доходным подходом, является группа методов дисконтирования денежных потоков (DiscountedCashFlow, DCF) [1]. Эта группа методов рассматривает стоимость компании как сумму генерируемых ею денежных потоков в течение прогнозного периода инвестирования. Инвестору такая группа методов позволяет рассчитать стоимость будущих доходов компании и оценить целесообразность вложений в ее акции. [1].
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что метод оценки бизнеса зависит от цели оценки, поставленных условий, от экономической среды. При любой оценки стоимости компании следует сочетать все три подхода: затратный, доходный и сравнительный. Выводы
1. Различные методы оценки стоимости компании имеют свои преимущества и свои недостатки;
2. Если выбрать непригодную модель оценки бизнеса, то полученный результат приведет либо к переоценке, либо к недооценки реальной стоимости;
3. Ни один из приведенных методов не является взаимоисключающими, они дополняют друг друга, то есть для адекватной оценки бизнеса необходимо сочетать подходы;
4. Методы оценки стоимости бизнеса необходимо использовать при организации таких мероприятий, как слияние и поглощение, выкуп акций и тому подобное.
Список использованной литературы:
1. Pinto J., CFA, Henry E., CFA, Stowe JD, CFA and Robinson TR, CFA (2007), Equity Asset Valuation, 2nd ed, John Wiley & Sons, New Jersey, USA
2. Есипов В.Э. Оценка бизнеса: учебник для вузов / В.Э. Есипов [и др.]. - СПб. [и др.]: Питер, 2006 - 464 с.
3. Ерофеева Т. А. Подходы к оценке стоимости бизнеса: проблемы их использования // Научные записки. -2007. - Т. 68. Экономические науки. - С. 25-30.
4. Соколова А.А., Гарибов В.В., Оценка стоимости бизнеса - Ставрополь:Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. 106 с.
5. Чеботарев Н.Ф., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - М.: Дашков и К, 2015. 253 с.
6. Шульгатый О.Л., Оценка стоимости бизнеса - Краснодар: Южный институтменеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. 184 с.
© Пронина О.В., 2019.
УДК 338.2
Д.А. Ручкина
студентка 2 курса магистратуры Финансового факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова
г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Т.В. Ващенко канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента
РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается текущее состояние фармацевтического рынка, проанализирована динамика уровня продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, выявлены основные тенденции
развития и сдерживающие факторы.
Ключевые слова:
Государственная регистрация лекарственных препаратов, фармацевтический рынок,
ценовое регулирование.
К 2018 году рост российского фармацевтического рынка практически остановился (рисунок 1) -прирост совокупного стоимостного объема рынка по сравнению с 2017 годом составил 1,8%. В 2018 году емкость коммерческого сектора лекарственных препаратов увеличилась на 5,42% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, что связано с влиянием на рынок «сезонных» заболеваний.
«DSM Group» приводит информацию относительно увеличения средней цены за упаковку лекарственного препарата на 4,4% по сравнению с январем 2018 года. Несмотря на то что инфляционные процессы в фармацевтической отрасли обычно ниже, чем в других отраслях, аналитики связывают рост цен на продукцию преимущественно с инфляцией: показатель инфляции на лекарства в 2018 году достиг 6,1%, превысив уровень общероссийского показателя инфляции - 4,3%.
Рисунок 1 - Динамика емкости фармацевтического рынка России в млрд.руб., 2014-2018 гг.1
ЮС (рецептурные ЛП) ■ ОТС (безрецептурные ЛП) Рисунок 2 - Соотношение стоимостного объема продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом аптечном рынке России, 2015-2019 гг., %2
Рассмотрим, как изменилось соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и
1 Диаграмма построена автором на основе данных анализа фармацевтического рынка России «DSM Group» [1].
2 Диаграмма построена автором на основе данных анализа фармацевтического рынка России «DSM Group» [1].
~ 106 ~
безрецептурного отпуска к январю 2019 года (рисунок 2). Из рисунка 2 видно, что объем продаж безрецептурных лекарственных средств снижается с 2015 года (превышение над объемом товаров RX составляет от 1,4% до 8%). По сравнению с данными 2018 года, в январе 2019 г. совокупные продажи безрецептурных лекарств увеличились на 6,3% (+2,5 млрд. руб.) в рублях, в то время как прирост продаж рецептурных лекарств составил 9,6% (+3,7 млрд. руб.).
Основные тенденции фармацевтического рынка:
• снижение темпов роста рынка (в период 2014-2018 рост фармацевтического рынка снизился более чем в 6 раз: с 12% в 2014 году до 1,8% в 2018 году)[1],
• рост затрат, снижение доходности бизнеса;
• давление ценового регулирования (в 2018 году Правительством РФ была разработана методика ценообразования лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) [3];
• отсутствие устойчивых драйверов роста (в том числе ввиду снижения доходов населения, государственные заказы остаются на прежнем уровне);
• снижение актуальности старых каналов коммуникаций (визиты медицинских представителей), недоверие к новым каналам связи в силу консервативности взглядов врачей и отсутствия реальной потребности в информации;
• внешняя рыночная среда неблагоприятна к распространению оригинальных препаратов и инновационных продуктов;
• усиление контрольных функций государства (затраты, которые формально ложатся на бизнес или конечного потребителя) - введение обязательной маркировки лекарственных препаратов;
• изменение порядка государственной регистрации лекарственных препаратов (данное нововведение позволит российским фармацевтическим производителям выпускать, помимо своей продукции, препараты других производителей, что будет способствовать развитию контрактного производства лекарственных препаратов в России);
• подключение к системе операторов фискальных данных (далее - ОФД) аптечных учреждений (процесс позволяет повысить прозрачность рынка розничных продаж и решить проблему некорректности предоставляемых аптечными сетями отчетов о продажах производителям в рамках договора оказания маркетинговых услуг) [4].
Ключевые проблемы производителей в основных сегментах рынка заключаются в следующем: стремительный рост конкуренции; преференции локальным производителям; снижение доходности; заморозка бюджетов на государственные закупки лекарств, давление генерического сегмента; снижение потребительской способности населения, сдерживание цен на ЖНВЛП.
В целом, на сегодняшний день на фармацевтическом рынке складывается неоднозначная ситуация: снижение потребительской способности населения в совокупности с жестким государственным регулированием и сдерживанием цен на ЖНВЛП могут негативно сказаться на состоянии фармацевтической промышленности и вызвать сокращение рынка в денежном выражении [2].
Список использованной литературы:
1. «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/;
2. У фармрынка болезнь роста // РБК. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/02/22/5c6d752b9a7947e3df5d59f6
3. Фармацевтический рынок в России: итоги 2018 года. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/-the_pharmaceutical_market_in_russia_2018/;
4. Wellmark group запускает онлайн-мониторинг продаж для лидеров фармрынка. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.wellmark.ru/2018/08/takeda/.
© Ручкина Д.А., 2019