Научная статья на тему 'Тенденции изменения выручки хлебоприемных предприятий'

Тенденции изменения выручки хлебоприемных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЫ / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / СТРУКТУРА ВЫРУЧКИ / АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / PRICES / PRICES DISPARITY / REVENUE STRUCTURE / PRODUCT ASSORTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луценко Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению влияния цен производимой продукции и расценок на услуги на размеры получаемой выручки. Выявлен диспаритет цен на сырье и готовую продукцию, объясняется его воздействие на структурные изменения выручки. Исследуется достигнутый уровень выручки предприятия, предлагаются потенциальные направления, обеспечивающие ее рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луценко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendencies of change in profits of grain-collecting stations

The article is dedicated to the influence of prices for the produced goods and prices for services on the amounts of the profit obtained. The author has revealed the disparity between the prices for raw materials and those for end products. The impact of this disparity on the structural changes in revenues is explained in the article. The obtained profit level has been studied, wand certain recommendations as for the increase of the growth of the enterprise’s revenues have been made.

Текст научной работы на тему «Тенденции изменения выручки хлебоприемных предприятий»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Луценко Т.С.

1 Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И. И. Иванова

Тенденции изменения выручки хлебоприемных предприятий

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена рассмотрению влияния цен производимой продукции и расценок на услуги на размеры получаемой выручки. Выявлен диспаритет цен на сырье и готовую продукцию, объясняется его воздействие на структурные изменения выручки. Исследуется достигнутый уровень выручки предприятия, предлагаются потенциальные направления, обеспечивающие ее рост.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цены, диспаритет продукции

JEL: E64, L11, L66

цен, структура выручки, ассортимент

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Луценко, Т.С. (2015). Тенденции изменения выручки хлебоприемных предприятий. Российское предпринимательство, 16(18), 3071-3080. doi: 10.18334/гр.16.18.1952

Луценко Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И. И. Иванова (zzxsu@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 04.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.18.1952 (с) Луценко Т.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В современных экономических условиях хлебоприемные предприятия (ХПП) являются активными участниками зернового рынка, они в значительной степени формируют конъюнктуру и обеспечивают его стабильность. ХПП оказывают платные услуги сельхозпредприятиям и организациям по хранению, очистке, сушке зерна, формированию однородных партий зерна. Значительная часть ХПП наряду с указанными традиционными операциями и работами производят муку, крупы, макаронные изделия, комбикорма, растительные масла, хлебобулочную и кондитерскую продукцию и др. В настоящий период происходят значительные сдвиги в структуре выручки от реализации продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг ХПП, динамичные изменения конъюнктуры рынка (Вобликов, Удальцов, Фейденгольд, Кирчева, 1991; Козенко, Гончарова, 2014; Кочелорова, 2007; Мансуров, 2011; Сапарбаев, Изтаев, 1991; Федотенкова, 2009).

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что развитие некоторых тенденций на рынке производимой продукции и оказываемых услуг ХПП значительно влияет на функционирование агропромышленного комплекса страны в целом.

Средние цены и объемы переработки зерна

Складывающуюся ситуацию с производством продукции, выполняемыми работами, оказываемыми услугами на ХПП целесообразно рассмотреть на примере типичного предприятия.

Одним из типичных хлебоприемных предприятией Курской области является ОАО «Лукашевское ХПП». Предприятие выполняет заготовку зерна; оказывает услуги по сушке, очистке, хранению зерна; услуги по отгрузке железнодорожных вагонов, а также производит и реализует муку и отруби, выполняет другие работы. Среднесписочная численность работников ОАО «Лукашевское ХПП» в 2014 г. составляла 69 человек, средняя зарплата работающих - 19978 руб.

Экономические показатели производственной деятельности ОАО «Лукашевское ХПП» за 2009-2014 г. представлены в таблице.

Таблица составлена на основе годовых отчетов ОАО «Лукашевское ХПП» за 2009-2014 годы.

3073

Таблица

Экономические показатели производственной деятельности _ОАО «Лукашевское ХПП» за 2009-2014 г._

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

1 Заготовка ржи продовольственной, тонн 8694 8303 6345 9750 7030 4861

То же, % к 2009 г. 100,0 95,5 73,0 112,2 80,9 55,9

2 Заготовка ржи продовольственной, тыс. руб. (т. р.). 19792 20060 30396 55673 43754 30624

То же, % к 2009 г. 100,0 101,4 153,6 281,3 221,1 154,7

3 Средняя цена закупленной ржи, руб. 2277 2416 4791 5710 6224 6300

То же, % к 2009 г. 100,0 106,1 210,4 250,8 273,3 276,7

4 Переработано ржи продовольственной, тонн 7467 7947 8068 8683 8049 5706

То же, % к 2009 г. 100,0 106,4 108,1 116,3 107,8 76,4

5 Выработано продукции, всего, тонн 7392 8029 7985 8596 7972 5652

То же, % к 2009 г. 100,0 108,6 108,0 116,3 107,8 76,5

6 Реализовано продукции, всего, тонн 7537 7659 7323 8183 7939 6611

То же, % к 2009 г. 100,0 101,6 97,2 108,6 105,3 87,7

7 Реализовано продукции, всего, т. р. 48246 52163 59325 67457 70322 56682

То же, % к 2009 г. 100,0 108,1 123,0 139,8 145,8 117,5

8 Средняя цена реализованной продукции, руб. 6401 6811 8101 8244 8858 8574

То же, % к 2009 г. 100,0 106,4 126,6 128,8 138,4 133,9

9 Выручка от реализации продукции, товаров, услуг всего, т. р. 60948 64162 77151 95309 129667 110743

То же, % к 2009 г. 100,0 105,2 126,6 156,4 212,7 181,7

По расчетам, выполненным на ОАО «Лукашевское ХПП», годовая потребность по ржи продовольственной, обеспечивающая его бесперебойную и рентабельную работу, составляет не менее 8500 тонн. Однако, как видно из таблицы, за рассматриваемый период только в 2012 г. объем переработки ржи продовольственной превысил указанный уровень в 8500 тонн, в остальные годы объемы переработки были значительно ниже. Так, объемы переработки ржи продовольственной в натуральном измерении были ниже указанного уровня в 2009 г. на 1033 тонн, то есть на 12,2%; в 2014 г. - на 2794 тонн или 32,9%.

В переработке ржи продовольственной за 2009-2014 годы наблюдалось относительно плавные изменение. Объемы переработки ржи с 7467 тонн в 2009 г. увеличились до максимального своего уровня в

2012 г. — 8686 тонн. В дальнейшем происходило ежегодное снижение объемов переработки ржи продовольственной, которое в 2014 г. опустилось до 5706 тонн, то есть на 34,3% относительно уровня 2012 г.

Для зернового производства Курской области 2014 год стал одним из наиболее благоприятных по своим погодным условиям, был собран прекрасный урожай. В этих условиях для ОАО «Лукашевское ХПП» падение заготовки ржи продовольственной в 2014 г. на 2169 тонн и снижение объемов ее переработки относительно предыдущего 2013 г. на 2343 тонн свидетельствует о наличии на предприятии негативных факторов, сдерживающих производство продукции.

Следует обратить внимание на то, что в течение указанных лет объемы заготовки ржи в натуральном измерении имели значительные колебания по годам. Так, к уровню 2009 г. объемы заготовки ржи в натуральном измерении в 2011 г. составили 73,0%, в 2012 г. — 112,2%, а в 2014 г. — 55,9%. На первый взгляд можно сделать предположение, что восстановление объемов заготовки ржи в натуральном измерении до уровня 2009 г. для ОАО «Лукашевское ХПП» является резервом повышения выручки, следовательно, резервом увеличения эффективности предприятия. Однако практическая ситуация для ОАО «Лукашевское ХПП» является сложней.

Необходимо отметить, что объемы заготовки ржи в стоимостном измерении относительно уровня 2009 г. выросли значительно. Так, в

2013 г. объемы заготовки ржи в стоимостном измерении увеличились по сравнению с 2009 г. в 2,21 раза. Из приведенных данных таблицы 1 видно, что рост объемов заготовки ржи в стоимостном измерении в 2013 г. относительно 2009 г. опережал рост объемов заготовки ржи в натуральном измерении за указанные годы в 2,7 раза, в 2014 г это опережение уже составило 2,8 раза. Указанное опережение полностью связано с ростом цен закупленной ржи. В 2013 г. средние цены закупленной ржи относительно 2009 г. выросли в 2,73 раза, и даже в благоприятном для зернового производства в 2014 году средняя цена закупленной ржи относительно 2009 г. выросли в 2,77 раза, достигнув уровня 6300 руб. за одну тонну.

Одновременно средняя цена реализованной продукции в 2013 г. по сравнению с 2009 г. увеличились только на 38,4%. В 2014 г. указанные цены снизилась относительно 2013 г. на 3,2%. В результате средняя цена

3075

реализованной продукции в 2014 г. относительно 2009 г. выросли среднем всего на 33,9%. Следовательно, рост средних цен закупленной ржи опережал увеличение средних цен реализованной продукции (собственного производства) в 2,1 раза.

Практически ОАО «Лукашевское ХПП» столкнулось с диспаритетом цен, который вызван постоянным ростом цен на сырье (рожь продовольственная) для производства продукции и относительно медленным увеличением и даже снижением цен на производимую продукцию (муку ржаную).

С учетом того, что вся продукция (мука, отруби и др.) ОАО «Лукашевское ХПП» является материалоемкой, выявленные соотношения свидетельствуют о положительной экономической деятельности предприятия, так как оно в значительной степени сдерживает рост цен своей продукции относительно роста цен на закупаемое сырье. Это достигается за счет роста производительности труда, комплексной переработкой зерна, сокращением потерь сырья, материалов, энергии, горючего и др. Однако эти усилия ОАО «Лукашевское ХПП» не смогли полностью устранить выявленного негативного влияния диспаритета цен на рынке.

Отмеченный диспаритет цен отрицательно сказывается на эффективности ОАО «Лукашевское ХПП». Можно констатировать, что диспаритет цен на закупаемое сырье и готовую продукцию для ОАО «Лукашевское ХПП» является внешним фактором, снижающим его эффективность. Повлиять на указанный негативный фактор предприятие практически не сможет. По этой причине, если неблагоприятная тенденция с диспаритетом цен продолжит развиваться, то ОАО «Лукашевское ХПП» может стать убыточным.

Из таблицы видно, что в 2009 г. и 2012 г. объемы заготавливаемой ржи продовольственной превышали объемы ее переработки. В 2011 г. и 2013 г. объемы заготавливаемой ржи продовольственной были ниже объемов ее переработки. Недостаток заготавливаемой ржи продовольственной в 2011 г. и 2013 г. покрывался переходящими остатками предыдущих лет.

Объем реализации продукции в натуральном измерении относительно 2009 г. снизился в 2014 г. на 12,3% и при этом был на 11,1% больше, чем рост переработки ржи. Указанная разница между реализацией ржи продовольственной и ее переработкой в ОАО «Лукашевское ХПП» связана с увеличением складских запасов,

покрытием внутренних потребностей, оказанием материальной помощи, потерями и др.

По нашим расчетам, прирост реализованной продукции в стоимостном выражении в 2013 г. относительно 2009 г. составил 22076 тыс. руб. При этом прирост реализованной продукции в стоимостном выражении в 2013 г. относительно 2009 г. за счет роста объема реализованной продукции в натуральном выражении составил 2573 тыс. руб., то есть 11,7%.

Прирост реализованной продукции в стоимостном выражении в

2013 г. относительно 2009 г. за счет роста цен реализованной продукции составил 19506 тыс. руб., то есть 88,3%. Следовательно, прирост реализованной продукции в стоимостном выражении за 2009-2013 годы обеспечивался в основном за счет роста цен реализованной продукции.

Снижение объема реализованной продукции в стоимостном выражении в 2014 г. относительно 2013 г. составил 13640 тыс. руб. При этом уменьшение реализованной продукции в стоимостном выражении в 2014 г. относительно 2013 г. за счет падения объема реализованной продукции в натуральном выражении составил -11763 тыс. руб., то есть 86,2%.

Снижение реализованной продукции в стоимостном выражении в

2014 г. относительно 2013 г. за счет падения цен реализованной продукции составил -1877 тыс. руб., то есть -13,8%. Следовательно, снижение реализованной продукции в стоимостном выражении за 20132014 годы связано в основном с падением объема реализованной продукции в натуральном выражении.

Таким образом, выявлено, что для ОАО «Лукашевское ХПП» рост цен на произведенную продукцию является основным сдерживающим фактором роста объема реализации продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Следовательно, указанный рост цен сдерживает объемы производства продукции ХПП и объемы закупок им сырья для производства.

Казалось бы, увеличение цен на готовую продукцию является благоприятной ситуацией для ОАО «Лукашевское ХПП». Однако на практике указанный рост цен на произведенную продукцию ХПП резко снижает возможности его клиентов на приобретение этой продукции. В результате ОАО «Лукашевское ХПП» вынужденно снижать объемы производства продукции, как следствие падение его эффективности. Поэтому рост цен на реализованную продукцию для ОАО «Лукашевское

3077

ХПП» является внешним неблагоприятным фактором, в значительной степени снижающим его эффективность, который трудно устранить.

Как выясняется, одностороннее снижение цен на продукцию ОАО «Лукашевское ХПП» не позволит ему заметно изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию. Дело в том, что при одностороннем снижении цен на свою продукцию ОАО «Лукашевское ХПП» конкуренты также несколько снизят цены на свою продукцию, тем самым значительно нивелируют образовавшуюся разницу между ценами, предлагаемыми ОАО «Лукашевское ХПП» и его конкурентами.

Более того клиенты ХХП, как правило, работают по долгосрочным договорам, которые учитывают наработанные многолетние взаимные интересы сторон. По этой причине не произойдет резкого увеличения числа новых клиентов ОАО «Лукашевское ХПП», тем более не произойдет резкого увеличения объемов реализации продукции.

Для привлечения новых клиентов и увеличения объема продаж продукции ОАО «Лукашевское ХПП» потребуется поддерживать низкие цены на производимую продукцию в течение нескольких лет. Однако ХПП удерживать более низкие цены на свою продукцию длительное время не сможет в связи с его низкой рентабельностью. В то же время снижение цен на реализованную продукцию на ОАО «Лукашевское ХПП» приведет к убыткам.

Одновременно доля реализованной продукции собственного производства в общей выручке на предприятии постоянно снижалась и составляла в 2009 г. 79,1%, в 2010 г. - 81,3%, в 2011 г. - 76,9%, в 2012 г. -70,6%, в 2013 г. - 54,2%, в 2014 г. - 50,3%. По этой причине доля всех других реализованных товаров, оказанных услуг на ОАО «Лукашевское ХПП» в общем объеме выручки выросла с 20,9% в 2009 г. до 49,7% в 2014 г. Фактически происходившие структурные изменения являются реакцией предприятия на отмеченный выше диспаритет цен на закупаемое сырье и производимую продукцию. Одновременно указанные структурные изменения свидетельствуют о развитии новых направлениях в деятельности ОАО «Лукашевское ХПП», а также о происходящем смещении функционирования предприятия к непроизводственным видам деятельности.

Потенциальные возможности ХПП

Наряду с выявленными негативными факторами у ОАО «Лукашевское ХПП» имеется потенциальная возможность использовать с

большей загрузкой складские объемы хранения зерна. Так, из имеющихся семи зерноскладов общей емкостью 24300 тонн зерна практически в 2014 году были частично заполнены в течение нескольких месяцев рожью продовольственной в размере 7844 тонн и ячменем в размере 11 765 тонн. Это составляет в лучшем случае чуть больше 80% от имеющихся объемов хранения ХПП.

Мукомольный цех по производству муки ржаного помола производительностью 70 тонн в сутки, исходя из работы 11 месяцев в году, 25 дней в месяц в 3 смены (пять-шесть дней в месяц требуется на проведение регламентных работ, один месяц в году сервисное обслуживание оборудования) с коэффициентом использования мощности 0,8, способен переработать за год 15400 тонн ржи продовольственной. Даже если исходить из средней годовой потребности в сырье, которая сложилась за прошлые годы до 2009 года, ОАО «Лукашевское ХПП» требуется на год для переработки 8500 тонн ржи продовольственной. Фактически в 2014 году ОАО «Лукашевское ХПП» переработало только 5706 тонн. Следовательно, предприятие имеет минимально 33% неиспользованных мощностей мукомольного цеха.

Отмеченные негативные факторы на ОАО «Лукашевское ХПП» имеются на многих ХПП страны. Они в значительной степени объясняются сокращением физической емкости рынка муки в результате изменения структуры питания населения в сторону снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий и роста потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молочных продуктов1. Вследствие этого происходит насыщение потребительского рынка относительно дешевой мукой и обострение конкуренции на рынке муки.

Однако, несмотря на это, ряд предприятий за счет улучшения использования мощностей, совершенствования ассортимента муки, улучшения ее качества значительно увеличили объемы производства. Мукомольные предприятия страны проявляют заинтересованность к выработке по заказам потребителей не строго регламентированных сортов муки из смеси ее разных сортов с добавлением различных компонентов2. Это позволяет более полно использовать потенциальные возможности зерна, а также обеспечивать хлебопекарные, кондитерские и другие производства более качественной продукцией.

1 Торговля ржаной мукой в России: два правила сезона (2012, 16 июля) // Российский продуктовый портал FOODMARKETS.RU

2 Мукомольно-крупяная промышленность России // Сайт ООО «НПФ Скарабей».

3079

Тенденции развития потребительского рынка свидетельствует о том, что вышеуказанное направление сохранится и на ближайшее десятилетие3. Исходя из этого, ряд успешных предприятий развивают производство высокобелковой и витаминизированной муки, пищевых пшеничных, ржаных, ячменных и зародышевых хлопьев, диетических отрубей, производство ржано-пшеничной муки в различных соотношениях каждого вида муки, тем самым обеспечивают рост эффективности производства. Формирование сортов муки и составление мучных смесей по заказам потребителей в настоящее время является важнейшим условием успешного ведения бизнеса.

Использование имеющихся резервов на ОАО «Лукашевское ХПП» является для него необходимым условием оставаться конкурентоспособным.

Заключение

1. ОАО «Лукашевское ХПП» так же, как и другие ХПП, работает в условиях диспаритета цен, который вызван значительным ростом цен на сырье для производства продукции и относительно медленным увеличением и даже снижением цен на производимую продукцию. Диспаритет цен для ХПП является внешним фактором, который оказывает негативное воздействие на его экономику, с которым трудно бороться.

2. Рост цен на произведенную продукцию для ХПП является сдерживающим фактором роста объема реализации продукции. Одностороннее снижение цен ОАО «Лукашевское ХПП» на свою продукцию не позволит ему заметно улучшить сложившуюся неблагоприятную ситуацию с реализацией продукции.

3. Происходящие структурные изменения выручки являются реакцией предприятия на отмеченный диспаритет цен. Одновременно структурные изменения выручки свидетельствуют о развитии новых направлений в деятельности предприятия, а также о смещении его функционирования к непроизводственным видам деятельности.

4. У ОАО «Лукашевское ХПП» имеется потенциал в виде свободных складских объемов хранения зерна и мощностей мукомольного цеха. Совершенствование ассортимента производимой продукции и номенклатуры оказываемых услуг в настоящий период и на

3 Мукомольно-крупяная промышленность России // Сайт ООО «НПФ Скарабей».

перспективу для ХПП является необходимым условием для обеспечения

конкурентоспособности.

ИСТОЧНИКИ:

Вобликов, Е.М., Удальцов, В.Т., Фейденгольд, В.Б., Кирчева, О.В. (1991). Эксплуатационная производительность зерноочистительных машин хлебоприемных предприятий. Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 4-6, 124-125.

Козенко, З.Н., Гончарова, И.А. (2014). Управление инновациями на хлебоприемных предприятиях. Основы экономики, управления и права, 5, 55-60.

Кочелорова, Г.В. (2007). Контроль деятельности зерноперерабатывающих предприятий. Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 5, 22-24.

Мансуров, Р.Е. (2011). Управление конкурентоспособностью агропромышленного

предприятия. Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2, 132-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сапарбаев, А.Д., Изтаев, А.И. (1991). Оптимизация закрепления зерновых хозяйств за

хлебоприемными предприятиями. Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 4-6, 149-151.

Федотенкова, О.А. (2009). Особенности ведения количественного и количественно-

качественного учета на хлебоприемных предприятиях. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина», 8-2, 75-77.

Торговля ржаной мукой в России: два правила сезона (2012, 16 июля) // Российский продуктовый портал FOODMARKETS.RU

Мукомольно-крупяная промышленность России // Сайт ООО «НПФ Скарабей».

Tatiana S. Lutsenko, Postgraduate of the Chair of Innovation methods of managing social and economic systems, Kursk State Agricultural Academy named after Professor I.I. Ivanov

The tendencies of change in profits of grain-collecting stations

ABSTRACT:

The article is dedicated to the influence of prices for the produced goods and prices for services on the amounts of the profit obtained. The author has revealed the disparity between the prices for raw materials and those for end products. The impact of this disparity on the structural changes in revenues is explained in the article. The obtained profit level has been studied, wand certain recommendations as for the increase of the growth of the enterprise's revenues have been made.

KEYWORDS: prices, prices disparity, revenue structure, product assortment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.