Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ АВАРИЙНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ'

ТЕНДЕНЦИИ АВАРИЙНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЯ / АВАРИЙНЫЙ СЛУЧАЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьёва Екатерина Евгеньевна, Ганнесен Виталий Витальевич

Исследованы тенденции аварийности морских судов. Для структурного исследования современных тенденций аварийности были взяты сатистические данные за период 2008-2022 гг., опубликованные Japan Transport Safety Board. На основе обработанных данных были выделены наиболее массовые виды аварий, а также типы судов, наиболее часто попадающие в аварии. Кроме того, сделаны выводы о численных тенденциях различных типов аварий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE ACCIDENT RATE OF MARINE VESSELS

The article is devoted to the study of trends in the accident rate of marine vessels. For a structural study of current accident trends, statistical data for the period 2008-2022, published by the Japan Transport Safety Board, were taken. On the basis of the processed data, the most massive types of accidents were identified, as well as the types of vessels most frequently involved in accidents. In addition, conclusions are drawn about the numerical trends of various types of accidents.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ АВАРИЙНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ»

Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 62, № 4. С. 118-125.

Scientific Journal of the Far Eastern State Technical Fisheries University. 2022. Vol. 62, no 4. P. 118-125.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ (ГЛАВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ)

Научная статья УДК 656.085

Тенденции аварийности морских судов

Екатерина Евгеньевна Соловьёва1, Виталий Витальевич Ганнесен2

1,2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия

1gannesen.vv@dgtru.ru

2pillers@mail.ru

Аннотация. Исследованы тенденции аварийности морских судов. Для структурного исследования современных тенденций аварийности были взяты сатистические данные за период 2008-2022 гг., опубликованные Japan Transport Safety Board. На основе обработанных данных были выделены наиболее массовые виды аварий, а также типы судов, наиболее часто попадающие в аварии. Кроме того, сделаны выводы о численных тенденциях различных типов аварий.

Ключевые слова: авария, аварийный случай, безопасность мореплавания, статистический анализ

Для цитирования: Соловьёва Е.Е., Ганнесен В.В. Тенденции аварийности морских судов // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 62, № 4. С. 118-125.

MARINE POWER PLANTS AND THEIR ELEMENTS (MAIN AND AUXILIARY)

Original article

Trends in the accident rate of marine vessels Ekaterina E. Soloveva1, Vitalii V. Gannesen2

1,2 Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok, Russia

1gannesen.vv@dgtru.ru

2pillers@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of trends in the accident rate of marine vessels. For a structural study of current accident trends, statistical data for the period 2008-2022, published by the Japan Transport Safety Board, were taken. On the basis of the processed data, the most massive types of accidents were identified, as well as the types of vessels most frequently involved in accidents. In addition, conclusions are drawn about the numerical trends of various types of accidents.

Соловьёва Е.Е., Ганнесен В.В., 2022

Keywords: accident, emergency, safety of navigation, statistical analysis

For citation: Soloveva E.E., Gannesen V.V. Trends in the accident rate of marine vessels.

Scientific Journal of the Far Eastern State Technical Fisheries University. 2022; 62(4):118-

125. (in Russ.).

Введение

Международная судоходная отрасль отвечает за перевозку около 90 % мировой торговли, поэтому безопасность судов имеет решающее значение. Аварии морских судов являются общемировой проблемой, поскольку несут в себе риски гибели людей, угрозу экологии и экономические потери. Над этой проблемой работает всё мировое морское сообщество, объединенное Международной морской организацией, непрерывно разрабатывающей всё новые меры как технического, так и организационного характера, где главной целью ставится снижение аварийности. Однако глобальная цель - снижение аварийности - не может быть достигнута, если не ставить конкретные задачи, связанные с конкретными типами аварий. Целью данной работы было исследование структуры и тенденций аварийности морских судов.

Объекты и методы исследований

Объектом исследования данной работы являются структура и тенденции аварийности морских судов.

Предметом исследования являются статистические данные аварийности за период 20082022 гг., опубликованные Japan Transport Safety Board (JTSB - Совет по безопасности на транспорте Японии) [1].

Методом исследования, применимым в работе, является статистический анализ информации.

Результаты и их обсуждение

Авария на море означает аварийный случай, при котором возникает серьёзная угроза жизни или здоровью людей, а также судну, окружающей среде или береговой инфраструктуре [2]. Для структурного исследования современных тенденций аварийности морских судов в данной работе были взяты сатистические данные, опубликованные JTSB -организацией, одной из задач которой является регистрация и расследование аварий в водах Японии и других районах, если это затрагивает интересы Японии. Для расследования морских происшествий и инцидентов JTSB имеет 8 региональных отделений. Региональные отделения отвечают за расследования в соответствующих областях, показанных на карте (рис. 1). Токийский офис (штаб-квартира) занимается серьезными морскими авариями.

Статистика зарегистрированных JTSB аварий (табл. 1) позволяет сделать определенные выводы о структуре и тенденциях аварийности в указанном регионе.

Анализ опубликованных данных показывает, что общее число аварий морских судов имеет слабую тенденцию к снижению (рис. 2).

Распределение аварий по типам показывает, что основную количественную долю составляют такие группы, как «столкновение», «посадка на мель», «гибель/травма людей» и «навал» (рис. 3).

Анализируя тенденцию аварийности, можно отметить, что количество наиболее массовых видов аварий последние годы медленно снижается, в то время как более редкие виды аварий держат стабильный количественный уровень (рис. 4).

Особую озабоченность вызывает факт стабильности (и даже некоторый рост) тенденции такого вида аварий, как переворачивание (рис. 5). Дело в том, что переворачивание происходит, как правило, слишком стремительно, что практически не оставляет шансов на спасение людям, находящимся внутри судна.

Рис. 1. Зоны ответственности JTSB при расследовании морских аварий Fig. 1. Areas of responsibility of the JTSB in the investigation of marine accidents

Рис. 2. Тенденция общей аварийности Fig. 2. Total accident rate trend

Таблица 1

Количество морских происшествий по состоянию на 31 августа 2022 г. по годам

Table 1

The number of maritime accidents as of August 31, 2022 by year

Год Столкновение Навал Посадка на мель Утопление Затопление частичное Переворачи-вание Пожар Взрыв Пропажа без вести Повреждение объектов Гибель/травма людей Прочие Всего

2008 181 101 255 12 4 28 15 3 0 30 61 0 690

2009 325 174 431 16 19 58 42 3 0 38 217 2 1325

2010 356 180 369 15 18 50 35 2 0 26 146 0 1197

2011 282 145 264 12 18 56 32 1 0 23 142 1 977

2012 246 132 264 5 21 55 44 2 0 34 155 0 958

2013 264 145 210 10 25 49 33 2 0 38 163 2 941

2014 265 116 213 7 11 61 35 1 0 37 150 3 899

2015 244 102 202 5 12 56 38 3 0 20 122 1 805

2016 217 94 163 5 19 46 26 3 0 21 144 0 738

2017 200 96 181 14 22 55 27 3 0 23 143 0 764

2018 243 86 172 21 26 52 24 2 0 24 180 0 830

2019 218 98 200 11 25 66 31 1 0 40 145 2 837

2020 188 95 155 13 15 51 29 2 0 21 133 0 702

2021 199 80 173 3 36 70 26 3 1 35 118 1 745

2022 115 56 96 5 9 34 24 1 1 6 94 1 442

Всего 3543 1701 3350 154 280 787 461 32 2 416 2113 13 12853

Доля, % 27,6 13,2 26,1 1,2 2,2 6,1 3,6 0,2 0,0 3,2 16,4 0,1 100,0

Столкновение Навал

Посадка на мель Утопление

Затопление частичное Переворачивание Пожар Взрыв

Пропажа без вести Повреждение объектов Гибель людей /травма Прочие

Рис. 3. Структура аварийности по видам аварий Fig. 3. The structure of accidents by type of accidents

Общая аварийность за период 2008-2022

13

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50

0

OOCnOiHINm^LnUDr^OOCnOiH

оооооооооооооо гмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгм

Столкновение Навал

Посадка на мель Утопление

Затопление частичное Переворачивание Пожар Взрыв Пропажа без вести Повреждение объектов

Рис. 4. Тенденция аварийности по видам аварий Fig. 4. Accident rate trend by type of accidents

Рис. 5. Тенденция переворачивания судов Fig. 5. The tendency of ships capsize

Если структурировать аварийность по типам вовлеченных судов, то с существенным отрывом лидируют рыболовные суда (табл. 2, рис. 6). В целом более 68 % всех аварий приходится на 3 основные группы судов: рыболовные, прогулочные и грузовые.

Причины высокой аварийности рыболовных судов в значительной степени связаны с предельно малой численностью экипажей, что при работе на промысле приводит к отсутствию контроля навигационной безопасности [3].

Анализируя тенденцию аварийности по типам судов, можно отметить, что количество аварий, связанных с рыболовными и грузовыми судами, последние годы медленно снижается, в то время как количество аварий, связанных с прогулочными судами, растет (рис. 7).

Заключение

Анализ статистических данных показывает, что общая аварийность морских судов имеет слабую тенденцию к снижению, обусловленную главным образом за счет снижения аварийности грузовых и рыболовных судов. При этом обращает на себя внимание рост аварийности прогулочных судов. Кроме того, следует обратить особое внимание на стабильность тенденции такого вида аварий, как переворачивание, ввиду тяжелых последствий как для судна, так и для экипажа.

Таблица 2

Типы судов, попавших в морские аварии

Table 2

Types of ships involved in marine accidents

Год Пассажирские Грузовые Танкеры Рыболовные Буксиры Суда для любительской рыбалки Суда для перевозки рыбы Рабочие суда Баржи, лихтеры Суда обслуживания Прогулочные катера Личные плавсредства Прочие Всего

2008 40 253 42 251 77 25 4 24 54 11 120 31 6 938

2009 79 437 72 535 146 35 4 34 96 35 228 63 23 1787

2010 80 382 98 500 116 52 6 44 76 22 225 64 16 1681

2011 49 268 91 451 83 36 6 26 48 16 217 43 20 1354

2012 61 272 58 413 84 30 8 36 57 13 221 48 8 1309

2013 47 206 64 427 94 39 4 35 69 20 243 62 17 1327

2014 49 214 63 389 84 39 5 34 55 16 224 67 13 1252

2015 47 176 59 356 49 32 7 27 43 11 246 47 9 1109

2016 53 139 45 342 46 35 7 22 33 11 213 66 5 1017

2017 46 139 53 336 55 37 3 27 40 11 235 41 5 1028

2018 65 184 52 358 48 45 7 19 33 13 232 57 16 1129

2019 55 173 49 367 48 39 5 29 31 10 285 42 12 1145

2020 40 159 43 277 32 46 2 13 21 10 246 51 11 951

2021 37 136 44 295 36 47 4 27 23 12 271 55 14 1001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 26 79 15 172 23 25 2 14 16 13 166 38 7 596

Всего 776 3218 848 5469 1021 562 74 411 695 224 3372 775 182 17627

Доля, % 4,4 18,3 4,8 31,0 5,8 3,2 0,4 2,3 3,9 1,3 19,1 4,4 1,0 100,0

182 - Пассажирские

775 776 Грузовые Танкеры

3372 3218 Рыболовные Буксиры Суда для любительской рыбалки

224 848 Суда для перевозки рыбы

695 Рабочие суда

411 1 Баржи, лихтеры

W Суда обслуживания

74 W Прогулочные катера

562 1021 5469 Личные плавсредства Прочие

Рис. 6. Структура аварийности по типам вовлеченных судов Fig. 6. Accident rate structure by types of vessels involved

600

500

400

300

200

100

Пассажирские

Грузовые

Танкеры

Рыболовные

Буксиры

Суда для любительской рыбалки Суда для перевозки рыбы Рабочие суда Баржи, лихтеры Суда обслуживания Прогулочные катера Личные плавсредства Прочие

ooc^Oi-HrsimctLnioi^ooc^Oi-H ООтНгНгНгНгНгНгНгНгНгНГЧГЧ

оооооооооооооо гмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгм

Рис. 7. Тенденция аварийности по типам вовлеченных судов Fig. 7. Accident rate trend by types of vessels involved

Список источников

1. Statistics of Marine Accident. Japan Transport Safety Board. URL: https://www.mlit.go.jp/ jtsb/statistics_mar.html.

2. Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий). URL: https://docs.cntd.ru/ document/499028826

3. Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е. Обеспечение безопасности мореплавания в зонах прибрежного рыболовства у побережья Японии // Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана: материалы VII Междунар. науч.-техн. конф. [Электронный ресурс]. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2022. С. 252-256.

References

1. Statistics of Marine Accident. Japan Transport Safety Board. URL: https://www.mlit.go.jp/ jtsb/statistics_mar.html

2. Kodeks mezhdunarodnykh standartov i rekomenduyemoy praktiki rassledovaniya avarii ili intsidenta na more (kodeks rassledovaniya avariy). (Code of The International Standards and Recommended Practices for a Safety Investigation into a Marine Casualty or Marine Incident (Casualty Investigation Code): Resolution MSC.255(84)).

URL: https://docs.cntd.ru/document/499028826.

3. Gannesen V.V., Solov'yova Ye.Ye. Obespecheniye bezopasnosti moreplavaniya v zonakh pribrezhnogo rybolovstva u poberezh'ya Yaponii. Aktual'nyye problemy osvoyeniya biolog-icheskikh resursov Mirovogo okeana: materialy VII Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. [Elektronnyy resurs]. Vladivostok: Dal'rybvtuz, 2022. S. 252-256.

0

Информация об авторах

Е.Е. Соловьёва - старший преподаватель кафедры судовождения, SPIN-код: 2621-0656, AuthorlD: 1108787;

В.В. Ганнесен - доцент, доцент кафедры судовождения, SPIN-код: 8351-9640, AuthorlD: 812731.

Information about the authors

E.E. Soloveva - Senior Lecturer of the Department of Navigation, SPIN-code: 2621-0656, AuthorlD: 1108787;

V.V. Gannesen - Associate Professor, Associate Professor of the Department of Navigation, SPIN-code: 8351-9640, AuthorlD: 812731.

Статья поступила в редакцию 16.11.2022, одобрена после рецензирования 20.11.2022, принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 16.11.2022, approved after reviewing 20.11.2022, accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.