УДК: 330.35:332 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-53-63
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Полянин А.В., Докукина И.А.1
В статье рассмотрены современные направления экономического роста в Российской Федерации, в том числе и с учетом специфики регионального развития. Проведенное научное исследование проблем роста экономики позволило авторам представить матрицу взаимосвязи экономического роста и развития на региональном уровне. Особой значимостью обладает теоретический базис, представленный в ходе изучения заявленной проблемы, он дает возможность рассмотреть четыре вектора развития теории экономического роста в рамках стабилизации экономических процессов.
Представленный системный анализ позволил визуализировать механизм формирования устойчивого регионального развития, сформировав оболочку стратегии экономического роста. При этом ее совершенствованию будет способствовать своевременная корректировка государственной экономической политики, а представленные процессы на конкретных этапах будут формировать целевые ориентиры.
Ключевые слова: экономический рост, регион, прогноз, государственная экономическая политика, экономическое развитие, показатели экономического роста, региональное развитие.
TRENDS AND FORECASTS OF ECONOMIC GROWTH FOR THE RUSSIAN ECONOMY:
REGIONAL ASPECT
POLYANIN A.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor at the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: polyanin.andrei@yandex.ru
DOKUKINA I. A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e -mail: dokukina.orags@mail.ru.
In the article the modern directions of economic growth in the Russian Federation are considered taking into account specifics of regional development. The conducted scientific research of problems of growth of economy has allowed authors to present a matrix of interrelation of economic growth and development at the regional level. The theoretical basis presented during studying of the declared problem has the special importance; it gives the chance to consider four vectors of development of the theory of economic growth within stabilization of economic processes.
Полянин Андрей Витальевич — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: polyanin.andrei @yandex. ш
Докукина Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл,
б. Победы, д. 5а, е-mail: dokukina.orags@mail.ru
The submitted system analysis allowed to visualize the mechanism of formation of sustainable regional development, having created a cover of strategy of economic growth. At the same time its improvement will be promoted by timely correction of the state economic policy and the presented processes at concrete stages will form target reference points.
Keywords: economic growth, region, forecast, state economic policy, economic development, indicators of economic growth, regional development.
Экономический рост является одним из главных комплексных показателей изменения уровня динамики развития национального хозяйства. Данная дефиниция показывает трансформации как материально-сырьевой, так и социальной составляющих благосостояния человеческого общества в ходе формирования его вектора развития. При этом достижение значительной прогрессирующей динамики экономического роста с учетом процессов глобализации является важнейшей проблематикой современной экономической науки.
Учитывая то, что переход на постоянный и устойчивый вектор развития является одним из основных стратегических целевых ориентиров государственной экономической политики, необходимы, с одной стороны, комплексное исследование текущего положения, а с другой -анализ, который будет направлен на научные исследования по расширению знаний об источниках и свойствах экономического роста. Проведенное исследование обширных научных представлений об экономическом росте говорит о том, что описательная база этого явления далеко не является окончательной.
В национальной экономике наблюдаются негативные явления: уменьшение объемов внутреннего продукта, соподчиненность его динамики уровню цен на сырьевые ресурсы, снижение темпов инвестиционных процессов, сокращение инновационной деятельности, что в комплексе приведет к уменьшению уровня качества жизни в Российской Федерации. Необходимо отметить, что в научной среде усилилась дискуссия относительно факторов и оснований падения экономики, при этом активно обсуждаются мероприятия, которые необходимо осуществить для преодоления негативных закономерностей и вывода экономики Российской Федерации на вектор устойчивого экономического роста. Таким образом, анализ и систематизация теоретико-методологических основ экономического роста, рассмотрение изменения и постоянного движения основных экономических показателей, определение мероприятий, нацеленных на восстановление уровня роста российской экономики, весьма актуальны в настоящее время.
Научное исследование проблемы роста экономики протекало по определенным этапам развития, его методологическая база постоянно развивалась, усложнялась и уточнялась. При этом изучение особенностей и инструментов, формирующих современное понятие экономического роста, дает возможность выделить объект исследования, четко сформулировать сам процесс развития как социальных, так и экономических систем. При этом подход к данному вопросу системно позволит нам представить достоверные прогнозы и эффективные механизмы его регламентации, для чего и была нами разработана и представлена в таблице 1 авторская матрица определения взаимосвязи экономического роста и развития именно на региональном уровне.
Проведенный анализ имеющейся экономической литературы по рассматриваемому вопросу дает возможность также сделать вывод о том, что в современном научном обозрении при теоретическом формулировании экономического роста как основного явления применяется совокупность понятий, категориальный анализ которых не имеет, на наш взгляд, завершенного характера с точки зрения регионального аспекта.
Таблица 1 - Матрица взаимосвязи экономического роста и развития на региональном уровне
Table 1 - Matrix of interrelation of economic growth and development at the regional level
Экономический рост Экономическое развитие
Усиливающееся Постоянный уровень Отстающее
Нарастающий Рост на основе или в сочетании с развитием Рост при отсутствии развития Рост при отрицательной направленности развития
Стабильный Развитие и отсутствие роста Непостоянство роста и развития Недостаток роста и/или уменьшение объема производства
Негативный Развитие при редуцировании объема производства Кризисные процессы без уменьшения качественного уровня производительности Кризисные явления производства с учетом снижения уровня развития
Изучение теоретического базиса дает возможность рассмотреть четыре вектора развития теории экономического роста:
- неоклассические теории, которые основаны на функции производственного развития;
- теории кумулятивного роста, которые являются неким синтезом неокейнсианских, институциональных и экономико-географических моделей развития;
- новейшие теории экономического роста, которые основаны на усиливающейся отдаче от размера и несовершенной конкуренции;
- иные теории, которые объединяют специфические и общие вопросы экономического роста.
В данном случае и сам термин «экономический рост» имеет различные определения в научной литературе. Современный экономический словарь определяет указанный выше термин как приумножение размеров совокупного производства и потребления в стране, определяемое такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход1.
Такие ученые, как У. Джевонс и Дж.Б. Кларк, давали следующую трактовку для термина «экономический рост»: приумножение выпуска продукции в экономике за определенный временной промежуток. Ученые неоклассического направления (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон и др.) представляли в научной среде экономический рост как количественное приумножение размера экономики, с сохранением при этом сформировавшихся к началу периода роста или устанавливаемых к этому моменту соизмерения между совокупностями основных показателей экономики.
На наш взгляд, более системно к понятию «экономический рост» подошел Нобелевский лауреат С. Кузнец, он определил экономический рост как долгосрочное приумножение способности хозяйства снабжать всевозможные потребности населения на основе все более эффективных технологических решений и соответствующих институциональных и
1 Лытнева Н.А. Принципы и функции управления внешнеэкономической деятельностью // В сборнике: Современное общество: наука, техника, образование. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в 4-х томах. Кызыргулов И.Р. - 2016. - С. 141-145.
идеологических деформаций1. Данная трактовка в большей степени отображает значение процессов, происходящих в экономике, для которой характерен рост, и в ней прослеживается взаимосвязь с человеческим фактором.
Необходимо отметить, что одни ученые изучают экономический рост по восходящей траектории исследования, то есть на уровне государства, макроэкономики (приумножение валового внутреннего продукта, национального дохода), а другие - по нисходящей траектории, с точки зрения приумножения благосостояния каждого человека индивидуально (приумножение уровня обеспеченности граждан различными товарами, услугами, в том числе финансовыми активами)2. Оба этих подхода необходимо рассматривать вместе, так как невозможно проводить исследование устойчивого экономического роста без приумножения объемов производства в совокупности с повышением доходов граждан страны3.
При этом региональное развитие и региональный рост являются необходимыми сегментами экономической системы. Регион в рамках стабилизации экономического развития является одним из основных и важных объектов правовых и экономических направлений взаимодействия в условиях глобализации, нацеленных на формирование контура самой региональной экономики, создание положительных условий формирования достойного уровня благосостояния. И в данном контексте здесь не обойтись без определенного «экономического приспособления» к многообразным факторам воздействия; формирования долгосрочной стратегии регионального развития; создания устойчивых рыночных отношений. Характерные особенности регионального развития необходимо принимать при формировании целевых программ, в этом и заключаются определенная сложность и структурность рассматриваемого аспекта по отношению к экономическому росту.
Устойчивый экономический рост в регионах предполагает определение резервов экономического развития и необходимость использования технологических решений и методических разработок управления, которые будут способствовать инвестиционному развитию и инновационному росту, формированию новой ресурсной базы, развитию инфраструктурного обеспечения и т.д.
Обратимся к итоговым показателям. По итогам 2016 г. по абсолютному показателю валового внутреннего продукта в объеме 1132,7 млрд. долл. США Россия занимает 12-е место, пропустив вперед, например, такие страны, как США (18558,1 млрд. долл. США), Китай (11383,0), Япония (4412,6), Германия (3467,8), Великобритания (2761,0), Франция (2464,8), Индия (2288,7) и т.д. При таком отставании от ведущих экономик мира по величине ВВП на душу населения Российская Федерация показывает очередное снижение уровня экономики. По итогам 2016 г. по величине валового внутреннего продукта в расчете на душу населения Россия занимает 73-е место среди стран мира. Согласно прогнозу МВФ, 2017 год для российской экономики будет сложным, ВВП сократится еще на 11,2%.
Естественно, данное место, которое занимает Российская Федерация, с точки зрения экономического роста предопределяется совокупностью факторов. При этом классификации
1 Щеголев А.В., Докукина И.А., Михайлова О.В. Соотношение валового регионального продукта и потребительских расходов населения в условиях формирования государственной экономической политики при определении вектора посткризисного развития // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 141-145.
2 Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Подходы к стратегическому планированию регионального развития // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2005. - № 1-2. - С. 21-23.
3 Леонова О.В., Крюкова О.А., Мироненко Н.В. Формирование регламента информационной системы «мониторинг результативности проектного управления» // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. -Т. 5. - № 3. - С. 157-164.
этих факторов также в научной литературе являются дискуссионными вопросом рассмотрения. Общее во всех классификациях заключается в следующем: все факторы экономического роста можно разбить как на внешние, так и внутренние. К внутренним факторам экономического роста необходимо отнести использование имеющейся ресурсной базы и резервов: финансово-экономических, кадровых, источников науки и знания, а также достижений. При этом к внешним факторам относятся заемные, привлеченные из других государств и регионов финансовые активы, сырьевая база, энергетические ресурсы, научные успехи специалистов и результаты исследовательской деятельности ученых. Рассмотрение последних факторов внешнего воздействия существенно углубляет масштабы и вероятностные пути развития национальной экономики, ускоряет темпы ее развития.
В существующей научной теории выделяют следующие направления экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Первый вектор развития связан с количественным приростом ресурсной базы, приростом валового продукта и достигается с помощью углубления сферы использования трудовых, материальных, природных ресурсов. При втором векторе развития объем вырабатываемых благ приумножается с помощью усовершенствования применения ресурсной базы на основе как научного, так и инновационного прогресса, использования более совершенных средств труда, инновационных технологий и способов организации производства.
Экстенсивный экономический рост протекает за счет:
- применения большего объема рабочей силы;
- появления новых организаций;
- приумножения числа единиц оборудования;
- привлечения дополнительных земель и т.п.
Квалификационный уровень работающих на производстве, производительность труда, качество оборудования и технология при этом не используются, таким образом, выход продукции и доход на единицу труда и капитала фиксируются как показатели, не прогрессирующие в динамике.
Интенсивный экономический рост формируется с помощью:
- возрастания уровня квалификации и профессиональной подготовленности рабочих кадров;
- применения более инновационного оборудования;
- внедрения новейших технологий (в том числе и ресурсосберегающих);
- использования научной организации труда;
- применения эффективных способов и методологии государственного регулирования и т.п.
Таким образом, приумножение производственных возможностей и рост валового
внутреннего продукта взаимосвязаны с трансформацией либо объемов ресурсной базы, либо их качества.
Естественно, при рассмотрении регионального аспекта на основные позиции экономистами-практиками продвигается применение такого механизма, как прогнозирование. На наш взгляд, именно социально-экономическое прогнозирование и является одним из основных способов создания стратегии устойчивого роста. Его необходимо рассматривать как неотделимую составляющую обоснования принятия решений как на уровне определенных организаций, территорий, так и на государственном уровне. Сформулированные обоснования, которые содержаться в экономическом прогнозе, применяются при четкой аргументации мероприятий при осуществлении экономической политики.
В качестве модельного механизма прогнозирования на долгосрочную перспективу, не соединенного с расчетами по производственной функции, могут также применяться
макроэкономические модели и инструменты, которые основаны на межотраслевом балансе. Модели межотраслевого и макроэкономического значения, как и производственная функция, сводят определение экономического роста к количественному анализу воздействия определенных факторов, в качестве которых, как правило, выступают элементы формирования ВВП.
Сформированные с помощью данных инструментов прогнозы являются основанием для видоизменения вектора экономической политики, в том числе и на уровне каждого региона. Данная дефиниция оказывает значительное воздействие на экономический рост, способствуя его развитию или создавая препятствия. Главное значение приобретают внешние аспекты, в том числе участие в международном разделении труда и в экономических интеграционных процессах, уровень открытости экономики мировому хозяйству. Направления стимулирования экономического роста в развитых странах на разных исторических этапах обладали своими специфическими особенностями и основывались на примере разнообразных концепций. Немного иное направление государственной политики, способствующее экономическому росту, - это поддержание конкурентоспособности и рациональной структуры производства с помощью законодательного регулирования налоговых и иных рычагов воздействия, прямого или косвенного субсидирования регионов.
Таким образом, можно утверждать: самым главным источником роста экономик становятся сформированные на основе науки технологические решения государственного регулирования, что еще раз подтверждает особую актуальность в изучении поставленного вопроса. Переход Российской Федерации к рыночному вектору развития сопровождался кризисными процессами в экономическом становлении и постоянным спадом производственных мощностей. Только начиная с 2000-х годов сформировалась, а затем стала постоянной положительная тенденция в развитии экономических процессов.
Отмечаем, что в период с 2000 по 2007 гг. наблюдался рост валового внутреннего продукта Российской Федерации на 62%1. Позитивные и достаточно стабильные тенденции были свойственны и для субъектов Российской Федерации. Но мировой финансово-экономический кризис, охвативший во втором полугодии 2008 г. российскую экономику, стал основанием изменения ее роста и быстрого снижения экономических оборотов, усугубления социальной проблематики и расплывчатости перспектив в дальнейшем развитии.
К началу 2009 г. возникла рецессия, которая сопровождалась ослаблением рубля, возрастанием безработицы, задержкой в реализации инвестиционных проектов. Во второй половине 2009 г. получилось ликвидировать спад экономической активности и в первом квартале 2010 г. восстановить экономический рост.
При этом уже в период 2009-2014 гг. проведенный статистический анализ демонстрирует уменьшение уровня динамики роста экономики. Рассматривая статистику, необходимо отметить, что в 2015 году валовой внутренний продукт снизился на 3,6% к предыдущему году.
Таким образом, негативный тренд ВВП, отсутствие устойчивой траектории экономического развития, инновационных государственных решений в области экономической политики, которые бы вели страну к экономическому росту, дают возможность говорить о новом периоде экономической нестабильности, вызванном внутренними факторами развития.
Спад экономического развития в Российской Федерации и неспособность перейти на докризисный уровень экономического роста говорят о недостаточности возможностей
1 Головина Т.А., Поповичева Н.Е., Авдеева И.Л. Управление инвестициями в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 370-377.
сформировавшейся модели возрастания (приумножения) сырьевого сектора, которая главным образом зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители и непрерывно приумножает угрозу закрепления за Российской Федерацией роли сырьевого сегмента развитого мира.
Отрицательные процессы, которые происходят в стране, прослеживаются и при рассмотрении положения регионов. ВРП позволяет соизмерять валовую добавленную стоимость, устанавливаемую при помощи исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. Данный показатель применяется в анализе экономического состояния отдельных территориальных структурных единиц страны. Кроме того, его возможно использовать не только для анализа, но и для сопоставления аналогичных показателей по ряду федеральных округов, субъектов РФ.
Уровень роста их ВРП в последние годы значительно снизился. Минимальные темпы прироста ВРП в рассматриваемом периоде показали Дальневосточный, Центральный и Уральский федеральные округа, что и нашло свое отражение на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура валового регионального продукта России по федеральным округам в среднем за 2008 - 2016 гг., %
Figure 1 - Structure of gross regional product of Russia according to federal districts on average for 2008-2016, %
Главное место в структуре валового регионального продукта Российской Федерации занимает ВРП ЦФО, на долю которого в 2008-2016 годах в среднем приходилось 36% всеобщего объема1. На наш взгляд, рациональном в дальнейшем более подробно рассмотреть характеристику, состав и структуру валового регионального продукта ЦФО в разрезе самих регионов.
Предельными значениями ВРП обладают регионы со сформированной и устойчивой промышленной базой. В среднем по стране доля промышленности в структуре ВВП составляет 24%. B отраслевой структуре промышленного комплекса Российской Федерации преобладают обрабатывающие производства.
На наш взгляд, именно на промышленно развитых регионах в большей степени отразились кризисные явления. Докризисного уровня производства получилось достичь практически всем регионам. Однако в период с 2012 по 2014 г. темпы роста промышленного производства стали замедляться.
1 Полянин А.В., Суровнева В.А. Выявление взаимовлияния переменных и функции на темпы экономического роста регионов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 5 (46). - С. 213-216.
Большое значение для экономического роста имеют производства, производящие продукцию для внешних рынков, это связано с тем, что за счет их налоговых отчислений образуется большая часть региональных бюджетов. С 2000 по 2015 г. экспорт товаров и услуг в целом по стране увеличился в 3,3 раза. Самые большие темпы роста были свойственны для Центрального, Дальневосточного и Южного федеральных округов.
Далее рассмотрим импорт: с 2000 по 2015 г. он в целом по стране возрос в 5,4 раза. Самый большой его уровень был свойствен для тех же федеральных округов -Дальневосточного (в 9,7 раза), Центрального (в 6,9 раза) и Южного (в 5,1 раза).
Анализ товарного состава экспорта и импорта демонстрирует небольшой уровень технологических границ в Российской Федерации. При этом нельзя не отметить, что в стране имеется большая дифференциация регионов по инвестиционной привлекательности. Разрыв между наиболее и наименее инвестиционно привлекательными федеральными округами достигает почти 3 раз. Основная масса инвестиций вкладывается в регионы-лидеры по экономическому развитию.
На наш взгляд, нельзя оставить без внимания анализ покупательской способности населения, которая находится в зависимости от уровня увеличения реальных имеющихся доходов. При этом указанный показатель закрепляет предельную границу возможного экономического роста. Необходимо отметить, настоящие располагаемые доходы населения нашей страны в течение 2009-2012 гг. увеличивались ежегодно в среднем на 3,4 %, но с 2013 по 2015 г. показатель уменьшился на 10 %.
Учитывая, какой уровень различия свойственен современному российскому обществу, нетрудно установить, что в Российской Федерации указанная неритмичность в распределении доходов с большой вероятностью проявляется еще сильнее. Так как увеличение благосостояния характерно только для незначительного количества граждан, предельная граница возможного экономического роста в Российской Федерации может быть еще ниже.
Во второй половине 2015 г. отчетливо прослеживается нестабильность социальных настроений - системного показателя, который отражает состояние общества в целом. При этом население беспокоит отсутствие положительных изменений в динамике материального развития. Небольшой уровень заработной платы, увеличение цен и в целом экономическая обстановка - наиболее острые проблемные аспекты в рамках формирования экономического роста, которые отмечали в различных социологических опросах жители страны в 2016 г.
Непростая экономическая ситуация затрудняет положительные изменения, происходящие в демографической сфере страны. Имеющиеся показатели рождаемости в 1,3 раза меньше, чем нужно для простого воспроизводства населения1.
Таким образом, уменьшение значений основных макроэкономических показателей, нестабильная воспроизводственная структура экономики Российской Федерации продолжают говорить нам о посткризисной непростой обстановке. На наш взгляд, страна перейдет на вектор устойчивого экономического роста хозяйства только за счет осуществления нового, наукоемкого государственного регулирования. Практическая реализация указанных мероприятий призывает к восстановлению всех предыдущих высот в экономическом развитии и плановых методов, структуризации различных ресурсов на приоритетных направлениях.
К началу 2017 г. в российской экономике сформировался уникальный набор положительных тенденций. Во-первых, совершилась адаптация экономики к новым ценовым установкам, обеспечившая возрастание уровня прибыли многих видов экономической
1 Polyanin A.V., Moiseev V.V. Modern agricultural policy of import substitution and management in agricultural complex of
Russia // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2016. - T. 59. - № 11. - C. 38-45.
деятельности. Во-вторых, в ходе спада большая доля производственных мощностей, запущенных в производство в последние десять лет, оказалась не полностью загруженной. В-третьих, количество занятых в реальном секторе из-за небольших темпов высвобождения работников соответствует более значительным параметрам производства, что частично смещает проблематику ограничений по трудовым ресурсам и разрешает довольно стремительно наращивать объемы производства. В-четвертых, мы наблюдаем вытеснение импорта с внутреннего рынка, которое обеспечивает существенное пространство для расширения спроса на отечественном рынке.
На наш взгляд, развивать имеющиеся тенденции позволит корректировка государственной экономической политики в рамках представленного на рисунке 2 авторского механизма формирования устойчивого регионального развития.
Рисунок 2 - Механизм формирования устойчивого регионального развития Figure 2 - Mechanism of formation of sustainable regional development
Несомненно, что устойчивый экономический рост подразумевает государственное регулирование осуществления всех социальных и экономических процессов. Значимыми элементами механизма формирования устойчивого регионального развития являются индикативные показатели и методология прогнозирования. Данные элементы дают возможность увеличить значимость регионов как структурных единиц стабильного экономического роста, эффективно реализовывать государственные программы, развивать инновационные потенциалы, способствовать эффективному применению ресурсов и т.д. И в данном случае, важнейшая задача на среднесрочную перспективу должна заключаться в том,
чтобы, основываясь на внутренних резервах финансирования, преобразовывать встречающиеся предпосылки в действующие факторы экономического роста.
В процессе формирования устойчивой экономической оболочки региона показатели экономического роста и процессы прогнозирования выполняют следующие функциональные обязанности:
- систематизация целевых установок и задач экономического роста;
-оценивание степени эффективного образования структурных процессов экономики сквозь призму стабильного развития;
- устанавливают эффективность применения ресурсов на региональном уровне;
- вносят правки в стратегию устойчивого регионального развития;
- систематизация принимаемых управленческих решений;
- дают возможность провести анализ устойчивого развития в регионе.
Региональная стратегия устойчивого роста представляет собой совокупность действий, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, определенных существующими ресурсами. При этом вектор развития регионов видоизменяется в зависимости от этапа развития, внешних и внутренних факторов. То есть сами процессы, способствующие экономическому росту, формируют целевые ориентиры развития государства на конкретном этапе. Правительство ставит перед нами как перед учеными цели, но при этом становится понятно, что Российской Федерации развиваться с уровнем экономического роста, который будет превышать среднемировой, на наш взгляд, очень непросто. Хотелось бы отметить следующие результаты прогнозов экономического роста в нашей стране: к 2020 году существует возможность выйти на рост ВВП, который превышает 4%, а к 2025 году - выше 6%.
Устойчивая оболочка модели будущего взаимосвязана с увеличением уровня производительности, реформированием государственного управления, стимулированием инициатив, формированием сферы для развития человеческого потенциала, развитием страны умных и творческих управленцев и т.д.
Устойчивая оболочка модели будущего взаимосвязана с увеличением уровня производительности, реформированием государственного управления, стимулированием инициатив, формированием сферы для развития человеческого потенциала, развитием страны умных и творческих управленцев и т.д.
Успех экономического роста - соединение микроэкономических процессов и макроэкономических управленческих решений. Что ждет нас, если мы не перейдем на вектор роста? Нас ждут новейшие экономические реалии в условиях турбулентности экономики.
Таким образом, из проведенного исследования экономического развития в данный посткризисный период, раскрытых проблем и имеющейся ресурсной базы и источников восстановления экономического роста в Российской Федерации основными направлениями государственной экономической политики должны быть: поддержание активности экономической деятельности, в том числе и на региональном уровне, формирование внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, переход к инновационному курсу развития экономики.
Библиография/References:
1. Головина Т.А., Поповичева Н.Е., Авдеева И.Л. Управление инвестициями в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 370-377.
2. Леонова О.В., Крюкова О.А., Мироненко Н.В. Формирование регламента информационной системы «мониторинг результативности проектного управления» // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 157-164.
3. Лытнева Н.А. Принципы и функции управления внешнеэкономической деятельностью // Современное общество: наука, техника, образование. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Кызыргулов И.Р. - Том. II. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - Нефтекамск, 2016. - С. 141-145.
4. Полянин А.В., Суровнева В.А. Выявление взаимовлияния переменных и функции на темпы экономического роста регионов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 5 (46). - С. 213-216.
5. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Подходы к стратегическому планированию регионального развития // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2005. - № 1-2. - С. 21-23.
6. Щеголев А.В., Докукина И.А., Михайлова О.В. Соотношение валового регионального продукта и потребительских расходов населения в условиях формирования государственной экономической политики при определении вектора посткризисного развития // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 141-145.
7. Varlamov N.V., Polyanin A.V. Scientific approaches for development of corporate management theory //Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - Т. 62. - № 2. - С. 4-11.
1. Golovina, T.A., Popovicheva, N.E., Avdeeva, I.L. (2016) Upravlenie investitsiiami v novye promyshlennye tochki rosta: budushchee territorii operezhaiushchego razvitiia v monogorodakh [Management of investments into new industrial points of growth: future of territories of the advancing development in monotowns] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 6. - P. 370-377. (In Russ.)
2. Leonova, O.V., Kriukova, O.A., Mironenko, N.V. (2016) Formirovanie reglamenta informatsionnoi sistemy «monitoring rezul'tativnosti proektnogo upravleniia» [Formation of regulations of information system "performance monitoring of project management"] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Journal of Public and Municipal Administration]. - T. 5. - № 3. - P. 157-164. (In Russ.)
3. Lytneva, N.A. (2016) Printsipy i funktsii upravleniia vneshneekonomicheskoi deiatel'nost'iu [Principles and functions of managing foreign economic activity] // Sovremennoe obshchestvo: nauka, tekhnika, obrazovanie [Contemporary society: science, technology, education]. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem Kyzyrgulov I.R. - Tom. II. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsii i perspektiv razvitiia. - Neftekamsk. - P. 141-145. (In Russ.)
4. Polianin, A.V., Surovneva, V.A. (2015) Vyiavlenie vzaimovliianiia peremennykh i funktsii na tempy ekonomicheskogo rosta regionov [Identification of the mutual influence of variables and functions on the growth rates of regions] // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Novye gumanitarnye issledovaniia. - № 5 (46). - P. 213-216. (In Russ.)
5. Risin, I.E., Treshchevskii, Iu.I. (2005) Podkhody k strategicheskomu planirovaniiu regional'nogo razvitiia [Approaches to strategic planning of regional development] // Vestnik Voronezhskogo instituta ekonomiki i sotsial'nogo upravleniia. - № 1-2. - P. 21-23. (In Russ.)
6. Shchegolev, A.V., Dokukina, I.A., Mikhailova, O.V. (2017) Sootnoshenie valovogo regional'nogo produkta i potrebitel'skikh raskhodov naseleniia v usloviiakh formirovaniia gosudarstvennoi ekonomicheskoi politiki pri opredelenii vektora postkrizisnogo razvitiia [The ratio of the gross regional product and consumer spending of the population in the conditions of the formation of state economic policy in determining the vector of post-crisis development] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship]. - № 2-2 (79-2). - P. 141-145. (In Russ.).