Научная статья на тему 'Тенденции развития и состояние малого предпринимательства в Дагестане'

Тенденции развития и состояние малого предпринимательства в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTERPRISE / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / НАЛОГИ / TAXES / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ДИНАМИКА / DYNAMICS / СТАТИСТИКА / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Аминат Хабибуллаевна

В статье говорится об актуальности вопроса развития малого предпринимательства в Республике Дагестан, дается статистический материал и делаются выводы. На основе фактического материала автором высказывается мнение о наиболее приоритетных направлениях деятельности малых предприятий и их обоснование. Также затрагивается вопрос налогообложения малых предприятий и перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND STATUS OF SMALL BUSINESS IN DAGESTAN

In the article talked about actuality of guest ion of development of small enterprise in a republic Dagestan, statistical material is given and drain a conclusion. On the basis of practical material, opinions of the most priority directions of duration of small enterprises, and their ground, speaks out an author. The question of taxation of small enterprises, and prospect of their development, is also affected.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и состояние малого предпринимательства в Дагестане»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ИБРАГИМОВА А.Х.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДАГЕСТАНЕ

В статье говорится об актуальности вопроса развития малого предпринимательства в Республике Дагестан, дается статистический материал и делаются выводы. На основе фактического материала автором высказывается мнение о наиболее приоритетных направлениях деятельности малых предприятий и их обоснование. Также затрагивается вопрос налогообложения малых предприятий и перспективы ихразвития.

IBRAGIMOVA А.К.

A PROGRESS AND STATE OF SMALL ENTERPRISE TREND IS IN

DAGESTAN

In the article talked about actuality of guest ion of development of small enterprise in a republic Dagestan, statistical material is given and drain a conclusion. On the basis of practical material, opinions of the most priority directions of duration of small enterprises, and their ground, speaks out an author. The question of taxation of small enterprises, and prospect of their development, is also affected.

Ключевые слова: предпринимательство, потенциал, налоги, экономика, динамика, статистика.

Keywords: enterprise, potential, taxes, economy, dynamics, statistics.

Малое предпринимательство является главной движущей силой рыночной экономики. Использование присущей ему инициативы и его развитие представляют собой один из ведущих факторов экономического подъема. При соответствующей поддержке государства малое предпринимательство обеспечивает быстрое насыщение платежеспособного спроса и структурные сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды, создание новых рабочих мест.

Можно сказать, что предпринимательство в РД находится в стадии роста. Это обусловливает его противоречивость, неоднородность по форме организации предпринимательства, способам хозяйствования, по мотивам деятельности.

Своеобразие дагестанского предпринимательства обуславливается тем, что существует комплекс политических и социальных факторов, имеющих национальную почву, также кратким временным периодом становления данного сектора экономики. Фактически заново возрождалась основа предпринимательства - институт частной собственности, правовые нормы, закреп-

ляющие легитимность деятельности и ее место в системе экономических отношений.

Инновационная роль предпринимательства проявляется не только в характере использования техники и технологии, но и в утверждении рыночных принципов хозяйствования, разрушения элементов административно-командной системы, без которых невозможно становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики.

Приоритетным направлением развития малого предпринимательства, по нашему мнению, является создание условий для образования малых предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, в обрабатывающих производствах. При этом важна ориентация на научно-технический прогресс как главный фактор экономического роста. В связи с этим была бы целесообразной адресная поддержка предприятий высоких технологий, предприятий инновационного типа. Необходимо в очередной раз пересмотреть налоговую систему. Несмотря на усилия со стороны власти, фискальная функция в ней превалирует над стимулирующей.

Масштабы общероссийского сектора малых и средних предприятий таковы, что на его долю приходится более 90% зарегистрированных предприятий. С 2003 по 2009 г. количество малых предприятий увеличилось с 893 тыс.ед. на 1533,9 тыс. ед. (на 171,7%) и на 1.01.2009г. составило 2426,9 тыс.ед. юридических лиц - субъектов малого предпринимательства.

На 1.01.2009г. было зарегистрировано средних, малых и микропредприятий (юридических лиц) - 2426,9 тыс.ед., оборот малых предприятий по России составил 30466,9 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 1130,4 млрд. руб.

Таким образом, качественным показателям динамики роста и удельного веса предприятий малого и среднего бизнеса в экономике РФ данный сектор на сегодняшний день оценивается положительно. По оценкам экспертов, такая ситуация сохранится и в дальнейшем: в России 10% экономически активного населения могут организовать свой бизнес.

Важным показателем оценки уровня развития малого предпринимательства является структура по отраслям экономики и видам деятельности, которая позволяет установить интересы предпринимателей, приоритетные и эффективные сферы вложения капитала.

Статистика малых предприятий по Республике Дагестан по видам экономической деятельности дается в таблице 1.

Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде наибольшее количество малых предприятий зарегистрировано в 2005 году - 4897. Причем наибольшее количество приходится на такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 1930, что в удельном весе занимает 39,4%. Второе место по количеству занимает строительство (634 ед.) - 12,9%; третье место занимают обрабатывающие производства - 10,3% (509 ед.). В 2006 году количество малых предприятий уменьшилось на 516 ед., и такая тенденция сохранилась в 2007 году, т.е. количество предприятий

уменьшилось еще на 701 ед. На наш взгляд, основополагающим внешним фактором, сдерживающим эффективное функционирование малого предпринимательства, является неравноправное положение малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями по доступу к рынкам ресурсов и сбыта продукции. Крупные хозяйствующие структуры, монопольно владея средствами производства, квалифицированной рабочей силой, финансовыми, кредитными, информационными ресурсами, сложившимися хозяйственными связями, создают неблагоприятные условия осуществления хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства. Кроме того, негативное воздействие на развитие малого предпринимательства оказывают социально-политические, морально-правовые и другие аспекты развития общественных отношений.

Таблица 1.

Число малых предприятий по видам экономической деятельности

в РД за 2005-2009гг. (на конец года; единиц)

2005 2006 2007 2008 2009

Всего, в т.ч.: 4897 4381 3680 3956 4022

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1065 1077 420 625 883

рыболовство, рыбоводство 11 4 13 21 23

добыча полезных ископаемых 29 43 32 25 16

обрабатывающие производства 509 346 515 641 560

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9 1 16 22 26

строительство 634 646 584 584 593

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1930 1652 1400 1244 1092

гостиницы и рестораны 88 57 65 104 102

транспорт и связь 115 115 129 153 141

финансовая деятельность 129 79 71 97 147

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 232 195 319 306 322

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 6 2 3 4 3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 94 83 72 76 67

образование 17 57 13 19 16

здравоохранение и предоставление социальных услуг 29 24 28 35 31

Источник: Стат. сборник/ Дагестанстат. - М., 2010г.

В таких отраслях, как торговля и общественное питание, созданы максимально благоприятные условия для развития малого предпринимательства: минимальный стартовый капитал, высокая рентабельность и др. Относительно мало жизнеспособны малые предприятия в таких отраслях, как связь, образование, ЖКХ, информационно-вычислительное обслуживание, культура и искусство. В этих отраслях высокие требования к размеру первоначального капитала, в связи и ЖКХ - наличие монополий (это самая худшая ситуация для развития малых предприятий), значительный уровень государственного регулирования.

Плохо обстояли дела в сельском хозяйстве Дагестана в 2007г., число малых предприятий в этой отрасли снизилось на 657, с 1077 до 420, составив на 1.01.2008 г. 11,4% от общего числа малых предприятий. Сельское хозяйство вполне может конкурировать с торговлей и общепитом по привлекательно -сти для малых предприятий, а главный стимул - собственность на средства производства. В сельском хозяйстве стимулом может являться земля. Пока не будет частной собственности на землю, не будет и малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Необходимо отметить, что наблюдается рост малых предприятий в сельском хозяйстве за последние два года: в 2008 году их количество увеличилось на 205 ед., т.е. составило 625 предприятий, в 2009 - на 258 ед. и составило 883 ед. Это положительная тенденция в развитии сельского хозяйства.

В своей деятельности малое предпринимательство постоянно сталкивается с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на различных уровнях, которые существенно затрудняют создание новых предприятий, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться. Также сдерживающим фактором выступает ограниченность в доступе малых предприятий к материально-техническим, трудовым, финансовым, информационным и другим ресурсам.

Вместе с тем налоговая политика, проводимая по отношению к малому предпринимательству, в этот период привела к ужесточению контроля за налогообложением, сокращению налоговых льгот и не способствовала заметному снижению уровня налогообложения данного сектора экономики. По мнению самих предпринимателей, наиболее существенным препятствием для развития малого предпринимательства является налоговый пресс. Необходимо отметить, что замедление темпов развития малого предпринимательства в эти годы связано лишь с ухудшением механизма налогообложения.

Картина немного изменилась в 2008году. Количество малых предприятий увеличилось, по сравнению с 2007 годом, на 276 единиц. В этом году количество работающих на малых предприятиях республики составило 56096 человек, что на 3760 человек меньше, чем в 2007 году. В структурном отношении увеличилось количество МП в таких отраслях, как сельское хозяйство (+205); рыболовство (+8); обрабатывающие производства (+ 126); гостиницы и рестораны (+39); транспорт и связь (+24) и др.

Таким образом, можно говорить о положительной тенденции в развитии малого предпринимательства в РД.

В этом свою позитивную роль сыграли на наш взгляд, постановление Правительства РД от 12 сентября 2005 г. № 150 «О Республиканской целевой программе развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на период до 2010 года», комплексная программа по поддержке и развитию малого предпринимательства в РД на 2005-2010 годы. Целью программы явилось создание правовых и экономических условий для развития МП. Задачей программы являлись:

❖ создание правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства;

❖ повышение качества и эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;

❖ использование кредитно-финансовых механизмов, направленных на развитие МП;

❖ снижение административных барьеров;

❖ увеличение числа субъектов МП;

❖ подготовка высококвалифицированных кадров для МП;

❖ организация новых рабочих мест;

❖ привлечение зарубежных инвестиций в сектор МП.

Эволюция законодательных и нормативных актов по формированию правовой среды имеет положительную тенденцию, хотя многими исследователями на основе социологических обследований и собственных аналитиче-ских выводов ей дается отрицательная оценка.

Можно сказать, что толчком к развитию малого предпринимательства на всех этапах его становления служат руководящие нормативно-законодательные акты, которые, несмотря на наличие недостатков, отражают реальные изменения, происходящие в экономической, политической, социальной сферах общества, и стали благоприятствующими факторами в становлении предпринимательства в России, и в частности в Республике Дагестан.

Таким образом, развитие нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства привело к формированию комплексной системы, не только обеспечивающей прямую финансовую государственную поддержку малого предпринимательства, но и регулирующей деятельность его субъектов через соответствующие элементы, среди которых наиболее существенным является налоговое регулирование деятельности малых предприятий.

Государственная политика по поддержке малого предпринимательства в Республике Дагестан нашла свое отражение в Законе РД от 10 июля 2008 года №28 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан» и Постановлении Правительства РД от 11 ноября 2008 г. № 374 «О Республиканской целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009-2011 годы».

В соответствии с постановлением в 2009 - 2011 годах общий объем финансирования малого предпринимательства должен составить 2432,8 млн.

руб., рост числа рабочих мест на малых предприятиях ожидается с 54,3 тыс. человек до 68,2 тыс. человек в 2011 году. Ожидается увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней с 14,9% в 2007 году до 20% в 2011 году. Планируется достижение доли малых и средних предприятий в валовом региональном продукте к 2011 году до 14,5%.

Таблица 2.

Показатели финансовой деятельности малых предприятий в РД

(тысяч рублей)

Уплачено налогов в бюджеты всех уровней Финансовая поддержка в виде бюджетного кредита

Всего,с районами: 311582,4 225512,7 346008,1 978330,0 868643,0 29050,0 25000,0 22230,0 22330,0

города

Махачкала 184551,2 124679 208022,7 421327,0 132882,0 7100,0 6050,0 4700,0 4900,0 -

Буйнакск 225,4 4082,9 5480,1 4822,0 7877,0 1250,0 850,0 - 800,0 -

Дагестанские Огни 672,2 209,0 365,3 8128,0 3505,0 300,0

Дербент 40817,1 32663,4 30271,8 72686,0 22186,0 - 400,0 400,0 - -

Избербаш 534,6 - 36503,6 15297,0 2826,0 - - - - -

Каспийск 6873,4 6023,5 12269,4 29439,0 7925,0 600,0 - 500,0 730,0 -

Кизилюрт 14114,4 17417,1 4684,5 164773,0 4827,0 1900,0 2300,0 1900,0 3350,0 -

Кизляр 5481 8502,4 13385,7 10838,0 9842,0 1250,0 - - 400,0 -

Хасавюрт 282,3 340,3 1205,6 35285,0 8748,0 1000,0 500,0 1900,0 900,0 -

Южно- Сухокумск 158,6 179,7 273,2 7939,0 974,0

Источник: Стат. сборник/ Дагестанстат. - М., 2009г.

Предпринимательская деятельность связана с определенными налоговыми рисками. Налоговый риск сопутствует предпринимательской деятельности и означает неопределенность последствий налоговых правоотношений вследствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Главная причина возникновения налогового риска у субъектов малого бизнеса связана с неопределенностью финансово-хозяйственной среды, в которой осуществляется бизнес. Неопределенность обусловлена действием и объективных, и субъективных факторов.

К объективным можно отнести - неопределенность элементов внешней и внутренней среды предприятия. К примеру, это может быть неопределенность отдельных вопросов налогового и других видов законодательства, влияющих на процесс налогообложения. Также это может быть связано с неопределенностью действий налоговых органов по отношению к малому предприятию.

Субъективные факторы обусловлены тем, что всегда есть конкретные лица, которые принимают решения при выборе «схемы» сделки, специального налогового режима. Это можно квалифицировать как неопределенность действий лиц, принимающих решения, связанные с налоговым планированием и уплатой налогов.

Бухгалтера и менеджеры должны правильно оценить налоговые базы, исчислять суммы налогов на основе данных налогового и бухгалтерского

учета. А правильность их действий зависит от компетентности, уровня квалификации, руководителя, принимающего решение, и бухгалтера, осуществляющего конкретные действия по исчислению налогов. Исследования показывают, что многие малые предприятия переплачивают налоги по той причине, что бухгалтер не желает рисковать или неглубоко знает налоговое законодательство. Или, напротив, имея склонность к риску, бухгалтер вместе с менеджером могут привести предприятие к финансовым санкциям, штрафам и пеням, начисленным за недоплату налогов и налоговых платежей в бюджет.

Указанные рисковые ситуации могут привести на практике либо к уплате излишних налоговых платежей, включая пени, либо к экономии налоговых платежей по сравнению с выбранным вариантом налогообложения, либо к начислению штрафных санкций налоговыми органами вследствие нарушения порядка исчисления налогов, несвоевременной сдачи налоговых деклараций и др.

На величину налоговых рисков влияют внешние и внутренние факторы. При этом внешние факторы связаны со следующими обстоятельствами:

❖ с качественными изменениями налогового законодательства, также частотой изменения налогового законодательства по отношению к специальным налоговым режимам;

❖ налоговых законодательных документов, приводящих к разночтениям, неоднозначности толкования и использования;

❖ политической и экономической обстановкой, влияющей на улучшение (либо ухудшение) условий хозяйствования субъектов малого бизнеса.

К внутренним факторам следует отнести:

❖ ответственность руководителей к исполнению обязанности по уплате налогов;

❖ отсутствие или недостаточную организацию налогового планирования на предприятии;

❖ отношение руководителя к организации бухгалтерского учета и налогообложения.

Темпы развития малого предпринимательства в республике Дагестан и ряде субъектов Российской Федерации и Южного федерального округа характеризуются следующими данными (табл. 3).

Темпы развития малого предпринимательства в целом по РФ и, в частности, по ЮФО неуклонно растут. Но развитие малого предпринимательства, наблюдаемое в последние годы, связано с усилением и ужесточением рыночной конкурентной среды, ограниченностью сфер деятельности, снижением покупательского спроса населения, увеличением налогового бремени и многими другими факторами.

Кроме того, монопольное положение ряда предприятий, имеющих поддержку со стороны властных структур, препятствует развитию конкуренции и появлению новых субъектов рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические данные показывают, что динамика числа малых предприятий в целом по РФ 2003-2008 гг. неуклонно растет. Число предприятий за эти годы выросло с 893,0 тыс. до 1347,7 тыс. (на 454,7 тыс., или 50,9 %).

Таблица 3.

Показатели развития малого предпринимательства в субъектах

РФ за 2003-2008гг.

Число предприятий, тыс.един. Число занятых, тыс.чел.

2003г. 2008г. Темпы роста,% 2003г. 2008г. Темпы роста,%

1 Российская Федерация 893,0 1347,7 150,9 7433,0 11412,1 153,5

2 Южный федеральный округ: 96,4 145,3 150,7 531,1 1299,7 244,7

2.1 Краснодарский край 23,9 42,1 176,2 250,4 330,0 131,8

2.2 Ставропольский край 7,4 12,7 171,6 121,4 158,5 130,6

2.3 Ростовская область 25,2 33,5 132,9 172,0 294,6 171,3

2.4 Республика Дагестан 3,6 4,0 111,1 34,5 56,1 162,6

2.5 Кабардино-Балкарская Республика 3,4 3,8 111,8 17,2 16,0 0,93

2.6 Северная Осетия - Алания 2,1 2,5 119,0 17,3 21,6 124,9

2.7 Республика Адыгея 2,4 3,0 125,0 12,8 23,1 180,7

2.8 Республика Калмыкия 0,6 0,6 100,0 3,4 6,6 194,1

2.9 Карачаево-Черкесская Республика 1,2 2,1 175,0 8,8 15,4 175,0

2.10 Чеченская Республика - 4,3 - 0,0 5,6 -

2.11 Республика Ингушетия 1,0 1,7 170,0 2,6 3,0 115,4

2.12 Астраханская область 3,6 7,3 202,8 38,2 70,2 183,8

2.13 Волгоградская область 13,8 27,7 200,7 128,0 299,2 233,8

Источник: Российский статистический ежегодник. 2009г.

В ЮФО число малых предприятий за эти годы выросло на 48,9 тыс. ед., или на 50,7%, численность работающих тоже соответственно выросло на 768,6 тыс. чел., или на 144,7%.

Необходимо отметить, что темпы роста численности малых предприятий в целом по России и ЮФО почти одинаковы, т.е. разница составляет 0,2%. Но по количеству занятых в этой сфере ЮФО опережает Российские темпы на 91,2 %.

Наилучшее положение занимает в ЮФО Астраханская область, где количество предприятий выросло за эти годы на 3,7 тыс. ед. (на 102,8%) и количество занятых в этом секторе увеличилось на 32,0 тыс. чел. (на 83,8%).

Однако в 2008г., по сравнению с 2003г., в Кабардино - Балкарской Республике наблюдается снижение числа работающих с 17,2 тыс. до 16,0 тыс. (1,2 тыс., или 0,7%), хотя количество малых предприятий возросло на 11,8%. Во всех остальных субъектах ЮФО наблюдался рост числа субъектов малого предпринимательства и количества работающих.

Количество малых предприятий в Дагестане тоже выросло - на 0,4 тыс. ед. Численность работающих выросла на 21,6 тыс. чел. (или 62,6 %).

В целях формирования позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности и повышения уровня юридической грамотности предпринимателей Комитетом Правительства РД по малому предпринимательству систематически проводятся семинары для представителей малого предпринимательства. Рассматриваются вопросы налогообложения, бухгалтерского учета, а также вопросы взаимодействия предпринимателей с контролирующими организациями.

Участникам семинаров раздаются информационные брошюры, выпущенные Комитетом в целях повышения правовой грамотности предпринимателей, в том числе: «Все о розничных рынках», «Руководство по организации деятельности в сфере бытового обслуживания населения на территории РД», «Розничная торговля и общественное питание», «Специальные режимы налогообложения в малом бизнесе», «Сборник нормативно-правовых актов РФ и РД» в 2-х томах.

Проведение подобных мероприятий способствует распространению опыта работы лучших малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Из поставленных на налоговый учет предпринимателей 90% занимаются розничной торговлей на рынках и в торговых точках, оказанием услуг общественного питания и бытового обслуживания (8%), оказанием иных услуг (2%).

Суммы налогов, уплаченных малыми предприятиями в Республике Дагестан по их видам, даются в таблице 4.

Таблица 4.

Налоги уплаченные субъектами малого и среднего предпринимательства в

2007-2009гг. (тыс. руб.)

Виды налогов 2007 2008 2009 Темп роста в % к 2008 г.

ЕНВД 142186 194350 364707 187,7

УСН 178209 263180 575685 218,7

ЕСХН 4617 7398 39578 535,0

Общая система 810466 662416 116104 175,3

Итого 1135478 1127344 2141074 190,0

Источник: Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства.

По данным таблицы 4 видно, что объем налоговых платежей, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства, неуклонно растет.

Наибольшую долю в них занимала в 2007 году общая система налогообложения - 810466 тыс. руб. Но в связи с тем что, многие предприятия переходили на спецрежимы налогообложения, эта сумма упала до 116104 тыс. руб. в 2009 г.

Зато выросли суммы по всем остальным видам налогов. Особенно увеличился ЕСХН, темпы его роста в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, составили 535,0%. Это говорит о том, что предприниматели понимают всю вы-

годность перехода на данный спецрежим и перестают скрывать свои доходы. Также увеличились поступления по УСН, которые удвоились в 2009 году. По ЕНВД суммы налогов увеличились потому, что количество ресторанов, гостиниц и других предприятий, переводимых на эту систему, увеличилось.

В общем, складывается неплохая картина развития малого предпринимательства в РД и уплачиваемых ими налогов. Но говорить о полном успехе пока рано, и нам есть куда стремиться. Необходимо увеличение ВВП, которое невозможно без дальнейшего наращивания темпов развития малого предпринимательства.

_Литература_

1. Шахбанов Р.Б. Ибрагимова А.Х. Шахбанова С.Р. Совершенствование механизма государственного налогового регулирования субъектов малого предпринимательства. - Махачкала: НП «ДТИП», 2008. - 148с.

2. Полякова Е.А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса // Бухгалтерский учет, №3, 2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.