Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития санаторно-курортной отрасли РФ'

Тенденции и перспективы развития санаторно-курортной отрасли РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития санаторно-курортной отрасли РФ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 338.482.22

Севрюков Иван Юрьевич

ст. преподаватель кафедры бизнеса в сфере услуг НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

E-mail: ivan.sewruikov@gmail.com Буньков Виталий Георгиевич аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: bunkov.vg@bk.ru

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ РФ

Особенности формирования санаторно-курортных комплексов в России определяются сложным взаимодействием экономических и социальных факторов, влияющих на стратегические и тактические решения, принимаемые субъектами бизнеса и государственными институтами, при формировании программ устойчивого развития предприятий, отраслей и территорий [4, с. 125].

Важной особенностью санаторно-курортного комплекса является его ориентированность на местное общество. Выгоды отдельных территорий выгодны всей стране благодаря получению доходов, созданию рабочих мест и поддержке, которую оказывают общественные организации национальной политике развития санаторно-курортного бизнеса и сохранения окружающей среды.

Санаторно-курортный комплекс на местном уровне не может рассматриваться в отрыве от региональных, национальных и международных отношений. Несмотря на идентичность основных задач, стоящих перед индустрией на общенациональном, региональном или местном уровнях, у каждого из них есть своя специфика [2, с. 271].

Санаторно-курортный комплекс стимулирует повышение эффективности кластеров: гостиниц и средств размещения, ресторанов и предприятий общественного питания, транспортной инфраструктуры, народных промыслов и экскурсионных предприятий.

Маркетинговые программы по формированию и продвижению услуг предприятий санитарно-курортного комплекса должны быть нацелены на стимулирование посещений, упрощение визовых требований, таможенных формальностей и обеспечение услугами в пунктах въезда и выезда граждан [1, с. 40].

Институциональные элементы включают методы усиления и распределения экономических выгод услуг, предоставляемых предприятиями санаторно-курортного комплекса; разработку и реализацию природоохранных мероприятий; сохранение культурного наследия людей, проживающих в этих районах.

Одной из наиболее заметных тенденций развития санаторно-курортных комплексов в условиях глобализации является быстрый рост объемов специализированного отдыха. Например, в наиболее развитых странах возрастная группа от 35 до 55 лет располагает наиболее высокими доходами. Этот сегмент рынка предпочитает брать несколько краткосрочных отпусков в течение года, а не один продолжительный. Пенсионеры, число которых постоянно увеличивается, отличаются высоким уровнем благосостояния, располагают свободным временем для посещения санаторно-курортных комплексов с целью профилактики заболеваний и рекреации.

Анализ не может ограничиваться установлением лишь общего направления воздействия одной переменной на другую, а требует также знать, какова величина изменения спроса, насколько чувствителен спрос на санаторно-курортные услуги к изменению цен, какова будет реакция спроса на изменения уровня доходов реальных и потенциальных потребителей [3, с. 92].

В период с 2009 по 2015 годы натуральный объем рынка санаторно-курортных услуг упал на 18% и в 2015 году составил 60 млн. человеко-дней пребывания. В 2009-2013 годах падение суммарного числа дней пребывания было обусловлено сокращением численности потребителей санаторно-курортных услуг. Более резкое падение в 2014 и 2015 годах объясняется кризисной ситуацией в экономике, когда сокращение доходов вынудило многих людей отказаться от туристских услуг в целом и санаторно-курортных - в частности.

Наибольшее количество санаторно-курортных услуг оказывается в период с июня по сентябрь, при этом самыми загруженными месяцами являются июль и август. Суммарная доля натурального объема санаторно-курортного рынка, приходящаяся на июль и август, составляет более 25% годового объема.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

По прогнозам, в период с 2015 по 2020 годы число оказанных услуг в Российской Федерации вырастет на 16%. Рост будет обусловлен как увеличением средней продолжительности пребывания в санатории, так и увеличением численности потребителей. Рост численности потребителей будет вызван расширением ассортимента лечебных и рекреационных программ и улучшением качества обслуживания.

В отличие от многих рынков товаров и услуг, где потребителями могут являться юридические лица, услуги учреждений санаторно-курортной сферы оказываются только конкретным физическим лицам. Таким образом, число потребителей и число дней, которое в сумме провели все потребители в санаториях и профилакториях, являются ключевыми параметрами для оценки емкости рынка санаторно-курортных услуг. Список использованной литературы:

1. Архипов А.Е., Нюренбергер Л.Б. Логистическое управление как инструмент модернизации отечественного рынка услуг (на примере туристской отрасли) // Наука и практика. 2013. №3 (11). С. 39 - 44.

2. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Маркетинговые аспекты формирования многоконтурного санаторно-курортного продукта // Проблемы современной экономики. 2013. №3 (47). С. 269 - 272.

3. Архипов А.Е., Таскаев Е.Н. Маркетинговые коммуникации в эпоху глобализации и унификации // Российское предпринимательство. 2011. № 1-2. С. 90 - 93.

4. Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е. Маркетинг туристских услуг: сущностные и функциональные особенности // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. №2 (76). С. 124 - 128.

© Севрюков И.Ю., Буньков В.Г., 2017

УДК 33

Слепцова Е.В., канд. экон. наук, доцент sleptsova.kat@yandex.ru Сафронова Е.В., магистрант katerina1995-2010@mail.ru Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки формирования эффективной системы управления персоналом с учетом особенностей сферы услуг. Проведен анализ основных подходов к построению системы управления персоналом, а также приведены базовые принципы управления персоналом в сфере услуг.

Ключевые слова

Сфера услуг, управление персоналом, качество персонала.

Sleptsova, E. V., Cand. Ekon. Sciences, associate Professor

sleptsova.kat@yandex.ru Safronova E. V., graduate student katerina1995-2010@mail.ru Kuban state University (Russia, Krasnodar, ul. Stavropolskaya 149)

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF EFFECTIVE SYSTEM OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE SERVICE SECTOR

Abstract

The article discusses preconditions for formation of effective system of personnel management with regard to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.