Научная статья на тему 'Темпоральное измерение регионального политического процесса: опыт нового методологического фокуса на примере АСЕАН'

Темпоральное измерение регионального политического процесса: опыт нового методологического фокуса на примере АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / ЕС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИО НАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ / ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ASEAN / EUROPEAN UNION / POLITICAL INSTITUTION / INSTITUTIONALIZATION OF POLITICAL TIME / TIMESCAPE OF REGIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шебло Олеся Дмитриевна

Статья посвящена анализу темпоральных особенностей региональ ной организации на примере Ассоциации государств Юго-Восточной Азии ( АСЕАН ). В работе выделяются основные теоретические направления в исследованиях политического процесса в Юго-Восточной Азии. После обосно вания феномена политического времени приводятся примеры исследований, посвященных темпоральной логике Европейского Союза, и указывается на необходимость изучения темпорального ландшафта АСЕАН. Обращаясь не только к официально опубликованным материалам, но к и широкому спектру неофициальных источников ( таких как: печатные издания государств-членов АСЕАН соответствующего периода, информационные бюллетени, пресс материалы конференций, и проч. ), автор выделяет следующие особенности временных правил Ассоциации: феномен обратимой темпоральности, от крытый временнóй горизонт, отсутствие эндогенного планирования дея тельности Ассоциации во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporal Dimension of the Regional Political Process: the Experience of a New Methodological Focus on the Example of ASEAN

The article is devoted to the analysis of the temporal features of the regional organization on the example of ASEAN. The author highlights the main theoretical trends in studies of the political process in Southeast Asia. After the explanation of the phenomenon of political time and the examples of studies on the temporal logic of the European Union, points the necessity of studying the temporal landscape of ASEAN. Using the method of historical screening not only of official publications but of a wide range of press conference materials, newspapers, news bulletins, brief ings, etc. of ASEAN member-countries of different periods, author formulates the following temporal characteristics of ASEAN cooperation: reversible temporality, open time horizon, lack of endogenous timing.

Текст научной работы на тему «Темпоральное измерение регионального политического процесса: опыт нового методологического фокуса на примере АСЕАН»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 2

Олеся Дмитриевна Шебло,

кандидат политических наук, докторант Университета Гакусюин (Япония), e-mail: [email protected]

ТЕМПОРАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ НОВОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ФОКУСА НА ПРИМЕРЕ АСЕАН

Статья посвящена анализу темпоральных особенностей региональной организации на примере Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В работе выделяются основные теоретические направления в исследованиях политического процесса в Юго-Восточной Азии. После обоснования феномена политического времени приводятся примеры исследований, посвященных темпоральной логике Европейского Союза, и указывается на необходимость изучения темпорального ландшафта АСЕАН. Обращаясь не только к официально опубликованным материалам, но к и широкому спектру неофициальных источников (таких как: печатные издания государств-членов АСЕАН соответствующего периода, информационные бюллетени, пресс-материалы конференций, и проч.), автор выделяет следующие особенности временных правил Ассоциации: феномен обратимой темпоральности, открытый временной горизонт, отсутствие эндогенного планирования деятельности Ассоциации во времени.

Ключевые слова: АСЕАН, ЕС, политический институт, институцио-нализация политического времени, темпоральный ландшафт региональной организации.

Olesya Dmitrievna Sheblo,

Kandidat of Political Science, Doctorate Student, Gakushuin University (Japan), e-mail: [email protected]

TEMPORAL DIMENSION OF THE REGIONAL POLITICAL PROCESS: THE EXPERIENCE OF A NEW METHODOLOGICAL FOCUS ON THE EXAMPLE OF ASEAN

The article is devoted to the analysis of the temporal features of the regional organization on the example of ASEAN. The author highlights the main theoretical trends in studies of the political process in Southeast Asia. After the explanation of the phenomenon of political time and the examples of studies on the temporal logic of the European Union, points the necessity of studying the temporal landscape of

ASEAN. Using the method of historical screening not only of official publications but of a wide range of press conference materials, newspapers, news bulletins, briefings, etc. of ASEAN member-countries of different periods, author formulates the following temporal characteristics of ASEAN cooperation: reversible temporality, open time horizon, lack of endogenous timing.

Key words: ASEAN, European Union, political institution, institutionalization ofpolitical time, timescape of regional organization.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), официально основанная в 1967 г. подписанием Бангкокской декларации, является, вероятно, самым пестрым и гетерогенным политическим сообществом на современной карте мира. За исключением Таиланда, все государства — члены Ассоциации имели в своей истории колониальный период и получили независимость после окончания Второй мировой войны. На сегодняшний день совокупное население 10 государств АСЕАН составляет более 600 млн человек (для сравнения: НАФТА — 462 млн (2010), ЕС — 506 млн (2012)). С присоединением последнего государства-члена (Камбоджи в 1999 г.) среднегодовой рост совокупного ВВП с 2000 г. устойчиво находится на отметке выше 6 %1. Будучи, таким образом, самой крупной и успешной зоной свободной торговли в абсолютных показателях численности населения и роста экономического развития, Ассоциация последовательно является объектом изучения экономистов. С самого своего основания предлагая принципы неприсоединения и альтернативной или превентивной дипломатии, Ассоциация внесла большой вклад в решение территориальных конфликтов в островной части Юго-Восточной Азии (ЮВА), а также в стабилизацию и послевоенное развитие в государствах Индокитая. По этой причине сам феномен сотрудничества в ЮВА получил в политологии оценку «мягкого регионализма» или «Пути АСЕАН»2. Вместе с тем почти не освещена темпоральная логика функционирования Ассоциации как международной организации. В данной работе обосновывается необходимость нового теоретического фокуса, а также выделяются и анализируются темпоральные характеристики политического сотрудничества государств ЮВА.

1 ASEAN countries returning to pre-crisis growth/Development Centre // Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/ dev/aseancountriesreturningtopre-crisisgrowth.htm

2 Jayasuriya K. Understanding "Asian Values" as a Form of Reactionary Modernization // Contemporary Politics. 1998. No. 1. P. 77-91; Barr M. Lee Kuan Yew and the "Asian Value" Debate // Asian Studies Review. 2000. September. P. 310-315; Haacke J. ASEAN's Diplomatic and Security Culture. Origins, Development and Prospects. Abingdon: Routledge, 2005.

Основные теоретические направления в исследованиях

политического процесса в Юго-Восточной Азии

В последние 15 лет доминируют исследования, посвященные анализу стратегических и культурных особенностей восточно-азиатского сотрудничества. Понятие Азии некоторым политологам представляется искусственно созданным культурно-политическим концептом3. Они задаются вопросом: подобно тому как оформление понятия Евразии в качестве геополитического региона можно считать результатом советской политики экспансии при Сталине, не появился ли и регион Азия в составе ее северо-восточной и юго-восточной частей в XIX в. как результат агрессии и эксплуатации Запада? Ведь до 1950-х гг. важными акторами в сегодняшней Азии были европейские государства — Великобритания и Франция, а также США. Для довоенной Японии Азия была очень широким понятием — южных морей, а оформление довоенного японского азианизма было связано с работами т.н. Киотской философской школы, в частности С. Оокавы и К. Мики. Запад определял Азию также очень емко с культурно-исторической точки зрения как свои колонии, Америка же после окончания войны на Тихом океане смотрела на нее прежде всего геополитически — как на важную для своих интересов военно-стратегическую зону. Для Китая, в свою очередь, в середине XX в. понятие Азии было частью более широкого дискурса коммунизации третьего мира и включало также Африку4. Отсутствие на сегодняшний день полноценного участия в региональной кооперации, к примеру, Тайваня и Монголии, по их мнению, говорит о произвольном отношении к физической географии и доказывает, что понятие Азии было политически сконструировано.

Складыванию ЮВА как региона и появлению первых региональных организаций способствовали два фактора: во-первых, окончание колонизации и обретение независимости с последовавшей затем необходимостью индустриального развития и модернизации; а во-вторых, американо-китайское сближение, свидетельствовавшее о завершении в регионе холодной войны. Для решения задач экономического развития и получения гарантии независимости в выборе внешнеполитического курса государства ЮВА пошли путем т.н. девелопменталистского регионализма, добиваясь экономических успехов благодаря последовательному национализму, прикрытому часто реакционной теорией «азиатских ценностей»5. При этом

3 föffiM. // Gaiko Forum. 2008. No. 12. P. 38-40.

4 jllftS., ШШ. // Gaiko Forum. 2008. No. 12. P. 22-29.

5 Lawson S. Cultural Relativism and Democracy: Political Myths about "Asia" and the "West" // Pathways to Asia: The Politic of Engagement / Ed. R. Robison. Sydney:

обычно подчеркивались принципы суверенного равенства и «тихой дипломатии»6.

Как правило, главная цель для этого направления исследований — определение принципов и стратегий АСЕАН, а также анализ их развития. Для этого прибегают к официальным источникам (таким, как декларации, коммюнике и пр.) и к высказываниям лидеров и министров стран-участниц. Однако принципиальные приоритеты Ассоциации — экономическое развитие, региональная стабильность и безопасность — остаются неизменными. И даже добавляя новые аспекты в анализе (например, вопрос взаимного признания политических сообществ и идентичностей7), невозможным остается определение функциональных особенностей АСЕАН, т.е. того, что отличает ее от прочих региональных организаций.

Эту лакуну отчасти восполняли преобладавшие до 1990-х гг. исследования, посвященные структурному развитию Ассоциации. В них анализировалось развитие АСЕАН по ключевым этапам, в качестве которых рассматривались заседания, приведшие к появлению новых комитетов или же иных структурных подразделений. Главным недостатком этих работ следует указать их описательность. Показательным является совместное исследование Р.Д. Палмера (американского посла в Мавритании, Малайзии и Того, а также профессора Военной академии США в Вест-Пойнте) и Т.Дж. Рэкфорда, профессора международной бизнес-дипломатии в Университете Джордж-Таун8. Из 48 источников, использованных в работе, 22 взяты из "Far Eastern Economic Review" — англоязычного еженедельника, издававшегося в Гонконге, а прочие в большинстве представлены главами книги "Understanding ASEAN" либо иными изданиями серии "Area Handbook".

С другой стороны, были и более основательные исследования, рассматривавшие институционализацию политического сотрудничества в АСЕАН на начальных этапах и предложившие первые периодизации. Например, С. Ямакагэ, проанализировав частоту и материалы встреч в период 1966-1977 гг., рассмотрел, каким образом

Allen & Unwin, 1996. P. 154-181; JayasuriyaK. Op. cit.; Idem. Embedded Mercantilism and Open Regionalism: the Crisis of a Regional Political Project // Third World Quarterly. 2003. No. 2. P. 339-355; Kim D.J. Indonesia Is the Failure of "Asian Values". URL: http:// www.cwd.go.kr/cgi-bin/php/englib; Shiozaki Ya. Revisiting the "Asian Values" Debate: Bridging Cultural and Economic Divides in Asian Societies. URL: http://www.y-shiozaki. or.jp/speech/index

6 Haacke J Op cit

2004; Gilson J. The New Interregiona-lism? The EU and East Asia // European Integration. 2005. September. P. 307-326.

8 Palmer R.D., Reckford Th.J. Building ASEAN. 20 Years of Southeast Asian Cooperation. Praeger: The Washington Papers, 1987.

политическое сотрудничество (позиция по Индокитаю, внешняя политика и вопросы безопасности) перешло постепенно в обсуждение на уровень неофициальных и чрезвычайных встреч министров иностранных дел, а на уровне регулярных встреч остались и стали центральными вопросы экономической кооперации.

Таблица 1

Политическое сотрудничество: процентное распределение

Среднее значение (%) Стандартная девиация

Регулярные встречи (п = 10) 31.4 19.7

Специальные встречи (п = 4) 81.4 14.6

Неофициальные встречи (п = 4) 95.6 9.3

Чрезвычайные и неофициальные встречи 90.1 13.6

Источник: \UWM- Л8ЕЛ№:Ш5Ш£тЛЮ®ШЬ // ЗШ. Её. ШвС'ФЩ. [Tounanaziasekai — Tiikizou-no кепэуои / Её. Т. №а:апаЬе]. 1980. Р. 176.

Таблица 2

Политическое сотрудничество на уровне министров иностранных дел

Год, Встреча министров иностранных дел (регулярная, специальная, неофициальная) Вопросы, посвященные политическому сотрудничеству

месяц Количество вопросов Процентное отношение

1967.08 1 3 66.7

1968.12 3 9 22.2

1975.05 8 8 75

Источник: Ш^Ж ASEANtiilf P. 175.

Тем не менее основным недостатком этого подхода остается то, что каждый раз то или иное заседание рассматривалось отдельно от своего политического и социально-экономического контекста, вне процесса комплексного взаимодействия своих участников, что очень напоминает классическую методологию черного ящика, и потому исследования часто превращались в набор моментальных снимков (snapshots), пусть даже иногда удачно подобранных под определенную тему. Вместе с тем для самого понимания процессу-альности политического сотрудничества недостаточно рассмотрения одной лишь его содержательной стороны и необходимо введение и временной оси. Именно этот темпоральный аспект функционирования АСЕАН был совершенно упущен, несмотря на то что анализ

развития организации во времени, ее обращения с ним на уровне тех или иных структур может обнаружить логику и высветить истинные приоритеты сотрудничества.

Политическое время и его институционализация

Вопрос определения времени давно является важной проблемой для социального знания. Если для архаических обществ было характерно циклическое определение времени, т.е. времени как вечного возвращения, управляемого природными ритмами, то распространение авраамических религий принесло с собой линейное понимание времени с неповторяемым началом и неотвратимым концом. Важной вехой в этом новом линейном определении времени стало изобретение в Европе механических часов — именно они с XIV в. становятся важным элементом городской жизни9. Начиная с веберовского исследования бенедиктианских и цистерианских монастырей можно проследить, каким образом подчинение распорядка дня сначала звону колокола, а после — башенных часов интерна-лизировало трудовую дисциплину европейского общества. Пустое, нейтральное, механическое время стало присутствовать везде, именно оно как деконстекстуализированное и аситуационное стало единицей обмена труда в Новое время10. Изобретение электричества и электрического освещения в XIX в. стерло грань между временами суток, создав «24/7, безостановочное общество», как называет его британский социолог Б. Адам11. Вся история современности, по мнению П. Вирилио, становится серией инновационных введений, направленных на сжимание времени. Его три «Т» — это развитие транспорта (XIX в.), трансмиссий (XX в.) и трансплантаций (XXI в.), под чем он подразумевал развитие беспроводных технологий. Однако коммуникация со скоростью света влечет за собой абсолютную свободу от пространства, а значит, от ответственности.

Одними из первых работ, связавших изменение темпоральности и вопрос ответственности выбора, являются работы, посвященные исследованию рисков. Американский экономист Ф. Найт в 1921 г. выделил три типа вероятности: априорную, статистическую и оценочную вероятность, основанную на «оценке оценки»12. Для социальной науки сами попытки калькуляции рисков Н. Луман,

9 Landes D.S. Revolution in Time. Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1983.

10 Thompson E.P. Time, Work-Discipline and Industrial Capitalism // Past and Present. 1967. No. 36. P. 57-97.

11 Adam B. Time. Cambridge: Polity Press, 2004. P. 96.

12 KnightF.H. The Meaning of Risk and Uncertainty Risk // Knight F.H. Uncertainty and Profit. Boston: Houghton Miffin. Co, 1921.

к примеру, относит к попыткам реконструкции феномена множественной контингенции, которая разным наблюдателям открывает разные перспективы13. Речь здесь идет о целостном анализе системы в единстве ее содержательного и темпорального элементов. Луман говорит об эффекте аккумуляции эффектов решения, основанном на известном математическом эксперименте урна Поля.

Этот эффект является принципиальным для исследования и анализа развития институтов, поскольку, «будучи однажды принятыми, институты автоматически оказываются "заморожены" или "закрыты", затрудняя тем самым возможность дальнейшего институционального изменения»14. В социальных науках это получило название «зависимость от выбранного пути» (path-dependence), а в политологии политический процесс стал определяться как процесс, зависимый от выбранного пути (path-dependent process).

Для исследования политического времени принципиальным является различение между понятиями института и организации. Так же как и институт, политическая организация обеспечивает структуру человеческого взаимодействия, поэтому ее нередко называют формальным институтом с писаными правилами и процедурами, требующими определенного поведения, но всегда остается «совершенно неформальная система правил и норм, которые задают ожидания соответствующего поведения, основанные на определенной коллективной идентичности»15. Мы будем исходить из классического определения Д. Норта институтов как «правил игры в обществе или, более формально, определенных людьми ограничений, которые влияют на их взаимодействие»16.

Процесс институционального изменения оказывается сложным, поскольку связан прежде всего с изменением этих «неформальных ограничений», за которыми следует уже изменение артикулируемых правил. Конструктивистский институционализм идет дальше и подчеркивает необходимость анализа прежде всего «логики, задающей путь» (path-shaping logics), а уже после того — «логики выбранного пути»17. По этой причине нам важно различать хронологическое и

13 Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1999. Вып. 5. С. 146.

14 Pierson P. From Area Studies to Conceptualized Comparison. Epiloque // Capitalism and Democracy in Central and Eastern Europe / Eds. G. Ekiert, S.E. Hanson. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 153.

15 Borzel T.A., Risse Th. From Europeanisation to Diffusion: Introduction // West European Politics. 2012. No. 1. P. 4.

16 North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 3.

17 Hay C. Constructivist Institutionalism // The Oxford Handbook of Political Institutions. URL: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/ 9780199548460.001.0001/oxfordhb-9780199548460-e-4

темпоральное измерения политики. Под хронологией мы понимаем «стандартизированную схему движения во времени, чья главная цель — установить фиксированные дистанции (комплексы дат) от прошлого к будущему»18. В то же время темпоральное измерение политического процесса — это набор правил обращения со временем, временных правил (time rules), и «как только мы признаем, что темпоральные правила — это ключевое измерение для институцио-нализации политического порядка, вопрос о том, каким образом эти правила влияют на политические решения и выбор политических инструментов, выходит на первый план»19.

Темпоральность является важной характеристикой политической системы. По мнению немецкой исследовательницы Г. Ришер, политическое время выполняет для политической системы две функции: 1) конститутивную функцию; 2) регулятивную функцию. Первая включает в себя мобилизацию акторов, гарантирующую, что определенные задачи будут выполнены в определенный период времени; синхронизацию активности различных акторов, с тем чтобы быть уверенным, что «время хорошо проводится»; стабилизацию, что означает дать время вещам «созреть», институционализировать защищенное время как продолжительность; рационализацию, что равно «поддерживать ситуацию принятия решения открытой и использовать настоящее не как момент, а как контингенцию, разрешая моменту во времени проходить и принимать решение не под временным давлением». Вторая функция — регулятивная — служит для поддержания разделения и ограничения властей, помогает поддерживать принцип большинства и парламентски защищать права меньшинства, а также гарантирует процедурную легитимацию, придерживаясь при этом оговоренных временных правил20.

В исследованиях, посвященных Европейскому союзу, последнее десятилетие начали уделять внимание проблеме времени в региональной организации. Например, шведский политолог М. Экенгрен рассматривает темпоральную логику европейского управления (под ним он понимает административное функционирование Европейского союза и противопоставляет европейское управление национальному). Соединив метод темпоральной антропологии Р. Козеллека и реконструкцию репрезентативных исторических дискурсов, он делает попытку представить структурные изменения европейского

18 Luhmann N. The Future Cannot Begin. Temporal Structures in Modem Society // Social Research. 1976. Vol. 43. P. 136.

19 Goetz K.H. The EU Timescape: an Emergent Temporal Order // Institutional Dynamics and the Transformation of Executive Politics in Europe / Ed. M. Egeberg. Mannheim: University of Mannheim, 2007. P. 269.

20 Ibid. P. 267-268.

административного процесса в форме лингвистических сдвигов значений, новых концептов, метафор и семантических конструкций21. Политическое время для Европейского союза, по его мнению, характеризуется отчетливой линейной логикой. Со своей системой строгого датирования европейское управление «укорачивает будущее, превращает его в набор постоянно повторяющихся, но в то же время необратимых ситуаций принятия решения, в которых пропущенная инициатива становится потерянной инициативой. <...> Логика сильного настоящего с его необратимостью на практике — основная черта, определяющая действие, но одновременно она используется как медиум действия в многосторонней игре [принятия решения] через особые техники планирования и участия»22. Для тех, кто не участвует в принятии решения в предписанный момент, становится практически невозможно изменить нормы и решения после. Однако эта повсеместная «онлайнизация» плановых управленческих процедур забирает время у активности планирования и в результате приводит к феномену «сжатого национального настоящего».

К. Гётц, профессор политологии из Потсдамского университета, говорит о том, что в сравнении с национальными контекстами европейский «темпоральный субтекст» отличается отсутствием ретроспекции в том смысле, что, будучи молодой, развивающейся политической системой, ЕС имеет мало прошлого, его правотворчество ориентировано в будущее, а Европейский совет как следствие усваивает себе функцию законотворчества в перспекции23.

Однако, несмотря на то что темпоральность — это важная характеристика любой политической системы, включая международные организации, она остается почти полностью забытой областью в исследованиях региональных процессов в Юго-Восточной Азии, и в частности исследованиях АСЕАН. Только в экономике некоторые работы пытались объяснить, каким образом линейность и цикличность чередовались в экономической истории Азии. Например, П. Кокланис для анализа циклов экономической глобализации в Азии использовал концепт Ф. Броделя «длительной временной протяженности»24.

Для нашего анализа темпоральных особенностей функционирования АСЕАН мы будем обращаться к понятию временного

21 Ekengren M. The Time of European Governance. Manchester: Manchester University Press, 2002. P. 27, 30.

22 Ibid. P. 158-159.

23 GoetzK.H. Op. cit. P. 284-285.

24 Coclanis P., Doshi T.K. Globalization in Southeast Asia // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2000. July. P. 49-64; Coclanis P.A. Time's Arrow, Time's Cycle. Globalization in Southeast Asia over la Longue Duree. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2006.

ландшафта (timescape), предложенного Б. Адам. Под ним она понимает «кластер темпоральных черт»25, подчеркивая при этом, что коннотация к ландшафту очень важна, поскольку указывает на неразрывную связь времени и места и в то же время на зависимость места от времени. Также интерес представляет теория постепенного институционального изменения Дж. Махони и К. Телен. Мы будем исходить из их утверждения о том, что «основные свойства институтов уже содержат в себе возможности для изменения. Что инициирует изменения, так это баланс сил в приложении институтов»26. В формировании временных правил АСЕАН этот баланс сил нередко был решающим по причине отсутствия для государств-членов «симметричной региональной гетерогенности»27 — главного конструктивного фактора в процессе европейской интеграции.

Темпоральные особенности АСЕАН

А) Рассмотрим для примера ситуацию с учреждением постоянного Секретариата АСЕАН в Джакарте. В сингапурском издании "The Straits Times" от 13 апреля 1972 г. (день начала внеплановой встречи министров иностранных дел) мы читаем, что на повестке дня разработка 169 рекомендаций, тогда как еще «101 вопрос будет обсужден за закрытыми дверями»28. Среди вопросов повестки дня был, очевидно, поднят вопрос учреждения постоянного Секретариата. Из интервью представителя Филиппин Ж. Инглиса ясно, что Филиппины намерены повторить свое предложение 1968 г. о центральном Секретариате и необходимости принятия Хартии АСЕАН. Однако на тот момент Малайзия, Индонезия и Таиланд выразили сомнения в оправданности этого предложения. В частности, они подняли вопрос финансирования и того, будет ли достаточно работы для этого постоянного учреждения. Если же обратиться к официальным опубликованным источникам, прежде всего «Заявлениям министров иностранных дел АСЕАН на министерских встречах 1967-1987»29, то никакого упоминания об обсуждении вопроса постоянного Секретариата там нет. Лишь в заключении пресс-заявления от следующей встречи 13-14 июля 1972 г. можно найти слова о том, что «было

25 Adam B. Op. cit. P. 184.

26 Explaining Institutional Change: Ambiguity, Agency, and Power / Eds. J. Mahoney, K. Thelen. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 14.

27 Haаs E. The Uniting of Europe and the Uniting of Latin America // Journal of Common Market Studies. 1967. No. 2. P. 319-320; Idem. The Uniting of Europe. Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. 3rd edn. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2004.

28 The Straits Times. 1972. April 13.

29 Statements by the ASEAN Foreign Ministers at ASEAN Ministerial Meetings 1967-1987. Jakarta: ASEAN Secretariat, 1987. P. 113-142.

решено создать технический комитет для изучения и представления министрам иностранных дел на 6-й министерской встрече АСЕАН в Бангкоке30 вопросов, которые министры могут счесть достойными для обсуждения главами государств»31.

Только из вышеуказанного интервью можно узнать, что в 1968 г. правительство Филиппин не только предложило идею основать центральный Секретариат в Маниле, но даже купило для этой цели соответствующий земельный участок. В 1974 г. на плановой встрече в Джакарте было достигнуто соглашение учредить постоянный секретариат в столице Индонезии, что нашло отражение в официальном коммюнике. Однако в филиппинских источниках от следующего,

1975 г. мы читаем в интервью К. Ромуло (министра иностранных дел), которое он дал в аэропорту перед вылетом в Куала-Лумпур, что он надеется на «скорейшее основание Секретариата в Джакарте, решение о чем было достигнуто годом раньше»32.

Обращаясь не только к официальным источникам, но также и к широкому ряду печатных изданий и информационных источников региона того периода, можно увидеть, что в процессе принятия политических решений в АСЕАН наблюдался феномен, который мы предлагаем назвать феноменом обратимой темпоральности: объявляя о каком-то решении, лидеры (до 1976 г. это были министры иностранных дел) оставляли себе своего рода временной резервуар до следующей официальной встречи, периодичность встреч была определена Бангкокской Декларацией один раз в год. Этот временной резервуар позволял им возвращаться назад, обсуждать решение заново и не торопиться с официальным объявлением конечных результатов. Даже после подписания и обнародования в феврале

1976 г. (дата, которая даже сейчас указывается как одна из важных вех в хронологии развития Ассоциации) документов об основании Секретариата, как физического объекта его еще не существовало до следующего 1977 г.

Подобным образом можно также проследить, как Куалалум-пурская Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии 1971 г. (Declaration on the Zone of Peace, Freedom and Neutrality — ZOPFAN) была переработана в Декларацию согласия

30 На самом деле 6-я министерская встреча прошла не в Бангкоке, как планировалось заранее, а в Паттайе — Прим. автора.

31 Joint Press Statement The ASEAN Foreign Ministers Meeting to Discuss International Developments Affecting the Region, Manila, 13-14 July 1972. URL: http://www. asean.org/communities/asean-political-security-community/item/joint-press-statement-the-asean-foreign-ministers-meeting-to-discuss-international-developments-affecting-the-region-manila-13-14-july-1972

32 Bulletin Today. 1975. May 11. P. 1.

АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, подписанных 24 февраля 1976 г.

Б) С первых дней даже самые активные участники Ассоциации оценивали ее активность как очень слабую. Перед началом 5-й официальной встречи министров иностранных дел Т. Исмаил, представитель Малайзии, сказал, что «если ему позволят быть откровенным, то он бы оценил прогресс в АСЕАН как очень медленный»33. Низкий уровень применения рекомендаций Ассоциации на практике заслуживал еще большей критики, что видно из приведенной ниже таблицы (табл. 3).

Таблица 3

Приложение рекомендаций АСЕАН на практике

Период Общее число рекомендаций Число рекомендаций, приложенных на практике Процент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

08.1967-08.1968 102 0 0

08.1968-12.1969 161 10 6.2

12.1969-03.1971 207 22 10.6

03.1971-04.1972 215 48 22.3

Источник: Statements by the ASEAN Foreign Ministers... P. 2334.

Сам принцип рекомендаций с необязывающими условиями исполнения, сохраняющийся в Ассоциации до сегодняшнего дня, на наш взгляд, говорит об открытом временном горизонте — следующей важной особенности темпорального ландшафта АСЕАН. Недавние сравнительные исследования региональной интеграции показывают, что Римский договор 1957 г. с его короткими формулировками и малым количеством деталей следовал логике неполного контракта, а «его активизм был во многом преднамеренным, с тем чтобы придать самому договору смысл и операциональность»35. То есть открытый временной горизонт был также характерен для первых этапов и европейского регионального сотрудничества. В отличие от них НАФТА с ее почти двумя тысячами страниц договора предполагала строгие сроки введения своих рекомендаций и прописывала санкции за их невыполнение.

33 The Straits Times. 1972. April 14. P. 1.

34 Составлена автором на материале, взятом из речи К.Ю. Ли на открытии 5-го заседания министров иностранных дел.

35 Mattli W. Comparative Regional Integration: Theoretical Developments // The Oxford Handbook of the European Union / Ed. E. Jones, A. Menon, S. Weatherill. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 787.

В) Также представляется интересным рассмотреть планирование встреч АСЕАН на высшем уровне. Например, в конце сингапурского саммита в апреле 1972 г. министры расстались, так и не определив не только дату, но даже место следующей внеплановой встречи (одним из предложений озвучивалась Манила). Это объяснялось предстоящим визитом Никсона в СССР, в ходе которого должна была обсуждаться ситуация во Вьетнаме36. После завершения Вьетнамской войны календарь встреч АСЕАН был часто определяем ситуацией вокруг Кампучии/Камбоджи, как это можно увидеть в недавней работе Анг Ченг Гуана, исследователя из Национального университета Сингапура37. Эту черту мы называем отсутствием эндогенного планирования, оно также наблюдалось в 1980-е гг., когда расписание встреч АСЕАН на различных уровнях (главным образом касающихся вопросов экономического сотрудничества) было тесно связано с конъюнктурой главного производственного партнера региона — Японии.

Заключение

Для любой политической системы темпоральные черты несут в себе также и определенную символическую ценность, поскольку они дают ориентацию о временной уместности действия. Европейский союз, к примеру, являясь супранациональной организацией, имеет собственные электоральные и бюджетные циклы. В сравнение с ним для АСЕАН сложно выделить какой-то единый доминантный политический цикл. Поэтому, казалось, временные ограничения должны быть менее значимы для процесса принятия решения в структурах Ассоциации. Однако оборотной стороной этого оказывается то, что с самых первых дней своего основания, усвоив принцип обратной темпоральности в сочетании с открытым временным горизонтом, АСЕАН очень часто не хватало политической субъектности в определении собственных темпоральных приоритетов. Главным образом этим объясняется медленный темп развития регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии до конца 1990-х гг. Более подробное изучение политического сотрудничества государств АСЕАН с обращением в первую очередь к историческим документам, воссоздающим процессуальность практики этого сотрудничества, по нашему мнению, поможет высветить темпоральную логику институтов АСЕАН и стать хорошим вкладом в теоретические исследования политического времени в международных организациях.

36 The Straits Times. 1972. April 13. P. 3.

37 Ang Cheng Guan. Singapore, ASEAN and the Cambodian Conflict 1978-1991. Singapore: NUS Press, 2013.

ЛИТЕРАТУРА

Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1999. Вып. 5. С. 135-160.

Adam B. Time. Cambridge: Polity Press, 2004.

Ang Cheng Guan. Singapore, ASEAN and the Cambodian Conflict 1978-1991. Singapore: NUS Press, 2013.

ASEAN countries returning to pre-crisis growth/Development Centre // Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/ dev/aseancountriesreturningtopre-crisisgrowth.htm

Barr M. Lee Kuan Yew and the "Asian Value" Debate // Asian Studies Review. 2000. September. P. 310-315.

Borzel T.A., Risse Th. From Europeanisation to Diffusion: Introduction // West European Politics. 2012. No. 1. P. 1-19.

Coclanis P.A. Time's Arrow, Time's Cycle. Globalization in Southeast Asia over la Longue Duree. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2006.

Coclanis P., Doshi T.K. Globalization in Southeast Asia // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2000. July. P. 49-64.

Ekengren M. The Time of European Governance. Manchester: Manchester University Press, 2002.

Explaining Institutional Change: Ambiguity, Agency, and Power / Eds J. Mahoney, K. Thelen. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Gilson J. The New Interregionalism? The EU and East Asia // European Integration. 2005. September. P. 307-326.

GoetzK.H. The EU Timescape: an Emergent Temporal Order // Institutional Dynamics and the Transformation of Executive Politics in Europe / Ed. M. Egeberg. Mannheim: University of Mannheim, 2007. P. 263-290.

Haacke J. ASEAN's Diplomatic and Security Culture. Origins, Development and Prospects. Abingdon: Routledge, 2005.

Haas E. The Uniting of Europe and the Uniting of Latin America // Journal of Common Market Studies. 1967. No. 2. P. 319-320.

Haas E.B. The Uniting ofEurope. Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. 3rd edn. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2004 (1st published in 1958).

Hay C. Constructivist Institutionalism // The Oxford Handbook of Political Institutions. URL: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/ oxfordhb/9780199548460.001.0001/oxfordhb-9780199548460-e-4

Jayasuriya K. Embedded Mercantilism and Open Regionalism: the Crisis of a Regional Political Project // Third World Quarterly. 2003. No. 2. P. 339-355.

Jayasuriya K. Understanding "Asian Values" as a Form of Reactionary Modernization // Contemporary Politics. 1998. No. 1. P. 77-91.

Kim D.J. Indonesia is the Failure of "Asian Values". URL: http://www.cwd.go.kr/ cgi-bin/php/englib

Knight F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Boston: Houghton Miffin. Co, 1921.

Landes D.S. Revolution in Time. Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1983.

Lawson S. Cultural Relativism and Democracy: Political Myths about "Asia" and the "West" // Pathways to Asia: The Politic of Engagement / Ed. R. Robison. Sydney: Allen & Unwin, 1996. P. 154-181.

Luhmann N. The Future cannot Begin. Temporal Structures in Modern Society // Social Research. 1976. Vol. 43. No. 1. P. 130-152.

Mattli W. Comparative Regional Integration: Theoretical Developments // The Oxford Handbook of the European Union / Eds E. Jones, A. Menon, S. Weatherill. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 777-792.

North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Palmer R.D., Reckford Th.J. Building ASEAN. 20 Years of Southeast Asian Cooperation. Praeger: The Washington Papers, 1987.

Pierson P. From Area Studies to Conceptualized Comparison. Epiloque // Capitalism and Democracy in Central and Eastern Europe / Eds. G. Ekiert, S.E. Hanson. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 353-363.

Pierson P. Politics in Time: History, Institutions, and Social Analysis. Princeton: Princeton University Press, 2004.

Shiozaki Ya. Revisiting the "Asian Values" Debate: Bridging Cultural and Economic Divides in Asian Societies. URL: http://www.y-shiozaki.or.jp/speech/index

Statements by the ASEAN Foreign Ministers at ASEAN Ministerial Meetings 1967-1987. Jakarta: ASEAN Secretariat, 1987.

Thompson E.P. Time, Work-Discipline and Industrial Capitalism // Past and Present. 1967. No. 36. P. 57-97.

хш. т'утхч-шттш^шш мшжвш^т^т'у^^чжш

ЬШШ^Ш [Ооба M. На пути к формированию Азиатско-Тихоокеанского региона: Япония и Австралия в поиске транснациональной идентичности и регионализм]. Жм: 2004.

JHftS., 'ЙЩТ, ВЖ^^Т^Т, Т^ТЙШ^ВЖ. [Кавасима

С., Мияги Т., Тамура Х. Азия нуждается в Японии, Япония — в Азии] // Gaiko Forum. 2008. No. 12. P. 22-29.

M. T^T. [Матсуура М. Азиатский регионализм в новом свете] // Gaiko Forum. 2008. No. 12. P. 38-40.

[Ямакаге С. Институализация политического сотрудничества в АСЕАН] // ЖШТРТЖ^—ШШШ^ШШ- Ed.

ЖШ-.ЖШ^ЖШТ^ТШЯ-Ы/-?-, 1980. P. 161-189.

REFERENCES

Adam, B. Time. Cambridge: Polity Press, 2004.

Ang Cheng Guan. Singapore, ASEAN and the Cambodian Conflict 1978-1991. Singapore: NUS Press, 2013.

"ASEAN countries returning to pre-crisis growth/Development Centre." Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/ dev/aseancountriesreturningtopre-crisisgrowth.htm

Barr, M. "Lee Kuan Yew and the 'Asian Value' Debate." Asian Studies Review, September, 2000, pp. 310-315.

Borzel, T.A., Risse, Th. "From Europeanisation to Diffusion: Introduction." West European Politics, No. 1, 2012, pp. 1-19.

Coclanis, P.A. Time's Arrow, Time's Cycle. Globalization in Southeast Asia over la Longue Duree. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2006.

Coclanis, P., Doshi, T.K. "Globalization in Southeast Asia." Annals of the American Academy of Political and Social Science, July, 2000, pp. 49-64.

Ekengren M. The Time of European Governance. Manchester: Manchester University Press, 2002.

Mahoney, J., Thelen, K. (eds.) Explaining Institutional Change: Ambiguity, Agency, and Power. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Gilson, J. "The New Interregionalism? The EU and East Asia." European Integration, September, 2005, pp. 307-326.

Goetz, K.H. "The EU Timescape: an Emergent Temporal Order." Institutional Dynamics and the Transformation of Executive Politics in Europe, ed. M. Egeberg. Mannheim: University of Mannheim, 2007, pp. 263-290.

Haacke, J. ASEAN's Diplomatic and Security Culture. Origins, Development and Prospects. Abingdon: Routledge, 2005.

Haas, E. "The Uniting of Europe and the Uniting of Latin America." Journal of Common Market Studies, No. 2, 1967, pp. 319-320.

Haas, E.B. The Uniting of Europe. Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. 3rd edn. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2004 (1st published in 1958).

Hay, C. "Constructivist Institutionalism." The Oxford Handbook of Political Institutions. URL: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/ 9780199548460.001.0001/oxfordhb-9780199548460-e-4

Jayasuriya, K. "Embedded Mercantilism and Open Regionalism: the Crisis of a Regional Political Project." Third World Quarterly, No. 2, 2003, pp. 339-355.

Jayasuriya, K. "Understanding 'Asian Values' as a Form of Reactionary Modernization." Contemporary Politics, No. 1, 1998, pp. 77-91.

Kim, D.J. Indonesia is the Failure of "Asian Values". URL: http://www.cwd.go.kr/ cgi-bin/php/englib

Knight, F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Boston: Houghton Miffin. Co, 1921.

Landes, D.S. Revolution in Time. Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1983.

Lawson, S. "Cultural Relativism and Democracy: Political Myths about 'Asia' and the 'West'." Pathways to Asia: The Politic of Engagement, ed. R. Robison. Sydney: Allen & Unwin, 1996, pp. 154-181.

Luhmann, N. "Ponjatie riska." Thesis, Iss. 5, 1999, pp. 135-160.

Luhmann, N. "The Future cannot Begin. Temporal Structures in Modern Society." Social Research, Vol. 43, No. 1, 1976, pp. 130-152.

Mattli, W. "Comparative Regional Integration: Theoretical Developments." The Oxford Handbook of the European Union, eds E. Jones, A. Menon, S. Weatherill. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 777-792.

North, D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Palmer, R.D., Reckford, Th.J. Building ASEAN. 20 Years of Southeast Asian Cooperation. Praeger: The Washington Papers, 1987.

Pierson, P. "From Area Studies to Conceptualized Comparison. Epiloque." Capitalism and Democracy in Central and Eastern Europe, eds G. Ekiert, S.E. Hanson. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 353-363.

Pierson, P. Politics in Time: History, Institutions, and Social Analysis. Princeton: Princeton University Press, 2004.

Shiozaki, Ya. Revisiting the "Asian Values" Debate: Bridging Cultural and Economic Divides in Asian Societies. URL: http://www.y-shiozaki.or.jp/speech/index

Statements by the ASEAN Foreign Ministers at ASEAN Ministerial Meetings 1967-1987. Jakarta: ASEAN Secretariat, 1987.

Thompson, E.P. "Time, Work-Discipline and Industrial Capitalism." Past and Present, No. 36, 1967, pp. 57-97.

m^tmm^rn [Ooba,

M. On the Way to the Formation of the Asia-Pacific Region: Japan and Australia in Search of Transnational Identity and Regionalism]. :

/WVffB, 2004.

JH& S., T., № H. B^S^fcST^T, T^T^fcSB* [Kawasima, S., Miyagi, T., Tamura, H. "Japan in Need of Asia, Asia in Need of Japan."]. Gaiko Forum, No. 12, 2008, pp. 22-29.

M. [Matsuura, M. "New Perspectives on Asian

Regionalism."] Gaiko Forum, No. 12, 2008, pp. 38-40.

ASEAN [Yamakage, S. "Institutionalizaion

of Political Cooperation in ASEAN."] iffiWt®^!! [The World of

Southeast Asia — Verification ofLocal Image]. Ed. M® Stt. M^S : M^^fSST ^Tff^ty^-, 1980, pp. 161-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.