Научная статья на тему 'Тень и свет правовой журналистики'

Тень и свет правовой журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
320
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ СМИ / МАССОВАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич

Правовая журналистика в широком смысле слова представляет собой журналистику в правовом поле не нарушающая норм права и не способствующая их нарушению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тень и свет правовой журналистики»



64 2. криминологические отрасли

криминология массовых коммуникаций

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.А. Шестаков*

тень И свет правовой ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация: Правовая журналистика в широком смысле слова представляет собой журналистику в правовом поле — не нарушающая норм права и не способствующая их нарушению.

Ключевые слова: правовая журналистика; преступность СМИ; массовая дезинформация.

D.A. Shestakov

THE SHADOW AND LIGHT OF LEGAL JOuRNALISM

Summary: Legal journalism is to wide extent the journalism in the legal environment - not violating the rules of the law and not favouring their violation.

Key words: legal journalism; mass media crime; mass misinformation.

Правовая журналистика и криминология массовой коммуникации

Правовая журналистика. Что стоит за этим термином? В узком понимании это, конечно, работа журналиста по юридической тематике. Но в широком смысле слова имеется в виду журналистика в правовом поле — не нарушающая норм права и не способствующая их нарушению. В реальной практике это не всегда бывает так.

Криминология массовой коммуникации изучает закономерности, в силу которых распространяемый поток сведений и мнений, в частности через СМИ, способствует преступлениям. Исследует она также возможности массовой коммуникации оказывать противодействие преступности. Эта отрасль криминологического знания сформирована в конце ХХ века, прежде всего, благодаря усилиям профессора Геннадия Николаевича Горшенкова, обладающего широким философско-криминологическим мышлением, писателем, поэтом.1

* Дмитрий Анатольевич шестаков — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, соучредитель, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: shestadi@mail.ru.

© Д.А. Шестаков, 2012

1 См., например, Горшенков Г.Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию. — Сыктывкар, 1997; его: Криминология

Криминогенные недуги СМИ

Известно, что массовая информация может как укреплять правопорядок, так и, увы, наносить ему вред. Отмечу несколько «криминологических заболеваний», присущих СМИ на всей планете.

1. Бездуховность и меркантильность. Эти два криминогенных фактора, разносимые сегодняшней массовой коммуникацией, особо вредоносны. К бездуховности не в последнюю очередь отношу я отрыв от национальных корней, антипатриотизм. По мнению И.А. Носковой, в политике некоторых российских СМИ имеет место криминологически значимое предательство, состоящее в навязывании стереотипа морально разложившегося российского общества, отказавшегося от традиционных норм и ценностей.2

2. Чрезвычайная насыщенность массовой информации насилием. Мы без конца и меры видим по телевидению, слышим по

массовых коммуникаций. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2003; его: Криминологический словарь. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2004.

— С. 90.

2 Носкова И.А. Средства массовой информации о предательстве // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2008. — № 2 (15). — С. 210—211; её: Латентность преступности средств массовой информации в Санкт-Петербурге // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2008. — № 1 (16). — С. 166—171.

радио, читаем о том, что кого-то в очередной раз убили, изнасиловали, покалечили и т.п. Это ведёт к тому, что люди привыкают к жестокости. У людей, в частности, у детей и подростков, — а это особенно опасно, — складывается впечатление, будто бы применение силы (вплоть до убийства!) не представляет собой ничего из ряда вон выходящего. Такое искажённое представление о мире может при стечении определённых обстоятельств способствать преступлению. Известный исследователь проблем политической криминологии С.У. Дикаев приходит к заключению о том, что СМИ способствуют привыканию общества к преступности как его неотъемлемому свойству, в частности к терроризму, и тем самым, видимо, вызывают обостряющуюся время от времени потребность в этих явлениях.3

Правда, есть ещё теория катарсиса. Согласно этой теории у агрессивного человека, сопереживающего изображение сцены насилия, имеет место катарсис, происходит «очищение». Вследствие психической разрядки агрессивность якобы идёт на убыль. Однако миф о широком распространении эффекта катарсиса развеян многими представительными иссле-дованиями.4 Отдельные редкие случаи этого явления никак не могут служить оправданием для той бездны сцен агрессии, в которую погружают человека современные массмедиа. Изучение Г.Н. Горшенковым общественного мнения о фильмах, афиширующих насилие, показало: первую и главную опасность в этих фильмах люди видят в том, что они повышают агрессивность.5

3. Страх преступности. В СМИ человек сталкивается с преступлениями гораздо чаще, чем в реальной жизни. В результате в общественном мнении разрастается представление, будто мы окружены плот-

3 См.: Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование: монография. — Санкт-Петербург: Издательство Юридический центр «Пресс». — 2006. — С. 339.

4 См., например: Kunczik М., Zipfel А. Gewalt und Меіііеп. EinStudienhandbuch. — Коїп: БоЫаи, 2006.

5 Горшенков Г.Н. Криминология массовых ком-

муникаций. — С. 133.

ным кольцом угрожающих нас преступников. Становится страшно. Как отмечается в мировой криминологии из этого страха рождается карательный азарт общества.6 Пережиток идеи возмездия препятствует протеканию последовательного смягчения наказания — этой естественной исторической тенденции (примером может служить положение дел с объявленным в Казахстане Президентом страны мораторием на смертную казнь. В настоящий момент этот безусловно разумный, прогрессивный шаг вновь ставится под сомнение). С.У. Дика-ев высказывается за цензуру деятельности СМИ, обеспечивающую использование СМИ не для устрашения населения, а для его воспитания.7

4. Манипуляции общественным мнением. В ряде случаев СМИ служат средством для проведения не самой лучшей уголовной политики. С помощью управляемого потока мнений и сведений легко переключить внимание публики с острейших проблем преступности на второстепенные или даже в значительной степени надуманные проблемки. Так в странах Запада пошла мода на нескончаемое клеймение педофилии — явления в большей мере психиатрическое, нежели уголовно-правовое — в ущерб, скажем, обстоятельному анализу планетарных злодеяний олигархов: организации агрессивных войн и финансовобанковских кризисов, эксплуатации стран «третьего мира» и т.д.

Докатилась эта мода и до российских массмедиа, которые поспособствовали в стране в общем нелепому ужесточению и без того сурового наказания за половые преступления. Теперь ненасильственные действия сексуального характера с лицом, находящемся в возрасте «нимфетки» — от 12 до 14 лет (феномен Гумберта Гумбер-та), — в случае, отягощённом наличием судимости за ранее совершённое преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, наказывает-

6 Sessar K. Kriminalitatseinstellungen und sozialer Wandel — Gleichzeitig eine Auseinandersetzung mit Forschungen zur Verbrechensfurcht und Punitivitat // Monatsschrift fur Kriminologie und Strafrechtsreform.

— 2010. — № 5.

7 Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. — С. 290.

66 2. криминологические отрасли

ся суровее, чем убийство при отягчающих обстоятельствах!

Не может быть? Может!! Часть 6 статьи 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) предусматривает лишение свободы от 15 до 20 лет либо пожизненно. А по части 2 статьи 105 того же Кодекса (убийство при отягчающих обстоятельствах) положено лишение свободы всего от 8 до 20 лет либо пожизненно. Согласитесь, что даже при самом болезненно-пристрастном отношении к половым преступлениям (сдвиг феминизма) нельзя сопоставить зло, причиняемое лишением человека жизни, и зло, исходящее из раннего полового общения.

Да и всегда ли это зло? Вспомним артиста Александра Пороховщикова и его жену Ирину. Он был старше её на тридцать лет. И они сошлись, когда Ире исполнилось только 13. Прожили наполненную страстной любовью жизнь. Узнав же о смертельном диагнозе, поставленном врачами Александру, Ирина не справилась с чувствами и покончила с собой.8 Эта и многие подобные жизненные истории охватываются статьёй 134 УК РФ, сформулированной неумным законодателем. Воистину мы живём в сумасшедшем мире. И безумие его нагнетается СМИ.

СМИ под контролем олигархии?

Методы информационной лжи

Провозглашённая в период перестройки независимость СМИ отнюдь не стала свободой слова. Подлинной свободы слова нет нигде, где властвует олигархия. После распада СССР она властвует и в России. Богатеи контролируют информацию. Преступность СМИ при активном участии медиамагната Владимира Александровича Гусинского достигла в России своего пика во время президентства Ельцина. Например, с экранов телевизоров были вытеснены объективные, критические, но вместе с тем конструктивно родолюбные9 передачи

8 Плешакова А. Ирина Пороховщикова боялась, что без мужа потеряет «радость и смысл всей жизни» // Комсомольская правда. — 2012. — 12 марта.

— С. 8.

9 Термин «родолюбие» введён А.П. Даниловым. См.: Данилов А.П. Родолюбие и мы // Крымские юридические чтения: материалы международной научно-практической конференции 11 мая 2012 г. /

с ведущим Виктором Правдюком, на передний план тогда влиятельным покровителем выдвинута откровенно антирос-сийская и одновременно проамериканская передача «Времена», представляемая Владимиром Познером. Теперь же в период президентства Путина и Медведева СМИ, прежде всего, обслуживают интересы правящей партии «Единая Россия». Но всё же после высвобождения их из-под Гусинского и Ко они стали несколько свободнее постольку, поскольку очистились от криминально-идеологической обработки со стороны финансово-олигархических сил. Познер вслед за Правдюком переместился на задворки телевизионных каналов. В отличие от случая с Правдюком, удаление Познера на задний план всё же способствовало некоторому очищению телевидения.

Разберём методы преступной обработки общественного мнения, применяемые СМИ.

1. Прямая фальсификация фактов. Известно, что преступления агрессии, многократно в 2000-е годы развязанные западными государствами, помимо прочего зла создают угрозу расширения театра войны. Опасность возникает для России и других способных к самодостаточности государств. Западные же СМИ стремятся всячески оправдать деяния агрессора, представив их борьбой за демократию и т.п. Так, при показе обстрелов силами НАТО и мятежной оппозиции мирных кварталов в Ливии (февральская революция 2011 года) диктор представляет дело прямо противоположным образом. Он говорит, будто стреляют не повстанцы, а правительственые войска.

А.П. Данилов констатирует, что правомерные действия легитимного ливийского руководства были представлены почти всеми мировыми СМИ как преступления тоталитарного режима полковника Каддафи, совершённые против собственного народа. Западные и многие подконтрольные им африканские СМИ, подтасовывая факты, очернили государственную власть

Национальный университет «Одесская юридическая академия». Экономико-правовой факультет в г. Симферополь. Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2012. На украинском и русском языках. - С. 28-33.

Ливии, приписав ей сотни преступлений против мирного населения. Искажённое до противоположности видение ливийских событий было навязано миллионам жителей всех континентов.10

И.А. Носкова приводит целый ряд подобных фактов. Вот один из них. Во время вооружённого конфликта между Грузией и Южной Осетией (август 2008 года), о котором у нас уже шла речь выше, одна из жительниц Цхинвала заявила, что CNN и BBC передают кадры из находящегося под грузинским обсрелом Цхинвала, но говорят, что материал снят в Гори (Грузия), который якобы обстреливается Российской Армией, поддерживающей абхазов. «Я своими собственными глазами видела фальшивку, — сказала она. — В одном из репортажей я узнала улицу моего родного города».11 И таких фактов фальсификации информации множество.12 Таким образом, СМИ маскируют криминальную угрозу нашей стране, пособничают её сохранению.

2. Создание впечатления открытой дискуссии. Использованием этого трюка, при котором возникает иллюзия торжества «гласа народа», отличился уже упомянутый телеведущий Познер. Например, на передачу им приглашается Наталья Алексеевна Нарочницкая — блистательный политолог, историк, защитница интересов русского народа и России. В противовес ей в студии находятся четыре «эксперта». Эксперты создают количественный перевес в пользу антироссийской, антирусской линии, проводимой ведущим. Аудитория состоит также из заранее подготовленных статистов, которые согласно сценарию голосованием, аплодисментами и т.д. поддерживают антироссийскую линию телеведущего и его экспертов. В итоге в эфире антинародный «глас народа» торжествует. Национальная идея, родолюбие —этот

10 Данилов А.П. Криминологический анализ агрессии против Ливии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23). — С. 17.

11 Глобальные СМИ в информационной войне против России («Limes», Италия). URL: http:// www.inosmi.ru/ world/20080910/243918.html (дата обращения: 25.08.2012).

12 Носкова И.А. Средства массовой информации

в освещении конфликта Грузии и Южной Осетии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — № 2 (17). — С. 109.

сильнейший антикриминогенный фактор блокируется.

Приведённые выше два криминогенных метода относятся к самым примитивным и вместе с тем вызывающе наглым, рассчитанным на не желающую или не умеющую самостоятельно думать публику.

3. Дозирование информации. Это более изощрённый метод. Согласно ему, в новостном потоке размещаются факты, работающие как в пользу политики мировой олигархии (наиболее преступная сила в сегодняшнем мире), так и против неё. Но значительно чаще можно видеть на экране телевизоров проолигархический материал, а не наоборот. Именно так сообщаются сведения о конфликте между сербами и хорватами — естественно, против потенциальных союзников России, сербов, в пользу хорватов. СМИ стремятся разрушить связь русских с родственным сербским народом и соответственно ослабить, вик-тимизировать тех и других.

Способны ли СМИ противодействовать преступности?

В руках СМИ имеются большие возможности для предупреждения преступлений. Речь идёт прежде всего о наиболее эффективнойранней профилактике. Очень важно да и, в общем, не невозможно сформировать у ребёнка, начиная с самого его детского возраста, основы неагрессивного и бескорыстного поведения. Те же мультипликационные фильмы могут убедить малыша в том, что отдать бывает радостней чем взять, они в силах научить тому, как можно уладить ссору не доводя её до драки. Ребёнку через понятные ему образы и происшествия нужно внушить страх (ужас!) перед наркотиками, сформировать у него стыд сребролюбия.

К ранее рекомендованному мной образу бабы Яги со шприцем13 сегодня добавлю несимпатичного, жадного банкира, задыхающегося под грудой засыпавших его пачек денег. К сожалению, в России детские телевизионные передачи переполнены чуждыми механизированными

13 Шестаков Д.А. Почему бы не ликвидировать наркобизнес? Теоретико-криминологический подход // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права.

— 2010. — № 1. — С. 30—34.

68 2. криминологические отрасли

героями-роботами: человек-паук, бентен и пр., — постоянно бьющимися друг с другом. Такое телевидение не способствуют развитию духовного мира — главной опоры нравственного и правопослушного поведения.

Криминологическое знание — журналистам

Отмеченные и другие криминологические недуги СМИ имеют свои причины. В одних случаях — это недостаток современных знаний о закономерностях преступности и противодействия ей (криминологический инфантилизм). Должен сказать, что сама криминология довольно быстро развивается. В ней появляется новое видение, новые теории. В других случаях, в качестве причины выступает пренебрежение такими знаниями (криминологический нигилизм). Нередко профессиональная страсть журналиста к тому, чтобы любой ценой заинтересовать публику, наносит обществу вред. Это случается, если статья, репортаж, теле- или радиопрограмма не профессионально информирует о преступлениях и тем более, если она невольно способствует нарушению уголовного закона.

Пороки продукции СМИ в той или иной мере могут быть предотвращены посредством образования. Хорошо, если обучение журналистике формирует непременное как у врача правило «не навреди».

Думаю, что журналистское образование должно включать в себя блок правовых предметов, в том числе не в послед-нию очередь — криминологию массовой информации. В феврале 2012 года я получил опыт чтения такого курса лекций на факультете журналистики в Казахском

национальном университете им. аль-Фараби (Алматы). Декан факультета, профессор Есберген Оразович Алауханов, — сам интенсивно пишущий журналист, писатель. Кроме того, а скорее в первую очередь, он — криминолог, хорошо известный в СНГ.14 Е.О. Алауханов ввёл на факультете преподавание правовой журналистики. И как я успел почувствовать, руководство вуза поддерживает его.15 На журфаке развивается диалог между правоохранительными органами, судом и журналистами.

Так во время моего пребывания в университете там прошла встреча работников СМИ, преподавателей и студентов с председателем Верховного Суда Республики Казахстан — Бектасом Абдыхано-вичем Бекназаровым. Главный судья Казахстана — кандидат наук, диссертацию защитивший в Санкт-Петербурге, между прочим, по криминологии. Встречу провёл ректор, академик Галимкаир Мутано-вич Мутанов. Такое общение, безусловно, полезно для обеих сторон. Правоприменителю открывается то, как его деятельность видится со стороны, у журналиста складывается о представителе фемиды более живое, достоверное представление не как об условном «чиновнике», а как о реальном человеке, с которыми, оказывается, можно по-людски вести разговор на пользу обществу. Изучение правовых дисциплин, безусловно, полезно для обу-чаюшихся — будущих журналистов, а также для повышения квалификации уже работающих в области СМИ специалистов. Основанная на праве журналистика необходима для интенсивного правового развития общества в целом.

14 См., например: Алауханов Е.О. Криминология. Учебник: Общая и особенная части. — Алматы, 2008.

15 См.: Развитие правовой журналистики // Юридическая газета. Республиканская ежедневная газета Казахстана. — 2012. — 15 февраля. — С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.