ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1
Алпысбаева С.Н.
д.э.н., профессор, директор Центра аналитических исследований и прогнозирования Института экономических исследований Министерства национальной экономики Республики Казахстан [email protected] Кенжебулат М.К.
к.э.н., заместитель директора ЦАИП ИЭИ МНЭ РК
Таутенов Е.И.
магистр математики, заместитель директора ЦАИП ИЭИ МНЭ РК [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБМЕННОГО КУРСА
КАЗАХСТАНА И РОССИИ
Ключевые слова: взаимная торговля, обменный курс, экспорт, импорт, монетарная политика, курс рубля. Keywords: mutual trade, exchange rate, export, import, monetary policy, ruble exchange rate.
В последние годы денежно-кредитная политика Казахстана, в том числе и политика обменного курса, которая оказывает значимое влияние на ценовую конкурентоспособность отечественных производителей во взаимной торговле с другими странами, претерпела ряд существенных изменений.
В условиях нарастания внешних шоков, таких как значительное снижение цен на сырьевые товары, а также ослабление национальных валют основных торговых партнеров Казахстана, Национальный Банк (НБК) объявил о переходе к новой денежно-кредитной политике, основанной на инфляционном таргетировании и плавающем режиме кур-сообразования.
Согласно заявлению финансового регулятора, формирование рыночного обменного курса позволит нивелировать внешние шоки и поддерживать устойчивый экономический рост.
Тем не менее, и в 2015, и в 2016 году выявленные ранее тенденции падения объемов во взаимной торговле стран ЕАЭС сохранились.
Так за 2016 год экспорт Казахстана в Российскую Федерацию сократился на 24,8%; в Республику Беларусь на 11,8%; в Армению - на 21,8%; в Кыргызстан - на 15,7%.
Импорт в Казахстан из стран ЕАЭС в 2016 году также сокращается, из Республики Беларусь - на 31,5%, из Российской Федерации - на 11,8%.
Мы обратили внимание на тот факт, что уже второй год подряд снижаются объемы добычи и экспорта угля из Казахстана: в январе - августе 2016 года добыча угля сократилась на 3,7 млн. тонн.
Такая ситуация объясняется несколькими факторами. Прежде всего, падением объемов экспорта угля в Россию. По оценкам независимых экспертов Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана, экспорт угля из Казахстана в Россию будет падать и в последующие шесть лет2.
В 2016 году экспорт казахстанского угля в РФ упадет на четверть и составит 22 млн. тонн вместо 29 млн. тонн. Такие данные, представлены в подписанном Министерствами энергетики Казахстана и России «Индикативном прогнозе потребления казахстанских углей электрогенерирующими предприятиями Российской Федерации на 20162022 годы». В последующие 6 лет Россия все меньше и меньше будет покупать уголь в РК, и в 2022 году экспорт составит 20,5 млн. тонн.
На сокращение экспорта угля влияет нестабильность экспортных цен. Кроме того, «Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года», предусматривает замену потребления казахстанских углей электростанциями РФ на кузнецкие угли, а также переход отдельных электростанций России на газ. В представленной ситуации Казахстану необходимо искать новые рынки сбыта угля.
Импорт из России в Казахстан также имеет тенденцию к снижению, но более медленными темпами, его объем в стоимостном выражении сократился на 11,8%.
Таким образом, минусовое торговое сальдо с Россией в 2016 году сократилось на 138,6 млн. долларов США. В целом, для текущего счета Платежного баланса Казахстана это является позитивным моментом, поскольку сохранение большого отрицательного сальдо в торговле с Россией в период падения стоимостного объема экспорта
1 В этом разделе представлены некоторые материалы II Международной конференции «Интеграционные процессы, взаимодействие и сотрудничество в современном мире».
2 http://agmpportal.kz/rossiya-postepenno-otkazyvaetsya-ot-kazahstanskogo-uglya/
нефти в страны дальнего зарубежья, снижало бы международную конкурентоспособность страны и оказывало бы дополнительное давление на курс национальной валюты.
Тем не менее, опережающее падение казахстанского экспорта в Россию в сравнении с импортом из России свидетельствует о более быстром замедлении экономического роста в России и более значительном сжатии спроса на казахстанские товары.
С учетом того, что, по оценкам Министерства экономического развития России, в 2017 году темпы прироста ВВП страны в базовом сценарии будут невысокими - менее 1%, значимых темпов прироста казахстанского экспорта в Россию не ожидается.
Влияние монетарной политики России на состояние и динамику обменного курса казахстанского тенге и взаимную торговлю.
В России плавающий курс является важной составляющей режима таргетирования инфляции, при котором главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности, т.е. сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. Курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами - соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке.
На динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов в России и мире, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран.
По оценкам Банка России, на фоне умеренной волатильности на мировых финансовых рынках в целом, а также продолжительного сохранения мягкой денежно-кредитной политики центральными банками крупнейших развитых стран доходности их финансовых активов в 2016 г. оставались на достаточно низких уровнях.
Это обусловило сохранение спроса глобальных инвесторов на рисковые активы и поддержало приток капитала в страны с формирующимися рынками, в том числе в Россию.
При этом валютный курс рубля к основным валютам последовательно укреплялся несколько быстрее, чем прогнозировал Банк России. Премия за риск для России находилась на относительно низких уровнях1.
Смягчение кредитных условий и возможности наращивания заимствований для компаний реального сектора по-прежнему ограничивались накопленным уровнем их долговой нагрузки, который, несмотря на некоторое снижение, пока остался на относительно высоком уровне. В этих условиях кредитная активность была сдержанной: годовой прирост кредитного портфеля банков несколько замедлился.
Общая тенденция к сокращению реальных располагаемых денежных доходов населения продолжала оказывать сдерживающее влияние на внутренний спрос. Также сохранение слабой потребительской активности во многом было связано со сложившимся высоким уровнем нормы сбережений и инертностью ее динамики.
Для дестимулирования роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций Банк России в третьем квартале с 1 июля 2016 года повысил на 1 процентный пункт нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте.
Также в третьем квартале с 1 августа 2016 г. Банк России повысил на 0,75 п. п. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Данная мера позволит частично абсорбировать приток ликвидности, связанный с финансированием дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда, а также будет способствовать дестимулированию роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций.
Укрепление рубля на фоне стабильной внешнеэкономической конъюнктуры внесло значимый вклад в замедление инфляции в России, оказывая выраженное сдерживающее влияние на рост цен на непродовольственные товары и услуги. Но преодоление инерции в динамике инфляционных ожиданий является важной задачей и может потребовать проведения более жесткой денежно-кредитной политики.
С учетом риска сохранения инфляционных ожиданий, Банк России в течение 2017 г. вероятно будет осуществлять снижение ключевой ставки более медленными темпами по сравнению с ранее предполагаемыми. В результате вклад денежно-кредитной политики в восстановление спроса окажется менее значимым.
По оценкам РФЦА, изложенным в аналитическом докладе «Анализ банковского сектора Казахстана»2, корреляция курса USD/KZT и стоимости сырой нефти марки Brent, показывает наличие отрицательной корреляции на уровне 0,91. Коэффициент детерминации составляет 0,82, что является довольно хорошим показателем.
Учитывая, что динамика российского рубля оказывает значимое воздействие на ценовую конкурентоспособность казахстанских товаров как на внутреннем рынке страны, так и при экспорте казахстанских товаров в Россию, необходимо включать в анализ и изменения обменного курса пары USD/ RUB.
При включении в эконометрическое уравнение обменного курса пары USD/ RUB регрессионная статистика улучшается. Так показатель множественной корреляции увеличился до -0,92, а коэффициент детерминации до 0,84.
Следует полагать, что учет именно этого фактора формировал поддерживаемую Национальным Банком РК текущую динамику обменного курса пары рубль/тенге в 2016 году.
Коридор обменного курса пары рубль/тенге в пределах 5,2-5,3 тенге за российский рубль при цене нефти марки Brent выше 45 долл. за баррель, обеспечивает сохранение ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров как на внутреннем рынке, так и на товарных рынках России.
1 https://www.cbr.ru/publ/ddcp/2016_03_ddcp.pdf
2 http://rfcaratings.kz/wp-content/uploads/Analiz-bankovskogo-sektora-RK-rus.pdf
В 2016 году контракты на поставку нефти в марте 2017 г. - выросли до $48,5/барр., на сентябрь 2017 г. - на уровне $50,4/барр., 2-х летние же фьючерсы на Brent - до $52,9/барр.
Таким образом, в условиях медленного, но позитивного роста цен на нефть до конца 2017 года, следует ожидать сохранения соотношения динамики обменного курса тенге/рубль в коридоре, сложившемся в августе - сентябре 2016 года в пределах 5,2-5,3.
Вместе с тем, возможны и отдельные всплески и отклонения от указанного коридора, в связи со спекулятивными настроениями на казахстанском валютном рынке и последствиями взаимной санкционной и антисанкционной политик США и РФ.
В условиях более медленного экономического роста всех стран ЕАЭС, сохранение указанного коридора обменного курса тенге/рубль позволит поддержать ценовую конкурентоспособность казахстанских производителей и торговую позицию Казахстана на рынках стран ЕАЭС на максимально возможном уровне.