Научная статья на тему 'Тенденции развития и проблемы рынка чартерных перевозок'

Тенденции развития и проблемы рынка чартерных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панина Валентина Сергеевна

Рассматриваются тенденции развития рынка чартерных перевозок в связи с развитием рынка туристических услуг, являющимся основным заказчиком чартерных рейсов, а также проблемы списания авиатехники и безопасности полетов при выполнении чартерных рейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и проблемы рынка чартерных перевозок»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 656.7:658

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЧАРТЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

В.С. ПАНИНА

Статья представлена доктором экономических наук, доцентом Костроминой Е.В.

Рассматриваются тенденции развития рынка чартерных перевозок в связи с развитием рынка туристических услуг, являющимся основным заказчиком чартерных рейсов, а также проблемы списания авиатехники и безопасности полетов при выполнении чартерных рейсов.

В настоящее время на рынке авиаперевозок продолжает прослеживаться тенденция увеличения объемов перевозок. Наметившиеся позитивные изменения на рынке авиаперевозок во многом связаны с политической стабильностью в стране, заметным улучшением общей экономической ситуации, ростом платежеспособного спроса населения. Стоимость авиационной перевозки значительно выше, чем аналогичной морской, автомобильной и железнодорожной, но, не смотря на это, авиаперевозка не утрачивает своей актуальности. Это связано с рядом преимуществ, которыми обладает перевозка воздушным транспортом. Прежде всего, это высокие скорости доставки, что экономит время пассажира, высокая доступность отдаленных территорий, слабая зависимость от физико-географических условий местности, большая беспосадочная дальность полета, безопасность, оперативность, высокий уровень комфорта.

Объем транспортной работы по данным ФАВТ на воздушном транспорте в Российской Федерации за последние 4 года показан на рис. 1.

Объем транспортной работы на ВТ

2000 2001 2002 2003

Рис. 1. Объем транспортной работы на ВТ (данные всероссийской научно-практической конференции)

В настоящее время одной из важнейших статей доходов авиакомпаний стали перевозки туристов. Высокая скорость передвижения и уровень комфорта на воздушном транспорте послужили одной из причин колоссального роста масштабов международного туризма в последние десятилетия. Развитие туризма идет по линии возрастания спроса на маршруты большой протяженности, расширение масштабов которых выгодно для авиационных предприятий. В свою очередь, гибкость воздушного транспорта в смысле простоты организации новых воздушных трасс способствует дальнейшему развитию международного туризма.

В настоящее время туристическая отрасль является третьей по доходности отраслью среди всех других отраслей мировой экономики. Кроме того, для экономики многих других государств она является базовой. Количество туристических компаний постоянно увеличивается. На данный момент их количество достигает 9000, хотя фирм, в действительности работающих в этом сегменте российской экономики, намного меньше — около 6000. Из них чуть больше 30 компаний реально контролируют рынок: каждая из них обслуживает более 5000 туристов в год. Основными сегментами рынка туристических услуг являются:

корпоративный туризм, под которым понимают организацию деловых поездок и отдыха сотрудников различных компаний. Он начал развиваться одновременно с появлением в России крупных иностранных и совместных предприятий;

индивидуальный туризм - организация отдыха по индивидуальной программе, а также организация VIP перевозок;

массовый туризм - туристические поездки за рубеж, а также внутри страны по стандартным турпакетам.

Сейчас все более популярны такие новые категории, как экологический и экстремальный туризм, а также уверенно развивается сектор молодежного и студенческого туризма.

Для удовлетворения спроса на перечисленных сегментах туристического рынка целесообразнее всего использовать воздушный транспорт, поскольку скорость доставки пассажиров и протяженность маршрутов играют здесь определяющую роль.

Очевидно, что туристический рынок является главным заказчиком авиаперевозок. Эти перевозки носят определенный характер - это чартерные перевозки. Чартерные перевозки имеют ряд преимуществ, как для пассажиров, так и для самих перевозчиков. Для пассажиров это прежде всего цена на билет, которая на чартерный рейс значительно ниже, чем на регулярный. Что касается авиакомпаний, то, как правило, весной и летом спрос на авиаперевозки больше, а осенью и зимой - меньше, что связано с изменениями на туристическом рынке. В случае регулярных перевозок в осенне-зимний период авиакомпания может нести убытки из-за недостаточной загрузки воздушных судов, а в весенне-летний -недополучать возможных доходов на маршрутах, пользующихся повышенным спросом. В то же время компании, которые занимаются чартерными перевозками, могут планировать свою работу, ориентируясь на спрос пассажиров по определенным направлениям.

Очевидно, что в связи с наметившимися тенденциям в развитии туристического рынка, актуальность чартерных рейсов будет возрастать. Безусловно, чартерные перевозки используются не только в туристическом бизнесе. Чартерные рейсы выполняются также для перевозки деловых людей, организованных групп пассажиров, это санитарные рейсы, перевозки больших партий грузов, перевозки специального оборудования и т.д. Надо отметить, что в настоящее время набирает популярность такой вид чартерных перевозок как VIP-перевозки или перевозки бизнес класса.

За последнее время количество выполняемых авиакомпаниями чартерных перевозок неизменно растет. Количество чартерных перевозок в РФ по данным ФАВТ за последние 5 лет показано на рис. 2.

К сожалению, большой проблемой при выполнении чартерной перевозки является низкий показатель безопасности полетов. Эта проблема имеет место именно при осуществлении чартерных рейсов на самолетах отечественного производства. По мнению экспертов Международного Авиационного Комитета (МАК), большая аварийность у чартеров объясняется прежде всего низкой подготовленностью технической базы авиакомпаний, недостатком квалификации персонала и опыта авиационных перевозок, нечетким взаимодействием авиакомпаний и заказчиков, низким уровнем обеспечения и выполнения чартерных рейсов, слабым контролем за выполнением полетов со стороны авиационных администраций. Также проблема безопасности может быть связана и с арендой самолетов. Есть

«добросовестные» арендаторы, которые следят за техническим состоянием арендованного судна, но есть и такие, которые арендованный самолет могут эксплуатировать до последнего.

По данным МАК, большая часть авиационных происшествий и инцидентов происходит с чартерами за рубежом: во-первых, по той причине, что порядка 80% чартеров выполняются в дальнее зарубежье, а во-вторых, по причине ослабления контроля над экипажами за пределами страны, плохого знания экипажами зарубежных аэродромов и английского языка.

Однако не смотря на это, чартерные рейсы - это вид полетов, который практикуется во всем мире и набирает все большую популярность.

Выполнение чартерных рейсов, также как и их безопасность, неразрывно связано с состоянием ресурсов авиакомпаний. Для движения вперед отрасли авиаперевозок необходимы финансовые средства, необходимо обновление парка воздушных судов, изменение условий функционирования предприятий. Но пока даже крупные растущие авиакомпании основные свои ресурсы тратят на расширение сегмента рынка, на войны с конкурентами и не способны сконцентрировать значительный объем ресурсов для развития.

Основной эксплуатируемый парк воздушных судов морально устарел. Он не соответствует международным требованиям (особенно - Европейского региона), имеет ограничения ресурсов и сроков службы, проблемы с обеспечением запасными частями, требует больших затрат на поддержание летной годности. Число пассажирских самолетов со сроком службы более 10 лет составляет свыше 75% численности парка, более 20 лет - 15% численности. К 2005 году предполагается списать по ресурсу до 40% существующего парка воздушных судов, к 2008-10 гг. - до 80%. В Европу, США, Японию устаревшие самолеты просто не пустят в связи с вступлением в силу новых норм ICAO и европейских норм по шуму, эмиссии вредных веществ, требованиям к составу и точности навигационного оборудования и др. Будут списываться и туполевские и яковлевские самолеты на внутренних линиях, несмотря на продление ресурса -слишком велики у них затраты топлива, да и срок возможного продления ресурса ограничен.

Вместе с тем на фоне интенсивного списания ВС прогнозируется рост спроса на авиаперевозки. Исходя из условия экономической стабильности, можно ожидать, что потребность в пассажирских перевозках к 2010 году, как минимум, удвоится.

В результате по своей провозной способности парк имеющихся воздушных судов ГА, с учетом их списания, не сможет обеспечить прогнозируемые объемы пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ (включая полеты на международных линиях).

Количество чартерных перевозок

1999 2000 2001 2002 2003

Рис. 2. Количество чартерных перевозок в РФ

В связи с вышесказанным, можно сделать ряд выводов. Туристический бизнес, который является основным заказчиком чартерных рейсов, неуклонно развивается. Возможности авиакомпаний выполнять заказы качественно и своевременно уменьшаются, поскольку авиатехника приходит в упадок и будет продолжать списываться. Возникает определенная проблема во взаимоотношениях заказчиков чартерных перевозок и авиаперевозчиков. Большое количество заказов в связи с возрастающим спросом пассажиров на перевозку в пиковые периоды, такие как новогодние и майские праздники, а также весенне-летние периоды - с одной стороны, и отсутствие технической возможности у авиакомпаний - с другой. Здесь возникает необходимость грамотных, а главное, перспективных и выгодных взаимоотношений между авиакомпаниями и заказчиками чартерных перевозок.

Panina V.S.

Tendencies of development of charter transportations market are considered in connection with development of the market of the tourist services, being basic customer of charter flights, and also problems of aircrafts deterioration and safety of flights at accomplishment of charter flights.

Сведения об авторе

Панина Валентина Сергеевна, окончила МГТУ ГА (2001), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - коммерческая работа на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.