Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КАЗАХСТАНА ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КАЗАХСТАНА ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Надежда Николаевна, Ащеулова Наталья Андреевна, Малик Аяжан Ерганиевна

Воздействие цифровизации экономики наблюдается во всей мировой практике. Поиск новых решений для поддержания стабильности при проведении цифровой трансформации прежде всего проявился в деятельности финансового сектора экономики. Особо актуальным стало изучение банковского сектора экономики, адаптирующего свою деятельность под изменяющуюся среду и технологии запрашиваемых клиентами услуг. В статье рассматриваются закономерности и особенности поиск новых решений для поддержания нововведения при проведении цифровизации. Специфика инновации в банковских услугах рассматривается на примере Казахстана с акцентом на современные проблемы межбанковских отношений вызванные необходимостью выстраивания новых финансовых отношений в условиях коронакризиса, роста геополитической напряжённости и санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартыненко Надежда Николаевна, Ащеулова Наталья Андреевна, Малик Аяжан Ерганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF KAZAKHSTAN’S BANKING SERVICES IN THE DIGITALIZATION ERA

The impact of digitalization of the economy is observed in practice throughout the world. The search for new solutions to maintain stability during the digital transformation was primarily manifested in the activities of the financial sector of the economy. The study of the banking sector of the economy, that adapts its activities to the changing environment and technologies of services requested by customers, has recently become particularly relevant. The article discusses the patterns and features of the search for new solutions to support innovation during digitalization. The specifics of innovation in banking services are considered by the example of the Republic of Kazakhstan with an emphasis on modern problems of interbank relations caused by the need to build new financial relations in the conditions of the coronacrisis, the growth of geopolitical tensions and sanctions.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КАЗАХСТАНА ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Тенденции развития банковских услуг Казахстана эпохи цифровизации

Мартыненко Надежда Николаевна,

к.э.н., доцент Департамента финансовых рынков и финансового регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: nnmartyinenko@fa.ru

Ащеулова Наталья Андреевна,

студент Каспийского общественного университета

Малик Аяжан Ерганиевна,

студент Каспийского общественного университета

Воздействие цифровизации экономики наблюдается во всей мировой практике. Поиск новых решений для поддержания стабильности при проведении цифровой трансформации прежде всего проявился в деятельности финансового сектора экономики.

Особо актуальным стало изучение банковского сектора экономики, адаптирующего свою деятельность под изменяющуюся среду и технологии запрашиваемых клиентами услуг. В статье рассматриваются закономерности и особенности поиск новых решений для поддержания нововведения при проведении цифровизации. Специфика инновации в банковских услугах рассматривается на примере Казахстана с акцентом на современные проблемы межбанковских отношений вызванные необходимостью выстраивания новых финансовых отношений в условиях коронакризиса, роста геополитической напряжённости и санкций.

Ключевые слова: цифровизация, банковские услуги, инновации, информационные технологии, Казахстан.

За последние десять лет под воздействием цифровизации экономики наблюдается изменение глобальных трендов по всему миру. Поиск новых решений для поддержания нововведений при проведении цифровизации проявились прежде всего в деятельности банков как одного из определяющих институтов финансового сектора экономики. Финансовый сектор выступил лидером по внедрению технологических инноваций, которая потребовала от банков, как его важнейших участников, использования новых банковских услуг.

Встраивание новых финансовых услуг привело к появлению таких инноваций в финансовой индустрии как: бесконтактным платежам, чат-ботам, мобильным технологиям, робоэдвайзингу, биометрическим технологиям идентификации, предиктивной аналитике цифровых валют виртуальной и дополненной реальности и т.п. Стали изменяться бизнес-модели деятельности банков, при которых они успешно используют экосистемы, применяют маркетплейсы, супераппы, внедряют краудфандинг, -лендинг, -инвестинг. Преобразуется бизнес-ландшафт работы банков на фондовых рынках. Применение цифровых технологий на порядки снижает себестоимость финансовых транзакций обеспечивая тем самым стабильность и безопасность национального финансового рынка [13], одновременно способствуя концентрации у субъектов рынка персональных данных клиентов, что увеличивает риски кибератак, формирования финансовых пирамид в краудлендинге и микрокредитовании. Данные о клиентах могут быть использованы в сфере отмывания денег и финансирования терроризма, подвергаться внешнему влиянию со стороны иностранных платформ и т.д. Следовательно, в условиях цифровизации при разработке и внедрении банковских инноваций необходимо учитывать риски внедрения прорывных инновационных финансовых технологий. Именно риски в современном мире делают финансовый рынок инструментом экономического влияния и политического давления. Это означает, что банковские услуги, сформированные цифровой средой противоречивы. С одной стороны, они создают барьеры взаимодействия всех участников, обеспечивая их информационную безопасность и финансовую стабильность, с другой - выступают системой порождающей условия неопределенности [10 с. 7].

При этом следует отметить, что спецификой изменений свойственной современной цифровизации на финансовом рынке является также развитие банковских услуг под воздействием коронакризиса, роста геополитической напряжённости и активно используемого последнее десятилетия беспрецедентного, жесткого давления на финансовый ры-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

нок, недружественными странами путем использования антироссийских блокирующими санкций. В 2023 году под санкциями находился 31 российский банк, что не могло не сказаться отрицательно на финансовых отношениях и товарообороте с другими странами мира [9].

Увеличение на финансовом рынке неопределенностей в большей степени отрицательно сказались на европейские финансовые рынки, где в перспективе происходило дальнейшее снижение темпов роста этого рынка. В то же время азиатские рынки стремительно развивались, создавая новые платформы, внедряя инновации, что во многом позволяло им оставаться довольно устойчивыми, несмотря на существующие проблемы.

К началу 2023 г. азиатский финансовый рынок показывал большую устойчивость, чем европейский, поскольку на него санкционное давление и рост геополитической напряжённости не оказали серьезного влияния. В марте 2022 года германский фондовый индекс DAX потерял 7,2%, французский CAC 40-7,6%. Третий квартал был завершён падением основных европейских фондовых индексов на 2,7-5,2% [8]. Одновременно фондовые индексы Китая выросли, так как была объявлена государственная поддержка организаций. К примеру, Индекс акций «материковых» компаний CSI 300 поднялся на 4,3%, а через день вырос почти на 2% [11]. Фондовые индексы Японии почти не изменились на фоне спада в Европе. В марте 2022 года фондовый индекс Японии Sensex упал до 53.000 пунктов, однако после этого быстро восстановился [12]. На фоне последующих падений можно сказать, что фондовый рынок Индии зависит от внутренних политических решений страны, а в меньшей степени от геополитической ситуации в мире, хотя определенное влияние прослеживается.

Приток цифровизации во все сектора экономики привел к появлению новых банковских продуктов во всех странах Азии включая Казахстан. В настоящее время продукция банков Казахстана также обновляется и меняется. За последние три года Казахстан пережил значительный скачок в развитии цифровых продуктов и услуг на финансовом рынке. Современные цифровые технологии позволяют нам не только создавать новые электронные финансовые продукты и услуги, но и изменять предлагаемые ими формы. В то же время такие преобразования привели к наиболее активным изменениям в секторе потребительских банковских услуг и платежей.

Следует отметить, что финансовые инновации тесно связаны с использованием информационных технологий. В то же время внедрение новых финансовых продуктов способствует созданию новых финансовых технологий. Таким образом, финансовые инновации включают в себя как новые = технологии финансовых операций, так и новые е финансовые продукты. Банки начали инвестиро-Я вать в развитие новых финансовых технологий, ° развитие карточного бизнеса, внедрение систем ¡в онлайн-обслуживания клиентов и мобильных пла-

тежных систем, и все эти проекты тесно связаны с использованием информационных технологий. Большие изменения происходят и во внешней деятельности банков - информационные технологии помогают автоматизировать многие аспекты повседневной внутренней деятельности, появились системы электронного документооборота, системы управления бизнес-процессами, сокращен и упрощен человеческий труд.

В связи с этим в современной банковской практике стран мира, в том числе и в Казахстане, появились новые продукты, в которые развивались преимущественно в онлайн-формате.

Значительные проблемы привнесли в цифрови-зацию банковской сферы Казахстана пандемия ко-ронавируса и конфликт России с Украиной, который затронул прежде всего филиалы попавших под санкции российских банков, работающих в Казахстане. Денежные переводы из Казахстана в Россию стали затруднительны, что отрицательно сказалось на товарообороте обеих стран. Экономисты предполагают, что санкции, наложенные на Россию из-за сложившейся ситуации, имеют и другие последствия для банковских продуктов в казахстанско-российских межбанковских отношениях.

Следует отметить также, что проблемы банковского сектора Казахстана в настоящее время связаны с кризисными изменениями, присутствующими в самой национальной и глобальной экономике республики. Решение проблем казахстанского финансового рынка, таким образом, зависит от комплекса воздействующих факторов, среди которых первоочередное значение приобретает дальнейшее укрепление банковского сектора, его ресурсной базы, совершенствования продуктовой линейки банков, соответствующей условиям происходящей цифровизации экономики страны.

Характерной чертой современного развития банков Казахстана, судя по текущим данным сопровождается увеличением стоимости кредитов, которая увеличилась из-за ужесточения денежно-кредитной политики. Тем не менее, объем кредитования вырос за счет кредитов населению и кредитов предприятиям. Новые кредиты были выданы другим отраслям, кроме промышленности и сельского хозяйства. Зафиксирован рост выдачи новых кредитов предприятиям торгово-транспортного сектора.

Объем новых кредитов, выданных во втором квартале, составил 5,7 трлн тенге, т.е. на 8,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кредитование физических лиц продолжает оставаться основным драйвером роста, увеличившись на 17,7% (рис. 1).

Качество кредитов - основной критерий надежности и эффективности банка. К 1 августа 2022 года просроченная задолженность в совокупном кредитном портфеле банков второго уровня Казахстана достигла 1,53 трлн тенге, что на 19,9% больше, чем годом ранее. В десяти крупнейших банках-кредиторах в течение года просрочена задолженность только по 3 банкам второго уровня (рис. 2).

^ ^ ♦<> <?"' *°т

выданные кредиты физ.лицам — выданные кредиты юр.лицам

Рис. 1. Выданные новые кредиты БВУ, трлн тг Источник: составлено авторами на основе источника [2].

öS

Рис. 2. Топ банков - кредиторов. Кредиты с просрочкой платежей

Источник: [3].

У Банка RBK лучшие показатели по управлению просроченными кредитами среди основных банков: на 48% за год всего на 34,8 млрд тенге. Банк за один месяц снизил «плохой» показатель еще на 6,8%. Просроченные кредиты составляют 4,5% кредитного портфеля банка, который, в том числе, увеличился на 31,5% из-за снижения просроченных кредитов в течение года.

Второе место занимает Банк ЦентрКредит. В течение года объем просрочек снизился на 4,8% до 93 млрд тг. Это составляет 5,5% кредитного портфеля банка.

Тройку занимает ForteBank: минус 3,2% до 80,5 млрд тенге. Просроченные кредиты составляют 7,4% кредитного портфеля банка. Еще семь банков второго уровня Республики Казахстан, входящие в первую десятку, показали рост объема просроченных кредитов.

По данным официальных сайтов БВУ ставки вознаграждения по депозитам варьирует от 0 до 14,9%. Ставка вознаграждения зависит от сро-

ка, валюты и других условий. В основном банки, работающие с В2С сегментом, предлагают открыть депозит для физических лиц дистанционно, то есть без посещения отделения (рис. 3).

Рис. 3. Обзор ставок по депозитам, 2022 г., в% Источник: данные с официальных сайтов банков.

Таблица 1. Обзор платежных функций. Топ - 5 банков в РК, за 2022 г.

Некоторые платежные функции банков Есть ли возможность оплаты через СЯ Есть ли P2P по номеру телефона Стоимость Р2Р перевода Комиссия из-за перевода на карты других банков

KASPI BANK да да 0 - тг между клиентами банка 10 переводов бесплатно, далее 200 тг на перевод

Народный Банк да да 0 - тг между клиентами банка 150 тг клиентам других банков, 2 USD - зарубеж

Сбербанк нет да 0 - тг между клиентами банка 0,5% от суммы по всему миру

Forte Bank нет да 0 - тг между клиентами банка 0 - тг между клиентами банка

Центр Кредит нет да 0 - тг между клиентами банка 0,5% от суммы 1% от суммы

Источник: составлено авторами на основе источника данных сайтов БВУ.

С точки зрения платежных решений мы видим, что Р2Р-переводы по номеру телефона уже внедрены во всех банках, работающих в сегменте В2С.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

oj

CD

В то же время возможность оплаты с помощью QR-кода в настоящее время поддерживается только 3 банками (Kaspi, Народный, First Heartland Jusan) (табл. 1).

В исследовании Mobile Banking Rank Kazakhstan 2022 г. оценено качество задач в мобильном банке, решение которых позволяет частному клиенту полноценно управлять финансами и банковскими продуктами. На диаграмме показано распределение весов по блокам пользовательских задач. Окончательная оценка получается из суммы баллов, умноженных на вес блока, и показывает качество обслуживания клиентов банка при управлении своими личными финансами в приложении (рис. 4).

28,5

□ Банк Центр Кредит OJusan Bank □ Halyk Bank □ Kaspi Bank

□ Forte Bank ШБанк Хоум Кредит □ Bank RBK □ Евразийск

□ Altyn □ Freedom Finance Bank

Рис. 4. Оценка клиентского опыта в мобильном банке для частных лиц по шкале от 0 до 100 баллов Источник: составлено авторами на основе источника [4].

Всем известно, что новые технологии все больше проникают в нашу жизнь - мы не можем мыслить себя без высокоскоростного интернета, смартфонов, социальных сетей и интернет-магазинов. Появление Digital Banking отвечает современным требованиям развития банковского сектора в период коронакризиса. Цифровая трансформация банковского дела позволяет клиентам быстро получать банковские услуги на комфортных условиях [5].

В 2021 году Национальный Банк Республики Казахстан в тесном сотрудничестве с участниками финансового рынка, экспертным сообществом и международными партнерами реализован пилотный проект «Цифровой тенге». В 2022 году Национальным банком продолжено изучение выгод и издержек возможного введения цифрового тенге, ведутся работы по расширению технологического функционала платформы и количественные экономические исследования.

До конца 2022 года исследование проанализирует технологические, экономические и нормативные аспекты; оценка проводится с помощью технологических экспериментов, опросов, экономического моделирования и результатов обсуждения с участниками финансового рынка и экспертным сообществом.

Решение о введении цифрового тенге принимается в конце 2022 года по результатам всестороннего изучения потенциальных выгод и рисков, проработки технологических аспектов, оценки влияния на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность, а также оценки потенциального воздействия на национальную платежную систему и ее участников [6].

Согласно данным Statista.com крупнейшим сегментом рынка будут цифровые платежи с общей стоимостью транзакций в 3,82 млрд долларов США в 2022 году. Прогнозируется, что средняя стоимость транзакции на одного пользователя в сегменте альтернативного финансирования в 2022 году составит 81,56 тыс. долларов США.

- Ожидается, что сегмент цифровых инвестиций продемонстрирует рост выручки на 36,5% в 2023 году.

- Ожидается, что в сегменте цифровых платежей к 2027 году количество пользователей составит 9,29 млн пользователей.

- Общая стоимость транзакций в сегменте цифровых платежей прогнозируется на уровне 3,82 млрд долларов США в 2022 году.

Из-за значительных различий в КР1 продуктов FinTech, например, различного характера объема выдачи кредитов в альтернативном кредитовании по сравнению с активами под управлением в Robo-Advisors, невозможно рассчитать общую стоимость транзакции для всех сегментов [7] (рис. 5).

Рис. 5. Стоимость транзакции по сегментам, 20172027 гг. млрд долларов США

Источник: [7].

Из рассмотренной информации можно сделать вывод, что ведущие банки стремятся к развитию за пределами классической банковской сферы посредством развития экосистем. Кроме того, продвижение банков в торговле продуктами питания является относительно новой тенденцией. Несколько игроков рынка запустили возможность заказывать продукты в партнерстве с крупными супермаркетами. Мы считаем, что тенденция к разработке суперприложений будет продолжаться, особенно для тех, кто специализируется на универсальных банках и секторе розничной торговли.

Однако, по нашим наблюдениям, важность нефинансовых показателей растет и в секторе В2В при выборе банка, лидеры рынка расширяют бизнес-возможности для взаимодействия с банком и проведения онлайн-транзакций и все больше диверсифицируют спектр услуг, доступных бизнес-клиентам через личные кабинеты в онлайн-банкинге, таким образом, платформы выходят на первый план по удобству, скорости, доступности и непрерывности обслуживания интерфейса. Все банки в Казахстане переходят на цифровое управление, чтобы оставаться конкурентоспособными и соответствовать новым потребностям и ожиданиям клиентов в информационном обще-

48

стве. В то же время решающим моментом является

соответствие банковских услуг постоянно меняющимся требованиям клиентов и цифрового рынка.

Литература

1. Ковригина П. С., Фурсова Т.В. /Виды банковских продуктов и услуг. Научные известия. 2018. С. 21-24.

2. Обзор финансового рынка НБРК. II квартал 2022 года // file:///C:/Us-ers/HP/Downloads/%D0%9E %D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%

3. Качество кредитного портфеля: лидеры и аутсайдеры. В десятке крупнейших банков-кредиторов объёмы просрочки в годовой динамике сократили всего 3 БВУ РК. 2022 // http://ranking.kz/ru/a/infopovody /kachestvo-kreditnogo-portfelya-lidery-i- autsajdery-v-desyatke-krupnejshih-bankov-kreditorov-obyomy-prosrochki-v-godovoj-dinamike-sokratili-vsego-3-bvu-rk

4. Mobile Banking Rank Казахстан 2022 // https:// markswebb.ru/report/mobile-banking-rank-kz-2022/#2019vs2022

5. EY Global Banking Outlook 2022 // https://eyfin-ancialservicesthoughtgallery.ie/global-regulatory-outlook-2022/

6. Модель принятия решения о внедрении ЦТ. НБРК // file:///C:/Users/HP/Down-loads/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5 %D0%BB%D1

7. Statista.com, digital markets, FinTech - Kazakhstan. // https://www.statista.com/outlook/dmo/fin-tech/kazakhstan

8. Прайм: агентство экономической информации: сайт. - URL: https://1prime.ru/Financial_mar-ket/20220930/838320662.html (дата обращения: 09.12.2022). - Текст: электронный.

9. https://www.banki.ru/news/day-theme/?id=10965728

10. Рудакова, Ольга Степановна. Р83 Финансовые технологии в банках: учебник / О.С. Рудакова, О.М. Маркова, Н.Н. Мартыненко; под ред. О.С. Рудаковой. - Москва: КНОРУС, 2024. -310 с.

11. Официальный сайт Шанхайской Фондовой Биржи - URL: http://english.sse.com.cn/

DEVELOPMENT TRENDS OF KAZAKHSTAN'S BANKING SERVICES IN THE DIGITALIZATION ERA

Martynenko N.N., Ashcheulova N.A., Malik A.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Caspian Public University

The impact of digitalization of the economy is observed in practice throughout the world. The search for new solutions to maintain stability during the digital transformation was primarily manifested in the activities of the financial sector of the economy. The study of the banking sector of the economy, that adapts its activities to the changing environment and technologies of services requested by customers, has recently become particularly relevant. The article discusses the patterns and features of the search for new solutions to support innovation during digitalization. The specifics of innovation in banking services are considered by the example of the Republic of Kazakhstan with an emphasis on modern problems of interbank relations caused by the need to build new financial relations in the conditions of the coronacrisis, the growth of geopolitical tensions and sanctions.

Keywords: digitalization, banking services, innovations, information technologies, Kazakhstan.

References

1. Kovrigina P. S., Fursova T.V. / Types of banking products and services. Scientific news. 2018, pp. 21-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Review of the financial market of the NBRK. Q2 2022 // f i l e : /// C : / U s e r s/ H P/ D o w n l o a d s/% D 0 % 9 E % D 0 %B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%

3. Loan portfolio quality: leaders and outsiders. In the ten largest creditor banks, the volume of delinquency in annual dynamics was reduced by only 3 STBs of the Republic of Kazakhstan. 2022 // http://ranking.kz/ru/a/infopovody/kachestvo-kreditnogo-portfelya-lidery-i-autsajdery-v-desyatke-krupnejshih-bankov-kreditorov-obyomy-prosrochki-v-godovoj-dinamike-sokratili -vsego-3-bvu-rk

4. Mobile Banking Rank Kazakhstan 2022 // https://markswebb.ru/ report/mobile-banking-rank-kz-2022/#2019vs2022

5. EY Global Banking Outlook 2022 // https://eyfinancialservicest-houghtgallery.ie/global-regulatory-outlook-2022/

6. Model for decision-making on introduction of DH. NBRK // file:///C:/Users/HP/Downloads/%D0%9C%D0%BE%D0%B 4%D0%B5%D0%BB%D1

7. Statista.com, digital markets, FinTech - Kazakhstan. // https:// www.statista.com/outlook/dmo/fintech/kazakhstan

8. Prime: economic information agency: site. - URL: https://1prime. ru/Financial_market/20220930/838320662.html (date of access: 12/09/2022). - Text: electronic.

9. https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10965728

10. Rudakova, Olga Stepanovna. P83 Financial technologies in banks: textbook / O.S. Rudakova, O.M. Markova, N.N. Martynenko; ed. O.S. Rudakova. - Moscow: KNORUS, 2024. - 310 p.

11. Official website of the Shanghai Stock Exchange - URL: http:// english.sse.com.cn/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.