УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/23-24/2011
А
Пономарева Марина Анатолиевна
Заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и природопользования, кандидат экономических наук, доцент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 344019, РФ, г. Ростов-на-Дону,
14-я линия, 35.
Контактный тел.: (903) 435-62-23 E-mail: [email protected].
Ключевые слова
управление
устойчивое развитие
организационно-экономический
механизм
регион
Аннотация
В статье представлена авторская трактовка сущности и содержания понятия «устойчивое развитие» с позиции темпоральнотерриториальных отрицательных экстерналий. На ее основе сформированы предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием на региональном уровне.
Источники
1. Гармонизация экологических стандартов II (ГЭС II). ЕС - Россия. Программа сотрудничества. Режим доступа: www.ippc-russia.org
Темпорально-территориальные аспекты формирования экономического механизма управления устойчивым развитием региона
Концепция устойчивого развития привнесла два основных новых аспекта в решение экологических проблем как результата взаимодействия общества и природы: рассмотрение межпоколенческих проблем (в связи с которыми возникает и понятие темпоральных (временных, между поколениями) экстерналий) и выявление взаимосвязи между возникшими экологическими темпоральными экстерналиями и диспропорциями в территориальном развитии. Чрезмерная территориальная дифференциация по уровню жизни, проявляющаяся как на международном уровне, так и на уровне регионов, неэффективная институциональная среда функционирования территориально-производственных комплексов различных масштабов, несправедливость систем распределения ресурсов между различными территориями и их населением приводят к чрезмерной эксплуатации ресурсов одних территорий в интересах других, к социальной нестабильности, войнам, нерациональному распределению финансовых потоков и как следствие к дестабилизации и неустойчивости развития этих территорий (стран, регионов) и человечества в целом.
Таким образом, из концепции устойчивого развития вытекает логический вывод, что, разрешая территориальные (межстрановые, межрегиональные, локальные) внешние отрицательные экстерналии сейчас, мы одновременно решаем проблему роста отрицательных темпоральных экстерналий. В связи с этим, по нашему мнению, наряду с общепризнанными аспектами, такими как экономический, политико-правовой, экологический и др., обычно рассматриваемыми в рамках анализа проблемы устойчивого развития, необходимо особо выделить в качестве отдельного, заслуживающего само-
стоятельного рассмотрения, территориальный (региональный) аспект.
С точки зрения практической реализации устойчивое развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать политическая воля. Данный принцип концепции устойчивого развития часто недооценивается и недопонимается российской наукой и практикой, в то же время он представляется наиболее важным с точки зрения практической реализации, особенно в российских регионах.
Рассмотрение устойчивого развития не как идеальной (а потому недостижимой) модели взаимодействия природы - общества - человека, а как постоянно совершенствующегося механизма (процесса), направленного на генерацию позитивных изменений в этом взаимодействии исходя из технико-технологического, институционального уровней, существующих в каждой точке такого развития, позволяет определить высокое практикоприкладное значение данной концепции. Фактически устойчивое развитие является практически реализуемыми в управленческом процессе мерами, направленными на разрешение темпорально-территориальных экологических экстерналий на различных уровнях управления. С этой позиции механизм управления устойчивым развитием региона представляет собой процесс постоянной генерации позитивных изменений в системе взаимодействия «природа - общество - человек» на конкретной территории с точки зрения темпорально-территориальных экстерналий, возникающих в данной системе.
Sustainable development in regions: temporal-territorial aspects of economic governance mechanism formation
Классический управленческий цикл предполагает последовательное (цикличное) и обязательное выполнение следующих функций (в установленном порядке): прогнозирование и планирование, принятие решений, организация и координация, оценка результатов. Функции могут иметь и более подробный вид в зависимости от степени детализации, но общий принцип сохраняется. В механизме управления устойчивым развитием региона реализация всех перечисленных функций должна основываться на принципах, критериях и показателях (индикаторах) устойчивого развития, а современный политический процесс управления развитием региона должен быть адаптирован к принятию решений на основе системы показателей устойчивого развития, позволяющих оценить современные тенденции в достижении устойчивости развития и рассматривать данный процесс в динамике, осуществлять прогнозы развития и сопоставления в данном контексте между странами и регионами.
Исходя из предлагаемого в данной статье понимания устойчивого развития организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона (территории) представляет собой механизм разрешения территориально-локальныхотрицатель-ных экстерналий за счет реализации системы инструментов, направленных на снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Анализ существующей системы снижения негативного воздействия на окружающую среду позволяет систематизировать ее основные недостатки и противоречия и определить основные меры по их преодолению (см. таблицу).
Таким образом, проведенный анализ показывает, что основным недостатком существующего механизма является полное игнорирование региональных (территориальных) особенностей и специфики, которые могут
играть важную роль как при организации самого процесса производства на данной территории, так и при организации рационального природопользования. Это проявляется в установлении одинаковых стандартов качества окружающей среды, и как следствие предельно допустимых сбросов и выбросов в окружающую среду, для всей территории РФ. Также при установлении ПДК/ПДС не учитывается специфика хозяйственного использования соответствующих природных объектов. На практике это означает завышенные расходы предприятий для выполнения данных требований рационального природопользования и низкую заинтересованность в экологизации производства.
Совершенствование механизма управления устойчивым развитием предполагает не только установление ограничительных, запретительных и штрафных мер, но и формирование условий для обеспечения их выполнения, в первую очередь техникотехнологических и организационноэкономических. Данный механизм, с одной стороны, должен предъявлять природопользователям объективные и выполнимые требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду, с другой стороны, гарантировать достаточно серьезные последствия (экономического и административного характера, вплоть до закрытия производства) при их невыполнении.
Marina A. Ponomareva
Deputy Head of Regional Economics and Environmental Management Dprt., Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof.
The Rostov State University of Economics (RINH)
344019, RF, Rostov-na-Dony,
14th line, 35.
Phone: (903) 435-62-23 E-mail: [email protected]
Key words
governance
sustainable development organizational-economic mechanism region
Summary
The article presents author's interpretation of the «sustainable development» essence and content from the point of negative temporal-territorial externalities. On the basis of this interpretation there are suggested some ideas to improve organizational-economic mechanism of sustainable development governance at the regional level.
References
1. Harmonization of environmental standards II (HES). The European Union - Russia. Cooperation Program. URL: www.ippc-rus-sia.org.
UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011
УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/23-24/2011
А
Основные противоречия и меры по их разрешению системы инструментов снижения негативного воздействия на окружающую среду в РФ и регионах1
Элемент (составляющая механизма) Основные противоречия Меры по преодолению
Нормирование качества окружающей среды не скоординирована между различными компонентами окружающей среды; не учитывает комбинированного, комплексного и сочетанного воздействия негативных факторов; не учитывает региональных (территориальных) особенностей формирования естественных свойств ос и устойчивости организмов, в том числе человека; может давать ложные результаты в случае изначально высокого уровня загрязнения; чрезмерная жесткость установленных пдк, пдс/пдв и других нормативов; невозможность полного контроля и мониторинга их выполнения; отсутствие у них экономически целесообразных способов ее достижения внедрение системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий; разработка региональных нормативов качества окружающей среды; создание федерального и региональных центров по выдаче комплексных экологических разрешений; разработка региональных и национальных отраслевых справочников по наилучшим доступным технологиям
Система платежей за загрязнение окружающей среды отсутствие методических материалов для определения ставок по некоторым видам платежей; неналоговый характер и низкая собираемость платежей; отсутствие механизма их целевого использования (на финансирование экологических программ); низкая стимулирующая роль к снижению негативного воздействия на ос
Система оценки воздействия на окружающую среду отсутствие специализированной системы инструктивно-методической документации о порядке проведения овос и ээ; неопределенность взаимоотношений между специально уполномоченным органом и разработчиком; объем и характер работ по овос определяется целями получения положительного заключения, а не выявлением значимых воздействий; недостаточное качество данных и низкая аналитическая обеспеченность изысканий; недостаточность кадрового и технического потенциала для реализации сложных овос в регионах; отсутствие диалога между заинтересованными сторонами; высокая стоимость работ по специализированным типам овос; противоречие природоохранных норм принципам «минимально необходимых требований, обеспечивающих экологическую безопасность» и «невозможность осуществления препятствий предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо»; отсутствие целостной нормативно-правовой базы введение в действие полного перечня нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, для соблюдения которых и должна, собственно, проводиться экологическая экспертиза; включение в нормативноправовые акты специальных (с учетом отраслевой специфики) экологических требований, отсутствие которых зачастую превращает действующую процедуру экологической экспертизы в формальность и (или) дополнительный административный барьер
Экологический аудит отсутствует единая государственная политика и ее нормативно-правовое обеспечение в области экологического аудита (отсутствие федерального закона «об экологическом аудите»); отсутствует правовая база для деятельности по подготовке и переподготовке экоаудиторов; отсутствуют национальные и региональные системы аккредитации; не налажена координация деятельности отдельных многочисленных систем добровольной сертификации внести дополнения и поправки в статью 18 («экологическое страхование») действующего федерального закона «об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-фз (ред. от 26.06.2007 г.) относительно содержания понятия «экологический аудит», а также в статью 66 («государственный экологический контроль») в отношении привлечения экспертов для получения объективного мнения по вопросам, относящимся к государственному экологическому контролю; разработать соответствующее положение и создать национальную систему аккредитации органов по сертификации систем экологического менеджмента в соответствии с международными требованиями, разработать систему методической поддержки и мотивации хозяйствующих субъектов к внедрению систем экологического менеджмента и проведению аудита; обеспечить свободный доступ к информационно-методическим материалам по экологическому аудиту и менеджменту (например, через сайт государственного специально уполномоченного органа)
Регулирование экологической ответственности и экологического страхования отсутствие единого для всей страны законодательно закрепленного понятия экологически целесообразных (приемлемых) продуктов; отсутствие четкого законодательно закрепленного определения экологической маркировки (экомаркировки) и экологического знака (экознака); отсутствие единых для всей территории россии критериев, отличающих экологически целесообразные продукты от обычной продукции; низкий уровень использования экознаков на продукции (исключение составляет лишь продовольственная продукция); низкая информированность, заинтересованность и готовность покупателя платить большую цену за экологически целесообразную продукцию; появление товаров с различными «эколозунгами», не подкрепленными результатами сертификации; низкая заинтересованность производителя в получении знака экомаркировки, в особенности при обращении товаров только на внутреннем рынке гармонизация российского законодательства с международными нормами в области экологической ответственности и экологического страхования
Составлено по материалам [1].