Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 52-56. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 52-56.
Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.7
Тенденции эмоционализации труда в современной культуре
Юлия Владимировна Лобанова1, Светлана Петровна Михайлова2
12Московский политехнический университет, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2970-7520 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3417-0871
Аннотация. В исследовании, опирающемся на концепцию профессора социологии Калифорнийского университета А. Хохшильд, рассмотрены и проанализированы ряд новых взглядов на особенности развития формирующейся тенденции эмоционализации труда, а также ее влияние на восприятие и сознание участника социального взаимодействия посредством целенаправленного формирования у него соответствующих общим нормам и частным целям эмоций. Особое внимание уделено анализу таких категорий, как исходная мотивация участников, эффективность взаимодействия, необходимость управления эмоциями. По результатам исследования выделены и изучены истоки эмоциональной нагруженности трудовой деятельности, рассмотренной на материале новых типов взаимодействия индивидов внутри профессионального пространства, которое включает базисные типы социального действия и позиционирования, перекодированные в эмоциональные регистры. В заключение обозначены перспективы дальнейшего расширения существующей тенденции эмоционализации труда, дается их приблизительная оценка, рассчитанная на основе фиксируемых эффектов.
Ключевые слова: отношение к труду, эмоции, мотивация и целеполагание, экономическая эффективность взаимодействия, эмоциональная норма, управление эмоциями, эмоциональный капитализм
Для цитирования: Лобанова Ю.В., Михайлова С.П. Тенденции эмоционализации труда в современной культуре // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 52-56. https://doi.org/10.24158/fik.2023.17.
Original article
Trends in the Emotionalization of Labor in Modern Culture
Yuliya V. Lobanova1, Svetlana P. Mihaylova2
12Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2970-7520 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3417-0871
Abstract. The study, based on the concept of Professor of Sociology at the University of California A. Hochschild, examines and analyzes a number of new perspectives on the development of the emerging trend of labor emotionaliza-tion, as well as its impact on the perception and consciousness of the participant in social interaction through targeted formation of emotions corresponding to common norms and private goals. Particular attention is paid to the analysis of categories such as participants' initial motivation, the effectiveness of interaction, and the need to manage emotions. Based on the results of the study, the origins of the emotional intensity of work activity were identified and studied on the material of new types of interaction of individuals within the professional space, which includes basic types of social action and positioning, recoded in emotional registers. In conclusion, the prospects for further expansion of the existing trend of labor emotionalization are indicated, their approximate assessment is given, calculated on the basis of fixed effects.
Keywords: attitudes to work, emotions, motivation and goal-setting, economic efficiency of interaction, emotional norm, emotion management, emotional capitalism
For citation: Lobanova, Yu.V. & Mihaylova, S.P. (2023) Trends in the Emotionalization of Labor in Modern Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 52-56. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.1.7 (In Russian).
Действующие теории социального обмена (В. Парето (Голуб, 2020), Д. Хоманс1 и др.) основываются на наличии целенаправленной исходной мотивации обеих сторон, вступающих в акты такого обмена. Постакционный анализ продуктивности и эффективности процедуры обмена (взаимодействия) обращает внимание исследователя на факторы адекватности и предсказуемо-
1 Ирлык А. Теория социального обмена Дж. Хоманса: постулаты и критика [Электронный ресурс] // Nauka.club. 2021. 4 июля. URL: https://nauka.club/obshchestvoznanie/teoriya-sotsialnogo-obmena-dzh-khomansa-postulaty-i-kritika.html (дата обращения: 04.01.2022).
© Лобанова Ю.В., Михайлова С.П., 2023
сти реакций сторон обмена друг для друга, поскольку при снижении уровня того и другого наблюдается эмпирически значимое уменьшение эффективности (Эфендиев и др., 2014). Действующие тенденции деиндустриализации в экономике ряда современных развитых стран автоматически приводят к повышению значимости и удельного веса в общей экономической системе сферы нетоварного обращения, в которой межличностные интеракции позиционируются не только в качестве нормы взаимодействия индивидов внутри рабочего пространства, но и как средство формирования собственной клиентской базы, завоевания соответствующего спектру собственной деятельности сектора рынка, удержания своего положения внутри рыночной конкурентной среды. Поскольку перечисленное уже не опосредованно, а напрямую начинает влиять на уровень общей рыночной эффективности организации и ее рентабельности, необходимость управления своими эмоциями становится все более актуальной для обеих сторон.
Как формализованное отражение всех этих изменений в 1983 г. вышла книга профессора социологии Калифорнийского университета в Беркли А. Хохшильд «Управляемое сердце. Коммерциализация человеческих чувств» (2019), на страницах которой ее автор поставила вопрос об истинном, действительном статусе так называемого «эмоционального труда» и основанной на нем экономики нового типа. Этот принципиально новый и нестандартный подход к привычной, казалось бы, составляющей рабочего процесса многих сотрудников позволил сформировать актуальную проблематику и обозначить действующую тенденцию смещения акцентов в понимании, а также последующем использовании и повышении значимости роли эмоций сотрудников, участвующих в процессе осуществления трудовой деятельности в тех или иных актах обмена. Вывод, к которому приходит автор, указывает на необходимость управления эмоциями, и это, с ее точки зрения, есть труд, который может быть определен в экономических характеристиках затрат, прибыли и эффективности. Модусы управления эмоциями являются целенаправленными, т. е. телеологически опосредованными, а также процессуальными, и это суть новые характеристики, позволяющие позиционировать управление эмоциями как полноценный социальный процесс. Важность определения собственных компонентов и факторов внешнего влияния на процессуальную сторону управления эмоциями в новой редакции А. Хохшильд, заявившей об этом как об одной из самых значимых тенденций изменения современной экономики, и сформировала фактическую актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - выявление и последующий анализ ряда наиболее значимых аспектов процесса управления эмоциями, а также компонентов общей тенденции эмоционализации современной экономики и факторов внешнего влияния на отдельные проявления этой тенденции в развитии новых и изменении прежних форм интерсубъективности в пространстве коммуникации и взаимодействия экономических субъектов. Был использован метод анализа текстов, контент-анализ, кросс-факторный анализ ряда источников по параметрам, обладающим содержанием, изучение которого способствовало достижению заявленной общей цели работы.
Проблема экспликации эмоций индивида в любой внешний контекст, равно как и последующей импликации их же в контекст экономической теории и психологии, - это проблема не только того, что участники взаимодействия чувствуют, но и того, каким образом они выражают эти чувства. Вне всякого сомнения, если мы сознательно конкретизируем сферу исследования определенным экономическим контекстом, следует выделить и демаркировать акты модерации этого процесса со стороны как социума (нормы, категории, статусы), так и уже сформировавшейся внутри данной отрасли экономики культуры. По отношению к эмоциям в оппозиции «что возникает - как проявляется» в первую очередь обращают на себя внимание такие аспекты, как тональность (палитра), интенсивность, а также уместность их проявления в той или иной фазе развертывания акта обмена (Симонова, 2013: 349). А. Хохшильд настаивает на том, что между кванторами допустимости/запрета проявления конкретной эмоции в конкретной ситуации обмена существует прямая корреляция, источник которой вслед за В. Парето или Д. Хомансом нужно искать в исходной мотивации и целеполагании взаимодействующих индивидов. Идя далее в этом направлении, исследователь будет вынужден принять норму, а еще вернее - комплекс норм эмоциональности, опосредуемый социумом и культурой для каждой ситуации взаимодействия. Введение понятия эмоциональной нормы ставит вопрос о модальности как норме разрешения дилеммы «мне хочется - я должен», следовательно, изменение всей системы внутриэкономиче-ского взаимодействия по отношению к изменению индивидуального представления о личной эмоциональной норме оказывается глубоко вторичным.
Первичное обобщение эмпирического материала, накопленного в процессе исследования именно этой сферы, позволяет провести типизацию его результатов, обладающую не только объяснительным потенциалом, но и эвристическим, а именно - выделением внутри них типа правил эмоционального восприятия («чувствования» (Хохшильд, 2019)), а также другого типа правил эмоциональной экспликации («проявления чувств» (Хохшильд, 2019)).
Таким образом, в экономике, наверное, как нигде более, детерминация процесса перехода от нормы первого типа ко второму не оказывается столь глубоко подчинена правилам так называемой «экранной культуры», поскольку собственно корреляция между нормами первого и второго типов предполагает, что одна сторона общения должна стать для второй своего рода экраном. Причем таким экраном, реакции которого для другой стороны будут вполне нормативны, тем самым адекватны ситуации и предсказуемы.
В этом отношении стороны взаимодействия должны стать друг для друга подобны зеркалу, в условном отражении которого эмоции приобретают роль кодов для считывания частных эффектов взаимодействия, иначе они должны быть равно (нормативно) воспринимаемы и понимаемы обеими сторонами. Это достигается, во-первых, собственно введением эмоциональной нормы, во-вторых, добровольным подчинением ей обоих участников. В рабочем процессе это требует наличия таких навыков, как знание нормы и умение ее применять. Реализацию именно этих навыков А. Хохшильд и определяет в качестве того, что сама она называет «эмоциональный труд», настаивая на том, что и такого рода усилия, подобно другим рабочим навыкам, должны быть оплачиваемы.
Активно формирующаяся «экономика эмоций» становится своего рода реакцией на происходящие в современной микро- и макроэкономике изменения, связанные с перенесением акцентов на процессы маркетинга и продвижения товаров или услуг на рынок, их активизации путем поиска и стимуляции заинтересованности потенциальных покупателей или контрагентов. Это, в свою очередь, становится все более нетривиальной задачей, чье решение часто требует нестандартных и новых подходов, в основе которых лежит способность стороны взаимодействия (или переговоров) незаметно, но целенаправленно подстроиться под эмоции другой стороны и, определив их тональность и интенсивность, далее попытаться их скорректировать в требуемом для себя направлении.
Поскольку результаты такого воздействия могут быть оценены посредством базисных характеристик, относимых к определению эффективности экономической деятельности конкретного сотрудника, а затем и представляемой им организации, то они, во-первых, совершенно определенно влияют на характер труда; во-вторых, воздействуют и на отношения между сотрудниками и потребителями товаров или услуг; в-третьих, тем самым становятся неотъемлемой частью современной экономической культуры. Так как первое, второе и третье, не противоречащее одно другому, можно объединить в рамках направленности и динамики общих экономических изменений, отслеживаемых во времени, то это дает право исследователю судить обо всем этом как об устойчивой и прогрессирующей тенденции (Симонова, 2012: 88) - тенденции эмоционали-зации труда и всей экономики, воссоздаваемой на основе его использования.
Однако, первоначально возникнув в рамках одной только экономической культуры и затронув лишь ее, затем данная тенденция, изменив характер с частного на генерализованный, вышла за эти пределы. В настоящее время в культуре, на фоне усиления процессов социальной фрагментации и возрастания разобщенности индивидов, все более формально образующих социум, манифестированы различные по генезу реактивные проявления в рамках процессов восстановления нарушенной целостности. Одним из наиболее заметных из них стал процесс общей коммодификации культуры (Никитина, 2017: 15), придающей ей массовый и ориентированный на потребителя характер.
Механизмы реализации этого процесса зафиксировали свое действие в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, процесс нормирования культуры, превращающий ее фактически в модератора (регламентирующий свод норм и требований) актов создания культурных продуктов; во-вторых, импликация культурного пространства в общее пространство рыночного обмена. Результатом этого двунаправленного действия является превращение прежней культуры не только как архива, но и как генератива культурных продуктов в обращаемую рыночную форму, пригодную для потребления и максимально адаптированную к этому процессу, т. е. превращение прежнего музея в вернисаж, поскольку наличие ценника рядом с экспонатом направленно интенсифицирует эмоции потенциального покупателя, склоняя его к решению о приобретении. Прежняя семиотически и символически сложная культура превращается в свое сильно упрощенное и жалкое подобие - навязчивый и агрессивный масскульт, максимально упрощенный, максимально «раскрученный» на рынке, максимально пригодный для тиражирования - и потому наиболее массово и легко реализуемый в угоду априори редуцированным культурным запросам своей столь же массовой, сколь и неразборчивой аудитории (Бодрийяр, 200б: 111). Возникает circulus vitiuosus (лат. - порочный круг), на разных дугах которого, замкнутых друг на друга, наблюдаются последовательные эффекты многолетнего влияния редуцированной символики масскульта на потребительские преференции, тогда как на второй дуге реализация этих преференций отдает предпочтение определенным типам культурной продукции, по большей части к этому же мас-скульту и восходящим, после чего данный вечный круговорот вращения кича, посредственности и тривиальности на рынке замыкается сам на себя и выходит на новый виток.
Однако этот феномен не единственный, поскольку ставшая causa sui и causa generis (лат. -сама себе причина и причина порождающая) самой себя в одном лице «культура эмоций» как все более набирающий популярность тип рыночных отношений начинает вторгаться в те сферы,
которые прежде для этих отношений были закрыты по соображениям общественной нравственности, необходимости воспитания подрастающих поколений, борьбы с дурновкусием и т. п. (Попова, 2016: 149; Терещенко, Шатунова, 2016). Под пяту процесса коммодификации вслед за культурой попадают наука, социальная сфера, общественные нравы, при этом объектами обмена становятся сам человек, его внутренний мир, его тело, его личное время, его автономность и т. д. (Бердышева, 2012: 77). Все пускается в оборот и становится по отношению к потенциальному потребителю средством эмоциональной аттракции. Ж. Бодрийяр по этому поводу приводит пример рекламы банка, привлекающего клиентов обещаниями высоких процентов со сделанного ими вклада, т. е. эксплуатируя эмоции будущего вкладчика посредством одного только уличного плаката «Меня интересуют твои деньги!» (Je suis intéressé par votre argent!) (Бодрийяр, 2021: 121).
Выходя за пределы одной только сферы труда в современной глобальной экономике и культуре, тенденции эмоционализации захватывают весь универсум современного человека и общества и, апеллируя как к индивидуальным эмоциям, так и к массовым, начинают не только перестраивать под себя культуру, но также смещать этические акценты общественного и индивидуального бытия, ревизовать старые и создавать новые идентичности, статусы, группы, переформатировать социокультурный контекст современного общества, равно как и его структуру. В настоящее время не представляется возможным всецело определить даже среднесрочные последствия этого процесса, однако, возвращаясь в сферу труда, нужно сказать, что необходимость в постоянных гиперконтроле и гиперрегуляции эмоций может иметь в качестве таких последствий дополнительную эксплуатацию индивидуальных особенностей сотрудника, тем самым его дополнительное стрессирование и преждевременное профессиональное выгорание.
В результате исследования можно сделать следующие выводы.
1. Анализ продуктивности и эффективности акта обмена (взаимодействия) позволяет обратить внимание на факторы адекватности и предсказуемости реакций сторон обмена.
2. Необходимость управления своими эмоциями сегодня становится все более актуальной для обеих сторон взаимодействия, поскольку его эффективность ощутимо влияет на базисные экономические показатели работы.
3. Между допустимостью и запретом на проявления конкретной эмоции в конкретной ситуации взаимодействия существует прямая корреляция, источник которой следует искать в исходной мотивации и целеполагании взаимодействующих индивидов.
4. Экономическое измерение эмоциональных аспектов профессионального взаимодействия субъектов становится неотъемлемой частью общей экономической культуры.
5. Тенденции эмоционализации сферы труда и экономической культуры взаимодействия индивидов сегодня сложно определить по последствиям, поскольку в настоящее время они демонстрируют смешанный эффект.
Список источников:
Бердышева Е.С. От критики к аналитике: коммодификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблема в новой экономической социологии // Экономическая социология. 2012. Т. 13, № 1. С. 67-86.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М., 2006. 269 с.
Бодрийяр Ж. Политическая экономия как система симуляции // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2021. С. 120-139.
Голуб Н.Н. Вильфредо Парето и его теория социального действия // Ломоносовские чтения : материалы ежегодной науч. конф. МГУ / под ред. О.А. Шпырко. Севастополь, 2020. С. 79-80.
Никитина А.А. Коммодификация как фактор формирования целостности личности в современных социокультурных условиях // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 6. С. 11-19. https://doi.Org/10.23683/2227-8656.2017.6.15.
Попова О.В. Человек, его цена и ценность: к проблеме коммодификации тела в научном познании // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 49, № 3. С. 140-157. https://doi.org/10.5840/eps201649356.
Симонова О.А. Концепция эмоционального труда Арли Р. Хохшильд // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / ред.: П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. М., 2012. С. 75-96.
Симонова О.А. Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А.Р. Хохшильд // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11, № 3. С. 339-354.
Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Уроки протестантской этики в условиях посткапитализма // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, № 4. С. 1185-1195.
Хохшильд А.Р. Управляемое сердце. Коммерциализация человеческих чувств. М., 2019. 392 с.
Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Гоголева А.С. Социологическая концепция обмена как методология анализа трудовых взаимодействий в современных зарубежных исследованиях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17, № 2. С. 139-153.
References:
Baudrillard, J. (2006) Consumer society: Myths and structures. Moscow, Respublika. (In Russian)
Baudrillard, J. (2021) Political Economy as a Simulation System. In: Baudrillard, J. Symbolic exchange and death. Moscow, Ripol-Classic, 120-139. (In Russian)
Berdysheva, E.V. (2012) From criticism toward analytics: Commodification of vital goods as an actual research problem in the new economic sociology. Journal of Economic Sociology. 13 (1), 67-86. (In Russian)
Efendiev, A.G., Balabanova, E.S. & Gogoleva, A.S. (2014) Sociological concept of exchange as a methodology of labour interactions analysis in contemporary international studies. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 17 (2), 139-153. (In Russian)
Golub, N.N. (2020) Wilfredo Pareto and His Theory of Social Action. In: Shpyrko, O.A. (ed.) Lomonosov Readings: Proceedings of the Annual Scientific Conference of Moscow State University. Sevastopol, Filial MGU v g. Sevastopole, 79-80. (In Russian) Hochschild, A.R. (2019) The managed heart: Commercialization of human feeling. Moscow, Delo. (in Russian) Nikitina, A.A. (2017) Commodification as the factor of the integrity formation of personality in modern cosial and cultural context. Humanities of the South of Russia. (6), 11-19. Available from: doi:10.23683/2227-8656.2017.6.15. (In Russian)
Popova, O.V. (2016) Human's price and value: The problem of body commodification in the context of scientific knowledge. Epistemology & Philosophy of Science. 49 (3), 140-157. Available from: doi:10.5840/eps201649356. (In Russian)
Simonova, O.A. (2012) Arlie R. Hochschild's Concept of Emotional Work. In: Romanov, P.V. & Yarskaya-Smirnova, E.R. (eds.) The Anthropology of Occupations: The Limits of Employment in an Age of Instability. Moscow, Variant, 75-96. (In Russian) Simonova, O.A. (2013) Emotional labor in modern society: Rethinking and conceptualizing ideas of A.R. Hochschild. Journal of Social Policy Studies. 11 (3), 339-354. (In Russian)
Tereshchenko, N.A. & Shatunova, T.M. (2016) Lessons of Protestant ethics under postcapitalism conditions. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki. 158 (4), 1185-1195. (In Russian)
Информация об авторах Ю.В. Лобанова - кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины», Московский политехнический университет, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=957123
С.П. Михайлова - соискатель кафедры «Гуманитарные дисциплины», Московский политехнический университет, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1171288
Information about the authors Yu.V. Lobanova - PhD, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=957123
S.P. Mikhaylova - External PhD student, Department of Humanitarian Disciplines, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1171288
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.