Научная статья на тему 'Темпоральные стратегии поведения горожан: опыт качественного исследования'

Темпоральные стратегии поведения горожан: опыт качественного исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / TEMPORAL BEHAVIOR STRATEGIES / НЕЛИНЕЙНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ГОРОДСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ / URBAN SOCIAL COMMUNITIES / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / BUSINESS COMMUNITY / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL COMMUNITY / КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE STRATEGIES FOR THE STUDY OF SOCIAL TIME / NONLINEAR SOCIAL TIME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амбарова Полина Анатольевна

Анализируются результаты качественного исследования темпоральных стратегий поведения представителей бизнеси научно-педагогического сообщества. Представлены возможности изучения темпоральных стратегий поведения в разрезе когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов с помощью метода глубинного полуформализованного интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEMPORAL BEHAVIOR STRATEGIES CITIZENS: EXPERIENCE IN QUALITATIVE RESEARCH

Analyzed the results of a qualitative study of the temporal behaviour strategies of representatives of business and scientific community. Presents opportunities to investigate the temporal behaviour strategies in the context of cognitive, emotional and behavioral aspects of using the method of deep interview.

Текст научной работы на тему «Темпоральные стратегии поведения горожан: опыт качественного исследования»

YAK 316:115 ББК 60.5.+87.21

П.А. АМБАРОВА

P.A. AMBAROVA

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ГОРОЖАН: ОПЫТ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

THE TEMPORAL BEHAVIOR STRATEGIES CITIZENS: EXPERIENCE IN QUALITATIVE RESEARCH

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»

Анализируются результаты качественного исследования темпоральных стратегий поведения представителей бизнес- и научно-педагогического сообщества. Представлены возможности изучения темпоральных стратегий поведения в разрезе когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов с помощью метода глубинного полуформализованного интервью.

Analyzed the results of a qualitative study of the temporal behaviour strategies of representatives of business and scientific community. Presents opportunities to investigate the temporal behaviour strategies in the context of cognitive, emotional and behavioral aspects of using the method of deep interview.

Ключевые слова: темпоральные стратегии поведения, нелинейное социальное время, городские социальные общности, бизнес-сообщество, научно-педагогическое сообщество, качественная и количественная стратегии изучения социального времени.

Key words: temporal behavior strategies, nonlinear social time, urban social communities, the business community, the scientific and pedagogical community, qualitative and quantitative strategies for the study of social time.

Введение в проблему исследования. Научное исследование нелинейной динамики социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей - новое направление социологического изучения социального времени. Время - феномен-«невидимка» -представляет собой достаточно трудное для эмпирического исследования явление. История эмпирических исследований социального времени в отечественной социологии берет своё начало в далёких 1920-х гг. и связана прежде всего с именем С.Г. Струмилина. Под его руководством в 1922-1924 гг. было проведено масштабное исследование бюджета времени рабочих и крестьянских семей [13, с. 113]. В 1920-1930-х гг. были осуществлены статистические обследования бюджетов времени различных социальных групп и сло-ёв - школьных учителей, рабочих, служащих, специалистов, колхозников.

Экономический и статистический подходы к социальному времени, основы которого были заложены в 1920-1930-х гг. С.Г. Струмилиным, нашёл своё социологическое воплощение в 1950-1960-х гг. Это были исследования структуры и бюджета рабочего и внерабочего времени, осуществлённые Г.А. Пруденским и В.Д. Патрушевым [5, 7, 12, 14]; работы В.А. Артемо-ва, посвящённые применению показателей социального времени в изучении социально-экономических процессов [2, 3]; исследование рационального использования свободного времени А.В. Неценко [11] и др.

Можно смело утверждать, что в отечественной социологии сложилась научная традиция количественного изучения проблемы социального времени. Благодаря ей был накоплен богатый опыт эмпирической верификации теории социального времени. До 1990-х гг. органами государственной статистики в России осуществлялись регулярные исследования бюджета времени

[6, 15], а в последующие годы выборочно - Центром повседневной деятельности и бюджета времени Института социологии РАН, а также отдельными социологами в рамках диссертационных исследований.

По верному замечанию В.Д. Патрушева, в России, начиная с работ С.Г. Струмилина, в данной отрасли социологического знания господствовала (и до конца 1990-х гг. доминировала) марксистская, материалистическая (в смысле системного подхода и социально-экономической обусловленности деятельности людей) теоретическая ориентация [17]. В западной же социологии на рубеже веков складываются новые теории и концепции социального времени, разрабатываемые Э. Гидденсом, П. Штомпкой, З. Бауманом, Дж. Урри и др. [4, 8, 18]. В них начинает «звучать» проблема нелинейного времени, характеризующегося новыми свойствами и проявлениями. Благодаря появлению новых социологических теорий наметился переход к качественной стратегии изучения социального времени.

В отечественной науке новые тенденции в понимании времени проявились в немногочисленных (правильнее было бы сказать - единичных) работах по теоретической социологии С.А. Кравченко [10, 16] и философских работах А.Л. Алюшина и Е.Н. Князевой [1]. Однако ни в западной, ни в отечественной социологии не было предпринято попыток эмпирического исследования нелинейного времени.

Понимая всю сложность предпринятого нами теоретико-эмпирического исследования нелинейной динамики социального времени, связанной с отсутствием какого-либо опыта построения стратегии, тактики, разработки программы и инструментария его изучения, мы попытались опереться на имеющийся опыт количественных исследований социального времени, адаптируя его к задачам изучения качественных характеристик времени. Кроме того, мы обратились к методическим разработкам исследования времени в социальной психологии, а также к опыту использования таких общенаучных методов, как метафора и визуализация.

Описание выборки и метода. В этой статье представлены результаты исследования темпоральных стратегий поведения двух социальных общностей, проживающих в г. Екатеринбурге, - представителей бизнес- и научно-педагогического сообщества.

Особенности названных социальных общностей обусловили выбор качественного подхода к изучению их темпоральных стратегий поведения. Бизнес-сообщество гетерогенно и образовано несколькими группами - предпринимателями и бизнесменами, менеджерами различного уровня, фрилан-серами. Обозначенные группы бизнес-сообщества также неоднородны, их численность непостоянна. Проанализированные статистические данные показывают отсутствие ясности в отношении численности населения, вовлечённого в предпринимательскую деятельность, а также структурную нестабильность рассматриваемой общности.

Особое положение в структуре бизнес-сообщества занимают фрилансе-ры. Они представляют общность, рост численности и качественное развитие которой характеризуют процесс становления информационного общества и инновационной экономики в России. Статистические данные по фрилансер-ству как по России, так и по г. Екатеринбургу отсутствуют.

В силу малодоступности и чрезвычайной занятости представителей крупного бизнеса и топ-менеджмента в качестве объекта эмпирического исследования были выбраны собственники малого и среднего бизнеса, а также менеджеры среднего звена и фрилансеры.

Структура научно-педагогического сообщества также гетерогенна и образована несколькими группами - преподавателями и научными сотрудниками высших учебных заведений, научных организаций.

В качестве объекта эмпирического исследования были выбраны преподаватели различных высших учебных заведений г. Екатеринбурга и сотрудники Уральского отделения Российской Академии наук. Они работают в науч-

ных учреждениях города, ориентированных на академическую науку, к тому же имеющих многолетние тесные связи с образовательными учреждениями, в частности - с Уральским федеральным университетом. Многие представители исследовательских институтов УрО РАН совмещают научную работу в академии и вузе, включая работу в диссертационных советах, по грантам и т. д., имеют практику преподавания на базовых и обычных кафедрах вуза.

Выбор качественной стратегии изучения социального времени данной социальной общности был обусловлен не столько отсутствием статистических данных по генеральной совокупности, сколько исследовательской задачей более глубокого изучения особенностей конструктивных темпоральных стратегий поведения и факторов, оказывающих влияние на их формирование.

Основываясь на имеющихся данных по численности и структуре интересующих нас социальных общностей, учитывая фактор отсутствия полных данных по некоторым из них, мы следующим образом определили тип, объем и структуру выборок.

В изучении представителей бизнес- и научно-педагогического сообществ применялась качественная стратегия исследования на основе разработки целевой выборки. Представители бизнес-сообщества отбирались методом снежного кома: менеджеры среднего звена коммерческих организаций - N=10, фрилансеры - N = 10, собственники малого и среднего бизнеса, предприниматели - N = 10 (всего было проведено 30 интервью).

Как уже отмечалось, представители крупного бизнеса и топ-менеджмента являются малодоступными объектами для проведения социологического исследования. Поэтому в выборку попали представители малого и среднего бизнеса и менеджеры среднего звена. Для исследования фрилан-серов использовался метод доступных случаев. Проводились как непосредственно личные интервью, так и интервью посредством электронной переписки. Возможности такого метода показывает исследование Б.З. Докторова, собравшего около 100 биографических интервью целевой группы отечественных социологов семи поколений [9].

В исследовании представителей научно-педагогического сообщества также применялась целевая квотная выборка, отражающая соотношение возрастных групп и научно-педагогических должностей: ассистентов - N=6, доцентов - N=12, профессоров - N = 7, научных сотрудников вузов и УрО РАН -N = 5 (всего - 30 интервью).

Некоторые замечания по результатам апробации социологического инструментария. При разработке программы и апробации инструментария исследования автор столкнулся с двумя трудностями: во-первых, проблемой эмпирической интерпретации темпоральных категорий, особенно отражающих свойства нелинейного времени; во-вторых, проблемой «перевода» научных понятий и представлений на язык, доступный неподготовленным информантам из бизнес-сообщества.

Названные проблемы были решены с помощью метода визуализации, позволившего схематично изобразить различные темпоральные режимы (рис. 1).

Этот же приём был использован при изучении «баланса» страха и надежд (рис. 2 представляет собой «качели» с двумя полюсами - негативных и позитивных эмоций). В ходе интервью информанты могли нарисовать свои схемы, отражающие их представления о социальном времени и его эмоциональном переживании.

V

Ужас

Сильный страх

Уверенность Небольшой страх

Твёрдая надежда Лёгкий испуг

Слабая надежда Неуверенность

Спокойствие Замешательство

позитивные эмоции негативные эмоции

Рис. 2. «Качели» социальных эмоций в отношении времени

Автор также использовал метод метафор для определения смысла и значений, которые придают представители общностей социальному времени. В качестве определений подбирались известные крылатые выражения:

Время - это бремя, которое нужно чем-то заполнять и на что-то тратить.

Время - это сила, которая разрушает меня и мою жизнь.

Время - это вечность, неподвластная человеку.

Время - это ресурс моего личностного и профессионального развития.

Время - это колесница, которая мчит в будущее.

Время - это деньги.

Время дороже денег.

Время дешевле денег.

Для изучения особенностей восприятия свойств нелинейного времени в ходе интервью мы использовали научные определения его свойств, адаптированные для более быстрого и лёгкого восприятия и оценки информантами. Мы учитывали при этом высокий уровень научной компетентности представителей научно-педагогического сообщества и достаточно высокий уровень общепрофессиональной подготовки менеджеров и предпринимателей.

Исследование показало «работоспособность» инструментария, возможности его применения в изучении темпоральных стратегий поведения не только охваченных нашим исследовательским проектом и описанных в данной статье социальных общностей, но и других, на которых в дальнейшем он будет распространён.

Теоретическая модель. Темпоральная стратегия поведения, по нашему мнению, представляет собой систему жизнедеятельности, формы и способы которой ориентированы на определённые свойства и качества социального времени с целью достижения каких-либо жизненных целей.

Согласно нашей концепции, структура темпоральных стратегий поведения образована тремя элементами: философией времени (когнитивный элемент), его восприятием и переживанием (эмоциональный элемент) и темпоральными моделями поведения (поведенческий компонент).

Для типологизации темпоральных стратегий поведения горожан мы ввели в качестве критерия установку на линейный/нелинейный темпоральный режим как стратегический ориентир жизнедеятельности и поведения общности. Ориентация на свойства линейного или нелинейного времени в сочетании с характером его упорядоченности даёт возможность говорить о четырёх темпоральных режимах жизни:

1. Линейный режим «Круг времени», описываемый словами «Вся жизнь идёт по кругу» и «Нет ничего нового на земле».

2. Линейный режим, условно названный «Стрела времени», при котором все дела и события происходят последовательно, строго друг за другом.

3. Режим «Нелинейный порядок», в котором события и дела «наслаиваются» друг на друга, часто происходят параллельно, но при этом прослеживаются определённые порядок и закономерности.

4. Режим «Нелинейный хаос» (события и дела осуществляются хаотично, беспорядочно, время их наступления, продолжительности и окончания неопределённы).

В соответствии с этим критерием мы можем выделить традиционные темпоральные стратегии поведения, ориентированные на линейное видение темпоральной реальности, и новые (авангардные) темпоральные стратегии поведения, ориентированные на нелинейное время как ресурс общности.

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Один из наших собеседников-информантов (А.С., 49 лет, предприниматель) произнёс фразу, которая определяет, как нам кажется, смысл отношений с временем современного человека: «Я хотел бы подружиться с временем. Я постоянно пробую это делать». Для него время оказалось живой материей, отвечающей на отношение к нему, реагирующей на особенности обращения с ним. Действительно, это так: время может служить для человека источником новых возможностей, а может сломать его жизнь как карточный домик. Мой собеседник назвал время основным оружием, которое наказывает большинство людей, которые делают не то и не вовремя.

Философия времени представляет собой результат работы сознания (а, возможно, и бессознательного, например, архетипов, ментальных установок). Она отражает ту темпоральную картину мира, которая имеется в обществе, функционирует на уровне общности или складывается в индивидуальном опыте человека.

П.Л., 49 лет, преподаватель вуза: «Для меня время больше философское понятие. Это река, в которую мы погружены, которая нас обтекает. Время - это вечность, неподвластная человеку».

Г.Е., 36 лет, преподаватель вуза: «Мне кажется, время - это ресурс, который мы используем либо по назначению, либо не совсем по назначению. Мне очень нравится, как подаёт эту тему автор Стивен Кови. Он ссылается на матрицу времени, которую разрабатывал Эйзенхауэр и другие американские политики. Суть в том, чтобы правильно простроить свои планы и в зависимости от этого организовать своё время. Когда мы со студентами обсуждаем эту тему, то приходим к выводу о том, что сидение в соцсетях - это трата времени не по существу. Да, время - это ресурс, с которым надо обращаться очень трепетно, очень вдумчиво, и тогда оно сработает на нас. Это лучший вариант».

Е.И., 39 лет, преподаватель вуза: «Честно говоря, подробно не задумывался над тем, что такое время. Но думаю, что это ощущение себя в изменяющемся мире. Ощущение возникает, что время не меняется. Меняются сезоны, а время как таковое вечно и неизменно. Наверно, историческое образование наложило свой отпечаток на меня. Мои современники не мо-

гут ощутить, что такое 5, 6, 10 тысячелетий, а каждый историк это невольно ощущает, как будто это произошло вчера. Время - это некая продолжительность и связь со всеми эпохами. Может быть, здесь присутствует консервативный элемент восприятия времени. Но... есть такая версия, что наши предки в традиционном обществе по-другому выстраивали временные координаты. Говоря о будущем, они показывали за спину, а о прошлом - указывали впереди себя. Я наверно где-то близок к ним. То, что ощутимо как результат времени, - передо мной, а то, что будет, не известно, не чувствую его, как будто оно позади меня».

На такой мировоззренческой основе у наших информантов формируются сложные диспозиционные механизмы выбора темпоральной стратегии поведения - установки, потребности, совокупность жизненных целей и задач, жизненная позиция.

Изменение характера общества, быстрые преобразования, происходящие в нем, вызывают различные реакции у представителей социальных общностей, выраженные в разнообразных стратегиях поведения.

С.А., 49 лет, предприниматель: «Ускорение очень большое идёт, интенсивность. Время сжимается. Сейчас неделя как день раньше, раз в 5-6 ускорилось. И не только мы, но дети об этом говорят.

Сильно не успеваю участвовать в жизни детей. У них все расписано. Дочь ходит в рисовальную школу, ей нравится очень. У неё заканчиваются уроки в основной школе и через полчаса уроки в художественной школе. За полчаса надо переодеться, поесть и доехать. И она делает это одновременно. И я подъезжаю с одеждой и едой. Она запрыгивает в машину, тут же ест, переодевается и бежит на уроки. Очень весело это. У нас такая весёлая жизнь».

По-разному воспринимается нашими информантами нелинейное время. В сложных, противоречивых условиях российского мегаполиса они предпринимают различные попытки справиться с «неправильным» (а мы назовём его вслед за физиками нелинейным) социальным временем.

Г.А., 36 лет, преподаватель вуза: «Для того, что для меня истинно важно, что приносит мне радость, чувство удовлетворённости (последнее время - это не работа), я найду столько времени, сколько нужно, я могу его расширить. Этого времени может быть достаточно для проживания радости. На работу, конечно, времени не хватает. Ну, не хватает и ладно, не страшно».

Г.Н., 42 года, преподаватель вуза: «Планирую тщательно. Есть ежедневники, различные календари, электронные календари. На месяц, на два, на три планирую события, помечаю важные для себя вопросы и моменты в этих календарях. Нахожу время просматривать их. Все это делается практически автоматически, на ходу. Если есть реперные точки, например, до лета или осени, то цейтнот никогда не возникает, дисбаланса, внутренней напряжённости не возникает тоже».

Е.Ш., 32 года, менеджер: «Если кто-то говорит, что ему чего-то не хватает, - это слова неудачника. Это просто проблема, которую надо решить. Не хватает времени, значит, неправильно организовал работу, взял много на себя, не нашёл помощников, которым можно делегировать».

Ещё одну грань «зеркала» времени образуют такие свойства представителей социальных общностей, как их социальное самочувствие, восприятие и социальные эмоции «темпорального характера». Приведём фрагменты интервью, иллюстрирующие данный тезис:

З.Т., 60 лет, преподаватель вуза: «Я не воспользовалась бы машиной времени, чтобы написать и реализовать сценарий своего будущего. Я не хочу меняться, потому что мне нравятся сложившиеся у меня принципы, прежде всего оптимизм и надежда на позитивные изменения. Соблазн воспользоваться есть, но не воспользовалась бы, ведь у нас всегда есть альтернатива, выбор».

С.А., 49 лет, предприниматель: «Стараюсь ничего не испытывать, только спокойствие. Ко всему относиться нейтрально - и к хорошему, и к плохому. Что чувствую в ситуации стремительных изменений? Стараюсь только позитивные эмоции. Негативных не испытывать. Это я стараюсь, конечно, бывает всякое.

В связи с будущим никаких опасений нет. А смысл-то опасений какой? Придут опасения - будем думать. Это очень сильный момент в жизни. Ждать опасностей неправильно, можно и до обеда не дожить. Просто от ожидания».

В.П., 25 лет, фрилансер: «Чего опасаюсь? Затрудняюсь ответить... Надеюсь на мир во всем мире и на лучшее будущее».

Представители социальных общностей неодинаково воспринимают время, переживают его течение, ход, по-разному оценивают прошлое, настоящее и будущее. У одних ситуация дефицита времени вызывает тревогу, панику, у других - драйв, запал. Одни люди панически боятся отмечать сорокалетие, другие полагают, что «в сорок лет жизнь только начинается». Приведём в качестве примера высказывания наших информантов.

П.О., 28 лет, фрилансер: «Ситуация дефицита времени - это моя ситуация... Возникает элемент какого-то отчаяния, хочется и поддержки, и каких-то резервов, но их нет. Думаю, вот день заканчивается, а я что-то не успела сделать. Чувство отчаяния и беспомощности, может быть собственной бездарности, неполноценности, что я где-то не доделываю, не дотягиваю, не успеваю, что я не могу себя организовать, чтобы все успеть».

Е.И., 39 лет, преподаватель вуза: «В ситуации дефицита времени страх бывает, и бывает такое ощущение, когда бросают в первый раз в воду, учат плавать. Не то что бы интересно, не то чтобы страшно, но приходится мобилизоваться. Это подстёгивает, это некий адреналин».

Переживание человеком темпоральности своего существования всегда вызывает ряд эмоциональных и когнитивных состояний, от которых зависит выбор поведенческой стратегии. Память о прошлом может вызвать чувство вины, сожаления, ностальгию. Переживание настоящего может сопровождаться острым чувством скоротечности жизни или удовлетворённости и счастья от наступления определённого события. Приведём одно из высказываний наших собеседников.

Е.И., 39 лет, преподаватель вуза: «Бывает иногда страх, конечно. Я до сих пор болезненно вспоминаю ситуацию перед защитой диссертации. Это было очень тяжёлое время. Это ощущение полнейшей неопределённости. Этот критический момент совпал со смертью отца, когда я впервые осознал, что что-то не успеваю. Это был 2004-2005 год. Я остался без главной поддержки, потому что он сильно поддерживал меня в научной деятельности. Я тогда сильно боялся. После этого страх пошёл как-то на спад. Защита диссертации сильно помогает успокоить нервы (смеётся). А вот в преддверии таких рубежных событий страх возникает. Я не сказал бы, что такие же страхи у меня возникали в последнее время. Есть страх постоянный за детей. Куда они придут, что с ними будет. Вот о них, их будущем я больше думаю, чем о себе. Но это неизбежно.

Я не назвал бы себя оптимистом. Как, помню, говорили на занятиях английского: «Ай эм нот пессимист, ай эм реалист» (смеётся). Надеюсь, что дети будут счастливы, а я буду рядом с ними в этот момент».

Остановимся на поведенческих аспектах темпоральной стратегии. Социальные субъекты, формирующие и реализующие такой тип стратегии, одинаково эффективно действуют в условиях как дефицита времени, так и отсутствия такового. Они способны к регулированию скорости, ритма времени, которое находится в их распоряжении, а также к синхронизации его в соответствии с внешними условиями, иногда - к изменению внешних условий в соответствии с собственными темпоральными потребностями. Они могут

влиять на носителей иных темпоральных стратегий, адаптируя их к собственным, «заставляя» совмещать и согласовывать их. Темпоральная картина мира представителей данного типа гармонична, динамична, легко, относительно безболезненно претерпевает постоянные трансформации. В этой связи приведём отрывок из интервью.

З.Т., 22 года, преподаватель вуза: «Мне кажется, я умею выставлять на первый план важные задачи, которые нужно сделать сегодня, а второстепенные отодвигать на второй план. Вообще-то я не очень тщательно планирую, я просто ответственная и умею организовать себя так, чтобы сделать то, что особенно важно. У меня, конечно, есть ежедневник, но я не всегда в него успеваю заглядывать. Но я все равно все успеваю сделать. У меня есть чёткие цели на ближайшие 3 года, и я в общем-то знаю, чего хотела бы достичь в течение 10 лет. Дефицита ни времени, ни денег я не чувствую. Но меньше у меня сейчас денег (улыбается)».

Темпоральная активность носителей данной стратегии (активного темпорального оптимизма) направлена в будущее и/или в настоящее и сочетается с позитивным переживанием времени. Время в его нелинейной конфигурации наполнено для них новыми возможностями и конкурентными преимуществами, которыми они уверенно могут воспользоваться. Динамизм, плотность, многоструктурность темпоральной реальности воспринимается ими как позитивное явление, соответствующее вызовам современности. Адаптируя своё поведение под эти новые темпоральные условия, «активные оптимисты» чувствуют себя современными людьми, шагающими «в ногу с веком» или даже стремящимися обогнать его.

П.А., 32 года, предприниматель: «Я заметил, что время стало плотнее. Планирую сейчас все очень чётко, и, действительно, одно дело сменяет другое очень быстро и плотно. Приходится где-то быстрее что-то делать, приходится успевать. Да, сжатие какое-то происходит. ...В ситуации чрезвычайной загруженности, интенсивной жизни я чувствую эйфорию».

Надежды на лучшее будущее при минимальных проявлениях негативных эмоций (страха, неуверенности, растерянности) характеризуют социально-психологическое самочувствие данной типологической группы. Активный темпоральный оптимизм в большей степени присущ людям, стремящимся к продлению своей физической и интеллектуальной жизни и молодости.

С.Н., 28 лет, предприниматель: «Что я предпринимаю для душевной и физической молодости? У меня муж молодой (смеётся). Думаю, что это мне помогает. Друзья у меня молодые, хотя хорошо общаюсь с людьми любого возраста».

К.Л., 28 лет, менеджер: «Жить надо весело. Грустить - это не вариант. Начинаешь грустить - сразу тебе и 30, и 40, и 60 лет и помирать можно. У меня дед у жены до последних лет, месяцев, дней был мегапози-тивный человек. Он делал все, для всех, всегда. Масса у меня знакомых людей есть, которые в любом возрасте могут для других сделать все. И есть знакомые, которые в 20 лет загубили свою жизнь, непонятно зачем. Просто они так захотели. А так... живём, радуемся, пока живы».

Глубинные интервью с представителями бизнес- и научно-педагогического сообщества позволили выявить факторы, влияющие на формирование их темпоральных стратегий поведения.

Заметим, что социальное время и его динамика отражаются, прежде всего, во взаимодействиях людей. Только в социальных интеракциях проявляются темпы, скорость, темпоральные режимы, векторы, траектории изменения времени. Взаимодействия людей в рамках социальных общностей становятся основой для выработки особого типа темпоральной стратегии поведения. Образ жизни, содержание и особенности повседневной жизнедеятельности, сходство интересов и ценностных ориентаций, характерных для

конкретной социальной общности, во многом определяют восприятие времени и понимание его роли в жизни её представителей.

Е.Н., менеджер, 34 года: «Моя профессия напрямую связана с выстраиванием времени. Моя работа - это управление проектами, я администрирую проекты, т.е. составляю график, и все люди поминутно-посекундно должны делать то, что я запланировала. Видимо, это профессиональная деформация, и она накладывается на семью, на пап, на мам и других людей. Я, конечно, управляю временем всех, хотя они часто не очень этому рады. Может быть, это психотип личности, а может быть и профессиональная деформация. Я стараюсь всегда всех построить, подравнять и объяснить, кто, что и когда должен делать».

Г.Е., 36 лет, преподаватель вуза: «Я помню, у нас была напряжённая пора, приёмка. А потом мне нужно было написать статью. Я не могла себя заставить и ничего не могла написать. Сижу и думаю: вот сижу и теряю время. Мучалась, пока не поговорила с одной коллегой. Она мне сказала: у тебя было большое напряжение, ты на спаде, подожди неделю, и статья напишется так легко, как ты не представляешь. Так и произошло. Вот это я для себя узнала. Я не все знаю, я готова поучиться, всегда».

Представленные фрагменты интервью показывают, как профессия и образ жизни, обусловленные принадлежностью к профессиональной общности, влияют на понимание и восприятие времени.

З.Т., 60 лет, преподаватель вуза: «Роль фактора времени я осознала, когда пришла работать в вуз. В общем-то и раньше, когда работала в ССУЗе (тогда уже начали организовывать курсы повышения квалификации для практиков, и я в них участвовала), я это почувствовала, но особенно - когда пришла в вуз работать. В вузе другие критерии оценки труда и приходится очень много работать, заниматься наукой. Чем больше появлялось дел, тем больше приходилось планировать, чтобы все успеть. Ежедневник - это моя настольная книга. Конечно, я не все успеваю вовремя, но мне всё-таки удаётся благодаря тщательному планированию запрыгнуть в последний вагон».

Е.И., 39 лет, преподаватель вуза: «В моей жизни сочетается хаос и последовательность. Определённый момент хаотичности присутствует, но я не назвал бы это беспорядочностью. Слово «хаотичность» мне нравится, а «беспорядочность» нет. Хаос предшествует порядку, но это не полный беспорядок. Восприятие моего режима всё-таки как последовательности. Но определённую хаотичность я вижу. Мой день состоит из того, что я загоняю хаос в рамки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря такому режиму я могу зарабатывать больше денег, чем мои коллеги. Я чувствую положительный эффект от такого режима. Поэтому я доволен таким режимом. Конечно, в какой-то момент наступает усталость. Но вовремя наступает Новый год или отпуск».

Наше исследование показало, что для большинства наших собеседников значимым фактором оказался личный опыт. В ряде случаев темпоральный опыт родителей не имел никакого значения для формирования взглядов, поведенческих траекторий наших информантов.

З.Т., 22 года, преподаватель вуза: «Моё понимание времени сложилось само собой. Никто меня специально не учил. В институте я никогда не испытывала дефицит времени. У меня мама не умеет планировать своё время. Я ей давала советы. Правда, она никак не прислушивалась к моим советам. Она слушает только тех, кто для неё авторитет. Мне кажется, что она забыла то, что я ей говорила... У меня в семье есть брат, его воспитывают также, но у него такая же проблема с временем, что и у мамы. Они сидят ночью, потому что днём ничем не занимались».

Г.А., 36 лет, преподаватель вуза: «Что-то я читала, на что-то меня наталкивали другие авторы, другие работы, исследования, выводы. Плюс личные наблюдения, когда ты наблюдаешь за своей жизнью, когда ты по-

гружен в неё, внутренний эксперимент, собственный опыт. Пример родных, родителей? Нет. Мой личный опыт».

П.А., 32 лет, предприниматель: «У меня было желание работать с временем как ресурсом. Родители не были для меня примером. Это осознание важности времени возникло само».

Определённое значение, как оказалось, имеет фактор места жительства в детстве.

С.Н., 26 лет, предприниматель: «Начну с детства. Я все детство прожила в одном изолированном районе, и мне всегда было тяжело менять пространство, место жительства, род занятий, работу. Я консерватор, я долго решаюсь. Я изменилась, когда пожила в Израиле, который можно за небольшое время облететь или слетать за границу. Интернет помог изменить взгляды на пространство и время, там все можно сделать очень быстро. Мне тяжело даются любые переключения, но я борюсь с этим, и мне сейчас даже нравится что-то менять. Надо решиться на это, сделать шаг».

В своём исследовании с позиций социологии мы попытались посмотреть, как влияет время на поведение и жизнедеятельность людей. Используя понятие темпоральных стратегий поведения, мы «диагностировали» отношение представителей различных социальных общностей - бизнес-сообщества и научно-педагогического сообщества к капиталу времени, имеющемуся в их распоряжении.

Социальное время современных горожан представляет собой чрезвычайно сложное и динамичное явление. Известная латинская пословица: «Mu-tantur témpora et nos mutamur in illis» («Времена меняются, и мы меняемся с ними») приобретает в современном контексте новые смыслы. Время «меняется» не только от эпохи к эпохе, не только от поколения к поколению, но изо дня в день и даже в течение дня, требуя превращения изменчивости в сущность человека.

Данные, полученные в нашем исследовании, подтверждают гипотезу о сформированности новых темпоральных стратегий поведения в отдельных слоях бизнес- и научно-педагогического сообщества, которых на этом основании можно назвать представителями авангардной общности. Их темпоральные стратегии поведения конструктивны и в большинстве случаев позитивно окрашены. Риски, связанные с изменениями, воспринимаются как естественные. В их сознании, поведении, мироощущении время, воспринимаемое как позитивная сила, выступает явной или латентной составляющей, организующей вокруг себя многие аспекты жизнедеятельности, образа жизни, взаимодействия с окружением.

Исследование показало правомерность употребления термина «темпоральные стратегии поведения» во множественном числе в анализе данной социальной общности, поскольку в рамках одного типа стратегии формируются индивидуальные стили и варианты темпорального поведения. Необходимость их изучения и задаёт нашему дальнейшему исследованию новый вектор. Сложность городского сообщества как раз и состоит в многообразии реакций представителей различных общностей на это требование.

Литература

1. Алюшин, А.Л. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени [Текст] / А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева. - М. : ЛКИ, 2012. - 240 с.

2. Артёмов, В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования [Текст] / В.А. Артёмов. - Новосибирск : Наука, 1987. - 124 с.

3. Статистика бюджетов времени трудящихся [Текст] / В.А. Артёмов [и др.]. -М. : Статистика, 1967. - 220 с.

4. Бауман, З. Текучая современность [Текст] / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008. -240 с.

5. Бюджет времени городского населения [Текст] / под ред. Б.Т. Колпакова, В.Д. Патрушева. - М. : Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, Сиб. отделение АН СССР, ЦСУ при Совете Министров РСФСР, 1971. - 245 с.

6. Бюджет времени и перемены в жизнедеятельности городских жителей в 1965-1998 годах [Текст] / отв. ред. Т.М. Караханова. - М. : ИС РАН, 2001.

7. Внерабочее время трудящихся [Текст] : сб. докл. / под общ. ред. Г.А. Пру-денского. - Новосибирск : Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1961.

8. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Академический проект, 2003. - 528 с.

9. Докторов, Б.З. Современная российская социология: история в биографиях и биографии в истории [Текст] / Б.З. Докторов. - СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 560 с.

10. Кравченко, С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии [Текст] / С.А. Кравченко // Социологические исследования. - 2012. -№ 9. - С. 19-29.

11. Неценко, А.В. Формирование и использование свободного времени при социализме [Текст] : автореф. дис. ... канд. фил. наук / А.В. Неценко. -Ленинград, 1977.

12. Патрушев, В.Д. Бюджет времени городского населения социалистических и капиталистических стран [Текст] / В.Д. Патрушев // Философия науки. -1968. - № 5.

13. Патрушев, В.Д. Изучение бюджетов времени в России XX в. [Текст] / В.Д. Патрушев, В.А. Артёмов, О.В. Новохацкая // Социологические исследования. -2001. - № 6. - С. 112-120.

14. Пруденский, Г.А. Время и труд [Текст] / Г.А. Пруденский. - М. : Мысль, 1964. - 351 с.

15. Патрушев, В.Д. Жизнь горожанина (1965-1998) [Текст] / В.Д. Патрушев. -М. : Academia, 2001. - 184 с.

16. Правдюк, С.А. Социокультурные особенности виртуального времени [Текст] : автореф. дис. . канд. социол. наук / С.А. Правдюк. - Ростов-на-Дону, 2001. - 27 с.

17. Социология в России [Текст] / под ред. В.А. Ядова. - М. : ИС РАН, 1998. -696 с.

18. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества [Текст] / П. Штомпка. - М. : Логос, 2005. - 664 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.