Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса и посткризисный период'

Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса и посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1413
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕКОНОМіКА УЗБЕКИСТАНУ / ТЕНДЕНЦії і ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ / СВіТОВА ФіНАНСОВО-ЕКОНОМіЧНА КРИЗА / ПОСТКРИЗОВИЙПЕРіОД / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / ECONOMY OF UZBEKISTAN / TENDENCY AND PROSPECT OF DEVELOPMENT / WORLD FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / POST-CRISIS PERIOD / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев А. Ф.

В статье проанализированы тенденции и определены перспективы развития экономики Республики Узбекистан в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также предложена стратегия развития узбекской экономики в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies and Prospects of dev elopment o f Economy o f Uzbekistan in the Conditions of World Financial and Economic Crisis and the Post-Crisis Period

In article tendencies are analyzed and prospects of development of economy of the Republic of Uzbekistan in modern conditions of world financial and economic crisis are defined, and also strategy of development of the Uzbek economy during the post-crisis period is offered.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса и посткризисный период»

УДК 330.352

А. Ф. Расулев,

доктор экономических наук, директор Института экономики Академии наук Республики Узбекистан,

г. Ташкент

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Главной особенностью современного этапа развития мировой экономической системы является преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса и реформирование мировой финансовой архитектуры, что требует, в свою очередь, внесения антикризисных корректив в монетарную политику отдельных государств.

Эффективное осуществление программы антикризисных мер связано с решением ряда принципиальных вопросов. Первый вопрос связан с характером и целями антикризисной политики по отношению к стратегии развития национальной экономики и конечной цели экономической политики. Если антикризисная программа носит временный характер, то каким образом такая финансовая политика и ее риски отразятся на посткризисной экономике? Если эта политика носит долговременный характер и выступает в качестве „новой экономической политики”, как ее задачи соотносятся с целями построения инновационной постиндустриальной экономики и задачами повышения качества жизни? Само возникновение этих вопросов в определенной степени указывает на неэффективность существующей системы методов государственного регулирования экономики. Сейчас, когда приняты экстренные меры по выходу из кризиса, самое время определить приоритеты макроэкономической политики.

Другой важной особенностью экономической политики становится устранение противоречия между национальной политикой (интересами) и глобальными ценностями. Решение этой задачи затрудняется сложившейся спецификой международного сотрудничества в сфере экономики.

Меняется роль государства как основного актора глобального управления [1]. Если раньше можно было четко разделить формы участия государства в глобальном управлении на непосредственную и опосредованную, то в условиях формирования нового миропорядка и возрастания значения международных союзов и региональных интеграционных группировок превалирует опосредованная форма участия государства в глобальном управле-

нии. В то же время государство расширяет свои полномочия, делегируя часть их транснациональным инстанциям.

В борьбе с глобальным кризисом правительства большинства развитых стран прилагают усилия, фактически дискредитирующие частную собственность, подрывающие фундаментальную основу рыночной экономики - личную ответственность человека (и, прежде всего, предпринимателя) за принимаемые им решения. Частные риски государство (а также и общество в целом) готово принять на себя, то есть, иначе говоря, политика национализации убытков делает на следующем шаге неизбежной национализацию рисков.

Экономический кризис поставил перед политиками и экспертами ряд фундаментальных вопросов функционирования современных хозяйственных систем. Это вопросы, которые требуют интеллектуально -го прорыва, осмысления новых реалий и нахождения решений задач, как правило, не имеющих однозначных решений. Большинство обсуждаемых мер пока не получили достаточной политической поддержки на национальном уровне. Очевидно, спешка при принятии решений о дополнительных мерах по регулированию финансового сектора может привести к проявлению и реализации латентных рисков, а в будущем - к развитию арбитража между различными юрисдикциями и изменению расстановки сил на мировой карте финансовых центров.

По сути, регуляторы сейчас не могут принимать решения без оглядки на действия регулирующих органов других стран. В текущих условиях становится актуальным механизм наднационального мониторинга национальных финансовых секторов и учет их рисков участниками трансграничных сделок и регуляторами. Проблема в том, что ставшие глобальными рынки регулируются на национальном уровне. Однако это лишь смягчает указанное противоречие, но не устраняет его.

Рассматривая функции государства как регулятора экономики, нужно учитывать принципиально новую парадигму, с которой оно столкнулось. Его по-

зиции во многих традиционных сферах существенно уступают наднациональным регуляторам. Ставка рефинансирования национальных банков, курс национальной валюты, импортные барьеры, экспортные субсидии, налогообложение, социальная политика, образование, профессиональная подготовка кадров - это те рычаги экономического регулирования, влияние государства на которые (и многие другие) смещается в пользу внешних регуляторов. По сути, речь идет о том, что впервые в истории правительство должно частично отказаться от своих суверенных прав контроля на собственной территории над экономикой и другими сферами общественной жизни.

Мировой опыт свидетельствует о наибольшей эффективности саморегулирующейся экономики на основе рыночных механизмов с определенной степенью вмешательства государства. Уроки кризиса свидетельствуют о том, что рынок, предоставленный самому себе, порождает множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы как экономической системы, так и государства в целом. Это обусловлено тем, что рынок не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру В этом плане на современном этапе во всех индустриально развитых странах государство играло и продолжает играть существенную роль.

Мировой финансово-экономический кризис, его глубина и динамика продемонстрировали рост влияния глобальных процессов на национальные экономики. Нарастающая тенденция глобализации практически всех сфер жизнедеятельности, особенно экономической, укрупнила масштабы интеграции и кооперации, и в то же время усилила международную конкуренцию. За всем этим стоит жесткая конкурентная среда, представляющая собой серьезное испытание для реализации национальных интересов. Ситуация усугубляется тем, что многие зарубежные государства в посткризисный период будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров.

Все это показывает со всей очевидностью бесперспективность выстраивания различного рода барьеров и защитных механизмов, а равно и преодоления рецессии за счет вливания в экономику исключительно внутреннего капитала. Движущиеся в данном направлении государства утратят возможность влиять на формирование нового экономического порядка, что, в конечном счете, обречет их на периферийные позиции в мировой экономической иерархии.

В нынешней ситуации единственный путь для ускоренного развития национальных экономик - это расширение взаимодействия с мировыми рынками при

активной политике по защите и продвижению интересов национальных производителей. В этих условиях развитие конкурентной среды приобретает первостепенное значение, поскольку обостряется борьба предприятий за финансовые ресурсы, за удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги.

Мировой финансово-экономический кризис выявил подготовленность институциональной структуры Узбекистана к адекватным ответам на внешние вызовы [2]. Эффективное государственное регулирование социально-экономическими процессами явилось базисом для устойчивого роста экономики и ее высокой адаптации к условиям быстро изменяющейся внешней среды.

В республике созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

В целом по основным макроэкономическим индикаторам национальная экономика характеризуется позитивными тенденциями. Т ак, темпы роста ВВП в 2011 г. составили 8,3%, а за период 2000 - 2011 гг. объем ВВП увеличился в 2,1 раза. Конкретным подтверждением устойчивого и сбалансированного развития экономики Узбекистана является то, что, начиная с 2005 года, Государственный бюджет исполняется с профицитом. Расходная часть Государственного бюджета выросла по сравнению с 2000 г. в 17,8 раза. 58,7% расходов Госбюджета направлены на финансирование социальной сферы и поддержки населения. По состоянию на 1 января 2012 г. величина совокупной внешней задолженности Узбекистана не превышает 17,5% от ВВП и 53,7% к объему экспорта, что по международным критериям экономической безопасности ниже пороговых значений. Это обусловлено проводимой в республике политике внешнего заимствования, как на уровне государства, так и на уровне коммерческих банков, компаний и предприятий.

Устойчивыми темпами роста характеризуются промышленное производство - 6,3%, производство продукции сельского хозяйства - 6,6%, объем розничного товарооборота - 16,4% и реализация платных услуг населению - 16,1%. Около 70% прироста объема промышленного производства обеспечили предприятия, ориентированные на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Если в 2000 г. на долю индустриального производства в формировании валового внутреннего продукта Узбекистана приходилось всего 14,2%, то в 2011 г она составила 24,1%.

Структурные сдвиги и диверсификация базовых отраслей экономики оказали позитивное влияние на объем, номенклатуру и качество экспорта. Объем экспортной продукции в 2011 г. увеличился по сравнению с 2000 г. в 4,6 раза и превысил 15 млрд долл. США, положительное сальдо внешнеторгового оборота достигло более 4,5 млрд долл. США. Удельный вес готовой продукции в объеме экспорта увеличился до 60% против 46% в 2000 г. При этом необходимо отметить, что объем производства потребительских товаров вырос за данный период более чем в 4 раза.

В республике осуществлляются масштабные институциональные преобразования в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ. Процесс формирования правового поля в Узбекистане носит динамичных характер, направленный на максимальное сокращение субъективных факторов, препятствующих становлению класса реальных собственников. Совершенствование законодательно-нормативной базы осуществляется в двух направлениях, а именно:

- создание единого, унифицированного нормативно-правового акта, отражающего основные потребности предпринимательства и устанавливающего общие правила поведения для его субъектов;

- систематизация действующих правовых норм с дополнением недостающих элементов системы регулирования.

Важнейшей составляющей частью масштабных экономических реформ является формирование максимальной деловой среды для дальнейшего развития предпринимательства. Одним из главных направлений в данной области является дальнейшее сокращение надзорных и управленческих функций органов государственной власти и управления, упрощение административных действий, пресечение незаконного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. В целях устранения излишних бюрократических барьеров и создания благоприятных условий на пути развития частной собственности с 1 сентября 2011 года было отменено действие 50 документов разрешительного характера, ограничивающих свободу предпринимательской деятельности. Кроме того, было запрещено введение органами государственного управления и органами государственной власти на местах новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законодательством. Дальнейшей либерализации экономики послужило упрощение процедур и сокращение затрат субъектов предпринимательства при получении лицензии.

Институционально государственная политика в области реформ обеспечивает необходимую правовую

среду и институты, ответственные за осуществление конкурентной политики на соответствующем уровне. При этом мы исходим из того принципа, что рыночные механизмы будут работать только тогда, когда рынок не будет чрезмерно зарегулирован. В противном случае есть опасность того, что конкуренция будет заменена государственным регулированием [3], ограничивающем свободу деятельности предприятий. Такая политика может привести, во-первых, к подавлению настоящей рыночной конкуренции, а во-вторых, ослабить потенциально сильных национальных производителей в их конкурентной борьбе на внешних рынках. Что противоречит основным принципам „узбекской модели”, признанной мировым сообществом.

Расширение масштабов воздействия процессов глобализации обуславливает необходимость создания дополнительных условий для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем товарных рынках.

При совершенствовании антимонопольного законодательства в республике исходили из основного принципа конкурентной политики - перейти от жесткого регулирования деятельности предприятий-моно-полистов, к предупреждению их неконкурентного поведения на рынке. При этом принималось во внимание, что доминирующее положение предприятия может свидетельствовать и об его эффективном функционировании и быть важной предпосылкой конкурентоспособности на внешнем рынке. Принятие нового Закона „О конкуренции” позволило консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере конкуренции, что повысило прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также обеспечило равные условия для деятельности субъектов предпринимательства. Это является важнейшим аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг республики.

В этой связи следует особо подчеркнуть важнейшие достижения биржевой торговли - запуск новых инструментов, а именно фьючерсных контрактов, ввод торгового терминала и информационного табло для срочного рынка, снижение размеров комиссионных сборов за услуги биржи. Диапазон конкурентных преимуществ УзРТСБ значительно расширен, что повышает привлекательность площадки за счет наличия широкой региональной сети, охватывающей всю республику, гарантированного исполнения биржевых сделок, новейших информационно-биржевых технологий, широкого набора торгуемых инструментов, высокого уровня сервиса информационных услуг, нормативно-методического обеспечения всей системы функционирования торговых механизмов.

При поддержке государственных структур экономического комплекса республики усовершенствован регламент осуществления биржевых сделок в различных сегментах биржевого товарного рынка, увеличены объем и ассортимент выставляемой на торги продукции. Современные торговые платформы позволяют брокерам участвовать в биржевых торгах с любого рабочего места посредством подключения к ним большого количества участников.

Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов способствовала проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2011 году совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза -с 41,2 до 22% к ВВП.

Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в

2011 году с 7 до 6% ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, что позволило направить около 80,3 млрд. сум высвободившихся средств, в первую очередь, на технологическое обновление производства и внедрение новой современной техники. В истекшем году большое внимание уделялось проведению активной инвестиционной политики, направленной на ускорение модернизации, технического и технологического перевооружения действующих и создание новых, современных, высокотехнологичных производств.

В 2011 году были освоены капитальные вложения за счет всех источников финансирования на сумму свыше 10,8 млрд долл. США, что на 11,2% больше, чем в 2010 году. Доля инвестиций в ВВП составила 23,9%, что свидетельствует о высокой активности инвестиционного процесса в стране. В реальный сектор нашей экономики привлечено иностранных инвестиций в объеме почти 2,9 млрд долл. США, из которых 78,8% составляют прямые иностранные инвестиции.

Кардинально меняется качественная структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 году структура кредитного портфеля на 54% была сформирована за счет внешних заимствований, то в 2011 году 85,3% кредитного портфеля сформировано за счет внутренних источников - депозитов юридических и физических лиц. Растет инвестиционная активность коммерческих банков. При этом свыше 75 процентов вложений коммерческих банков - это долгосрочные инвестиционные кредиты сроком свыше трех лет. В целом за последние десять лет кредитование реального сектора экономики нашими банками возросло в 7 раз.

Были предприняты дополнительные меры по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. С этой целью доходы коммерческих банков, получаемые от предоставления кредитов за счет ресурсов специального Фонда льготного кредитования, освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение ресурсной базы указанного фонда до 1 января 2016 года. Коммерческим банкам при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства предоставлено право учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика. Кроме того, в республике создан Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана, основными задачами которого определены конкурсный отбор проектных идей и финансирование разработки их проектной документации в приоритетных направлениях развития экономики, а также содействие в организации финансирования инвестиционных проектов кредитными организациями республики.

Для формирования максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства счета субъектов малого бизнеса в национальной валюте открываются без взимания платы, а их кредитные заявки рассматриваются коммерческими банками в течение трех банковских дней.

В Узбекистане последовательно и целенаправленно реализуются меры по дальнейшей капитализации банков, повышению их устойчивости и ликвидности. На протяжении последних пяти лет показатель достаточности капитала банковского сектора находится на уровне, в три раза превышающем международный норматив в размере 8%, установленный Базельским комитетом по банковскому надзору.

Следует с удовлетворением отметить, что такие авторитетные международные рейтинговые агентства, как „ Стандарт энд Пурс”, „Мудис” и „ Фитч Рейтингс” третий год подряд присваивают банковской системе Узбекистана рейтинговую оценку на уровне „стабильный”, причем количество коммерческих банков республики, имеющих такую оценку, растет из года в год. Если в 2010 году 15 коммерческих банков страны получили рейтинг „стабильный”, то сегодня их количество достигло 23, активы которых составляют более 98% от совокупных активов всей банковской системы республики.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в Узбекистане, в условиях всемирного финансово-эко-

номического кризиса политика государства была направлена, прежде всего, на недопущение снижения уровня жизни населения. Важным моментом, отличающим Антикризисную Программу Узбекистана от программ ряда других стран СНГ, явилось то, что она учитывала социальные факторы. Анализ антикризисных программ правительств ряда стран СНГ показал, что основной акцент был сделан на стабилизацию финансового сектора, развитие инфраструктуры, малого и среднего бизнеса. При этом социальная составляющая поддержания уровня жизни населения в кризисный период была выведена за рамки антикризисных программ. Создание рабочих мест в результате развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, обеспечения надомного труда на базе кооперации с промышленными предприятиями, а также ввода новых объектов, реконструкции и расширения действующих производств, встало мощным заслоном на пути обвального роста безработицы и усиления пессимизма в социальных настроениях общества, наблюдавшегося в ряде других стран СНГ. Четкая социальная направленность программных мер также выражена во всесторонней государственной поддержке науки, образования, здравоохранения и культуры. Особое внимание уделяется вопросам реализации мер по увеличению внутреннего спроса за счет мобилизации и дальнейшего стимулирования участия банковских структур, хозяйствующих субъектов и населения в инвестиционных процессах. Примером реализации подобных проектов может стать Программа по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе, призванной коренным образом переустроить и обновить облик села на современной архитектурной и индустриальной основе, повысить уровень жизни населения на селе и приблизить ее к городским условиям. Для реализации этой крупнейшей программы, рассчитанной на длительную перспективу, создан мощный проектный, индустриально-строительный, инженерно-технический потенциал, созданы необходимые организационные структуры, стимулирующие меры и преференции.

Стратегия роста конкурентоспособности республики строится на региональных и отраслевых особенностях, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ. Вместе с тем успех в реализации стратегии роста конкурентоспособности зависит от правильной комбинации главных составляющих внутренней экономической политики, которые взаимно дополняют и усиливают друг друга. Они включают:

- поддержание устойчивого макроэкономического роста и управляемой инфляции путем про-

ведения эффективной фискальной и монетарной политики;

- формирование стратегии экспортоориентированной индустриали-зации, которая подразумевает эффективную модернизацию и углубление структурных реформ, обеспечивающих рост эффективности использования и распределения ресурсов в экономике;

- обеспечение высокого качества государственного регулирования экономики;

- эффективное функционирование естественных монополий, производственной и социальной инфраструктуры;

- внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

- обеспечение системы законодательного регулирования экономики, которая гарантировала бы защиту прав частной собственности и исполнение контрактов;

- обеспечение социального консенсуса и развития институтов гражданского общества, сотрудничество и партнерство между основными экономическими группами и слоями населения.

Необходимо подчеркнуть, что изучению опыта республики по преодолению негативного влияния последствий мирового финансового кризиса и по дальнейшему динамичному реформированию экономики была посвящена Международная научно-практическая конференция „Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)”, которая состоялась в Ташкенте в апреле 2010 г В ней приняли участие свыше 400 государственных и общественных деятелей, бизнесменов и экспертов из 46 стран, представители крупнейших международных организаций и финансовых институтов, в том числе таких, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, ЕврАзЭС.

Как отметил директор департамента Центральной Азии регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ Махмуд Айуб, глобальный кризис крайне негативно отразился на социальном развитии в мировом масштабе. Один из важнейших позитивных результатов реализации Антикризисной программы Узбекистана - то, что население страны практически не ощутило негативного влияния глобального кризиса. Проведение сильной социальной политики, особенно в период мирового кризиса, - это мудрый подход. Глава представительства Всемирного банка в Узбекистане Лу Брефор остановился на макроэкономических последствиях глобального кризиса для государств Центральной Азии и подчеркнул, что реали-

зация Антикризисной программы Узбекистана и мер в рамках определенных его руководством приоритетов на перспективу обеспечивает дальнейшее успешное социально-экономическое развитие страны. Наименьшее воздействие мирового кризиса на национальную экономику стало возможным в результате проведения глубоко продуманной политики по диверсификации экономики, стимулированию развития кредитно-денежной системы. По мнению Лу Брефор Узбекистан - эта страна первая в регионе, где были предприняты реальные меры для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, рынка труда, повышения доходов населения.

Литература

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на

2012 год. - Ташкент, 9 с. 2. Постановление Президента Республики Узбекистан „О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции” от 26 марта 2012 года № ПП-1731. Ташкент, 4 с. 3. Булыга Р. П. Концепция интеллектуального капитала в экономической теории / Р П. Булыга, Е. Г Беккер. - М. : Изд-во „Экономика”, 2008. - 224 с.

Расулєв А. Ф. Тенденції і перспективи розвитку економіки Узбекистану в умовах світової фінансово-економічної кризи та посткризовий період

У статті проаналізовано тенденції і визначаено перспективи розвитку економіки Республіки Узбекистан в сучасних умовах світової фінансово-економічної кризи, а також запропоновано стратегію розвитку

узбецької економіки в кризовий та посткризовий період.

Ключові слова: економіка Узбекистану, тенденції і перспективи розвитку, світова фінансово-економічна криза, посткризовийперіод, глобалізація.

Расулев А. Ф. Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса и пост-кризисный период

В статье проанализированы тенденции и определены перспективы развития экономики Республики Узбекистан в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также предложена стратегия развития узбекской экономики в пост-кризисный период.

Ключевые слова: экономика Узбекистана, тенденции и перспективы развития, мировой финансово-экономический кризис, посткризисный период,глобали-зация.

Rasulev A. F. Tendencies and Prospects of development of Economy of Uzbekistan in the Conditions of World Financial and Economic Crisis and the Post-Crisis Period

In article tendencies are analyzed and prospects of development of economy of the Republic of Uzbekistan in modern conditions of world financial and economic crisis are defined, and also strategy of development of the Uzbek economy during the post-crisis period is offered.

Key words: economy of Uzbekistan, tendency and prospect of development, world financial and economic crisis, post-crisis period, globalization.

Стаття надійшла до редакції 11.11.2012

Прийнято до друку 20.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.