Научная статья на тему 'Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом'

Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2461
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дистанционное образование / цифровая экономика / рынок онлайн-образования / distance education / digital economy / online education market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселицкий О., Хабаров Д.

В статье показана динамика развития новой отрасли образования, использующей дистанционные технологии. Приводятся данные о высокой эффективности данной отрасли и перспектив ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article shows the dynamics of the development of a new branch of education using distance technolo-gies. The data on the high efficiency of the industry and its development prospects are given.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом»

18 PEDAGOGICAL SCHNC1S / «Ш11ШетУМ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2©1]9

УДК: 377.131.11

Веселицкий О., Хабаров Д.

Московский городской университет управления Правительства Москвы

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10016 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Veselitsky O., Khabarov D.

Moscow City Government University of Management Moscow TRENDS OF DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD Аннотация

В статье показана динамика развития новой отрасли образования, использующей дистанционные технологии. Приводятся данные о высокой эффективности данной отрасли и перспектив ее развития. Abstract

The article shows the dynamics of the development of a new branch of education using distance technologies. The data on the high efficiency of the industry and its development prospects are given.

Ключевые слова: дистанционное образование, цифровая экономика, рынок онлайн-образования. Key words: distance education, digital economy, online education market.

Общий объем дохода от образовательных ресурсов в мире на 2018 год составил более 4,5 трлн.$, по аналитическим прогнозам, в ближайшие годы должен возрасти до 7 трлн. $. Доля же онлайн-образования в нём составляет около 3%, а это 165 млрд. $. Ежегодного прирост дохода от дистанционного образования составляет приблизительно в 5%. Опираясь на этот показатель, можно составить прогноз увеличения дохода от онлайн-образования на ближайшие 5 лет, получив цифру 210 млрд. $ в 2023 году.

Как показывает практика, дистанционное образование ежегодно становится всё более популярным и востребованным, а это, в свою очередь, привлекает к нему большое количество инвесторов, превращая дистанционное образование в прибыльную индустрию. Однако популярность данного вида образования зависит ещё и от его типологии и специализации.

Например, в 2016 году к числу наиболее привлекательных проектов для инвесторов относились онлайн-сайты по подготовке к стандартизированным экзаменам. Пять крупнейших инвестиций в такие проекты суммарно превысили 175 млн. $.

В разрезе типологии наиболее высокие показатели роста показывают:

1. обучающие программы, построенные на игровых механиках: +22,4%;

2. обучающие программы, построенные на симуляции реальных процессов: +17,0%.

Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 г. измерялась в 315,7 млн. $.

Около 50% всего рынка онлайн образования занимает США. Также они имеют наивысший показатель дистанционного образования в высших учебных заведениях среди всех стран мира - 29% от всех учащихся (от 18,6 млн. студентов), и равняется - 5,39 млн. студентов. 80% процентов от 2600 высших учебных заведений США (2080 универси-

тетов) предоставляют полное, или частичное онлайн образование. Наиболее популярными среди них являются:

1. Бостонский университет - это некоммерческий вуз США, который предлагает дистанционное обучение на уровнях: бакалавриата, магистратуры и даже докторантуры. Помимо этого, здесь можно дистанционно учиться на сертификатных курсах. Обучение осуществляется за счет онлайн-лекций, видео, интерактивной анимации и дискуссий.

2. Флоридский университет - входит в Топ-20 лучших американских государственных университетов по дистанционному обучению, и уже имеет более 330,000 выпускников в 135 странах. Дистанционное обучение предлагается на уровне бакалавриата и магистратуры. Вуз также проводит некоммерческие курсы и курсы повышения квалификации для карьерного продвижения работающих профессионалов.

3. Аризонский государственный университет. По данным U.S. News & World Report, университет является одним из наиболее инновационных вузов США, осуществляющих качественную всестороннюю поддержку студентов. Отделение дистанционного обучения университета предлагает более 100 программ бакалавриата и магистратуры

Однако в 2018 году в США наблюдается резкий спад инвестиционного роста в онлайн образование.

В настоящий момент Азиатский регион растет втрое большими темпами, чем Соединённые Штаты Америки, как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% от всех мировых инвестиций в онлайн образование в 2015 году было в Китае. На фоне масштабных финансовых влияний КНР появляются крупнейшие и важнейшие проекты в различных данной системы образования:

4. XuetangX - китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SGQEMgl

19

курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.

5. Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») - более 70 тыс преподавателей.

6. 17шоуе (название переводится как «Учимся вместе») - подготовка школьников по английскому и математике, более 7 млн студентов.

Наблюдается интересная тенденция в китайской модели дистанционного образования. В отличии от США (и большинства других стран мира) доминирует не классическое вузовское дистанционное образование с получением степени бакалавра или магистра, а разнообразные онлайн курсы, специализирующиеся на переподготовке и повышении квалификации кадров.

Среди европейских стран лидирующее место по показателям дистанционного образования занимает Великобритания. Наиболее популярными университетами Англии в данном направлении являются:

1. Ливерпульский университет - один из лидирующих вузов мира, предлагающих дистанционное образование. Всего здесь предлагается 41 онлайн -ирограмма в различных областях.

2. Университетский кампус Суффолк - известен совмещением современных методов обучения. Вуз предлагает 22 программы дистанционного обучения в бакалавриате и магистратуре.

3. Университет Англия Раскин - один из древнейших вузов страны, ему более 150 лет. Сегодня университет обучает 31,000 местных и европейских студентов и 1,700 иностранцев.

Что касается рынка онлайн образования в Российской Федерации, то он находится ещё на стадии своего развития. Еще в далеком 2014 году исследование J'son & Partners позволило выделить информацию о том, что рынок российского онлайн-обра-зования составил 400 миллионов рублей, а компания Docebo, специализирующаяся на услугах онлайн-образования в корпоративном сегменте, прогнозировала, что объём онлайн-услуг обучения в корпоративном сегменте и в сегменте репетиторства достигнет к 2018 году 6-8 миллиардов рублей (рис.1). И, как мы можем наблюдать из приведённой диаграммы, существует тенденция увеличения показателей доходности страны от данного сегмента образования.

40 млрд $

L J

Глобальный рынок Российский рынок

Рис.1. Прогноз российского рынка онлайн-образования компании Docebo [1]

Одной из основных проблем развития онлайн образования в РФ является низкий уровень инвестиций в сравнении с другими участниками процесса.

В России остро стоит проблема малокомплектных школ, и для детей из глубинки онлайн-курсы и репетиторство через программы открывает новые возможности для подготовки к экзаменам и поступлению в вузы.

Онлайн-образование будет еще активнее развиваться в сегменте повышения квалификации и переквалификации специалистов. Для компаний рост квалификации сотрудников - это возможность повысить конкурентоспособность и завоевать новые позиции, для персонала - это шанс на продвижение по карьерной лестнице и освоение передовых образовательных программ от лучших учебных заведений мира.

По данным исследования, объём рынка образования в нашей стране в 2016 г. составлял 1,8 трлн рублей. При этом онлайн-сегмент в размере 20,7

млрд рублей занимал долю в 1,1%. По прогнозам, к 2021 г. она вырастет до 2,6%.

Наиболее востребовано дистанционное образование в России - это сфера языкового обучения и получения дополнительных профессиональных навыков - около 7% от всех имеющихся на рынке программ. Достаточно популярно оно и среди школьников, но опять же как дополнительная возможность изучения тех или иных предметов (2,7% всех программ).

В сфере высшего образования онлайн-курсы занимают всего 1,8%. По мнению экспертов, рост интереса государства к онлайн-обучению будет способствовать повышению доверия образовательных организаций к инновационной форме получения знаний.

На настоящий момент времени наиболее популярными государственными вузами в Российской Федерации предоставляющими онлайн образование являются:

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9

20

1. Южно-Уральский государственный университет предоставляет множество вариантов получения высшего образования онлайн. На дистанционной программе доступны 6 бакалаврских направлений и 3 в магистратуре.

2. Институт дистанционного образования ТюмГУ, в нем можно дистанционно получить образование по 5 гуманитарным направлениям и 8 программам ДПО.

3. Томский Государственный Университет является первопроходцем дистанционного образования в России. Методики и технологии удаленного обучения были внедрены в образовательный процесс еще в 2013 году.

Безусловно, российский сегмент дистанционного образования серьезно уступает зарубежным аналогам. Лидер российского сегмента ЮУрГУ с анонсированными 6 образовательными программами не сможет составить серьезную конкуренцию Аризонский государственный университет, замыкающего тройку американских лидеров.

Понятно, что подготовка образовательной программы с учетом ее выхода на дистанционную платформу очень затратное и ресурсоемкое мероприятие для российских вузов. Выходом из данной ситуации видится усиление в дистанционном сегменте доли программ ДПО и индивидуальных образовательных программ. Согласно планам реализации цифровой экономики, появятся новые направления развития, утратят актуальность отдельные профессии, взамен понадобятся специалисты, способные осуществлять свою профессиональную деятельность в новых экономических условиях. Граждане Российской Федерации с 2019

УДК: 632.937.2.

года смогут проходить обучение по основам цифровой экономики за счет бесплатных персональных сертификатов, которые будут учитывать их карьерные интересы и возможности [2]. Сертификат будет предполагать прохождение определенных очно-заочных образовательных мероприятий за счет государства, включая диагностику карьерных интересов и возможностей. Одновременно с этим в следующем году будет запущен бесплатный образовательный онлайн-ресурс по развитию цифровой грамотности. Как мы видим, рынок онлайн образования в России и за рубежом является одним из наиболее перспективных капиталовложений нашего времени. Вложение в его развитие значительных государственных средств позволит усовершенствовать механизмы реализации индивидуальных образовательных стратегий для граждан РФ. Повысится уровень доверия и востребованности получения образования именно посредством дистанционных технологий.

В связи с этим уровень конкуренции в сегменте значительно увеличивается. Каждое образовательное учреждение, в особенности вузы, будут стремится к введению у себя системы онлайн образования, так как это автоматически поднимает его рейтинг на внутреннем и международном образовательных рынках.

Список литературы

1. Тренды EdTech-2014: дорого и непредсказуемо https://newtonew.com/tech/trendy-edtech-2014-dorogo-i-nepredskazuemo

2. Россияне с 2019 года смогут пройти обучение по основам цифровой экономики https://ria.ru/20181027/1531596283.html

Волкова Е.А., Вязовова Е.В.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

ПРИМЕНЕНИЕ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Volkova E.A., Vyazovova E. V.

Nizhny Tagil state socio-pedagogical Institute (branch) of the RUSSIAN state vocational pedagogical University»

USE OF MOODLE FOR THE ORGANIZATION OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT IN MATHEMATICS

Аннотация

В данной статье на примере предметной области «математика» рассмотрен вопрос о целесообразности и эффективности внедрения авторских информационно-образовательных сред (ИОС) в образовательный процесс вуза. Актуальность обусловлена значительным сокращением аудиторных часов в вузе, отводимых на изучение математики, а также популяризацией самообразования, непрерывного дистанционного образования, в соответствии с утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом требованиями.

Abstract

In this paper the concept of subject domain "mathematics" considered the question of the appropriateness and effectiveness of the implementation of copyright information and educational environment (IEE) in the edu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.