Мартиросян Артур Гарриевич
Тенденции инвестиционной политики России в посткризисный период
Аннотация: В статье рассмотрены изменения в государ-Студент 5 курса ственной инвестиционной политике России и выявлены следующие Российский университет дружбы тенденции: внесение поправок в существующее законодательство;
народов создание различных организационных структур для совершенство-г. Москва вания инвестиционного климата; активизация сотрудничества с
международными институтами развития.
Ключевые слова: инвестиционная политика; инвестиционный климат; тенденции в инвестиционной политике.
Martirosyan A.G. Tendencies of investment policy of Russia during the post-crisis period
Abstract: In article changes in the state investment policy of Russia are considered and the following tendencies are revealed: amending the existing legislation; creation of various organizational structures for improvement of investment climate; enhancing cooperation with the international institutes of development. Key words: investment policy; investment climate; tendencies in investment policy.
В последние годы в России наблюдается изменение государственной инвестиционной политики, в том числе относительно иностранных инвестиций и участия в мировом инвестиционном процессе. Так, например, принят Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ, целью которого является привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций и эффективное их использование в условиях соблюдения международных правил инвестиционного сотрудничества [4]. Правительство РФ, понимая значимость правильной инвестиционной политики для привлечения иностранных инвесторов и улучшения инвестиционного климата в России, продолжает разрабатывать и реализовывать государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Так, определяется перечень приоритетных инвестиционных проектов, привлекаются инвестиционные кредиты международных финансовых инвестиций и иностранных государств, обеспечивается реализация федеральных программ по привлечению иностранных инвестиций, осуществляется контроль за подготовкой и заключением международных договоров и инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами и т.д.
Для совершенствования инвестиционного климата в стране создаются различные организационные структуры [6].
В 2011 году был создан Российский фонд прямых инвестиций, целью которого является привлечение иностранных инвестиций в экономику страны с обеспечением максимальной доходности. В экспертный совет фонда входят известные представители мирового инвестиционного сообщества, что позволило успешно реализовать несколько крупномасштабных проектов. В настоящее время эксперты фонда прорабатывают более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов США.
В 2010 году был создан Институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов, где Минэкономразвития РФ выполняет функции аппарата омбудсмена. К марту 2012 года из поступивших 87 обращений с проблемами 67 проблем (77 %) были успешно решены на федеральном уровне. В регионах функции инвестиционных омбудсменов (региональных уполномоченных) возложены на заместителей полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. На региональном уровне к марту 2012 года из поступивших 181 обращений больше половины были успешно решены.
В мае 2011 года создано Агентство стратегических инициатив для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Так, Агентством разработан стандарт региональной политики для развития бизнес среды,
предусматривающий единые правила поддержки бизнеса в субъектах РФ, в том числе принятие регионального закона о защите прав и механизмах поддержки инвесторов. В настоящее время Минэкономразвития России совместно с АСИ ведется работа по внедрению Стандарта в различные регионы России.
В 2011 году для поддержки российского экспорта создано Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. По данным Минэкономразвития РФ работа Агентства позволит к 2015 году обеспечить страховой поддержкой более 30% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг.
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 году для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата. Для повышения эффективности работы Консультативного совета в 2010 году были изменены его структура и принципы деятельности, направленной на оперативное решение проблем иностранных инвесторов и совершенствование условий ведения бизнеса в России. В состав совета входят более 40 иностранных компаний.
Таким образом, создание различных организационных структур для совершенствования инвестиционного климата является одной из тенденций в инвестиционной политике России.
Для улучшения инвестиционного климата необходимо изменение существующего законодательства, что является следующей тенденцией в инвестиционной политике России. На примере утвержденного Правительством РФ в 2010 году Плана мероприятий по упрощению строительных процедур как одной из основных мер по улучшению инвестиционного климата в России можно наблюдать тенденцию внесения поправок в существующее законодательство [4; 6]. Так, в соответствии с Планом, отменена обязательная техническая инвентаризация при новом строительстве капитальных объектов и осуществлении первичного государственного технического учета, что позволяет ускорить ввод строительных объектов в эксплуатацию на 30-90 дней. Введена поправка, позволяющая считать заключение организации негосударственной экспертизы достаточным основанием для получения разрешения на строительство (за исключением уникальных, технически сложных и особо опасных объектов). Сокращено количество объектов капитального строительства, относимых к категории уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Введен запрет на проведение контрольно-надзорными органами внеплановых проверок на объектах капитального строительства, строго регламентированы основания проведения плановых проверок и сокращено их количество. Введен институт оценки регулирующего воздействия при разработке и принятии федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную сферу деятельности, а также сокращено число лицензируемых видов деятельности. Усовершенствованы требования к документам территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории. Оптимизированы правила технологического присоединения к электрическим сетям в части уточнения прав и обязанностей сторон, определения сроков для установления органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение и др.
Вышеперечисленные поправки позволяют сократить временные (продолжительность оформления разрешений может доходить до 3 лет) и финансовые затраты инвесторов на получение разрешения на строительство.
Инфраструктурные ограничения были одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране. С целью улучшения инвестиционного климата в стране, начиная с 2009 года, был реализован ряд мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений. Так, в 2008 году стоимость технологического присоединения к московским электросетям являлась самой высокой в мире для услуг подобного рода и составляла около 100 000 руб. за 1 киловатт присоединенной мощности. В результате принятых мер стоимость технологического присоединения к московским электросетям к началу 2011 года была снижена в 5,5 раз.
Для привлечения в российскую экономику высококвалифицированных иностранных специалистов в миграционное законодательство был внесен статус такой категории иностранных граждан как «высококвалифицированные иностранные специалисты» и ряд поправок по упрощению миграционных процедур. Введена возможность привлекать без разрешений на работу преподавателей и научных работников для осуществления научной деятельности в вузах, научных и инновационных организациях. В результате принятых мер с 2010 по 2012 годы наблюдается рост динамики привлечения
168
высококвалифицированных иностранных специалистов. При этом из общего количества привлеченных специалистов около 67 % (13540 чел.) заняты управленческой деятельностью. Что касается отраслевого среза, то 35% специалистов заняты в сфере операций с недвижимым имуществом, 21,9% -в оптовой и розничной торговле, 11,1% - в финансовой деятельности.
Совершенствование таможенного администрирования является еще одной мерой в инвестиционной политике России. В 2010 году вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший основные нормы таможенного администрирования (срок выпуска товаров; количество документов для экспорта несырьевых товаров; объем финансовых гарантий для таможенного представителя и таможенного перевозчика; срок оплаты таможенных платежей). В развитие Таможенного кодекса в ноябре 2010 года был принят закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в котором законодательно закреплен перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами для экспорта и импорта, упрощен ввоз и вывоз научных коммерческих образцов, введена возможность поставки товаров в производство получателем груза до завершения таможенного оформления и др.
Налоговая политика также должна быть направлена на усиление инвестиционной привлекательности страны путем реализации налоговых стимулирующих мер. В посткризисный период в Налоговый кодекс РФ [4; 6] введены дополнительные основания по инвестиционному налоговому кредиту, а также приняты меры по налоговому стимулированию венчурного инвестирования и инновационной деятельности.
Активизация сотрудничества с международными институтами развития, в частности с Европейским банком реконструкции и развития, является еще одной тенденцией в инвестиционной политике России. Так, в 2011 году достигнут максимальный уровень финансирования Европейским банком реконструкции и развития проектов в России (2,9 млрд. долл.). При этом, объём инвестиций в сферы промышленности, торговли и сельского хозяйства впервые превысил инвестиции в финансовый сектор. Кроме того, в 2011 году с участием Европейского банка реконструкции и развития реализован крупнейший проект - приобретение еврооблигаций РЖД на сумму 140 млн. долл. из общего выпуска в 350 млн. долл. В настоящее время в России Европейским банком реконструкции и развития проектов осуществляется финансирование проектов на сумму в 9,5 млрд. долл.
Отметим, что за счет реализации принятых в инвестиционной политике мер изменилась международная инвестиционная позиция РФ [6]. По данным исследования Doing Business, проводимого ежегодно Всемирным банком, Россия по прогрессу в улучшении инвестиционного климата вошла в первые 25 стран. По объему привлеченных и инвестированных ПИИ Россия входит в десятку стран, вместе с США, Японией, Великобританией, Китаем. По простоте осуществления предпринимательской деятельности среди 183 стран Россия поднялась с 120 места в 2009 году на 112 место в 2013 году.
Еще одной мерой, направленной на улучшение международной инвестиционной позиции России является организация и проведение ежегодного Петербургского международного экономического форума, основная аудитория которого - руководители крупнейших российских и иностранных компаний, главы государств и председатели правительств, министры и губернаторы.
Предпринимаемые Россией в рамках работы форума усилия по повышению динамики экономического роста и улучшению инвестиционного климата в стране дают определенные положительные результаты. Так, если в 2009 году по результатам работы форума было заключено 14 соглашений, то в 2010 году было подписано 47 инвестиционных соглашений и рамочных меморандумов о намерениях и сотрудничестве на общую сумму около 338 млрд. рублей, из которых 18 инвестиционных контрактов (соглашений) на сумму 275,6 млрд. рублей. В 2011 году было заключено более 50 соглашений на сумму около 200 млрд. рублей, а в 2012 году - 84 соглашения, из них девять соглашений-контрактов на сумму 360 млрд. рублей. Положительная динамика наблюдалась и в 2013 году -подписано 102 соглашения на общую сумму 9,6 трлн. рублей.
В работе Петербургского международного экономического форума принимает участие Президент РФ Путин В.В., отметивший в своем выступлении 2013 года предпринимаемые Россией усилия по повышению динамики экономического роста и улучшению инвестиционного климата в стране [7]. Было озвучено решение о вложении 450 миллиардов рублей из средств Фонда национального благосостояния в окупаемые инфраструктурные проекты. Учитывая интерес инвесторов к инфраструктурным проектам, Путин В.В. предложил руководителям крупнейших мировых инвестиционных
169
структур выступить партнёрами при реализации первых трёх таких проектов: высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань; центральная кольцевая автомобильная дорога, которая «изменит всю логистику перевозок в европейской части Российской Федерации, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от транзита, улучшить транспортную и экологическую обстановку самой столицы»; модернизация Транссибирской магистрали, что даст «мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири» [7].
В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ также отметил, что «по качеству налогового администрирования Россия сделала серьёзный шаг вперёд, поднялась в мировом рейтинге сразу на 30 пунктов: с 94-го на 64-е место» [7].
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по созданию благоприятных условий для работы на российском рынке, эффективность иностранных вложений в экономику России недостаточно высока [3; 5].
Что касается прогнозов по вложению иностранных инвестиций в экономику нашей страны, то по данным ЮНКАД и мнению руководителей транснациональных корпораций Россия входит в десятку наиболее перспективных принимающих стран на 2012-2014 годы наряду с такими развитыми странами как США, Германия, Австралия [1, с. 7; 2].
В заключение отметим, что для привлечения инвестиций и получения от них выгод необходимы поправки к существующим законам, стабильная политическая и экономическая ситуация, а также поиск новых решений для улучшения инвестиционного климата страны.
Библиографический список
1. Доклад о мировых инвестициях. Обзор к инвестиционной политике нового поколения: Конференция организации объеденных наций по торговле и развитию, 2012. - http://www.unctad-docs.org
2. Доклад о мировых инвестициях. Обзор к инвестиционной политике нового поколения: Конференция организации объеденных наций по торговле и развитию, 2013. - http://www.unctad-docs.org
3. Российский статистический ежегодник, 2012 М.: Финансы и статистика, 2013. -http://www.gks.ru
4. Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ - http://base.consultant.ru/
5. http://www.gks.ru
6. http://www.economy.gov.ru
7. http://www.kremlin.ru/news/18383