Оригинальная статья
УДК 334.7 © Т.П. Скуфьина, Е.С. Хаценко, 2023
Тенденции к формированию социальных кластеров в системе региональной экономики Арктической зоны*
- Р0!: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-5-68-71 -
СКУФЬИНА Т.П.
Доктор экон. наук, профессор,
главный научный сотрудник
Института экономических проблем им. Г.П. Лузина
Федерального исследовательского центра
«Кольский научный центр Российской академии наук»,
184209, г. Апатиты, Россия,
e-mail: [email protected]
ХАЦЕНКО Е.С.
Доктор экон. наук, доцент,
председатель комитета молодежной политики
Мурманской области,
183038, г. Мурманск, Россия,
e-mail: [email protected]
В работе рассматриваются вопросы предпосылок формирования социальных кластеров в системе региональной экономики. Отдельное внимание уделяется процессам кластеризации социальной сферы, динамике развития некоммерческого сектора экономики, тенденциям развития и внедрения новых мер поддержки социально-значимых инициатив на региональномуров-не. Отдельным направлением в исследовании является оценка значимости формирования социальных региональных кластеров как новых инструментов реализации стратегии социально-экономического развития территорий с преобладающей долей компаний топливно-энергетического комплекса. Рассматривается вопрос приращения теоретической базы теории регионального кластерообразования в части принципов функционирования и развития.
Ключевые слова: социальные кластеры, топливно-энергетический кластер, система региональной поддержки, социально-значимые инициативы.
Для цитирования: Скуфьина Т.П., Хаценко Е.С. Тенденции к формированию социальных кластеров в системе региональной экономики Арктической зоны // Уголь. 2023. № 5. С. 68-71. 00!: 10.18796/0041-5790-2023-5-68-71.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование в контуре региональной экономики новой структуры - социального кластера становится важной задачей развития и совершенствования региональной социальной инфраструктуры, которая состоит из неоднородных комплексов и социально-экономических систем территории, крупных отраслевых предприятий и региональных отраслевых кластеров. С учетом масштабов и количества реализуемых проектов в социальной сфере (образование, корпоративная культура, добровольчество, молодежные инициативы и т.д.) вопрос формирования единой структуры регионального социального кластера становится актуальным вопросом развития территории [1]. Теория и методология функционирования и развития региональных кластеров в последнее время расширили
__существующий научный обзор с результатами исследований
* Исследование выполнено за счет гранта Российского науч- многих отечественных ученых, однако в большинстве своем ного фонда № 19-18-00025, https://rscf.ru/project/19-18-00025/. научный интерес представляют региональные кластеры с от-
раслевой специализацией региона, и практически не уделяется внимание процессам кластеризации в региональных социальных системах. Тем не менее региональная социальная система формирует сетевую инфраструктуру по направлениям, а активные процессы кластеризации секторов региональной экономики формируют базовые модели реализации данных инициатив [2].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом для исследования выступают социальные системы и комплексы Мурманской области как части Арктической экономической зоны, сформированные органами государственной власти, некоммерческими объединениями, в составе учредителей которых выступают предприятия топливно-энергетических, горнодобывающих отраслей. В целом процессы кластерообразования в Мурманской области идут по четырем основным направлениям: инвестиционно-промышленное, социальное, инновационное, туристско-рекреационное. Стоит отметить, что в процессе формирования отраслевых и территориальных кластеров определились пять макрогрупп, сформировавших региональный кластерный зонт, где отдельными макрокластерами выделяются региональный центр (Мурманск) и Апатитский отраслевой кластер. Данная система кластерного макрообразования сформировала новую типологизацию региональных кластеров по сервисно-отраслевому признаку [3]. Соответственно, интересующими нас объектами являются сервисные кластеры с социальной специализацией.
Исследование объектов социальной инфраструктуры Мурманской области проводилось в период с 2020 по 2022 г. Структура анализа была категоризирована по охвату единиц наблюдения. В выборку были взяты данные деятельности 42 общественных и некоммерческих объединений, сгруппированных по принципу территориального расположения и объема реализации социально-значимых проектов в сфере добровольчества и развития корпоративной культуры, образования, молодежной политики [4, 5]. Анализ проводился с использованием методов статистического анализа, в частности были осуществлены сводка и группировка материалов статистического наблюдения относительно формирования территориальных социальных кластеров. В результате проведенного анализа подтвердилась гипотеза идентичности социальных кластерных контуров Мурманской области с отраслевыми региональными кластерными структурами.
По признаку группировки статистического материала были рассмотрены количество и объемы субсидиарной поддержки социально ориентированным организациям и некоммерческим объединениями. На основе данных децентрализованной аналитической сводки выявились тренды роста объемов субсидиарной поддержки проектов по направлениям: развитие добровольчества, корпоративной культуры и молодежной политики в Мурманском и Апатитском кластерах [6, 7, 8, 9].
Рассматривая меры поддержки социально значимых инициатив и развитие процессов кластеризации в социальной сфере на региональном уровне, можно сделать вывод о выстроенной системе грантовой и субсидиарной
поддержки, осуществляемой по трем направлениям: средства федеральных инновационно-общественных фондов, гранты Правительства Мурманской области и гранты на развитие социальных проектов от крупнейших финансово-промышленных групп, осуществляющих деятельность на территории региона. Соответственно, общий объем годового финансирования социально значимых инициатив, проектов, реализуемых региональным социальным кластером варьируется от 620 до 870 млн руб. (гранты и субсидии на развитие молодежной политики, добровольчества, корпоративного и событийного волонтерства), что дает возможность Мурманской области занять второе место в рейтинге поддержки и развития общественно-социального сектора среди регионов Арктической зоны [10].
Отдельным направлением в исследовании является оценка значимости формирования социальных региональных кластеров как новых инструментов реализации стратегии социально-экономического развития территорий с преобладающей долей компаний топливно-энергетического комплекса. Анализ данных деятельности крупных отраслевых предприятий в части реализации социальной корпоративной культуры и поддержки социально значимых инициатив работников показывает рост количества реализованных проектов за период трех лет (2020-2022 гг.), а также рост уровня удовлетворенности сотрудников развитием внутрикорпоративной культуры и нематериальной мотивации с 4,3 балла в 2020 г. до 7,9 балла в 2022 г. (методика рейтингования осуществлялась по комплексу показателей с максимальным значением параметров в 10 баллов). Безусловно, развитие региональных социальных кластеров создает новые предпосылки к развитию не отраслевой социальной инфраструктуры, формированию системы поддержки и развития сотрудников крупных компаний. Для органов государственной власти формирование региональных социальных кластеров является новым механизмом реализации социально-экономической стратегии развития территории.
Теоретико-методологическая база функционирования региональных кластеров в последнее время получила заметное развитие в части формирования методик, принципов и типовых моделей региональных кластерных структур [11]. Однако в ходе исследования нами был получен вывод о необходимости приращения теоретической базы в части уточнения принципов создания, функционирования и развития региональных кластеров. С учетом того, что региональные социальные кластеры являются составной частью региональных сервисно-отраслевых структур, мы полагаем, что принципы развития кластерной политики будут идентичны для всех видов региональных кластеров, за исключением принципа социальной ориентированности, заключающегося в формировании условий для развития социальной инфраструктуры и поддержки социально-значимых инициатив жителей территории и направленного на региональный социальный кластер. В совокупности все существующие принципы реализации региональной кластерной политики с учетом добавления принципа социальной ориентированности являются полными и охватывают все сферы регионального кла-стерообразования.
МАЙ, 2023, "УГОЛЬ"
69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие процессов кластеризации в социальной сфере являются актуальными задачами социально-экономического и пространственного развития территории Арктической зоны. Формирование программы поддержки некоммерческих и общественных организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых отраслях экономики, является действенным инструментом развития социальной инфраструктуры.
Особое внимание при реализации долгосрочных программ развития территорий следует уделить вопросам формирования и развития региональных социальных кластеров как новых инструментов реновации существующей социальной инфраструктуры и создания благоприятных условий для реализации социально важных проектов, направленных на развитие субъекта.
Список литературы
1. Самарина В.П., Скуфьина Т.П., Самарин А.В. Перспективы жизни и работы в Арктике: мнения работников горного предприятия // Уголь. 2022. № 4. С. 28-33. DOI: 1 0.18796/0041-57902022-4-28-33.
2. Иваненко Л.В., Тимощук Н.А. Создание социального кластера как механизма инновационных преобразований социальной сферы в регионе // Вестник СамГУ. 2013. № 10. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sozdanie-sotsialnogo-klastera-kak-mehanizm-innovatsionnyh-preobrazovaniy-sotsialnoy-sfery-v-regione (дата обращения: 15.04.2023).
3. Хаценко Е.С. Теория и методология функционирования и развития кластеров в системе региональной экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 5.2.3; [Место защиты: БелГУ]. Белгород. 2022. 44 с.
4. Скуфьина Т.П., Баранов С.В., Самарина В.П. Анализ документов прогнозирования социально-экономического развития российской Арктики // Арктика и Север. 2022. № 48. С. 57-74. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.57.
5. Скуфьина Т.П., Баранов С.В. Добывающие регионы российской Арктики во время пандемии: экономико-статистические оценки // Уголь. 2022. № 11. С. 74-80. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-1174-80.
6. Социально-экономическая динамика и перспективы развития российской Арктики с учетом геополитических, макроэкономических, экологических и минерально-сырьевых факторов: Монография. Апатиты: Издательство КНЦ РАН, 2021. 209 с. DOI: 10.37614/978.5.91137.458.7.
7. Экономическое пространство российской Арктики и пенсионная реформа: оценки, риски, последствия: Монография. Апатиты: Издательство КНЦ РАН, 2022. 242 с. DOI: 10.37614/978.5.91137.473.0.
8. Larchenko L.V., Gladkiy Yu.N., Sukhorukov V.D. Resources for sustainable development of Russian Arctic territories of raw orientation / 4th International Scientific Conference "Arctic: History and Modernity". 2019. Vol. 302. 012121. EDN: BSDMZO.
9. Management of Externalities in the Context of Sustainable Development of the Russian Arctic Zone / V.P. Samarina, T.P. Skufina, D.Y. Savon et al. // Sustainability. 2021. Vol. 13. 7749. EDN: NRWOTE.
10. Скуфьин П.К., Самарина В.П. Освоение угольных месторождений Арктической зоны России // Уголь. 2022. № 11. С. 69-74. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-11-69-74.
11. Karginova-Gubinova V., Volkov A., Tishkov S., Shcherbak A. The impact of economic interests on eco-consumption: the case of the Russian Arctic Zone of Karelia // Entrepreneurship and Sustainability. 2021. Is. 8(4). P. 68-84. DOI: 10.9770/jesi.2021.8.4(4).
SOCIAL & ECONOMIC ACTIVITY
Original Paper
UDC 334.7 © T.P. Skufina, E.S. Khatsenko, 2023
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2023, № 5, pp. 68-71 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-5-68-71
Title
TRENDS TOWARDS THE FORMATION OF SOCIAL CLUSTERS IN THE SYSTEM OF THE REGIONAL ECONOMY OF THE ARCTIC ZONE Authors
Skufina T.P.', Khatsenko E.S.2
1 Luzin Institute of Economic Problems of the North Federal Research Center "Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Apatity, 184209, Russian Federation
2 Youth department of Murmansk regional government, Murmansk, 183038, Russian Federation
Authors Information
Skufina T.P., Doctor of Economics Sciences, Professor, Chief Researcher, e-mail: [email protected]
Khatsenko E.S., PhD (Economics), Associated Professor, Chief, e-mail: [email protected]
Abstract
The paper considers the issues of prerequisites for the formation of social clusters in the system of regional economy. Special attention is paid to the processes of clustering of the social sphere, the dynamics of the development of the non-profit sector of the economy, trends in the development and implementation of new measures to support socially significant initiatives at the regional level. A separate direction in the study is to assess the importance of the formation of social regional clusters
as new tools for implementing the strategy of socio-economic development of territories with a predominant share of fuel and energy complex companies. The issue of increment of the theoretical basis of the theory of regional cluster formation in terms of the principles of functioning and development is considered.
Keywords
Social clusters, Fuel and energy cluster, Regional support system, Socially significant initiatives.
References
1. Samarina V.P., Skufina T.P. & Samarin A.V. Prospects for life and work in the Arctic: mining employees' opinions. Ugol', 2022, (4), pp. 28-33. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2022-4-28-33.
2. I vanenko L.V. & Tymoshchuk N.A. Creation of a social cluster as a mechanism of innovative transformations of the social sphere in the region. Bulletin of the Samara State University, 2013, (10). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sozdanie-sotsialnogo-klastera-kak-mehanizm-innovatsionnyh-preobrazovaniy-sotsialnoy-sfery-v-regione (accessed 15.04.2023). (In Russ.).
3. Khatsenko E.S. Theory and methodology of functioning and development of clusters in the system of regional economy: Abstract. dis. ... doct. economy. Sciences: 5.2.3; [Place of protection: BelSU]. Belgorod., 2022, 44 p. (In Russ.).
4. Skufina T.P., Baranov S.V. & Samarina V.P. Analysis of documents for forecasting socio-economic development of the Russian Arctic. Arctic and North, 2022, (48), pp. 57-74. (In Russ.). DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.57
5. Skufina T.P. & Baranov S.V. The extractive regions of the Russian Arctic during the pandemic: economic and statistical assessments. Ugol', 2022, (11), pp. 74-80. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2022-11-74-80.
6. Socio-economic dynamics and prospects for the development of the Russian Arctic, taking into account geopolitical, macroeconomic, environmental and mineral resource factors: Monograph. Apatity, Publishing House of the KNC RAS, 2021, 209 p. (In Russ.). DOI: 10.37614/978.5.91137.458.7.
7. The economic space of the Russian Arctic and pension reform: assessments, risks, consequences: Monograph. Apatity, Publishing House of the KNC RAS, 2022, 242 p. (In Russ.). DOI: 10.37614/978.5.91137.473.0.
8. Larchenko L.V., Gladkiy Yu.N. & Sukhorukov V.D. Resources for sustainable development of Russian Arctic territories of raw materials orientation. 4th International Scientific Conference "The Arctic: history and modernity", 2019, (302), 012121. EDN: BSDMZO.
9. Samarina V.P., Skufina T.P., Savon D.Yu. et al. Management of external factors in the context of sustainable development of the Arctic zone of Russia. Sustainable development, 2021, (13), 7749. EDN: NRWOTE.
10. Skufin P.K. & Samarina V.P. Concerning development of coal deposits in Russia's Arctic zone. Ugol, 2022, (11), pp. 69-74. (In Russ.). DOI: 10.18796/00415790-2022-11-69-74.
11. Karginova-Gubinova V., Volkov A., Tishkov S. & Shcherba A. The influence of economic interests on environmental consumption: on the example of the Russian Arctic zone of Karelia. Entrepreneurship and Sustainability, 2021, 8(4): 68-84. D0I:10.9770/jesi.2021.8.4(4).
Acknowledgements
The research was supported by the Russian Science Foundation Grant No. 19-18-00025.
For citation
Skufina T.P. & Khatsenko E.S. Trends towards the formation of social clusters in the system of the regional economy of the Arctic zone. Ugol' 2023, (5), pp. 68-71. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2023-5-68-71.
Paper info
Received April 6,2023 Reviewed April 15,2023 Accepted April 27,2023
Волонтеры СУЭК поддержат федеральную программу «Формирование комфортной городской среды»
Сотрудники предприятий СУЭК в шахтерской столице Красноярского края, городе Бородино, станут волонтерами федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
Вместе с добровольцами от бюджетных учреждений они помогут землякам поучаствовать в рейтинговом голосовании по выбору территории для благоустройства в 2024 г. Волонтеры уже прошли инструктаж, и готовы приступить к работе в самое ближайшее время. На голосование будут представлены два проекта: сквер за домом № 47 по улице Ленина и пешеходный бульвар вдоль улицы Октябрьская. Оба эти проекта могут стать достойным продолжением обустройства делового и исторического центра Бородино. В 2022 г. улица Ленина кардинально преобразилась благодаря гранту Всероссийского конкурса лучших проектов комфортной городской среды в малых городах
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
и исторических поселениях и поддержке СУЭК. По инициативе и на средства угольщиков вдоль улицы Ленина также были разбиты Аллея Памяти с мемориалом воинам-бородинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Сквер «Миллиардная тонна», посвященный достижению Бородинским разрезом знакового рубежа - добычи миллиардной тонны угля с момента ввода предприятия в промышленную эксплуатацию. Чтобы город вошел в программу «Формирование комфортной городской среды» в 2024 г., необходимо собрать 3 203 голоса. Онлайн-голосование продлится до конца мая.
Волонтеры СУЭК не первый год участвуют в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». В 2021 г. бородинские добровольцы-угольщики были отмечены благодарственными письмами Минстроя России за поддержку рейтингового голосования.
Пресс-служба АО «СУЭК»