Научная статья на тему 'Темпы роста и физического развития детей младшего школьного возраста г. Магадана'

Темпы роста и физического развития детей младшего школьного возраста г. Магадана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1288
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ 7-10 ЛЕТ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕМПЫ РОСТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SCHOOLCHILDREN 7-10 YEAR-OLD / LEVEL OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT / RATE OF GROWTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гречкина Л. И., Соколов А. Я.

Показано, что современные мальчики и девочки 7-8 лет г. Магадана имеют более низкие соматометрические показатели физического развития, чем их сверстники в Магадане в 1977 году, а также в других регионах России. В возрастном периоде 7-10 лет выявлены высокие показатели прироста длины и массы тела, что является региональной особенностью физического развития детей Магадана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT RATES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN MAGADAN

It is shown that modern boys and girls 7-8 year-old have a more low somametric indices of the physical development in contrast with their own peer in Magadan (1977) and in the other region of the Russia. In the periods 7-10 yearold are revealled high factors of the increase of the length and masses of the body that is a regional particularity of the physical development children Magadan Town.

Текст научной работы на тему «Темпы роста и физического развития детей младшего школьного возраста г. Магадана»

УДК 612.821

ТЕМПЫ РОСТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. МАГАДАНА

© 2007 г. Л. И. Гречкина, А. Я. Соколов

Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, г. Магадан

Показано, что современные мальчики и девочки 7-8 лет г. Магадана имеют более низкие соматометрические показатели физического развития, чем их сверстники в Магадане в 1977 году, а также в других регионах России. В возрастном периоде

7-10 лет выявлены высокие показатели прироста длины и массы тела, что является региональной особенностью физического развития детей Магадана.

Ключевые слова: школьники 710 лет, уровень физического развития, темпы роста и физического развития.

Проблемам изучения физического развития детей и подростков в различных экологических условиях проживания уделяется достаточно много внимания в научной литературе [2, 3, 4, 6, 8]. Уровень физического развития современных детей и подростков обусловливает морфофункциональный статус будущего репродуктивного поколения, отражает влияние климатогеографических и социально-экономических условий жизни в регионе.

Учителям, воспитателям и школьным медработникам необходимо знать особенности физического развития детей в младшем школьном возрасте. Максимальная эффективность обучения, воспитания и всестороннего развития детей может быть достигнута только на основе знаний анатомических, физиологических и психических особенностей, свойственных каждому возрасту.

Формирующаяся часть популяции наиболее чувствительна к факторам окружающей среды, поэтому в настоящее время актуальным является изучение особенностей физического развития детей и подростков, родившихся и живущих в экстремальных условиях. К таким регионам, безусловно, относится Северо-Восток России, пришлые жители (европеоиды) которого составляют основную массу всего населения. Исследования, проведенные на Европейском Севере России (Архангельская область), показали, что климатические условия региона оказывают негативное влияние на темпы морфофункционального развития и состояние здоровья детей [11, 12]. Целью настоящей работы явилось изучение показателей физического развития младших школьников г. Магадана.

Материал и методы исследований

Обследовали 1 048 учащихся 7—10 лет общеобразовательных школ г. Магадана. У испытуемых регистрировали основные тотальные промеры тела: длину, массу тела и окружность грудной клетки (ОГК). Все школьники являлись уроженцами Северо-Востока России первого и второго поколения. Работу выполняли в 2003—2005 годах. Полученные данные сравнивали с показателями физического развития детей Магадана, обследованных в 1977 году [13]. При распределении по возрастным группам учитывали физиологический возраст: 7 лет — от 6 лет 6 мес 1 дня до 7 лет 6 мес; 8 лет — от 7 лет 6 мес 1 дня до 8 лет 6 мес и т. д.

Результаты исследований и обсуждение

Из представленных данных (табл. 1) видно, что в возрасте 7—10 лет длина тела у мальчиков больше, чем у девочек, но различия статистически недостоверны. Масса тела у мальчиков достоверно больше в

8—10 лет, а величина окружности грудной клетки — в 7—9 лет.

Таблица 1

Соматометрические показатели у мальчиков (М) и девочек (Д) г. Магадана (М ± т)

Возраст, Длина тела, см Масса тела, кг ОГК, см

лет М Д М Д М Д

7 123,03±0,61 (п=91) 122,30±0,48 (п=123) 23,05±0,48 22,88±0,29 60,60±0,49 60,58±0,38

8 128,08±0,36 (п=158) 127,73±0,37 (п=157) 26,58±0,34 25,67±0,31 63,10±0,49 61,40±0,43

9 135,44±0,38 (п=129) 134,17±0,41 (п=129) 30,50±0,56 28,48±0,40 64,91±0,45 63,50±0,48

10 141,18±0,56 (п=155) 140,02 + 0,55 (п=106) 33,80±0,58 31,44±0,54 67,70±0,40 66,70±0,60

Сравнивая погодовые приросты антропометрических показателей (табл. 2 и 3), можно видеть, что у мальчиков и девочек наибольший скачок роста наблюдается в возрасте 8—9 лет и составляет 7,36 и 6,44 см соответственно. В целом за возрастной период 7—10 лет длина тела у мальчиков увеличилась на 18,15, у девочек — на 17,72 см, что свидетельствует о довольно высоких темпах ее прироста у детей младшего школьного возраста.

Таблица 2

Динамика погодового прироста длины, массы тела и окружности грудной клетки у мальчиков г. Магадана

Длина тела Масса тела ОГК

Абс. Тем- Абс. Тем- Абс. Тем-

Возраст, при- пы при- пы при- пы

лет рост, при- рост, при- рост, при-

см рос- кг рос- см роста,

та, та, %

% %

7-8 5,05 4,1 3,53 15,3 2,50 4,1

8-9 7,36 5,75 3,92 14,7 1,81 2,9

9-10 5,74 4,24 3,30 10,8 2,79 4,3

Таблица 3

Динамика погодового прироста длины, массы тела и окружности грудной клетки у девочек г. Магадана

Длина тела Масса тела ОГК

Абс. Тем- Абс. Тем- Абс. Тем-

Возраст, при- пы при- пы при- пы

лет рост, при- рост, при- рост, при-

см рос- кг рос- см роста,

та, та, %

% %

7-8 5,43 4,44 2,79 12,2 0,82 1,35

8-9 6,44 5,04 2,81 10,9 2,1 3,4

9-10 5,85 4,36 2,96 9,58 3,2 5,03

Возрастная динамика прироста массы тела показывает, что у мальчиков этот показатель в целом выше и колеблется в пределах 3,53 — 3,92 кг/год. У девочек отмечаются меньшие приросты массы тела и составляют 2,81—2,96 кг в год. Существенных половых различий погодовых приростов окружности грудной клетки не выявлено.

В табл. 4 представлены данные по абсолютному

приросту изучаемых антропометрических параметров за последние 27—28 лет (1977—2005). Видно, что в возрасте 7—8 лет современные дети уступают своим сверстникам в 1977 году по длине и массе тела, окружности грудной клетки. Особенно велико отставание в возрасте 7 лет. Так, мальчики стали ниже на 1,78, а девочки — на 2,24 см, масса тела при этом снизилась на 2,41 и 2,27 кг соответственно. В возрасте 9— 10 лет современные школьники не уступают по длине тела своим сверстникам 1977 года или превосходят их, однако у девочек при этом наблюдается отставание по массе тела и окружности грудной клетки, у мальчиков — по окружности грудной клетки.

Таблица 4

Изменение длины (ДТ) и массы (МТ) тела, окружности грудной клетки у мальчиков и девочек г. Магадана за последние 27-28 лет

Воз- Мальчики Девочки

раст, ДТ, МТ, ОГК, ДТ, МТ, ОГК,

лет см кг см см кг см

7 -1,78 -2,41 -1,78 -2,24 -2,27 -0,72

8 -1,56 -0,92 -0,88 -1,26 -1,62 -0,70

9 1,28 0,21 -1,43 0,16 -1,49 -1,44

10 1,71 0,64 -0,52 -0,1 -1,79 -0,30

Исследования 1977 года показывают, что длина тела у мальчиков за возрастной период 7—10 лет увеличилась на 14,66 см, масса тела — на 7,7 кг, у девочек — на 15,58 см и — 8,08 кг. У современных школьников это увеличение составляет 18,15 см и 10,75 кг, 17,72 см и 8,56 кг соответственно. Следовательно, у современных детей младшего школьного возраста наблюдаются более высокие темпы увеличения этих показателей по сравнению с их ровесниками в 1977 году.

В возрасте 7 лет у современных школьников Магадана длина и масса тела ниже нормативных величин. По нормативным данным, мальчики в этом возрасте должны иметь длину тела 124,46, а девочки — 124,8 см, при этом отставание от нормы составляет

1,43 и 2,5 см соответственно [7]. Аналогичная ситуация наблюдается и с массой тела первоклассников. Отставание составляет 2,02 и 2,22 кг соответственно, в среднем 8—9,7 % от нормы. По нормативным данным, масса тела у мальчиков 7 лет должна быть 25,07,

у девочек - 25,1 кг. В дальнейшем, к 10-летнему возрасту, соматометрические показатели физического развития нормализуются, однако у девочек во все возрастные периоды отмечается дефицит массы тела.

Полученные нами данные по длине и массе тела детей 7 - 8 лет при сравнении с аналогичными данными из других регионов (Республика Беларусь, юг Западной Сибири, Ленинградская область) [4, 9, 14] свидетельствуют о процессах ретардации физического развития детей дошкольного возраста Магадана.

Вследствие этого при поступлении в школу они отстают по уровню физического развития от первоклассников из других регионов России. Так, если длина тела девочек 7 лет Магадана составляет

122.3 см, а масса тела - 22,9 кг, то у их сверстниц, проживающих на юге Западной Сибири, -

126.3 см и 25,7 кг соответственно [4]. В возрасте

9-10 лет существенных региональных различий по этим показателям уже не выявляется.

В то же время по темпам прироста длины и массы тела в 7-10 лет наблюдается обратная картина. Так, за этот период мальчики Магадана выросли на 18,4 см, Сибири - на 11,8 см; масса тела увеличилась в первом случае на 10,7 кг, во втором - на 6,7 кг. Аналогичная ситуация с этими показателями прослеживается и у девочек. Поэтому региональной особенностью физического развития детей младшего школьного возраста Магадана является отставание в возрасте 7-8 лет и более высокие темпы в 7-10 лет.

Период 7-10 лет в возрастной физиологии человека обычно рассматривается как предшествующий пубертату и соответствует периоду второго детства. Он характеризуется прежде всего некоторым замедлением темпов роста по сравнению с предыдущим возрастным периодом (5-6 лет). По нашим данным, особенностью этого периода у детей Магадана является отсутствие существенных половых различий в основных соматометрических показателях. Половые различия нами были выявлены по темпам прироста массы тела, которые выше у мальчиков. Характерной особенностью физического развития школьников обоих полов является слабое развитие грудной клетки.

По данным Ю. Р. Теддера и Т. С. Копосовой [11], у детей Европейского Севера России, по сравнению с центральными областями, наблюдаются более глубокие нарушения в состоянии здоровья, связанные с экстремальностью климатических условий региона проживания. Резервные возможности организма детей в этом регионе оказываются сниженными уже в период эмбрио- и фетогенеза [10]. В исследованиях

В. А. Терновской [12] показано, что на Европейском Севере увеличивается число детей с гипотрофией и асфиксией, обусловленными низкой массой тела матерей. Можно предположить, что аналогичные явления имеют место и в Магадане, где климатические условия не менее жесткие, чем на Европейском Севере России (Архангельск). С поступления детей в школу к экстремальным климатическим условиям региона присоединяются специфические “школьные”

факторы, требующие дополнительного напряжения функциональных систем организма. По нашим данным, первоклассники Магадана существенно отстают по уровню физического развития от сверстников из других регионов страны. В исследованиях ряда авторов [1, 6] установлено, что дети, имеющие более низкий уровень физического развития, чаще других испытывают трудности в обучении. Опорно-двигательный аппарат таких первоклассников не обладает достаточной силой, чтобы длительно удерживать позу, особенно при сидении, поэтому С. Ф. Лукина и Т. С. Копосова [5] предлагают устанавливать продолжительность уроков в первых классах школ г. Архангельска 35 минут. С учетом вышеизложенного необходимо разработать комплекс мероприятий для гармонизации физического развития и успешной адаптации к процессу обучения детей в дошкольных учреждениях и в школах Магадана.

Список литературы

1. Антропова М. В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6-11 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М. В. Антропова // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 1. - С. 18-24.

2. Баранов А. Н. Физическое и половое развитие школьников г. Архангельска / А. Н. Баранов // Экология человека. - 1997. - № 1. - С. 45-47.

3. Баранов А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 5. - С. 5-12.

4. Казин Э. М. Комплексное лонгитудиальное исследование особенностей физического и психологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Т. В. Душенина, А. Р Галеев // Физиология человека.

- 2003. - Т. 29, № 1. - С. 70-76.

5. Лукина С. Ф. Морфофункциональное развитие первоклассников как показатель школьной адаптации /

С. Ф. Лукина, Т. С. Копосова // Северная Двина. - 2002.

- № 1. - С. 1-5.

6. Макарова В. И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Архангельской области : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Макарова Валерия Ивановна. - Архангельск, 1995. - 266 с.

7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье : методич. рекомендации : утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г. № 01-19/31-17. - 31 с.

8. Соколов А. Я. Особенности физического развития детей и подростков Магадана / А. Я. Соколов, Ю. Р Шеверева // Гигиена и санитария. - 2003. -№ 4. - С. 40-43.

9. Тегако Л. И. Практическая антропология / Л. И. Те-гако, О. В. Марфина. - Ростов н/Д, 2003. - 313 с.

10. Теддер Ю. Р. Медико-экологические проблемы Архангельской области / Ю. Р Теддер // Загрязнение морей вокруг СНГ : материалы междунар. конф., 19-23 июля. 1993. - С. 67-69.

11. Теддер Ю. Р. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера /

Ю. Р. Теддер, Т. С. Копосова // Экология человека. — 2000.

- № 2. - С. 44-47.

12. Терновская В. А. Клинико-цитохимические аспекты развития ребенка, прогнозирования и профилактики заболеваний на Европейском Севере : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Терновская Виктория Афанасьевна. — Архангельск, 1992. - 42 с.

13. Физическое развитие школьников г. Магадана : научно-практические рекомендации. - Магадан, 1977. - 79 с.

14. Юрьев В. В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич.

- СПб. : Питер, 2003. - 260 с.

GROWTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT RATES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN MAGADAN

L. I. Grechkina, A. Ya. Sokolov

International Scientific Research Center Arktika" FEB RAS

It is shown that modern boys and girls 7-8 year-old have a more low somametric indices of the physical development

in contrast with their own peer in Magadan (1977) and in the other region of the Russia. In the periods 7-10 year-old are revealled high factors of the increase of the length and masses of the body that is a regional particularity of the physical development children Magadan Town.

Key words: schoolchildren 7-10 year-old, level of the physical development, rate of growth and physical development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Гречкина Людмила Ивановна — сотрудник Международного научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН

Адрес: 685000, г. Магадан ул. К. Маркса, д. 24

Тел. (413-22) 2-45-84, ф. (413-22) 2-06-28; e-mail: arktiк[email protected]

Статья поступила 24.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.