Научная статья на тему 'Темы семинарских занятий и система заданий для самостоятельной работы по курсу «Практикум по решению физических задач»'

Темы семинарских занятий и система заданий для самостоятельной работы по курсу «Практикум по решению физических задач» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЗАДАЧА / ФОРМИРОВАНИЕ / УМЕНИЕ / СТРУКТУРА / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова А. В., Тулькибаева Н. Н.

В статье сформулированы темы семинарских занятий, определено содержание каждого из них, выделена система заданий для самостоятельной работы по каждому семинару.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMES OF SEMINAR EMPLOYMENT AND SYSTEM OF TASKS FOR INDEPENDENT WORK AT THE RATE «THE PRACTICAL WORK UNDER THE DECISION PHYSICAL TASKS»

In article themes of seminar employment are formulated, the maintenance of each of them is determined, the system of tasks for independent work on each seminar is allocated.

Текст научной работы на тему «Темы семинарских занятий и система заданий для самостоятельной работы по курсу «Практикум по решению физических задач»»

(или минимум) интенсивности. Дифракцию можно рассматривать как интерференцию волн от когерентных источников, которыми являются резкие края преграды, где электроны приходят в колебательное движение и переизлучают фотоны как в разные стороны, причем, как в область тени за преградой, так и в обратном направлении, что трактуется как дифракция при отражении. Фотоны как колебательные системы приходят в точку, с разными фазами, создавая максимумы или минимумы интерференционной картины.

Статья поступила в редакцию 03.12.07.

Таким образом, рассматривая фотоны как частички, которые представляют собой элементарные колебательные системы, совершенно приемлемо и без противоречий можем объединить несовместимое и объяснить двойственность природы света, его волновые и корпускулярные свойства — явления интерференции, дифракции, поляризации, фотоэффект, давление света и т.п. Однако возникает вопрос относительно характера и природы колебаний, которые происходят с фотоном.

УДК 373.1.02:372.8

А.В. Усова, академик РАО, д-р пед. наук, проф. ЧГПУ, г. Челябинск Н.Н. Тулькибаева, д-р пед. наук, проф. ЧГПУ, г. Челябинск

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

В статье сформулированы темы семинарских занятий, определено содержание каждого из них, выделена система заданий для самостоятельной работы по каждому семинару.

Ключевые слова: семинарские занятия, задача, формирование, умение, структура, алгоритм, структура

Практические и семинарские занятия органически дополняют лекционный курс и самостоятельную работу студентов. Непосредственный, живой контакт преподавателя и студента представляют большие возможности совершенствования подготовки будущего учителя. Совокупность практических знаний, предусмотренных учебным планом специальности и определенных учебной программой, формируется на семинарских занятиях. Главная цель семинаров состоит в том, чтобы закрепить и углубить знания в соответствующей области, сформировать систему навыков их использования, проявить необходимые практические умения.

На семинарских занятиях должны развиваться умения и навыки по организации самостоятельной работы студентов с основной и дополнительной литературой, умения и навыки излагать учебный материал. Здесь на практике реализуется теория формирования понятий, в частности с помощью контекстного метода или так называемого профессионально-педагогического тренинга.

В предлагаемой статье рассматривается структура семинарских занятий по курсу «Практикум по решению физических задач».

Семинар 1. Значение решения задач в процессе обучения физике. Понятие задачи и решения задач в теории управления, психологии, общей и частной дидактиках

Основные вопросы

1. Значение решения задач в процессе обучения физике.

2. Анализ состояния решения задач по физике в теории и практике обучения.

3. Функции учебных задач.

4. Понятие задачи в теориях управления и решения задач.

5. Понятие задачи в психологии.

6. Понятие задачи в методике преподавания физики.

7. Понимание структуры задачи в кибернетике, психологии и учебной задачи в методике преподавания физики.

Задания:

1. Подобрать систему задач, раскрывающую всю совокупность их функций.

2. Выполнить анализ определений задачи в частных дидактиках (методика преподавания физики, методика преподавания математики, методика преподавания химии).

3. Выявить правила построения определений в различных курсах дидактики.

Семинар 2. Понятие решения задач в кибернетике, психологии и теории решения задач

Основные вопросы

1. Понятие решения задач в кибернетике.

2. Понятие решения задач в психологии и теории решения задач.

3. Структура решения задач в теории решения задач.

Задания:

1. Наглядно представить психологическую и общенаучную структуры понятия «решение задач».

2. Описать выделенные структуры по основным их параметрам.

3. Продемонстрировать на примере решения двух задач из раздела электрических явлений наличие выделенных компонентов решения задач.

Семинар 3. Понятие решения задач в методике преподавания физики. Структура процесса решения учебных задач

Основные вопросы

1. Понимание процесса решения задач в методике преподавания физики.

2. Структура процесса решения учебных задач.

3. Этапы процессы решения учебных задач.

4. Основные операции, из которых складывается процесс решения задач.

Задания:

1. Изобразить графами структуры процессов решения математических и физических задач.

2. Сопоставить основные структурные элементы процесса решения задач, выделяемые методикой преподавания физики и методикой преподавания математики.

3. Осуществить решение трех задач на законы кинематики с выделением его структуры.

Семинар 4. Классификация задач в различных науках. Классификация учебных задач по физике, их виды

Основные вопросы

1. Определение понятия классификации в логике.

2. Виды учебных физических задач.

Задания:

1. Выписать определения понятия «классификация», даваемые логикой, перечислить виды классификаций .

2. Подобрать задачи различных видов, решаемых в курсе физики 6-го класса.

3. Подобрать задачи с абстрактным и конкретным содержанием, определить их функции при изучении законов динамики курса физики 8-го класса.

Семинар 5. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся умения самостоятельно решать задачи. Способы обучения решению задач

Основные вопросы

1. Психологические теории формирования учебных умений.

2. Понятие обобщенного умения решать физические задачи.

3. Способы формирования у учащихся умения решать физические задачи (традиционный, полуалгорит-мический и алгоритмический).

4. Сравнительный анализ эффективности формирования умения решать задачи различными способами.

Задания:

1. Проанализировать в пособии для учащихся А.В. Усовой и З.А. Вологодской «Дидактический материал по физике» способ формирования у учащихся умения решать задачи.

2. Подобрать задачи на законы сохранения в курсе физики 8-го класса и выделить структуру деятельности учителя по формированию у учащихся различными способами умения самостоятельно решать физические задачи.

Семинар 6. Методы и способы решения задач. Соотношение алгоритмических и эвристических методов решения задач

Основные вопросы

1.Понятие метода решения физических задач.

2.Основные методы решения задач по физике.

3.Понятие способа решения физических задач, их виды и классификация.

Соотношение алгоритмических и эвристических методов решения учебных задач.

Задания:

1. При решении задач в процессе изучения тепловых явлений в курсе физики 7-го класса показать решение одной задачи аналитическим, другой синтетическим методом.

2. Определить содержание задач для контрольной работы по курсу физики 8-го класса, каждая из которых решается различными способами. Решить отобранные задачи.

3. Выделить основные черты алгоритмических и эвристических методов решения физических задач.

4. Решить задачу: В калориметре находится 0,4 кг воды при температуре 10 °С. В воду положили 0,6 кг льда

при температуре -40 °С. Какая температура установится в калориметре, если его теплоемкость ничтожно мала?

5. Показать в процессе решения данной задачи место эвристических и алгоритмических процессов.

Семинар 7. Понятие алгоритма в науке, структура учебного алгоритма. Виды алгоритмов решения задач по физике

Основные вопросы

1. Определение алгоритма в математике, кибернетике, методике физики.

2. Основные характеристики алгоритма, как математического понятия.

3. Особенности учебного алгоритма.

4. Структура алгоритма общенаучного и учебного.

5. Виды алгоритмов, их классификация.

6. Виды алгоритмов решения задач по физике.

Задания:

1. Составить алгоритм решения задач по кинематике. Доказать, что предлагаемый вами алгоритм обладает его свойствами.

2. Решить по предложенному вами алгоритму задачи из курса физики 6-го и 8-го классов.

Семинар 8. Методика формирования обобщенного умения решать задачи. Этапы обучения решению задач по физике

Основные вопросы

1.Структура деятельности учителя по обучению учащихся умению решать задачи.

2.Критерии и уровни сформированности умения решать задачи.

З.Основные этапы формирования умения решать физические задачи.

4.Содержание этапов формирования умения решать физические задачи.

Задания:

1. Выделить основные элементы деятельности учащихся по усвоению умения решать физические задачи.

2. Выделить структуры решения задач на различных этапах обучения.

3. Выделить структуры деятельности учителя на каждом этапе.

4. Продемонстрировать процесс решения задач учащимися на различных этапах на примерах решения задач по курсу физики средней школы.

Семинар 9. Методика обучения решению вычислительных задач

Основные вопросы

1. Определение вычислительных задач, их виды.

2. Формы задания задачной ситуации вычислительной задачи.

3. Методы и способы решения вычислительных задач. Использование теории подобия для определения функциональной зависимости между требованием и условием задачи.

4. Основные операции процесса решения вычислительной задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Структура деятельности учителя по обучению учащимися решению задач.

6. Структура деятельности учащихся по решению задач.

Задания:

1. Дать анализ содержания вычислительных задач по квантовой физике в сборнике задач для учащихся.

2. Построить графы процессов решения вычислительных задач учащимися 9-го класса по теме «Электростатика».

Семинар 10. Методика обучения решении экспериментальных задач

Основные вопросы

1. Определение экспериментальных задач.

2. Основные виды экспериментальных задач.

3. Способы решения экспериментальных задач.

4. Структура процесса решения задач.

5. Структура экспериментальных умений и методика их формирования в процессе решения задач.

6. Деятельность учителя по формированию у учащихся умения решать задачи.

Задания:

1. Подобрать систему экспериментальных задач различных видов.

2. Решить отобранные задачи.

3. Определить роль эксперимента в каждой из них.

4. Проанализировать наличие экспериментальных задач и их содержание в упражнениях учебника физики для 6-го класса.

Семинар 11. Методика обучения решению графических задач

Основные вопросы

1. Определение графических задач, их виды.

2. Способы решения графических задач. Использование номограмм при решении физических задач.

3. Структура процесса решения графических задач.

4. Деятельность учителя по формированию у учащихся умения решать задачи.

Задания:

1. Выполнить анализ сборника задач для учащихся по определению в нем места и содержания графических задач.

2. Выделить структуру и содержание графического умения.

3. Подобрать графические задачи различных видов и на примере их решения выделить структуру деятельности учителя по формированию у учащихся графического умения.

Семинар 12. Методика обучения решению логических задач

Основные вопросы

1. Определение логических задач.

2. Структура логических задач.

Статья поступила в редакцию 11.12.07.

3. Виды логических задач, их классификация.

4. Способы решения логических задач.

5. Методика обучения учащихся решению логических задач.

Задания:

1. Определить структуру логического способа решения физических задач.

2. Осуществить анализ логических задач упражнений учебника физики для 6-го класса.

3. Отобрать из них задачи различных видов, дать их решение.

Семинар 13. Методика обучения решению задач межпредметного содержания

Основные вопросы

1. Различные подходы к определению задач межпредметного содержания.

2. Функции задач межпредметного содержания.

3. Виды задач.

4. Методика решения задач межпредметного содержания.

Задания:

1. На примере решения одной из задач межпредметного содержания показать особенности решения данных задач.

2. Составить 2-3 задачи межпредметного содержания.

В заключении следует подчеркнуть, что семинарские занятия формируют у студентов такие общеучебные умения, как умения самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстративный материал, строить доказательные выступления), слушать, анализировать ответы товарищей, вести краткий конспект и т.д. Воспитательные возможности семинарских занятий повышаются при условии не только четкой постановки цели и задач, но и коллективного подведения итогов, обсуждения результативности занятия. Помимо всего прочего, семинарские занятия способствуют развитию коммуникативных, организаторских свойств личности и формируют у учащихся навыки диалогической речи.

УДК 377.5.02:372.8

Д.Д. Дондоков, д-р пед. наук, проф. БГУ, г. Улан-Удэ (Респ. Бурятия)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

В работе автор выделяет характерную особенность современного научного познания, которая проявляется в усилении интеграционных процессов. Задачи синтеза научного знания приводят к необходимости перехода от изучения совокупности частных явлений к рассмотрению обобщающих концепций и принципов, законов, теорий, научной картины мира. Все это посредством межпредметных связей отражается и в процессе обучения.

Ключевые слова: связи, межпредметные связи, метод, эксперимент, формирование, электротехнологии

Отечественные дидакты (С.И. Архангельский, нений, обусловленных интеграционными процессами

П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, в науке и технике. В условиях предметной системы

И.Д. Зверев, Н.В. Кузьмина, А.Г. Молибог, М.Н. Скат- обучения дидактическим эквивалентом интеграцион-

кин, А.В. Усова и др.) основное направление постав- ных процессов являются межпредметные связи.

ленной задачи связывают с внесением в содержание и Наши исследования в этой области на примере меж-

методы высшего образования фундаментальных изме- предметных знаний между физикой и электротехни-

13854722

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.