ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННО- ПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ
ПОЛИТИКИ
TRENDS AND PROSPECTS OF REGIONAL INNOVATION AND INDUSTRIAL CLUSTER DEVELOPMENT POLICIES
УДК 336.132 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10088 Писаренко К.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес процессов и экономической безопасности, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ», (г.Краснодар)
e-mail: [email protected]
Аннотация
В работе исследованы актуальные вопросы формирования и развития российских инновационных промышленных кластеров. В настоящее время вопросы институционального развития конкурентоспособности региональных экономик все чаще рассматриваются в контексте инновационно -промышленного развития в агломерациях. Однако, эмпирические исследования эффективности реализации промышленной политики в данном направлении являются спорными, поскольку не в полной мере учитывают географическую локализацию и территориальную специализацию ресурсного потенциала региона. Наличие выше обозначенных методологических проблем и определили актуальность и практическую значимость исследования.
Summary
Currently, issues of institutional development of regional economies ' competitiveness are increasingly considered in the context of innovative and industrial development in agglomerations. However, empirical studies of the effectiveness of industrial policy implementation in this direction are controversial, since they do not fully take into account the geographical localization and territorial specialization of the region's resource potential. The presence of the above-mentioned methodological issues and determined the relevance and practical significance of the study.
Ключевые слова: инновационно-промышленная кластерная политика, инновационное развитие, кластерная стратегия, конкурентоспособность, устойчивое социально-экономическое развитие, инновационное развитие
Keywords: innovative and industrial cluster policy, innovative development, cluster strategy, competitiveness, sustainable socio-economic development, innovative development.
В сложившихся макроэкономических условиях и в парадигме обеспечения устойчивого - социально-экономического и инновационного развития одной их приоритетных форм реализации современной примышленной и инновационной политики является региональная инновационно-промышленная кластерная политика,
Под региональной инновационно- промышленной кластерной политикой предлагаем понимать совокупность участников кластера осуществляющих инновационно - промышленное производство размещенное на ограниченной территории региона обеспечивающей объединение научно-производственной цепочки; эффективный механизм координации деятельности и кооперации всех участников кластера; синергетический эффект экономической эффективности и результативности деятельности функционирования участников кластера и региональной экономики. Таким образом, инновационно-промышленная кластерная политика представляет собой сферу отношений власти и бизнес структур и ориентирована на повышение экономической эффективности и конкурентоспособности за счет стимулирования региональных кластеров.
В своих работах «Совершенствование методологи социально-экономического развития территорий»[1] «Кластерный анализ уровня дифференциации социально-экономического развития регионов РФ»[2], показали, что, несмотря на проводимую государством политику, направленную на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, уровень социально-экономической дифференциации территорий остается по-прежнему на высоком уровне, что подтверждает необходимость выработки инструментария обеспечивающего синергический эффект от взаимодействия органов власти и бизнес-структур.
Считаем, что одним из перспективных направлений развития является использование кластерной модели регионального развития, обеспечивающей оптимизацию производства и его рациональное территориальное размещение, предполагающее экономическое взаимодействие конкуренции и кооперации.
Кластерная организация территориального производства, обеспечивает устойчивый рост качества жизни населения, эффективность регионального экономического комплекса, возрастающий объем производства конкурентоспособной продукции, выход на внерегиональные рынки сбыта, повышение конкурентоспособности оказываемых услуг, формирование дополнительных рабочих мест, при одновременном развитии институтов производственной и социальной инфраструктуры. Следовательно, формирование территориальных кластеров придает целенаправленность механизму реализации относительных конкурентных преимуществ социально-экономического и инновационного развития российских регионов[3].
В целом анализ возможностей кластерообразования в регионах основан на изучении бизнес-среды, наличии в регионах успешных производств, степени диверсификации производственной структуры, инновационной активности предприятий территории, развитии инфраструктурной обеспеченности бизнеса.
Динамика развития территориальных промышленных кластеров в России представлена на рисунке 1
2019г
2018г
2017г
10 15 20 25 30
■ Промышленные кластеры
35
40
45
Рисунок - 1 Динамика развития инновационных промышленных кластеров России
*составлено автором по данным [4]
0
5
Несмотря на увеличение количества кластеров с 25 в 2017 году до 42 в 2019 году или на 168%, уровень и качество организации кластеров, по прежнему остается на остаточно низком уровне, что подтверждают данные представленные на рисунках 2-3.
Рисунок 2 - Уровень организации кластеров в России *составлено автором по данным [4]
Дальневосточный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ
0 2 4 6 8 10 12 14
■ Высокий уровень
■ Средний уровень
■ Начальный уровень
Рисунок 3 - Структура развития региональных кластеров в разрезе федеральных округов (2019 год) *составлено автором по данным [4]
Считаем, что основными препятствиями на пути кластеризации региональной экономики сводятся к следующим моментам:
1. Сохранение риска формализации процесса создания региональных инновационных кластеров, что фактически может безмерно расширить границы создаваемого кластера до границ регионального производственного комплекса.
2. Отсутствие в региональных экономических системах инфраструктурных предприятий, позволяющих организовать системное производство и эффективную реализацию в границах создаваемого кластера.
3. Направление инвестиций, выделяемых на образование и поддержку кластера, на другие цели региональной экономики, что приведет к замедлению или остановке инновационного развития регионов.
4. Низкий уровень эффективности оказываемой государственной финансовой поддержки при создании территориального кластера, препятствующий созданию единой технологической цепочки предприятий.
5. Сложности надкластерного характера проявляются в виде наличия в данном регионе административных барьеров, низкая привлекательность регионального бренда, обременительный налоговый режим для привлеченных инвестиций.
Нивелирование негативного влияния вышеобозначенных факторов требует корректировки роли государства в процессе развития кластеризации экономики и содействии институциональному развитию инновационных промышленных кластеров.
Обзор отечественного и зарубежного опыта развития инновационных территориально-производственных кластеров реализуется в инициативном порядке[5]. К основным инициативам, проявленным Правительством РФ в решении проблем активизации развития кластерной политики и реализации кластерных инициатив, следует отнести пилотные кластерные проекты с наибольшим инновационным потенциалом ( таблица 1).
Таблица 1 - Пилотные кластерные проекты с наибольшим инновационным потенциалом*
Кластерные проекты Направления реализации
I. Экономика простых вещей: Кластер «Русский лен» (Ивановская область, Тверская область, Московская обл., Республика Татарстан)
Кластерные проекты Направления реализации
Мебельный кластер (Новгородская область Ульяновская область)
II. Индустрия гостеприимства Кластер «Винные дороги Кубани» (Краснодарский край)
Кластер «Рыбалка-охота» (Республика Карелия)
Туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» (Алтайский край, Республика Алтай)
Байкальский кластер экологического туризма (Иркутская обл., Республика Бурятия)
Кластер «Приморье» (Приморский край)
Туристский кластер (Калининградская область)
Туристский кластер Санкт-Петербурга
Туристский кластер Республики Башкортостан
Агротуристический кластер «Деревня Будущего» (Тульская область)
III. Мобильность Кластер производства автотранспортных средств на альтернативных видах топлива (субкластер Машиностроительного кластера Республики Татарстан)
Кластер инновационного машиностроения «Транспорт Индустрии 4.0.» (Тверская обл.)
Судостроительный кластер (Ярославская обл.)
Кластер малой авиации (г. Москва, Республика Бурятия, Республика Татарстан, Новосибирская область. Республика Башкортостан и пр.)
IV. Зеленая среда Кластер аквакультуры, рыбного хозяйства и агротуризма (Астраханская обл.)
V. Индустрия здоровья Медико-фармацевтический кластер (Ярославская область)
Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий (г. Санкт-Петербург)
VI. Цифровая экономика Кластер телекоммуникационного оборудования (г. Москва, Московская обл.)
VII. 3+ передел Курганский территориальноотраслевой комплекс «Новые технологии арматуростроения»
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования (Воронежская область)
УШ. Экологические кластеры Экологический кластер Московской области;
Экологический кластер СанктПетербурга
Основная цель которых, заключается в создании условий для эффективного развития инновационных территориальных кластеров,
приоритетным вектором которых является развитие инновационно-ориентированных и высокотехнологичных предприятий различных сфер деятельности, функционирующих на территории конкретного региона, и создание соответствующих (институциональных, инфраструктурных, организационных и финансовых) условий для эффективного взаимодействия органов государственной (региональной) власти и местного самоуправления, научно-образовательных учреждений, инвесторов, общественных организаций в интересах всех участников кластера.
Для достижения которой считаем целесообразным предложить следующий комплекс мер и мероприятий:
- разработать концессионный механизм, а также создать условия для установления договорных отношений между всеми участниками территориального кластера;
- разработать инструментарий инвестиционной политики, способствующую активному привлечению финансовых потоков и реализации совместных кластерных программ и проектов[6];
- создать условия для непрерывного роста уровня высокотехнологичного производства с учетом мировых и отечественных стандартов качества;
- сформировать благоприятную среду для развития инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса (участников территориального кластера).
Подводя итог вышесказанному обозначим, что развитие инновационных территориальных кластеров позволит решить широкий круг задач: повысить инвестиционную привлекательность, увеличить финансовый потенциал и укрепить конкурентоспособность экономики.
Литература
1. Писаренко К.В. Методология управления социально-экономическим развитием регионов на основе сглаживания финансовой дифференциации: монография / К.В. Писаренко. - Краснодар, 2019. - 286 с. ( 35,75 п.л.)
2. Писаренко К.В. Кластерный анализ уровня дифференциации социально-экономического развития регионов РФ / К.В. Писаренко // European Social Science Journal. - 2015. - № 10. - С. 134-143(1,25 п.л.)
3. Мадатова О.В. Основные Направления Развития Венчурного Финансирования В Современном Обществе Бюллетень
Международного Нобелевского экономического форума. 2012. № 1-2 (5). С. 196-201.
4. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам https://www.gisip.ru/stats sum clusters/pdf/ru/ ЦКЦдата обращение 05.03.2020г).
5. Полиди, А.А., Писаренко К.В.Инвестиционные бюджетные механизмы как форма стимулирования деловой активности в регионах А.А. Полиди, К.В. Писаренко//Экономические и гуманитарные науки. 2019. № 7 (330). С. 70-82.
6. Полиди А.А., Схаплок Р.Б., Хараджян Л.В. Оценка эффективности региональной политики и регуляторов структурного развития региональных хозяйственных систем/А.А.Полиди, Р.Б.Схаплок, Л.В. Хараджян // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 666672.
Literature
1. Pisarenko K. V. Methodology for managing socio-economic development of regions based on smoothing financial differentiation: monograph / K. V. Pisarenko. - Krasnodar, 2019. - 286 p. ( 35.75 p. l.)
2. Pisarenko K. V. Cluster analysis of the level of differentiation of socioeconomic development of regions of the Russian Federation / K. V. Pisarenko / / European Social Science Journal. - 2015. - no. 10. - Pp. 134-143(1.25 p. l.)
3. madatova O. V. Main Directions of development of Venture Financing In Modern Society Bulletin of the International Nobel economic forum. 2012. no. 1-2 (5). Pp. 196-201.
4. Summary statistical information of the geo-information system by cluster https://www.gisip.ru/stats_sum_clusters/pdf/ru/ URL (accessed 05.03.2020).
5. Polidi, A. A., Pisarenko, K. V. Investment budget mechanisms as a form of stimulating business activity in the regions//Economics and Humanities. 2019. No. 7 (330). Pp. 70-82.
6. Polidy A. A., Shaplok R. B., Kharajyan L. V. Evaluation of the effectiveness of regional policy and regulators of structural development of regional economic systems/A. A. Polidy, R. B. Shaplok, L. V. Kharajyan // Economics and entrepreneurship. 2016. no. 9 (74). Pp. 666-672.