предлагается поразмышлять на тему: «Что может быть заменено компьютером?», согласиться или не согласиться с высказываниями, аргументируя свое мнение.

• Компьютер заменяет телевизор.

• Компьютер заменяет почту.

• Компьютер заменяет справочную литературу.

• Компьютер заменяет библиотеку.

• Компьютер заменяет магнитофон.

• Компьютер заменяет друзей.

Очевидно, что содержание подобного рода задач непосредственно связано с нарастанием функциональных возможностей персонального компьютера и связанных с ними ценностей.

Другим примером задания по формированию ценностного отношения к информации может служить следующее. Детям предлагается рассмотреть рисунок термометра, который показывает 25 градусов выше нуля, прочитать текст и выполнить задание.

Каждое утро мама смотрит на термометр за окном и сообщает дочке о температуре на улице. Выдели те высказывания мамы, которые важны для девочки, которая собирается в школу.

• Сегодня 25 градусов выше нуля.

• Сегодня хорошая погода, кофту можно не надевать.

• Одевайся теплее, на улице холодно.

• Температура воздуха выше нуля градусов.

Как было сказано выше, сущностным компонентом информационной компетентности является интерактивный. Информационная деятельность предполагает поиск, отбор, фиксацию, преобразование, интерпретацию, оценку информации и направлена на удовлетворение информационных потребностей личности. Интерактивный компонент информационной компетентности можно охарактеризовать как готовность к применению знаний о видах и формах существующей информации, об ее источниках, способах работы с информацией и критериях оценки информации для ее применения в деятельности. Действия, составляющие содержание информационной деятельности, условно можно разделить на три группы: поисковые, преобразовательные и оценочные.

Поиск или сбор информации включает организацию процесса приобретения, накопления, отбора и фиксации в соответствии с поставленными учебными, практическими или жизненными задачами. Приведем пример типовой задачи «Шифровка» для 2-го класса на материале предмета «Русский язык», которое направлено на применение знания алфавита. Задания предлагаются детям в следующем порядке: «Вспомни алфавит», «Назови все буквы по порядку», «Расшифруй слова».

Если дети нуждаются в дальнейшей инструкции, то им дается подробное объяснение: «Над чертой вставь пропущенную букву, которая в алфавите стоит между данными буквами или перед указанной буквой. Запиши слово, которое у тебя получилось из вставленных букв».

О_Р Ы_Э Д_Ё П_С Н_П

После всех выполненных действий должно получиться слово «ПЬЕРО» -имя одного из героев произведения А. Толстого. Для самостоятельной работы детям дается задание расшифровать или зашифровать имена других литературных героев. Таким образом, выполняя разнообразные действия, ре-

И наоборот, переведи информацию из табличной формы в текстовую. Для этого детям предлагается поработать

Оценка информации предполагает организацию процесса выработки младшими школьниками и использования ими критериев достоверности, актуальности, объективности, четкости, полноты и полезности информации для ее отбора. Например, детям предлагается внимательно прочитать предложение «Осколки разлетелись по всей комнате» и ответить на вопрос: «О ком (о чем) НЕ говорится в предложении?», подчеркнуть правильный ответ. Даны варианты ответов:

• Где произошло событие?

• Кто стал виновником события?

бенок не только повторяет алфавит, но и учится находить, фиксировать, преобразовывать и оценивать информацию, использовать ее в своей деятельности.

Преобразование информации - это процесс и результат удобного представления и презентации информации для решения учебных практических или жизненных задач. Например, второклассникам предлагается прочитать текст и перевести информацию из текстовой в табличную.

2 августа в Москве ожидается ясная солнечная погода без осадков. Температура воздуха + 30° (градусов). Слабый ветер.

диктором и рассказать о погоде 2 августа в городах России, используя информацию из таблицы.

• Из какого материала был изготовлен предмет, который разбился? Детям приходится критически оценивать каждый предложенный вариант и делать выводы о достоверности информации.

На уроках русского языка детям предлагается задание по определению значения слова «малинник»:

Что такое малинник? Выбери правильную запись:

1. Отвар из сушеных ягод малины.

2. Заросли малины.

3. Колючий кустарник со сладкими яго-

дами.

Город Осадки Ветер* Температура Облачность

Москва

Город Осадки Ветер* Температура Облачность

Волгоград Без осадков Слабый + 33 ° Ясно

Воронеж Дождь, гроза Сильный + 30 ° Облачно

4. Сладкий пирог с начинкой из малины.

Проверь себя. Какая книга тебе потребуется для этого? Отметь любым знаком нужную книгу.

• Орфографический словарь.

• Толковый словарь.

• Энциклопедия о животных.

• Атлас-определитель.

• Кулинарная книга.

Найди значение слова «малинник» в толковом словаре.

Подтвердилось ли твое предположение? Да Нет_

Особого внимания заслуживает информационная деятельность учащихся с использованием персонального компьютера или других гаджетов. Заметим сразу, что все эти устройства являются универсальными с точки зрения формирования компонентов информационной компетентности. Они позволяют осуществлять и поиск, и оценку, и преобразование информации. Однако их применение не должно стать самоцелью для учащихся. Важно, чтобы младшие школьники понимали роль и место электронных устройств и воспринимали их лишь как инструмент, оптимизирующий информационную деятельность.

Как видно, суть компетентностного подхода в том, что компоненты информационной компетентности поэлементно интериоризируются младшими школьниками и преобразуются в информационную деятельность учащихся. Именно поэтому в структуре информационной компетенции выделяется еще один компонент - эмпирический, который представлен личным опытом ученика в информационной деятельности. Очевидно, что от широты этого опыта, его позитивности в значительной степени зависит успешность информационной деятель-

ности младших школьников. Для формирования опыта информационной деятельности у младших школьников целесообразно включать их в реальные жизненные ситуации на основе специальных заданий. Например, тебе при выполнении домашнего задания по русскому языку встретилось слово «В(е-и)Н(е-и) ГРЕ (д-т)»

• У тебя дома есть «Кулинарная книга».

• У соседа Миши есть «Словарь иностранных слов», но тот вернется с тренировки через 15 минут.

• В школьной библиотеке есть «Орфографический словарь», но до школы нужно идти 25 минут.

Сколько минут ты затратишь на поиск информации о правильном написании этого слова? Почему?

В стандарте начального общего образования нет четко сформулированных требований к опыту какой-либо деятельности, однако заявлены умения в подготовке сообщений, докладов, участие младших школьников в проектной деятельности. Именно участие в проектной деятельности позволяет младшим школьникам получить тот самый позитивный опыт информационной деятельности, который необходим для формирования их информационной компетентности.

Общеизвестно, что сегодня у педагогов нет единого понимания принципов организации проектной деятельности. В педагогической практике много фактов формального подхода к ее организации и даже фальсификации, особенно на этапе проблематизации. Напомним, что внутри проекта обязательно должны быть проблематизация, целеполагание, планирование, работа с информацией, собственно проектная деятельность, контроль, коррекция,

презентация полученного продукта, оценка и рефлексия результата деятельности. Если какой-то компонент опускается, игнорируется или проходит формально, то говорить о проектной деятельности не приходится [2]. Так, работа с информацией в рамках проекта должна быть реальной, начиная от анализа доступных информационных ресурсов и распределения обязанностей по поиску информации до представления, презентации продукта проектной деятельности и его критериального оценивания на достоверность, актуальность и т.д.

Из сказанного становится ясно, что информационная деятельность органично сочетается с проектной и формируется параллельно с ней. Именно поэтому проектной, как и информационной деятельности, следует целенаправленно учить младших школьников.

В настоящее время в начальной школе стало хрестоматийной обыденностью выносить проектную, а следовательно, и информационную работу за рамки урочных занятий. В большинстве своем проекты выполняются младшими школьниками дома. Как мы постарались показать в этой статье, работа с информацией требует от учеников специальных умений, которые сами по себе не формируются. Их отсутствие при настойчивом требовании педагогов представления полученных результатов приводит к хорошо известным и детям, и родителям фальсификации, подмене, плагиату, нарушениям принципов научной этики и авторского права - когда чужие результаты, мысли, идеи выдаются за свои. О каких ценностях можно говорить в этом случае?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью нашей статьи является убедить педагогов в настоятельной необходимости кардинального пересмотра

подходов к организации проектной, а следовательно, и информационной деятельности.

Во-первых, информационные действия могут быть сформированы только на основе соответствующих им знаний при наличии ценностных отношений к ним. Они должны формироваться на уроке под пристальным контролем со стороны учителя, так как от того, какие знания и какие ценности сформируются у младших школьников на этом этапе обучения, во многом зависит направленность их информационной деятельности в будущем.

Во-вторых, формирование информационных знаний, ценностных отношений и действий возможно на основе последовательного применения специальных типовых задач, каждая из которых должна быть целесообразно встроена в образовательный процесс.

В-третьих, организация эффективной проектной деятельности младших школьников возможна только при наличии у них необходимых информационных знаний, отношений, умений и навыков. В противном случае это будет лишь имитация проекта, а следовательно, имитация информационной деятельности. Последствия такой имитации всем хорошо известны - это повсеместная имитация компетентности.

Давно стало общепринятым говорить о том, что начальная школа закладывает фундамент образования, воспитания, развития личности. Наверное, так и есть. Только в постоянно меняющихся условиях общего образования многих педагогов все чаще посещает мысль: «Какой фундамент мы закладываем?»

Мы не претендуем на решение всех проблем современного начального образования за счет дидактически целе-

сообразной организации информационной деятельности младших школьников. Нашим глубоким убеждением является то, что в основе любой успешной деятельности лежит компетентность, а основы информационной компетентности могут и должны быть сформированы уже в начальной школе. Безусловно, ее развитие будет про-

должаться на последующих образовательных этапах, но именно в начальной школе должны быть сформированы те краеугольные камни - информационные знания, ценностные отношения, умения и навыки, позитивный опыт информационной деятельности, - которые станут фундаментом развития компетентной личности.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Выготский Л.С. URL: https://studwood.ru/585594/psihologiya/kulturno_istoricheskaya_ kontseptsiya_razvitiya_psihiki_cheloveka_vygotskogo (дата обращения: 03.03.2019).

2. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. М.: Перспектива, 2013. 143 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.