Научная статья на тему 'Тенденции формирования современной российской миграционной политики'

Тенденции формирования современной российской миграционной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕНДЕНЦИИ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ТРАЕКТОРИИ / MIGRATION POLICIES / TRENDS / MIGRATION PROCESSES / MIGRATION PATHS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ладан Екатерина Александровна

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков. Тенденции формирования современной российской миграционной политики должны строиться с учетом изменения тех или иных миграционных процессов. Они должны включать желаемые траектории развития миграционных процесов и возможные способы воздействия на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The primary purpose of the state migration policy is to regulate migration flows. Tendencies of modern Russian migration policy should take into account changes in these or other migration processes. They should include the desired trajectory of migration processes and possible impacts on them.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования современной российской миграционной политики»

Ладан Екатерина Александровна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: 89287665640)

Тенденции формирования современной российской

политики

Аннотация

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков. Тенденции формирования современной российской миграционной политики должны строиться с учетом изменения тех или иных миграционных процессов. Они должны включать желаемые траектории развития миграционных процесов и возможные способы воздействия на них.

Annotation

The primary purpose of the state migration policy is to regulate migration flows. Tendencies of modern Russian migration policy should take into account changes in these or other migration processes. They should include the desired trajectory of migration processes and possible impacts on them.

Ключевые слова: миграционная политика, тенденции, миграционные процессы, миграционные траектории.

Key words: migration policies, trends, migration processes, migration paths.

миграционной

В отличие от других видов процессов - естественных или технических, социальные процессы обладают

собственным духовным состоянием, определенными качествами и структурой социального поведения. При управлении социальными процессами определенную сложность представляет сам объект управления, который активно реагирует на воздействие со стороны механизма управления [1, с. 70].

Именно в отношении социальных объектов эффективным управление может стать только при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики в отношении развития конкретного объекта (системы).

Политикой мы называем систему социально-экономических ориентиров, взглядов, выраженную в форме определенных целей, принципов, задач и направлений развития объекта в процессе управления.

Нуждаются ли в управлении такие сложные социальные процессы как миграционные в условиях действия рыночных регуляторов экономического и социального развития? Или эта задача стоит только при административной системе управления?

Существует достаточно распространенная

либеральная точка зрения, что государство вообще должно устраниться от управления миграционными процессами. Мы с ней не согласны по следующим причинам:

как в плановой, так и в рыночной экономике процесс размещения населения зависит от действующих регуляторов, в первом случае плановых, во втором стихийных;

действие рыночных регуляторов побуждает население двигаться вслед за капиталами. Движение инвестиций в свою очередь зависит от нормы получаемой от их вложения прибыли, что приводит к цикличности экономического развития, при котором на смену резким подъемам приходят периоды спадов и кризисов;

для сглаживания цикличного воздействия стихийных рыночных регуляторов все экономически развитые страны начиная с периода подъема после сильнейшего экономического кризиса в 30-х годах прошлого столетия, пришли к выводу о необходимости поддержания устойчивого экономическом развитии, а значит использования методов административного управления отдельными элементами рыночной экономики и социальными процессами в первую очередь.

Миграционная политика, как и любая другая, представляет собой способ реализации

48

оптимальных решений, агрегируя в себе в то же время все остальные элементы системы управления. Поэтому она должна учитывать тенденции изменения тех или иных миграционных процессов, желаемые траектории их развития и возможные способы воздействия на них [2, с. 104].

Миграционная политика занимает не только конкретное место в системе управления миграционными процессами, но и находится в контексте социальной политики в целом. Она по своей сути носит территориально-дифференцированный характер, решая задачу изменения одной совокупности людей за счет другой. Политика Государства в отношении переселения есть всегда, даже тогда когда нет хорошо сформулированного документа для достижения поставленных целей. Существует мнение, что идеология действий государства отношении регулирования миграционных процессов должна постоянно обновляться в зависимости от двух вещей - "потребности государства и отдельных его частей в населении (в том числе трудовых ресурсах)и разности социально-экономических потенциалов между странами и внутри государства, в зависимости от региональных различий" [3, с. 17].Такая схема идеально подходит, если рассматривать миграции исключительно в качестве социально-экономических процессов и не учитывать, например, такую составляющую, как стрессовые миграции, а также не принимать во внимание другое значение миграционных процессов.

Основой любой политики является устоявшаяся в обществе идеология, то есть принципы существования и функционирования гражданского общества.

К одним из основных элементов политики можно также отнести право, поскольку оно выступает основным регулятором общественных отношений, а также в рамках демократического государства служит мерой, ограничением государственной власти, а следовательно, государственных органов.

Таким образом, первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Однако миграционные процессы представляют собой значительно больше, чем просто перемещение трудовых ресурсов. Естественно,

что рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. В данной ситуации очень значимым становится понятие "рациональное размещение". Оно должно ориентироваться не только на экономические потребности государства, но и на этнокультурную составляющую региона, существующую реальность, а главное, на конкретного человека с его потребностями и нуждами. Фраза "государство для человека, а не человек для государства" в данной ситуации становится наиболее адекватной [2, с. 105].

Политологи в этой связи отмечают, что миграционную политику необходимо анализировать в контексте реальных и перспективных задач государственного строительства, выделяя при этом специфические характеристики самой миграции. Претворение в жизнь основных направлений миграционной политики необходимо рассматривать в тесной связи с проводимой в обществе национальной политикой. Общее состояние российского общества в контексте данной проблемы позволяет выделить два основных уровня миграционной политики:

"к первому предлагается отнести федеральный;

"ко второму - региональный уровень [5, 47].

Российские процессы формирования миграционной политики идут в русле аналогичных процессов в других странах.

Если обратиться к дискуссиям, ведущимся в США - стране иммигрантской со стародавними традициями, - то увидим, что решающее значение в трансформацию взаимосвязи миграционной ситуациии и миграционной политики сегодня вносят не столько экономические аргументы, сколько политические и социокультурные.

"Новые иммиграционные дебаты" в США 1990-х проходили в новых условиях изменения этнического состава населения и вялости экономики. Ключевой темой дискуссии в этой обстановке становится проблема сезонной миграции особенно в южных штатах. "Новые аргументы в пользу ограничения иммиграции концентрировались на окружающей среде, экономике, дефектах настоящей системы и ассимиляционных проблемах"[5, с. 202].

Характерной чертой становится диспропорциональное отражение проблем иммиграции в прессе в терминах " п лохих новостей"; три наиболее влиятельные темы постоянно присутствующие в СМИ отражают влияние иммиграции на экономику, культуру и

49

политику США. Вклад иммигрантов в "плохие новости" фокусируется на следующих областях: преступность, столкновения культур, легальный статус, экономические издержки, социальные бенефиции, занятость и иммиграционная политика.

Противоречие между экономическими потребностями и новыми социокультурными вызовами порождало дуализм, "амбивалентное гостеприимство", по выражению американских исследователей: "С одной стороны, мы приветствуем чужестранцев работать и жить среди нас, с другой стороны, мы презираем и поносим иммигрантов или группы меньшинств, которые уклоняются от доминирующей культуры" [5, 2].

Сегодня ситуация кардинально изменилась, если до этого времени политика строился в контексте "за" и "против", а пики ломались вокруг легализации незаконных мигрантов, после терракта резко изменились тональность и проблематика публикаций [6, с. 7-29].

В СМИ стали широко использоваться стереотипы для представления "нежелательных элементов" в объяснении причин атак. Политические страхи стали более важны, чем экономические, тогда как культурные опасения стали более избирательны, чем до атак. Резкая смена дискурса СМИ - естественная реакция на трагедию - затронула и академические круги. Все известные в России антимигрантские аргументы прекрасно вписываются в американский академический дискурс.

Однако имеется и специфика: в западной традиции несдержаность, эмоционально окрашенные нетолерантные оценки - нонсенс для журналиста, некомпетентность и нетранспарентность принятия решений - нонсенс для государственного служащего (только публичному политику это позволительно, "что дозволено Юпитеру..."), молчание как реакция на недопустимое поведение журналиста, политика, чиновника - нонсенс для специалиста. В силу особенностей российской политической культуры, у нас не так [7, с. 80-100].

Другое кардинальное отличие -взаимопроникновение, коммуникации как необходимое условие согласования позиций и общественных интересов, выработки консенсуса относительно миграционной политики присуще западной традиции. Но не российской: масс-медийный, чиновничьий, политический и академический дискурсы о миграции и миграционной политике существуют изолировано и очень часто совершенно не соответствуют миграционной ситуации; коммуникации между

ними определяются почти исключительно политическими пристрастиями их участников [7, с. 107].

Эти процессы все более сегментируются, а их движение центробежно. Единственное пересечение дискурсов - нагнетание алармистских настроений. Справедливо замечание Н. Мкртчяна: "В области миграционной политики оформилась еще одна тревожная тенденция - сторонники "охранительной" и "либеральной" стратегий существуют как бы в параллельных мирах, крайне редко соприкасаясь друг с другом. Все это контрпродуктивно и не способствует поиску истины. Пока мы не научимся грамотно и корректно, с фактами в руках обсуждать серьезные проблемы в сферах политики, экономики, экологии, демографии, миграции, в обществе будут рождаться мифы и фобии, плодиться химеры массового сознания" [8, с. 105].

В то же время демографическая и миграционная ситуации в стране выводят эти процессы на первый план. Анализ и прогноз современной демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут приобретать для российского государства все большую значимость.

Общая численность населения России за период 2005-2009 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население в молодых возрастах за эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.). Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста, общие потери которого за 2010-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек [9, 90].

Так согласно прогнозам, выполненным в 2000 г. службой народонаселения ООН, из числа стран, где число жителей составляет 140 тыс. человек и более, к 2050 г. население сократится в 39. В этом списке Россия занимает 6 место по темпам сокращения численности населения. Ее опережают Эстония, Болгария, Украина, Грузия и Гайана. Но по масштабам потерь Россия на первом месте. Все 39 стран к середине века по прогнозам ООН потеряют почти 152 млн., из которых на долю России придется 41,2 млн. человек (27%), Украины - 19,6 млн., Японии - 17,9 млн., Италии, Германии и Испании вместе взятых - 34,4 млн. человек. Суть, конечно, не в точности цифр, а в направленности и масштабности демографической динамики. А она такова, что к середине настоящего столетия численность

населения России может оказаться меньше 100 млн. человек.

Естественно, демографическая динамика определяется не только характером воспроизводственных процессов, но зависит и от внешней миграции. В последние десятилетия депопуляционные процессы во многих европейских странах в той или иной мере сглаживались с помощью внешней миграции. Миграция замещала естественную убыль населения полностью или частично. В России же ситуация складывалась следующим образом.

Внешний миграционный прирост 2005-2009 гг. достиг 3,5 млн. человек, что компенсировало примерно 45% естественной убыли. С начала депопуляции (1992 г.) вплоть до настоящего времени внешняя миграция при постоянном положительном сальдо ни разу не компенсировала полностью естественную убыль населения. Более того, если в первой половине 1990-х гг. миграционный прирост восполнял 6090% естественной убыли, то на рубеже веков миграционное сальдо резко сократилось и стало компенсировать лишь десятую часть естественной убыли (в 2005 г. 8,3%, в 2007 г. 9,4%, в 2008 г. 10,5%). И дело здесь не в том, что на постсоветском пространстве сократился миграционный потенциал русскоговорящего населения, а в той миграционной политике, которую в девяностые годы проводила Россия. Она не воспользовалась благоприятной конъюнктурой. Вследствие дискриминации (законы о гражданстве, государственном языке, избирательных правах и т. д.) в государствах, возникших на постсоветском пространстве, русскоговорящее, преимущественно славянского происхождения, население готово было в массовом порядке вернуться на историческую родину. Препятствия, которые оно встречало, быстро погасили миграционные порывы русскоговорящих диаспор даже в странах с иной этнической культурой.

Но даже при сокращении притока русскоговорящего населения, прежде всего русских, из стран нового зарубежья миграция все же частично погасила уменьшение численности государствообразующего этноса, происшедшее в межпереписной период. На момент последней переписи численность русских в России составила 116 млн. человек против 120 млн. в 1989 г. В межпереписной период за счет миграционного прироста численность русских в России возросла на 3,4 млн. человек. Следовательно, в результате депопуляции численность русских в России сократилась не на 4, а на 7,4 млн. Подобное произошло и с рядом

других этносов. Но это не все. За счет изменения своей национальности только украинцами число русских увеличилось на 1,2 млн. человек. При этом численность русских в результате превышения числа умерших над числом родившихся сократилась почти на 9 млн. чел., т.е. на 7,5%, тогда как все население России за это время уменьшилось на 1,1%.

Сокращение к концу 1990-х гг. притока мигрантов и сальдо миграции свело на нет роль этого фактора в приросте населения и его омоложении. Естественно, что сокращение миграционного прироста и увеличение ожидаемой продолжительности жизни (если этот процесс начнется), еще более ускорит демографическое старение, вследствие чего возрастет демографическая нагрузка со стороны лиц, находящихся в возрасте старше трудоспособного.

Если в начале 2000 г. на 1000 человек в трудоспособном возрасте приходилось 356 пенсионеров по старости, то к 2016 г. их будет 415. В настоящее время даже при меньшей демографической нагрузке со стороны пенсионеров по старости, их материальное положение является плачевным, если не сказать сильнее. Более того, за годы реформ резко ухудшился их социальный статус и произошло невероятное для российских традиций: младшие поколения перестали уважительно относиться к населению старших возрастов. Но страна не имеет будущего, когда молодые поколения не обеспечивают материально и духовно существование тех, кто дал им жизнь.

Поэтому, возвращаясь к миграции как к перемещению индивида связанному с изменением социального статуса и как к комплексному явлению, необходимо отметить, что миграция является неотъемлемой составной процесса глобализации, одной из основных сил, определяющих ландшафт XXI века. Готовность к вызовам, которые генерирует миграция, становится важным элементом стратегии социально-экономических и политических преобразований, особенно в России, в жизни которой миграции традиционно играют большую роль [7, с. 49].

Таким образом тенденции формирования современной российской миграционной политики представляют собой способ реализации оптимальных решений, агрегируя в себе в то же время все остальные элементы системы управления. Поэтому они должны учитывать изменения тех или иных миграционных процессов, желаемые траектории их развития и возможные способы воздействия на них.

51

1. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения: прогнозы, факторы, политика, М.1978: С. 34., С. 70.

2. Служак О.Ю. Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине XX века: историко культурный аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук., Ставрополь., 2004. С. 104.

3. Воробьева О. Надо выстраивать новую систему. Миграция в России, 2001. № 3-4. С. 17.

4. Гольдин Г. Миграционная политика России. Обозреватель. М., 2005, С. 47.

5. Dinnerstein, Leonard and Reimers, David M. Ethnic Americans: A History of immigration. 4th ed. New York: Columbia Press, 1999, p. 202.

6. Goran Goldberger. Portrayal of Immigrants in newsmagazines//"Migracijske ietnicke teme", god. 20, br. 1, Zagreb, 2004, pp. 7-29.

7. Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М., 2005.С.80-101.

8. Мкртчян Н. Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы // Космополис, осень 2003, № 3 (5), с. 115.

9. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации //Проблемы прогнозирования. -1999. № 1. С.90.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.