Научная статья на тему 'Тенденции обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения'

Тенденции обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION'S SYSTEM / A HIGHER SCHOOL / COMPETITION / STRATEGY / COMPETITIVENESS / KEY COMPETENCE / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Екатерина Викторовна

В статье рассмотрены основные тенденции развития системы высшего образования в России. В рамках этой работы проведен анализ стратегических решений вузов по адаптации к меняющимся условиям внешней среды и на его основе сформулированы предложения по формированию ключевых компетенций вуза, обеспечивающих его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения»

ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Ларина Екатерина Викторовна,

аспирант, Волгоградский институт бизнеса

Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденции развития системы высшего образования в России. В рамках этой работы проведен анализ стратегических решений вузов по адаптации к меняющимся условиям внешней среды и на его основе сформулированы предложения по формированию ключевых компетенций вуза, обеспечивающих его конкурентоспособность.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования, высшее учебное заведение, конкуренция, стратегия, конкурентоспособность, ключевая компетентность, конкурентные преимущества.

KEY COMPETENCES AS A BASIS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF A HIGHER SCHOOL

Larina Ekaterina Viktorovna, graduate student, Volgograd Business Institute

Annotation: The main tendencies of higher education system’s development in Russia have been examined in the article. Analysis of the strategic higher schools’ decisions towards adaptation to the changing conditions of the external surroundings has been conducted in the limits of this work. Some proposals to form key competences of a higher school to be competitive have been formulated on the base of this analysis.

The keywords: higher professional education’s system, a higher school, competition, strategy, competitiveness, key competence, competitive advantages.

Система высшего профессионального образования страны - сфера национального хозяйственного комплекса, которая во многом отражает проблемы государственной экономики, дополняя их своими специфическими особенностями.

Современная российская система высшего профессионального образования характеризуется качественно новыми тенденциями и процессами, среди которых к наиболее значимым можно отнести:

• интеграцию образования, науки и высокотехнологичного производства для кадрового обеспечения инновационной экономики и формирования общества знаний;

• формирование сети федеральных и национальных исследовательских университетов;

• необходимость обеспечения высокого уровня качества высшего и послевузовского образования в условиях их массового характера;

• необходимость формирования особых качеств личности выпускников;

• присоединение российской высшей школы к Болонскому

процессу при сохранении национальных особенностей и традиций

системы отечественного образования.

При стратегическом управлении вузом и его адаптации к изменениям в системе высшего профессионального образования необходимо

учитывать следующее:

• конкуренция на рынке образовательных услуг ужесточается, что должно стимулировать поиск устойчивых конкурентных позиций;

• организация образовательного процесса на современном уровне невозможна без широкого использования компьютерных технологий;

• демографический спад приводят к началу «войны» за абитуриента, необходимо расширять сферу влияния на выпускников в регионах;

• принята и активно проводится в жизнь концепция открытого образования;

• образование взрослых становится одним из перспективных направлений приложения усилий вузов;

• возрождается концепция государственного заказа

специалистов, которая предполагает конкурсный отбор вузов-

претендентов на выполнение госзаказа;

• рационализация и оптимизация образовательного процесса как бизнес- процесса превращается в одну из актуальнейших задач.

Сегодня общегосударственное значение приобретает вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.[1] А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов в осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения.

Сейчас стратегической целью образования провозглашается становление практической компетентности (социальной,

интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.) студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации,

конкурентоспособности на рынке труда. [4]

Проанализируем стратегии некоторых российских вузов (Таблица 1).

Таблица 1

Стратегии развития высших учебных заведений

Вуз Стратегия

Московская финансовопромышленная академия Технологическое и организационное разнообразие (все технологии и организационные приемы приемлемы, если они работают на результат); рациональное единство живых и виртуальных технологий обучения, живых и виртуальных конструкций образовательного контента; кадровая готовность к реализации новых подходов, сетевой организации обучения и инновационного академического менеджмента; рыночно-ориентированная (главным образом — практико-ориентированная) программа экспансии образовательных услуг, в том числе обеспечение возможностей развития непрерывного обучения, обучения «через всю жизнь»; акцент на качество обучения как на важнейшую предпосылку

конкурентоспособности предлагаемых услуг на национальных рынках.

Московский автомобильнодорожный институт МАДИ (ГТУ) Подготовка специалистов и научных кадров высшей квалификации, отвечающих современным требованиям экономики страны и способных эффективно работать в условиях конкуренции и свободного рынка труда

Г осударственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) 1. Совершенствование управления университетским комплексом на основе принципов менеджмента качества и инноваций. 2. Совершенствование материально-технической базы университета. 3. Диверсификация источников финансирования университета. 4. Развитие системы непрерывного профессионального образования в университете. 5. Повышение качества образования на основе системы менеджмента качества.

Белгородский государственный университет (БелГУ) Внедрение и постоянное поддержание в рабочем состоянии системы качества университета, которая направлена на постоянное улучшение и совершенствование деятельности в целях удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон процесса.

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО) Открытие в вузе учебно-методических объединений вузов России по образованию в области приборостроения и оптотехники, координирующее деятельность вузов по обеспечению качества и развитию содержания по техническим направлениям и специальностям высшего образования.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ) • подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки непрерывного самообразования и профессиональной мобильности и способных на основе глубоких фундаментальных знаний и специализированной практической подготовки внести весомый вклад в развитие российской промышленности, науки, образования и культуры; • активное воздействие на экономическое, социальное, культурное и нравственное развитие общества; удовлетворение потребностей личности и общества в высококачественном образовании, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; • развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования, базы создания новейшей техники и технологий; • системная интеграция деятельности университета со стратегическими партнёрами, направленная на формирование долговременной научной и образовательной кооперации, активизацию инновационной деятельности и развитие единого

информационного пространства; • международное сотрудничество в сфере образования, науки и культуры.

Саратовский государственный технический университет (СГТУ) Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Завоевание высокого доверия абитуриентов, студентов и их родителей, аспирантов и докторантов, государственных органов, руководителей предприятий, организаций и учреждений посредством предоставления качественных образовательных услуг и непрерывного совершенствования всех видов деятельности с учётом требований и пожеланий потребителей и заказчиков, ориентируясь на опережающее развитие рынка труда.

Волгоградский институт бизнеса (ВИБ) Подготовка квалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе в рыночных условиях на уровне мировых стандартов, обладающих активной жизненной позицией, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, имеющих потребность в получении непрерывного образования и способность к адаптации в постоянно изменяющейся внешней среде.

Источник: Обобщено автором на основе: Стратегии развития российских

вузов: ответы на новые вызовы/ Под науч. ред. Н.Л. Титовой [Текст] - М.: МАКС Пресс, 2008. - 668 с.

Наличие стратегий у отдельных вузов, бесспорно, является преимуществом, однако чтобы достичь высокого уровня конкурентоспособности, вуз должен сформировать, а затем развивать свои ключевые компетенции. В данном случае можно говорить о существовании цепочки: компетенции вуза — конкурентные

преимущества вуза — конкурентоспособность вуза.

Вузы лишь внешне конкурируют на образовательном рынке, а на самом деле идет жесткая конкуренция за освоение новых компетенций, которые проявляются в синергии новых навыков и новых аспектах способностей профессорско-преподавательского состава вузов.

Ключевая компетенция определяется своим названием: это

способности и навыки, совокупность которых составляет специфический опыт организации и формирует соответствующие умения. Чтобы обладать качествами ключевой компетенции, умения должны быть уникальными.

Компетенции это некое внутреннее знание, недоступное непосредственному восприятию потребителем и руководством вуза. Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в социально-экономической системе вуза. [2]

Концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К. К. Прахаладом, может стать основой «интеллектуального лидерства» вуза на рынке образовательных услуг, опережающего создание, удержание и развитие специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ вуза.

Компетенции вуза определяются моделью его развития.[3] Выделяют две принципиально противоположные модели вузов — отраслевую и фундаментальную. Каждая модель вуза определяет набор его компетенций и конкурентных преимуществ. Если отраслевой вуз рассчитан на быстрое выращивание нужных отрасли специалистов, обладающих ровно теми знаниями и навыками, которые нужны для выполнения определенных работ, то фундаментальный вуз нацелен, прежде всего, на выработку избыточных знаний, которыми может воспользоваться любой субъект народного хозяйства. Следовательно, и обучение в фундаментальном вузе нацелено на формирование скорее ученых и исследователей, чем узких специалистов-практиков для различных отраслей народного хозяйства.

Можно предположить, что конкуренция будет происходить скорее между вузами, эксплуатирующими одинаковые модели, чем между вузами, придерживающимися принципиально разных моделей развития.

Набор компетенций вуза определяет его способность отвечать на вопросы среды и потребности внутреннего развития. В теории конкурентных преимуществ выделяется ряд характеристик компетенций, которые являются важными элементами устойчивости конкурентного преимущества (рис. 1).

Рис. 1 Характеристики компетенций

Долговечность ресурсов у различных вузов существенно отличается: технологические изменения сокращают срок полезного использования большинства материальных ресурсов, в то время как нематериальные активы обесцениваются относительно медленно.

Прозрачность компетенций характеризуется возможностью имитации конкурентами стратегии достижения конкурентных преимуществ вуза. Учебному заведению-конкуренту необходимо установить компетенции, лежащие в основе конкурентного преимущества вуза, а затем определить ресурсы, необходимые для воспроизведения данных компетенций. Следовательно, чем больше специфических активов лежит в основе компетенции, тем менее прозрачной она является.

Кроме трансакционных издержек, возникающих из-за немобильности отдельных ресурсов и несовершенной информации, ценность ресурса может падать из-за снижения его производительности.

Компетенции, требующие взаимодействия набора активов, гораздо менее мобильны, чем отдельные ресурсы. Несовершенная мобильность специфических активов и компетенций ограничивает возможности их приобретения. Следовательно, другим путем формирования компетенций является их воспроизводство. Однако те компетенции, которые основаны в большей степени на неявном знании и встроенные в организационную культуру вуза, плохо поддаются воспроизведению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее важными ресурсами и компетенциями для высшего учебного заведения являются те, которые достаточно долговечны, трудны для идентификации и понимания, несовершенно мобильны и трудно воспроизводимы. Они нуждаются в защите и играют главную роль в конкурентной стратегии, осуществляемой вузом.

Внедрение концепции ключевых компетенций в систему стратегического управления вузом позволят повысить его конкурентоспособность, адаптировать вуз к новым экономическим условиям.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года №1662-р // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 18.12.2010)

2. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ВУЗа [Текст] // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4(32). - С. 392-396

3. Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. -№ 2. - С. 8-33.

4. Мухаметзянова Г. Проектно - целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности / Г. Мухаметзянова // Высшее образование в России .- 2008 .- №8 .- С.104 - 110.

5. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы/ Под науч. ред. Н.Л. Титовой [Текст] - М. : МАКС Пресс, 2008. - 668 с.

Literature

1. Regulation of Government of Russian Federation “The concept of long -dated social-economical development of RF” from 17 th. of nov. 2008 №1662-р // Consult Plus.( online resourse)- http:// www.consultant.ru (18.12.2010).

2. Ekshiev T.K. Competitive ability and its advantages of institutes (Text) // The problems of modern economics. - 2009. - № 4(32). - С. 392-396

3. Efremov V. S., Hanykov I.A. The key competence of organization as an object of

strategical analysis [Text] // Management in Russia and abroad . - 2002. - № 2. - С. 8-

33.

4. Muhametzaynov G. Purpose approach / G. Muhametzaynov // Higher education in Russia.- 2008 .- №8 .- С.104 - 110.

5. The development strategy of Russian institutes . N.L. Titova [Text] - М. : MAKS Press, 2008. - 668 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.