Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / СТРУКТУРА ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ / ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / УКРУПНЕННЫЕ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Татьяна Николаевна, Федотов Александр Васильевич, Коваленко Алексей Анатольевич

Введение. В статье представлены результаты исследования тенденций изменения структуры приема на программы подготовки кадров со средним профессиональным образованием в России. Цель статьи - выявить закономерности изменения структуры приема обучающихся на программы подготовки специалистов среднего звена. Настоящее исследование проведено в рамках научно-исследовательских работ, выполняемых РАНХиГС в соответствии с государственным заданием. Методология. Исследование проводится посредством анализа, синтеза, индукции, дедукции, исторического анализа, структурного метода. Результаты заключаются в выявлении тенденций и закономерностей изменения структуры приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в России и в ее макрореги-онах. Заключение. В последнее время в России увеличивается набор абитуриентов на программы подготовки специалистов среднего звена, что в большей степени происходит за счет зачисляемых на договорной основе. При этом прием на образовательные программы инженерно-технического профиля снижается, на программы общественного и медицинского профиля, напротив, растет, что в будущем может привести к структурным дисбалансам на рынке труда специалистов среднего звена. В статье проанализированы феномены обратной зависимости уровня экономического развития федеральных округов от доли поступивших по договорам об оказании платных образовательных услуг на программы общественно-гуманитарного профиля и уровня развития инноваций в макрорегионе с долей зачисленных на программы технического профиля, а также прямой связи между популярностью медицинских специальностей и уровнем заболеваемости, наблюдаемой в округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинова Татьяна Николаевна, Федотов Александр Васильевич, Коваленко Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE ADMISSION OF STUDENTSTO TRAINING PROGRAMS FOR MID-LEVEL SPECIALISTS IN RUSSIA

Introduction. The article presents the results of a study of trends in the structure of admission to training programs with secondary vocational education in Russia. The purpose of the article is to identify patterns of changes in the structure of admission of students to training programs for mid-level specialists. This study was carried out as part of the research carried out by the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in accordance with the state task. Methodology. The study is carried out on the basis of analysis, synthesis, induction, deduction, historical analysis, structural method. Results. The results included identifying trends and patterns of changes in the structure of admission to training programs for the training of mid-level specialists in Russia and its macroregions. Conclusion. Recently, in Russia, the enrollment of applicants for training programs for mid-level specialists has been increasing, which is largely due to those enrolled based on a contract. At the same time, enrollment in educational programs in the engineering and technical field is declining, while in programs of the public and medical profile, on the contrary, it is growing, which in the future lead to structural imbalances in the labor may market for mid-level specialists. The article analyzes the phenomena of inverse dependence of the level of economic development of federal districts on the share of those enrolled under contracts for the provision of paid educational services for social and humanitarian programs and the level of development of innovations in the macroregion with the share of those enrolled in technical programs, as well as a direct relationship between the popularity of medical specialties and incidence rates in the county.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РОССИИ»

УДК/UDC 377.5

DOI10.54509/22203036_2022_4_24 EDN ACRMIS

Блинова Татьяна Николаевна

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск

Федотов Александр Васильевич

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Коваленко Алексей Анатольевич

старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Blinova Tatyana N.

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate at the Center of the Economics of Lifelong Education, Institute of Applied Economic Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Associate Professor at the Department of Management and Business Law, Far Eastern Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Khabarovsk

Fedotov Alexander V.

Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher, Center of the Economics of Lifelong Education, Institute for Applied Economic Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow

Kovalenko Aleksey A.

Senior Research Associate, Center of the Economics of Lifelong Education, Institute for Applied Economic Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow

ТЕНДЕНЦИИ ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РОССИИ

TRENDS IN THE ADMISSION OF STUDENTS TO TRAINING PROGRAMS FOR MID-LEVEL SPECIALISTS IN RUSSIA

Введение. В статье представлены результаты исследования тенденций изменения структуры приема на программы подготовки кадров со средним профессиональным образованием в России. Цель статьи - выявить закономерности изменения структуры приема обучающихся на программы подготовки специалистов среднего звена. Настоящее исследование проведено в рамках научно-исследовательских работ, выполняемых РАНХиГС в соответствии с государственным заданием.

Методология. Исследование проводится посредством анализа, синтеза, индукции, дедукции, исторического анализа, структурного метода.

Результаты заключаются в выявлении тенденций и закономерностей изменения структуры приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в России и в ее макрорегионах.

Заключение. В последнее время в России увеличивается набор абитуриентов на программы подготовки специалистов среднего звена, что в большей степени происходит за счет зачисляемых на договорной основе. При этом прием на образовательные программы инженерно-технического профиля снижается, на программы общественного и медицинского профиля, напротив, растет, что в будущем может приве-

сти к структурным дисбалансам на рынке труда специалистов среднего звена.

В статье проанализированы феномены обратной зависимости уровня экономического развития федеральных округов от доли поступивших по договорам об оказании платных образовательных услуг на программы общественно-гуманитарного профиля и уровня развития инноваций в макрорегионе с долей зачисленных на программы технического профиля, а также прямой связи между популярностью медицинских специальностей и уровнем заболеваемости, наблюдаемой в округе.

Introduction. The article presents the results of a study of trends in the structure of admission to training programs with secondary vocational education in Russia. The purpose of the article is to identify patterns of changes in the structure of admission of students to training programs for mid-level specialists. This study was carried out as part of the research carried out by the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in accordance with the state task.

Methodology. The study is carried out on the basis of analysis, synthesis, induction, deduction, historical analysis, structural method.

Results. The results included identifying trends and patterns of changes in the structure of admission to training programs for the training of mid-level specialists in Russia and its macroregions.

Conclusion. Recently, in Russia, the enrollment of applicants for training programs for mid-level specialists has been increasing, which is largely due to those enrolled based on a contract. At the same time, enrollment in educational programs in the engineering and technical field is declining, while in programs of the public and medical profile, on the contrary, it is growing, which in the future lead to structural imbalances in the labor may market for mid-level specialists. The article analyzes the phenomena of inverse dependence of the level of economic development of federal districts on the share of those enrolled under contracts for the provision of paid educational services for social and humanitarian programs and the level of development of innovations in the macroregion with the share of those enrolled in technical programs, as well as a direct relationship between the popularity of medical specialties and incidence rates in the county.

Ключевые слова: специалисты среднего звена, структура приема на обучение, области образования, укрупненные группы специальностей и направлений подготовки.

Keywords: mid-level specialists, the structure of admission to training, areas of education, enlarged groups of specialties and areas of training.

Введение

Система подготовки специалистов среднего звена в России уже более 20 лет функционирует в условиях рынка. Соответственно, структуру будущих профессиональных кадров страны определяет не только государство, выделяя бюджетные места на те или иные укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) [1], но и сами образовательные организации и абитуриенты, первые - предлагая, а вторые - выбирая ту или иную образовательную программу для поступления. Если государство при распределении контрольных цифр приема (далее -КЦП) обоснованно ориентируется (или по крайней мере должно это делать) на перспективные потребности в человеческих ресурсах организаций различных отраслей, то потенциальные абитуриенты, их семьи при выборе образовательной траектории, как правило, исходят из своих личных интересов и представлений, которые могут не совпадать с перспективой изменения структуры спроса на кадры с профессиональным образованием. Учитывая, что договорная подготовка специалистов среднего звена в России в последние годы составляет более 40 % от совокупной подготовки [2], это может привести, а в ряде случаев уже приводит к низкой сбалансированности системы подготовки профессиональных кадров с перспективными потребностями рынка труда [3; 4]. Усугубляет проблему и то, что предпочтения абитуриентов в выборе будущей специальности довольно динамичны, потребности в квалифицированных кадрах организаций тех или иных отраслей экономики определяются не только возрастной и профессионально-квалификационной структурой занятых, которые относительно несложно отследить, но и стратегиями развития предприятий, отраслей, регионов и страны в целом, учесть которые для целей распределения КЦП довольно сложно в силу закрытости либо отсутствия требуемой информации в нормативных, стратегических документах. В этой связи важно регулярно анализировать тенденции изменения структуры приема на обучение по профессиональным образовательным программам всех уровней, включая программы подготовки специалистов среднего звена, чтобы соответствующие органы государственного управления имели возможность превентивно применять меры, нацеленные на приведение структуры подготовки кадров в соответствие

с перспективами социального и экономического развития различных отраслей и регионов страны.

Цель статьи - провести анализ тенденций изменения структуры приема и выявить закономерности, влияющие на структуру приема обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в России.

Мониторинг научной литературы по исследуемой проблеме показал, что исследования структуры подготовки профессиональных кадров периодически проводятся различными авторами как в отношении России в целом [5-8], так и ее отдельных регионов [9-11] либо отраслей [12-13]. Тем не менее предлагаемое исследование позволяет актуализировать информацию о тенденциях, проявляющихся в последние годы в структуре подготовки специалистов среднего звена как в целом по стране, так и в ее макрорегионах.

Методология

При проведении исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический анализ, структурный метод.

Логика исследования строилась следующим образом. На первом этапе анализировалась динамика изменения приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в России и в ее макрорегионах. Далее проводился анализ структуры зачисленных на анализируемые программы профессионального образования в разрезе основ поступления и областей образования. На завершающей стадии осуществлялось выявление закономерностей изменения спроса на обучение по программам среднего профессионального образования в рамках договорной формы обучения.

Результаты

В последние годы в России и практически во всех ее макрорегионах наблюдается стабильный рост численности зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена. Если в 2018 году на данные программы поступало примерно 783 тыс. человек, то к 2020 году - уже 871 тыс. человек [2], что на 11 % больше. Стоит отметить, что рост приема отразился и на показателе «численность зачисленных на 10 тыс. человек населения» (табл. 1). В среднем по стране он увеличился на 13 %. Кроме того, если сопоставить темп роста приема на программы подготовки специалистов среднего звена за период 20182020 гг. (11 %) с темпом роста численности потенциальных абитуриентов в возрасте 15-19 лет за аналогичный же период (5 %), то можно увидеть, что пер-

вый на 6 пп больше. Соответственно, можно говорить о том, что рост приема на программы подготовки специалистов среднего звена в России обусловлен действиями не только демографических факторов. Кроме того, возможно, он объясняется влиянием социальных, правовых и экономических причин. Речь идет о популяризации среднего профессионального образования, ограничениях доступа школьников к получению среднего полного общего образования в связи с уменьшением в школах числа 10-х классов, нежелании учеников по тем или иным причинам сдавать единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ), большей экономической доступности программ подготовки специалистов среднего звена, нежели программ высшего образования и пр.

Подтверждением тенденции популяризации среднего профессионального образования, в частности, можно считать увеличение доли зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена от общей численности зачисленных на программы среднего профессионального и высшего образования. В среднем по стране данный показатель вырос на 2 пп, в Южном федеральном округе - на 5 пп (табл. 1).

Если анализировать динамику приема в России на программы подготовки специалистов среднего звена за счет бюджетов различных уровней, то необходимо отметить, что за период 2018-2020 гг. исследуемый показатель увеличился всего на 4%. Соответственно, совокупный рост зачисленных на анализируемые программы профессионального образования в большей степени обусловлен именно договорной формой обучения. При этом в наибольшей степени увеличение зачисленных на бюджетной основе произошло в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, наиболее ярко было выражено в Москве - на 11 %. В Северо-Кавказском регионе, напротив, отмечалось снижение приема на места, финансируемые из бюджетов тех или иных уровней бюджетной системы страны [2].

Видно, что федеральные округа России отличаются между собой по характеризующему систему среднего профессионального образования показателю «численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований на 10 тыс. человек населения». К примеру, в Центральном и Северо-Кавказском регионах его значение варьируется от 26 до 28 человек, в Сибири и на Дальнем Востоке достигает 40 человек. Значение этого показателя зависит как от соотношения зачисленных на обучение в рамках контрольных цифр приема, так и от принятых на договорной основе. Так, если в Центральном макрорегионе отно-

Таблица 1

Численность зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена в макрорегионах России в 2018-2020 гг.

Федеральные округа РФ Численность зачисленных, чел. Численность зачисленных на 10 тыс. человек населения, чел. Доля зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена в общей численности зачисленных на программы среднего профессионального и высшего образования, %

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

Центральный федеральный округ 166 549 178 412 199 669 42 45 51 29 31 32

г. Москва 42018 46 597 59 005 33 37 47 16 17 20

Центральный федеральный округ без учета г. Москва 124 531 131 815 140 664 47 49 53 40 44 44

Северо-Западный федеральный округ 69 777 73177 76 470 50 52 55 35 34 34

г. Санкт-Петербург 27 738 29 231 31 812 52 54 59 22 23 24

Северо-Западный федеральный округ без учета г. Санкт-Петербург 42 039 43 946 44 658 49 51 52 58 51 48

Приволжский федеральный округ 169399 178777 185 938 58 61 64 39 42 42

Южный федеральный округ 90 699 99145 100855 55 60 61 38 44 43

Северо-Кавказский федеральный округ 55 725 59 421 59158 56 60 59 46 49 48

Уральский федеральный округ 72451 75 661 78120 59 61 63 42 45 44

Сибирский федеральный округ 105154 111 795 115718 61 65 68 40 42 38

Дальневосточный федеральный округ 53 284 56 038 55 578 65 69 68 48 48 46

Российская Федерация 782 978 832 426 870 906 53 57 60 37 39 39

Источник: [2]

сительно небольшие объемы бюджетных мест влекут за собой увеличение доли зачисленных на платной основе, то в Северо-Кавказском регионе такого не происходит. В Сибири и на Дальнем Востоке, характеризующихся относительно высоким значением показателя «численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований на 10 тыс. человек населения», довольно высока и доля принятых по договорам

об оказании платных образовательных услуг: 59-63 % и 59-60 % соответственно (табл. 2).

Статистика свидетельствует, что в целом в системе подготовки специалистов среднего звена в России в последние годы превалирует прием на обучение по программам двух областей образования -2 «Инженерное дело, технологии и технические науки» и 5 «Науки об обществе». Совокупно (бюджетное

Таблица 2

Численность зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена за счет бюджетных ассигнований в макрорегионах России в 2018-2020 гг.

Федеральный округ РФ Численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований, чел. Численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований на 10 тыс. человек населения, чел. Доля зачисленных за счет бюджетных ассигнований в общей численности зачисленных,%

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

Центральный федеральный округ 101 592 103146 109 264 26 26 28 61 58 55

г. Москва 19177 19 843 21 427 15 16 17 46 43 36

Центральный федеральный округ без учета г. Москвы 82415 83 303 87 837 31 31 33 66 63 63

Северо-Западный федеральный округ 46 491 47 280 49 840 33 34 36 67 65 65

г. Санкт-Петербург 18 045 18 255 19123 34 34 36 65 62 60

Северо-Западный федеральный округ без учета г. Санкт-Петербурга 28 446 29 025 30717 33 34 36 68 66 69

Источник: [2]

Таблица 3

Структура приема на программы подготовки специалистов среднего звена в России по областям образования и основам поступления за 2018-2020 гг.

Окончание таблицы 2

Федеральный округ РФ Численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований, чел. Численность зачисленных за счет бюджетных ассигнований на 10 тыс. человек населения, чел. Доля зачисленных за счет бюджетных ассигнований в общей численности зачисленных,%

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

Приволжский федеральный округ 107 798 110271 112088 37 38 39 64 62 60

Южный федеральный округ 50 347 51 478 50 758 31 31 31 56 52 50

Северо-Кавказский федеральный округ 27 290 26 771 25 497 28 27 26 49 45 43

Уральский федеральный округ 44 894 46320 47 353 36 37 38 62 61 61

Сибирский федеральный округ 65 930 66 434 68 746 38 39 40 63 59 59

Дальневосточный федеральный округ 32 078 32 960 32691 39 40 40 60 59 59

Российская Федерация 476420 484 660 496 237 32 33 34 61 58 57

Наименование областей образования Совокупный прием Прием за счет бюджетных ассигнований Прием по договорам об оказании платных образовательных услуг

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

«Математические и естественные науки» 0,05 0,05 0,05 0,08 0,08 0,07 0,02 0,03 0,03

«Инженерное дело, технологии и технические науки» 42,28 41,55 38,97 51,49 51,05 48,44 29,43 30,20 26,00

«Здравоохранение и медицинские науки» 12,10 12,62 12,90 10,14 10,88 11,38 14,84 14,70 14,93

«Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» 4,65 4,62 4,49 6,85 6,85 6,57 1,57 1,96 1,66

«Науки об обществе» 27,35 28,19 29,89 16,33 16,14 17,97 42,74 42,58 46,30

«Образование и педагогические науки» 6,59 6,25 6,55 7,04 7,07 7,39 5,96 5,26 5,41

«Гуманитарные науки» 2,50 2,40 2,60 2,70 2,70 2,85 2,21 2,04 2,25

«Искусство и культура» 4,48 4,32 4,55 5,37 5,23 5,33 3,23 3,23 3,42

Источник: [2]

и внебюджетное обучение) по вышеназванным областям образования ежегодно зачисляется примерно 70 % студентов. Прием на обучение по социально значимым программам профессионального образования в сфере здравоохранения и образования в 20182020 годах варьировался на уровне 12,1-12,9 % и 6-7 % соответственно, сельского хозяйства - 4-5 %. Доля приема на обучение по программам остальных областей образования незначительна (табл. 3).

Если анализировать структуру приема на программы среднего профессионального образования по областям образования в разрезе основ поступления, то можно заметить (табл. 4):

- за счет средств бюджетов различных уровней примерно 50 % зачисляемых студентов составляют будущие специалисты в сфере техники, технологий, инженерного дела, что вполне обоснованно

в силу национальных и региональных приоритетов, связанных с развитием промышленности и переходом на инновационную экономику, особенно в рамках импортозамещения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конкурс на технические специальности в области информатики, вычислительной техники, информационной безопасности в сравнении с конкурсом на другие технические программы достигает одних из самых высоких значений в стране, при этом в 20182020 годы он только увеличивался;

- в последние годы в структуре бюджетной профессиональной подготовки увеличивается как доля приема на программы в области здравоохранения и образования, так и конкурс на них;

- относительно высокой - на уровне 16-18 % -можно считать долю студентов, зачисляемых на бюджетной основе на обучение по программам среднего

Таблица 4

Конкурс в образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена в России в разрезе основ поступления, областей образования и отдельных УГСН

Наименования областей образования/УГСН Общий конкурс, чел./место Конкурс на места за счет бюджетных ассигнований, чел./место Конкурс на договорные места, чел./место

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

«Математические и естественные науки» 2,10 2,52 2,46 2,17 2,75 2,91 1,82 1,49 1,10

«Инженерное дело, технологии и технические науки», в т. ч. 2,14 2,33 2,69 2,36 2,63 3,22 1,57 1,60 1,62

09 Информатика и вычислительная техника 2,59 2,92 3,55 3,17 3,79 5,21 1,59 1,66 1,77

10 Информационная безопасность 2,92 3,56 4,19 3,67 4,48 5,72 1,63 1,88 1,86

«Здравоохранение и медицинские науки», в т. ч. 2,52 2,65 2,98 3,15 3,40 4,12 1,88 1,93 1,97

31 Клиническая медицина 2,84 2,99 3,46 3,33 3,61 4,50 2,14 2,18 2,25

32 Науки о здоровье и профилактическая медицина 5,42 4,49 5,06 4,71 4,73 5,71 19,00 3,84 3,78

33 Фармация 2,32 2,52 2,69 5,96 7,18 9,15 1,68 1,83 1,84

34 Сестринское дело 2,40 2,49 2,79 2,84 3,05 3,65 1,84 1,85 1,87

«Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» 1,57 1,66 1,77 1,56 1,66 1,85 1,63 1,64 1,42

«Науки об обществе», в т. ч. 1,70 1,80 2,12 2,30 2,64 3,44 1,34 1,34 1,52

38 «Экономика и управление» 1,70 1,80 2,11 2,16 2,44 3,07 1,36 1,37 1,57

40 «Юриспруденция» 1,45 1,49 1,70 2,88 3,49 4,53 1,27 1,28 1,44

«Образование и педагогические науки» 2,20 2,32 2,70 2,59 2,85 3,40 1,43 1,44 1,57

«Гуманитарные науки» 2,19 2,26 2,55 2,50 2,77 3,13 1,54 1,38 1,62

«Искусство и культура» 2,19 2,30 2,56 2,41 2,67 3,07 1,58 1,43 1,59

Источник: рассчитано авторами по [2]

профессионального образования в области образования 5 «Науки об обществе». На наш взгляд, спрос на обучение по таким программам в рамках договорной подготовки достаточно высок. Практически каждый второй зачисляемый на внебюджетное обучение студент - это будущий специалист в сфере экономики, управления, юриспруденции, в связи с чем соответствующие органы государственного и регионального управления могли бы либо уменьшить выделяемый объем бюджетных мест на такие УГСН, либо корректировать спрос, формирующийся в платном секторе подготовки специалистов среднего звена, в сторону более востребованных экономикой в будущем профессий и специальностей.

Следует отметить, что складывающаяся структура приема на программы подготовки специалистов среднего звена в России по УГСН во многом отражает действие ключевых факторов рынка профессионального образования, влияющих на структуру подготовки кадров. Речь идет о таких факторах, как потребность национальной экономики в кадрах с профессиональным образованием, связанная с востребованностью кадров и возможностью их трудоустройства по окон-

чании профессиональной образовательной организации, уровень возможной заработной платы по полученной специальности и т. п. Остановимся на этом более подробно.

Структура подготовки специалистов среднего звена частично соответствует существующему распределению занятых в экономике, что при относительной стабильности структуры занятых в экономике гарантирует дальнейшее трудоустройство выпускникам колледжей и техникумов по полученной специальности. Доказательством этого могут служить следующие данные. Например, на образовательные программы педагогической и сельскохозяйственной направленности в 2018-2020 гг. было принято 6,25-6,59 % и 4,49-4,65 % студентов соответственно, в отраслях образования и сельского хозяйства занято, соответственно, чуть менее 8 % и около 7 % экономически активной части населения России [14]. Что касается программ технической направленности, то на них поступало наибольшее число абитуриентов - 38,9742,28 %, что вполне сопоставимо с суммарной долей занятых по таким видам экономической деятельности, как «добыча полезных ископаемых», «обрабаты-

вающие производства», «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»; «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»; «строительство»; «транспортировка и хранение»; «деятельность в области информации и связи», составляющей чуть более 37 %.

Значительное расхождение сравниваемых показателей наблюдается в сфере медицины. Если по виду экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» в последние годы занято чуть более 6 % населения страны, то на соответствующие программы подготовки специалистов среднего звена суммарно по бюджетной и внебюджетной формам обучения поступало 12-13 % зачисленных (табл. 3).

Кроме того, высокий спрос на обучение по программам в сфере образования и здравоохранения (табл. 4) вполне закономерен в силу относительно высокой заработной платы, получаемой врачами и педагогами в настоящее время (табл. 5).

Сопоставление структуры приема в организации профессионального образования по УГСН с отдельными характеристиками социально-экономической ситуации в макрорегионах России позволяет говорить о наличии ряда интересных для последующих исследований зависимостей.

1. Чем более экономически развит федеральный округ, тем меньше доля в структуре приема на программы подготовки специалистов среднего звена по договорам об оказании платных образовательных услуг, приходящаяся на образовательные программы подготовки специалистов среднего звена области образования 5 «Науки об обществе» (специальности экономики, управления, юриспруденции), и наоборот. К примеру, Уральский макрорегион характеризуется самым высоким значением показателя «объем ВРП на душу населения» в России [14], при этом средняя за 2018-2020 годы доля зачисленных в этом округе в организации профессионального образования на программы области образования 5 «Науки об обществе», напротив, одна из самых низких. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа с меньшими показателями экономического развития (по показателю «объем ВРП на душу населения» эти округа занимают седьмое и восьмое места в стране [14]) по средней доле зачисленных за 2018-2020 годы на программы области образования 5 «Науки об обществе» занимают второе и пятое места соответственно (табл. 1, 2).

2. Чем менее в макрорегионе развиты инновации, тем большая доля зачисляемых в техникумы

и колледжи на коммерческой основе студентов приходится на программы области 2 «Инженерное дело, технологии и технические науки», и наоборот. Так, Дальний Восток по показателю «доля инновационных товаров (работ, услуг)» занимает последнее место в стране [14], средняя же за 2018-2020 годы доля зачисленных в организации профессионального образования на программы области образования 2 «Инженерное дело, технологии и технические науки» здесь достигает максимального значения в сравнении с другими макрорегионами. Центральный и Северо-Кавказский федеральные округа по показателю «доля инновационных товаров (работ, услуг)» занимают третье и четвертое места в стране [14], в то время как по показателю «средняя за 20182020 годы доля зачисленных на программы подготовки специалистов среднего звена области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»» - только седьмое и восьмое соответственно (табл. 1, 2).

3. Чем более высоким уровнем заболеваемости характеризуется макрорегион, тем большую долю зачисленных на платное обучение по программам подготовки специалистов среднего звена составляют студенты, выбравшие в качестве будущей профессии специальность, связанную с медициной, и наоборот. К примеру, Урал и Сибирь по показателю «заболеваемость на 1 000 чел. населения» занимают второе и четвертое места в стране [14], а по средней за 2018-2020 годы доле зачисленных на договорной основе на обучение по программам области образования 3 «Здравоохранение и медицинские науки» - первое и второе соответственно (табл. 1, 2). По Дальневосточному и Центральному макрорегионам позиции распределяются следующим образом: пятое и четвертое места; шестое и пятое места соответственно. Исключение из данной зависимости составляют Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа, демонстрирующие обратную зависимость. Так, Северо-Западный макрорегион характеризуется наиболее высоким уровнем заболеваемости [14], доля же приема студентов-платников на обучение по профессиональным программам в области здравоохранения самая низкая в стране (табл. 1). В Северо-Кавказском федеральном округе ситуация противоположная: по уровню заболеваемости регион имеет самый низкий показатель в России, доля же зачисленных на платной основе на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в сфере медицины, наоборот, одна из высоких -третье место в России (табл. 6).

Таблица 5

Сведения о среднемесячной номинальной заработной плате работников организаций сферы образования и здравоохранения в России* [14]

Категория работников Размер среднемесячной номинальной заработной платы, руб. Отношение размера среднемесячной номинальной заработной платы отдельной категории работников к размеру среднемесячной номинальной заработной плате работников организаций в России, %

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций 35 714 69,56

Педагогические работники образовательных организаций общего образования 43 664 85,04

Педагогические работники организаций дополнительного образования детей 40469 78,82

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования 41 685 81,19

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 46 974 91,49

Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 41 038 79,93

Примечание: * - данные за 2020 год. Источник: [14]

Таблица 6

Усредненные за 2018-2020 гг. показатели структуры приема на программы подготовки специалистов среднего звена на платные места по отдельным областям образования в разрезе макрорегионов России

Макрорегионы РФ «Науки об обществе» ВРП на душу населения, место в РФ* «Инженерное дело, технологии и технические науки» Доля инновационных товаров (работ, услуг), место в РФ** «Здравоохранение и медицинские науки» Заболеваемость на 1000 чел. населения, место в РФ**

доля приема, % место в РФ доля приема, % место в РФ доля приема, % место в РФ

Центральный федеральный округ 48,41 1 2 23,35 7 3 13,19 5 6

Северо-Западный федеральный округ 42,54 4 3 32,55 2 2 11,95 8 1

Приволжский федеральный округ 45,18 3 6 31,00 6 1 12,08 7 3

Южный федеральный округ 45,66 2 7 31,68 4 7 13,18 6 7

Северо-Кавказский федеральный округ 41,74 5 8 14,95 8 4 31,52 3 8

Уральский федеральный округ 39,31 7 1 31,69 3 5 16,13 1 2

Сибирский федеральный округ 41,43 6 5 31,18 5 6 13,67 2 4

Дальневосточный федеральный округ 39,20 8 4 37,72 1 8 13,29 4 5

Российская Федерация 43,87 - - 28,54 - 14,82 -

Примечание: * - данные за 2019 г.; ** - данные за 2020 г. Источник: расчеты авторов по [2; 14].

Заключение

Таким образом, в структуре приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в последние годы в России проявляются следующие тенденции:

1. Рост числа как бюджетных мест, так и в большей степени зачисленных по договорам об оказании платных образовательных услуг. Наиболее ярко данный тренд выражен в Москве, Центральном федеральном округе в целом и Санкт-Петербурге.

2. Сокращение доли студентов, принятых на технические программы, и, напротив, рост - поступивших на УГСН общественной и медицинской направленности.

3. Значительное превышение доли принимаемых на программы медицинской направленности по сравнению с существующей долей занятых в медицинских организациях.

Помимо общих тенденций, характерных для страны в целом, в приеме на программы подготовки специалистов среднего звена в последние годы проявились новые закономерности:

1) чем меньше экономическое развитие федерального округа, тем большую долю в структуре платного набора на программы подготовки специалистов среднего звена в нем занимают зачисленные на программы в сфере экономики, управления, психологии и юриспруденции;

2) чем более в макрорегионе развиты инновации, тем меньшая доля зачисляемых на договорной основе студентов на программы среднего профессионального образования приходится в нем на программы технического профиля, и наоборот;

3) наибольшая доля студентов, поступивших по договорам об оказании платных образовательных услуг на УГСН медицинской направленности, наблюдается в тех федеральных округах, которые характеризуются более высоким уровнем заболеваемости, и наоборот.

Литература

1. Заиченко Н. А. Государственное задание как механизм удовлетворения спроса рынка труда в специалистах среднего звена // Управленческое консультирование. 2014. № 4 (64). С. 91-100.

2. Министерство просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://edu.gov.ru// (дата обращения: 10.03.2022).

3. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Проблемы соответствия структуры подготовки кадров долгосрочным потребностям развития региона // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 19-37.

4. Субанакова Т. О., Бюраева Ю. Г. Прогнозирование кадровых потребностей как метод достижения сбалансированности рынка труда и системы образования // Вестник ПНИПУ 2018. № 3. С. 36-55.

5. Ежегодный доклад о результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации. 2019. URL: https://open.edu.gov.ru/files/reports/doklad_monitoring_2019. docx (дата обращения: 17.03.2022).

6. Кауфман Н. Ю. Генезис конфликтов развития рынка труда в условиях цифровой экономики. DOI: 10.26425/1816-42772019-5-16-22 // Вестник университета. 2019. № 5. С. 16-22.

7. Шваков Е. Е., Ан Е. А. Кадровая стратегия региона в условиях структурной перестройки его экономики // Экономика и управление: проблемы и решения. 2019. № 2 (12). С. 27-32.

8. Яковлева И. В. Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты Российского образования XXI века: педагогические чтения, посвященные 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци: сб. ст. Воронеж, 2016. С. 356-359.

9. Бянкина Н. Н. Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностью экономики Забайкальского края // Профессиональное образование и общество. 2014. № 2 (10). С. 215-218.

10. Малороссиянова О. И. Структура подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Кемеровской области // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): материалы междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2016. С. 71-73.

11. Питухин Е. А., Кекконен А. Л., Шабаева С. В. Оценка потенциала системы профессионального образования Дальнего Востока как приоритетной территории России. DOI: 10.32744/ pse.2019.1.2 // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 20-36.

12. Валишина Т. М. Подготовка специалистов среднего звена для строительной отрасли в условиях современной социально-экономической сферы и международных отношений // Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань, 2018. Кн. 1. С. 102-106.

13. Царева Н. О. К вопросу о подготовке будущих специалистов по туризму среднего звена к предоставлению безопасных туристических услуг // Вестник МАНЭБ. 2017. № 1 (22). С. 152-154.

14. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.05.2022).

References

1. Zaichenko N. A. Gosudarstvennoe zadanie kak mexanizm udov-letvoreniya sprosa ry'nka truda v specialistax srednego zvena [State task as a mechanism for meeting the demand of the labor market in mid-level specialists]. Management consulting, 2014, no. 4 (64), pp. 91-100. (In Russian).

2. Ministerstvo prosveshheniya RossijskojFederacii [Ministry of Education of the Russian Federation]. Website. Available at: https://edu.gov.ru// (accessed 10.03.2022). (In Russian).

3. Blinova T. N., Fedotov A. V. Problemy' sootvetstviya struktury' podgotovki kadrov dolgosrochny'm potrebnostyam razvitiya regiona [Problems of compliance of the personnel training structure with the long-term needs of the region's development]. Education Management: Theory and Practice, 2020, no. 3 (39), pp. 19-37. (In Russian).

4. Subanakova T. O., Byuraeva Yu. G. Prognozirovanie kadrovy'x potrebnostej kak metod dostizheniya sbalansirovannosti ry'nka truda i sistemy' obrazovaniya [Forecasting recruitment needs as a method of achieving a balance of the labour market and the

education system]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 3, pp. 36-55. (In Russian).

5. Ezhegodny'j doklad o rezul'tatax Monitoringa kachestva podgotovki kadrov v Rossijskoj Federacii. 2019. [Annual report on the results of Monitoring the quality of training in the Russian Federation. 2019]. Available at: https://open.edu.gov.ru/files/reports/doklad_monitor-ing_2019.docx (accessed 17.03.2022). (In Russian).

6. Kaufman N. Yu. Genezis konfliktov razvitiya ry'nka truda v uslovi-yax cifrovoj e'konomiki [The genesis of the conflicts of labour market development in a digital economy]. DOI: 10.26425/18164277-2019-5-16-22. Bulletin of the University, 2019, no. 5, pp. 16-22. (In Russian).

7. Shvakov E. E., An E. A. Kadrovaya strategiya regiona v usloviyax strukturnoj perestrojki ego e'konomiki [Personnel strategy of the region in the context of structural restructuring of its economy]. Economics and Management: Problems and Solutions, 2019, no. 2 (12), pp. 27-32. (In Russian).

8. Yakovleva I. V. Podgotovka kvalificirovanny'x rabochix (slu-zhashhix) i specialistov srednego zvena v sootvetstvii s potreb-nostyami e'konomiki i obshhestva [Training of qualified workers (clerks) and mid-level specialists in accordance with the needs of the economy and society]. Professionalism and citizenship are the most important priorities of Russian education of the XXI century. Pedagogical readings dedicated to the 270th anniversary of the birth of Johann Heinrich Pestalozzi. Collection of articles. Voronezh, 2016, pp. 356-359. (In Russian).

9. Byankina N. N. Podgotovka rabochix kadrov i specialistov srednego zvena v sootvetstvii s potrebnost'yu e'konomiki Zabajkal'skogo kraya [Training of workers and mid-level specialists in accordance with the needs of the economy of the Trans-Baikal Territory]. Professional Education and Society, 2014, no. 2 (10), pp. 215-218. (In Russian).

10. Malorossiyanova O. I. Struktura podgotovki kvalificirovanny'x rabochix i specialistov srednego zvena v Kemerovskoj oblasti [The structure of the training of skilled workers and mid-level specialists in the Kemerovo region]. Professional education and youth employment: XXI century. The problem of advanced personnel training for the Russian economy (regional aspect). Proceedings of the international scientific-practical conference. Kemerovo, 2016, pp. 71-73. (In Russian).

11. Pituxin E. A., Kekkonen A. L., Shabaeva S. V. Ocenka potenciala sistemy' professional'nogo obrazovaniya Dal'nego Vostoka kak prioritetnoj territorii Rossii [Assessment of the potential of the system of vocational education in the Far East as a priority territory of Russia]. DOI: 10.32744/pse.2019.1.2. Prospects for Science and Education, 2019, no. 1 (37), pp. 20-36. (In Russian).

12. Valishina T. M. Podgotovka specialistov srednego zvena dlya stroitel'noj otrasli v usloviyax sovremennojsocial'no-e'konomicheskoj sfery' i mezhdunarodny'x otnoshenij [Training mid-level professionals for the construction industry in the conditions of modern socio-economic sphere and international relations]. Higher and secondary vocational education in Russia at the beginning of the 21st century: state, problems, development prospects. Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference. Eds. R. S. Safin, E. A. Korchagin. Kazan, 2018, book 1, pp. 102-106. (In Russian).

13. Czareva N. O. K voprosu o podgotovke budushhix specialistov po turizmu srednego zvena k predostavleniyu bezopasny'x turistich-eskix uslug [On the issue of training future middle-level tourism specialists to provide safe tourism services]. Bulletin of MANEB, 2017, no. 1 (22), pp. 152-154. (In Russian).

14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Website. Available at: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 05.05.2022). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК^С 377.5

Р0110.54509/22203036_2022_4_33 EDN AFSVCZ

Резинкина Лилия Владимировна

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург

Rezinkina Liliya V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

EMPLOYMENT OF GRADUATES OF THE SVE SYSTEM: FACTORS AND EFFECTIVE TOOLS

Введение. В статье рассматривается ситуация с трудоустройством выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как одним из основных и объективных

показателей их востребованности на рынке труда. Существенные инвестиции в систему образования со стороны государства и работодателей требуют предварительной оценки эффективности их вложе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.