ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 1
Е.С. Пыльцина
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СОВРЕМЕННОЙ КАМБОДЖИ (1993-2009)
Камбоджа — одна из трех наименее развитых стран Юго-Восточной Азии. Основой ее экономики является аграрный сектор, который обеспечивает занятость большей части экономически активного населения страны и вносит большой вклад в производство валовой продукции. В статье дается оценка динамики и особенностей развития аграрного сектора Камбоджи с начала восстановительного периода страны (1993), исследуется широкий круг проблем, связанных с сельскохозяйственным производством и положением основной массы сельскохозяйственных производителей — мелких и средних крестьянских хозяйств, а также рассматриваются основные тенденции, проблемы и перспективы развития аграрного сектора.
Ключевые слова аграрный сектор, сельскохозяйственное производство, динамика, проблемы развития, перспективы, занятость, органическое производство, сельская бедность.
Cambodia — is one of the less developed countries of South East Asia. The basis of it's economy is agrarian sector which gives employment to the most part of economically active population of the country and contributes majorly to the GDP. The article estimates the dynamics and particularities of the Cambodia agrarian sector development since the beginning of recovering period (1993). This article also studies a broad problem spectrum, concerning the agricultural production and the position of the most part of agricultural producers — small and medium peasant farms and considers the main trends and prospects of the agrarian sector development.
Key words: agrarian sector, agricultural production, dynamics, development problems, prospects of the agrarian sector development, employment, organic production, rural poverty.
В начале 1990-х гг. Камбоджа представляла собой государство с переходной экономикой и одну из беднейших стран Юго-Восточной Азии. Непрекращающаяся гражданская война и политическая нестабильность отбросили Камбоджу на десятилетия назад, разрушили всю социально-экономическую инфраструктуру страны и привели к ее изоляции от мировой экономики1.
1 В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришел проамериканский режим во главе с генералом Лон Нолом. В начале 1970-х гг. в городах Камбоджи произошел невиданный до тех пор взрывообразный рост городского населения, вызванный военно-политическим положением. Развернувшиеся с марта 1970 г. на
77
В результате широкомасштабной кампании по урегулированию камбоджийского конфликта, осуществленной под эгидой ООН, и первых всеобщих выборов в 1993 г. была восстановлена монархия и провозглашено новое государство — Королевство Камбоджа. Новое правительство законодательно закрепило курс либеральной экономической политики в условиях свободной конкуренции. Переход Камбоджи от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом изменил задачи, которые стояли перед государством в экономической сфере, а также создал предпосылки для ее реформирования. Таким образом, начался новый период в экономической истории страны.
Для исследования экономических процессов в Камбодже серьезной проблемой является качество статистических материалов. Среди них существуют расхождения, причем не только между международными и камбоджийскими изданиями, но даже и среди национальных. Однако, на наш взгляд, все они, расходясь в деталях, все же отражают общие тенденции развития экономики.
В 1993 г. ВВП Камбоджи составлял всего 2,5 млрд долл., на ее территории проживало 10,8 млн человек, а ВВП на душу населения не превышал 235 долл. по обменному курсу. По этому показателю Камбоджа занимала 182 место в мире.
Основой экономики являлся аграрный сектор, который, однако, в рассматриваемое время находился в сильнейшем упадке. Уровень урожайности был крайне низким, а материально-техническая база — отсталая и слабая. Ирригационные системы почти полностью были
значительной части территории страны военные действия, массированные бомбардировки американской авиации многих районов вынуждали мирное население покидать родные места и искать спасение в городах. В результате производство сельскохозяйственной продукции резко упало. Валовые сборы риса сократились с 2,5 млн т в 1969 г. до 635 тыс. т в 1974 г. В апреле 1975 г. пришедший к власти пол-потовский режим издал приказ об уничтожении городов и переселения всех жителей в деревни. Предполагалось, что объединенные усилия поднимут страну из нищеты и разорения, обеспечат ей быстрый прогресс и процветание. Однако по признанию руководителей эксперимента, их цели оказались нереализованными. В результате в годы правления Пол Пота производство риса не превышало 1,1 млн т. В январе 1979 г. после свержения режима красных кхмеров была провозглашена Народная Республика Кампучия. После чего началась работа по залечиванию ран, нанесенных Камбодже группировкой «красных кхмеров». Экономика страны находилась в состоянии полной разрухи. Сильно пострадала деревня. В результате во второй половине 1980-х гг. Камбоджа входила в группу так называемых несостоявшихся государств, так как территория страны не полностью контролировалась правительством, государство не могло обеспечить своих граждан продовольствием и предметами первой необходимости, а бюджет фактически полностью зависел от иностранной помощи. Подробнее см.: Бектимирова Н.Н., Селиванов И.Н. Королевство Камбоджа: политическая история 1953-2002 гг. М., 2002; Бектимирова Н.Н., Дементьев Ю.П., Кобелев Е.В. Новейшая история Кампучии. М., 1989.
78
разрушены, и большая часть крестьян регулярно сталкивались с нехваткой воды в сухой сезон и ее переизбытком во влажный.
Проблемы развития аграрного сектора усугублялись наличием специфической для Камбоджи минной опасности. Большая часть сельскохозяйственных угодий была заминирована в годы гражданской войны. Согласно данным, приведенным Камбоджийским центром разминирования, доля заминированных территорий на северо-западе страны достигала 80% всех пахотных земель, что делало невозможным там какие-либо сельскохозяйственные работы2.
В связи с этим с образованием в 1993 г. королевства Камбоджа руководством государства был осуществлен ряд мер по улучшению ситуации в аграрном секторе — вводились программы по разминированию территорий, увеличению урожайности, расширению орошаемых площадей, механизации и диверсификации производства. В результате в отрасли наметилась положительная динамика. По нашим расчетам, в 1993-2009 гг. среднегодовой рост продукции аграрного сектора достигал 8%.
В то же время, хотя валовая продукция аграрного сектора увеличилась с 1,1 до 3,4 млрд долл., его вклад в производство ВВП из-за опережающего роста промышленности (20%) и сферы услуг (17%) снизился с 46% до 29%3.
Одновременно наблюдалась и тенденция к увеличению абсолютной численности занятых в аграрном секторе. Ежегодно их количество возрастало в среднем на 4%, а всего за 1993-2005 гг. увеличилось с 3,2 до 5,1 млн человек4. Что же касается доли занятых, то она так же, как и удельный вес сельскохозяйственного производства, имела тенденцию к снижению. Если в 1993 г. в аграрном секторе трудилось 85% экономически активного населения, то в 2005 г. — 74%.5 Однако в последующие годы оценка численности и доли занятых в аграрном секторе представляет значительные трудности из-за большого разброса статистических показателей (в пределах от 57,4% до 85,0%). Особенно значительные расхождения между ними наблюдаются в оценке общей численности населения. В соответствии с данными переписи населения, опубликованными Национальным институтом статистики Камбоджи, в 2008 г. в стране проживало 13,4 млн человек6. В то же время величина численности
2 Cambodian Mine Action Center // Ten Years. Achievements and Perspectives. Phnom Penh, 2009. P. 6.
3 Index mundi http://www.indexmundi.com/cambodia/gdp_composition_by_ sector.html
4 UNCTAD Handbook of Statistics 2008. P. 439.
5 Рассчитано по: UNCTAD Handbook of Statistics 2008. P. 439.
6 National Institute of Statistics // http://www.nis.gov.kh/
79
населения, согласно материалам международных организаций, колеблется от 14,0 до 14,8 млн человек.7 Можно предположить, что такое расхождение связано с низким уровнем квалификации сотрудников камбоджийских статистических служб. Но нельзя исключать и политическую составляющую манипуляции данными8. Отсюда и расхождения в оценке численности занятых как в целом, так и в отдельных отраслях производства, из-за чего сложно дать более взвешенную характеристику процессов, происходящих в сельскохозяйственном производстве, и прежде всего его эффективности.
Минимальная оценка объема производства на одного занятого в аграрном секторе, согласно нашим расчетам, составляла в 2009 г. 481 долл., максимальная — 768 долл., т.е. на 59% выше. Однако вне зависимости от этого можно констатировать, что эффективность труда в аграрном секторе за период 1993-2009 гг. заметно возросла, так как в его начале объем производства на одного занятого составлял всего 348 долл.
Одновременно с увеличением объема производства на одного занятого в аграрном секторе возрастали и пахотные площади. Прежде всего в 1993-2009 гг. было введено в сельскохозяйственный оборот большинство из ранее заминированных земель. Расширились пригодные для обработки земли и за счет более активного сведения лесов. В результате позитивных сдвигов в эффективности труда, а также расширении пахотного клина, наметился рост производства сельскохозяйственных, главным образом, продовольственных культур.
Основной сельскохозяйственной культурой в Камбодже традиционно является рис. Об этом свидетельствует высокий удельный вес площадей занятых под ним (80%), а также хозяйств, специализирующихся на его производстве (80%).
Тенденция к увеличению площадей, культивируемых под рисом, наблюдается с 1993 г. В 1993 г. посевные площади под ним составляли 1,8 млн га, а к 2009 г. они достигли 2,67 млн га9. В эти же годы возросла и его урожайность — с 1,3 до 2,8 т/га. Однако ее уровень оставался еще крайне низким, в особенности в сравнении с
7 UNCTAD Handbook of Statistics 2008, Demographic Yearbook 2008, World Development Indicators 2009, ADB Key Indicators for Asia and the Pacific 2009.
8 Численностью населения правительство Камбоджи играло довольно долго начиная со времен падения режима Пол Пота (1975-1979) Руководители государства делали свои оценки исходя из сиюминутных политических целей, в соответствии с которыми показатели могли быть меньшими при необходимости подчеркнуть зверства Пол Пота или большими в случае с получением международной экономической помощи.
9 MAFF > Statistics> General Crops — Table of General Crops Production: http:// maff.gov.kh/en/statistics/crops.html#a3
80
соседними странами. Например, во Вьетнаме в 2008 г. урожайность риса была выше почти вдвое (более 5,2 т/га)10.
Расширение пахотных площадей, а также увеличение среднегодовой урожайности привели к росту производства риса, которое в 1993-2009 гг. возросло более чем в три раза — с 2,21 до 7,58 млн т11. Благодаря этому с 2004 г. страна получила возможность поставлять рис на экспорт на регулярной основе и превратилась из его импортера в экспортера.
Следует отметить, однако, что и до 2004 г. количество риса, производимого в Камбодже, превышало объем, установленный Министерством сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства (МСХЛР), необходимый для удовлетворения внутренних потребностей. Даже в засушливый 2002 г. крестьяне собрали 3,8 млн т. Если исходить из нормативов потребления, установленных МСХЛР для одного камбоджийца (143 кг в год), то при населении в 12,8 млн человек получается, что урожай в 3,8 млн т почти в два раза превышал необходимый для удовлетворения потребностей страны. Однако во многих камбоджийских изданиях в качестве переломного называется 2004 г., когда страна согласно официальным данным возобновила экспорт риса. Вместе с тем как в национальных, так и в международных статистических изданиях сведения об объеме экспорта риса отсутствуют. Разрозненные и противоречащие друг другу данные на этот счет можно встретить лишь в отдельных официальных изданиях и в прессе.
Тем не менее логично предположить, что вместе с увеличением урожаев риса мог вырасти и его вывоз за границу. В 2000 г., по сведениям Всемирного Банка, экспорт риса из Камбоджи не превышал 310 тыс. т12. В своем докладе об экономическом развитии Камбоджи Всемирный Банк опубликовал данные, в соответствии с которыми в 2007-2008 гг. ежегодный экспорт риса составлял уже 2 млн т13. Получается, что экспортные поставки риса были значительно ниже произведенных и рассчитанных по методике МСХЛР излишков, которые в 2005-2009 гг., неуклонно увеличивались (с 1,6 до 3,9-5,6 млн т). Можно сделать предположение, что из-за слабости перерабатывающих мощностей заметная часть продукции нелегаль-
10 FAOSTAT>Production>Crops>http://faostat.fao.org/site/567/DesktopDefault. aspx?PageID=567#ancor
11 FAOSTAT> Production>Crops // http://faostat.fao.org/site/567/DesktopDefault. aspx?PageID=567
12 World Bank // Arulpagasam J. Trade in Sectors Important to the Poor: Rice in Cambodia and Vietnam and Cashmere in Mongolia. P. 201.
13 World Bank // Sustaining Rapid Growth in a Challenging Environment. Cambodia Country Memorandum. 2009. P. 6.
81
но вывозилась в соседние страны. Всего по оценкам нелегальный экспорт находится в пределах от 400 тыс. т до 1 млн т14.
Хотя за рисом и сохраняются ведущие позиции в растениеводстве, с начала 2000-х гг. в аграрном секторе наметилась тенденция к его диверсификации. Так, в 2000-2009 гг. получили более широкое распространение так называемые второстепенные или дополнительные культуры15. В стране появилась категория производителей как средних, так и мелких, для которых выращивание второстепенных культур стало основной специализацией. Это товарные хозяйства, достаточно мобильные и следящие за рыночной конъюнктурой. В этот период заметно расширились обрабатываемые площади под дополнительными культурами и возросла урожайность. В результате был отмечен достаточно быстрый рост их производства — 11%. Вклад второстепенных культур в сельскохозяйственное производство увеличился за период 1993-2009 гг. с 7 до 11%.
В то время как увеличивалось производство и экспорт продовольственных культур, в производстве технических культур, напротив, сложилась не самая благоприятная ситуация.
Ведущей технической культурой в стране является каучук. В его выращивании занято приблизительно 40 тыс. человек. Оно обеспечивает производство 4% всей стоимости сельскохозяйственной продукции. Однако под влиянием политики государства, направленной на первоочередное решение продовольственной проблемы, площади под каучуком заметно сократились. Если в 2000 г. под каучуком находилось 33,5 тыс. га, то в 2009 г. 21,0 тыс. га. В результате в 2001-2009 гг. производство каучука снизилось почти вдвое — с 38,6 до 22 тыс. т.
Неудивительно, что правительство Камбоджи инициировало проекты по возрождению этой отрасли. Так, в 2003 г. стартовала государственная программа материального поощрения хозяйств, занимающихся выращиванием каучука. Однако она не оказала серьезного влияния на состояние отрасли, так как участвующие в ней бедные крестьянские хозяйства не могли ждать как минимум семь лет пока молодые посадки гевеи дадут первый урожай. Поэтому в настоящее время большая часть каучука производится на плантациях, принадлежащих государству. Самой крупной из них является «Чуп». Она занимает около 13 тыс. га и дает ежегодно около 8 тыс. т
14 Economics Today// Informal Rice Export: Cambodia Economy Loses Millions. 2008. March 1-15.
15 Сельскохозяйственные культуры Камбоджи делятся на два вида: основные и второстепенные. Ввиду того, что камбоджийское растениеводство носит монокультурный характер, единственной основной культурой является рис. Все же остальные культуры относятся к второстепенным.
82
каучука-сырца. В 2007 г. правительство в целях повышения эффективности работы государственных плантаций приняло решение об их приватизации, после чего в эту отрасль стал привлекаться иностранный капитал.
Что касается животноводства, то оно в Камбодже традиционно занимало по отношению к земледелию подчиненное положение и рассматривалось как дополнение к растениеводству. В связи с этим здесь в основном всегда преобладало разведение тяглового скота. Не случайно поэтому рост обрабатываемых земель сопровождался увеличением поголовья крупного рогатого скота. За период 1993-2009 гг. оно выросло с 2,5 до 3,5 млн голов.
В то же время продуктивное животноводство из-за скудности кормовой базы и бедности основной массы населения развито крайне слабо. Поголовье свиней за рассматриваемое время осталось почти без изменений, увеличившись с 1993 по 2009 г. с 2,1 млн голов до 2,2 млн голов. Более заметное развитие получило разведение домашней птицы как наиболее доступная отрасль животноводства для бедных крестьянских хозяйств. В результате благодаря государственной поддержке в 1993-2009 гг. поголовье птицы увеличилось в 1,7 раза.
Как видим, в целом Камбоджа за период с 1993 по 2009 г. добилась заметных успехов в аграрном секторе. Однако, несмотря на очевидные достижения, аграрный сектор Камбоджи по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем, затрудняющих прогресс этой отрасли. Отмеченные успехи были обеспечены главным образом благодаря вводу в эксплуатацию новых земель и в особенности, как отмечают сами сотрудники МСХЛР, благоприятным погодным условиям в 2004-2009 гг. В то же время меры по интенсификации сельскохозяйственного производства играли в этом процессе второстепенную роль.
Прогресс аграрного сектора тормозит прежде всего слабое развитие системы ирригации.16 При встрече с крестьянами во время своей поездки в Кампонг Спы премьер-министр страны Хун Сен утверждал: «Если бы мы смогли решить проблему нехватки воды, мы могли бы собирать по два-три урожая в год, увеличить урожайность до трех, а то и четырех тонн с гектара. В таком случае мы бы догнали и даже обогнали Вьетнам по экспорту риса»17.
Благодаря принятым мерам удельный вес орошаемых земель в Камбодже увеличился с 6,7% в 1993 г. до 32,0% в 2007 г. Тем не менее
16 MAFF // Annual Agriculture Report 2003, Annual Agriculture Report 2004, Annual Agriculture Report 2005, Annual Agriculture Report 2006.
17 Cambodge Soir // L'irrigation: une priorité du prochain gouvernement // Jeudi 2008. 07.08..
83
ирригационные системы охватывают пока лишь 20% всех хозяйств, преимущественно крупных. Однако именно они обеспечивают заметную часть урожая — 40%. Остальные же 80% хозяйств не имеют доступа к системам ирригации, полностью зависят от капризов природы и нередко отказываются от второго урожая18.
Основными средствами обработки крестьянских земельных участков остаются в основном устаревшие орудия труда, а также тягловый скот. По данным на 2008 г. в стране насчитывалось около 4,5 тыс. тракторов, 34,6 тыс. ручных культиваторов, 395 уборочных комбайнов, 8 тыс. молотилок, 38,7 тыс. рисорушек19. Однако многие хозяйства не располагают собственными средствами механизации. Поэтому большинство из них могут получить ее лишь на условиях аренды. Учитывая высокую, по камбоджийским меркам, стоимость аренды (в северо-западных провинциях 17 долл./га)20, основная масса сельского населения по-прежнему не имеет возможности обрабатывать свой участок с использованием современной сельскохозяйственной техники.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие сельскохозяйственного производства, является недостаточная его химизация. В 1990-е гг. власти Камбоджи при поддержке стран-доноров развернули активную работу по пропаганде и внедрению искусственных удобрений, пестицидов и инсектицидов. Однако на практике эта инициатива привела не столько к распространению современных методов агрикультуры, сколько к ввозу, в особенности нелегальному, запрещенных в других странах дешевых химикатов. Попытки властей ограничить их применение сталкиваются с распространенной в Камбодже традицией несоблюдения законов и неграмотностью крестьян, которые не в состоянии прочитать название препарата и тем более понять содержание его спецификации.
Химические удобрения и пестициды не только наносят вред здоровью крестьян, но также и потребителям их продукции, что может привести к снижению спроса на камбоджийские сельскохозяйственные культуры. К тому же использование химикатов вызывает деградацию почв и водоемов, которая может обернуться снижением урожайности и ухудшением качества продукции.
В качестве альтернативного, «чистого» сельскохозяйственного производства в Камбодже начиная с 2000-х гг. под воздействием возрастающего спроса на экологически чистую продукцию на мировом
18 Ministry of Water Resources and Meteorology // Progress Report on Irrigation Development and Management. Phnom Penh, 2007. P. 2.
19 MAFF // Annual Agricultura Report 2009. P. 16-17.
20 Chandararot K. Real Sopeap. Cambodia's annual economic review. Phnom Penh, 2006. P. 39.
84
рынке появился новый для страны сектор растениеводства — так называемое органическое производство21.
Важным стимулом перехода ряда хозяйств, целиком или частично, на органическое производство явилась нехватка финансовых средств на приобретение агрохимикатов у большинства крестьянских хозяйств, особенно мелких, а также более высокие цены на экологически чистую продукцию на мировом рынке. Стоимость камбоджийского органического жасминового риса составляет 1430 долл./т тогда как обычного — 215 долл./т.
Однако органический сектор в Камбодже еще крайне слабо развит и находится лишь на первых этапах своего становления. По данным на 2008 г. под экологически чистым рисом было занято всего 5,4 тыс. га, или 0,2% всех культивируемых под ним земель. Еще 5 тыс. га находились под другими дополнительными культурами. Несмотря на то что данное направление еще слабо развито, количество хозяйств, а также экологически чистое производство увеличиваются быстрыми темпами. Например, в 2005 г., т.е. всего год спустя после начала реализации программы, урожай органического риса составил 20 т, а уже в следующем году он возрос более чем в 20 раз — до 420 т22.
Конечно, вовлеченность крестьянских хозяйств в органическое производство остается еще крайне незначительной. Это связано прежде всего с низким уровнем знаний и осведомленности крестьян об органическом производстве. Однако камбоджийские власти надеются, что в будущем страна станет некой «зеленой фермой Азии» и сможет поставлять экологически чистую продукцию на европейский и североамериканский рынки23.
Важнейшей проблемой аграрного сектора в Камбодже является сельская бедность. Она препятствует росту производства и его диверсификации, увеличению экспорта, а также распространению товарно-денежных отношений в деревне. Между тем сельская бедность — широко распространенное явление в Камбодже. В настоящее время уровень бедности в денежном эквиваленте составляет 54 тыс. кхмерских риелей на душу населения в месяц, или 0,45 долл. в день, что значительно меньше нормы «доллар в день», установ-
21 Органическое сельское хозяйство представляет собой целостную систему производства на основе рационального использования агроэкосистемы, а не внешних вводимых ресурсов. Это одна из форм устойчивого или экологического сельского хозяйства, предусматривающая организацию производства в соответствии с четкими экологическими стандартами.
22 MarkandyaA., SetboonsarngS. Organic Crops or Energy Crops? Options for Rural Development in Cambodia and the Lao People's Democratic Republic. Tokyo, 2008. P. 11.
23 Launey G. de Cambodia targets organic market. BBC News. 2005. 17 Oct. // http:// news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/4350290.stm
85
ленной Всемирным Банком для стран с наиболее высоким уровнем бедности. Таких лиц насчитывается 4,7 млн человек, или 32% всего населения Камбоджи24.
Наибольшую численность всех лиц в Камбодже, проживающих ниже черты бедности, — 4,3 млн человек, или 90%, дает сельская бедность. Эти люди располагают маленьким клочком земли в 0,2-0,3 га или являются безземельными. Орудия труда у них, как правило, устаревшие или отсутствуют вовсе. Живут бедняки в домах из тростника и сталкиваются с нехваткой пищи по 3-4 месяца в году. Для бедных хозяйств характерны мелкое натуральное производство, низкий уровень производительности, а также преобладание традиционных методов труда. Так как их хозяйства остаются малоприбыльными, большинство крестьян являются семейными неоплачиваемыми работниками. Они не имеют возможности модернизировать и диверсифицировать свои хозяйства. Многие семьи вынуждены искать дополнительные источники дохода вне сельскохозяйственного производства, что помогает им свести концы с концами.
Именно поэтому нередко крестьянам приходится занимать деньги и брать кредиты для того, чтобы прокормить семью, не говоря уже о модернизации хозяйства. Основными кредиторами в Камбодже в деревне являются родственники, ростовщики и появившийся недавно институт мелкого кредита.
Самые дешевые и, как правило, беспроцентные кредиты можно получить у зажиточных родственников. Относительно недорогие займы (3-5% ежемесячно) предоставляют институты мелкого кредитования. На 2008 г. ими и другими официальными учреждениями были выданы ссуды на общую сумму в 440 млн долл., или в среднем по 440 долл. на один кредит, что в Камбодже является заметной суммой 25.
Однако указанные организации удовлетворяют потребности в кредите всего лишь 15% крестьянских хозяйств. Все предоставляемые ими кредиты выдаются только на производственные нужды. Их средства доступны лишь средним и зажиточным слоям камбоджийской деревни. Поэтому главной финансовой фигурой там все еще остается ростовщик. Традиционная многовековая схема неформального кредита обходится крестьянам в 10-12% в месяц. В результате бедные крестьянские хозяйства попадают в кабальную зависимость от ростовщика, годами не в состоянии выплатить свои долги и нередко передают их по наследству. Для того чтобы погасить свои долги, крестьяне вынуждены продавать, частично или
24 Runsinarith P. Déterminants of Rural Poverty in Cambodia. Nagoya University, 2011. P. 2.
25 International Finance Corporation. World Bank Group. Business Issues Bulletin // Microfinance in Cambodia. Taking the Sector to the Next Level. 2009. N 17. June.
86
даже полностью, свой урожай ростовщику. Как правило, эти сделки осуществляются по ценам ниже рыночных. Обычно ростовщики, завладев продукцией крестьянина, перепродают ее скупщикам. А те в свою очередь перепродают ее более крупным торговцам и т.д. В результате продукция доходит до конечного потребителя по цене, в несколько раз превосходящей первоначальную.
Другой проблемой, связанной с реализацией продукции, с которой сталкиваются сельскохозяйственные производители, является отсутствие или нехватка рынков для ее сбыта и торговых точек в сельской местности на уровне деревни. Из-за слаборазвитой транспортной инфраструктуры и отсутствия собственных средств передвижения крестьяне не в состоянии добраться до региональных и тем более провинциальных оптовых центров. Таким образом, им ничего не остается, как соглашаться с ценами, установленными местными скупщиками, и продавать свою продукцию непосредственно на месте производства практически по себестоимости или даже в убыток.
Одной из важнейших проблем аграрного развития Камбоджи является нелегальный экспорт сельскохозяйственной продукции, в основном риса, в соседние страны. Это происходит, главным образом, потому, что в стране не хватает перерабатывающих мощностей, а те, которые существуют, не в состоянии конкурировать с перерабатывающими предприятиями соседних стран. Вследствие ограниченности денежных средств у владельцев рисорушек, их закупочные цены гораздо ниже, чем у скупщиков и торговцев у соседей. В результате и без того маломощные рисоочистительные предприятия остаются не всегда загруженными. Образуется своего рода замкнутый круг — крестьяне не в состоянии расплатиться со своими долгами и вынуждены продавать продукцию по более низким ценам своим кредиторам, а рисоочистительные предприятия не могут купить их продукцию по выгодным для производителей ценам. Как следствие стимулируется нелегальный экспорт основных сельскохозяйственных культур и в то же время расширяется их импорт из соседних стран. Поэтому Камбоджа вывозит рис во Вьетнам и Таиланд, где его перерабатывают, а затем снова поставляют на рынок Камбоджи. В результате, по данным Института экономики Камбоджи, страна ежегодно теряет до 69,7 млн долл. или 0,7% ВВП26.
В целом, можно констатировать, что в аграрном секторе Камбоджи за период 1993-2009 гг. произошли заметные сдвиги в объеме, динамике и структуре сельскохозяйственного производства. Благодаря этому Камбоджа уже в начале XXI столетия смогла решить
26 Economics Today // Informal Rice Export: Cambodia Economy Loses Millions. 2008. March 1-15.
87
одну из самых острых проблем — обеспечить свою продовольственную безопасность. Удовлетворив внутренние потребности в продовольствии, она смогла приступить к регулярным поставкам сельскохозяйственной продукции на экспорт.
Другим важным достижением Камбоджи стало начало диверсификации сельскохозяйственного производства. В сельскохозяйственный оборот был внедрен целый ряд так называемых второстепенных культур, что позволило не только расширить номенклатуру производимых продуктов, но и повысить товарность крестьянских хозяйств, увеличить их выручку и несколько улучшить материальное положение части сельского населения.
В то же время многие проблемы, препятствующие развитию камбоджийской деревни и тормозящие рост сельскохозяйственного производства, еще далеки от своего решения. Среди них в первую очередь следует назвать сохраняющуюся бедность большинства камбоджийских крестьян, которая ограничивает перспективы сколько-нибудь существенного прогресса аграрного сектора. Отсутствие адекватной финансовой базы делает проблему мелкого и среднего производства практически неразрешимой. Слабое развитие внутреннего рынка лишает крестьян возможности самостоятельно реализовать свою продукцию и ставит их в зависимость от перекупщиков-спекулянтов. Все это в свою очередь усугубляется традицией «несоблюдения закона». Поэтому, несмотря на позитивные сдвиги в динамике развития, внедрение новых способов ведения хозяйства, более широкое распространение механизации, частичную диверсификацию производства, большая часть камбоджийской деревни сохраняет традиционный характер. Основная масса крестьян по-прежнему работает, используя орудия труда, известные еще их далеким предкам, сталкивается с недостатком или переизбытком воды, выращивает на своем кусочке земли в основном рис, пренебрегая другими сельскохозяйственными культурами. Решение всех этих и других проблем, стоящих перед аграрным производством в Камбодже, требует не только усилий государства, общества и самих крестьян, но также, учитывая их сложность и застарелость, — международной поддержки, и что немаловажно — времени и терпения.
Список литературы
ADB. Key Indicators for Asia and the Pacific 2009. 40th Ed.
Arulpagasam J. Trade in Sectors Important to the Poor: Rice in Cambodia and
Vietnam and Cashmere in Mongolia. World Bank. Belfield S., Brown C. A guide to upland cropping in Cambodia: maize. Australian Centre for International Agricultural Research (ACIAR). Canbera, 2009.
88
Cambodian Mine Action Center // Ten Years. Achievements and Perspectives. Phnom Penh, 2009.
Cambodge Soir. L'irrigation : une priorité du prochain gouvernement // Jeudi. 2008. 07.08.
Chandararot K. Real Sopeap. Cambodia's annual economic review. Phnom Penh, 2006.
Creen N. Wining and Dining // The Phnom Penh Post. 2009. 26.06. Demographic Yearbook. 2008.
Economics Today // Informal Rice Export: Cambodia Economy Loses Millions. 2008. March 1-15.
Launey G. de. Cambodia targets organic market. 2005. 17 Oct. BBC News // http://
news.bbc.co .uk/2/hi/asia-pacific/4350290. stm FAOSTAT: http://faostat.fao.org/ Index Mundi: http://www.indexmundi.com/
International Finance Corporation. World Bank Group. Business Issues Bulletin/ Microfinance in Cambodia. Taking the Sector to the Next Level.2009. N 17. June.
MAFF, Annual Report 2002, Phnom Penh, 2002. MAFF, Annual Report 2003, Phnom Penh, 2004. MAFF, Annual Report 2004, Phnom Penh, 2005. MAFF, Annual Report 2005, Phnom Penh, 2006. MAFF, Annual Report 2006, Phnom Penh, 2007. MAFF, Annual Report 2008, Phnom Penh, 2009. MAFF Statistics: http://maff.gov.kh/ statistics/
Markandya A., Setboonsarng S. Organic Crops or Energy Crops? Options for Rural Development in Cambodia and the Lao People's Democratic Republic. Tokyo, 2008.
Ministry of Water Resources and Meteorology // Progress Report on Irrigation
Development and Management. Phnom Penh, 2007. National Institute of Statistics: http://nis.gov.kh/
Runsinarith P. Determinants of Rural Poverty in Cambodia. Nagoya University, 2011.
UNCTAD Handbook of Statistics 2008. World Development Indicators 2009.
World Bank // Sustaining Rapid Growth in a Challenging Environment. Cambodia Country Memorandum, 2009.
Сведения об авторе: Пыльцина Елена Сергеевна, аспирант кафедры экономики и экономической географии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: epylcina@yandex .ru