Научная статья на тему 'Тенденции развития банковского сектора России: процессный подход и СМК'

Тенденции развития банковского сектора России: процессный подход и СМК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1645
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROCESS APPROACH / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE BANKING SYSTEM / THE BANKING PRODUCT / THE CREDIT INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терёхин Сергей Евгеньевич

В статье исследованы современные тенденции развития банковского сектора РФ с позиции внедрения кредитными организациями процессного подхода и сертификации системы менеджмента качества. Проанализированы основные результаты деятельности российских банков, успешно внедривших и сертифицировавших СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS RUSSIAN BANKING SECTOR: THE PROCESS APPROACH AND THE QMS

The article studies the current trends of the Russian banking sector from the point of introduction of credit institutions the process approach and quality management system certification. The article also analyzes the main results of the Russian banks, successfully implemented and certified quality management system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития банковского сектора России: процессный подход и СМК»

УДК 336.7:005.6 ББК 26

Терёхин С.Е.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД И СМК

Teryokhin S.E.

TRENDS RUSSIAN BANKING SECTOR:

THE PROCESS APPROACH AND THE QMS

Ключевые слова: процессный подход, система менеджмента качества, банковская система, банковский продукт, кредитная организация.

Keywords: process approach, quality management system, the banking system, the banking product, the credit institution.

Аннотация

В статье исследованы современные тенденции развития банковского сектора РФ с позиции внедрения кредитными организациями процессного подхода и сертификации системы менеджмента качества. Проанализированы основные результаты деятельности российских банков, успешно внедривших и сертифицировавших СМК.

Abstract

The article studies the current trends of the Russian banking sector from the point of introduction of credit institutions the process approach and quality management system certification. The article also analyzes the main results of the Russian banks, successfully implemented and certified quality management system.

Российская банковская система со всеми ее специфическими особенностями и типично российскими чертами не существует изолированно, а входит в мировую банковскую систему и является её необходимой составляющей. Вследствие этого все изменения, которые претерпевает мировая банковская система, все новейшие тенденции, проявляющиеся в ходе её эволюции, не могут не отражаться на состоянии российской банковской системы.

Для того чтобы определить степень внедрения процессного подхода в российских кредитных организациях, необходимо исследовать общие мировые тенденции развития банковской системы. Учитывая этот факт, рассмотрим подробнее основные тенденции развития банковской системы в мире и применение в их рамках процессного подхода кредитными организациями в таблице 1.

Таблица 1 - Основные мировые тенденции развития банковского сектора и реализация процессного подхода

Тенденция Описание Реализация процессного подхода

1 2 3

Рост числа услуг Кредитные организации постепенно расширяют спектр предоставляемых клиентам продуктов. В последние годы новые услуги особенно активно развиваются под воздействием нарастающей конкуренции, технологических перемен, возрастающего уровня финансовой грамотности и информированности клиентов, а также появления принципиально новых форм осуществления услуг (интернет). Процессный подход применяется кредитными организациями в целях успешной разработки и проектирования новых видов банковских продуктов, а также их тиражирования.

Рост конкуренции Рост конкуренции продиктован макроэкономическими процессами либерализации и распространения рыночных методов ведения хозяйства, а также является следствием упрощения технологий общения и взаимодействия вследствие огромных достижений в телекоммуникационной области. Внедрение процессноориентированной СМК используется кредитными организациями как конкурентное преимущество.

Дерегулиро- вание Тотальное дерегулирование в банковской сфере началось в 80-х гг. в США, когда был введен целый ряд законодательных актов, ослабивших влияние государства на банковскую систему. Начало процесса тотального дерегулирования имело широкий резонанс в других странах, вынужденных принимать аналогичные законы для поддержания конкурентоспособности своих банков на мировом рынке. Сегодня кредитные организации по всему миру имеют все меньше и меньше регулирующих их деятельность ограничений и в большей степени руководствуются рыночными механизмами и добровольными стандартами. По мере снижения регулирующих ограничений кредитные организации используют процессный подход для повышения уровня формализации и регламентации своей деятельности на организационном уровне, в том числе, добровольно сертифицируя СМК.

Рост стоимости ресурсов Дерегулирование в сочетании с возрастающей конкуренцией обусловливает рост издержек по пассивным операциям (привлечению средств), что приводит к тому, что снижение операционных издержек становится для многих кредитных организаций основным способом поддержания конкурентоспособности предоставляемых финансовых услуг. Процессный подход применяется кредитными организациями для снижения операционных издержек и оптимизации использования ресурсной базы.

Технологи- ческая революция Существенный рывок в развитии науки и техники, особенно в области компьютерных и телекоммуникационных средств, обеспечил Кредитные организации активно используют передовые

Тенденция Описание Реализация процессного подхода

возможность применения разнообразных банковских технологий, недоступных ранее. информационные технологии для описания и оптимизации своих процессов.

Консолидация и географическая экспансия Максимальный эффект от использования средств автоматизации и других технологических нововведений достигается в крупных транснациональных финансовых структурах. Поэтому в последнее время резко активизируется деятельность банков по созданию филиалов, отделений и холдинговых компаний. Наблюдаются такие явления, как взаимное слияние банков и поглощение одного банка другим. Процессный подход применяется кредитными организациями для оптимального тиражирования своей деятельности при открытии новых филиалов, доп. офисов, отделений, холдинговых компаний.

Глобализация банковского дела Географическая экспансия и консолидация приводят к выходу некоторых банковских структур за рамки отдельной страны и даже континента, образуя огромные транснациональные банки с многотысячными коллективами работников и многомиллиардными активами. Транснациональные банки для более эффективного управления используют единые стандарты на процессы, услуги и осуществление деятельности.

Общее повышение уровня банковских рисков Нестабильность экономических процессов, а также ослабление государственного регулирования и рост конкуренции приводят к увеличению доли более рискованных операций в общем числе банковских операций. Процессный подход придает кредитной организации гибкость в условиях нестабильности, а также снижает рискованность операций.

Внедрение систем менеджмента качества В настоящее время растет число кредитных организаций, внедривших и сертифицировавших СМК и ориентирующихся на основные принципы концепции всеобщего управления качеством (TQM). Процессный подход является базовым принципом TQM и основой СМК любой, в том числе, и кредитной организации.

Перечисленные в таблице тенденции носят глобальный характер, являются следствием глубинных макроэкономических процессов в мировой экономике (интеграция, либерализация, резкий научно-технический подъем) и затрагивают практически все кредитные организации, без исключения, в разных странах мира, независимо от уровня их развития и существующей в той или иной стране организационной структуры банковской системы.

Данные тенденции приводят к появлению ряда новых проблем в международной банковской системе, таких, как углубляющийся раскол между крупными

транснациональными и небольшими банками, постепенное срастание банковских и страховых операций, управление рисками информационных систем в условиях полной автоматизации, необходимость повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг и сервиса и другие. Неудивительно, что и для российской банковской системы, как части банковской системы мира, ряд этих проблем достаточно актуален.

Во всем мире кредитные организации стремятся следовать последним тенденциям и решать возникающие при этом проблемы, прежде всего, концентрируя внимание на улучшении менеджмента, в том числе и на основе реализации процессного подхода.

Одним из последствий экономического кризиса 2008 г. в России явилось наличие двух тенденций, отчетливо наблюдаемых сегодня. Во-первых, растет роль зарубежных банков в отечественной экономике, и помимо объективных причин экономического характера это объясняется более высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг. Во-вторых, растет конкуренция между российскими банками за стабильную клиентуру. Если принять во внимание эти тенденции, то работа по улучшению качества банковских услуг приобретает особенно важный, принципиальный характер. Чтобы оценить, на каком этапе развития находится банковский сектор России, представим в таблице 2, основные циклы и фазы развития банковского сектора в период с 1990 г. по 2015 г.

Таблица 2 - Циклы и фазы развития банковского сектора России в 1990-2015-х годах

Основное направление использования ресурсов банковского сектора Основной источник пополнения ресурсов банковского сектора Динамика реального объема внутреннего кредита (в т.ч. кредита государству) Начало Конец

Цикл I Покрытие финансовых дефицитов государства и реального сектора 1992 1998

Фаза 1 Денежная эмиссия, счета предприятий Сжатие кредита, накопление банками ликвидности 1992 1994

Фаза 2 Сбережения населения Стабилизация 1995 1996

Фаза 3 Внешние заимствования Переход к росту 1997 1998

Цикл II Финансирование «экстенсивного» экономического роста 1999 2007

Фаза 1 Денежная эмиссия, счета предприятий Сжатие кредита, накопление банками ликвидности 1999 2000

Фаза 2 Сбережения населения Переход к росту 2001 2003

Фаза 3 Внешние заимствования Ускорение 2004 2007

Цикл III Финансирование реструктуризации экономики, перехода к «интенсивному» качественному экономическому росту 2008 2015

Фаза 1 Денежная эмиссия, счета предприятий Сжатие кредита, накопление банками ликвидности 2008 2009

Фаза 2 Сбережения населения Переход к росту 2010 2012

Фаза 3 Внешние заимствования Ускорение 2013 2015

Исходя из таблицы 2, текущее состояние банковского сектора можно охарактеризовать как восстановление после кризиса 2008-2009 гг. и переход к качественному экономическому росту за счёт улучшения качества управления и повышения эффективности деятельности, в том числе, производя реинжиниринг кредитных организаций, переводя их на процессную модель управления.

За более чем 20 лет своего существования банковская система России прошла значительный путь от преимущественно расчётной и обменной системы к одному из локомотивов развития экономики государства. Активы банковской системы возросли с 37% ВВП в 2000 г. до 75,9% на начало 2011 г. Кредиты нефинансовому сектору за десятилетие увеличились с 18 до 40% ВВП. В начале 2000-х доля банковского кредита не превышала 15% в приросте совокупного спроса, а к середине прошлого десятилетия этот показатель превысил треть. Радикально сократились ставки по кредитным ресурсам, выросла доля долгосрочных кредитов нефинансовому сектору. Традиционно незначительная роль российской банковской системы и финансовых рынков в обеспечении экономического роста существенно возросла. Банковская система стала полноправным участником экономического развития.

Вместе с тем, российская банковская система достигла того уровня зрелости, когда её дальнейшее развитие будет определяться состоянием экономики страны, решением многочисленных институциональных проблем. Одновременно банки должны быть активными участниками модернизации России. Достаточно сказать, что именно банковский сегмент является наиболее развитым на всём финансовом рынке страны.

Для того чтобы проследить возможность кредитных организаций к организационным изменениям, в целом, подробнее рассмотрим основные показатели банковской системы России и их динамику (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика основных показателей банковской системы России в 2010 году

№ Показатель Абсолютное значение Изменение с начала года

1 Активы банков, млрд. руб. 33 804,6 +14,9%

2 Капитал банков, млрд. руб. 4 732,3 +2,4%

3 Кредитный портфель банков, млрд. руб. 22 140,2 +11,5

Просрочка по всему портфелю, млрд. руб. 1 035,9 +6,7%

Доля просрочки в портфеле по РСБУ, % 4,9%

4 Кредиты юридическим лицам, млрд. руб. 14 062,9 +12,1%

5 Кредиты физическим лицам, млрд. руб. 4 084,8 +14,3%

6 Депозиты населения, млрд. руб. 9 818 +31,2%

7 Депозиты организаций, млрд. руб. 10 881 +16,7%

8 Прибыль текущего года, млрд. руб. 573,4

9 Средний уровень адекватности капитала 18,1%

10 Количество действующих банков, единиц 955 -4,2%

Анализируя основные показатели банковской системы России, стоит отметить, что в ресурсной базе на первый план вышли сбережения населения. Несмотря на незначительный рост конечного потребления, депозиты населения в банковской системе возросли в кризисном 2009 г. на 26,5%, а в 2010 - ещё на 31,2%.

Банки практически избавились от краткосрочной поддержки со стороны государства. В начале 2009 г. объём средств Банка России и ФНБ достигал 4 трлн. руб. К концу 2010 г. кредит банкам со стороны госорганов исчерпывался субординированными займами в размере 734 млрд. руб. и краткосрочными инструментами (депозиты Минфина и кредиты ЦБ) суммарно не более 340 млрд. руб.

Роль госбанков заметно выросла, поскольку именно они были главными

реципиентами выделенных банкам средств в рамках антикризисных программ. По сравнению с концом 2007 г. доля активов госбанков в общем объёме выросла на 6 п.п., собственных средств - на 3 п.п., кредитов - на 6 п.п.

Восстанавливается поступательная динамика роста банковских активов. После провала 2009 г. (рост активов составил лишь 5%) по итогам 2010 г. активы возросли почти на 15%. Относительно экономики размер банковских активов сохранился на уровне 75,9% ВВП.

В 2010 г. произошёл перелом нисходящей динамики роста кредитного портфеля. Если в 2009 г. корпоративное кредитование не выросло, а розничное сократилось более чем на 10%, то в 2010 г. рост корпоративных кредитов составил 12,1% и 14,3% розничных.

При этом банковский сектор уже, вероятно, миновал пиковые (негативные) значения показателей качества кредитного портфеля. По состоянию на 1 января 2011 г. доля просроченной задолженности за год сократилась с 5,1% до 4,7% от кредитного портфеля банков, намечается тенденция к сокращению резервов кредитных организаций. Вселяет оптимизм и то, что доля просроченной задолженности во всех отраслевых кредитных портфелях снижается.

Вместе с тем, проблема «плохих» кредитов на протяжении довольно длительного периода времени будет отягощать балансы банков и банковских холдингов.

Рост кредитования и сокращение темпов роста просроченной задолженности привели к росту рентабельности активов (1,9%) и капитала (12,5%) кредитных организаций. Для сравнения, в 2009 г. соответствующие показатели составляли 0,7% и 4,9%.

Таким образом, можно прогнозировать, что в период 2012-2013 г.г. банковская система России продолжит стабильно расти, если не будет значительных потрясений в российской и мировой экономиках. Вместе с тем, чтобы вернуть экономику страны на путь значительного, но сбалансированного роста, требуется более высокое качество развития банковской системы.

Как уже отмечалось выше, банковская сфера является одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Количество банков ежегодно растёт, и, соответственно, растёт конкуренция. Согласно Заявлению Правительства Российской Федерации от №984п-П13 от 05.04.2005 и письма Банка России «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» , одной из основных задач, стоящих перед кредитными организациями, является повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях и повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций.

Кроме того, разработанная Министерством финансов и Банком России, Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., определяющая вектор развития национальной банковской системы на перспективу, определяет основные нерешенные проблемы деятельности российских кредитных организаций, наиболее остро проявившиеся в условиях финансового кризиса в конце 2008 - в 2009 г.г.:

- неудовлетворительное состояние управления, включая как корпоративный аспект, так и управление рисками (в результате, как правило, для российских кредитных организаций характерна ориентация на обслуживание бизнеса владельца/владельцев);

- использование различных манипулятивных схем (что приводит к недостоверности учета и отчетности в отдельных банках, к искажению информации об их работе, к появлению так называемых «непрозрачных» направлений деятельности, оценка и анализ которых являются затруднительными как для надзорного и регулирующих органов, так и для участников рынка);

- низкий уровень ответственности владельцев и менеджмента за качество принимаемых решений, погоня за прибылью в ущерб финансовой устойчивости;

- вовлечение кредитных организаций в противоправную деятельность и другие проблемы.

Одними из основных направлений развития банковского сектора Российской Федерации определены повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и создание условий для развития конкуренции, как в банковском секторе, так и на финансовом рынке в целом, повышение качества и существенное расширение перечня банковских услуг для населения и предприятий. На наш взгляд, повышению качества и расширению перечня банковских и иных финансовых услуг, улучшению корпоративного управления и повышению удовлетворенности клиентов деятельностью кредитных организаций будет способствовать разработка и внедрение системы менеджмента качества.

По всему миру более 10000 банков внедрили и сертифицировали систему менеджмента качества, включая такие крупные и известные банки, как ABN-AMRO (Голландия) и BNP-Paribas (Франция). На сегодняшний день в РФ количество банков, получивших или готовившихся получить сертификат соответствия, не так велико (см. таблицу 4), но можно предположить, что в ближайшие годы начнется их стремительный рост.

Таблица 4 - Российские банки, сертифицировавшие систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000

Год сертификации Наименование банка Город

2003 г. «Банк 24.ру» (ОАО) Екатеринбург

2006 г. КБ «Финансовый стандарт» (ООО) Москва

2008 г. ОАО КБ «Эллипс банк» Ниж. Новгород

2009 г. ОАО КБ «ФорБанк» Барнаул

2011 г. ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» Москва

2011 г. КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) Москва

Проанализируем динамику основных показателей деятельности российских банков, осуществляющих управление на основе принципов TQM и имеющих успешно функционирующую систему менеджмента качества.

Таблица 5 - Динамика активов банков, сертифицировавших СМК

Наименование банка 2009 г., тыс. руб. 2010 г., тыс. руб. 2011 г., тыс. руб. Темп роста за 2010 г., % Темп роста за 2011 г., %

«Банк 24.ру» (ОАО) 8 883 305 7 184 671 8 245 591 -19 15

ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 38 863 501 60 477 345 91 123 099 56 51

КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) 46 969 071 43 340 713 55 253 761 -8 27

КБ «Финансовый стандарт» (ООО) 1 674 651 2 053 441 3 824 914 23 86

ОАО КБ «ФорБанк» 1 327 888 1 478 238 1 655 716 11 12

ОАО КБ «Эллипс банк» 6 617 800 9 548 573 10 804 948 44 13

Итого по банкам 104 336 216 124 082 981 170908 029 19 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что банки, сертифицировавшие

СМК, в среднем увеличили стоимость своих активов на 19 % и 38 % за 2010-й и 2011-й гг. соответственно, что свидетельствует об их эффективном функционировании и развитии. Таблица 6 - Динамика кредитных вложений банков, сертифицировавших СМК

Наименование банка 2009 г., тыс. руб. 2010 г., тыс. руб. 2011 г., тыс. руб. Темп роста за 2010 г, % Темп роста за 2011 г., %

«Банк 24.ру» (ОАО) 3 869 812 2 399 086 3 393 765 -38 41

ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 2 3901 170 32 733 069 66 391 005 37 103

КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) 35 843 199 37 799 557 53 073 482 5 40

КБ «Финансовый стандарт» (ООО) 1 393 157 1 765 795 2 673 085 27 51

ОАО КБ «ФорБанк» 1 077 534 1 415 934 1 598 787 31 13

ОАО КБ «Эллипс банк» 5 577 475 7 429 744 6 719 247 33 -10

Итого по банкам 71 662 347 83 543 185 133849371 17 60

Анализируя динамику кредитных вложений банков, сертифицировавших СМК, стоит отметить среднее увеличение кредитных портфелей на 17 % и 60 % соответственно за 2010-й и 2011-й гг., что свидетельствует о высокой эффективности использования банками ресурсов.

Таблица 7 - Динамика просроченной задолженности банков, сертифицировавших СМК

Наименование банка 2009 г., тыс. руб. 2010 г., тыс. руб. 2011 г., тыс. руб. Темп роста за 2010 г., % Темп роста за 2011 г., %

«Банк 24.ру» (ОАО) 147 433 162 094 92 368 10 -43

ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 1 334 481 915 143 822 336 -31 -10

КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) 12 195 995 11 897 264 11 031 969 -2 -7

КБ «Финансовый стандарт» (ООО) 35 0 2 775 -100 -

ОАО КБ «ФорБанк» 33 419 33 058 60 918 -1 84

ОАО КБ «Эллипс банк» 255 300 184 907 177 773 -28 -4

Итого по банкам 13 966 663 13 192 466 12 188 139 -6 -8

Из таблицы 7 можно сделать вывод о том, что просроченная задолженность вышеуказанных банков имеет тенденцию к стабильному снижению. В 2010 году общая сумма просроченной задолженности снизилась на 6 %, а в 2011 году - на 8 %. Данный факт свидетельствует о повышении качества кредитного портфеля и снижении в нём доли «плохих» кредитов.

Таблица 8 - Динамика привлеченных средств банков, сертифицировавших СМК

Наименование банка 2009 г., тыс. руб. 2010 г., тыс. руб. 2011 г., тыс. руб. Темп роста за 2010 г, % Темп роста за 2011 г., %

1 2 3 4 5 6

«Банк 24.ру» (ОАО) 9 714 313 7 834 753 10 149 608 -19 30

ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 33 011 962 53343 085 88 162 537 62 65

КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) 26 778 815 25420 432 39 320 045 -5 55

КБ «Финансовый стандарт» (ООО) 1 507 057 1 812 930 3 330 111 20 84

ОАО КБ «ФорБанк» 1 183 799 1 398 768 1 616 076 18 16

ОАО КБ «Эллипс банк» 6 464 131 9 184 010 10 854 569 42 18

Итого по банкам 78 660 077 98 993 978 153 432 946 26 55

Исходя из данных, представленных в таблице 8, можно заключить, что общая сумма привлеченных средств увеличилась на 26 % и 55 % в 2010-м и 2011-м гг. соответственно, что свидетельствует о том, что из года в год повышается лояльность и доверие клиентов к банкам, имеющим сертифицированную СМК.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие мировые банки внедрили систему менеджмента качества и получили соответствующие сертификаты соответствия, но в России формирование СМК в кредитных организациях было задержано рядом объективных причин: жестким регулированием банков со стороны государства, кризисами в экономике, необходимостью осваивать услуги, предоставление которых стало доступным с помощью новых технологий. Однако некоторые российские банки уже успешно внедрили, сертифицировали и постоянно улучшают СМК, а многие банки ведут деятельность по внедрению процессного подхода. Необходимость применения процессноориентированного управления в последние годы все более явственно осознается банковским сообществом России. Об этом говорит и интерес, проявляемый специалистами банков к таким событиям, как конференции по внедрению процессного подхода к управлению, формированию СМК и стандартизации деятельности банков. Кроме того, в Стратегии развития банковского сектора России до 2015 года повышение качества банковских услуг и деятельности в целом определено, как основное конкурентное преимущество банков.

Анализируя основные показатели деятельности российских банков, сертифицировавших СМК, можно заключить, что они постоянно повышают эффективность своей деятельности, использования ресурсов, улучшают качество кредитного портфеля, имеют повышенную лояльность и доверие клиентов.

Библиографический список

1. Тютюнник, А.В. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка. М.: Издательская группа «БДД-Пресс», 2001.

2. Солнцев, О.Г. Портрет банковской системы 2020 - макроэкономический анализ возможностей и ограничений. деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strategy2020.rian.ru/load/366071510 / - Загл. с экрана.

3. Тосунян, Г.А. Вызов десятилетия: качество и доступность банковских услуг: доклад Ассоциации российских банков. - М., 2011.

4. Заявление Правительства Российской Федерации № 984п-П13 и Центрального Банка Российской Федерации № 01-01/1617от 05.04.2005 г. «О стратегии развития

9

банковского сектора Российской Федерации до 2008 г.»

5. Письмо Центрального Банка Российской Федерации № 119-Т от 13.09.2005 г. «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях»

6. Заявление Правительства Российской Федерации № 984п-П13 Центрального Банка Российской Федерации № 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»

7. Резниченко, А. Процессный подход к управлению, ИТ и российские банки // Банки и технология. - № 5. - 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.