Научная статья на тему 'Тенденции развития гендерной и семейной культуры'

Тенденции развития гендерной и семейной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1275
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ / СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIALIZATION / MATRIMONY-FAMILY INSTALLATIONS / FAMILY CULTURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поспелова Тамара Григорьевна

В статье рассматриваются гендерные аспекты семейной социализации молодежи, тенденции развития гендерных и семейных отношений, процессы трансформации семейной культуры. Материалы сравнительных исследований иллюстрируют брачно-семейные установки молодежи, гендерные различия в оценках молодежью различных аспектов семейной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of gender and family culture

In article gender aspects of family socializations of youth, the tendency of development of gender and family relations, processes of transformation of family culture are considered. Based on materials of comparative researches matrimony-family installations of youth, gender distinctions in estimations by youth of various aspects of a family problematic are illustrated.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития гендерной и семейной культуры»

УДК 316.74:392.6

Т. Г. Поспелова

Тенденции развития гендерной и семейной культуры

В статье рассматриваются гендерные аспекты семейной социализации молодежи, тенденции развития гендерных и семейных отношений, процессы трансформации семейной культуры. Материалы сравнительных исследований иллюстрируют брачно-семейные установки молодежи, гендерные различия в оценках молодежью различных аспектов семейной проблематики.

Ключевые слова: социализация, брачно-семейные установки, семейная культура Tamara G. Pospelova

Tendencies of development of gender and family culture

In article gender aspects of family socializations of youth, the tendency of development of gender and family relations, processes of transformation of family culture are considered. Based on materials of comparative researches matrimony-family installations of youth, gender distinctions in estimations by youth of various aspects of a family problematic are illustrated.

Keywords: socialization, matrimony-family installations, family cultures

Вовлеченность сферы приватной жизни в контекст глобальных социальноэкономических изменений, модернизации социокультурного пространства общественной жизни проявляется в масштабных трансформациях гендерных и семейных отношений, которые сопровождаются широким спектром, как позитивных инноваций, так и новых социальных проблем. Анализ тенденций развития гендерных и межпоколенческих отношений в семье обусловлен не только научными интересами, но и запросами социальной практики.

Провозглашение и утверждение в обществе политики гендерного равенства, снятие всевозможных ограничений и расширение возможностей при осуществлении выбора жизненных стратегий, изменение ценностных ориентиров и приоритетов общества - вносит изменения в конфигурации семейных отношений и концепты семейных культур. Пересмотру подвергаются традиционные представления и способы организации личной и семейной жизни, вопросы социализации детей и молодежи, межпоколенческих отношений.

Как известно, П. А. Сорокин на протяжении всей жизни проявлял глубокий интерес к различным аспектам семейной, даже гендерной, несмотря на отсутствие в то время этого термина, проблематики, рассматривая эволюцию семейных отношений в широком контексте социокультурной динамики. В серии работ, начиная с первой работы «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян», написанной еще в студенческие годы, и позднее в работе «Кризис семьи» и «Американская сексу-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

143

Раздел I. Социологический анализ культуры

альная революция», П. А. Сорокин стремился показать предпосылки кризиса института семьи, его негативное влияние на социальное здоровье индивидов, групп и даже наций1.

П. А. Сорокин подчеркивал, что семья как социальное образование создается, функционирует и трансформируется в определенных исторических обстоятельствах и социокультурном пространстве. Преобразования семейно-родственной организации, хозяйственного уклада семьи, эмоциональных связей и отношений происходят на фоне мировоззренческих трансформаций, затрагивающих политические, экономические, сексуальные аспекты жизнедеятельности.

Актуальность этих исследований П. А. Сорокина сохраняется и в настоящее время, получая развитие в различных областях социологии: социологии семьи, социологии молодежи, гендерологии.

Эволюция семейных отношений, протекающая в драматической борьбе традиционных и современных стереотипов, сопровождается позитивными и негативными последствиями, появлением новых социальных проблем. Позитивные аспекты составляют: общая демократизация отношений, ориентация на равноправие полов, расширение спектра моделей демографического поведения, модернизация сфер жизнедеятельности семьи, внутри- и внесемейной занятости и т. д. Общеизвестен и широкий спектр негативных тенденций, развивающихся под влиянием динамичных и радикальных макросоциальных трансформаций в сфере брачно-семейных отношений. Это - дестабилизация и деструкция семьи, наличие конфликто-генности и криминогенности в семейной среде, жестокости, насилия, детской беспризорности, алкоголизма, наркомании, ВИЧинфицирования, межпоколенческой трансляции патологических отношений и семейного неблагополучия и т. д.

Борьба традиционных и современных стереотипов в повседневной жизни проявляется в процессе выбора целевых и ценностных ориентаций, способов жизнедеятельности и коммуникации. Атрибутами традиционной семейной культуры являются ориентации на моногамность, глобальность межличностных связей, комплексность аспектов жизнедеятельности семьи, пожизненность или продолжительность союза, супружескую верность, обязательную или желательную детность. Современная семейная культура более ориентирована на качество супружеских отношений, поэтому допускает серийность браков, автономность отдельных сфер жизнедеятельности партнеров, принципиальную бездетность.

Модернизация семейной культуры, противоречивые изменения многих аспектов семейной жизни вызывают неоднозначные оценки и интерпретации у социологов: от понимания и лояльного отношения к инновация до признания крайнего кризиса института семьи (А. И. Антонов)2.

Анализируя тенденции трансформации института семьи, А. Б. Синельников выделяет четыре аспекта демографического поведения, в которых наиболее заметны изменения: отношение к вступлению в брак, отношение к рождаемости, отношение

144

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

к расторжению брака, отношение к структуре семьи, указывает на четыре уровня кризиса в каждом из этих направлений и рассматривает подходы к улучшению ситуации. Это меры, связанные с изменением в обществе отношения ко многим аспектам семейной жизни, мировоззренческих принципов3.

Изучая на протяжении многих лет социальные ориентации современной молодежи, В. Т. Лисовский отмечает факторы, которые негативно влияют на мировоззрение молодежи. «Ослабление родительского контроля, более раннее половое созревание, увеличение числа контактов, влияние эротических фильмов, стремление самоутвердить себя в глазах сверстников - формирует у части юношей и девушек иллюзию абсолютной свободы и вседозволенности в сфере интимных отношений»4.

Самоопределение молодежи в различных сферах социальной жизни, как включение в системы социальных институтов и ценностей, определение направления своего жизненного «пути», на фоне радикальных и динамичных макросоциальных трансформаций приобретает проблемный характер, отражая противоречия взаимоотношений индивида и общества, высвечивая актуальность соотношения социальной детерминации - внешних социальных условий и самодетерминации -собственной активности субъекта.

Исследования социальных ориентаций молодежи, которые с начала 80-х годов проводятся в НИИКСИ СПбГУ в рамках программы «Молодежь России», позволяют отслеживать тенденции развития брачно-семейных ориентации различных групп молодежи, факторную обусловленность сдвигов в ее целевых и ценностных ориентациях, влияние состояния родительской среды на социальные установки и поведение молодежи, характерные особенности проблемных ситуаций. Брачно-семейные установки являются результатом социализации и зависят от условий ее протекания, выступают регуляторами поведения и предпосылками будущей семейной жизни. Они имеют сложную, многоуровневую структуру, включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты, которые могут быть в различной степени согласованы. Поэтому в задачи исследований входит выявление типологических особенностей семейных ориентации молодежи; изучение ориентации на различные модели организации семейной жизни; анализ гендерных, межпоколенческих и кросскультурных различий в установках5.

Результаты многолетних исследований брачно-семейных установок молодежи, свидетельствуют о том, что семья является жизненно важной ценностью для большинства молодых людей, создание семьи устойчиво занимает приоритетное место в структуре жизненных планов, а благополучная семейная жизнь является условием жизненного успеха.

Изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров общества вносят определенные коррективы в мотивационные структуры и стратегии реализации брачно-семейных установок молодежи.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

145

Раздел I. Социологический анализ культуры

Сравнительный анализ результатов исследований разных лет выявляет динамику этих изменений в ориентациях молодежи, специфику установок и реальных практик.

Так, в 80-е годы распространение имели студенческие браки, семейные студенты составляли в СПбГУ до 20 %, студенты с детьми - 9 %. В конце 90-х в условиях экономического кризиса важное место в структуре ориентаций молодежи стали занимать ценности экономического характера, индивидуального благополучия. Как следствие - выросла вариативность установок, снизились ориентированность на ранние браки. Вступление в брак молодежь стала связывать с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи. Изменения стали происходить и в структуре внутрисемейных ценностных ориентаций. Но высокая значимость семейной жизни сохранялась, лишь 2 % респондентов ориентировались на безбрачие.

В более поздних исследованиях внимание акцентировалось на различных аспектах внутрисемейных отношений: предпочтениях молодежи в плане организации интимных отношений, ориентациях на продолжительность семейной жизни, отношение к формам организации семейной жизни, ориентациях на структуру семьи и детность.

Результаты опросов в 2000 и 2010 годах отражают изменения отдельных параметров брачно-семейных установок и ориентаций молодежи.

Традиционному, зарегистрированному браку в 2000 году отдавали предпочтение 58 % опрошенных. Совместная жизнь без регистрации брака привлекала 24 % респондентов. 14 % - предпочитали свободные, не связанные обязательствами отношения. 3 % респондентов не имели определенного отношения и допускали различные варианты организации своей интимной жизни.

Таблица 1

Отношение молодежи к формам организации брачно-семейных отношений (в % по столбцу)

Какую форму отношений Вы предпочитаете? Данные 2000 г. Данные 2010 г.

Семья на основе зарегистрированного брака 58 80

Гражданский брак без регистрации 24 11

Свободные, внебрачные отношения 14 7

Другое 2 2

Опрос 2010 года отражает некоторые переориентации молодежи внутри структуры брачно-семейных практик.

Данные опроса 2010 года с дифференциацией по полу представлены в таблице 2.

146

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Таблица 2

Отношение молодежи (с дифференциацией по полу) к формам организации брачно-семейных отношений (в % по столбцу)

Какую форму отношений Вы предпочитаете? В целом Юноши Девушки

Семья на основе зарегистрированного брака 80 72 87

Гражданский брак без регистрации 11 13 7

Свободные, внебрачные отношения 7 13 4

Другое 2 2 2

При этом примерно половина (46 %) респондентов ориентируется на традиционный стереотип, согласно которому брак заключается на всю жизнь. Другая половина (52 %) респондентов считает, что необходимо поддерживать только тот брак, который устраивает партнеров. Различия по полу практически отсутствуют.

Предпочтительным для большинства респондентов является неолокальный способ проживания отдельно от родителей, эгалитарная модель отношений, основанная на равноправии супругов. Авторитарная модель семьи, для которой характерны наличие главы семьи и отношения подчинения, привлекательна для небольшой части респондентов.

Актуальным в сфере брачно-семейных отношений является решение вопроса о распределении между супругами профессиональных и семейных видов деятельности. По данным исследования, установки 74 % респондентов ориентированы на модель семьи, в рамках которой оба супруга имеют возможность совмещать профессиональную деятельность с семейными обязанностями. Модель семьи с традиционным распределением ролей, в рамках которой мужчина занимается профессиональной деятельностью и финансовым обеспечением, а женщина ведением домашнего хозяйства - привлекательна для 26 % опрошенных. Сравнительные данные с дифференциацией по полу представлены в таблице 3.

Таблица 3

Отношение молодежи к моделям организации внутрисемейной жизни

(в °% по столбцу)

Какую форму организации семьи Вы предпочитаете? 2000 год 2010 год

юноши девушки юноши девушки

Мужчина обеспечивает семью материально, а женщина занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей 37 15 27 10

Оба супруга работают и вместе занимаются домашними делами 63 85 70 88

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

147

Раздел I. Социологический анализ культуры

Репродуктивные установки молодежи представляют следующие данные: бездетная семья привлекает 3 % респондентов, семья с одним ребенком - 25 %, с двумя детьми - 66 %, многодетная - 6 %.

Результаты опроса молодежи, проведенного в 2013 году, фиксируют также отношение молодежи к актуальным тенденциям и проблемам в сфере брачно-семейных отношений в обществе. Молодежь поддерживает гендерное равенство, одобряет повышение престижа семьи в обществе, практику усыновления детей, популяризацию многодетных семей. Альтернативные формы семейных отношений (однополый брак, материнская семья) одобряет незначительная доля респондентов.

Результаты исследований фиксируют состояние и характер брачно-семейных ориентаций молодежи: повышение популярности зарегистрированного брака, модели, так называемой, «двуглавой семьи», а также некоторых различий в установках юношей и девушек относительно распределения сфер занятости партнеров.

Анализ результатов исследований сквозь призму концепции детерминации отражает влияние на социальные ориентации молодежи демографической и семейной политики, формирующей и популяризирующей социокультурные нормативы. Для традиционной семейной культуры эти изменения имеют позитивный характер. Альтернативной позиции придерживается Л. Шпаковская, которая рассматривает пропаганду официально зарегистрированного брака и детности как негативное влияние консервативного дискурса, который противоречит глобальным тенденциям индивидуализации. Исследуя практики гражданского брака, Л. Шпаковская приводит типологию моделей партнерства и описывает их функциональные особенности. Так, модель партнерства как альтернативы зарегистрированному браку, характерна для самых молодых респондентов. Существенным фактором здесь является освобождение от родителей и обретение независимости. Для второй модели партнерства, как этапа подготовки к браку, важным является проверка отношений, определение ролей, границ, зон потенциальных конфликтов и способов их разрешения. Модель партнерства, как аналога зарегистрированному браку, свойственна парам, имеющим детей, которые не видят разницы между партнерством и браком6.

По мнению Л. Шпаковской, молодые люди рассматривают свой жизненный проект как разделенный на несколько этапов: период мобильности, автономиза-ции, выбора, партнерства (жизнь для себя) и следующий за ним период стабильности, оседлости, выполнения институциональных требований, брака и родительства (скорее жизнь для других). Все этапы воспринимаются ими как привлекательные с различных точек зрения. При этом, традиционный брак не исчезает и не подвергается коренной трансформации, оставаясь привлекательной ролевой моделью, но он приобретает новые смыслы в контексте рефлексивного биографического проекта. Однако эти изменения сдерживаются консервативной семейной политикой и пронаталистским официальным дискурсом.

148 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Другой точки зрения придерживаются австралийские исследовательницы Й. Вин, С. Ланц и А. Харрис, которые обращают внимание на изменение характера межпоколенческого взаимодействия в семье. Авторы статьи оспаривают подход, ставший традиционным для социологии молодежи, трактующий молодость как период перехода от зависимости к независимости. По мнению авторов статьи, в условиях институциональных трансформаций значимость семьи для людей, только вступающих в жизнь, усиливается, а поддержка близких, семейные ресурсы и контакты становятся чрезвычайно важными. Поэтому многие молодые люди стремятся поддерживать тесные связи с родными, даже покинув отчий дом. Для нынешней молодежи характерен более поздний уход из отчего дома, молодые люди по сравнению с предыдущими поколениями дольше остаются финансово и материально зависимыми от родителей и не стремятся к полной автономии от родительской семьи. Авторы делают вывод, о том, что в современных семьях между представителями старших и младших поколений складываются более сложные, взаимозависимые отношения, и переход юношей и девушек во взрослую жизнь опосредован опытом их взаимоотношений с родителями, основанных на поддержке друг друга и стремлении к общим целям7.

Исследование польских социологов К. Стахуры и М. Жадковской направлено на изучение особенностей создания пары с помощью новых информационных технологий. Построение пространства взаимодействия on line предлагает новые коммуникативные возможности для выстраивания поля совместного пребывания. Авторы указывают на изменения, которые под влиянием новых информационных возможностей происходят в семейной и гендерной культуре. Взаимное развитие партнеров, освоение противоположных ролевых и инструментальных навыков. Опираясь на работы Ж. К. Кауфмана, авторы отмечают, что семья уже является не постоянным институтом, носителем традиций, а служит инструментом для реализации индивидуальных и коллективных целей ее членов. Интеграцию в браке обеспечивает выбор и конструирование моделей организации семейной жизни между традиционным укладом или партнерским союзом, процессы идентификации и самоидентификации партнеров. Эволюция коммуникации, где посредником выступают технологии, не заменяет более традиционных, прямых форм выстраивания отношений. Напротив, она имеет огромный потенциал для их углубления и совершенствования. Правильно отображенные изменения современного мира связаны, в частности, с формированием альтернативных версий своего «Я», восстановлением минувших знакомств и поиском в мире новых средств для альтернативных форм удовлетворения потребностей. Однако следует помнить, что из большей свободы и вседозволенности в интернете вытекает как польза, так и опасность8.

Динамичный характер социальных ориентаций и возможности их трансформации на жизненном пути, могут стать факторами риска для стабильности и благополучия семьи. Гендерная идентичность, которая формируется в процессе социа-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

149

Раздел I. Социологический анализ культуры

лизации путем самоопределении и самокатегоризации, может реформироваться вследствие динамичных трансформаций гендерных стереотипов в обществе.

Анализируя широкий спектр различных аспектов супружеских и семейных отношений, авторы теории контроля идентичности, американские психологи Я. Стетс и П. Берк акцентируют внимание на важности процессов постоянной верификации и подтверждении гендерной идентичности партнеров, и выделяют факторы стаби-лизации/дестабилизации брака. В рамках этой концепции агрессивное поведение в браке может рассматриваться как компенсаторное средство защиты от утраты контроля над ситуацией и восстановления утраченной идентичности. В процессе непрерывного мониторинга реакций партнера на собственную идентичность проверяются такие важные для психологического здоровья партнеров параметры как уважение, оценка и самооценка, ценностные ориентации, компетентность. Недостаток верификации базовой идентичности партнеров разрушает их эмоциональные отношения9.

В условиях мультикультурной среды актуализируются проблемы обеспечения гендерной совместимости партнеров. Несмотря на утверждение концепции гендерного равенства в социальной практике наблюдается многообразие моделей организации гендерных отношений, в том числе и основанных на неотрадицио-нальном сохранении гендерного неравенства. Гендерная совместимость является условием психологического благополучия и предметом исследований практической гендерологии.

Противоречивость сформировавшихся в процессе социализации ориентаций может стать препятствием для успешного гендерного партнерства, предпосылкой межличностных конфликтов и фактором риска семейного неблагополучия. С целью проведения более детального гендерного анализа социологической информации в НИИКСИ СПбГУ В. И. Конаховским была разработана специальная подпрограмма обработки эмпирической информации «Кобра - КД».

Методической базой этой программы гендерного анализа является когнитивный подход к исследованию гендерных отношений, направленный на изучение процессов согласования когнитивных структур интерактивных партнеров. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера элементы когнитивных структур могут находиться в состоянии консонанса - согласованности, диссонанса - рассогласования или иррелевантных (невзаимосвязанных) отношениях. Согласованность когниций обеспечивает стабильное и комфортное состояние группы, рассогласование, сопровождаемое дискомфортом, ведет либо к пересмотру когнитивных позиций либо к дезинтеграции группы10.

В рамках программы обработки эмпирической информации с помощью подпрограммы «Кобра-КД» - матрицы корреляций признаков (содержательный вопрос на пол респондентов) наряду со стандартными показателями и коэффициентами корреляций содержат дополнительные критерии, отражающие меру пози-

150 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

ционной согласованности мнений респондентов по данному вопросу. Использование коэффициентов позиционного согласия (P k /d). позволяет определять зоны согласованности (консонантности) и несогласованности (диссонантности) позиций респондентов. Как показывают результаты обработки данных по этой подпрограмме - согласованность позиций респондентов относительно различных аспектов брачно-семейных отношений варьирует от почти полного согласия по поводу местожительства молодой семьи до значительных разногласий относительно главенства в семье и моделей организации семейной жизни. Так, согласованность позиций юношей и девушек относительно моделей организации семейной жизни (см. таблицу 3) составляет 60 %, рассогласованность 40 %.

Использование коэффициентов позиционного согласия показывает, что консонансные позиции составляют 63 % (3 % для первой модели и 60 % для второй), а диссонансные позиции - 34 % (25 % - для первой модели и 9 % для второй). Представленные данные свидетельствуют о том, что в нынешних условиях в установках молодежи преобладают ориентации на современную модель семьи с двумя работающими супругами и уровень согласованности позиций относительно способов организации семейной жизни юношей и девушек довольно высокий. Вместе с тем довольно высокий уровень и диссонансных позиций, особенно для традиционной модели семьи, на которую ориентируется 28 % юношей и только 11% девушек. В усилении ориентаций девушек на самостоятельность и независимость прослеживается недоверие к реалистичности традиционной модели, социальной компетентности партнеров, отсутствие возможностей для транслирования позитивных образцов и моделей организации семейной жизни11.

Нарушения процессов гендерной идентификации партнеров могут происходить, вследствие динамичных трансформации гендерных стереотипов в обществе. Широкое распространение в нынешних условиях неотрадиционализма, привлекательности моделей гендерного неравенства, свидетельствует о сохранности традиционных стереотипов, базовых гендерных идентичностей. Декларативный характер социального равенства на практике сопровождаются утверждением гендерного неравенства.

Признание правомерности двойственного характера гендерных установок, их динамики в зависимости от актуальной ситуации позволяет по-новому интерпретировать тенденции развития гендерных отношений в обществе.

Как отмечает В. А. Ядов, стремление индивида идентифицировать себя с тем или иным сообществом возникает в условиях разрушения традиционного уклада, при котором потребность самоопределения в системе социальных взаимосвязей не актуализирована, так как групповой статус индивида был задан жесткими критериями его принадлежности к общине, сословию, а также половозрастными функциями. Развитие современных обществ, динамизм и многослойность социальных связей принципиально изменяют объективные условия жизнедеятельности

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

151

Раздел I. Социологический анализ культуры

людей, формируют потребность в самоопределении относительно многообразных групп и общностей12.

Модификация брачно-семейного поведения, повышение значимости психологических аспектов брака, необходимости обсуждать различные аспекты брака, договариваться, согласовывать жизненные позиции и планы является атрибутом современной семейной культуры. Вместе с тем стирание граней между культурой, субкультурой и контркультурой актуализирует проблемы самоопределения и самоидентификации участников социальных коммуникаций, повышения социальной компетентности. Самоопределение, как этап социализации, которая продолжается всю жизнь, заключается в формировании внутренней уверенности индивида в правильности своего выбора, активности для реализации поставленных целей, утверждении своего социального и семейного статуса. В нестабильных, быстро меняющихся условиях трансформации социальных ориентиров, ценнностно-норматив-ной неопределенности в обществе, индивиду приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляется в утрате жизненных перспектив, смысла бытия, уверенности в себе13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На преодоление неэффективных стереотипов, решение гендерных конфликтов ориентировано гендерное консультирование и терапия14.

Современный этап эволюции института семьи характеризуется наслоением элементов традиционной и современной культуры, разнообразием их комбинаций, поисками адекватных и приемлемых способов организации семейной и личной жизни, новых ресурсов для модернизации жизненного пространства и достижения жизненного благополучия.

Семейная культура, как составная часть общей культуры, представляет собой комплекс ценностно-нормативных моделей жизнедеятельности, исторически отобранных и транслируемых с целью сохранения в образе жизни полезного опыта, стабилизации социальной структуры общества. Определяя культуру «как мир норм, возникших в процессе аккумуляции прошлого опыта деятельности, мир, нормативно организующий деятельность настоящую, а через нее и будущую», О. И. Ге-нисаретский выделяет две стадии в развитии культурного бытия - архаическую и технологическую. На архаической стадии основная функция культуры - воспроизведение общественной жизни, придание постоянства общественному бытию. Другую стадию культуры представляет технологическое проектирование новых слоев культуры, характеризующееся созданием новых произвольных форм, которые постепенно закрепляются и приобретают статус культурных норм. Те образцы, которые проходят отбор и остаются после отсева прочих вновь сотворенных норм, ассимилируются культурой. Здесь уже не культура формирует общество, а общество - культуру15.

В этом контексте гендерная культура находится в стадии проектирования системы действующих в данном обществе взглядов, установок, принципов, матриц

152 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

поведения, формирующих и верифицирующая социокультурные аспекты пола: гендерные установки, отношения, роли, стереотипы, модели поведения и т. д. Регулярная верификация базовых установок является условием устойчивости межличностных отношений индикатором эффективности партнерства.

Рассматривая гендерные аспекты процессов взросления, Е. Е. Сапогова приводит типологию наиболее распространенных в современных партнерских отношениях женских позиций, содержащих ключевые смыслообразующие модели феминности16.

Комплементарность позиций партнеров гендерных отношений детерминирует специфику гендерной и семейной культуры.

Обобщая результаты кросскультурных исследований семейной проблематики, Ю. И. Игрицкий отмечает следующие тенденции. Несмотря на то, что в сложном потоке социально-экономических потрясений, распространения постмодернистских ценностей, отдающих предпочтение индивидуальной свободе, институту семьи пришлось демонтировать многие образцы брачного, репродуктивного и родительского поведения, институт семьи сохранился и занимает в настоящее время ведущее место в системе ценностных приоритетов. Необходимость приспособления к новым экономическим отношениям и ценностным ориентирам в обществе не привели к принципиальным трансформациям - высокий статус семьи сохранился17. Вместе с тем можно отметить маятниковый характер социальных трансформаций и вспомнить исторический период, когда утверждалось отмирание института семьи.

Самодетерминация, как доминирующая потребность, акцентирующая важность индивидуальной свободы, компетентности и качества отношений создает предпосылки для неустойчивости брака. Вместе с тем, отмечается также позитивное влияние общественного климата, обеспечивающего повышение престижа семьи, статуса зарегистрированного брака, детности, благополучной семьи. Новые направления государственной демографической и семейной политики, направленные на поддержку молодой семьи, утверждают социальные приоритеты и ценности общества.

Облик современной семьи характеризуется как исторической традиционностью, так и вовлечением семьи в процессы социальной модернизации, расширения возможностей для самоопределения и выбора стратегии жизненного пути.

Примечания

1 Сорокин П. А. Этнографические этюды: статьи. Сыктывкар: Коми кн. изд-во,1999.

2 Антонов А. И. Социология семьи: учебник. М.: МГУ, 2009.

3 Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2008.

4 Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУ, 2000; Его же. Молодежь: любовь, брак, семья. СПб.: Наука, 2003.

5 Поспелова Т. Г. Опыт сравнительного исследования тенденций развития брачно-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

153

Раздел I. Социологический анализ культуры

семейных установок молодежи // Межкультурные взаимодействия в условиях глобализации: опыт России и Кореи. СПб., 2012.

6 Шпаковская Л. Гражданский брак в России: свобода и отношения // Практики и идентичности: гендерное устройство. СПб.: Изд. Европ. ун-та в СПб., 2010.

7 Вин И., Ланц С., Харрис А. Семейные отношения и молодежь в период поздней современности // Социальные и гуманитарные науки: отеч. и зарубеж. лит. Серия 11: Социология: реф. журн. 2013. № 2.

8 Стахура К., Жадковска М. Гданьские пары on-line // Социальное благополучие молодежи Санкт-Петербурга и Гданьска. СПб.: Скифия-принт, 2012.

9 Стетс Дж., Картер М. Теория Я (self) для социологии морали // Социальные и гуманитарные науки: отеч. и зарубеж. лит. Серия 11: Социология: реф. журн. 2013. № 1. С. 82-93.

10 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.

11 Поспелова Т. Г. О методах гендерного анализа социологической информации // Актуальные проблемы современной гендерологии. М.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.

12 Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. 1994.

№ 1.

13 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2008.

14 Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. СПб.: Питер, 2006.

15 Чеснокова В. Ф. Язык социологии. М.: ОГИ, 2010.

16 Экзистенциальная психология взросления. М.: Смысл, 2013.

17 Семья и семейные ценности в странах Восточной Европы. М.: ИНИОН РАН, 2013.

154

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.