Научная статья на тему 'Тенденции исследования системы образования как социального института в современном российском обществе'

Тенденции исследования системы образования как социального института в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2237
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / SYSTEM OF EDUCATION / SOCIAL INSTITUTE / THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найденова Людмила Ивановна

В данной статье анализируются основные тенденции разработки социологических концепций и научных исследований в сфере образования как социального института за период с 2000 по 2010 гг. Выделены основные направления исследований и научно-исследовательские подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции исследования системы образования как социального института в современном российском обществе»

УДК 316.334

Л. И. Найденова

ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В данной статье анализируются основные тенденции разработки социологических концепций и научных исследований в сфере образования как социального института за период с 2000 по 2010 гг. Выделены основные направления исследований и научно-исследовательские подходы.

Ключевые слова: система образования, социальный институт, современное российское общество.

Abstract. The article analyzes the main tendencies of sociological theories and scientific research in the field of education as the social institute for the period from 2000 to 2011. The author determines basic directions and methods of scientific research.

Key words: system of education, social institute, the modern Russian society.

В начале 2000-х гг. наметились новые научные позиции, которые затем сконцентрировались в рамках социологических концепций образования. Важно проанализировать и теоретические проблемы социологии образования, связанные с ее предметным полем, отношениями с другими науками, изучающими образование, прежде всего педагогикой, и практические вопросы, к решению которых социология причастна. Специфика социологического подхода к образованию состоит прежде всего в том, что образование исследуется как социальный институт и как вид деятельности в обществе. Если меняется содержание социальных функций института образования, отношение к системе образования как к социокультурной ценности, то очень важно отслеживать такие изменения.

В Институте социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) еще в 1999 г. состоялось обсуждение актуальных проблем социологии образования [1, с. 57-65]. Следует выделить выступления, посвященные исследованиям и научным достижениям в сфере социологии образования как социального института, социальной структуры. Г. Е. Зборовский отметил две тенденции в развитии социологии образования, которые возникли уже в первой трети XX в., когда происходило формирование социологии образования как отрасли социологической науки. Это европейская тенденция с ярко выраженным теоретическим характером исследований образования и американская тенденция с акцентом на изучение образовательных процессов в конкретных учебных заведениях, прежде всего школах. В настоящее время основной проблемой, которая определяет направления исследований, является кризис в сфере образования. Социологическая точка зрения на эту проблему, по мнению Г. Е. Зборовского, состоит в понимании кризиса как неудовлетворенности системой и социальным институтом образования на уровне общества, отдельных социальных институтов, групп людей, индивидов.

На этом же обсуждении Л. Я. Рубина указала на необходимость осмыслить результаты реформирования системы образования в ее содержательном и функциональном аспектах и социальные последствия того, что у нас сделано за годы реформ. В. Т. Шапко отметил необходимость обращения к феномену и понятию «актуальная культура» при осмыслении того, каким должно быть современное образование как социальный институт. В этих высказываниях намечены основные направления предстоящих исследований. Е. А. Шуклина поставила вопрос о поиске его новой парадигмы, которой, по ее мнению, могла бы стать парадигма самообразования [1].

Главный редактор журнала «Социологические исследования» (1999) Ж. Т. Тощенко определил задачи институционального подхода и дальнейших исследований в сфере образования следующим образом. Институциональный подход к исследованию образования должен быть дополнен изучением сознания человека в этой сфере деятельности. Кроме того, нельзя вырывать из общего контекста жизнедеятельности лишь то, что связано с образованием. Ведь студент не только учится, он участвует в политической, культурной жизни общества, и далеко не все его предпочтения формируются под влиянием образования, учебного процесса. Ж. Т. Тощенко призвал социологов к проведению сравнительных исследований, и международных, и отечественных, в том числе связанных с изучением образования в не столь далеком прошлом, а также отметил, что главные задачи - это разработка новых проблем концепции образования и практика ее воплощения в жизнь.

По прошествии более чем десятилетия можно поставить вопросы:

- Что сделано в намеченных направлениях исследований?

- Какие проявляются тенденции разработки теоретических подходов и практических исследований в сфере социологии образования как социального института?

- Какие научные достижения в этой сфере исследования оказали влияние на теоретические концепции и исследования социальной структуры и социальных процессов современного российского общества?

Методом контент-анализа были изучены тематика и содержание научных работ, опубликованных за период с 2000 по 2011 гг. в журнале «Социологические исследования», и тематика докторских диссертаций, утвержденных ВАК РФ за период с 2000 по 2008 гг. Определена типология научных социологических исследований, посвященных российской системе образования. Выделены следующие, наиболее часто встречающиеся типы исследований.

Первая группа - исследования теоретико-методологического характера. К ним относятся:

- анализ традиционных и разработка новых научных подходов в социологии образования и других сферах, связанных с ней (социальная структура, социальные институты и процессы);

- социологические концепции образования как социокультурного феномена.

Вторая группа - исследования, связанные с новыми практическими проблемами российского образования. К ним относятся:

- социально-экономические аспекты деятельности системы образования в современном российском обществе (востребованность образовательных услуг);

- социологические проблемы вхождения российского высшего образования в Болонский процесс;

- коммерческий механизм получения образования.

Третья группа - исследования, связанные с социальными процессами в обществе и с социокультурными аспектами. В эту группу входят:

- проблемы развития системы высшего образования (как канала вертикальной мобильности) и воспроизводство социальных групп общества;

- социологические аспекты профориентации и профессионального самоопределения личности;

- исследование образования как социальной ценности в общественном сознании и связанных с его получением поведенческих стратегий.

Четвертая группа - исследования управленческих проблем и перспективы развития образования. В эту группу входят:

- социологические аспекты управления системой образования;

- тенденции и перспективы развития системы образования;

- образовательная политика в современном российском обществе.

В табл. 1 и на рис. 1 представлено распределение тематики научных публикаций, которое отражает интерес к научным проблемам в сфере социологии образования как социального института и связанных с ним социальных процессов.

Таблица 1

Распределение научных статей, опубликованных в журнале «Социологические исследования», по годам (количество статей)

Годы Исследования теоретикометодологического характера Исследования, связанные с новыми практическими проблемами российского образования Исследования, связанные с социальными процессами в обществе и с социокультурными аспектами Исследования управленческих проблем и перспективы развития образования

2000 4 7 5 1

2001 4 7

2002 1 2 5 2

2003 1 4 7

2004 1 5 2

2005 2 4 4 1

2006 2 6 1

2007 3 5 7 2

2008 3 4 5

2009 1 2 4

2010 4 4

2011 1 1 3

К новым практическим проблемам российского образования можно отнести проблемы социально-экономического характера, необходимость исследования которых проявляется уже в конце 1990-х гг.

-теоретические исследования -практические проблемы образования образование и социальные процессы управленческие проблемы образования

Рис. 1. Тенденции направленности исследования социологических аспектов образования

№ 4 (20), 2011 Общественные науки. Социология

Это тенденции в получении образовательных услуг, экономическая отдача высшего платного образования, взаимодействие религиозного и светского образования, вуз как предпринимательская организация, вузы на рынке образовательных услуг. Достаточно много исследований, посвященных вхождению системы российского высшего образования в Болонский процесс. К управленческим проблемам следует отнести следующие: проблемы организации образования в регионе, деятельность вуза как региональной корпорации, социологические аспекты российской образовательной политики, качество образования и его критерии. Тенденции в разработке теоретических концепций и направлений исследований прослеживаются в распределении тематики докторских диссертаций, утвержденных ВАК РФ за период с 2000 по 2009 гг.

Исследования этих лет выражают интерес социологов к региональным условиям и особенностям развития института образования. Предмет исследования - от регионального университета (А. Л. Гавриков, 2001) до системы профессионального образования в социокультурном контексте региона (В. В. Зыков, 2002) и проблемы регионализации высшего образования в теоретико-методологическом аспекте (Н. А. Лоншакова, 2003). Сделаны попытки расширить содержание образования как социального института. Дополнительное профессиональное образование рассматривается как новый социальный институт, становление которого происходит в настоящее время (Л. В. Тарасенко, 2002). Социальное образование также рассматривается в качестве предмета исследования, причем с региональными особенностями (Б. Д. Беспарточный, 2008). В названиях исследований не встречается определения «кризис образования», которое стало достаточно популярным в последние годы, но много внимания уделяется глубокому изучению действительно новых процессов в системах образования, среди которых - интеграционные процессы в региональной системе образования (Г. Ф. Ушамирская, 2004), трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации (А. Ю. Слепухин, 2005), трансформационные процессы в современной высшей школе России в социологическом аспекте (И. М. Фадеева, 2006). Следует отметить то, что значительное количество диссертационных исследований посвящено социологическим аспектам либо качества высшего образования, либо управления высшим образованием в условиях модернизации образования и одновременных трансформаций российского общества1.

1 Крухмалев А. Е. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2001 г. // Социологические исследования. - 2002. - № 7 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2002 г. // Социологические исследования. - 2003. - № 7 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2003 г. // Социологические исследования. - 2004. - № 9 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2004 г. // Социологические исследования. - 2005. - № 9 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2005 г. // Социологические исследования. - 2006. - № 9 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2006 г. // Социологические исследования. - 2007. - № 8 ; Левичева В. Ф. Докторские диссертации по социологии, утвержденные ВАК Министерства образования и науки РФ в 2008 г. // Социологические исследования. - 2009. - № 8.

Динамика защищенных и утвержденных докторских диссертаций по тематике исследований образования как социального института и исследований социальных процессов, связанных с образованием в современном российском обществе, представлена в табл. 2 и на рис. 2. Следует отметить, что в основном все эти диссертации защищены по специальности 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы».

Таблица 2

Динамика защищенных и утвержденных ВАК РФ докторских диссертаций по тематике социальных аспектов образования за период с 2001 по 2009 г.

Годы Количество диссертаций по данной тематике Доля в общем количестве диссертаций за год, %

2000 3 3,3

2001 4 8

2002 5 7,5

2003 2 4,2

2004 2 3,8

2005 5 6,8

2006 3 4,8

2007 1 1,7

2008 3 7,5

2009 0 0

2004

Годы

2000

2001

2002

2003

2005

2006

2007

2008

Рис. 2. Количественные тенденции защиты докторских диссертаций по социологической тематике образования

Можно заметить, что сформировались новые центры исследований по тематике образования как социального института (кроме традиционных центров, московских). Это Урал (Уфа, Екатеринбург), Среднее Поволжье (Саратов, Саранск), Западная Сибирь (Тюмень), где наблюдается достаточно большое количество выполненных и защищенных докторских диссертаций по данной тематике.

На II Всероссийском социологическом конгрессе (2003) прозвучало 109 сообщений, тематику которых можно было распределить следующим образом (в процентах):

- ценностные ориентации групп в системе образования - 25 %;

- философские аспекты образования и его отдельных проблем - 19 %;

- отдельные проблемы социальных отношений и социальных процессов в системе образования - 13 %;

- социальные проблемы образовательных учреждений - 12 %;

- общие и частные аспекты образовательной политики - 11 %;

- отдельные вопросы в смежных отраслях и науках - 15 %;

- история, теория и методология социологии образования - 5 % [2, с. 120-121].

Переход общества в новое качество (постиндустриальное, информационное общество) приводит к существенному изменению социальных ролей образования и к росту социального значения самообразования, к изменению их целей, содержания, функций, технологий. Самообразование предстает одним из наиболее перспективных видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций российского общества.

На основе научной литературы, опубликованной на рубеже ХХ-ХХ1 вв., можно сделать следующий вывод. В отечественной социологии произошел переход от преобладания одного теоретико-методологического подхода в исследовании общественных явлений (исторического материализма) до применения ряда других подходов (макро- и микросоциологических) к разработке концепций и понятийного аппарата исследований. Это способствовало появлению и развитию многих новых отраслей социологической науки. Одновременно происходит переход к полипарадигмальности с целью объяснить новые общественные явления и сформировать новые социологические понятия [3, с. 21-22].

В условиях происходящих и будущих изменений системы образования важным является вопрос о научном предвидении, прогнозировании развития этой системы. Наряду с другими направлениями, перспективным является прогнозирование образовательных потребностей личности, социальных общностей, самого общества. Сложившаяся в нашем обществе ситуация обусловила интерес к социологическим исследованиям рынка образовательных услуг.

Еще одна стабильная тенденция последних лет - это формирование социологической концепции управления качеством высшего образования. Вообще можно заметить, что чаще всего объектами прикладных исследования являются, во-первых, проблемы высшего профессионального образования и, во-вторых, проблемы среднего общего образования. Эти же проблемы часто освещаются и в других научных журналах.

Отмечены новые общественные явления, которые пока ждут дальнейших исследований: изменение ценностного отношения к получению образования в структуре ценностей личности; формирование рынка образовательных услуг, которые всегда оказываются востребованными, несмотря на меньшую востребованность подготовленных выпускников со средним или высшим профессиональным образованием на рынке труда. Научный интерес к вхождению российской системы образования (прежде всего высшего) в Болонский процесс также обусловлен попытками исследовать новые явления, связанные со становлением информационного общества и с новой ролью образования в нем.

Взаимосвязь многих научных исследований с педагогическими проблемами, применение междисциплинарного подхода позволяет сделать вывод о практической востребованности результатов исследований в сфере социологии образования. За последнее десятилетие в журнале «Высшее образование в России» появилось много трудов с результатами исследований, проведенных в сфере социологии высшей школы. Опубликованные в этом журнале статьи также можно разделить на следующие группы по тематике исследовании (приведены примеры тем статей, опубликованных в разделе «Социология образования» журнала «Высшее образование в России» за 2009-2011 гг.):

- исследования высшего образования как социальной ценности (место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города);

- исследования высшего образования как учебного процесса (педагогическое мастерство и личность преподавателя; модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ);

- исследования социологических аспектов образования как канала вертикальной мобильности в современном обществе (молодежный рынок труда в контексте социальной политики);

- исследования процесса управления высшим образованием как частью социального института образования, в том числе на уровне вуза (опыт управления качеством высшего образования, политика вуза в условиях демографического спада, оценка качества образования в вузе: неоинституциональный подход; социальные технологии в управлении современным университетом);

- исследования социального поведения участников образовательного процесса в высшей школе, т.е. студентов и преподавателей как представителей социальных групп (поведенческие риски студентов; готовность преподавателей к инновационным преобразованиям в высшей школе; социальный портрет современного студенчества).

А. М. Осипов и Н. А. Матвеева (2009), анализируя итоги исследований, освещенных в журнале «Высшее образование в России» за последние годы, отметили характерные тенденции, среди которых наиболее важными можно назвать две следующие:

- один из важнейших потоков эмпирических исследований ориентирован на выявление взаимосвязей между системой образования и социальной структурой. Их актуальность, вследствие рыночной трансформации и глубочайшего социально-экономического расслоения российского общества, усилилась. Эти исследования заслуживают развития и скорейшего перевода в плоскость социальной и образовательной политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наиболее ощутимый пробел сохраняется сегодня в эмпирических исследованиях современной образовательной политики [4, с. 36-43].

Определенные возможности для развития социологических исследований образования как социального института представляет сотрудничество социологов и педагогов. С 2010 г. вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в высшем профессиональном образовании и начинают вводиться в среднем. Как известно, в новых ФГОС важное место занимает содержание программ подготовки на основе необходимых общекультурных и профессиональных компетенций выпускников (в том числе бакалавров и магистров). Возникает необходимость исследования образования, в частности высшего, как социокультурного явления и педагогического процесса, но в новых условиях, в связи с информатизацией общества [5, с. 51].

В социологии образования уже не первое десятилетие идет процесс формирования внутриотраслевых направлений. Следует согласиться с тем, что в современной отечественной социологии образования ядром, задающим предметное единство отрасли, являются научные представления о структуре и функциях социального института образования, а также о социальных отношениях субъектов образования, характеризующих состояние и развитие этой социальной системы [4, с. 38]. Тематика научных статей и защищенных докторских диссертаций позволяет отметить, что системный и институциональный подходы определяют содержание концепций и исследований образования разных уровней. Довольно распространенным остается макросоциологи-ческий подход, адаптированный к современным российским условиям. Исследования образования как социального института во многом способствовали пониманию изменений в социальной структуре современного российского общества и современных социальных процессов в нем. При этом все больше утверждается и другой подход, который можно назвать микросоциологиче-скими концепциями социопсихологического характера, где социальные отношения исследуются через восприятие и понимание представителей отдельных социальных групп. Это восприятие и понимание способствует конструированию социальных отношений, характерных для всего общества, но воспроизведенных в какой-либо социальной группе с учетом особенностей именно этой группы.

Список литературы

1. Зборовский, Г. Е. Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») / Г. Е. Зборовский, Н. В. Коврова // Социологические исследования. -2000. - № 6. - С. 21-29.

2. Осипов, А. М. Социология образования в России: проблемы и перспективы / А. М. Осипов, В. В. Тумалев // Социологические исследования. - 2004. - № 7. -С. 120-126.

3. Найденова, Л. И. Некоторые тенденции развития современной российской

социологии / Л. И. Найденова // Современные тенденции развития мировой социологии : материалы международной научно-практической конференции

5-6 ноября 2010 г. - Пенза - Ереван - Прага : ООО НИЦ «Социосфера», 2010. -С. 17-22.

4. Осипов, А. М. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 36-41.

5. Найденова, Л. И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 47-52.

Найденова Людмила Ивановна доктор социологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Пензенская государственная технологическая академия

E-mail: linajdenova@yandex.ru

Naydenova Lyudmila Ivanovna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of psychology and pedagogy, Penza State Technological Academy

УДК 316.334 Найденова, Л. И.

Тенденции исследования системы образования как социального института в современном российском обществе / Л. И. Найденова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2011. - № 4 (20). - С. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.