Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАНАХ ЕС'

ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАНАХ ЕС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТЫ ESG / INTERNATIONAL JOINT HIGHER EDUCATION PROGRAMS / QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION / ESG STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маколов В. И.

В статье представлен анализ опыта реализации Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ «European Approach for Quality Assurance or Joint Programs. Программы данного типа являются сложной формой сотрудничества между образовательными организациями. Выявлены тенденции и проблемы при независимой аккредитации совместных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маколов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN QUALITY ASSURANCE OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE EU COUNTRIES

The article presents an analysis of the experience of implementing the European approach to quality assurance of joint programs " European Approach for Quality Assurance or Joint Programs. Programs of this type are a complex form of cooperation between educational organizations. Trends and problems in independent accreditation of joint programs are identified.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАНАХ ЕС»

ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАНАХ ЕС

В.И. Маколов, канд. экон. наук, доцент

Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10938

Аннотация. В статье представлен анализ опыта реализации Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ «European Approach for Quality Assurance or Joint Programs. Программы данного типа являются сложной формой сотрудничества между образовательными организациями. Выявлены тенденции и проблемы при независимой аккредитации совместных программ.

Ключевые слова: международные совместные программы высшего образования, обеспечение качества образования, стандарты ESG.

В Европейском пространстве высшего образования используются различные подходы к обеспечению качества образовательной деятельности. При этом они в той или иной степени опираются на стандарты и рекомендации по обеспечению качества образования ESG (European Standards and Guidelines for Quality Assurance). Они, в свою очередь, базируются на следующих основных принципах:

- университеты несут основную ответственность за качество предоставляемого образования;

- обеспечение качества должно соответствовать потребностям и особенностям разных систем высшего образования;

- обеспечение качества должно способствовать развитию культуры качества;

- обеспечение качества должно учитывать потребности и ожидания студентов и других групп заинтересованных сторон.

Действующая редакция ESG включает десять стандартов (рис. 1).

Рис. 1. Стандарты и рекомендации ESG (European Standards and Guidelines for Quality Assurance)

На рисунке 1 отражена взаимосвязь стандартов ESG. Первый стандарт - Политика обеспечения качества носит определяющий характер по отношению к другим стандартам, которые взаимосвязаны между собой и формируют единую систему.

Проведенный анализ практики разработки систем обеспечения качества в университетах европейских стран демонстрирует диверсифицированность моделей и инструментов управления качеством в высшем образовании. Например, в Хель-синском университете сформирована система обеспечения качества (Quality System) [1], охватывающая различные основные и вспомогательные процессы университета, такие как: международная деятельность; подбор и найм персонала; управление документацией; оценивание результатов деятельности университета; организация и проведение аудитов. Финский центр оценки образования регулярно проводит внешнюю оценку системы обеспечения качества на соответствие требованиям и критериям, установленном на национальном уровне и стандартам и рекомендациям ESG. На уровне конкретных образовательных программ в вузе осуществляется систематическая самооценка на соответствие требованиям и рекомендациям ESG, независимый аудит с привлечением внешних экспертов, а также обеспечивается вовлечение заинтересованных сторон в процесс оценки программы и ее совершенствование [2].

В университете Тиссайд (Teesside University) разработано руководство по качеству (Quality Handbook), в котором определены все процедуры обеспечения качества образовательных программ, в том числе реализуемых с зарубежными партнерами вуза [3]. При этом, все образовательные программы, включая совместные с другими университетами, которые предусматривают выдачу диплома университета Тиссайд, должны соответствовать нормам Кодекса качества Великобритании для высшего образования (UK Quality Code for Higher Education) [4]. В Руководстве подробно описаны процедуры разработки, согласования и утверждения программ, их внутренней и внешней оценки.

В университете прикладных наук AVANS (Нидерланды) [5] внедрена система обеспечения качества образования на институциональном и программном уровнях, основанная на критериях независимой аккредитации NVAO (Accreditation Organisation of the Netherlands and Flanders) [6]. В отношении совместных международных образовательных программ применяется отдельная рамка или модель оценки при независимой аккредитации. При этом NVAO проводит аккредитацию международной совместной образовательной программы без дополнительной экспертизы при том условии, если она аккредитована независимым агентством, включенным Европейский реестр по обеспечению качества (EQAR) и оценена с использованием Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ «European Approach for Quality Assurance or Joint Programs».

В университете Тромсё - Арктический университет Норвегии определены ряд аспектов качества образования [7]:

- качество управления;

- условия образовательного процесса;

- релевантность качества;

- качество абитуриентов;

- качество образовательных программ;

- качество преподавания;

- качество результатов.

К настоящему времени накоплен определенный опыт использования документа «European Approach for Quality Assurance or Joint Programs» в европейских странах. Например, система обеспечения качества совместной бакалаврской программы «Международное педагогическое образование для начальных школ» (International Teacher Education for Primary Schools) разработана на основе Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ и прошла единую процедуру независимой аккредитации. Образовательная программа реализуется консорциумом, состоящим из университета Юго-Восточной Норвегии (University College South-East Norway, Norway) и Стенденского университета прикладных наук (Stenden University of Applied Sciences, the Netherlands) [7]. Ассоциированным партнером выступает

университетский колледж Абсалон (University College Absalon, Denmark). Аккредитующей организацией выступил NVAO. Для аккредитующей организации это проект был в числе первых, и он стал в определенном смысле вызовом. При международной аккредитации важно было отказаться от оценок с позиций национальных рамок, требований законодательства и практики деятельности вузов в определенном государстве.

Консорциум из ряда образовательных организаций, в числе которых университет Зальцбурга (the University of Salzburg, Austria) в кооперации с двумя университетами Аблании, Боснии и Герцоговины и двух университетов Италии, Косово, Македонии и Словении реализуют аккредитованную совместную магистерскую программу по политическим наукам, интеграции и государственному управлению (Political Science, Integration and Governance) [8]. Аккредитационной организацией выступило агентство по качеству Австрии (AQ Austria). В связи со сложностью данного проекта и значительного числа участников в аккредитационной процедуре участвовали эксперты из Европейского консорциума по аккредитации (European Consortium for Accreditation, ECA).

Следующий проект реализует консорциум, включающий партнеров из Нидерландов, Испании, Польши, Эстонии, Латвии и Литвы реализует магистерскую программу по стратегическому управлению границами (European Joint Master's in Strategic Border Management) [9]. Данная образовательная программа также прошла процедуру независимой аккредитации на основе Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ.

Также реализуется совместная магистерская программа «Master of Science in European Forestry» [10] консорциумом из шести европейских университетов в партнерстве с тремя университетами из Канады, Китая, Бразилии и рядом индустриальных и исследовательских организаций-партнеров, также прошла независимую аккредитацию, которая проведена в 2019 г. немецким агентством по обеспечению качества (The Agency for Quality Assurance

through Accreditation of Study Programs -AQAS).

В рамках указанной программы сформирована система обеспечения качества, включающую внутреннюю и внешнюю подсистемы, а также аккредитацию. Внутреннее обеспечение качества достигается на основе совместной ежегодной оценки обратной связи от студентов. Совет консорциума рассматривает результаты анализа мнений студентов, выпускников и принимает соответствующие управленческие решения. Внешнее обеспечение качества охватывает рассмотрение Советом отчетов и экспертных заключений, подготовленных независимыми организациями и внешними экспертами.

В 2019 г. состоялась аккредитация магистерской программы «European Master in Law and Economics» (EMLE) [11], реализуемой в Роттердамском университете Эразма (Erasmus University Rotterdam) на соответствие положениям Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ. Указанная программа реализуется совместно с Роттердамском институтом права и экономики (Rotterdam Institute of Law and Economics).

В процесс развития систем обеспечения качества в рамках международных совместных программ вовлекаются и российские университеты. При поддержке грантов Eramus+ реализуются проекты по подготовке совместных образовательных программ, включая элемент системы обеспечения качества. Например, одной из целей совместного европейского проекта «Улучшение Российского креативного образования: новая магистерская программа в области Цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС» (Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards) была разработка механизмов обеспечения качества образовательных программ в области компьютерного дизайна [12]. В реализацию проекта было вовлечено 4 европейских, 9 российских университетов и 5 организаций из сферы бизнеса по профилю программы. Координатор проекта - университет Аберта (Португалия). В процессе реализации указанного

проекта было разработано руководство по качеству, содержащее рекомендации по практической реализации стандартов ESG и Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ применительно к магистерским программам.

По данным из DEQAR (Database of External Quality Assurance Results) ключевую роль играют немецкие агентства по качеству, проводящие независимую аккредитацию. На них приходится около 90% всех аккредитационных проектов (табл. 1).

Таблица 1. Распределение числа реализованных проектов по аккредитации между агентствами по качеству [13]_

Агентство Страна Число проектов %

AAQ - Swiss Agency of Accreditation and Quality Assurance Швейцария 2 0,02

AHPGs - The Accreditation Agency in Health and Social Science Германия 139 12,9

AQAs - National Centre for Professional Education Quality Assurance Германия 50 4,6

AsIIN - Akkreditierungsagentur für Studiengänge der Ingenieurwissenschaften, der Informatik, der Naturwissenschaften und der Mathematik Германия 738 68,6

EVALAG - Evaluation Agency Baden-Württemberg Германия 1 0,09

BAC - British Accreditation Council for Independent Further and Higher Education Великобритания 21 1,9

EKKA - Estonian Quality Agency for Higher and Vocational Education Эстония 26 2,4

FINEEC - Finnish Education Evaluation Centre Финляндия 1 0,09

IEP - Institutional Evaluation Programme Международное агентство 51 4,7

MUsIQUE - Music Quality Enhancement Международное агентство 39 3,6

NCPA - National Centre for Public Accreditation Россия 7 0,6

Анализ результатов аккредитации показывает, что 98% вузов выбрали агентства по качеству из своего государства, 92% аккредитационных процедур выполнено на добровольно основе. 88% проектов реализовано в отношении индивидуальных программ, 4% - совместных программ и 8% проектов охватывало институциональный уровень.

Исследование опыта внешнего обеспечения качества международных совместных образовательных программ показывает наличие проблем, связанных с определением роли и конкретного вклада (добавленной ценности) каждого из партнеров в

реализации программы, преодолением национальных рамок со стороны агентств по аккредитации и др. При подготовке отчета о самооценке (является начальным этапом аккредитации) партнерам сложно рассматривать себя качестве важного элемента единой образовательной программы. От аккредитационных агентств требуется гибкость и отказ от мышления на основе национального регулирования. Необходимо находить методы оценки качества образования и признавать многообразие моделей и механизмов его обеспечения по принципу лучшего соответствия целям

стран-партнеров по программам.

Библиографический список

1. Startegy and Management. - [Электронный ресурс]. - Режим https://www.helsinki.fi/en/university/strategy-and-management/quality

2. Audit of the University of Helsinki. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://karvi.fi/app/uploads/2015/03/KARVI_0715.pdf

3. Quality Framework. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tees.ac.uk/sections/about/public_information/quality_framework.cfmhttp://www.qa a.ac.uk/quality-code

доступа:

4. Rules and regulations. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.avans.nl/international

5. Assessment framework for the higher education accreditation system of the Netherlands. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nvao.com/system/files/procedures

6. International Teacher Education for Primary Schools. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteps.eu/

7. Joint Master's Program in Political Science Integration & Governance (PoSIG). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uni-salz-

burg.at/fileadmin/multimedia/Politikwissenschaft%o20und%o20Soziologie/documents/FlyerPoSIG Print_2017.pdf

8. European Joint Master's in Strategic Border Management. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecahe.eu/

9. Quality Assurance in MSc in European Forestry. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.eqar.eu/assets/uploads/2019/10/EA_MSc_EuropeanForestry_Quality_04092019.pdf

10. EMLE re-accredited by European Approach for Quality Assurance or Joint Programs. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eur.nl/en/esl/news/emle-re-accredited-european-approach-quality-assurance-or-joint-programs

11. Руководство по качеству (Quality Handbook). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arts-tempus.sstu.ru/

12. Nathan Ono de Carvalho; Maria J. Rosa2 and Alberto Amaral. Cross-Border External Quality Assurance in Europe: an overview from the DEQAR database. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eqar.eu/assets/uploads/2019/10/POSTER-DEQAR_NathanCarvalho.pdf

TRENDS IN QUALITY ASSURANCE OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS IN

THE EU COUNTRIES

V.I. Makolov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian State University for Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents an analysis of the experience of implementing the European approach to quality assurance of joint programs " European Approach for Quality Assurance or Joint Programs. Programs of this type are a complex form of cooperation between educational organizations. Trends and problems in independent accreditation of joint programs are identified.

Keywords: international joint higher education programs, quality assurance of education, ESG standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.