ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ
Камалов А.В.
Ростовский государственный экономический университет,
Аспирант
TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE ENTERTAINMENT INDUSTRY IN
RUSSIA
Kamalov A.
Rostov State University of Economics, post-graduate student
Аннотация
Подчеркнута значимость исследования индустрии развлечений в современном обществе, выявлены основные аспекты, связанные с изучением данной темы в мировой и отечественной экономической мысли. Обозначены характерные тенденции, а также некоторые проблемы, испытываемые предприятиями, предоставляющие развлекательные услуги и осуществляющими свою деятельность в данной сфере.
Abstract
The importance of the study of the entertainment industry in modern society is emphasized and the main aspects related to the study of this topic in world and domestic economic paradigm are revealed. The characteristic trends, as well as some of the problems experienced by enterprises providing entertainment services or carrying out their activities in this area, are indicated.
Ключевые слова: индустрия развлечений, развлечения, услуги, развлекательные услуги, управление предприятием, менеджмент.
Keywords: entertainment industry, entertainment, services, entertainment services, enterprise management, management.
Развитие индустрии развлечений играет все большую роль в современном обществе. Само формирование ее связано с потребностью и финансовой возможностью населения тратить свои сбережения не только на необходимые и жизненно важные товары и услуги, но и на разного рода развлечения и досуг [5]. В связи с этим «мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран» [6, с. 17]. Мировой рынок развлекательных услуг за последние десятилетия характеризуется стабильным ростом [1, 3, 6].
Различным аспектам индустрии развлечений, истории ее становления посвящено немало исследований: И.Б. Орлов, Б. Биржаков, А.М. Руденко, Н.И. Гаранин, В.И. Ильин, А.С. Пашигоров, В.А. Стальная, Е.Н. Жильцов, Г. Фогель, М.М. Хайкин, Ф.Э. Шереги и др. Организационно-экономическим механизмам управления предприятиями сферы услуг в целом уделяют большое внимание такие зарубежные ученые, как Дж. Блэк, П. Дойоль, В. Гу-месоон, П. Друкер, Дж. Сломан.
При этом следует обратить внимание на то, что несмотря на интерес и выраженную значимость данной области исследования для современной экономики, ряд вопросов все еще требует тщательного рассмотрения и анализа. В частности, вопросы оценки и моделей управления предприятиями, осуществляющими свою деятельность в области развлекательных услуг, особенности стратегического менеджмента и маркетинговых инструментов, их специфика. Проблемным остается чёткое выделе-
ние и определение самой этой сферы в ее многообразии, классификация форм и видов. Все это и ряд других вопросов создает множество теоретических и практических проблем организации и управления предприятиями соответствующего профиля, понимания их потенциала с учетом специфики российской экономики.
«... Само понятие «индустрия развлечений» достаточно широко, и до настоящего времени, как у власти, так и у бизнеса нет его единого четкого определения. В индустрию развлечений входят кинотеатры, театры, гольф-клубы, парки, аквапарки, ночные клубы, спортивные и оздоровительные центры, роллердромы, катки и пр. С индустрией развлечений связаны многие направления предпринимательской деятельности: туристический, строительный бизнес, компании пищевой промышленности и т. д.» [3].
В.А. Стальная выделяет следующие тенденции, характеризующие современную индустрию развлечений: глобализация и укрупнение объектов мировой индустрии развлечений; интеграция развлечений в другие направления деятельности; тема-тизация объектов индустрии развлечений; виртуализация индустрии развлечений [6, с. 21-23].
«Развлечение - занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее» [4, с. 572]. Развлечения могут быть классифицированы: по видам, способу организации, возрастному критерию и количеству участников, форме представления, например, проходящие в реальном времени или онлайн, интенсивности действия и т.д.
Широкий диапазон развлечений предполагает, соответственно, и столь же большое разнообразие предприятий, осуществляющих свою деятельность в данной сфере: предприятия, полностью или только частично ориентированные на оказание услуг в сфере развлечений наряду с культурно-просветительской, образовательной или иной деятельностью; сконцентрированные на каком-либо одном/нескольких видах развлечений, или ориентированные одновременно на целые направления развлечений; предприятия, обеспечивающие развлечения в форме своей основной либо вспомогательной деятельности; промышленные предприятия, выпускающие соответствующие оборудование, товары для индустрии развлечения.
Развитие предприятий, предоставляющих развлекательные услуги населению, их положение на рынке зависит от множества факторов, влияющих на их финансовое положение и конкурентоспособность, в значительной степени определяется качеством, спецификой, объемом производимых услуг, процессом обслуживания, численностью и уровнем квалификации работников и др.
Для успешного функционирования предприятий индустрии развлечений перед органами управления предприятия возникает необходимость решения ряда задач, основными из которых являются: дифференциация предложение и предоставление услуг, отличных от услуг, предлагаемых конкурентами; обеспечение такого качества обслуживания, которое удовлетворяет или превышает ожидания потребителей. Сюда же следует отнести повышение производительности труда, увеличение количества услуг, не снижая их качества, разработку методики эффективного обслуживания, стимулирование потребителей использовать современные технологии [2].
Отметим некоторые трудности макро и микроэкономического уровня, испытываемые предприятиями индустрии развлечений, актуальные для российских регионов. Одна из проблем, затрудняющая работу отечественных предприятий индустрии развлечений, видится в неразвитости рынка труда. В отличие от зарубежных, зарплаты сотрудников аналогичных российских компаний существенно ниже. Зачастую с отсутствием возможности предоставления высокой заработной платы персоналу не реализуется и возможность принять на работу высококвалифицированных специалистов.
Неэффективный менеджмент, который просматривается через недостаточную организацию труда, невысокое качество обслуживания, изношенность основных фондов. Менеджмент предприятия сферы развлечений нередко осуществляет деятельность, не имея достаточных средств для приобретения и эксплуатации современных технологий. Следует также отметить тенденцию
2020 г. к снижению экономического интереса к новым предприятиям сферы развлекательных услуг со стороны инвесторов, ограниченный объем оказываемых услуг. На многих региональных предприятиях подобного типа не используется долгосрочное планирование, не отработан адекватный механизм сбора и обработки данных для качественного осуществления деятельности и др.
Особого внимания заслуживает подготовка и переподготовка специалистов для индустрии развлечений. Принимаемые в российских регионах программы по развитию отрасли должны предусматривать направления образовательных программ специального образования, определять потребность в ежегодном выпуске специалистов данного профиля. Со стороны местной власти -ожидаемо содействие и поддержка научных инициатив в данной области исследования, финансирование наиболее перспективных проектов. Важнейшей стратегической целью для маркетинга и менеджмента индустрии развлечений в современных условиях является поддержка международного сотрудничества, с помощью которого расширяются возможности дополнительных иностранных инвестиций в отечественную индустрию развлечений, открывается доступ к новейшим технологиям, современному инженерному оборудованию, специализированной информации, что в совокупности позволяет повысить качество обслуживания, сервиса в соответствии с мировыми тенденциями в данной сфере. Развитие индустрии развлечений влияет на показатели въездного туризма, туристической отрасли в целом, способствует формированию положительного имиджа российских регионов.
Список литературы
1. Кащенко Е.Г., Разумова М.С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально-зрелищных услуг. Вестник Оренбургского государственного университета. 2010, № 8 (114).
2. Крамаренко В.И. Экономика и менеджмент сферы услуг (Вопросы теории и методологии). Симферополь: Таврида, 1997.
3. Пашигоров А.С. Коммерческое планирование в индустрии развлечений. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005.
4. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. 816 с.
5. Сайфеева Н.В., Черепанова О.К. Кон-цертно-зрелищные мероприятия в организации семейного досуга. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014, № 39-2.
6. Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития. Российский внешнеэкономический вестник. 2009, № 2.