Научная статья на тему 'TENCENT: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ'

TENCENT: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандалинцев В.Г.

В статье рассматриваются миссия и ценности, стратегия и модель развития Tencent - одной из крупнейших технологических компаний Китая и мира. Анализируется, как корпоративная культура Tencent формирует стратегические акценты в деятельности компании. Исследуется бизнес-социальная модель компании и оценивается ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENCENT: CORPORATE CULTURE AND DEVELOPMENT MODEL

The article discusses the mission and values, strategy and development model of Tencent, one of the largest technology companies in China and the world. The article analyzes how Tencent's corporate culture forms strategic accents in the company's activities. The business-social model of the company is explored and its effectiveness is evaluated.

Текст научной работы на тему «TENCENT: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ»

Научная статья. Экономические науки УДК 331.1+334.02 (510)

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-04-138-155

TENCENT: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Виталий Геннадьевич Кандалинцев

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, kanvital@mail.ru, https://orcid.org/00 00-0002-7500-4589

Аннотация. В статье рассматриваются миссия и ценности, стратегия и модель развития Tencent - одной из крупнейших технологических компаний Китая и мира. Анализируется, как корпоративная культура Tencent формирует стратегические акценты в деятельности компании. Исследуется бизнес-социальная модель компании и оценивается ее эффективность.

Ключевые слова: Китай; технологическая компания; корпоративная культура; стратегия; инновации; социальная ценность

Для цитирования: Кандалинцев В. Г. Tencent: корпоративная культура и модель развития. Восточная аналитика. 2022;13(4):138-155. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-04-138-155.

Original article. Economics studies

TENCENT: CORPORATE CULTURE AND DEVELOPMENT MODEL

Vitaly Kandalintsev

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, kanvital@mail.ru, https://orcid.org/00 00-0002-7500-4589

Abstract. The article discusses the mission and values, strategy and development model of Tencent, one of the largest technology companies in China and the world. The article analyzes how Tencent's corporate culture forms strategic accents in the company's activities. The

business-social model of the company is explored and its effectiveness is evaluated.

Keywords: China; technology company; corporate culture; strategy; innovation; social value

For citation: Kandalintsev V. G. Tencent: Corporate culture and development model. Vostocnaä analitika = Eastern Analytics. 2022;13(4):138-155. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-04-138-155.

В современных условиях значение сотрудничества с Китаем для России существенно возрастает. Изучение особенностей культуры и практики китайских компаний, особенно таких технологических гигантов, как Tencent, может содействовать развитию российско-китайских деловых связей и повышению их эффективности.

licc) © © wor'<'s licensed under a Creative Commons

Attrihl itinn-SharpAlib Л n International (CC BY-SA4.0).

©KandalintsevV.G.,2022 © Eastern Analytics, 2022

Корпоративная культура

Миссия, ценности и видение являются тремя основными шагами, предшествующими определению стратегии компании. В стандартном варианте миссия - это raison d'être, причина существования компании; ценности - опорные факторы в осуществления миссии; видение - представление о месте компании на рынке в будущем.

Для китайских компаний характерно то, что они не только ценности, но также миссию и видение воспринимают как важнейшую часть своей корпоративной культуры. И эта часть, как правило, имеет развитое социальное и национально-культурное содержание. Герт Хофстеде отмечал, что в число важнейших приоритетов китайских предпринимателей входят (1) соблюдение этических норм, (2) патриотизм, национальная гордость; (3) власть; (4) честь, лицо, репутация; (5) ответственность перед обществом1. Названные приоритеты и задают ключевые характеристики корпоративной культуры компаний из КНР.

При анализе корпоративной культуры Tencent следует учитывать традиционное разделение китайского мировоззренческо-пове-денческого комплекса на «цзя» и «цзяо». Цзя - это школа мысли, философия. Цзяо - учение, религия. Джон Бертронг отмечает, что у китайцев «никогда не возникало необходимости противопоставлять цзя и цзяо. Они представляют две стороны одного явления. Они различаются, но одновременно связаны между собой»2.

Миссия и видение Tencent - это цзя, философия бизнеса компании. Причем философия развивающаяся, становящаяся все более сложной и утонченной. Ее отправными пунктами являются определение миссии как создание ценности для пользователей и определение видения как использование технологий для все более расширяющегося содержания созидаемой ценности. Компания использует совмещенную, краткую и по стилю лозунговую формулировку миссии и видения - «ценность для пользователя, технологии во благо». Президент Tencent Мартин Лау:

«Наше исследование социальной ответственности сопровождалось непрерывным ростом, самопознанием и совершенствованием Tencent. В самом начале ценность для пользователей была для нас самой важной вещью. Позже мы сосредоточились на ценности для наших сотруд-

1 Hofstede Geert, Hofstede GertJan, MinkovMichael. Cultures and Organizations: Software of the Mind, Intercultural Cooperation and It's Importance for Survival / Revised and Expanded Third Edition. - New York, McGrow Hill, 2010. P. 324.

2 Религии мира. Изд. 2-е, перераб. - Белфакс, 1994. - С. 246.

lícc) © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-It^^j^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©Кандалинцев В. Г.,2022 © Восточная аналитика, 2022

ников, партнеров и заинтересованных сторон. Сегодня мы придаем первостепенное значение социальной ценности, поскольку она выходит за рамки общего понимания корпоративной социальной ответственности. Это был постепенный процесс. Это также возможность, предоставленная временем»3.

Компания начинала с концепции ценности для пользователя, которая в стандартном варианте включает характеристики продукта или услуги, взаимоотношения с пользователем и имидж бренда. В дальнейшем Tencent стала воспринимать свою миссию как создание ценности не только для пользователей, но и для сотрудников, партнеров и инвесторов. Наконец, появилась концепция «социальной ценности», ценности для общества, т. е. ценности, которая включает в себя полезные эффекты от деятельности компании для всего общества.

Это говорит о том, что Tencent все больше воспринимает себя как социальную силу, действующую через технологии во благо всего общества. Данный факт есть обобщенное выражение пути компании, ее философия собственного бытия и становления. Что касается ценностей, то они имеют для компании значение цзяо, т.е. являются в определенной степени предметом веры. Список из четырех ключевых ценностей открывает «честность», о которой председатель и главный исполнительный директор Tencent Ма Хуатэн (Пони Ма) говорит так:

«Честность - это своего рода вера и основа основ. Наша приверженность честности привлекла команду людей с такими же ценностями, помогающими нам размышлять и совершенствоваться. Это краеугольный камень пути Tencent».

Есть в компании и «символ веры», раскрывающий определения честности во всеобъемлющем кодексе поведения. Этот документ носит подчеркнуто нетехническое название - «Кодекс солнечного света» (Sunshine Code). Кодекс прямо запрещает все виды мошеннических действий и любые другие действия, которые не соответствуют применимым законам и нормативным актам. При этом Tencent придерживается подхода нулевой терпимости к несоблюдению требований. Так, нарушение Кодекса, совершенное сотрудником Tencent, приведет к увольнению и постоянному запрету на повторную работу в компании4.

Ключевыми ценностями Tencent являются честность, проактив-ность, сотрудничество и креативность. Их содержание в документах компании подробно разъясняется (см. Таблицу 1).

3 Enhancing Responsibility for Mutual Value. Tencent 2020 Corporate Social Responsibility Report. Р. 11.

4 Там же. Pp. 32-33. ISSN 2227-5568 (Print)

Таблица 1

Ценности Tencent

Ценности Требования к поведению сотрудников

Честность Придерживаться принципов этики, открытости и справедливости. Соблюдать соответствующие законы и организационные стандарты, постоянно соблюдать кодекс поведения компании. Действовать честно, придерживаться принципов справедливости, честности и доверия. Использовать позитивную энергию, чтобы конструктивно формировать среду компании.

Проактивность Стремиться внести позитивный вклад, добровольно брать на себя ответственность и стремиться к прорывам. Неустанно стремиться к выполнению миссии компании. Быть готовыми к невзгодам, постоянному обучению и устремленности к совершенству. Быть ответственными, активно браться за новые инициативы и задачи

Сотрудничество Быть инклюзивными и способными к совместным действиям, стремиться к прогрессу и развитию. Открыто делиться знаниями и опытом для коллективного роста. Мыслить масштабно, эффективно работать в разных командах для достижения корпоративных целей. Быть верными миссии Тепсеп^ стремиться к постоянному развитию компании.

Креативность Продвигать прорывные инновации, исследовать возможности будущего. Неустанно бросать вызов существующему мышлению и способам ведения дел. Направлять энергию и ресурсы на освоение новых рубежей. Воспитывать креативность как источник ценности.

Источник: Tencent celebrates 21st anniversary with new corporate philosophy. 11 Nov 2019. URL: https://kr-asia.com/tencent-celebrates-21st-anniversary-with-new-corporate-philosophy

Посредством декларации своих ценностей компания посылает сигналы соискателям вакантных должностей о том, какие сотрудники ей нужны. А работающих сотрудников информирует о качествах, которые надлежит проявлять и развивать. Но как ценности, формулируемые и разделяемые основателями и лидерами компании, прививаются сотрудникам, которые в многонациональных компаниях принадлежат к разным культурам? Герт Хофстеде дает следующий ответ на этот вопрос:

«Без сомнения, ценности основателей и ключевых лидеров формируют организационные культуры, но то, как эти культуры влияют на рядовых членов, происходит через общие практики. Ценности основателей и лидеров становятся практикой членов»5.

К практикам относится изучение и освоение вопросов, связанных с более поверхностными, по сравнению с ценностями, слоями корпоративной культуры: ритуалами, героями и символами. Пример ритуала -День культуры Tencent. В день рождения Tencent, 11 ноября, сотрудники

5 Hofstede Geert, Hofstede Gert Jan, Minkov Michael. Op. Cit. P. 348. ISSN 2227-5568 (Print)

собираются, чтобы отпраздновать это событие. В ходе празднования проводятся мероприятия по принятию и продвижению организационной культуры, организованные командой высшего руководства6.

Развитие и укрепление организационной культуры в Tencent понимается широко. Компания использует термин «укоренение ценностей», включающий их поддержку не только внутри компании, но и за ее пределами, а также ресурсное и кадровое обеспечение для проявления ценностей. Так, третья ценность «сотрудничество» широко применяется в области благотворительности. В 2015 г. благотворительный фонд Tencent и тысячи других благотворительных организаций, предприятий, знаменитостей и СМИ инициировали создание самого популярного в Китае ежегодного благотворительного фестиваля. В 2020 г. фестиваль собрал рекордные 3,044 млрд юаней пожертвований7.

Одна из характеристик четвертой ценности «креативность» заключается в том, чтобы «неустанно бросать вызов существующему мышлению и способам ведения дел». Но совершенно понятно, что это имеет смысл лишь при наличии надлежащих ресурсов и талантливых кадров, что и позволяет достигать инновационных результатов. Поэтому процесс укоренения ценностей по версии компании включает увеличение инвестиций в научные исследования, ускоренное развитие новой инфраструктуры и развитие защиты данных.

Увеличение инвестиций в научные исследования. Компания декларирует свою приверженность увеличению инвестиций в таланты и сообщает, что в 2020 г. сотрудники отдела исследований и разработок составляли 68% от общего числа сотрудников компании, что на 16% больше, чем в 2019 г. В Tencent работает более десятка выдающихся ученых и инженеров, в том числе два члена Международной ассоциации инженеров по электротехнике и электронике (IEEE fellow) и десятки штатных профессоров.

Ускоренное развитие новой инфраструктуры. Хранение и обработка больших данных лежат в основе цифровых инноваций и являются ключом к успеху новой инфраструктуры. За более чем два десятилетия своего существования Tencent провела четыре поколения исследований и внедрения технологий центров обработки данных, развернув 58 таких центров в 27 странах. В настоящее время Tencent управляет более чем миллионом серверов, что делает ее первой компанией в Китае и пятой в мире по данному показателю.

6 Официальный сайт Tencent. Раздел «Сотрудники». URL: https://www.tencent.com/en-us/ employees.html#staff-con-4 (дата обращения: 20.10.2022).

7 Официальный сайт Tencent. Раздел «Статьи». URL: https://www.tencent.com/en-us/ articles/2201081.html (дата обращения: 20.10.2022).

Развитие защиты данных. Компания придерживается шести принципов защиты конфиденциальности данных пользователей. К ним относятся: безопасность и надежность, конфиденциальность, автономия и выбор, разумная необходимость, ясность и прозрачность, дизайн для обеспечения безопасности. В 2020 г. Tencent улучшила платформу защиты и предоставила пользователям рекомендации по управлению конфиденциальностью для конкретных продуктов.

Стратегия

Миссия, видение и ценности выступают культурной основой, на которой разрабатывается и совершенствуется стратегия компании. Современная стратегия Tencent официально именуется «стратегией устойчивых инноваций социальной ценности». Ее цель - рост социальной ценности, генерируемой компанией на пяти основных направлениях:

1. Включение социальной ответственности в продукты и услуги.

2. Продвижение технологических инноваций.

3. Продвижение культурной жизнеспособности.

4. Помощь промышленным предприятиям в переходе на цифровые технологии.

5. Сотрудничество во имя устойчивого развития общества.

Включение социальной ответственности в продукты и услуги. Социальная ответственность является частью культуры компании, при этом в Tencent считают, что корпоративная культура должна воплощаться в продуктах и услугах. Руководители компании в лице Ма Хуатэна, Мартина Лау и членов Генерального офиса с присущей им масштабностью мышления назвали три вида проявления корпоративной культуры:

«Корпоративная культура Tencent проявляется в продуктах и услугах, которые оказывают огромное влияние, в командах, стремящихся изменить мир, и в важных решениях, определяющих путь нашего развития»8.

На примере игрового бизнеса компании можно проиллюстрировать концепцию интеграции социальной ответственности с продуктами и услугами. Прежде всего, подчеркивается полезный характер игр. В частности, говорится о том, что с древних времен игры были для людей способом обучения, общения и самовыражения. Далее отмечается, что цифровые технологии привели к взрывному росту разнообразия новых игр и что Tencent стремится к тому, чтобы молодые геймеры могли наслаждаться этими играми здоровым и сбалансированным образом.

Для этого компания создала такие инструменты, как «Руководство по игре для родителей» и «Класс для родителей». Их назначение - спо-

8 Driving Positive Change. Tencent 2019 Corporate Social Responsibility Report. P. 21. ISSN 2227-5568 (Print)

собствовать общению и взаимопониманию между родителями и детьми посредством бесплатных занятий, дискуссий и высококачественной образовательной информации. Для продвижения этих инструментов была запущена кампания «На твоей стороне», в ходе которой Tencent пригласила опытных лекторов обучать детей и родителей в общинах, на заводах и в сельской местности.

Продвижение технологических инноваций. Компания занимается изучением возможностей по внедрению технологических инноваций на ряде направлений. В Tencent создан лабораторный кластер «Технологий во благо». Он включает шесть подразделений:

1) лаборатория развития сельских районов - активно изучает возможности возрождения сельских районов с помощью Интернета и передовых технологий для улучшения цифровых подключений и услуг и развития талантов в сельских районах;

2) лаборатория технологической экосистемы - осуществляет поддержку и инвестиции в фундаментальные научные исследования для создания научно-технической экосистемы для передовых технологий, воспитания молодых талантов и содействия сотрудничеству в отрасли;

3) инновационная учебная лаборатория - уделяет основное внимание интеграции технологий с методами обучения и учебными планами, расширению образования с помощью онлайн-плат-форм обучения и предоставлению экосистемной помощи путем подключения школ к исследовательским институтам и предприятиям для изучения новых совместных методов обучения;

4) лаборатория углеродно-нейтральных технологий - участвует в климатических проектах Tencent, связанных с исследованиями углеродно-нейтральных инициатив и инструментов;

5) лаборатория технологий ухода за пожилыми людьми - расширяет возможности, стимулирует и улучшает обслуживание стареющего общества с помощью технологий, продуктов и услуг, адаптированных для этой демографической группы;

6) центр экспериментального продукта - фокусируется на поддержке новых компаний в освоении социально значимых инноваций и инкубации новых проектов для устойчивого развития9.

Продвижение культурной жизнеспособности. Tencent активно способствует развитию экосистемы, включающей кино и телевидение, музыку, литературу, анимацию, игры и социальные сети. По мнению

9 Enhancing Responsibility for Mutual Value. Tencent 2020 Corporate Social Responsibility Report. P. 13.

компании, физические барьеры, возникшие в результате пандемии, еще больше подчеркнули социальную ценность цифровой культуры. В январе 2020 г. компания взяла на себя обязательство создать высококачественную экосистему короткого контента, запустив функцию Weixin Channels.

Помощь промышленным предприятиям в переходе на цифровые технологии. Tencent стремится стать «цифровым помощником» для предприятий различных отраслей - медицины, образования, туризма, транспорта, розничной торговли и энергетики.

В медицине компания предоставляет цифровые решения для всей экосистемы здравоохранения. По состоянию на декабрь 2020 г. 76 из 100 лучших больниц в Китае использует Weixin (универсальное приложение, известное за пределами Китая как WeChat) в качестве своей платформы медицинского обслуживания, и более 38 000 медицинских учреждений по всей стране обслуживают пациентов через официальные аккаунты Weixin и мини-программы.

В 2020 г. сектор образования пережил беспрецедентную «онлайн-миграцию». В условиях пандемии миллионы китайских учителей смогли быстро возобновить занятия с помощью таких продуктов, как Tencent Classroom, Tencent Smart Campus, Weixin, QQ и др. Компания также сотрудничает с ведущими университетами Китая и предоставила более миллиона бесплатных репетиторских уроков по всей стране через Tencent Penguin Tutoring.

В последние годы Tencent стремится использовать технологии для содействия развитию культурного туризма. На сегодняшний день компания сотрудничает с более чем с 40 проектами по всему Китаю посредством объединения местных приложений для путешествий с Weixin. В результате сотрудничества спектр туристических услуг значительно расширился.

Умный транспорт - еще одна сфера активных действий Tencent. Компания предлагает множество инновационных продуктов и решений в таких областях, как городской общественный транспорт и управление дорожным движением, интеллектуальные сети, интеллектуальный высокоскоростной транспорт, интеллектуальные аэропорты и авиация и многое другое. В области городского общественного транспорта технология Tencent использовалась более чем 180 миллионами человек в 160 городах КНР для поездок на автобусах, метро, паромах и других видах транспорта.

Во время пандемии Tencent поддержала розничную индустрию, внедрив широкий спектр мер поддержки, помогающих розничным торговцам перенести свои операции в облако. Например, многие рознич-

ные торговцы использовали Weixin для предоставления онлайн-услуг потребителям.

Компания эффективно содействует цифровизации энергетики. С этой целью Tencent запустила продукт Energy Studio, который предоставляет четыре основных сервиса: интегрированную торговую площадку, конвергенцию данных, операционное приложение и базовые возможности. Это позволяет конечным пользователям, паркам, поставщикам интегрированных энергетических услуг и другим лицам быстро создавать свою собственную интегрированную энергетическую платформу.

Tencent использует свою технологическую платформу и сотрудничает также с муниципальными государственными учреждениями и корпорациями для создания цифровой инфраструктуры завтрашнего дня. Например, 24 января 2020 г. Tencent News запустила платформу проверки для борьбы с дезинформацией о COVID-19, и по состоянию на июль 2020 г. более 300 млн пользователей Weixin использовали этот продукт для получения информации о COVID-19 в режиме реального времени.

Сотрудничество во имя устойчивого развития общества.

Как глобальная технологическая компания Tencent интегрировала цели устойчивого развития в свою стратегию, осуществляя долгосрочные действия по таким важным вопросам, как благотворительность, сокращение бедности в сельской местности, цифровая инклюзивность, охрана окружающей среды и сокращение выбросов углерода.

В компании подчеркивают ее приверженность благотворительности, указывают на то, что это важный способ генерации ценности для общества. Tencent создала специальный благотворительный фонд, который поддерживает фундаментальные исследования, борьбу с бедностью, помощь в образовании, охрану окружающей среды, традиционную культуру и другие области. По состоянию на 31 декабря 2020 г. Tencent Фонд получил в общей сложности 6,38 млрд юаней (977,78 млн долларов США) в виде пожертвований от Tencent и выделил в общей сложности 4,6 млрд юаней (704,98 млн долларов США) различным общественным и благотворительным организациям.

Компания вносит вклад в устранение дисбаланса между городским и сельским образованием, чтобы все дети могли пользоваться справедливыми и инклюзивными возможностями обучения. Так, онлайн-образо-вание может преодолеть географические ограничения, сделав учителей и курсы доступными для детей в отдаленных районах. Во время пандемии миллионы учителей быстро перешли на онлайн-обучение с помощью продуктов компании, таких как Tencent Classroom, Tencent Smart Campus, Weixin и др. Tencent Penguin Tutoring, поставщик онлайн-кур-сов с самообучением, провел более миллиона бесплатных занятий, что

позволило детям в сельской местности посещать курсы преподавателей из известных университетов в крупных городах.

По мере того как цифровые технологии становятся все более распространенными и популярными в повседневной жизни, проблема «цифрового разрыва», с которым сталкиваются пожилые люди, становится все более актуальной. ТепсеШ: активно изучает способы повысить цифровую инклюзию, сделать так, чтобы цифровые технологии приносили пользу пожилым людям, а не создавали для них проблемы.

Так, в начале 2018 г. Тепсеп пожертвовала 30 млн юаней (4,7 млн долл. США) на Шэньчжэньский дом престарелых, чтобы помочь ему провести институциональную реформу и использовать технологии для улучшения здоровья, безопасности и благополучия находящихся в нем престарелых. В рамках партнерства Тепсеп разработала систему мониторинга здоровья для предоставления точной информации о их физическом состоянии.

Подход Тепсеп к охране окружающей среды основан на цифровых технологиях. Компания поддерживает в своих бизнес-процессах низкоуглеродные операции, ведет работу по оптимизации и совершенствованию энергосберегающих технологий. Принимаемые меры затрагивают прежде всего центры обработки данных, интеллектуальные офисные здания и внедрение безбумажных операций.

Таланты как движущая сила роста

В компании называют две движущие силы роста ТепсеШ. Одна из них - стратегия - была рассмотрена выше. Вторая - это таланты. Подчеркивая высокий статус талантливых сотрудников, Тепсеп следует современному тренду, вызвавшему к жизни целую систему управления талантами в крупных, особенно глобальных, организациях.

В 1998 г. известная консалтинговая компания МсКе^еу опубликовала доклад «Война за таланты»10, который вызвал большой резонанс в мировом бизнес-сообществе. Впоследствии сотрудники МсКе^еу выполнили еще несколько исследований на эту тему. Основной вывод звучит так:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Компании, которые эффективнее привлекают, развивают, вдохновляют и удерживают талантливых работников, получат лучшую, чем другие, долю этого критического дефицитного ресурса и резко повысят свои результаты»11.

10 Chambers E. G., Foulon M., Handfield-Jones H., Hankin S. M., Michaels E. G. III. The War for Talent // The McKensey Quarterly. 1998. No 3.

11 Майклз Э., Хэндфилд-ДжонсХ., Экселрод Э. Война за таланты / Пер. с англ. Ю. Е. Корнило-вич. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - С. 37, 80.

Привлечение талантов. Как показали исследования McKensey для привлечения талантов необходимо соответствующее ценностное предложение сотрудникам (ЦПС). ЦПС - это совокупность того, что ежедневно испытывают и получают люди, работая в компании: от внутренней удовлетворенности работой до атмосферы на рабочем месте, руководства, коллег, вознаграждения и многого другого. В ЦПС можно выделить пять групп элементов: увлекательная работа, развитие, стиль жизни, отличная компания, благосостояние и вознаграждение.

Согласно опросам, проведенным среди менеджеров высшего и среднего звена ряда американских компаний, наиболее значимы в группах следующие параметры (значимость определялась процентом опрошенных, назвавших соответствующий параметр решающим при выборе работы):

В группе «увлекательная работа» - «интересная, требующая усилий работа» (59%), «работа, которая воодушевляет» (45%), «ко мне прислушиваются, и я оказываю влияние на принимаемые решения» (41%).

В группе «развитие» - «возможности карьерного роста» (37%), «долгосрочные обязательства по отношению ко мне» (35%), «возможность наращивать умения для развития карьеры» (35%).

В «группе стиль жизни» - «возможность выполнять личные и семейные обязательства» (51%), «проживание в привлекательном городе / регионе» (34%).

В группе «отличная компания» - «компанией хорошо управляют» (48%), «хорошие отношения с руководителем» (43%), «мне нравится культура и ценности компании» (39%).

В группе «благосостояние и вознаграждение» - «мой личный вклад в работу признается и вознаграждается» (39%), «можно значительно увеличить свое благосостояние» (36%), «высокоэффективным работникам платят больше» (31%)12.

Tencent в целом ориентируется на эти данные. Отвечая на вопрос потенциальных сотрудников «почему Tencent?», компания называет четыре фактора: «пионеры в технологии», «открытая и креативная культура», «место для роста и процветания» и «технологии во благо»13. Нетрудно заметить, что первые три фактора соответствуют некоторым названным McKensey приоритетам ЦПС, а последний отражает специфику китайских компаний в целом (важность корпоративной социаль-

12 Tencent Careers. URL: https://careers.tencent.com/en-us/home.html (дата обращения: 20.10.2022).

13 Zhenchuan Jiang, Xun Gong. The Research on Human resource Development of Tencent - The HR Three Pillar Model // Journal of Human Resource and Sustainability Studies. September 2019. Vol. 7. No. 3.

ной ответственности) и специфику Тепсеп в частности (миссия и видение компании).

Что касается вопросов материального вознаграждения, то ими в Тепсеп занимается Отдел вознаграждений и социального обеспечения. Цель этого подразделения - создать систему вознаграждений с внутренней справедливостью и внешней конкурентоспособностью для привлечения, удержания и мотивации талантов компании. При этом акцентируется ориентированность системы вознаграждений на «результативность и эффективность», отражающие ценность работы и вклад сотрудников. Так, вознаграждение сотрудников включает регулярную заработную плату, ежегодную премию, премию за результативность, выплаты из специального фонда и передачу акций14. Опять-таки подход компании к вознаграждению сотрудников полностью соответствует приоритетам ЦПС в группе «благосостояние и вознаграждение», названных МсКешеу.

Развитие талантов. Для обучения сотрудников профессиональным навыкам, технологиям и лидерству была создана Академия ТепсеШ. Данное подразделение обучает сотрудников на ряде направлений, включая обучение менеджменту, карьерное обучение, ориентационное обучение. Также активно развиваются технологии управления обучением, в том числе через онлайн-платформу.

Вдохновление и удержание талантов. В значительной степени этими вопросами занимается Отдел корпоративной культуры и отношений с сотрудниками (ОККиОС). Тепсеп считает, что лучшая практика -полагаться не на людей и не на политику, а на культуру. Как отмечают Чжэньхуа Цзян и Сюнь Гун, авторы исследования системы развития человеческих ресурсов в Тепсеп^ культура Тепсеп пережила процесс трансформации из домашней культуры в культуру профессионального соревнования.

ОККиОС взял на себя ведущую роль в этом изменении, неуклонно проводя линию, что компания - не место, где можно наслаждаться комфортом, а большая семья профессиональных сотрудников. Только такая корпоративная культура, по убеждению компании, может заставить людей и компанию развиваться. Одновременно предпринимались усилия по вовлечению сотрудников в обсуждение актуальных тем, имеющих стратегическое значение. Такое обсуждение призвано вдохновлять и повышать лояльность сотрудников, способных генерировать хорошие идеи и предлагать эффективные меры15.

14 Ibid.

15 Ibid.

Бизнес-социальная модель компании

Бизнес-социальная модель Tencent состоит из бизнес-модели и социальной модели. Первая ориентирована на создание ценности для пользователей, и на этой основе - на получение результатов как для пользователей своих продуктов и услуг, так и для акционеров, сотрудников и бизнес-партнеров. Вторая преследует цель создания социальной ценности, которая представляет собой совокупность вкладов компании в решение проблем общества и его развитие.

Бизнес-модель отвечает на вопрос «как компания зарабатывает деньги?» и содержит сведения об основных бизнес-сегментах, финансовом положении и направлениях инвестирования. Основных сегментов три (см. табл. 3). Первый сегмент «услуги с добавленной стоимостью» дает более половины (52%) доходов компании и включает два подсег-мента - игровой и социальную сеть. Игровое подразделение Tencent -крупнейшее в мире, и на него приходится около 31% всех доходов компании. Эта доля последние три года практически стабильна за счет того, что падение доли игр для внутреннего рынка Китая уравновешивается приблизительно равным ростом доли игр для международных рынков. Что касается доли социальной сети в доходах компании, то она постепенно снижается и во втором квартале 2022 г. составила 21%.

Таблица 2

Объем и структура доходов Tencent

Сегменты 2021 г. 2020 г.

млн юаней % млн юаней %

Услуги с добавленной стоимостью 291572 52 264 212 55

Онлайн реклама 88 666 16 82 271 17

Финтех и бизнес-услуги 172 195 31 128 086 27

Прочие 7685 1 7495 1

Доходы, всего: 560118 100 482 064 100

Источник: Tencent Annual Report 2021, p.10. URL: https://static.www.tencent.com/ uploads/2022/04/07/7c31a327fb1c068906b70ba7ebede899.PDF

Доля второго сегмента, а именно онлайн-рекламы, также снижается и во втором квартале 2022 г. составила 14%. А вот доля третьего, высокотехнологичного сегмента финтеха и бизнес-услуг (в которые входят облачные вычисления), довольно быстро растет и достигла в тот же период отметки 32%16. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что источ-

16 Tencent 2022 Second Quarter Results Presentation. URL: https://static.www.tencent.com/ Uploads/2022/08/17/d0d74555dfe436e57a9a3c05a0ded87b.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

ники доходов ТепсеШ: становятся более диверсифицированными, причем значимо возрастает вклад высокотехнологичных направлений.

Компания стабильно из года в год увеличивает свою прибыль. Так, годовая валовая прибыль Тепсеп в 2021 г. достигла 245 944 млн юаней, увеличившись за пять лет более чем в два раза. Чистый денежный поток от операционной деятельности в 2021 г. составил 175186 млн юаней, что несколько ниже, чем в 2020 г., когда его величина была равна 194119 млн юаней17. Однако почти половина данного снижения была обусловлена увеличением налоговой нагрузки, а не снижением эффективности операционной деятельности. Это говорит о том, что финансовое положение компании устойчивое, а факторы такой устойчивости носят долгосрочный характер.

Тепсеп осуществляет активные инвестиции, благодаря чему компания стала холдингом, объединяющим десятки дочерних компаний. Ее современная оргструктура включает шесть групп:

1. Группа корпоративного развития. Отвечает за содействие развитию и инновациям в таких областях, как финансовые технологии и реклама, а также маркетинговые услуги, включая платежные и финансовые приложения. Оказывает поддержку компании в целом и другим бизнес-группам в стратегическом планировании, инвестициях и слияниях, отношениях с инвесторами и корпоративных глобальных коммуникациях, маркетинге и связях с общественностью и многом другом.

2. Группа облачных и интеллектуальных индустрий. Ответственна за продвижение облачной и интернет-стратегии компании. Ориентирована на создание инновационных решений с помощью таких технологических достижений, как облако, искусственный интеллект и сетевая безопасность. Стимулируя цифровизацию розничной торговли, медицины, образования, транспорта и других отраслей, формирует новую экосистему интеллектуальных отраслей, которые соединяют пользователей и бизнес.

3. Группа интерактивных развлечений. Отвечает за исследования и разработки, эксплуатацию и развитие бизнеса компании в области интерактивных развлечений, включая игры и киберспорт.

4. Группа платформ и контента. Несет ответственность за интернет-платформу компании и комплексное развитие экосистемы контента и культуры. Интегрирует социальные платформы, такие как рр и QZone, с платформами трафика, такими как магазин

17 Tencent Annual Report 2021. P. 10. URL: https://static.www.tencent.com/uploads/2022/04/07/ 7c31a327fb1c068906b70ba7ebede899.PDF(дата обращения: 20.10.2022).

приложений и браузеры Tencent, а также с платформами контента, включая новости, видео, спорт, прямые трансляции, аниме и фильмы.

5. Группа инжиниринга технологий. Отвечает за поддержку компании и ее бизнес-групп на технологических и операционных платформах, а также за строительство и эксплуатацию центров управления исследованиями и разработками и центров обработки данных. Предоставляет полный спектр клиентских услуг.

6. Группа Вэйсин (Weixin). Ответственна за создание и эксплуатацию экосистемы Weixin. Используя открытые платформы и функцию поиска, предоставляет решения и возможности подключения для интеллектуального обновления во всех отраслях промыш-ленности18.

В целом приведенные данные говорят о том, что бизнес-модель компании успешна и позволяет ей развивать диверсифицированный и высокотехнологичный бизнес.

Социальная модель. Социальная ценность - это обобщающий термин, обозначающий всю чистую ценность, которую организация или компания предоставляет обществу. В апреле 2021 г. Tencent учредила организацию «Устойчивая социальная ценность», которая вошла в группу корпоративного развития. Компания объявила о своей приверженности общим инициативам в области процветания. К этим инициативам, в частности, относятся:

1. Обновление платформы для сбора благотворительных средств. Цель - расширить охват ежегодного «Дня пожертвований 99», добившись увеличения числа пожертвований до 69 млн пожертвований и количества участвующих предприятий до 12 000.

2. Создание общественной платформы реагирования на чрезвычайные ситуации, соединяющей центры управления чрезвычайными ситуациями с волонтерами. В платформе используются решения Интернета вещей и мини-программы Weixin.

3. Адаптация многих приложений Tencent под нужды пожилых людей.

4. Создание специальных фондов для поддержки фундаментальных научных исследований, а также продвижения важнейших технологий в области здравоохранения и охраны окружающей среды19.

18 Официальный сайт Tencent. URL: https://www.tencent.com/en-us/about.html#about-con-2 (дата обращения: 20.10.2022).

19 Tencent Annual Report 2021, p. 7. URL: https://static.www.tencent.com/uploads/2022/04/07 /7c31a327fo1c068906b70ba7ebede899.PDF

Компания считает, что создание социальной ценности является основой устойчивого и стабильного развития ТепсеШ. Образно об этом Ма Хуатэн сказал так:

«Социальная ценность подобна куску почвы. Это основа развития всего предприятия. Чем глубже корни, тем больше на них растет потребительской и промышленной ценности. Добавьте ветки и листья. Чем лучше мы создаем потребительскую и промышленную ценность, тем больше солнечного света и питательных веществ мы, в свою очередь, можем поглощать и возвращать к истокам социальной ценности»20.

В этом высказывании содержится два примечательных момента. Первое, указывается на взаимосвязь социальной ценности и ценности для пользователей (потребительской и промышленной ценности). Данная взаимосвязь реализуется в виде своеобразного кругооборота ценностей, в котором социальная ценность является предпосылкой для создания ценности для пользователей, а ценность для пользователей -предпосылкой для создания ценности социальной.

Второе, подобный кругооборот может осуществляться компанией с макроэкономическим уровнем деятельности, с заметным влиянием на социально-экономическую ситуацию в обществе. Следовательно, здесь непрямо, но все же достаточно прозрачно заявляется о достижении компанией данного уровня. И Тепсеп стремится показать, что активно действует на данном уровне.

Так, распространенным критерием создания социальной ценности является вклад в достижение целей устойчивого развития. 25 сентября 2015 г. 193 страны ООН приняли резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Документ установил 17 целей устойчивого развития. По информации Тепсет, компания вносит свой вклад в достижение всех 17 целей.

Цель 1. «Никакой бедности». Через фонд Тепсеп на протяжении последних 10 лет оказывает поддержку бедным сельским районам с помощью пожертвований, а также содействует сокращению бедности в сельской местности с помощью своих технологий и онлайн-платформ.

Цель 2. «Нулевой голод». Представила первую сельскохозяйственную систему искусственного интеллекта для эффективного улучшения сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования ресурсов.

Цель 3. «Крепкое здоровье и благополучие». Учредила фонд в размере 1,5 млрд юаней (211 млн долл. США) в Китае и глобальный фонд

20 (2021). URL: https://static.www.tencent.com/attachments/ssv/2021/

TencentSSVReport2021.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

в размере 100 млн долл. США для оказания помощи в борьбе с пандемией и защите общественного здравоохранения.

Цель 4. «Качественное образование». Создала сервисы, такие как Tencent Classroom и Tencent Smart Campus, гарантирующие непрерывность обучения. Компания также разработала систему интеллектуального образования Tencent Education Brain для повышения эффективности преподавания.

Цель 5. «Гендерное равенство». Посредством премии Tencent Xplo-rer, учрежденной основателями компании, способствует гендерному равенству, признавая и отмечая выдающиеся научные достижения женщин.

Цель 6. «Чистая вода и санитария». Создала платформу Smart Water Conservancy для изучения использования искусственного интеллекта в управлении водными ресурсами.

Цель 7. «Доступная и чистая энергия». Сформировала экосистему умной энергетики, которая объединяет пользователей и предприятия.

Цель 8. «Достойная работа и экономический рост». Предлагает своим сотрудникам конкурентоспособные пакеты заработной платы, комплексные программы обучения и надежные каналы карьерного роста. Демонстрирует устойчивый рост.

Цель 9. «Промышленность, инновации и инфраструктура». Постоянно увеличивает инвестиции в фундаментальную и передовую науку и технологии, расширяя будущие возможности для создания новой инфраструктуры.

Цель 10. «Сокращение неравенства». Продвигает цифровую интеграцию с помощью принципов доступного дизайна и «дизайна для всех», чтобы уязвимые группы населения могли воспользоваться преимуществами цифровизации.

Цель 11. «Устойчивые города и сообщества». Постоянно инвестирует в цифровые возможности и ресурсы и тесно сотрудничает с партнерами во всей экосистеме для содействия развитию цифровых городов.

Цель 12. «Ответственное потребление и производство». Сотрудничает с отраслевыми партнерами в создании служб сетевой безопасности, продвижении защиты конфиденциальности данных и защите интеллектуальной собственности.

Цель 13. «Меры по борьбе с изменением климата». Реализовала совместно с коллегами по отрасли несколько углеродно-нейтральных инициатив.

Цель 14. «Жизнь под водой». Запустила инициативу по сокращению выбросов морского пластика, направленную на повышение осведомленности общественности о состоянии океана.

Цель 15. «Жизнь на суше». Запустила проект «Tencent для планеты» по борьбе с незаконной торговлей дикими животными в Интернете.

Цель 16. «Мир, правосудие и сильные институты». Оптимизирует механизмы корпоративного управления, усиливает внутреннее управление рисками и совершенствует антикоррупционные и другие кодексы поведения.

Цель 17. «Партнерства для достижения цели». Продвигает сотрудничество с открытым исходным кодом для создания глобального технологического сообщества21.

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что бизнес-социальная модель Tencent эффективно реализует принципы ее корпоративной культуры, реально воплощает стратегию компании в жизнь и задает устойчивую траекторию ее развития.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кандалинцев Виталий Геннадьевич - Kandalintsev Vitaly G. - Ph.D. (Econ.), канд. экон. наук, старший научный Senior Research Fellow, Department of сотрудник Отдела экономических Economic Studies, Institute of Oriental исследований Института Studies of the Russian Academy of

востоковедения Российской академии Science, Moscow, Russian Federation наук, Москва, Россия

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 12.10.2022. Одобрена после рецензирования: 26.10.2022. Принята к публикации: 26.10.2022. Опубликована: 29.12.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: 12.10.2022. Approved after peer reviewing: 26.10.2022. Accepted for publication: 26.10.2022. Published: 29.12.2022.

The author has read and approved the final manuscript.

21 Enhancing Responsibility for Mutual Value. Tencent 2020 Corporate Social Responsibility Report. Pp. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.