Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Т.И.

Стремительное развитие электронной коммерции, динамичный рост ее доли в розничной торговле в последнее время и неопределенная экономическая конъюнктура заставляют компании изучать тенденции данной сферы, чтобы искать новые бизнес-решения, которые позволят им развивать свои операции в новых условиях. Проведен анализ статистических данных, характеризующих электронную коммерцию России. Представлены современные тренды для успешного функционирования российских компаний на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE IN RUSSIA

The rapid development of e-commerce and the dynamic growth of its share in the retail trade in recent times and the uncertain economic environment make it necessary to study the trends in this area in order to look for new business solutions that will allow them to develop their operations in a new environment. The analysis of statistical data characterizing e-commerce in Russia has been carried out. Modern trends for the successful functioning of Russian companies in the market are presented

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ»

■ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330

Т.И. ГУРОВА

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Стремительное развитие электронной коммерции, динамичный рост ее доли в розничной торговле в последнее время и неопределенная экономическая конъюнктура заставляют компании изучать тенденции данной сферы, чтобы искать новые бизнес-решения, которые позволят им развивать свои операции в новых условиях. Проведен анализ статистических данных, характеризующих электронную коммерцию России. Представлены современные тренды для успешного функционирования российских компаний на рынке.

Ключевые слова: электронный бизнес, современные тренды развития, интернет-магазины, онлайн-продажи.

The rapid development of e-commerce and the dynamic growth of its share in the retail trade in recent times and the uncertain economic environment make it necessary to study the trends in this area in order to look for new business solutions that will allow them to develop their operations in a new environment. The analysis of statistical data characterizing e-commerce in Russia has been carried out. Modern trends for the successfulfunctioning of Russian companies in the market are presented.

Keywords: e-business, modern development trends, online stores, online sales.

Понятие «электронная коммерция» в настоящее время является общепринятым термином, тесно связанным с появлением и развитием современных технологий. Электронная коммерция представляет собой ряд процессов, связанных с потоком деловых операций, которые осуществляются с использованием электронных средств. Веб-приложения, в которых предлагаются товары и услуги, считаются основным каналом взаимодействия. Эти приложения, также известные как электронные магазины, позволяют покупателям сортировать товары в соответствии со стоимостью и другими характеристиками. Данная сфера является перспективной и динамично развивается в последнее время. Так, он© Гурова Т.И., 2022

лайн-продажи в России пережили динамичное развитие, поскольку пандемия вынудила многие отечественные компании выйти в интернет. Динамика количества заказов представлена на рис. 1.

Рост электронной коммерции в 2020 году составил более 50%. Для сравнения: в США - 9%, в Германии -13%, в Великобритании - 16%. Предполагается, что эта тенденция будет планомерно усиливаться в ближайшие годы. В результате Россия может обогнать традиционных лидеров электронных продаж - Бразилию, Индию и Китай. В соответствии с прогнозом исследовательского агентства Data Insight, рынок электронной коммерции России вырастет до 7,2 трлн рублей к 2024 году, это почти в два раза больше, чем в 2020 году [3, 4].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

23

Рис. 1. Динамика количества заказов в российской электронной коммерции, млн шт. [4]

Из-за пандемии многие россияне изменили свои привычки и начали делать покупки онлайн. Однако стране не хватает такого лидера электронной коммерции, как Amazon в США. По мнению аналитиков, лидер отрасли может появиться в ближайшие несколько лет. Возможность лидировать в электронной коммерции в самой большой по площади стране мира еще предстоит реализовать. Крупнейший российский интернет-ри-тейлер Wildberries контролирует всего 13% рынка, даже после того как продажи удвоились. Для сравнения, Amazon контролирует около 50% рынка электронной коммерции в США [3, 4].

Поддерживаемые пандемией крупные платформы электронной коммерции поглощают долю рынка как обычных, так и интернет-магазинов. Конкуренция ужесточается, и в будущем на рынке будут доминировать два-три игрока. В России

больше интернет-пользователей, чем в Германии, втором по величине рынке Amazon. Однако в нашей стране укоренившиеся потребительские привычки и проблемы с логистикой препятствуют развитию электронной коммерции и мешают многим иностранным компаниям. В результате отечественные компании, такие как Wildberries и платформа Ozon, продолжают лидировать в России вместе с китайской платформой Alibaba.

Преимущество для лидирующих позиций в отрасли в России будет большим, учитывая развитие этого рынка. Интернет-продажи составили чуть более 10% от общего объема розничных продаж в России в 2021 году по сравнению с 6% в 2019 году. Для сравнения: в США в 2020 году было 16%, а в Китае - 37%. Кроме того, доля онлайн-по-купателей в России ниже, чем в других развитых странах (рис. 2).

Индия (^^нвааванвннаааввна ¿|0

Бразилия

Россия 50

Италия 55

Испания 60

Китай и64 Канада ъ9

Франция 71

Южная Корея 72

Германия 74

Япония 77

США 77

Великобритания 84

О 10 20 30 40 50 60 70 30 90

Рис. 2. Доля онлайн-покупателей в России и отдельных странах, % [4]

Для понимания того, что необходимо сделать, чтобы успешно конкурировать с крупными интернет-магазинами, необходимо понимать наиболее перспективные тенденции, поскольку развитие электронной коммерции порождает новые потребности [1]. Быстрые изменения заставляют платформы магазинов и интернет-магазины искать решения, поддерживающие продажи. Формируются новые тренды в электронной коммерции. Основные тенденции, которые будут доминировать в ближайшем будущем на мировом и российском рынках электронной коммерции [1-4]:

1. Трансграничность развития. Несмотря на существующие ограничения, трансграничные, т.е. международные, продажи будет развивать все большее количество интернет-магазинов. Местные рынки становятся малы для многих предпринимателей, поэтому они начинают продавать товары за границу. Все больше магазинов и торговых площадок удовлетворяет эту потребность. Выход на новые рынки поддерживается в том числе интеграцией с маркет-плейсами, курьерами или компаниями, предлагающими фулфилмент, которые позволяют продавать на рынках Азии и мира. В российской электронной коммерции особенно популярны продажи в Беларусь, Казахстан и пр.

2. Персонализация продуктов. Адаптация предложения к потребностям клиента - одна из тенденций, доминирующих в современной электронной коммерции. На рынке есть платформы магазинов, которые позволяют продавцам создавать конфигураторы (инструмент для создания товаров, которые можно персонализировать). Это, в свою очередь, позволяет потребителям настраивать продукты из интер-

нет-магазинов в соответствии со своими потребностями. Популярна такая процедура в том числе в магазинах из индустрии дизайна интерьера и моды. В ближайшем будущем, скорее всего, будет развиваться персонализация продуктов. Возможно, интернет-магазины будут создавать опросы, викторины и другие акции, чтобы максимально адаптировать товары к потребностям покупателей.

3. «Безголовая» электронная коммерция1. До недавнего времени полный контроль над графическим слоем интернет-магазина был невозможен. Сегодня все больше глобальных участников рынка пользуются преимуществами «безголовой» электронной коммерции и предлагают своим клиентам персонализированный и удобный процесс совершения покупок. «Безголовая» электронная коммерция также дает больший контроль над контентом и обеспечивает плавный процесс покупок. В России ее используют крупнейшие аукционные сайты и платформы для закупок.

4. Растущее значение многоканаль-ности. Омниканальность - это модель, которая продвинулась во время пандемии. Потребители привыкли свободно перемещаться между онлайн-магази-нами и офлайн-магазинами. Омни-канальность расширяет возможности и выбор потребителей, что, в свою очередь, позволяет бренду завоевывать большее доверие клиентов. Эта тенденция сохранится и в ближайшее время, поскольку интернет-магазины будут искать новых клиентов в разных местах.

1 Архитектура программного обеспечения, позволяющая отделять интерфейсный уровень от остальной части интернет-магазина.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 25 ^ш

5. Еще более быстрые платежи. Мгновенная оплата очень важна для электронной коммерции. Владелец интернет-магазина должен предоставить покупателям максимально быстрый способ оплаты сделки, без смены платформы или какой-либо регистрации. Такая процедура увеличивает шансы на успешную сделку, поэтому магазины упрощают способ оплаты товара, а покупатели с гораздо большей вероятностью будут использовать возможность покупки в один клик.

6. Мобильные продажи. Мобильная коммерция - тренд, который действует с 2020 года и продолжает расти. Тем более что уже более 50% потребителей в России совершают покупки с помощью мобильных телефонов. В ближайший период компании электронной коммерции будут постоянно улучшать свой опыт покупок на мобильных устройствах, в первую очередь изменения коснутся упрощения способов оплаты.

7. Покупки в социальных сетях. Социальная коммерция - это направление электронной коммерции, которое все быстрее набирает популярность. Многие потребители принимают решение о покупке во время просмотра социальных сетей, некоторые из них там же покупают продукт напрямую.

8. Искусственный интеллект и машинное обучение. Искусственный интеллект (ИИ) все чаще используется в электронной коммерции. Он помогает персонализировать покупательский опыт. Благодаря ИИ автоматизированные и интеллектуальные механизмы изучают поведение потребителей и подстраивают предложение под отдельных пользователей. ИИ может делать предложения на основе

истории поиска, прошлых покупок, пола и т.д.

9. Голосовой поиск. В англоязычных странах все более популярными становятся Siri, Alexa и Okay Google. Голосовые помощники пока не очень «привлекательны» для российских потребителей. Однако возможность оформления заказов в интернет-магазинах с помощью голосовых команд в будущем будет пользоваться все большей популярностью, потому что это ускоряет и разнообразит процесс покупок, позволяя одновременно делать покупки и заниматься другими делами.

10. Чат-боты и голосовые боты. Большинство интернет-магазинов уже используют чат-ботов. Однако в будущем они станут еще более популярными. В первую очередь, потому что через них развивается уровень персонализа-ции.

11. Дополненная и виртуальная реальность. Виртуальная и дополненная реальность (VR) устраняет одно из слабых мест электронной коммерции -невозможность проверить, как товар выглядит в реальности. Благодаря VR покупатель может размещать изображение/фотографию продукта в своих пространствах и получать представление о том, как предмет будет выглядеть в реальном мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время электронная коммерция в России будет развиваться, поскольку значительная часть потребителей остается неохваченной услугами онлайн-про-даж. В статье представлены основные современные тренды, которые могут позволить российским компаниям быть успешными на мировом и российском рынках электронной коммерции.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Антропов В.В. Мировой рынок розничных платежей в формирующейся цифровой экономике: современные тенденции и перспективы//Экономика. Налоги. Право. 2022. № 1. С. 81-93.

2. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. Перспективы развития электронной коммерции в России в условиях цифровизации экономики // Новые технологии. 2021. № 3. С. 86-94.

3. Тренд, который изменит будущее e-commerce. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ artides/2022/01/28/906750-trend-e-commerce (дата обращения: 05.09.2022).

4. Яковлев Г. Datainsight, 2022. Интернет-торговля в России 2021. URL: https://www.tadviser. ru/images/f/fe/ECommerce_2021_0.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.