Научная статья на тему 'Тенденции развития грузовых авиаперевозок в мире'

Тенденции развития грузовых авиаперевозок в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопович Д. А.

Рассматриваются современные тенденции развития грузовых авиаперевозок, а именно: рационализация использования воздушных судов, оптимизация маршрутной сети, взаимодействие с пассажирскими перевозками. Анализируются перспективы развития аэропорта Красноярск в связи с представленными тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD TRENDS OF AIR CARGO BUSINESS

Current trends in air cargo business, such as optimization of the fleet and rout network, cooperation with passenger segment, are presented. Prospects of Krasnoyarsk airport development in connection with current trends are analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития грузовых авиаперевозок в мире»

При предоставлении таможенных льгот по уплате таможенных платежей в настоящее время особенно актуальной является проблема предоставления таких льгот в отношении ввозимой важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

В соответствии со ст. 150 Налогового кодекса РФ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ № 19 от 17.01.2002 г., не подлежит обложению НДС.

Льгота по уплате НДС в отношении ввозимой медицинской техники может быть предоставлена, если ввозимый товар декларируется полностью в том ком -плекте, составе и с теми принадлежностями, которые указаны в регистрационном удостоверении Росздрав-надзора. В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации медицинской техники не в полном комплекте или составе либо в случае, если принадлежности не соответствуют указанным в регистрационном удостоверении, льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются.

Однако в практике встречаются случаи, когда по одному регистрационному удостоверению ввозится больше принадлежностей, чем это необходимо для соблюдения данной льготной процедуры.

Федеральная таможенная служба России пресекает подобные действия, однако рассматриваемая в письме Росздравнадзора № 04-16491/07 от 28.08.2007 г. «О регистрации изделий медицинского назначения» анализируемая и судебная практика не поддерживает такого мнения таможенных органов.

Таким образом, существует проблема права реализации льгот по уплате таможенных платежей в отношении важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС для участников внешнеэкономической деятельности, и регламента ее предоставления для таможенных органов.

Если говорить о влиянии льгот в целом на динамику таможенных платежей, то можно сделать вывод, что такое влияние имеет положительный характер с точки зрения социальной направленности, однако большого влияния на перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет оно не оказывает, поскольку доля предоставляемых льгот мала по сравнению с перечисляемыми в бюджет РФ суммами. В то же время необходимо учитывать цели предоставления льгот на уровне всех государственных структур, чтобы действовать в данном направлении более согласованно.

I. V. Polukhin, Yu. S. Rezanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

ANALYSIS OF CUSTOMS CLEARANCE CHARGES BENEFITS AND TAXES INFLUENCE ON CUSTOMS PAYMENTS DYNAMICS

The main objective of the benefit analysis of customs clearance charges is the estimation of completeness and legitimacy of their granting for revealing debts decrease reserves on customs clearance charges. The analysis of application of tariff privileges and privileges on VAT payment on example of Krasnoyarsk customs is carried out, their structure and dynamics of receipts are defined.

© Полухин И. В., Резанова Ю. С., 2010

УДК 658.8

Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В МИРЕ

Рассматриваются современные тенденции развития грузовых авиаперевозок, а именно: рационализация использования воздушных судов, оптимизация маршрутной сети, взаимодействие с пассажирскими перевозками. Анализируются перспективы развития аэропорта Красноярск в связи с представленными тенденциями.

Восстанавливающаяся после кризиса мировая экономика требует новых решений в организации глобальных грузовых потоков. Особенно это касается грузовых перевозок воздушным транспортом, которые испытали на себе наиболее мощное воздействие экономического спада. После такого воздействия уместно говорить не о восстановлении прежних позиций, а о поиске новых решений, касающихся эксплуа-

тации воздушных судов, взаимодействия с пассажирскими перевозками, организации маршрутной сети и хабов.

Наиболее заметной тенденцией, касающейся воздушного флота, является выбытие из эксплуатации широкофюзеляжных самолетов Boeing 747-200F и Boeing 747-400F, на которых выполняется 78 % прямых рейсов ведущих мировых грузовых авиаперевоз-

Логистика в аэрокосмической отрасли

чиков с частотой 3 раза в неделю [1]. Безусловно, 2-3-суточное ожидание отправки заведомо проигрывает немедленной отправке груза с перегрузкой на стыковочный рейс в хабе. Однако об отказе от широкофюзеляжного флота в среднесрочной перспективе речи не идет. Наоборот, здесь ожидается заметное увеличение потребности перевозчиков в судах этого класса. Таким образом, кризис стал удобной экономической возможностью для смены поколений грузовых воздушных судов.

Другой тенденцией в использовании воздушного флота является конвертация пассажирских судов в грузовые. Прежде всего это характерно для самолетов семейства A 320. В частности, в настоящее время реализуется совместный российско-европейский проект по конвертации лайнеров Airbus на мощностях корпорации «Иркут».

Еще одной тенденцией, определяющей будущее грузового воздушного флота, является растущая потребность в рамповых самолетах при остром их дефиците [2]. В мировом авиастроении произошел разрыв между поколениями рамповой авиации: эксплуатирующиеся модели (например, Ил-76ТД и его модификации) выработали существенную долю ресурса и в определенной степени морально устарели, а новое поколение находится пока еще очень далеко даже от стадии летных испытаний. Одним из выходов, позволяющим снизить остроту потребности в рамповой авиации, является налаживание выпуска модифицированного самолета Ан-124, а до тех пор - использование военно-транспортного самолета «Руслан» [2].

В сфере взаимодействия грузовых авиаперевозок с пассажирскими проявляется растущая зависимость первых от последних. Поскольку независимых чисто грузовых компаний мало, то грузовые перевозки могут выделяться в отдельный бизнес, дочерний по отношению к пассажирской авиакомпании или финансово-промышленной группе, ее контролирующей, и взаимодействующий с учредителем на основе трансфертного ценообразования (например, Air Bridge Cargo, Lufthansa Cargo, Aeroflot Cargo и др.). Грузоперевозки также могут включаться в структуру самой авиакомпании в качестве департамента, т. е. без образования отдельного юридического лица. В обоих случаях имеет место тенденция к увеличению привлекательности использования провозных емкостей пассажирских воздушных судов по отношению к грузовому флоту [3]. Некоторые авиакомпании полностью выводят грузовой флот из эксплуатации [4].

Заметно проявляют себя интеграционные процессы, выражающиеся для авиаперевозчиков в передаче ими воздушных судов в «мокрый» лизинг специализированным логистическим компаниям [5].

Что касается организации маршрутной сети, то она подвержена влиянию асимметричности авиаперевозок и проявляется в распространении круговых маршрутов (например, Москва-Гонконг-Мумбаи-Москва у Aeroflot Cargo [3]), а также комбинации беспосадочного перелета из Европы в Азию с невысокой коммерческой загрузкой и обратного перелета с максимальной загрузкой, но с промежуточной посадкой на дозаправку.

Рационализация месторасположения хабов связана с повышением загрузки воздушных судов (например, ближневосточный или сибирский хаб позволяет комбинировать на пути в Юго-Восточную Азию грузы из Европы и Африки), а также оптимальным использованием времени, в том числе ночного. На фоне ожидающегося ужесточения требований к работе западноевропейских аэропортов в ночное время повышает -ся привлекательность аэропортов Восточной Европы и Ближнего Востока за счет того, что в этих аэропортах в течение одной ночи может быть организовано прибытие груза, его перегрузка на борт стыковочного самолета и доставка по месту назначения к началу следующего рабочего дня. Данная стратегия, например, была взята на вооружение авиакомпанией Emirates в своем хабе в Дубае [6].

Рассмотренные тенденции развития технологий грузовых авиаперевозок заставляют по-новому взглянуть на перспективы организации авиахаба в аэропорту Красноярск. Рост объемов перевозок, стремление к рационализации маршрутной сети с учетом асимметрии грузопотоков обусловливают повышение интереса к круговым межконтинентальным маршрутам, в частности к маршруту Азия-Европа-Северная Америка-Азия. В этой связи красноярский аэропорт в силу своего местоположения обладает несомненным преимуществом для приема кроссполярных рейсов из Северной Америки с последующим распределением грузопотоков фактически по всей Азии. Отметим также, что активизация кроссполярных перевозок может усилить позиции Красноярска и как внутри-азиатского хаба.

Библиографические ссылки

1. Казачкова Е., Синицкий А. Грузовое семейство Airbus [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2008. Июль-авг. (№ 91). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

2. Синицкий А. Огни рампы [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2007. Июнь (№ 80). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

3. Синицкий А. Структурные перемены [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2009. Июнь (№ 100). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

4. Зверева П. Japan Airlines отказалась от грузовиков [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2010. Апр. (№ 108). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

5. Отт Дж. На пороге перемен [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2007. Июнь. (№ 80). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

6. Синицкий А. Вертикаль вместо диагонали [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. 2010. Июнь (№ 110). URL: http://www.ato.ru/content/ (дата обращения: 28.09.2010).

D. A. Prokopovich

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk WORLD TRENDS OF AIR CARGO BUSINESS

Current trends in air cargo business, such as optimization of the fleet and rout network, cooperation with passenger segment, are presented. Prospects of Krasnoyarsk airport development in connection with current trends are analyzed.

© npoKonoBm fl. A., 2010

УДК 656.223.28

М. А. Рагозина, Ю. К. Хахалева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, России, Красноярск

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПКК «ЦЕНТР ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ»

Раскрывается сущность расширения Государственного предприятия Красноярского края «Центр таможенной логистики». На основе проведенного анализа его хозяйственно-финансовой деятельности предлагается организация представительства в Иркутской области, перечисляются этапы его формирования, анализируются основные характеристики работы и обосновывается экономическая эффективность.

В современном мире любая компания, заботящаяся об успешном развитии своего бизнеса, ориентируется в первую очередь на запросы потребителя, проводя мониторинг потребительского спроса. В последние годы спрос на транспортные услуги стабильно увеличивается. Особо стоит отметить экспансию в российские регионы торговых сетей и крупных дистрибьюторов, что влечет за собой не только количественный рост спроса на логистические услуги, но и ужесточение требований к их качеству. При выборе логистического оператора преимущество получает та компания, которая обладает развитой филиальной или агентской сетью и может предложить одинаковые стандарты работы.

Рынок транспортной и складской логистики в Сибири продолжает развиваться стремительными темпами. Одним из показателей этого является тот факт, что в сибирские города продолжают приходить все больше федеральных и зарубежных компаний, как транспортных, так и специализирующихся на складской логистике, а объемы входящих и исходящих грузовых потоков увеличиваются.

Деятельность Государственного предприятия Красноярского края (ГПКК) «Центр таможенной логистики» (ЦТЛ) предполагает оказание потребителю разнообразных логистических услуг. Их перечень и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние этих услуг на конкурентоспособность предприятия и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость в создании точно определенной стратегии в области логистического сервисного обслуживания потребителей. Поэтому целью данного исследования стало обоснование практических мероприятий по разработке логистической стратегии развития ГПКК «ЦТЛ».

В предоставление логистических услуг ГПКК «ЦТЛ» входит исполнение заказа, в том числе перевозка груза на транспорте, подбор ассортимента, упаковка, маркировка, формирование грузовых единиц и другие операции, сопровождение в пути и обеспечение сохранности перевозимого груза, принятие груза и его погрузка на подвижной состав, предоставление информации о прохождении грузов.

Большое значение для данного предприятия имеют транспортные объекты, но нередко возникают ситуации, когда подготовленные и оснащенные перевозочные ресурсы простаивают или используются неэффективно. Так, большое количество грузовых вагонов ГПКК «ЦТЛ» находятся на консервации. Тем самым оно несет расходы, связанные с содержанием основных средств, выплатой налогов на имущество и транспорт.

Для ГПКК «ЦТЛ» является важным присутствие его транспорта на транспортных коммуникациях федерального и международного значения, которые проходят по территории Красноярского края. В частности, город Красноярск - это крупный транзитный узел на Транссибирской магистрали, которая проходит по югу края.

Таким образом, ГПКК «ЦТЛ» имеет стабильное положение в Красноярском крае и удовлетворяет его спрос на логические услуги. Однако для дальнейшего развития предприятия целесообразно создать его представительство в соседней Иркутской области. В этой области имеется большое количество промышленных предприятий, а ее основной магистралью является Восточно-Сибирская железная дорога. Немаловажен и тот факт, что в Иркутской области наблюдается нехватка подвижного состава, из-за которой периодически страдают крупные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.