Научная статья на тему 'Тенденции изменения количества иностранных студентов на этапе довузовской подготовки'

Тенденции изменения количества иностранных студентов на этапе довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Галина Васильевна, Ременцов Андрей Николаевич, Полевая Татьяна Алексеевна

Анализируются изменения в количественном составе иностранных студентов на этапе довузовской подготовки за последние четыре года, выявляются их тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Галина Васильевна, Ременцов Андрей Николаевич, Полевая Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME NEW TENDENCIES IN QUANTITIVE CHANGE IN THE CONTINGENT OF FOREIGN STUDENTS AT PRE-HIGHER SCHOOL

The quantitative change in the contingent of foreign students at pre-higher school stage in Russia in 2002-2006 years is considered.

Текст научной работы на тему «Тенденции изменения количества иностранных студентов на этапе довузовской подготовки»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378.1

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Г.В. АРТЕМЬЕВА, А.Н. РЕМЕНЦОВ, Т.А. ПОЛЕВАЯ

Анализируются изменения в количественном составе иностранных студентов на этапе довузовской подготовки за последние четыре года, выявляются их тенденции.

Количество иностранных студентов на подготовительных факультетах России постоянно меняется и как показатель спроса на высшее российское образование становится интересным объектом исследования. Внимание авторов статьи направлено на выявление тенденций в наблюдаемых изменениях за последние четыре года на примере подготовительного факультета Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета).

Основными категориями нашего исследования являются количество студентов, регионы и страны. Более постоянная категория по четырем годам исследования - регионы, которые традиционно представлены Азией, Африкой, Латинской Америкой, Европой, СНГ и Балтией. В зависимости от года обучения в каждом регионе наблюдается разное количество стран и различное количество студентов, прибывших из них. Количественный состав студентов представлен в виде таблиц, соответствующих каждому учебному году. Расположение в таблицах регионов и относящихся к ним стран зависит от количества прибывших из них студентов. Общее количество студентов по регионам выделено шрифтом.

Таблица 1

Количество студентов в 2002-2003 учебном году

Регионы, страны Кол-во студентов

Азия 16 288

Вьетнам 141

Китай 77

Шри-Ланка 19

Монголия 13

Иран 11

Ливан 4

Непал 4

Сирия 4

Йемен 3

Палестина 3

Индия 2

Ирак 2

Корея 2

Афганистан 1

Индонезия 1

Мьянма 1

Лат.Америка 5 19

Перу 12

Колумбия 4

Регионы, страны Кол-во студентов

Мексика 1

Панама 1

Эквадор 1

Африка 9 12

Замбия 2

Кения 2

Конго 2

Ангола 1

Г винея 1

Кот-д'Ивуар 1

Мали 1

Марокко 1

Нигерия 1

Европа 2 2

Румыния 1

Франция 1

Балтия 1 1

Литва 1

33 322

Так, в 2002-2003 учебном году обучалось 322 студента из 33 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и Балтии (табл. 1).

Абсолютное большинство студентов из Азии - 288 из 322. Из 16 азиатских стран студенты были представлены так: Вьетнам - 141, Китай - 77, Шри-Ланка - 19, Монголия - 13, Иран - 11, Ливан, Непал, Сирия -4, Йемен, Палестина -3, Индия, Ирак, Корея -2, Афганистан, Индонезия, Мьянма -1. Далее по количеству идут студенты из Латинской Америки: 12 из Перу, 4 из Колумбии, по одному студенту из Мексики, Панамы и Эквадора. Из 9 африканских стран всего представлено 12 студентов: по 2 студента из Замбии, Кении и Конго; по одному студенту из Анголы, Гвинеи, Кот-д'Ивуара, Мали, Марокко и Нигерии. Также по одному студенту представлены европейские страны Румыния и Франция. Одним студентом из Литвы представлена Балтия. Не было студентов из стран СНГ.

В 2003-2004 учебном году общее количество студентов (табл. 2) незначительно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом и составило 313 против 322. Абсолютное большинство студентов по-прежнему остается за Азией, где по 17 странам распределяется 196 студентов. Из них 89 из Вьетнама, 35 из Китая, 17 из Шри-Ланки, 12 из Монголии, 7 из Индии, по 5 из Кореи и Сирии, 4 из Афганистана, по 3 из Ирака, Ирана и Палестины, по 2 из Бангладеш и Индонезии, по 1 из Иордании, Ливана и Пакистана. Всего было представлено 36 стран. Далее по количеству идет африканский регион, где из 11 стран насчитывается 107 студентов. Среди них 78 из Нигерии, 9 из Замбии, по 4 из Алжира и Кот-д'Ивуара, по 3 из Анголы и Кении, 2 из Мали, по 1 из Ганы, Кабо-Верде, Конго и ЮАР. Латинская Америка представлена всего лишь тремя студентами из Перу и одним из Мексики. Было по одному студенту из трех стран Европы

- Болгарии, Венгрии, Кипра и из трех стран СНГ - Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Студентов из стран Балтии не было.

Таблица 2

Количество студентов в 2003-2004 учебном году

Регионы, страны Кол-во студентов

Азия 17 196

Вьетнам 89

Китай 35

Шри-Ланка 17

Монголия 12

Непал 7

Индия 6

Корея 5

Сирия 5

Афганистан 4

Ирак 3

Иран 3

Палестина 3

Бангладеш 2

Индонезия 2

Иордания 1

Ливан 1

Пакистан 1

Африка 11 107

Нигерия 78

Замбия 9

Регионы, страны Кол-во студентов

Алжир 4

Кот-д'Ивуар 4

Ангола 3

Кения 3

Мали 2

Гана 1

Кабо-Верде 1

Конго 1

ЮАР 1

Лат.Америка 2 4

Перу 3

Мексика 1

Европа 3 3

Болгария 1

Венгрия 1

Кипр 1

СНГ 3 3

Киргизия 1

Таджикистан 1

Туркмения 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 36 313

Резко увеличилось количество студентов из Африки и сократилось из Латинской Америки. В связи с этим регионы располагаются в несколько иной последовательности: Азия, Африка, Латинская Америка, Европа и СНГ.

Третий вариант расположения регионов в зависимости от количества студентов дает 20042005 год (табл. 3): Азия, Африка, СНГ, Европа и Латинская Америка.

Таблица 3

Количество студентов в 2004-2005 учебном году

Регионы, страны Кол-во студентов

Азия 18 189

Вьетнам 93

Китай 24

Монголия 12

Шри-Ланка 12

Иран 8

Непал 7

Сирия 6

Индия 5

Корея 4

Ливан 4

Иордания 3

Ирак 2

Йемен 2

Оман 2

Палестина 2

Афганистан 1

Индонезия 1

Пакистан 1

Африка 13 36

Замбия 8

Регионы, страны Кол-во студентов

Нигерия 6

Кения 5

Кот-д'Ивуар 5

Бенин 2

Конго 2

Лесото 2

Алжир 1

Ангола 1

Гана 1

Г винея-Бисау 1

Судан 1

Того 1

СНГ 1 4

Таджикистан 4

Европа 2 2

Албания 1

Словакия 1

Лат.Америка 1 1

Перу 1

Всего 35 232

Всего в 2004-2005 году обучалось 232 студента из 35 стран. Количество стран почти не изменилось, но резко уменьшилось количество студентов (почти на треть).

По-прежнему большим числом представлена Азия: 189 студентов из 18 стран. Преобладают студенты из Вьетнама - 93; далее идет Китай - 24; по 12 студентов из Монголии и Шри-Ланки; 8 из Ирана, 7 из Сирии, 5 из Индии; по 4 из Кореи и Ливана; 3 из Иордании; по 2 из Ирака, Йемена, Омана, Палестины; по одному из Афганистана, Индонезии и Пакистана. Африку представляют 36 студентов из 13 стран: 8 из Замбии, 6 из Нигерии; по 5 студентов из Кении и Кот-д'Ивуара, по 2 из Бенина, Конго, Лесото и по одному студенту из Алжира, Анголы, Г аны, Г ви-неи-Бисау, Судана и Того. От СНГ лишь 4 студента из Таджикистана. По одному студенту из двух европейских стран - Албании и Словакии, и один латиноамериканский студент из Перу. Студентов из Балтии нет.

В 2005-2006 году количество студентов (табл. 4) значительно сократившись в предыдущем году, мало изменилось - 235 против 232. Количество стран уменьшилось на 1. Несколько изменился состав азиатских стран: вместо четырех стран - Омана, Афганистана, Индонезии и Пакистана - вошли пять других: Таиланд, Бангладеш, Малайзия, Саудовская Аравия и Турция. В три раза увеличилось количество студентов из Сирии - от 6 до 18. Соотношение по количеству студентов между другими странами Азии почти не изменилось. Количество африканских стран

осталось прежним - 13, несколько поменялся их состав: место Нигерии, Лесото, Гвинеи-Бисау и Того заняли Камерун, Гвинея, Коморские острова и Сьерра-Леоне. Общее количество африканских студентов уменьшилось почти в три раза - с 36 до 13. В СНГ к Таджикистану добавился Узбекистан. Сохранив количество студентов, поменялись страны Европы: вместо Албании и Словакии появились Кипр и (как одна страна) Сербия и Черногория. Латинская Америка по-прежнему представлена Перу, но уже четырьмя студентами. За счет этого регионы расположились по-другому: Азия, Африка, СНГ и Латинская Америка, затем Европа.

Таблица 4

Количество студентов в 2005-2006 учебном году

Регионы, страны Кол-во студентов

Азия 19 192

Вьетнам 64

Китай 49

Сирия 18

Монголия 16

Шри-Ланка 8

Иран 6

Непал 5

Йемен 4

Таиланд 4

Бангладеш 3

Корея 3

Ливан 3

Индия 2

Иордания 2

Ирак 1

Малайзия 1

Палестина 1

Саудовская Аравия 1

Турция 1

Африка 13 33

Кения 9

Регионы, страны Кол-во студентов

Замбия 8

Камерун 3

Бенин 2

Гана 2

Кот-д'Ивуар 2

Конго 1

Алжир 1

Ангола 1

Г винея 1

Коморские острова 1

Сьерра-Леоне 1

Судан 1

Лат.Америка 1 4

Перу 4

СНГ 2 4

Таджикистан 3

Узбекистан 1

Европа 2 2

Кипр 1

Сербия и Черногория 1

Всего 36 235

Обобщенная информация о количестве студентов с 2002 - 2003 по 2005 - 2006 учебный год дается в сводной таблице (табл. 5). Страны СНГ и Балтии объединены в один регион, поскольку Балтия была представлена единственным студентом из Литвы, из стран СНГ - Киргизии, Туркмении и Узбекистана - было по одному студенту, из Таджикистана всего 8. Регионы расположены в соответствии с обобщенным количеством представленных в них студентов в следующей последовательности: Азия, Африка, Латинская Америка, СНГ и Балтия, Европа. Всего за исследуемые годы обучалось 1102 студента из 59 стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абсолютное большинство студентов по всем годам дает Вьетнам. Из других азиатских стран значительное количество студентов дают еще 9 стран - Китай, Шри-Ланка, Монголия, Сирия, Иран, Непал, Индия, Корея и Ливан. Количество студентов из Монголии, Сирии и Непала увеличилось, из Вьетнама, Китая, Шри-Ланки и Ирана резко уменьшилось. Количество студентов из других стран почти постоянное. Из африканских стран значительное количество студентов дали Нигерия, Замбия, Кения и Кот-д'Ивуар. Если принять присутствие большого количества студентов (78) из Нигерии в 2003-2004 году как единичный факт, то можно наблю-

дать тенденцию к увеличению количества студентов в целом по этим странам. К сожалению, эта тенденция наблюдается на небольших числах.

Таблица 5

Динамика количества студентов по регионам и странам с 2002-2003 по 2005-2006 гг.

Регионы, страны Количество студентов

Годы 02- 03 03- 04 04- 05 05- 06 02 -06

Г винея 1 - - 1 2

Лесото - - 2 - 2

Судан - - 1 1 2

Г винея-Бисау - - 1 - 1

Кабо-Верде - 1 - - 1

Коморские острова - - - 1 1

Марокко 1 - - - 1

Сьерра-Леоне - - - 1 1

Того - - 1 - 1

ЮАР - 1 - - 1

Латинская Америка 19 4 1 4 28

Перу 12 3 1 4 20

Колумбия 4 - - - 4

Мексика 1 1 - - 2

Панама 1 - - - 1

Эквадор 1 - - - 1

СНГ и Балтия 1 3 4 4 12

Таджикистан - 1 4 3 8

Киргизия - 1 - - 1

Туркмения - 1 - - 1

Литва 1 - - - 1

Узбекистан - - - 1 1

Европа 2 3 2 2 9

Кипр - 1 - 1 2

Румыния 1 - - - 1

Франция 1 - - - 1

Болгария - 1 - - 1

Венгрия - 1 - - 1

Албания - - 1 - 1

Словакия - - 1 - 1

Сербия и Черногория - - - 1 1

Всего 59 322 313 232 235 1102

Регионы, страны Количество студентов

Годы 02- 03 03 - 04 - 00 05- 06 02 -06

Азия 288 196 189 192 865

Вьетнам 141 89 93 64 387

Китай 77 35 24 49 185

Шри-Ланка 19 17 12 8 56

Монголия 13 12 12 16 45

Сирия 4 5 6 18 33

Иран 11 3 8 6 28

Непал 4 7 7 5 23

Индия 2 6 5 2 15

Корея 2 5 4 3 14

Ливан 4 1 4 3 12

Йемен 3 - 2 4 9

Палестина 3 3 2 1 9

Ирак 2 3 2 1 8

Афганистан 1 4 1 - 6

Иордания - 1 3 2 6

Бангладеш - 2 - 3 5

Индонезия 1 2 1 - 4

Оман - - 2 - 2

Пакистан - 1 1 - 2

Мьянма 1 - - - 1

Африка 12 107 36 33 188

Нигерия 1 78 6 - 85

Замбия 2 9 8 8 27

Кения 2 3 5 9 19

Кот-д'Ивуар 1 4 5 2 12

Алжир - 4 1 1 6

Ангола 1 3 1 1 6

Конго 2 1 2 1 6

Бенин - - 2 2 4

Гана - 1 1 2 4

Камерун - - - 3 3

Мали 1 2 - - 3

Из Латинской Америки небольшое количество студентов дает только Перу. Все другие имеют тенденцию к резкому спаду, практически до нуля. Те же самые тенденции можно наблюдать и по странам всех регионов, откуда прибыло незначительное количество студентов. Только на небольших числах изменение не столь отчетливо заметно.

Таблица 6

Тенденции изменения количества студентов из разных стран с 2002-2003 по 2005-2006 гг.

Постоянство Увеличение Уменьшение Спад

Азия

Бангладеш, Индия, Ирак, Иордания, Йемен, Китай, Корея, Ливан, Монголия, Иран, Непал, Палестина Сирия Вьетнам, Шри-Ланка Афганистан, Мьянма, Индонезия, Оман, Пакистан

Африка

Гвинея, Замбия, Конго, Кот-д'Ивуар Бенин, Гана, Кения, Камерун, Коморские о-ва, Сьерра-Леоне, Судан Ангола, Алжир Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Лесото, Мали, Марокко, Нигерия, Того, ЮАР

Латинская Америка

Перу - Колумбия, Мексика, Панама, Эквадор

СНГ и Балтия

Таджикистан Узбекистан - Киргизия, Литва, Туркмения

Европа

Кипр Сербия и Черногория - Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия, Франция

18 стран 11 стран 4 страны 26 стран

Таким образом, можно выделить четыре тенденции изменения количественного состава студентов из разных стран: постоянство, увеличение, уменьшение и спад. Это отражено в табл. 6. Страны Азии в большей степени характеризуются постоянством и некоторым спадом количества студентов; страны Африки распределяются по всем четырем тенденциям - им присущи как постоянство и увеличение, так и уменьшение и спад. Остальные регионы преимущественно характеризуются спадом.

Таблица 7

Характер регулярности контингента из разных стран с 2002-2003 по 2005-2006 гг.

Регулярный контингент Нерегулярный контингент

Азия

Афганистан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Ирак, Иордания, Иран, Йемен, Китай, Корея, Ливан, Монголия, Непал, Палестина, Сирия, Шри-Ланка Бангладеш, Мьянма, Оман, Пакистан

Африка

Алжир, Ангола, Гана, Замбия, Кения, Конго, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигерия Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Коморские острава, Лесото, Марокко, Судан, Сьерра-Леоне, Того, ЮАР

Латинская Америка

Перу, Колумбия, Мексика, Панама, Эквадор

СНГ и Балтия

Таджикистан Киргизия, Туркмения, Литва, Узбекистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европа

Албания, Болгария, Венгрия, Кипр, Румыния, Словакия, Сербия и Черногория, Франция

27 стран 32 стран

Данные сводной таблицы (табл. 5) также позволяют сделать вывод, что контингент из 32 стран можно считать нерегулярным (табл. 7), поскольку он обозначен числом 1 или 2 за четыре года. К таким странам относятся все европейские страны; страны Балтии и СНГ, за исключением Таджикистана; страны Латинской Америки, кроме Перу; более половины стран Африки и пятая часть стран Азии.

Регулярным можно считать контингент из 16 азиатских стран: Афганистана, Вьетнама, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, Китая, Кореи, Ливана, Монголии, Непала, Палестины, Сирии, Шри-Ланки; 9 африканских стран: Алжира, Анголы, Ганы, Замбии, Кении, Конго, Кот-д'Ивуара, Мали, Нигерии; из латиноамериканских - Перу и из стран СНГ - Таджикистана.

Сопоставив количество студентов по регионам из табл. 5 с их процентным соотношением, можно наблюдать сравнительную динамику (табл. 8).

Таблица 8

Динамика контингента по регионам с 2002-2003 по 2005-2006 г. (по количеству и в %)

Регионы Годы

Состав 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2002-2006

Азия

Количество студентов 288 196 189 192 865

% 89 63 81 81 78

Африка

Количество студентов 12 107 36 33 188

% 4 34 16 14 17

Латинская Америка

Количество студентов 19 4 1 4 28

% 6 1,2 0,4 2 3

СНГ и Балтия

Количество студентов 1 3 4 4 12

% 0,3 0,9 1,7 2 1

Европа

Количество студентов 2 3 2 2 9

% 0,6 0,9 0,9 1 1

Всего

Количество студентов 322 313 232 235 1102

% 100 100 100 100 100

Если анализировать динамику состава каждого региона по годам с количественной стороны, то можно видеть уменьшение количества студентов по странам Азии и Латинской Америки и увеличение в африканском регионе за счет нигерийских студентов в 2003-2004 учебном году. Но последнее мы рассматриваем как случайный факт. Некоторое увеличение наблюдается по СНГ, почти отсутствует динамика по странам Европы.

Если же анализировать динамику состава регионов по годам в процентном отношении к общему числу студентов, обучавшихся в каждом из этих годов, то можно наблюдать следующие тенденции: выравнивание доли азиатских студентов; увеличение доли африканских, европейских и студентов из стран СНГ; уменьшение доли латиноамериканских и студентов из стран Балтии. При этом от 93 до 97 процентов от всего исследуемого нами контингента довузовского этапа составляют студенты из Азии и Африки и только от 7 до 3 процентов - из остальных регионов.

Главнейшей тенденцией изменения контингента иностранных студентов на этапе довузовского обучения за последние четыре года является абсолютное преобладание студентов из стран Азии.

SOME NEW TENDENCIES IN QUANTITIVE CHANGE IN THE CONTINGENT OF FOREIGN

STUDENTS AT PRE-HIGHER SCHOOL

Artemieva G.V., Rementsov A.N., Polevaya T.A.

The quantitative change in the contingent of foreign students at pre-higher school stage in Russia in 2002-2006 years is considered.

Сведения об авторах

Артемьева Галина Васильевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1975), доцент кафедры русского языка для иностранных граждан МАДИ (ГТУ), руководитель секции медицинского профиля, ответственный секретарь Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Федерального агентства по образованию, автор более 40 научных работ, область научных интересов

- проектирование профессионально ориентированного содержания довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку, методика организации и управления учебным процессом.

Ременцов Андрей Николаевич, 1953 г.р., окончил МАДИ (1975), кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, декан подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ (ГТУ), председатель Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Федерального агентства по образованию, автор более 100 научных работ, область научных интересов - проектирование и управление педагогическими системами обучения.

Полевая Татьяна Алексеевна, окончила МПГИ (1971), доцент кафедры общетеоретических дисциплин, заместитель декана подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ (ГТУ), автор 35 научных работ, область научных интересов - педагогика и методика обучения иностранных граждан в высшей школе, методика организации и управления учебным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.