Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития внутреннего туризма и агроэкотуризма как факторов стимулирования социально-экономического развития регионов'

Тенденции и перспективы развития внутреннего туризма и агроэкотуризма как факторов стимулирования социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
316
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISM POTENTIAL / АГРОЭКОТУРИЗМ / RURAL TOURISM / МОДЕЛИ АГРОТУРИЗМА / RURAL TOURISM MODELS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Галина Александровна, Овсянникова Мария Александровна, Наркевич Лариса Владимировна

Настоящее исследование направлено на изучение тенденций и перспектив развития туристской отрасли в условиях динамичных изменений в сторону внутреннего туризма, в том числе и агроэкотуризма. Цель. Рассмотреть комплекс внутреннего туризма как многоотраслевую функциональную подсистему регионального хозяйства с выделением основных функций и взаимосвязей. Задачи. Выделить ключевые факторы и условия развития внутреннего туризма в России и Республике Беларусь; проанализировать ресурсный потенциал развития агроэкотуризма в Смоленском регионе. Методология. В настоящей работе теоретическую и методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования (сравнение, анализ и синтез, аналогия), труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров. Результаты. Проведена интегральная оценка рекреационных зон и ресурсного потенциала внутреннего туризма; выделены ключевые факторы развития внутреннего туризма в России и Республике Беларусь в увязке с решением актуальных социально-экономических задач; выполнен анализ рекреационно-туристского потенциала Смоленской области с формированием матрицы SWOT-анализа рекреационно-туристской сферы региона; обоснованы направления повышения эффективности внутреннего туризма, включающие нормативно-правовое регулирование, организационные мероприятия, развитие инфраструктуры и формирование системы профессионального менеджмента и маркетинга в этой сфере. Выводы. На сегодняшний момент агроэкотуризм является динамично развивающимся видом туризма, вовлекающим в сферу своей деятельности все большее число работников и клиентов. Формы агроэкотуризма, как и подходы к его развитию, различны в разных регионах мира и странах. Сфера внутреннего туризма и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь развита недостаточно вследствие существования нерешенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and Prospects of Domestic and Rural Tourism Development as Stimulating Factors for Regional Socio-Economic Development

This study focuses on determining the trends and prospects of tourism industry development in the context of a dynamic transition towards domestic tourism, includingrural tourism. Aim. This study aims to examine the domestic tourism complex as a multisectoral functional subsystem of regional economy and determine its basic functions and interconnections. Tasks. This study identifies key factors and conditions for the development of domestic tourism in Russia and the Republic of Belarus and analyzes the resource potential of rural tourism development in the Smolensk region. Methods. The theoretical and methodological basis of this study includes general scientific research methods (comparison, analysis and synthesis, analogy), works of the leading Russian and foreign scientists, materials and recommendations from scientific conferences, symposia, and seminars. Results. Integral estimation of the recreational areas and resource potential of domestic tourism is performed; key factors for domestic tourism development in Russia and the Republic of Belarus are identified with regard to the solution of crucial socio-economic problems; recreation and tourism potential of the Smolensk region is analyzed with the formation of a matrix for a SWOT analysis of the region's recreation and tourism sector; ways of improving the efficiency of domestic tourism are substantiated, including statutory regulation, organizational measures, infrastructure development, and formation of a professional management and marketing system in this field. Conclusion. Rural tourism is currently on the rise, engaging more and more employees and customers in its activities. The forms of rural tourism as well as approaches to its development differ across various countries and regions. The domestic tourism industry in the Russian Federation and the Republic of Belarus is underdeveloped due to unresolved issues.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития внутреннего туризма и агроэкотуризма как факторов стимулирования социально-экономического развития регионов»

ш

CL

0

1

О

О о;

Тенденции и перспективы развития внутреннего туризма и агроэкотуризма как факторов стимулирования социально-экономического развития регионов

Trends and Prospects of Domestic and Rural Tourism Development as Stimulating Factors for Regional Socio-Economic Development

УДК 338.48

Смирнова Галина Александровна

доцент Смоленского института экономики Санкт-Петербургского академического университета, кандидат экономических наук 214031, г Смоленск, ул. Смольянинова,

д. 5

Galina A. Smirnova

Smolensk Institute of Economics (Branch of St. Petersburg Academic University) Smol'yaninova Str. 5, Smolensk, Russian Federation, 214031

Наркевич Лариса Владимировна

доцент Белорусско-Российского университета (Республика Беларусь), кандидат экономических наук, доцент 212000, Республика Беларусь, г Могилев, пр. Мира, д. 43

Larisa V. Narkevich

Belarusian-Russian University Mira Ave 43, Mogilev, Republic of Belarus, 212000

Настоящее исследование направлено на изучение тенденций и перспектив развития туристской отрасли в условиях динамичных изменений в сторону внутреннего туризма, в том числе и агроэкотуризма. Цель. Рассмотреть комплекс внутреннего туризма как многоотраслевую функциональную подсистему регионального хозяйства с выделением основных функций и взаимосвязей.

Задачи. Выделить ключевые факторы и условия развития внутреннего туризма в России и Республике Беларусь; проанализировать ресурсный потенциал развития агроэкотуризма в Смоленском регионе. Методология. В настоящей работе теоретическую и методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования (сравнение, анализ и синтез, аналогия), труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров. Результаты. Проведена интегральная оценка рекреационных зон и ресурсного потенциала внутреннего туризма; выделены ключевые факторы развития внутреннего туризма в России и Республике Беларусь в увязке с решением актуальных социально-экономических задач; выполнен анализ рекреационно-туристского потенциала Смоленской области с формированием матрицы SWOT-анализа рекреационно-туристской сферы региона; обоснованы направления повышения эффективности внутреннего туризма, включающие нормативно-правовое регулирование, организационные мероприятия, развитие инфраструктуры и формирование системы профессионального менеджмента и маркетинга в этой сфере.

Выводы. На сегодняшний момент агроэкотуризм является динамично развивающимся видом туризма,

Овсянникова Мария Александровна

старший преподаватель Смоленского института экономики Санкт-Петербургского академического университета 214031, г Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5

Mariya A. Ovsyannikova

Smolensk Institute of Economics (Branch of St. Petersburg Academic University) Smol'yaninova Str. 5, Smolensk, Russian Federation, 214031

вовлекающим в сферу своей деятельности все большее число работников и клиентов. Формы агроэкотуризма, как и подходы к его развитию, различны в разных регионах мира и странах. Сфера внутреннего туризма и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь развита недостаточно вследствие существования нерешенных проблем.

Ключевые слова: внутренний туризм, туристский потенциал, агроэкотуризм, модели агротуризма

This study focuses on determining the trends and prospects of tourism industry development in the context of a dynamic transition towards domestic tourism, including rural tourism.

Aim. This study aims to examine the domestic tourism complex as a multisectoral functional subsystem of regional economy and determine its basic functions and interconnections.

Tasks. This study identifies key factors and conditions for the development of domestic tourism in Russia and the Republic of Belarus and analyzes the resource potential of rural tourism development in the Smolensk region. Methods. The theoretical and methodological basis of this study includes general scientific research methods (comparison, analysis and synthesis, analogy), works of the leading Russian and foreign scientists, materials and recommendations from scientific conferences, symposia, and seminars.

Results. Integral estimation of the recreational areas and resource potential of domestic tourism is performed; key factors for domestic tourism development in Russia and the Republic of Belarus are identified with regard to the solution of crucial socio-economic problems; recreation and tourism potential of the Smolensk region is analyzed with the formation of a matrix for a SWOT analysis of the region's recreation and tourism sector; ways of improving the efficiency of domestic tourism are substantiated, including statutory regulation, organizational measures, infrastructure development, and formation of a professional management and marketing system in this field. Conclusion. Rural tourism is currently on the rise, engaging more and more employees and customers in its activities. The forms of rural tourism as well as approaches to its development differ across various countries and regions. The domestic tourism industry in the Russian Federation and the Republic of Belarus is underdeveloped due to unresolved issues.

Keywords: domestic tourism, tourism potential, rural tourism, rural tourism models

В условиях новых реалий туризм по-настоящему стал глобальным социально-экономическим явлением, особым образом влияющим на устройство экономики многих стран, регулирующим элементом мировой экономики. Индустрия туризма способна превратить географическое положение страны, ее природно-климатические и культурные ресурсы, а также исторические памятники и достопримечательности в прибыльные факторы, предоставив дополнительные рабочие места и повысив тем самым качество жизни каждого десятого жителя земли.

Центральным атрибутом глобализации является взаимозависимое развитие двух процессов: унификации и интеграции ресурсных рынков и экономических форм хозяйствования. Взаимодействие этих процессов позиционируется как сущностный фактор формирования единого экономико-правового пространства и определяет современный период экономической глобализации, имеющий две основные формы проявления: информационно-коммуникационную и финансовую.

Эволюция туризма, проявляющаяся в его разно-аспектном характере, взаимозависимости со всеми сферами экономической деятельности, позволяет использовать туристскую индустрию как действенный инструмент поощрения социально-экономического развития на уровне региона. Туризм влияет на все стороны развития регионов, способствуя привлечению средств в региональный бюджет, а, следовательно, и совершенствованию социально-рыночной инфраструктуры через решение проблемы занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест, укрепления межрегиональных и межгосударственных отношений. До недавнего времени в России и Беларуси роль туризма в аспекте социально-экономического развития оставалась недооцененной. В последние годы внимание к состоянию социально-экономического развития регионов активизировалось, что повлекло расширение научно-теоретических исследований в этой сфере.

Различные проблемы туризма освещены в работах В. И. Азара, Н. А. Ананьева, А. В. Дроздова, Е. И. Ильиной, Г. А. Карповой, А. Т. Кириллова, Р. Ю. Лоповой, В. Б. Сапруновой, В. С. Сенина и других ученых. Проблемы регионального туризма нашли свое отражение в работах В. Г. Богдановой, Б. М. Биржакова, Л. А. Волковой, В. А. Леонова, А. И. Стукалова и др. Методические аспекты управления туристской инфраструктурой отражены в исследованиях Р. А. Ераймера, Е. И. Вороновой, Н. И. Кабушкина, В. А. Квартальнова. Среди зарубежных авторов, работающих в данном направлении, следует отметить П. Бакли, М. Брук-ке, Р. Грандса, Д. Джеффриса, Дж. Криппендорфа, К. Циффера, Д. Вестерна, К. Линдберга, П. Джонссона.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), туризм на протяжении длительного времени оценивается как одна из наиболее перспективных отраслей экономики: ежегодный прирост мирового рынка туристских услуг составляет около 4% [1]. Благодаря этому туризм является значимым стимулом социально-экономического развития страны и общества, действенным механизмом стимулирования экономики и элементом ее диверсификации. Поэтому и Россия, и Белоруссия активизировали свои усилия по поиску путей эффективного развития туриндустрии.

Особенно актуальна эта проблема в свете того, что, ^ несмотря на обеспеченность природно-биологически- =п ми, культурно-историческими ресурсами, развитие х туризма в этих странах находится на довольно низком ш уровне. По сравнению с другими странами — центра- х ми развития туризма, отрасль пока не является высо- ^ кодоходной и не способна быть значимым источником ^ дохода в бюджете стран и их отдельных регионов. Еще одной проблемой развития туриндустрии в наших ^ странах является то, что на фоне сокращения общих к объемов выездного туризма в России и Беларуси =Ц по-прежнему мало внимания уделяется внутреннему < туризму. ^

Мировой финансовый кризис оказал большое вли- ^ яние на сферу туристского бизнеса. Обеспечить Рос- ^ сии и Беларуси достойное место на мировом рынке 2 туристских услуг позволят объективизация оценки значимости отрасли в национальной экономике, а также разработка и реализация стратегии, учитывающей мировой опыт развития туристской сферы деятельности, сложившихся в ней тенденций глобализации и международной интеграции.

Сфера внутреннего туризма и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь недостаточно развита вследствие существования ряда нерешенных проблем. Так, регулирование туристской отрасли осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода и выражается, в основном, в регулировании деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет рассматривать туризм как средство достижения целей социального развития, оказывающее существенное влияние на повышение качества жизни населения отдельных регионов через рост их доходов.

Мировой финансовый кризис не мог не затронуть сферу туризма. В последние годы турфирмы заявляют о значительном падении спроса на заграничные поездки. Основной причиной падения спроса на отдых за рубежом является значительное удорожание путевок, вызванное падением курса национальной валюты, спровоцировавшим рост цен на авиабилеты, проживание и питание. Другими факторами, сдерживающими спрос на туристические путевки, являются напряженная геополитическая ситуация и патриотическая гордость.

Казалось бы, падение курса национальной валюты и массовый отказ от путешествий за границу должны были значительно увеличить объем доходов от российской туристической отрасли (примерно в 1,5 раза). Однако напряжение международной политической обстановки отпугнуло европейских и американских путешественников, существенно снизив положительный эффект. Даже возникшая у многих россиян нелюбовь к Западу не сильно мотивирует россиян отдыхать в пределах своей страны.

Сложившаяся геополитическая обстановка существенно тормозит развитие туристической отрасли и, в конечном итоге, может способствовать резкому сокращению экспорта туруслуг в ближайшее время. К 2016 г. количество россиян, выезжающих за границу, уменьшилось более чем на 5 млн человек по сравнению с показателем докризисного 2013 г. При этом перспективы функционирования внутреннего туррынка неоднозначны. Переориентация с зарубежных туров на «отечественный» отдых должна спровоцировать положительный импульс для развития отрасли, однако в нынешних экономических условиях затраты на отпуска и уик-энды будут иметь тенденцию к снижению. Снижение туристских потоков из стран Евросоюза и США, по мнению авторов, не может быть полностью

Таблица 1

SWOT-анализ условий развития агроэкотуризма в Смоленской области

Сильные стороны Слабые стороны

• Высокий сельскохозяйственный потенциал региона. • Высокий удельный вес сельского населения в регионе. • Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств. • Наличие природных ресурсов • Незащищенность от угроз природы, связанных с отдыхом туристов. • Отсутствие специальных программ кредитования для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма. • Слабое продвижение турпродукта на рынке

Возможности (перспективы) Угрозы

• Благоприятный инвестиционный климат для реализации проектов развития туристской инфраструктуры. • Дополнительные рабочие места. • Оживление объектов социальной инфраструктуры села. • Привлечение иностранных туристов. • Развитие малого и среднего бизнеса на селе. • Рост доходов местного населения и региона присутствия • Застой туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса. • Конкуренция со стороны туристских центров других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. • Нарастание проблем, связанных с ухудшением экологической обстановки. • Рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов. • Социально-экономическая дестабилизация в России

компенсировано увеличением числа туристов из Китая и других стран Азии.

Темпы развития отрасли тормозит недостаточное информирование населения о направлениях внутреннего туризма как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Недостаточная заинтересованность СМИ, завышенная стоимость рекламных компаний затрудняют диалог туроператоров с целевой аудиторией, не дают возможности потенциальным отдыхающим получить полную и достоверную информацию об «отечественных» туристических объектах. В рамках решения данной проблемы стоит основные усилия направить на повышение эффективности взаимодействия с целевой аудиторией через внедрение современных маркетинговых программ для рекламирования отечественных туристических объектов как внутри России, так и за ее пределами.

Перспективы внутреннего туризма в настоящее время во многом связаны с развитием нового направления — агроэкотуризма. Это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков [2]. Он ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Основной целью агроэкотуризма является улучшение экономического состояния отдаленных территорий. К основным задачам агроэкотуризма специалисты относят сохранение уникального многообразия природных ресурсов, финансирование природоохранительной деятельности, вовлечение в туринду-стрию населения, проживающего на прилегающих территориях, повышение качества жизни местного населения, реализацию воспитательной функции в формировании патриотического настроя подрастающего поколения [3].

Российский рынок внутреннего сельского туризма слабо развит в виду малой изученности спроса россиян и незаинтересованности зарубежных тур-

операторов в продвижении своего агротуристского продукта на российском и белорусском рынке [4]. Для становления агроэкотуризма, как перспективного направления туристской индустрии, в том числе и в Смоленском регионе, сегодня необходимо решить ряд задач, основной из которых является распространение агротуризма, как организованного отдыха [5].

Экономика Смоленской области не может рассчитывать на большие прибыли от добычи и переработки полезных ископаемых (в отличие от сибирских регионов). Неперспективна в ближайшем будущем и отрасль сельского хозяйства, которая приоритетна в экономике южных районов России. Однако Смоленщина — один из самых перспективных регионов России для вложения инвестиций в развитие туристского бизнеса. Территории Смоленской области располагают к организации агроэкотуризма. Несомненно, в этой сфере требуется тщательная разработка правовых документов, а также добросовестная поддержка муниципальных органов [6].

Опыт стран Европы показывает, что создание структуры, которая бы объединяла единомышленников, ускоряет развитие сельского туризма. Следовательно, фермерские хозяйства должны стремиться к объединению в ассоциации сельского туризма, основная задача которых заключается в категоризации сельских туристских объектов по уровню предоставляемых услуг и в осуществлении контроля на их соответствие требованиям ассоциаций [7]. Цель деятельности этих организаций — оказание консультационных услуг фермерам, которые планируют заниматься сельским туризмом, разрабатывать фирменный стиль и развивать связи с общественностью. Возможности развития агроэкотуризма в регионе представлены в табл. 1.

Проведение семинаров по правовым, финансовым вопросам ведения агротурбизнеса, составление рекламных агротуров, создание фирменного стиля и дизайна агротурбазы заметно повысит шансы на успешное развитие агротуристического бизнеса в Смоленской области. Смоленскую область отличают как уникальные природно-климатические возможности, так и чрезвычайно богатое культурно-историческое наследие. Агротуризм по своей сути уникален еще и тем, что он объединяет природу с уникальными культурно-историческими аспектами. В России в целом

и в Смоленской области в частности сосредоточены многообразные ресурсы для становления агротуриз-ма, но они, по мнению авторов, неэффективно используются. Одной только муниципальной поддержки для развития агроэкотуризма в регионе недостаточно. Среди основных направлений, которые следует ре-ализовывать Департаменту Смоленской области по культуре и туризму, следует выделить мероприятия по обеспечению работой деревенских жителей, возвращению сельской молодежи на село [6].

Географическое положение Смоленска обусловило его особый статус города, соединяющего мировые цивилизации. В древние времена купцы, воины балтийских государств с Северо-Запада, древних славянских земель севера и северо-востока открыли для себя путь к Черному морю, к южным богатым странам. Путь этот проходил через Смоленск. Область имеет особое значение в истории славянских народов. Это место тесного взаимодействия славян должно стать центром славяноведения, изучения славянской этнографии. Археологические, исторические, культурологические исследования могут дать полезные сведения, сблизить народы западной России, Беларуси, Украины, Польши, Чехии, Болгарии и Сербии и стать фундаментом для налаживания туристских связей.

Туризм для деревенских жителей — это дополнительный заработок. Для муниципальных властей и региона в целом развитие агротуризма позволит обеспечить дополнительный приток финансовых ресурсов, становление инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест, возможность привлечения туристов за пределы города, размытие противоречий между городом и деревней [4]. Для туристов же данный вид путешествий олицетворяет возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде. Для гостей сельских домов интерес могут представлять грибные, ягодные, рыбные места и технологии заготовки даров природы по старинным рецептам. Отправившись в такой тур, можно возвратиться из отпуска с запасами на зиму собственного приготовления, приобщиться к выпечке хлеба и др.

Развитие агроэкотуризма, конечно, имеет значительные социальные последствия: возвращение уехавшего ранее населения на «малую родину»; возрождение старых опустевших сел; восстановление традиционно российских народных промыслов; оздоровление населения. Сегодня в качестве главной проблемы развития агроэкотуризма следует выделить низкую информационную культуру сельского населения и недостаточную деловую активность жителей российских и белорусских сел.

Развитие туризма следует рассматривать как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития не только Смоленской области РФ, но и Республики Беларусь [8]. Туристский потенциал Республики Беларусь строится, в основном, на красоте, многообразии и первозданности природно-климатических ресурсов страны, уникальности ее историко-культурного наследия. Историческую, культурную, архитектурную значимость республики составляют более чем 15 000 объектов и памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Кроме того, Республику Беларусь отличает выгодное географическое положение.

Для становления и развития въездного туризма в последние годы в Беларуси разработано и утверждено 13 нормативно-правовых актов, основными из которых являются Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. и

государственная программа «Беларусь гостеприим- ^ ная» на 2016-2020 гг. Программы направлены на =п формирование и развитие в республике современного х конкурентоспособного туристского рынка; увеличение ш роли туризма в становлении национальной социально- х экономической системы; рациональное использование ^ природно-климатических ресурсов и культурно-исто- ^ рических предпосылок для формирования необходимой туристской инфраструктуры; развитие внутрен- ^ него и въездного туризма; создание многоуровневой к системы продвижения туристических услуг; развитие =Ц информационной системы комплексной поддержки < внутреннего и въездного туризма через развитие сети ^ туристических информационных центров [8]. ^

В связи с расширением комплекса оказываемых ^ иностранным туристам услуг разработаны и утверж- 2 дены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туроператоров по обслуживанию иностранных туристов: организацию и проведение охоты, спортивной рыбалки, а также закрепляющие стандарты обслуживания в гостиничном секторе и регулирующие проблему открытости границ. Этот опыт может пригодиться и смоленским туроператорам.

Богатый природно-климатический и историко-культурный потенциал Беларуси исключительно благоприятен для международного туризма. Относительно мягкие климатические условия гармонично сочетаются с особенностями ландшафта: на территории республики пойменные низменности и моренные гряды соседствуют с открытыми и покрытыми лесом пространствами, поражает обилие рек и озер, отсутствие обширных горнорудных и промышленных районов. Республика имеет небольшую территорию, на которой с густой сетью сельских и городских (особенно малых и средних) населенных пунктов соседствует развитая инфраструктура дорожных коммуникаций различного уровня. В городах и сельской местности находится 1834 памятника археологии, 1597 — архитектуры, 1131 — истории, 122 — искусства, около 100 центров народных промыслов и ремесел, десятки локальных районов традиционного ткачества и вышивки, гончарства, плетения, шорного промысла и т. д. В Республике Беларусь гармонично сочетаются древняя и богатая история, самобытная культура и обширные природно-климатические зоны отдыха.

Для познавательного туризма ценность имеют культурно-исторические и архитектурные памятники: исторический центр Гродно, памятники Полоцка — духовной колыбели и первой столицы белорусов, архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже, внесенный в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО замковый комплекс «Мир», историческая Брестская крепость, Лидский замок, Бобруйская крепость, памятники Пинска, Слонима, Могилева, Гомеля, места, связанные с важными историческими событиями: Но-вогрудок, Гродно, Полоцк, Хатынь; Купаловский заповедник, Коласовский заказник, Музей материальной культуры в д. Дудутки; центры народных ремесел и промыслов: стеклозаводы в Борисове и Березовке, гончарного дела и керамики в Ивацевичах, Бобруйске и др.

Обширные лесные массивы, лесные и речные природные комплексы, памятники природы, объединяющие многообразный животный и растительный мир, представляют богатый природно-ресурсный потенциал для эффективного развития туризма. Привлекают «охотников» за здоровьем и отдыхом в первозданных условиях здравницы Беларуси, которые открывают

^ природные лечебные ресурсы (минеральные воды,

1 торфогрязи, сапропели) для отдыха и оздоровления х в естественной природной среде, охотничьи и рыбо-ш ловные угодья предлагают самобытный отдых, живо-^ писные ландшафты создают условия для пешеходных, х конных, велосипедных, лодочных, теплоходных, бай-

2 дарочных, парусных туристских походов и т. д.

Среди особо охраняемых природных комплексов, ^ которые занимают около 8% территории Республик ки Беларусь, для исторического и культурно-познавательного туризма интерес представляют Нацио-^ нальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», ^ «Браславские озера», «Припятский», «Березинский ¡^ биосферный заповедник», заказники «Налибокская ^ пуща», «Голубые озера». Так, Национальный парк

3 «Нарочанский» — объект круглогодичного отдыха на живописных берегах озер, в курортной зоне которого расположены учреждения отдыха и коттеджи для гостей. Один из первых заповедников мира «Национальный парк "Беловежская пуща"» предлагает к услугам туристов гостиницы «Вискули», «Каменюки», коттедж «Дом графа Тышкевича», домик «Переров», резиденцию Деда Мороза. Кроме того, услуги по организации охотничьих туров предлагают более 30 расположенных на всей территории Республики Беларусь охотничьих хозяйств.

На сегодняшний день к приоритетным направлениям в туристской отрасли Республики Беларусь следует отнести развитие сельского, историко-эко-логического и спортивного направлений. Путеводители по республике предлагают ознакомиться с культурным наследием, народным промыслом, историческими местами боевой славы. «К услугам туристов работают 138 музеев, 28 театров, центры народных ремесел и промыслов в Минске, Полоцке, Гомеле, Могилеве, Бресте и многих других городах и городских поселках. Не только столица республики, но и областные и провинциальные города отличаются истинно белорусским гостеприимством и уютом. К услугам туристов 258 гостиниц, 8 турист-ско-оздоровительных комплексов, 8 турбаз, более 3000 ресторанов, кафе, баров, свыше 200 крупных спортивных сооружений» [8].

Белорусские туроператоры, ориентируясь на потребности туристов, разрабатывают самые разнообразные маршруты по стране. Перед работниками туристской отрасли стоят вопросы рационального использования ценных природно-климатических массивов и национальных святынь. Решить их можно, выделив сферу туризма как эффективное средство отдыха и оздоровления людей, а также источник пополнения государственного бюджета, перестроив организационную структуру сферы туризма. С этой целью правительством создаются условия, стимулирующие привлечение инвестиций в эту отрасль.

Привлеченные средства направляются на строительство и реконструкцию объектов туризма, создание необходимых условий для работы предприятий туристской направленности, рекламно-информационное сопровождение туристского потенциала страны. За последние годы введены в действие горнолыжные спортивно-оздоровительные центры «Логойск» и «Силичи», резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще, туристские комплексы в заповедниках, восстанавливаются Августовский и Днепро-Бугский каналы и другие объекты. В настоящее время проводится активная реконструкция и строительство новых гостиниц, способных соответствовать требованиям, предъявляемым к трех- и четырехзвездочным гостиницам.

Немаловажное значение для повышения эффективности развития туризма в Республике Беларусь имеет функционирование трансевропейского коммуникационного коридора (ТЕК): Париж — Берлин — Варшава — Брест — Минск — Орша — Москва. По указанному коридору проходит большая часть транзитного туристского маршрута «Белорусский экватор». В зоне ТЕК аккумулированы уникальные туристско-рекреа-ционные ресурсы мирового значения, формируется туристская инфраструктура. Наряду с ТЕК свою роль сохраняет также древний торговый и культурный путь Европы — трасса Санкт-Петербург — Витебск — Могилев — Гомель — Киев, благодаря которой скандинавские страны получили выход к бассейну Черного моря.

При поддержке Шведского управления по международному сотрудничеству на территории белорусского участка пути Витебск — Гомель разрабатываются туристские маршруты «Из варяг в греки», «Дорогами викингов», которые должны стать одними из самых перспективных направлений развития внутреннего туризма. На примере этих маршрутов планируется показать историческую связь Беларуси с древними торговыми и культурными путями Европы и Востока.

Правительством республики в последние годы разработан ряд соглашений о сотрудничестве в области туризма с Россией, Кипром, Молдовой, Литвой, Индией, Кыргызстаном, КНР, Латвией, Украиной, Таджикистаном, Турцией, Арменией, Польшей, Сирией, Румынией, Югославией и другими странами. На стадии подготовки находятся соглашения с Израилем, Эстонией и Словакией.

Проводимые в Беларуси фольклорные праздники, фестивали, крупные спортивные соревнования организуются как привлекательные туристские мероприятия. Большое значение для развития туристской отрасли имеют реализуемые на территории республики проекты в рамках международных программ ТА81Б, ПРООН, ЮНЕСКО: создание культурно-туристического комплекса «Мир-Несвиж» на основе замковых комплексов Несвижа и Мира, введение в эксплуатацию части Августовского канала, проходящего по территории Беларуси. Более 600 предприятий, в том числе 90% частных, имеют лицензии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, что позволяет им осуществлять туристскую деятельность на территории республики.

Интерес руководства Беларуси к проблемам развития туризма в стране обусловлен целым рядом причин, среди которых особо стоит выделить значение отрасли для формирования здорового образа современного белоруса, воспитания подрастающего поколения на познании природно-климатических и историко-культурных ценностей, а также межотраслевой характер индустрии туризма и масштабность задач, решение которых необходимо развитию отрасли. В Республике Беларусь сельскохозяйственный туризм должен рассматриваться как важная составляющая экономики страны, которая призвана максимально эффективно использовать природно-ресурсный и человеческий потенциал белорусского села на благо не только его жителей, но и всех граждан республики, а также гостей из зарубежья. Подобные предпосылки нашли свое отражение в указе Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Сельский туризм (или, в других источниках, агро-туризм, агроэкотуризм, деревенский туризм, «зеленый туризм», эколого-оздоровительный туризм) представляет собой один из видов отдыха на селе. Отправляясь

в путешествие, агротуристы могут остановиться в сельских домиках или современных комфортабельных усадьбах и почувствовать вкус деревенской жизни на лоне природы, составляющими которой станут неотъемлемые прелести агротуризма: пение петухов по утрам, неторопливый деревенский быт, самобытная природа и чистый воздух [9]. Прибыль белорусской деревне принесет организация «отдыха на сеновале», пеших экскурсий в лес за ягодами и грибами и прочие особенности сельской инфраструктуры — все то, что в понимании зарубежных туристов представляется как экзотика.

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь деятельность в сфере агроэкотуризма могут осуществлять физические лица (без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей) при условии, что они постоянно проживают в сельской местности, в городах районного подчинения (с численностью населения до 20 000 человек), а также в поселках городского типа. Для организации своего туристического бизнеса на данных условиях предпринимателю необходимо направить в местный совет депутатов письменное заявление о своем намерении, уплатить сбор за ведение деятельности в сфере агротуризма в размере 1 базовой величины и подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет, т. е. фактически стать субъектом агроэкотуризма.

Согласно вышеупомянутому указу, «субъекты аг-роэкотуризма могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при наличии в совокупности следующих условий: жилого дома (квартиры в жилом доме) или нескольких жилых домов (квартир в жилых домах), расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, принадлежащих на праве собственности физическому лицу — субъекту агроэкотуризма и (или) члену его семьи либо сельскохозяйственной организации, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта; свободных жилых комнат в жилом доме (части жилого дома) для размещения агроэко-туристов; осуществлении субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции; возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности» [8].

В указе прописано: «Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма: предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать десяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более десяти комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и подлежит налогообложению в установленном порядке; обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства); организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ; иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов. Качество оказываемых услуг в сфере агроэкотуризма должно соответствовать условиям договора на оказание таких услуг» [Там же].

Анализ предпосылок становления российско-белорусского экономического союза показывает, что

в сравнении с другими формами региональной инте- g грации на постсоветской территории именно в рамках =п Союзного государства Россия — Беларусь сохраня- s ются довольно большие шансы создания экономи- ш ческо-политического союза. У нас очень много точек х соприкосновения, ведь все наши взаимные интересы ^ сформированы самой жизнью. Процесс объединения g России и Республики Беларусь находит поддержку как у руководства этих стран, так и у белорусского ^ и российского народов. к

Смоленский регион заинтересован в развитии со- =Ц трудничества с Беларусью в различных сферах. Руко- < водство области неоднократно приглашало граждан ^ соседней страны работать на Смоленской земле, ^ применять новые белорусские технологии и навыки. g Особенно интересно было бы использовать бело- s русский опыт для развития смоленского сельского хозяйства и агротуризма. Предлагается целый ряд весьма интересных совместных проектов, охватывающих создание локальных аграрно-перерабатываю-щих кластеров, логистических узлов, приграничных историко-культурных парков и целый ряд проектов, направленных на повышение туристической привлекательности регионов.

В общем, это очень интересное и перспективное начинание. При его проектировании можно учесть передовой мировой опыт местного экономического развития, включая такие инструменты, как агентства регионального развития, программно-целевое планирование, государственно-частные партнерства и инициативы. В сфере коммунального обслуживания Смоленская область также сотрудничает с Республикой Беларусь. Так, витебское предприятие «По-лимерконструкция» — поставщик оборудования по водоподготовке — задействовано в смоленской программе очистке сточных вод и установке станций обезжелезивания.

Такое сравнительно новое для наших стран направление сотрудничества, как агроэкотуризм, известно Европе уже с 1970-х гг. Наибольшее распространение он получил во Франции, Италии, Испании, на Кипре, в Хорватии и Польше. Основная предпосылка зарождения и развития агротуризма — удовлетворить потребность горожан со средним уровнем доходов в отдыхе наедине с природой, в течение которого они могут познакомиться с бытом крестьянской семьи, попробовать свежие овощи и фрукты, мясомолочную продукцию, а также принять активное участие в сельской жизни (например, самому постоять у плуга).

Для удовлетворения создавшейся потребности туристам на выбор предоставили сотни деревенских изб, усадеб, хижин и замков в комплекте с сеновалом, охотой, рыбалкой, разнообразными сельскими развлечениями и продукцией собственного производства: парным молоком, вином, свежим яйцом и т. д. Сегодня агроэкотуризм в Европе приносит 10-20% валового дохода туристской отрасли. Отметим, что изначальной причиной обращения к агроэкотуризму в России и Беларуси стал кризис современной модели сельского хозяйства, проигрывающей активно наступающим европейским и американским конкурентам.

Сегодня российскую и белорусскую туристскую систему в рамках развития агроэкотуризма, по мнению авторов, стоит «возводить» на основе опыта европейцев, которые превратили сельский туризм в связующее звено крупной социально-экономической программы по трансформации части агропромышленного комплекса из сферы производства в сферу услуг. Агротуризм следует рассматривать как соци-

g альный амортизатор при реструктуризации аграрного

1 сектора экономики. Разработанные меры по развитию s агротуризма следует применять в рамках основной ш социально-экономической подпрограммы, которой х должны быть обеспечены финансовая, нормативно-х правовая, политическая, информационная и органи-

2 зационная поддержка со стороны государства.

I Комплексная и многоуровневая поддержка госу-^ дарством агротуриндустрии, на наш взгляд, должна к стать основной предпосылкой быстрого и эффективного развития агротуризма, как доходного сектора ^ туриндустрии [10]. Поэтому задачами Правительств ^ России и Беларуси должно стать предоставление ^ возможности аграрным регионам и сельскому на-g селению сформировать новый сектор местной эко-s номики, что позволит сократить безработицу, в том числе на селе, предотвратить миграцию, падение уровня жизни местного населения и прочие негативные явления, ведущие к вырождению села. Кроме того, законодательно следует также содействовать «переливу» избытка трудовых ресурсов в сельских регионах в альтернативный сектор предоставления услуг, развитию среднего и малого бизнеса и созданию дополнительных рабочих мест на селе.

Такая политика повлечет за собой ощутимый социально-экономический эффект в стратегическом плане: государство, разработав эффективную программу поддержки агроэкотуризма, поможет сельским жителям сохранить и в будущем преумножить вложенный капитал, сохранить привычный образ жизни и место жительства, не потеряв при этом навыков сельхозпро-изводства, и, в конечном счете, обрести уверенность в дне завтрашнем. Так российский и белорусский агротуризм сможет превратиться в доходную отрасль сферы услуг, эффективный сектор туриндустрии.

В рамках развития агроэкотуризма стоит уделить особое внимание прямой производственной деятельности в области сельского хозяйства: возрождение народно-художественных промыслов, ремесленного производства, изготовление экологически чистых продуктов питания в рамках личных подсобных хозяйств. Кроме программ государственной поддержки успех агроэкотуризма, как составной части туротрасли в международном масштабе, обеспечивают и другие внутриотраслевые и общесоциальные предпосылки.

1. Высокая экономическая результативность модели на уровне отдельных предприятий туристской направленности. Высокую конкурентоспособность продуктам агротурбизнеса по сравнению с более затратными и дорогостоящими видами турпродук-тов обеспечивает высокоэффективная структура затрат на производство благодаря возможности формировать пакеты услуг от VIP до удовлетворения самых непритязательных запросов клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кроме того, высокую конкурентоспособность агро-турпродукту обеспечивает эффективное соотношение «цена — качество», составляющее основу его микроэкономической модели.

3. Современная постановка агротуристского бизнеса должна обеспечивать поддержание конкурентоспособной цены в сравнении с другими видами туризма (стоимость проживания в сельских избах, домах и усадьбах ниже, чем в гостиничном секторе).

4. Модель современного агроэкотуризма призвана удовлетворять запросы большинства населения России — среднего класса, учитывая специфику его потребностей и образа жизни. Это обеспечивает стабильно высокий уровень платежеобеспеченного спроса в секторе агротуризма.

5. Концепция агротуризма должна базироваться на принципе индивидуализации пакета туристских услуг, который должен быть ориентирован на особенности индивидуального, малогруппового и семейного туризма.

6. Ключевой причиной трансформации международного сельского туризма в сектор туриндустрии является политическая поддержка властей как на уровне каждой конкретной страны, так и на уровне региона.

7. Немаловажным фактором эффективного функционирования сектора агротуризма является использование последних разработок в области информационных технологий, формирование электронных баз данных и интерактивных агротуристских порталов [11].

Несмотря на кажущуюся схожесть в формировании условий развития сельского туризма в странах Европы, экономисты выделяют несколько различных национальных моделей. Например, для британской модели организации агротуризма характерна, прежде всего, развитая система размещения туристов. Классификационные особенности отраженной в этой системе средств размещения впоследствии были заимствованы рядом других стран Европы. Среди моделей размещения особой популярностью среди туристов пользуются следующие типы:

• в доме фермера с питанием в виде завтрака (farm В&В). Туристов привлекает возможность непосредственного общения с семьей фермера;

• в отдельном здании, которое обычно представляет собой переделанный небольшой амбар, на условиях самообслуживания (self catering unit);

• в изолированном строении со средней вместимостью 8-15 человек (bunk house). Как правило, используемое в данном случае амбарное помещение имеет зонирование: с отдельным выделением спальной зоны с койко-местами, кухни и ванной комнаты.

Однако дешевизна присутствует не на всех сельских территориях Великобритании. Обширные территории страны предназначены для развития сельского VIP-туризма, рассчитанного на обеспеченное население. Здесь используются два типа размещения, соответствующих классу люкс:

• в старинных усадьбах, полностью реконструированных под потребности туриндустрии;

• в специально строящихся мини-отелях или домах, зачастую выдержанных в традиционных особенностях принимающей местности.

Для французской модели организации сельского туризма характерна более сложная организация: к услугам путешественников представлено множество направлений агротуризма. На юге страны, как правило, большое развитие получило сочетание агро- и купально-пляжного туризма. В сельских населенных пунктах, размещенных в прибрежной зоне, возводятся целые коттеджные поселки для туристов. Агротуризм во Франции сильно тяготеет к садоводческим и виноградарским направлениям, при этом проживание в фермерских домах пользуется меньшим спросом, чем, например, в Германии. В связи с этим основным местом проживания туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Во время отдыха французы предпочитают готовить себе еду самостоятельно, используя экологически чистые сельские продукты.

Для модели агротуризма в Германии характерно размещение туристов в сельской местности. Здесь распространен фермерский туризм, путешественники

предпочитают проживать и питаться непосредственно в хозяйских домах, поэтому строительство новых коттеджей в агрорайонах не практикуется. Многие туристы, особенно уроженцы южных федеральных земель, имеют многолетний опыт отдыха на фермах. Типичными для немцев являются следующие формы организации агроотдыха: помощь фермерам по хозяйству; уход за животными; проведение пикников и рыбалка. Так как Германия славится традиционными народными праздниками, фольклорными фестивалями и сельскими ярмарками, агротуризм этой страны связан с событийным туризмом.

В Италии на развитие агротуризма особо влияет его сочетание с горнолыжным (Альпийский регион), с агро- и купально-пляжным туризмом на побережье, а также познавательным — на севере Италии, где практикуется отдых в сельской местности, прилегающей к крупным городам. Агротуризм в Италии начал развиваться в 1970-х гг. в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. Туризм и отдых в Италии в деревнях и на фермах был популярен на протяжении всего XX в. Однако официальное признание и государственную поддержку он получил лишь в 1985 г. Тогда итальянское правительство приняло закон содействия агротуризму. Об эффективности этого закона свидетельствует тот факт, что с момента его принятия число предложений по аренде вилл в сельской местности Италии, на усадьбах и фермах возросло в 3-5 раз (в зависимости от региона).

Первоначально предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, что позволит несколько укрепить их финансово-экономическое положение без необходимости масштабных инвестиций. В первые годы своего появления агротуризм был дешевым, но одновременно и по-настоящему спартанским видом отдыха и не пользовался большой популярностью. Ситуация стала меняться в дальнейшем.

Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к экологическому туризму как отдыху на лоне природы, и агротуризм очень хорошо вписывался в новое модное направление. Во-вторых, на развитых туристических рынках Западной Европы снизился интерес к традиционным видам отдыха, и появилась потребность в новом тур-продукте, выходящем за рамки «пляжного» отдыха и экскурсионных программ по крупнейшим городам. В-третьих, развитию агротуризма способствовали и социальные факторы. В Европе туристический рынок стал зеркалом рынка труда и уровня доходов. Тот, кто мало зарабатывал и не имел работы, терял мобильность. Это касалось безработных, многодетных семей, молодежи. Отпуск или каникулы на крестьянском дворе в этих условиях стали дешевой альтернативой, которой охотно воспользовались малообеспеченные слои.

Сегодня к услугам туристов предлагается размещение в комнатах, отдельных домах или апартаментах, размещение в старых строениях (сараях, амбарах) встречается нечасто. Перечисленные модели применяются в качестве образца в странах «третьей волны». Турбизнес в таких странах не располагает достаточными финансовыми ресурсами и жилищным фондом соответствующего уровня комфортности. В то же время в них разрабатываются госпрограммы формирования агротуристического сектора «сверху» по образцу стран — участниц ЕС, в которых нашли обоснования все перечисленные выше элементы.

В странах Восточной Европы: Литве, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении и др. — концепция развития

агротуризма находится на первом этапе практического ^ применения. Так, агротуризм в Литве был официально =п признан в качестве отдельного туристического на- х правления в 1998 г., но правительство страны начало ш активно поддерживать сектор лишь в 2003 г., когда х была создана Литовская ассоциация агротуризма [12]. ^ Был внесен значительный вклад в продвижение этого ^ вида бизнеса среди местного населения путем проведения кампаний и финансовой помощи. Развитию ^ агротуризма в Литве особенно способствовали воз- к можности воспользоваться помощью из государствен- =Ц ных средств и структурных фондов Евросоюза. <

Финансовую помощь уже получили немало хозяев ^ усадьб агротуризма — только в начале этого года было ^ подано 122 заявки на получение помощи на сумму ^ примерно 65 млн литов. Правительством Литвы для 2 повышения качества жизни на селе и эффективности сельской экономики была принята Программа развития села Литвы на 2014-2020 годы. Согласно этой программе, «на развитие литовского села в 2014-2020 гг. будет направлено 1,9 млрд евро» [12]. В рамках стимулирования деятельности сельского туризма в программе предлагается поощрять предприимчивость местных жителей, повышать занятость на селе, разнообразить сельскую экономику и развивать на селе малый бизнес.

Актуальность подобных мер подтверждает тот факт, что сельские местности занимают 97,4% всей территории Литвы, а сельское население составляет 33,4% всего населения страны. Согласно данным Статистического управления Литвы, в 2014 г. услуги по размещению были предоставлены на 400 туристских дворах, что в 1,3 раза меньше по сравнению с предыдущим годом. Они в совокупности представили 3323 номера и 9637 мест, что выше, чем в 2013 г. Общее число агротуристов в 2014 г. составило 293 700 человек, что на 19,1% больше, чем в 2013 г. [Там же].

Для продвижения агротуризма в Румынии использовали необычный лозунг: «Трансильвания — родина Дракулы». В результате страна превратилась в важный центр агротуризма на общеевропейском уровне.

Уже на протяжении нескольких лет сельский туризм успешно разнообразит жизнь польских фермеров. По статистике, ежегодно в Польше к услугам агротур-бизнеса прибегают более 500 000 человек. Подобная тенденция объясняется поддержкой сельских фермеров со стороны государства путем предоставления кредитов крестьянским хозяйствам.

Потенциал функционирования сельского туризма в бывших республиках СФРЮ также чрезвычайно велик. Его реализацию тормозит нестабильность экономико-политической обстановки. В этом плане на общем фоне особняком стоит Хорватия, начинающая предлагать туристские программы, сочетающие агро-туризм и купально-пляжный.

Активная государственная поддержка положительно сказалась на развитии европейского агротуризма. Около 40 млн человек предпочли аграрный туризм отдыху на курортах. В целом в Европе ежегодный прирост агротуристов составил более чем 10%. На сегодняшний день в странах ЕС число специализированных средств размещения, ориентированных на принятие людей, предпочитающих отдых в сельской местности, превышает 600 000 единиц. Лидерами по числу их являются Франция и Англия. Доля сельскохозяйственных угодий, которые предоставляют размещение туристам, также значительна во многих странах Европы. По этому показателю лидирует Швеция.

g Несмотря на то что Испанию можно отнести к одной

1 из самых развитых стран туристической направлен-х ности, агротуризм в стране развит слабо: лишь 0,5% ш сельскохозяйственных земель используются для его х развития.

х Хотя агротуризм зародился в странах Европы, ли-

2 дерство по темпам развития на протяжении последних I десятилетий стабильно удерживают США. Согласно V маркетинговым исследованиям, проведенным в 2012 г. к Ассоциацией индустрии путешествий Америки, почти

2/3 всех совершеннолетних граждан США, т. е. 87 млн ^ человек, осуществили, по меньшей мере, одно пу-^ тешествие в сельскую местность с целью отдыха за ^ последние 3 года. Среди самых популярных направ-g лений для агротуризма в Америке выделяются штаты s Калифорния, Колорадо, Гавайи, Монтана, Северная Каролина, Пенсильвания, Орегон, Вермонт, Вирджиния и Вайоминг. Одной из квинтэссенций американской традиции агротуризма является ярмарка штата. Эта традиция очень сильна в крупных сельскохозяйственных штатах. Сегодня ярмарки штатов предлагают целый ряд привлекательных мероприятий, начиная от традиционных сельскохозяйственных и животноводческих экспозиций до концертов, парадов и карнавалов, которые интересны и доступны для всей семьи.

Ярмарка штата Айова — одна из старейших ярмарок в Соединенных Штатах, ежегодно привлекает более 1 млн человек и даже включена изданием «Нью-Йорк таймс» в книгу-бестселлер «1000 мест, которые стоит увидеть в жизни». Другая заслуживающая внимания ярмарка — выставка штата Техас, которая проводится ежегодно в Далласе в конце сентября. Ярмарка работает около 4 недель каждый год, посещают ее более 3 млн человек со всего мира, что делает ее самой продолжительной и большой ярмаркой в Соединенных Штатах. Потенциальные посетители также не должны упускать из виду ярмарки штатов Миннесота и Висконсин, признанные «Лос-Анджелес таймс» лучшими среди ярмарок Америки.

Будучи довольно распространенным в Европе, Австралии и Новой Зеландии, проживание на ферме становится популярной альтернативой отдыха и в Соединенных Штатах. Проживание позволяет посетителям провести больше времени на ферме и более активно участвовать в процессе выращивания продукции. Условия проживания на фермах различаются. Потенциальные гости могут выбрать из широкого спектра вариантов жилья, начиная от традиционных кемпингов до уютных кроватей с завтраком. Аналогичным образом посетители имеют возможность выбрать уровень участия, наиболее подходящий для них и их семей. Некоторые фермы только показывают гостям хозяйство, в то время как другие поощряют практическую деятельность. Многие фермы готовы снизить стоимость проживания в обмен на пару часов работы. Сегодня Калифорния, Пенсильвания и Вермонт — наиболее популярные места для проживания на ферме среди американских штатов.

Развит агротуризм и в ряде стран Азии. За последние десятилетия значительно развился агротуризм Израиля. Для него характерен широкий выбор гостевых комнат различного типа, жилья для семейного отдыха или деревянных домиков. В кибуце (традиционное название сельского поселения в Израиле) туристам предлагаются услуги по приобщению к сельскому хозяйству — сбор сезонных фруктов, уход за скотом, поездки верхом или в повозке, прицепленной к трактору, посещение заводов по фасовке овощей и фруктов. Так, в 2011 г. в сельской местности было

зарегистрировано 6% всех ночевок в Израиле. Это около 0,5 млн ночевок за год.

В менее богатых (обычно тропических) странах частные дома нельзя использовать как средства размещения зарубежных туристов. Однако такие страны обладают исключительным туристским потенциалом (природно-климатическим, ландшафтным, историко-культурным и т. д.), поэтому здесь практикуют иной подход — вне курортных зон в сельской местности возводят крупные частные туристические центры, предназначенные для использования туристских ресурсов сельской местности. Так, в Шри-Ланка развитие сельского туризма происходит по пути строительства VIP-деревень в форме современных предприятий туристского профиля, которые предлагают полный пакет услуг. Туристы размещаются в отдельных оборудованных современными удобствами домах, стилизованных под традиционное жилище, но с обслуживанием и питанием на уровне пятизвездочного отеля.

В то же время есть и варианты развития агротуризма по европейским моделям. Одним из лучших мест для агротуризма считается Тайвань, поскольку территория страны пронизана сетью мелких хозяйств, готовых принять туристов в своих жилищах. В Тайване принято выращивать и культивировать растения локально, поэтому проблем с поддержанием устойчивого развития сельского хозяйства в стране нет. Каждый отвечает сам за свою продукцию. Крайне популярен агротуризм на чайных плантациях. Это особенно актуально, поскольку несколько сортов самого дорогого чая в мире выращивается именно в Тайване.

Активно развивается агротуризм на Филиппинах. Туристов принимают как крупные ананасовые плантации, так и небольшие фермы орхидей, папайи, а также пчелиные хозяйства. Правительство этого островного государства стремится активно поддерживать туристические компании и фермы. В программу образования включено обязательное изучение английского языка, а также выделены гранты на создание отдельных проектов по привлечению новых туристов.

В некоторых тропических странах развитие агро-туризма ориентировано, прежде всего, на создание агропарков государственной или частной форм собственности, которые наряду с развитием национального сельского хозяйства приносят доход от туризма. Эта комплексная модель, как правило, курируется государственным ведомством, ответственным за развитие сельского хозяйства (а не туристской отрасли). Примером может послужить Малайзия, в которой концепция построения агротуризма ориентирована на создание агропарков с государственной формой собственности. Подобная форма агротуризма представлена в Кении, Танзании, ЮАР и других странах Африки.

Таким образом, на сегодняшний момент агротуризм является динамично развивающимся видом туризма, вовлекающим в сферу своей деятельности все большее число работников и клиентов. Формы агротуризма, как и подходы к его развитию, различны в разных регионах мира и странах. В экономически развитых странах Европы и Северной Америки в основном действуют небольшие частные агротуристские предприятия, сформированные на базе уже имеющихся частных домов. Прием туристов для владельцев подобных средств размещения, как правило, является дополнительным заработком к доходу от традиционного занятия сельским хозяйством, но в последние десятилетия для все большего числа агротуристских предприятий доход непосредственно от приема тури-

стов становится основным. В менее богатых странах зачастую практикуется создание крупных частных или государственных туристических центров, ориентированных на использование туристских ресурсов сельской местности, либо создание крупных агропарков, пропагандирующих национальное агрохозяйство и одновременно приносящих доход от туризма.

Ключевыми целями становления агротуризма в последние годы становятся эффективное удовлетворение туристского спроса на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни жителей сел и деревень. Кроме того, концепция развития агротуризма предполагает повышение доходов сельского населения через организацию туристского обслуживания посредством формирования рынка агротуруслуг. Это значит, что в летний период туристское обслуживание на селе должно быть поставлено на поток, а не зависеть от случайных гостей или осуществляться эпизодически.

Для достижения максимального эффекта от внедрения агротуризма в сельскую жизнь и повышения уровня жизни сельского населения необходимо наличие сформированного, устойчиво функционирующего массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей. Однако сегодня в России и Республике Беларусь рассчитывать на массовость агротуристских потоков не представляется возможным, так как в качестве альтернативы сельскому туризму большой популярностью пользуются более дешевые формы отдыха.

Во-первых, это отдых на дачных и садовых участках, где горожане получают возможность провести свободное время вне урбанизированной среды, заняться сельским хозяйством в свое удовольствие. В последние годы все большая часть населения России рассматривает свои садово-дачные участки не как источник экологически-чистых продуктов питания, а как место отдыха, что связано с повышением доходов населения до того уровня, когда потребность в продовольственных товарах может быть практически полностью удовлетворена за счет их приобретения. Владельцы садово-дачных участков не пользуются преимуществами агротуризма, поскольку озабочены проблемой сохранения дачных домов в сохранности от воровства и поджогов. Здесь очевидны преимущества людей (рассматриваемых в качестве клиентов), не имеющих дачи, которые в данном случае приобретают альтернативный вариант отдыха. Они не озабочены состоянием своего дачного имущества, могут спокойно работать и жить в городе, выбирая при этом каждый раз новые места отдыха в условиях сельской местности.

Во-вторых, значительная часть городского населения имеет тесные родственные связи с деревней. Родственное старшее поколение городских жителей проживает в сельской местности, что позволяет горожанам проводить отпуск и каникулы на природе. Сегодня доля городского населения с такой формой родственной связи постоянно сокращается в связи с утерей родственников на селе, что сокращает время их пребывания на лоне природы. Однако эта доля населения в Беларуси в несколько раз больше, чем в странах — участницах ЕС. Это объясняется тем, что интенсивная урбанизация, сопровождающаяся массовыми миграциями из села в город, в Беларуси проходила на 30-40 лет позже, чем в странах Евросоюза.

В-третьих, и в России, и в Беларуси виды отдыха вне города: пикники, рыбалка, отдых у рек и озер и пр. — могут быть практически беспрепятственно организованы туристами самостоятельно. В странах ЕС, в эпоху господства частной собственности на землю,

это сделать сложнее: за посещение частных владений, g где предоставляются услуги по организации той же =п рыбалки, придется заплатить. Так, в условиях частной s собственности на землю лучше выкристаллизовывает- ш ся агротуристская специализация как отдельных до- х машних хозяйств, так и целых сельских регионов, что ^ и наблюдается в странах Евросоюза. В Беларуси же g господство государственной собственности на землю делает агроотдых общедоступным, а использование ^ туристских ресурсов бесплатным для использования к в рекреационных целях, что косвенно сдерживает =Ц процессы концентрации туристского обслуживания < в сельской местности и специализации отдельных ^ хозяйств на агротуризме. ^

К факторам, сдерживающим развитие агротуризма, g также следует отнести социально-географические s и природные особенности страны, среди которых главным является специфика сельской системы расселения: в ней, как результат активного внедрения во времена СССР коллективных форм ведения хозяйства, доминируют средние и крупные поселения. Среди природных факторов, которые не способствуют эффективному развитию агротуризма в России и в Беларуси, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха по сравнению со странами — участницами ЕС. Меньшая продолжительность благоприятного периода является объективной причиной снижения объемов туристического потока и повышения затратоемкости агротуристских услуг.

Для сглаживания сезонных колебаний можно предложить в межсезонье разработать программы развлекательных мероприятий на основе национальных обрядов, традиций и обычаев. Например, «мертвые» с точки зрения спроса на российский туристский продукт февраль-март можно сделать привлекательными на фоне празднования Масленицы, проводов зимы и других традиционных праздников. Следует отметить, что без построения внутреннего рынка агротуристи-ческих услуг, выработки навыков, способов и ассортимента туристичекого обслуживания на российских туристах нельзя рассчитывать на эффективное развитие международного агротуризма, требующего помимо прочего знаний иностранных языков и культурных предпочтений иностранных туристов.

Итак, в процессе исследования нами проведена интегральная оценка туристско-рекреационных зон и ресурсного потенциала внутреннего агротуризма; выделены ключевые факторы развития внутреннего агро-туризма на территории России и Беларуси в увязке с решением злободневных социально-экономических задач; выполнен анализ туристско-рекреационного потенциала Смоленского региона; обоснованы основные направления повышения эффективности внутреннего агротуризма, включающие нормативно-правовое регулирование, организационные мероприятия, развитие инфраструктуры и формирование системы профессионального менеджмента и маркетинга в сфере агротуризма.

Основные положения и рекомендации нашего исследования могут быть использованы в процессе разработки программы развития внутреннего агротуриз-ма и создания нормативно-правовой основы для всестороннего регулирования внутреннего агротуризма, оценки социальной и экономической эффективности внутреннего агротуризма и рекреационно-туристской привлекательности территорий, могут быть использованы в практической деятельности предприятий туристской направленности и учебном процессе вузов, готовящих специалистов туристского профиля.

g Литература

о 1. Дудина А. А., Сметова К. Б. Агротуризм и развитие мало-jf го бизнеса в РФ // Современная наука: теоретический g и практический взгляд: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. х конф. (15 апреля 2016 г., г. Тюмень): В 4 ч. Ч. 1. Уфа: ^ АЭТЕРНА, 2016. 286 с.

s 2. Карпович Ю. В. Агротуризм как фактор инновационного ° развития территории // Репутациология. 2016. № 2 (40). о С. 20-22.

го 3. Гредасов А. М., Андреев С. Ю. Агротуризм как пер-к спективная форма самозанятости сельского населения ^ Краснодарского края // Исследование различных на-^ правлений современной науки: Сб. ст. VIII Междунар. s науч.-практ. конф. Астрахань: НЦ «Олимп». 2016. 1426 с. Ï 4. Воронина М. А. Агротуризм как альтернативный спо-^ соб развития сельской местности (опыт Кипра) // Эколого-географические проблемы регионов России: Сб. ст. Мат-лы VII всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки Г. В. Обедиентовой / Отв. ред. И. В. Казанцев. Самара: Самарский гос. со-циально-педагогич. ун-т, 2016. 480 с.

5. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы): Федеральная целевая программа / Утв. Постановлением Правительством РФ от 8 августа 2011 г. № 644 (с изм. от 11.06.2016): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/902295121.

6. Развитие культуры и туризма в Смоленской области на 2014-2020 годы: Областная гос. программа / Утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 988 (с изменениями на 29 июня 2016 г. № 372): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423862308.

7. Старостина О. Г. Агротуризм: проблемы и перспективы развития // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов: Сб. ст. Мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 19-21 ноября 2015 г. / Под общ. ред. А. Н. Полухиной. Йошкар-Ола: Поволжский гос. технологич. ун-т, 2015. 380 с.

8. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 (в ред. от 21 июня 2012 г. № 284): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22318.

9. Моргун А. А. Агротуризм как условие эффективного развития аграрных регионов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 31-33.

10. Кривцов И. В. Агротуризм в Волгоградской области: проблемы, решения, перспективы // Аграрная наука — основа успешного развития АПК и сохранения экосистем: Сб. ст. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Т. 4. Волгоград: Волгоградский гос. аграрный ун-т, 2012. 496 с.

11. Федоренко А. Д., Шабалина Е. С. Агротуризм как вектор развития сельских территорий Красноярского края // Инновационные тенденции развития российской науки: Сб. ст. Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. Красноярск: Красноярский гос. аграрный ун-т, 2015. 528 с.

12. Литовскому селу — 1,9 млрд евро субсидий: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.delfi.lt/news/economy/ litovskomu-selu-19-mlrd-evro-subsidij.d?id=67171008.

References

1. Dudina A. A., Smetova K. B. Agroturizm i razvitie malogo bi-znesa v RF [Agro-tourism and small business development in Russia]. Sovremennaya nauka: Teoreticheskiy iprakticheskiy vzglyad. Sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tyumen', 15 aprelya 2016 g. V 4-kh ch. [Modern science: Theoretical and practical view. Coll. pap. int. sci.-pract. conf. Tyumen', April 15, 2016. In 4 pts.]. Ufa, AETERNA Publ., 2016, pt. 1. 286 p.

2. Karpovich Yu. V. Agroturizm kak faktor innovatsionnogo razvitiya territorii [Agro-tourism as a factor of innovative development of the territory]. Reputatsiologiya, 2016, no. 2 (40), pp. 20-22.

3. Gredasov A. M., Andreev S. Yu. Agroturizm kak perspektivnaya forma samozanyatosti sel'skogo naseleniya Krasnodarskogo kraya [Agro-tourism as a promising form of self-employment of the rural population of the Krasnodar Territory]. Issledovanie razlichnykh napravleniy sovremennoy nauki. Sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The study of various areas of modern science. Coll. pap. 8th int. sci.-pract. conf.]. Astrakhan', SC "Olimp" Publ., 2016. 1426 p.

4. Voronina M. A. Agroturizm kak al'ternativnyy sposob razvitiya sel'skoy mestnosti (opyt Kipra) [Agro-tourism as an alternative way of rural development (experience of Cyprus)]. Ekologo-geograficheskie problemy regionov Rossii. Mat. VII vseross. nauch. -prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posv. 105-letiyu so dnya rozhdeniya issledovatelya Samarskoy Luki, G.V. Obedientovoy [Ecological and geographical problems of the regions of Russia. Mat. 7th All-Russ. sci.-pract. conf. with int. participat., dedicated to the 105th anniversary of Samara Luka researcher, G. V. Obedientova]. Samara, Samara State Social and Pedagogical University Publ., 2016. 480 p.

5. The Federal target program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018)". Approved by the Government resolution of August 02, 2011 № 644 (as amended on June 11, 2016). Available at: http://docs. cntd.ru/document/902295121. (in Russ.).

6. Regional State program "Development of culture and tourism in the Smolensk region for 2014-2020". Approved by the Administration of the Smolensk region on November 29, 2013 № 988 (as amended on December 18, 2014 № 863). Available at: http://kultura.admin-smolensk.ru/img/file/ post_adm/2013/pa_20131129_0988_red_pa_20141218_0863. pdf. (in Russ.).

7. Starostina O. G. Agroturizm: problemy i perspektivy razvitiya [Agro-tourism: Problems and prospects].Turizm kak faktor modernizatsii ekonomiki i razvitiya regionov. Mat. I Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 1921 noyabrya 2015 g. [Tourism as a factor of modernization of economy and regional development. Proc. 1st All-Russ. sci.-pract. conf. with int. participat. November 19-21, 2015]. Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology Publ., 2015. 380 p.

8. Belarus Presidential Decree of June 02, 2006 № 372 "On measures to develop agricultural ecotourism in Belarus" (as amended on June 21, 2012 № 284). Available at: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22318. (in Russ.).

9. Morgun A. A. Agroturizm kak uslovie effektivnogo razvitiya agrarnykh regionov [Agro-tourism as a condition for the effective development of agrarian regions]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, no. 3-5, pp. 31-33.

10. Krivtsov I. V. Agroturizm v Volgogradskoy oblasti: problemy, resheniya, perspektivy [Agro-tourism in the Volgograd region: Problems, solutions and prospects]. Agrarnaya nauka - os-nova uspeshnogo razvitiya APK i sokhraneniya ekosistem. Mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Agrarian science - the basis for successful agroindustrial complex development and the preservation of ecosystems. Proc. int. sci.-pract. conf.]. Volgograd, Volgograd State Agricultural University Publ., 2012, vol. 4. 496 p.

11. Fedorenko A. D., Shabalina E. S. Agroturizm kak vektor razvitiya sel'skikh territoriy Krasnoyarskogo kraya [Agro-tourism as a vector of development of rural territories of the Krasnoyarsk Territory]. Innovatsionnye tendentsii razvitiya rossiyskoy nauki. Mat. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh [Innovative development trends of Russian science. Proc. 7th Int. sci.-pract. conf. of young scientists]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Agricultural University Publ., 2015. 528 p.

12. 1.9 billion euros of subsidies to a Lithuanian village. Available at: http://ru.delfi.lt/news/economy/litovskomu-selu-19-mlrd-evro-subsidij.d?id=67171008. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.