Научная статья на тему 'Темпорально-территориальные аспекты формирования экономического механизма управления устойчивым развитием региона'

Темпорально-территориальные аспекты формирования экономического механизма управления устойчивым развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РЕГИОН / GOVERNANCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Марина Анатолиевна

В статье представлена авторская трактовка сущности и содержания понятия «устойчивое развитие» с позиции темпоральнотерриториальных отрицательных экстерналий. На ее основе сформированы предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable development in regions: temporal-territorial aspects of economic governance mechanism formation

The article presents author's interpretation of the «sustainable development» essence and content from the point of negative temporalterritorial externalities. On the basis of this interpretation there are suggested some ideas to improve organizational-economic mechanism of sustainable development governance at the regional level.

Текст научной работы на тему «Темпорально-территориальные аспекты формирования экономического механизма управления устойчивым развитием региона»

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/23-24/2011

А

Пономарева Марина Анатолиевна

Заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и природопользования, кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 344019, РФ, г. Ростов-на-Дону,

14-я линия, 35.

Контактный тел.: (903) 435-62-23 E-mail: [email protected].

Ключевые слова

управление

устойчивое развитие

организационно-экономический

механизм

регион

Аннотация

В статье представлена авторская трактовка сущности и содержания понятия «устойчивое развитие» с позиции темпоральнотерриториальных отрицательных экстерналий. На ее основе сформированы предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием на региональном уровне.

Источники

1. Гармонизация экологических стандартов II (ГЭС II). ЕС - Россия. Программа сотрудничества. Режим доступа: www.ippc-russia.org

Темпорально-территориальные аспекты формирования экономического механизма управления устойчивым развитием региона

Концепция устойчивого развития привнесла два основных новых аспекта в решение экологических проблем как результата взаимодействия общества и природы: рассмотрение межпоколенческих проблем (в связи с которыми возникает и понятие темпоральных (временных, между поколениями) экстерналий) и выявление взаимосвязи между возникшими экологическими темпоральными экстерналиями и диспропорциями в территориальном развитии. Чрезмерная территориальная дифференциация по уровню жизни, проявляющаяся как на международном уровне, так и на уровне регионов, неэффективная институциональная среда функционирования территориально-производственных комплексов различных масштабов, несправедливость систем распределения ресурсов между различными территориями и их населением приводят к чрезмерной эксплуатации ресурсов одних территорий в интересах других, к социальной нестабильности, войнам, нерациональному распределению финансовых потоков и как следствие к дестабилизации и неустойчивости развития этих территорий (стран, регионов) и человечества в целом.

Таким образом, из концепции устойчивого развития вытекает логический вывод, что, разрешая территориальные (межстрановые, межрегиональные, локальные) внешние отрицательные экстерналии сейчас, мы одновременно решаем проблему роста отрицательных темпоральных экстерналий. В связи с этим, по нашему мнению, наряду с общепризнанными аспектами, такими как экономический, политико-правовой, экологический и др., обычно рассматриваемыми в рамках анализа проблемы устойчивого развития, необходимо особо выделить в качестве отдельного, заслуживающего само-

стоятельного рассмотрения, территориальный (региональный) аспект.

С точки зрения практической реализации устойчивое развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать политическая воля. Данный принцип концепции устойчивого развития часто недооценивается и недопонимается российской наукой и практикой, в то же время он представляется наиболее важным с точки зрения практической реализации, особенно в российских регионах.

Рассмотрение устойчивого развития не как идеальной (а потому недостижимой) модели взаимодействия природы - общества - человека, а как постоянно совершенствующегося механизма (процесса), направленного на генерацию позитивных изменений в этом взаимодействии исходя из технико-технологического, институционального уровней, существующих в каждой точке такого развития, позволяет определить высокое практикоприкладное значение данной концепции. Фактически устойчивое развитие является практически реализуемыми в управленческом процессе мерами, направленными на разрешение темпорально-территориальных экологических экстерналий на различных уровнях управления. С этой позиции механизм управления устойчивым развитием региона представляет собой процесс постоянной генерации позитивных изменений в системе взаимодействия «природа - общество - человек» на конкретной территории с точки зрения темпорально-территориальных экстерналий, возникающих в данной системе.

Sustainable development in regions: temporal-territorial aspects of economic governance mechanism formation

Классический управленческий цикл предполагает последовательное (цикличное) и обязательное выполнение следующих функций (в установленном порядке): прогнозирование и планирование, принятие решений, организация и координация, оценка результатов. Функции могут иметь и более подробный вид в зависимости от степени детализации, но общий принцип сохраняется. В механизме управления устойчивым развитием региона реализация всех перечисленных функций должна основываться на принципах, критериях и показателях (индикаторах) устойчивого развития, а современный политический процесс управления развитием региона должен быть адаптирован к принятию решений на основе системы показателей устойчивого развития, позволяющих оценить современные тенденции в достижении устойчивости развития и рассматривать данный процесс в динамике, осуществлять прогнозы развития и сопоставления в данном контексте между странами и регионами.

Исходя из предлагаемого в данной статье понимания устойчивого развития организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона (территории) представляет собой механизм разрешения территориально-локальныхотрицатель-ных экстерналий за счет реализации системы инструментов, направленных на снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Анализ существующей системы снижения негативного воздействия на окружающую среду позволяет систематизировать ее основные недостатки и противоречия и определить основные меры по их преодолению (см. таблицу).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что основным недостатком существующего механизма является полное игнорирование региональных (территориальных) особенностей и специфики, которые могут

играть важную роль как при организации самого процесса производства на данной территории, так и при организации рационального природопользования. Это проявляется в установлении одинаковых стандартов качества окружающей среды, и как следствие предельно допустимых сбросов и выбросов в окружающую среду, для всей территории РФ. Также при установлении ПДК/ПДС не учитывается специфика хозяйственного использования соответствующих природных объектов. На практике это означает завышенные расходы предприятий для выполнения данных требований рационального природопользования и низкую заинтересованность в экологизации производства.

Совершенствование механизма управления устойчивым развитием предполагает не только установление ограничительных, запретительных и штрафных мер, но и формирование условий для обеспечения их выполнения, в первую очередь техникотехнологических и организационноэкономических. Данный механизм, с одной стороны, должен предъявлять природопользователям объективные и выполнимые требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду, с другой стороны, гарантировать достаточно серьезные последствия (экономического и административного характера, вплоть до закрытия производства) при их невыполнении.

Marina A. Ponomareva

Deputy Head of Regional Economics and Environmental Management Dprt., Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof.

The Rostov State University of Economics (RINH)

344019, RF, Rostov-na-Dony,

14th line, 35.

Phone: (903) 435-62-23 E-mail: [email protected]

Key words

governance

sustainable development organizational-economic mechanism region

Summary

The article presents author's interpretation of the «sustainable development» essence and content from the point of negative temporal-territorial externalities. On the basis of this interpretation there are suggested some ideas to improve organizational-economic mechanism of sustainable development governance at the regional level.

References

1. Harmonization of environmental standards II (HES). The European Union - Russia. Cooperation Program. URL: www.ippc-rus-sia.org.

UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/23-24/2011

А

Основные противоречия и меры по их разрешению системы инструментов снижения негативного воздействия на окружающую среду в РФ и регионах1

Элемент (составляющая механизма) Основные противоречия Меры по преодолению

Нормирование качества окружающей среды не скоординирована между различными компонентами окружающей среды; не учитывает комбинированного, комплексного и сочетанного воздействия негативных факторов; не учитывает региональных (территориальных) особенностей формирования естественных свойств ос и устойчивости организмов, в том числе человека; может давать ложные результаты в случае изначально высокого уровня загрязнения; чрезмерная жесткость установленных пдк, пдс/пдв и других нормативов; невозможность полного контроля и мониторинга их выполнения; отсутствие у них экономически целесообразных способов ее достижения внедрение системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий; разработка региональных нормативов качества окружающей среды; создание федерального и региональных центров по выдаче комплексных экологических разрешений; разработка региональных и национальных отраслевых справочников по наилучшим доступным технологиям

Система платежей за загрязнение окружающей среды отсутствие методических материалов для определения ставок по некоторым видам платежей; неналоговый характер и низкая собираемость платежей; отсутствие механизма их целевого использования (на финансирование экологических программ); низкая стимулирующая роль к снижению негативного воздействия на ос

Система оценки воздействия на окружающую среду отсутствие специализированной системы инструктивно-методической документации о порядке проведения овос и ээ; неопределенность взаимоотношений между специально уполномоченным органом и разработчиком; объем и характер работ по овос определяется целями получения положительного заключения, а не выявлением значимых воздействий; недостаточное качество данных и низкая аналитическая обеспеченность изысканий; недостаточность кадрового и технического потенциала для реализации сложных овос в регионах; отсутствие диалога между заинтересованными сторонами; высокая стоимость работ по специализированным типам овос; противоречие природоохранных норм принципам «минимально необходимых требований, обеспечивающих экологическую безопасность» и «невозможность осуществления препятствий предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо»; отсутствие целостной нормативно-правовой базы введение в действие полного перечня нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, для соблюдения которых и должна, собственно, проводиться экологическая экспертиза; включение в нормативноправовые акты специальных (с учетом отраслевой специфики) экологических требований, отсутствие которых зачастую превращает действующую процедуру экологической экспертизы в формальность и (или) дополнительный административный барьер

Экологический аудит отсутствует единая государственная политика и ее нормативно-правовое обеспечение в области экологического аудита (отсутствие федерального закона «об экологическом аудите»); отсутствует правовая база для деятельности по подготовке и переподготовке экоаудиторов; отсутствуют национальные и региональные системы аккредитации; не налажена координация деятельности отдельных многочисленных систем добровольной сертификации внести дополнения и поправки в статью 18 («экологическое страхование») действующего федерального закона «об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-фз (ред. от 26.06.2007 г.) относительно содержания понятия «экологический аудит», а также в статью 66 («государственный экологический контроль») в отношении привлечения экспертов для получения объективного мнения по вопросам, относящимся к государственному экологическому контролю; разработать соответствующее положение и создать национальную систему аккредитации органов по сертификации систем экологического менеджмента в соответствии с международными требованиями, разработать систему методической поддержки и мотивации хозяйствующих субъектов к внедрению систем экологического менеджмента и проведению аудита; обеспечить свободный доступ к информационно-методическим материалам по экологическому аудиту и менеджменту (например, через сайт государственного специально уполномоченного органа)

Регулирование экологической ответственности и экологического страхования отсутствие единого для всей страны законодательно закрепленного понятия экологически целесообразных (приемлемых) продуктов; отсутствие четкого законодательно закрепленного определения экологической маркировки (экомаркировки) и экологического знака (экознака); отсутствие единых для всей территории россии критериев, отличающих экологически целесообразные продукты от обычной продукции; низкий уровень использования экознаков на продукции (исключение составляет лишь продовольственная продукция); низкая информированность, заинтересованность и готовность покупателя платить большую цену за экологически целесообразную продукцию; появление товаров с различными «эколозунгами», не подкрепленными результатами сертификации; низкая заинтересованность производителя в получении знака экомаркировки, в особенности при обращении товаров только на внутреннем рынке гармонизация российского законодательства с международными нормами в области экологической ответственности и экологического страхования

Составлено по материалам [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.