ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
К.О. Пименова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
001:10.24412/2500-1000-2024-1-4-149-151
Аннотация. В последние несколько лет существенно вырос уровень внутреннего туризма в Российской Федерации. Волгоградская область не стала исключением. Регион обладает историческими местами и памятниками, а развитие туристической отрасли является одним из направлений экономической политики региона. За последний год поток туристов в регионе вырос на 12%. В статье указываются особенности развития туризма в регионе, основные проблемы, которые существуют в данной сфере в Волгоградской области, а также механизмы управления, которые способствуют решению данных проблем.
Ключевые слова: туризм, инновация, исторические места, памятники, туристическая отрасль.
В России в 2023 г. зафиксировали значительный рост спроса на внутренний туризм. За год он вырос на 20%. За январь-сентябрь 2023 г. по данным Росстата Волгоградская области вошла в ТОП 30 регионов России с максимальным внутренним турпотоком. Волгоградская область находится на 27 месте. Турпоток по сравнению с 2022 годом вырос на 9,6%. Всего в
2023 г. Волгоградскую область посетили 1,7 млн туристов, музей-заповедник «Сталинградская битва» стал вторым по посещаемости в России [1].
В настоящее время в России реализуется программа льготного кредитования крупных инвестиционных проектов, до 20 февраля идет отбор новых проектов. С
2024 г. механизм стал распространяться и на строительство круглогодичных парков развлечений, аквапарков и инфраструктуры для горнолыжных курортов.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» российским регионам выделяются субсидии на развитие пляжей, разработку новых туристических маршрутов, обустройство центров городов. При поддержке государства реализуется свыше сотни крупных проектов в 38 регионах. В том числе и Волгоградская область. 63 проекта в сфере туризма получили поддержку государства в 2023 г. Средства направили на приобре-
тение оборудования для туробъектов, создание модульных средств размещения и другие цели. В 2023 г. поддержка позволила развить новые туристические локации, предложить гостям более качественные и разнообразные варианты для отдыха.
К поддержанным инициативам относятся - обустройство пляжей, приобретение современного оборудования, снаряжение инвентаря, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание детских и спортивных зон отдыха и пунктов общественного питания, разработка новых туристических маршрутов, создание электронных путеводителей и другие [2].
Волгоградская область является регионом с богатым культурно-историческим наследием, история и памятники культуры региона широко известны не только в России, но и за рубежом. Достаточно сильным импульсом к развитию туризма послужил Чемпионат мира по футболу 2018 г., так как матчи проходили в том числе и в Волгограде.
В последнее время перспективными и развивающимися видами туризма в регионе являются этнографический и событийный туризм, что обусловлено многонацио-нальностью и наличием большого числа различных этнических культур на территории Волгоградской области: малые го-
рода северо-западной и западной части территории области являются чаще всего историческими поселениями донских казаков - станицами с их патриархальным укладом и представлениями о жизни. Интерес представляют как сами поселения, так и их территориальная локализация: среди них до сих пор нет крупных поселений, а сами они образуют сетчатую структуру из ландшафтно-адаптивных планиметрических поселений [3].
За последние 10 лет в Волгоградкой области ведется активное обновление транспортной инфраструктуры, повышается привлекательность городской среды. В самом городе были построены такие новые объекты как стадион «Волгоград Арена», музей «Россия - моя история», парк в пойме реки Царицы, новая набережная вдоль Волги. На сегодняшний день на территории Волгоградской области действует более 260 туристических и экскурсионных маршрутов, как в самом городе, так и в области, в наиболее значимые и интересные места.
Большое внимание в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 г. уделяется инновациям, как главным двигателям прогресса в данном экономическом секторе. Цифровизация в туризме является предпосылкой для повышения рентабельности отрасли, постепенного перехода традиционных участников рынка в онлайн-сферу с соответствующим переключением финансовым потоков [4].
Развитие туристического сектора в современной экономике может быть обеспечено рядом инновационных решений, начиная с преобразований в управленческой и маркетинговой деятельности туроператоров и заканчивая диверсификацией самого туроператора и способами его предоставления. Большое значение для развития внутреннего туризма имеют инновационные преобразования туристического продукта на уровне региона. К данным инновационным продуктам относятся
разработка и проведение инновационных мероприятий, новые услуги, новые туристические и экскурсионные маршруты или их модификация, в том числе с использованием цифровых технологий, новые виды туризма [5].
Среди проблем в сфере туризма Волгоградской области исследователи выделяют низкий уровень транспортной доступности в регионе; недостаточная информация потенциальных туристов о потенциальных возможностях Волгоградской области; низкий уровень маркетинговой деятельности для продвижения региона как привлекательного туристического направления [6].
В настоящее время в целях развития туризма в Волгоградской области, на мой взгляд, следует активизировать направления, которые функционируют в Волгоградской области: восстановление имеющих культурно-историческое значение усадьб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадеб-но-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма; восстановление внутреннего водного туризма; развитие научного туризма -создание археологических лагерей, где туристы принимают непосредственное участие в проведении раскопок, познают историю интереснейшей кочевой империи -Золотой Орды, а также туристы узнавали бы больше о событиях, которые происходили в регионе в разные века.
Таким образом, на данный момент Волгоградский регион имеет достаточно высокий потенциал развития внутреннего туризма. Развитие данной сферы в регионе поддерживается со стороны государства, а также администрацией Волгоградской области. Развитие туризма в Волгоградской области в 2018-2023 гг. имеют положительную тенденцию, увеличивается поток туристов, строятся новые объекты, разрабатываются новые туристические маршруты.
Библиографический список
1. Официальный портал органов власти Волгоградской области. Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.volgograd.ru/news/507503/.
2. Официальный портал органов власти Волгоградской области. Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.volgograd.ru/news/509926/.
3. Ястребова Н.А., Етеревская И.Н. Рекреационный комплекс Волгоградской области: региональные особенности и потенциал территориального развития кластеров / Н.А. Ястребова, И.Н. Етеревская // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - 2023. -Вып. 5 (93). - С. 214-221.
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/.
5. Халаева Э.М. Инновации управления в туристической сфере / Э.М. Халаева // Управление и современность: междисциплинарный дискурс: сборник. - 298 с.
6. Волков С.К. Современное состояние туристской сферы Волгоградской области: тенденции развития и точки роста / С.К. Волков // Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. - 2019. - Т. 46. № 2. - С. 199-204.
TRENDS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE
VOLGOGRAD REGION
X.O. Pimenova, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. In the last few years, the level of domestic tourism in the Russian Federation has increased significantly. The Volgograd region was no exception. The region has historical sites and monuments, and the development of the tourism industry is one of the directions of the economic policy of the region. Over the past year, the flow of tourists in the region has increased by 12%. The article highlights the peculiarities of tourism development in the region, the main problems that exist in this area in the Volgograd region, as well as management mechanisms that contribute to solving these problems.
Keywords: tourism, innovation, historical sites, monuments, tourism industry.