Научная статья на тему 'Тенденции развития архитектурной иллюстрации XVIII первой трети XIX В. (по материалам уральских коллекций)'

Тенденции развития архитектурной иллюстрации XVIII первой трети XIX В. (по материалам уральских коллекций) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
890
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ XVIII-XIX ВВ / АРХИТЕКТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОЕКТНАЯ ГРАВЮРА / АРХИТЕКТУРНЫЙ УВРАЖ / ARCHITECTURALLY-GRAPHIC HERITAGE XVIII-XIX CENTURIES / ARCHITECTURAL ILLUSTRATION / ARCHITECTURAL DESIGN ENGRAVING / ARCHITECTURAL ALBUMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борщ Елена Викторовна

Тенденции развития и особенности западноевропейской архитектурной иллюстрации XVIII первой трети XIX века рассмотрены на примере двадцати западноевропейских архитектурных альбомов и книг с гравюрами из коллекций г. Екатеринбурга. © Борщ Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE ARCHITECTURAL ILLUSTRATION XVIII FIRST THIRD XIX CENTURY (ON MATERIALS OF THE URAL COLLECTIONS)

Tendencies of development and the features of West European architectural illustration XVIII the first third of the XIX century were considered on the example of twenty editions architectural albums and books with engravings from the collections of Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития архитектурной иллюстрации XVIII первой трети XIX В. (по материалам уральских коллекций)»

УДК 769.2+72.03

БОРЩ Е. В.

Тенденции развития архитектурной иллюстрации XVIII — первой трети XIX в. (по материалам уральских коллекций)

Тенденции развития и особенности западноевропейской архитектурной иллюстрации XVIII — первой трети XIX века рассмотрены на примере двадцати западноевропейских архитектурных альбомов и книг с гравюрами из коллекций г. Екатеринбурга. Ключевые слова: архитектурно-графическое наследие XVШ-XIX вв., архитектурная иллюстрация, архитектурная проектная гравюра, архитектурный увраж.

BORSCHE. V

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE ARCHITECTURAL ILLUSTRATION XVIII — FIRST THIRD XIX CENTURY (ON MATERIALS OF THE URAL COLLECTIONS)

Tendencies of development and the features of West European architectural illustration XVIII — the first third of the XIX century were considered on the example of twenty editions architectural albums and books with engravings from the collections of Yekaterinburg.

Keywords: architecturally-graphic heritage XVIII-XIX centuries, architectural illustration, architectural design engraving, architectural albums.

Борщ

Елена

Викторовна

кандидат искусствоведения, доцент УралГАХА, профессор Института изобразительных искусств

e-mail: [email protected]

Западноевропейские архитектурные иллюстрированные издания XVIII — первой трети XIX в. по сей день привлекают исследователей в области истории зодчества, а также практиков — архитекторов и дизайнеров. Роль архитектурных изданий с иллюстрациями, гравированными на меди и, позднее, литографиями в XVIII — первой трети XIX в. была чрезвычайно важна. Прежде всего, книга транслировала новые архитектурные идеи и распространяла образцовые проекты в среде профессионалов и заказчиков. Эта «архитектурная классика» — альбомы и трактаты с гравированными иллюстрациями — и сегодня представляет интерес в аспекте изучения истории архитектурного наследия, архитектурной графики, искусства гравюры и книги, истории коллекций знаменитых владельцев. Редкие книги по архитектуре в уральских собраниях предоставляют архитекторам и историкам искусства целый ряд источников, а для книжных собраний — обозначают круг уникальных художественных экспонатов.

Статус архитектурных гравюр в увражах и трактатах XVIII — первой трети XIX в. следует оговорить особо. С одной стороны, гравюры в архитектурных изданиях относятся к разряду архитектурной графики, которая «охватывает все виды графических средств,

с помощью которых изображаются архитектурные объекты» [3, 153]. Речь идет о тиражируемой проектной графике, «посредством которой архитектор развивает и фиксирует свои композиционные замыслы» и основами являются «масштабность и структурность изображения» [3, 153]. С другой стороны, эти гравюры относятся к разряду документальной (технической) иллюстрации, поскольку являются частью альбомных и книжных изданий, связанных в той или иной степени с текстовым сопровождением. Французский исследователь А.-М. Басси называет их «объективными иллюстрациями», т. е. изображениями, основанными на объекте, а не на дискурсе [7, 207].

Тем не менее следует принять во внимание, что в иллюстративном изображении архитектурного объекта обычно отражаются лишь те его качества, которые по тем или иным причинам интересуют автора [6, 239]. Общие черты архитектурной иллюстрации — это «четкая ориентация относительно вертикальной и горизонтальной осей листа книги» и, кроме того, графическая передача «архитектурного образа, конструкции объекта, детали формы, ее пластики и положения в пространстве» [6, 239].

Каноны архитектурного иллюстрирования сложились в Западной Европе в эпоху Возрождения, когда начали формироваться

© Борщ Е. В., 2014

89

Иллюстрация 1. Б. Лэнгли, Т. Лэнгли.

Древняя архитектура, восстановленная и улучшенная большим разнообразием великих и полезных проектов, полностью обновленных по готической моде

для украшения построек и садов, наи лучшим образом награвированных на шестидесяти четырех больших медных пластинах в четверть листа и напечатанных на высококачественной королевской бумаге Бетти и Томасом Лэнгли. Лондон, 1741-1742. СОКМ

схематичные и объемные изображения архитектурных форм — объемные фасады, схемы планов, архитектурные детали, строительные механизмы. Сложилась традиция оперировать масштабом, проекциями при обязательной стандартизации изображения, обусловленного точкой зрения (профиль, анфас). Архитектурно-графическое изображение теперь стало приспособленным для процесса разработки архитектурных форм. Все это потеснило объемные рисунки и макеты как способы изображения архитектуры. Сложение новой системы изображения архитектуры проходило практическим путем, но консолидирующую роль в этом процессе играли печатная гравюра и книга [1].

Книжные собрания г. Екатеринбурга, в которых находится более двух десятков архитектурных изданий с гравюрами XVIII — первой трети XIX в., преимущественно французских, позволяют ознакомиться с двумя основными разновидностями архитектурных изданий. Во-первых, это большеформатные альбомы (увражи), состоящие из гравюр и практически лишенные текстов. Во-вторых, это трактаты по архитектуре, меньшие по формату и состоящие из текстов и пояснительных иллюстраций.

Известные архитектурные издания XVIII — первой трети XIX в.

хранятся в собрании Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ). Среди них — увражи Б. и Т. Лэнгли (B. and T. Langley), Ж.-Ф. Неффоржа (J.-F. Neufforge), Д. Вулфа и Д. Гэндона (J. Woolfe, J. Gandon). Единичными, но выдающимися увражами обладает книжное собрание Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УГАХА). Среди них — увражи П.-П. Рубенса (P. P. Rubens), О. Бертотти-Скамоцци (O. Bertotti Scamozzi) и Ш. Нормана (Ch. Normand). Ряд иллюстрированных изданий по архитектуре хранится в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (СОУНБ), например, книги Б.-Ф. Белидора (B. Belidor) и Ш.-Ф. Ролана Ле Вир-луа (Ch.-F. Roland Le Virloys). В собрании Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) находится знаменитый трактат Ж.-Ф. Блонделя (J.-F. Blondel).

Рассмотрим тенденции развития архитектурных иллюстраций на примере перечисленных источников. По тематике гравюр среди них выделяются следующие группы: архитектурное наследие; школы современной архитектуры; архитектура городов; архитектура и декор интерьера; садово-парковое искусство; инженерное дело; архитектурные словари. Соответственно, обращаясь к изучению архитектурных иллюстраций, будем придерживаться предложенной классификации.

Примем во внимание различие архитектурных изданий с точки зрения характера иллюстративных приложений. По традиции в них помещали изображения технического, проектного характера — планы, разрезы, профили. В книгах по архитектуре были уместны изображения, в которых присутствовал художественный контекст. Проанализируем особенности архитектурных иллюстраций по отдельным группам изданий. Рассмотрим тематику иллюстраций, их жанровые особенности и функции. Примем во внимание, что выделяют такие жанры изображений архитектуры, как «архитектурный портрет», «архитектурный пейзаж» и «архитектурная фантазия» [3, 153].

Архитектурное наследие

В XVIII в. европейские архитекторы проявляют интерес к наследию Средневековья, особенно к готике, которая входит в моду в Англии. Увраж «Древняя архитектура, восста-

новленная и улучшенная большим разнообразием великих и полезных проектов, полностью обновленных по готической моде», подготовленный братьями Лэнгли в 17411742 гг., включает 64 гравюры [6]. Бэтти Лэнгли (1696-1751), английский архитектор и рисовальщик, выпустил увраж при участии своего младшего брата, гравера Томаса Лэнгли [2, 2, 531 ]. Увраж имел успех и был переиздан в 1747 г. под названием «Готическая архитектура, улучшенная в правилах и пропорциях».

Гравюры увража представляют «пять новых ордеров» с элементами готики: это чертежи колонн, антаблементов и пьедесталов, виды порталов, круглых окон, окон стандартной формы, каминов, садовых беседок и павильонов. Объекты даны в виде чертежей — планов, разрезов, профилей. Фронтальные виды представляют объекты более детально, с объемно-пластической характеристикой. Гравюры имеют краткие пояснения. Судя по рукописным записям и расчетам на одной из гравюр с проектом оформления камина, его использовали в качестве образца. Гравюры этого издания были предназначены для практического использования (Иллюстрация 1).

Палладианство — еще одно актуальное направление в архитектуре XVIII в. Итальянский архитектор Оттавио Бертотти-Скамоцци (17191790), известный также как Скамоц-ци-Бертотти, был последователем и популяризатором творчества ренессансного архитектора Палладио (1508-1580). Так же как и А. Палладио, О. Бертотти-Скамоцци работал в Виченце, строил в «палладианском» стиле позднего итальянского классицизма [2, 2, 323]. Первую книгу его фундаментального увража «Постройки и проекты Андреа Палладио», выпущенного в 1786 г. [см.: 9], открывает архитектурная иллюстрация в виде виньетки с изображением путешественников, любующихся постройкой архитектора. Архитектурный объект изображен в данном случае на основе образных представлений, хотя в изображении присутствует точный отсчет, дающий представление о размере объекта, его соотношениях с человеком и окружающей средой. Более двухсот копий архитектурных чертежей А. Палладио исполнены в технике резцовой гравюры. Полностраничные или разворотные гравюры дают проекционные виды объектов — планы, разрезы, профили — либо отдельно, либо вместе. Гравюры увража, таким образом, имеют прикладной и практический характер.

Школы современной архитектуры

Во второй половине XVIII в. «архитекторы не довольствуются более тем, что строят, но они хотят представлять», причем «это странное искусство провоцирует увеличение проектов, которые не будут никогда реализованы, но которые архитекторы пожелают опубликовать» [Histoire, 2, 208].

Знаменитым иллюстрированным трактатом XVIII в. была четырехтомная «Французская архитектура, или Сборник планов, фасадов, разрезов и профилей» Ж.-Ф. Блонделя 1752-1756 гг. [10]. Жак-Франсуа Блондель-младший (1705-1774), архитектор французского неоклассицизма, был основателем архитектурной школы в Париже. Его трактат «Французская архитектура» имеет историко-теоретический характер [2, 2, 104]. Первый том посвящен истории, агрикультуре и искусству, он содержит также общий обзор архитектуры в окрестностях Парижа. Три других тома — «Париж, квартал за кварталом» [10, 67].

Увраж включает 500 листов гравированных чертежей, большей частью без подписей, причем многие уже воспроизводились во «Французской архитектуре», опубликованной Мариэттом [14, 157-158]. В начале каждого тома помещены две архитектурные заставки по рисункам Ж.-Ш. Белликара. Известно, что пластины, с которых печатали в 1727 г. гравюры для «Французской архитектуры» Ж. Мариэтта, были переданы книготорговцу Ш.-А. Жомберу, который воспользовался материалами для нового увража и заказал Ж.-Ф. Блонделю сделать критические комментарии. Оценивая значение этого издания, М. Галле писал: «В эпоху экономического и культурного состязания с Англией Блондель показал себя убежденным сторонником французской традиции: названием и содержанием своей “Французской архитектуры” он ответил “Британскому Витрувию” Кэмпбэла, Вулфа и Гэндона» [13, 66].

Иллюстративное приложение имеет стандартное для проектной графики решение: гравюра дает один вид объекта или совмещает различные виды объекта. Иллюстрации занимают страницу или разворот, на страницах текста помещены также малые иллюстрации — чертежи деталей с пояснительными надписями. Следует отметить, что экземпляр Ж.-Ф. Блонделя из собрания УрФУ имеет карандашные пометы, и это

Иллюстрация 2. П. П. Рубенс. Итальянская архитектура, содержащая планы и профили наиболее красивых дворцов и зданий города Генуи, обмеренных и зарисованных прославленным Рубенсом.Третье издание, дополненное краткими сведениями о жизни автора. Амстердам ; Лейпциг, 1755. УГАХА

свидетельствует о его применении на практике, что подтверждает практическое назначение гравюр.

Вышеупомянутый «Британский Витрувий», знаменитый английский увраж, выходивший в XVIII в. под разными именами, также есть в Екатеринбурге. Первоначально его издавал Колин Кэмпбелл (16761729), шотландский архитектор, рисовальщик, гравер, популяризатор неоклассицизма и палладианства в Англии [2, 2, 466]. В 1715-1725 гг. при содействии лорда Берлингтона он выпустил в свет три тома, в которых содержались планы, разрезы, профили и изображения в перспективе лучших британских построек XVII-XVIII вв., в том числе проекты самого автора, а также перевод трактата Палладио. Позднее, в 17671771 гг., два дополнительных тома выпустил ирландский архитектор Джеймс Гэндон (1742-1823) в соавторстве с гравером Джоном Вулфом. Увраж состоит из гравированных планов и рисунков палладианских проектов И. Джонса и К. Кэмпбелла. В увраже помещено 100 гравированных листов.

Гравюры увража — это чертежи зданий в виде планов, разрезов, разверток, которые имеют разный формат. Иллюстрации оставляют ощущение избытка свободного пространства, так как на каждом листе расположен только один вид — или план, или развертка, или разрез. Сопроводительные подписи

даны на английском и французском языках, что свидетельствует о предназначении увража, имевшего прикладной характер, французским архитекторам.

Архитектура городов

Увражи, посвященные городской архитектуре, имели определенную специфику. В Екатеринбурге хранится увраж «Итальянская архитектура, содержащая планы и профили наиболее красивых дворцов и зданий города Генуи» знаменитого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Впервые выпущенный при жизни автора и упоминаемый под названием «Генуэзские дворцы» (1622), этот увраж вышел третьим изданием в 1755 г. на французском языке [25].

Известно, что Рубенс иногда сам выступал в качестве гравера, но чаще всего его рисунки переводили в гравюру (преимущественно на меди) другие мастера (Т. Галле, его сыновья и др.). Позднее Рубенс лишь исполнял эскизы, которые затем разрабатывал его ученик Э. Квеллинус. «Полные неистощимой фантазии, книжные работы Рубенса (иллюстрации-вклейки для больших увражей, виньетки, пышные титульные композиции) принадлежат к вершинам оформительского искусства барокко» [4, 62].

Увраж состоит из планов, разрезов и профилей дворцов Генуи. Там же приводятся чертежи культовых сооружений, например, развертка большого алтаря и фасада церкви Отцов-иезуитов. Каждый чертеж занимает одну страницу либо разворот. Гравюры вмещают только один вид здания — план, фасад или разрез. Сопроводительные подписи даны на итальянском языке: это названия дворцов и имена их владельцев. Иногда для демонстрации внутреннего пространства выполнены разрезы сооружения, конструкции и элементы внутреннего убранства, наблюдаемые при боковых точках зрения, совмещаемые с планом и фасадом (Иллюстрация 2).

Архитектура и декор интерьера

Архитекторы-декораторы XVIII в. уделяли особое внимание модному убранству интерьеров. С точки зрения проектной графики представляет интерес французский увраж «Сборник начальной архитектуры» Ж.-Ф. Неффоржа 1767-1768 гг.

[19]. Архитектор Жан-Франсуа де Неффорж (1714-1791) прославился как декоратор неоклассицизма благодаря этому изданию. Увраж

р!3с|5|

$ у ^

. ;у.. і ■■ *№ ■ 2) -1

Иллюстрация 3. Ж.-Ф. де Неффорж. Сборник начальной архитектуры, содержащей многочисленные штудии архитектурных ордеров согласно мнению древних и чувству современных. Т. 7-8. Париж, 1767— 1768. СОКМ

Иллюстрация 4. Л. Лиже. Новый сельский дом, или Практическое и общее сельское хозяйство всего множества деревень. Новое издание, полностью переработанное, значительно увеличенное и приведенное в порядок Ж.-Ф. Бастианом. В 3 т. Т. 1, 2. Париж, 1798. СОКМ

включает гравюры с образцами оформления интерьеров и мебели. В общей сложности в состав издания входит 914 чертежей, гравированных Ж.-Ф. Неффоржем [12, 750-752]. Отдельные гравюры увража, представляющие актуальные на тот момент способы оформления интерьеров, были напрямую связаны с аналогами XVII в., что свидетельствует о преемственности неоклассицизма

«большому стилю» эпохи Людовика XIV [14, 461].

О гравюрах данного увража позволяют судить два выпуска «Сборника начальной архитектуры» из собрания СОКМ. В выпуске 7 помещены планы интерьеров, развертки декора стен помещений разного назначения — вестибюля, второй приемной комнаты, опочивальни, большого кабинета, малого кабинета, салона, столовой, зала собраний, парадной спальни, библиотеки. В выпуске 8 даны разрезы салонов в четырех вариантах, по ордерам; развертки дверей, балконов в соответствии с каждым ордером; развертки декора помещений с мебелью; развертки напольных часов, столов, трюмо, стульев, кресел, канапе (Иллюстрация 3); образцы орнаментов напольной отделки. Следовательно, гравюры дают сведения практического плана. Несмотря на отсутствие «следов» русских владельцев, можно предположить, что увражем пользовались в период, когда неоклассицизм был актуален.

Традиция издания увражей по интерьеру сохраняется в XIX в. «Новый сборник различных видов арабесок потолков, мебели, ваз и декора в целом» Ш.-П.-Ж. Нормана, пользовавшийся успехом в период ампира, находится в собрании УГАХА [21]. Французский рисовальщик, архитектор и гравер Шарль-Пьер-Жозеф Норман (1765-1840) выпускал сборники гравюр по рисункам Ш. Персье и П. Фонтена — прославленных архитекторов стиля ампир [2, 3, 111 ]. Впервые альбом арабесок Нормана был выпущен в 1800 г., а затем неоднократно повторялся.

Как следует из названия, гравюры Нормана представляют собой проекты оформления «потолков, мебели, ваз»: это арабесковые композиции ленточной формы, состоящие из вазонов, элементов растительности орнаментов и мифологических фигур. Они исполнены в контурной манере и расположены по одной на листе. Увраж также включает «Сюиту ваз, придуманных и награвированных в технике офорта Ш. Норманом», в которой вазы классических форм декорированы арабесками, рельефными гирляндами, маскаронами и мифологическими фигурами.

Помимо проектов Ш.-П.-Ж. Нормана, увраж содержит более ранние по времени образцы оформления интерьера, подготовленные и гравированные Ф.-М.-И. Кевердо (1748-1797), французским рисовальщиком иллюстраций последней трети XVIII в. Его арабески отличает

объемно-пластическая проработка деталей, а его эскизы оформления дверей и каминов напоминают книжные иллюстрации — по тематике, композиции и бордюрам. Несмотря на это, гравюры увража были предназначены для практического использования.

Более схематичные иллюстрации дополняют книгу «Искусство украшать апартаменты» А. Тейседра из собрания СОКМ, которая является руководством по отделке интерьера. Издание «содержит композиции и аппликации покрытий, древние и современные стукко, искусственные мраморы, литые массы... позолоты на дереве и на металлах, подборку и коллаж обоев. дополненное геометрическим обзором по размерам поверхностей» [26]. Под псевдонимом «Аполлон» он выпускал учебные пособия по арифметике, интерьеру, меблировке. В книге «Искусство украшать апартаменты» есть единственная гравюра из пятнадцати пояснительных рисунков, которая вклеена после книжного блока. Как можно заметить, архитектурные иллюстрации приобретали лаконичность и компактность в зависимости от назначения издания.

Садово-парковое искусство

Без архитектурной иллюстрации немыслимы издания, посвященные ландшафтной архитектуре и садовопарковому искусству. Одно из них, «Новый сельский дом» Луи Лиже (1658-1717), было впервые издано в 1700 г. [17]. Оно имеет документальные гравюры, где помимо изображений домашних животных, полей и орудий труда есть генеральные планы — чертежи садов (Иллюстрация 4).

Чертежами дополнена еще одна книга Л. Лиже аналогичной тематики: «Цветовод, или Универсальная культура цветов, деревьев, кустарников, кустов, служащих для благоустройства садов» [18]. Гравюры, вклеенные между страницами текста, представляют чертежи, сочетающие различные виды садов, например, план партера и развертки декоративных объектов. Гравюры не имеют пояснений и имен авторов. Из-за небольшого формата издания они сложены «гармошкой» по горизонтали и вертикали.

Часто издания могли быть дополнены краткими, но исчерпывающими изображениями практического характера. В книге «Прогулки по ботаническому саду, зверинцу и галереям музея естествознания» Ж.-Б. Пюжуля 1803 г. есть единич-

ная иллюстрация [23]. Автор книги Жан-Батист Пюжуль (1762-1821) публиковал труды по ботанике. Единственная гравюра книги, сложенная втрое, помещена на место фронтисписа. Она представляет собой генеральный план Ботанического сада в Париже.

С точки зрения техники и композиции архитектурных иллюстраций представляет интерес книга «Объяснительные планы всех разновидностей садов» Г. Туэна 1823 г. [28]. Иллюстрации общим числом 96, созданные самим автором, Габриэлем Туэном (1747-1829), исполнены в технике литографии К. Моттом. Композиции ряда гравюр имеют особенности: планы садов совмещены с развертками садово-парковых построек. Другие гравюры дают пейзажные изображения: виды садов и парков в перспективе. Садово-парковые постройки выполнены согласно различным архитектурным традициям и стилям — древнеегипетским, античным, турецким, русским и др. (Иллюстрация 5).

Гораздо больше гравюр — образцов планировки и декора садов — имеет увраж П. Буатара «Трактат

о композиции и украшении садов» 1825 г. [11]. Французский ботаник и агроном Пьер Буатар (1789-1859) выпускал руководства по садоводству и садово-парковой архитектуре.

В общей сложности увраж включал 96 гравюр по рисункам Огюста Гарнерея и других художников. Гравюры представляют садово-парковые постройки различного назначения: ворота, ограды, мостики, часовни, «эрмитажи», храмы, вольеры и др. Каждая гравюра содержит 3-4 малых изображения закрытого типа: это развертки, планы, изометрические и перспективные виды объектов. Особенностью увража является сочетание проектной графики с пейзажными зарисовками, в которых акцентированы посторонние детали — природа и стаффаж (Иллюстрация 6). Данный жанр архитектурной графики А. В. Иконников называет «архитектурный пейзаж» [3, 153]. Как можно заметить, архитектурные объекты изображались здесь и на основе образных представлений.

Немногие гравюры дополняют французский трактат «Полное руководство садовника, огородника, владельца питомника, ботаника и пейзажиста» Л.-К. Нуазетта 1825-1826 гг.

[20]. Его автор Луи-Клод Нуазетт (1772-1849) прославился благодаря выведению новых сортов роз и созданию ботанических коллекций

редких растений. Трактат Нуазетта из собрания СОКМ дополнен несколькими иллюстрациями — разрезами и развертками фасадов оранжерей. Несмотря на математическую точность чертежей, которые имеют подписи и указания масштаба, иллюстрации допускают перспективные построения и изображение растений в пейзажной манере.

Инженерное дело

Подробно иллюстрированы гравированными рисунками и чертежами книги по инженерному делу, например, авторитетное издание в области строительства в XVIII в. — «Наука инженерного дела в руководстве работами по фортификации и гражданской архитектуре» Б.-Ф. Белидора 1734 г. [8]. Французский военный инженер Бернар Форест де Белидор (1697-1761) создал трактат обобщающего характера по фортификации и гражданской архитектуре. Книга из собрания СОУНБ имеет пояснительные рисунки, планы и схемы.

На общем фоне скромно проиллюстрирован трактат «Новая

Иллюстрация 5. Г. Туэн. Объяснительные планы всех разновидностей садов. Париж, 1823. СОКМ

гидравлическая архитектура» Г. Прони 1790 г. [22]. Гаспар-Клер-Франсуа-Мари-Риш, барон де Прони (1755-1839), французский математик и инженер-гидравлик, был практикующим строителем и автором изобретений. В первой части книги,

<'IUPF.1J.KSСОТНЦН'К* N .13

Иллюстрация 6. П. Буатар. Трактат о композиции и украшении садов. Париж, 1825. 3-е изд. 96 гравюр по рис. О. Гарнерея (Аид.Оагпегеу) и других художников. СОКМ

находящейся в СОКМ, сохранились

16 иллюстраций — пояснительных рисунков, которые помещены после текста и сложены «гармошкой». Каждая гравюра содержит несколько рисунков открытого типа: планы, разрезы и изображения в изометрии предметов и опытов. Именно рисунки были в свое время главным достоинством книги, так как позволяли использовать ее как практическое руководство при проектировании гидротехнических сооружений.

Архитектурные словари и справочники

Многочисленные пояснительные иллюстрации документального характера были необходимы справочным изданиям. «Словарь архитектуры» Ролана Ле Вирлуа 1770-1771 гг. — не исключение. Книга содержит термины на основных европейских языках и дополнена более чем сотней гравюр. Их тематика соответствует тексту словаря «архитектуры гражданской, военной и морской, античной, древней и современной, и всех искусств и ремесел, которые от нее зависят» [24].

Шарль-Франсуа Ролан Ле Вирлуа (1716-1772) был представителем династии королевских инженеров и, по словам М. Галле, «не испытывал нехватку ни в разуме, ни в знаниях»; его «Словарь» был «трудом далеким от того, чтобы остаться без заслуги» [13, 431]. Гравюры пояснительного характера находятся в третьем томе «Словаря»: это чертежи зданий, архитектурных деталей, строительных конструкций, военных кораблей и др.

Схематичные изображения помещены в книге Тейседра «Элементарные понятия арифметики, геометрии, механики, физики, технического черчения, перспективы и архитектуры», имеющей справочный и обучающий характер [27]. В этом издании из собрания сОкМ помещены гравированные рисунки пояснительного характера. Чертежи архитектурных ордеров снабжены подписями.

Заключение

Таким образом, гравированные иллюстрации в архитектурных изданиях XVIII — первой трети XIX в. не утратили значения и определялись спецификой самих изданий. Архитектурные гравюры увражей чаще всего служили образцовыми проектами, гравюры трактатов — средством распространения профессиональной информации. Архитектурные иллюстрации сопровождали

архитектурные издания различного содержания и жанровой специфики. Как и прежде, они представляли собой схематичные и объемные изображения масштабированных архитектурных форм, гравированные копии чертежей, которые дополняли указания и пояснительные подписи.

В результате обзора материалов уральских (екатеринбургских) коллекций было замечено, что в архитектурных изданиях можно найти как «иллюстрации, отражающие эмоционально-образные качества архитектурного объекта», так и «иллюстрации, отображающие функционально-тектонические качества архитектурного объекта» [6, 241, 246]. Преобладали последние. Существовали различные композиционные приемы архитектурного иллюстрирования: сочетание разных видов документальных изображений, сочетание документальных и образно-художественных элементов.

Иллюстрация менялась на протяжении XVIII — первой трети XIX в. по характеру и степени проработки объектов. Прежде всего, техника исполнения развивалась от гравюры на меди к литографии. Техника резцовой гравюры на меди обеспечивала законченность, документальность передачи архитектурных объектов в XVIII в., тогда как техника литографии допускала эскизную трактовку архитектурных объектов.

Гравированные иллюстрации были посвящены разным видам архитектурного творчества и отражали эволюцию архитектурных стилей и направлений — от готики к Ренессансу, барокко, «большому стилю», палладианству, неоклассицизму, ампиру и неостилям XIX в.

По итогам работы с материалами книжных коллекций Екатеринбурга было выявлено не менее двадцати западноевропейских архитектурных изданий с гравюрами, которые не утрачивают актуальность, несмотря на формирование электронных баз данных. В процессе обработки материалов екатеринбургской «архитектурной коллекции» было установлено, что не более пяти изданий имеют оцифрованные аналоги, доступные в режиме удаленного доступа.

Обращение к изданиям с гравюрами дает возможность восстановить картину развития архитектурной и инженерно-строительной мысли XVIII — первой трети XIX в. Архитектурные иллюстрации являются источниками теоретических исследований в области истории архи-

тектуры и проектной графики, могут быть полезны для учебного процесса и проектной деятельности. Изучение альбомов архитектурной графики раскрывает предпочтения заказчиков и архитекторов и поэтому дает повод для дальнейших поисков.

Список использованной литературы

1 Бугаева Н. И. Рукописные и пе-

чатные трактаты по архитектуре XV-XVI веков // Архитек-тон: известия вузов. 2006. № 15. Июнь. URL: http://archvuz.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/2006_3/30.

2 Власов В. Г. Стили в искусстве : словарь имен. Т. 2 : А — Л; Т. 3 : М — Я : Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб., 1996.

3 Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции : учебник для худож. вузов. М., 1971.

4 Книговедение : энцикл. словарь / ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. М., 1982.

5 Колышев Ю. Б. Рисунок интерьера : учеб. пособие. М., 2009.

6 Кудряшев К. В. Архитектурная графика : учеб. пособие. М., 2004.

7 Bassy A.-M. Typographie, topographie, «outopo-graphie» : illustration scientifique et technique au XVIIIe s. // Die Buchillustration im 18. Jahrhundert. Colloquium, Dusseldorf vom 3 bis 5. October 1978. Heidelberg, 1980. S. 206-233.

8 Belidor B. F. de. La science des ingenieurs dans la conduite des travaux de fortification et d‘architecture civile. Dediee au roy. La Haye, 1734 (СОУНБ).

9 Bertotti Scamozzi O. Le fabbriche e i disegni di Andrea Palladio raccolti ed illustrati da Ottavio Bertotti Scamozzi opera divisa in quattro tomi con tavole in rame rappresentanti le piante, i prospetti, e gli spaccati. Seconda edizione. Tomo primo [-quarto] // Vicenza: per Giovanni Rossi. 1786. Vol 4 (in

2 t.) (УГАХА).

10 Blondel J.-F. Architecture franjoise, ou Recueil des plans, elevations, coupes et profils des eglises, maisons royales, palais, hotels & edifices les plus considerables de Paris, ainsi que des chateaux et maisons de plaisance situes aux environs de cette ville, ou en d’autres endroits de la France, batis par les plus celebres architectes, et mesures exactement sur les lieux/par Jacques-Franjois Blondel,...A Paris: chez Charles-Antoine Jombert, 1752-1756. 4 vol. (УрФУ, УГАХА).

11 Boitard P. Traite de la composition et de l‘ornement des jardins. Troisieme edition. Paris, 1825 (СОКМ).

12 Cohen H. Guide de l‘amateur de livres a gravures du XVIIIe siecle. 6e ed. Revue, corrigee et considerablement augmentee par Seymour de Ricci. Paris, 1912.

13 Gallet M. Les architectes parisiens du XVIIIe siecle: dictionnaire biographique et critique. Paris, 1995.

14 Hautecoeur L. Histoire de l‘architecture classique en France. T. 4 : Seconde moitie du XVIIIe siecle, le style Louis XVI (1750-1792). Paris, 1952.

15 Histoire de l‘edition franjaise. 2 : Le livre triomphant, 1660-1830/[Publiee sous la dir. de Henri-Jean Martin et Roger Chartier]. Paris, 1984.

16 Langley B., Langley T. Ancient Architecture Restored and Improved by a Great Variety of Grand and Usefull Designs, Entirely New in the Gothick Mode for the ornamenting of buildings and gardens. Exquizitely engraved on LXIV large Quarto Copper Plates and printed on the superfine royal paper by Batty and Thomas Langley, [London], 1741-1742 (СОКМ).

17 Liger L. La Nouvelle Maison rustique, ou Economie rurale pratique et generale de tous les biens de campagne. Nouvelle edition entierement refondue, considerablement augmentee et mise en ordre... par J. F. Bastien. Paris, 1798.

3 vol. (СОКМ).

18 Liger L. Le Jardinier fleuriste, ou la Culture universelle des fleurs, arbres, arbustes, arbrisseaux, servant a l‘embellissement des jardins. par le sieur L. Liger. Nouv. ed., rev., cor., & augm. considerablement. Paris, 1768 (СОКМ).

19 Neufforge J.-F. de. Recueil elementaire d‘architecture contenant plusieurs etudes des ordres d‘architecture d‘apres l‘opinion des anciens et le sentiment des modernes. 8 vol. Paris, 1767-1768. Vol. 7-8 (СОКМ).

20 Noisette L.-C. Manuel complet du jardinier, maraicher, pepinieriste, botaniste et paysagiste, par M. Louis Noisette. 5 vol. Paris, 1825-1826 (СОКМ).

21 Normand Ch., [Queverdo, Fr.-M.] Nouveau recueil en divers genres d‘arabesques de plafonds, meubles,vases et du decor en general par Charles Normand, architecte. Paris, [s. a.] (Перв. пол. XIX в^/ZRecueils d‘ouvrages relatifs aux arts et metiers. Paris, [s. a.] (УГАХА).

22 Prony G.-C.-F.-M.-R. de. Nouvelle architecture hydraulique... par M. de Prony. Paris, 1790. 2 vol. (СОКМ).

23 Pujoulx J.-B. Promenades au Jardin des plantes, a la menagerie et dans les galeries du Museum d‘histoire naturelle... par J.-B. Pujoulx. Paris, 1803. 2 vol. (СОКМ).

24 Roland Le Virloys Ch.-F. Dictionnaire d‘architecture civile, militaire et navale, antique, ancienne et moderne, et de tous les arts et metiers qui en dependent, dont tous les termes sont exprimes en francois, latin, italien, espagnol, anglois et allemand. Enrichi de 101 planches de figures en taille-douce, pour en faciliter l‘intelligence par M. C.-F. Roland Le Virloys. Paris, 1770-1771. 3 vol. (УГАХА, СОУНБ).

25 Rubens P. P. Architecture italienne contenant les plans et elevations des plus beaux palais et edifices de la ville de Genes, leve et dessine par le celebre P. P. Rubbens. Troisieme edition augmente d’une abrege de la vie de l’auteur. A Amsterdam et A Leipzig, Arkstee et Merkus, 1755 (УГАХА).

26 Teyssedre A. Person de (pseud. Apollon). Art de decorer les appartemens, contenant la composition et l‘application des enduits, stucs anciens et modernes, marbres factices, pates moulees, etc. la dorure sur bois et sur metaux, le choix et le collage des papiers de tenture. suivi d‘un aperju geometrique sur le toise des surfaces. par A. Teyssedre. Paris, 1824 (СОКМ).

27 Teyssedre A. Person de (pseud. Apollon). Notions elementaires d‘arithmetique, de geometrie, de mecanique, de physique, de dessin lineaire, perspective et architecture. par A. Teyssedre. Paris, 1824 (СОКМ).

28 Thouin G. Plans raisonnes de toutes les especes de jardins, par Gabriel Thouin. Paris, 1823 (СОКМ).

29 Woolfe J., Gandon J., [Campbell C.]. «Vitruvius Britannicus», or the British architect containing plans, elevations and sections of the regular buildings both public and private in Great Britain, comprised in one hundred folio plates engrav‘d by the best hands, taken from the buildings, or original designs = Contenant les plans, elevations et, sections, des batimens reguliers, tant, particuliers que publics, de la Grande Bretagne, compris en cent planches gravees en taille douce par les meilleurs maitres, tirees des batimens, ou copiees des desseins originaux by Woolfe and Gandon. Vol. 4 [-5]. London, 1767-1771. 2 vol. (СОКМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.