Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ'

ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНЫЕ ЗОНЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ТЕНДЕНЦИИ / ПОВОЛЖЬЕ / НАБЕРЕЖНЫЕ / РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лошаков П.И., Исмакаева К.А.

Расположенная вдоль акваторий рек и морей прибрежная территория играет важную роль как в градостроительной структуре, так и в системе городских общественных пространств. В статье рассматриваются особенности архитектурного и градостроительного формирования общественных пространств вдоль прибрежной территории реки Волги на примере четырех городов: Нижний Новгород, Самара, Саратов и Ульяновск. Исследуя выбранные города и прилегающую береговую линию, выявляя общие особенности и пути решения в организации набережных, автор рассматривает их трансформацию во времени, линейное развитие вдоль реки Волги. На основе полученной информации автор выявляет тенденции развития, которые должны быть учтены для дальнейшего проектирования прибрежных территорий в городах со схожими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF PLANNING OF COASTAL TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF CITIES OF VOLGA REGION

Located along rivers and seas, the coastal area plays an important role in both urban development and the system of urban public spaces. The article considers features of architectural and urban planning formation of public spaces along the coastal territory of the Volga River on the example of four cities: Nizhny Novgorod, Samara, Saratov and Ulyanovsk. Researching selected cities and adjacent coastline, identifying common features and solutions in the organization of embankments, the author considers their transformation through time, linear development along the Volga River. On the basis of the information received, the author identifies development trends for the further design of coastal areas in cities with similar characteristics.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

Тенденции проектирования прибрежных территорий на примере городов Поволжья

Лошаков Павел Игоревич,

кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, pavelloshakov@mail.ru Исмакаева Ксения Александровна,

магистрант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, kseniaism@icloud.com

Расположенная вдоль акваторий рек и морей прибрежная территория играет важную роль как в градостроительной структуре, так и в системе городских общественных пространств. В статье рассматриваются особенности архитектурного и градостроительного формирования общественных пространств вдоль прибрежной территории реки Волги на примере четырех городов: Нижний Новгород, Самара, Саратов и Ульяновск. Исследуя выбранные города и прилегающую береговую линию, выявляя общие особенности и пути решения в организации набережных, автор рассматривает их трансформацию во времени, линейное развитие вдоль реки Волги. На основе полученной информации автор выявляет тенденции развития, которые должны быть учтены для дальнейшего проектирования прибрежных территорий в городах со схожими особенностями.

Ключевые слова: прибрежные зоны, общественные пространства, тенденции, Поволжье, набережные, развитие городской среды.

Эволюции прибрежных территорий в Поволжских городах

Использование потенциала прибрежных территорий для повышения качества городской среды — сегодня это одна из ключевых тем в мировой урбанистике. Крупные водоемы всегда были основанием для возникновения и развития городов, отправной точкой их пространственного развития. В настоящее время наблюдается общекультурный интерес к созданию общественных парков и пространств на береговых территориях, что приводит к активному развитию этих территорий и использованию такого важного ресурса на благо города.

В ХХ веке началась трансформация большинства прибрежных территорий городов Поволжья из промышленной зоны в рекреационные и общественные пространства. К примеру, еще в начале XХ века вдоль берега рек Волга и Самара располагались промышленные производства и хозяйственные объекты, а в 1940 году началось проектирование и строительство первой очереди набережной на участке Некрасовский - Вилоновский спуск, поддерживающее рекреационный характер этой территории [4].

Следует отметить, что прообразы набережных, отражающие и интерпретирующие зарождавшиеся мировые тенденции, появились в первой половине XIХ века в крупнейших городах Европы. Так набережные постепенно стали приобретать характер более рекреационный и многофункциональный сначала в развитых европейский городах, а далее и в России. К таким примерам относятся пейзажные парки и ботанические сады с выходом к воде, развивающие собой идею новых общественных пространств [1]

Такую направленность развития в городах Поволжья объясняют особенностями рельефа - большой перепад высот и проблемы с затоплением прибрежной зоны, которые приводят к эрозии почв. Из рассматриваемых городов к таким относится Ульяновск и Нижний Новгород. Большой линейный масштаб, отсутствие транспортных потоков вдоль реки также влияет на функциональное использование прибрежной зоны. Это наглядно проявляется в сравнении с городами с меньшими по масштабу реками, как, например, Москва, а также в условиях создания системы рек и каналов подобно Санкт-Петербургу, где набережная получала основную транспортную функцию. Следовательно, природные и климатические условия изначально предопределили рекреационную направленность набережных во многих городах Волжского бассейна. Поэтому набережные, появившиеся в Поволжских городах, представляют собой рекреационные прогулочные зоны на высоких отметках рельефа вдоль русла Волги, а не возле линии воды. В качестве примера можно привести Верхневолжскую набережную в Нижнем Новгороде и Новый Венец в Ульяновске, где безопасное использование территории склонов требует крупных вложений (рис. 1).

ИМГ.ИРСКЪ. м*

Если говорить о других крупных городах Поволжья, то и в них к концу XIX века набережные еще не были созданы, в это время только зарождалась идея их будущего формирования. Например, основание Струковского сада в Самаре, который располагается вдоль берега Волги может быть причиной и началом строительства первой очереди набережной в Куйбышеве [5]. Таким образом, процесс формирования набережных на высоких отметках приводит к развитию публичных парков - линейных, рекреационных, панорамных пространств, прежде всего, за невозможностью использования этой территории как промышленной или транспортной зоны.

Необходимо отметить, что природные и климатические факторы до сих пор имеют важнейшее значение для формирования и преобразования прибрежных зон. Так эрозия почв оказывает значительное влияние на набережные Нижнего Новгорода и Ульяновска - это отражается в структуре исторических центров этих городов. Если рассматривать Верхневолжскую набережную с перепадом высот около 150-ти метров и Новый Венец в Ульяновске, где верхняя набережная находится на высоте 110-ти метров от отметки нижней, то очевидно влияние фактора рельефа [4]. И если в случае с Верхневолжской набережной коммуникации и доступность для человека и маломобильных групп населения решены, то набережная Новый Венец располагает только верхней частью набережной для свободного использования. Также, из-за проблем с берегоукреплением так долго создавались набережные в Самаре и рекреационное

общественное пространство вдоль них, охватывающее период 1930-1980 гг. Сейчас благоустроенные прибрежные территории Самары являются одними из самых протяженных и привлекательных в Поволжье и влияют на развитие всей центральной городской части, а также образование рекреационной оси города.

Таким образом, можно выявить особенность Поволжских городов: высокие отметки рельефа вдоль береговой линии реки позволяют создать уникальные общественные пространства, видовые или пейзажные парки, в то же время, для строительства и дальнейшей реконструкции гидротехнической части набережных и берегоукрепительных работ необходимы значительные экономические ресурсы. Фактор рельефа во многом препятствует развитию прибрежных общественных пространств в Поволжье и одновременно делает их уникальным.

Подводя итог этой части анализа, можно сделать вывод, что общий характер Поволжских набережных начал свою трансформацию в XIX веке от промышленных или неиспользуемых территорий до рекреационных зон с выходом к береговой линии уже в 30-60-е годы ХХ века. Также стоит отметить, что рассматриваемые набережные тесно связаны с развитием речных портов, расположенных во всех четырех городах. Объясняется это тем, что в период с XIX века и до середины ХХ века в России большое значение имел судоходный транспорт [3].

Набережная как сложный линейный объект

Рассмотрим состояние и перспективы развития четырех выбранных набережных как протяженных линейных объектов.

Саратов. Набережная Космонавтов, начавшая свое развитие в 40-х годах ХХ века, состоит из трех террас с небольшим перепадом высот общей протяженностью 1,5 км с началом от Старого моста до Бабушкина взвоза (рис. 2).

Рис. 2. Набережная в Саратове: а) Панорамная фотография; б) Схема генерального плана

Уровни соединены каменными лестницами, нижний уровень включает велораз-метку, летом работает прокат велосипедов, спортивная площадка, скейтпарк и др., что говорит о развитии инфраструктуры этого городского пространства и большой привлекательности места. На втором уровне организованы газоны, на третьем — длинные аллеи с типичными для климатической зоны деревьями и кустарниками, в нижнем ярусе променад завершает белая ротонда. Саратовская набережная хороший пример трансформации городской окраины с пристанями и береговыми складами до благоустроенного общественного пространства, линейное развитие которого происходит до сих пор. Также стоит отметить, что рассматриваемая набережная развивается достаточно долго, как и все Волжские береговые линии - берегоукрепление и переложенные ливневые канализации, сезонные поднятия уровня воды и экономический фактор стали причинами сложного и долгого устройства и этой набережной. Но несмотря на трудности пространство продолжает участвовать в архитектурных и градостроительных конкурсах на дальнейшее развитие города вдоль реки Волги.

б)

Рис. 3. Центральная набережная. Самара: а) Панорамная фотография; б) Схема генерального плана

Самара. Общая протяженность Самарской набережной, которая соединяет зеленые пространства города и центральный пляж, составляет более 4,0 км. По генеральному плану развития города прослеживается, что следующие очереди набережных продолжат линейный характер развития вдоль береговой линии города, в связи с развитием жилой застройки на месте промышленного предприятия. Как было описано ранее, набережная Самары, как и Саратова, трансформировалась от торговых складов и промышленных зон в общественную зону отдыха и рекреации. Сейчас же по плану воплощены четыре очереди или участка, проектирование и строительство которых продолжается до сих пор (рис. 3).

Побережье Самары считается точкой притяжения для городского населения и туристов, примером линейного парка, в котором присутствует благоустроенная прогулочная территория параллельно с велодорожками, которые соединяют между собой различные функциональные зоны. На набережной поддерживается развитие малого бизнеса, представленного предприятиями общественного питания, велопроката и развлекательных функций.

Ульяновск. Важной особенностью является факт, что город Ульяновск расположен на двух берегах Волги, которые значительно отличаются. Левый берег является более пологим, в сравнении в правым, соответственно он имеет больший потенциал развития по фактору рельефа, поэтому вдоль береговой линии организованы отдельные участки набережной с пляжами и общественными пространствами. Так как районы Левобережья развивались как «спальные» при промышленных производствах, развитие прибрежной территории произошло в 80-90 годах ХХ века, тем временем центральная набережная в исторической структуре города уже претерпевала упадок, по причине прекращения полноценного функционирования парка Дружбы народов. Новый Венец в Ульяновске - единственный пример из рассматриваемых нами, который не имеет полноценной набережной у кромки воды. Особенность в том, что набережная расположена на высоте 110 м от уровня воды, при этом не используя зону нижнего яруса. Спуск Степана Разина (Нижняя набережная) используется как транзитная зона и для размещения дачных домов на склоне. В то же время при комплексном подходе этот пример, как и прибрежная зона левого берега, обладает большим потенциалом к развитию всего прилегающего Волжского склона и набережной по причине наличия спортивных сооружений, яхт-клуба, речного порта и центрального

пляжа. При этом верхняя часть набережной органично вписана в окружающую историческую застройку, имеет благоустройство подобно остальным Волжскими городам. Ее протяженность составляет 750 м, тем временем Нижняя набережная потенциально может охватывать до 6,0 км в сторону Президентского моста и 1,5 км до речного порта, включая центральный пляж. (рис. 4).

б)

в)

Рис. 4. Набережная в Ульяновске: а) Панорамная фотография - Новый Венец;

б) Фотофиксация - нижняя набережная; в) Схема генерального плана (указаны перспективы развития нижней набережной)

Нижний Новгород. Прибрежную зону в Нижнем Новгороде можно назвать комплексом набережных и видовых площадок, а также самым развитым пространством из всех рассматриваемых. Продолжая традицию, сложившуюся еще в ХХ веке, ВерхнеВолжская набережная, протяженностью 1,8 км параллельно улице Минина считается видовым пространством благодаря расположению на высокой отметке рельефа. Параллельно верхней набережной, внизу, вдоль уреза воды, проходит Нижне-Волжская набережная, она длиннее и начинается от Благовещенского монастыря, рядом с которым находится Рождественская церковь (рис. 5). Обе набережные связаны сетью достопримечательностей и городских парков, скверов. Инфраструктура на прибрежной территории Нижнего Новгорода самая развитая. Это связано с расположением Кремля и остальных достопримечательностей города.

б)

Рис. 5. Комплекс набережных. Нижний Новгород: а) Панорамная фотофиксация; б) Схема генерального плана

Описывая и сравнивая набережные городов, следует отметить их сходство: наличие речных портов, трансформация из промышленной зоны, которая происходит до сих пор вдоль реки, сложный рельеф, с которым приходится работать достаточно долго и вкладывать городской бюджет. Это говорит о том, что Поволжские города развиваются по одному принципу и имеют одну структуру набережных: все они являются протяженным линейным объектом с высоткой отметкой рельефа, имея при этом возможность организации видовых пространств - смотровых площадок.

Заключение: Развитие прибрежных зон городов Поволжья как сложных линейных объектов дает основание для выявления следующих тенденций:

- Так как в течение XIX и XX веков происходит переход от промышленных зоны к рекреационным и общественным пространствам, а на сегодняшний день мы наблюдаем развитие набережной как многофункционального пространства с развитой или развивающейся инфраструктурой, можно говорить о том, что прибрежные территории становятся важным компонентом в городской структуре ;

- При организации набережной как линейного объекта в городской структуре с многофункциональной направленность, стоит говорить о развитии прибрежной территории с внесезонным использованием, в том числе с включением водного пространства;

- Природный фактор рельефа определяет функцию Волжских набережных как рекреационную, становится одновременно преимуществом и недостатком набережных такого типа;

- Необходимость внедрения инновационных технологий для берегоукрепления и поддержания существующих экосистем, культурных программ для повышения туристической активности, создание необходимой инфраструктуры, доступной среды и точек притяжения.

Литература

1. Гельфонд А.Л. Город у реки. Идентичное и глобальное // Приволжский научный журнал. 2017. № 4 (44). С. 137-141.

2. Гельфонд А.Л. Формирование архитектурно-пространственной структуры Волжских набережных на примере Нижнего Новгорода и Самары / А.Л. Гельфонд, Е.А. Ахмедова // Архитектура и строительство России. 2015. № 7(211). С. 2-15.

3. Етеревская И.Н. Анализ практического зарубежного опыта освоения прибрежных территорий в регионе Юго-Восточной Азии / И.Н. Етеревская, Т.З.Т. Чан // Научные исследования и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 14 декабря 2020 года / Научная общественная организация «Цифровая наука», ИП Емельянов Н.В. Саратов: Научная общественная организация «Цифровая наука», 2020. С. 217-225.

4. Литвинов Д.В. Градоэкологические принципы развития прибрежных зон (на примере крупных городов Поволжья): специальность 18.00.04: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Литвинов Денис Владимирович. Санкт-Петербург, 2009. 204 с.

5. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 224 с.

Trends of planning of coastal territories on the example of cities of volga region Loshakov Pavel Igorevich, Ismakaeva K.A.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Located along rivers and seas, the coastal area plays an important role in both urban development and the system of urban public spaces. The article considers features of architectural and urban planning formation of public spaces along the coastal territory of the Volga River on the example of four cities: Nizhny Novgorod, Samara, Saratov and Ulyanovsk. Researching selected cities and adjacent coastline, identifying common features and solutions in the organization of embankments, the author considers their transformation through time, linear development along the Volga River. On the basis of the information received, the author identifies development trends for the further design of coastal areas in cities with similar characteristics. Keywords: coastal zones, public spaces, tendencies, Volga region, embankments, development of urban environment. References

1. Helfond A.L. City by the river. Identical and global // Volga Scientific Journal. 2017. 4 (44). P. 137-141.

2. Gelfond A.L. Formation of architectural and spatial structure of the Volga embankments on the example of Nizhny Novgorod and Samara / A.L. Gelfond, E.A. Akhmedov // Architecture and construction of Russia. 2015. 7(211). p. 2-15.

3. Eterevskaya I.N. Analysis of practical foreign experience of coastal development in the region of South-East Asia / I.N. Eter-evskaya, T.Z.T. Chan // Scientific research and innovation: Collection of articles of the International scientific and practical conference, Saratov, December 14, 2020 / Scientific public organization «Digital Science», PE Yemelyanov N.V. Saratov: Scientific public organization «Digital Science», 2020. P. 217-225.

4. Litvinov D.V. City Planning Principles of Coastal Zone Development (on the example of large cities of the Volga region): specialty 18.00.04: thesis for the degree of candidate of architecture / Litvinov Denis Vladimirovich. St. Petersburg, 2009.

5. Morgoon A.G. From the fortress of Samara to the city of Kuibyshev: Notes on architecture. Kuibyshev: Kn. Sr. 1986. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.