Научная статья на тему 'Темпоральная архитектоника художественного текста как способ нарушения его структуры (на материале постмодернистских текстов немецкой литературы)'

Темпоральная архитектоника художественного текста как способ нарушения его структуры (на материале постмодернистских текстов немецкой литературы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
504
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДИСКРЕТНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / АХРОНИЯ / TEMPORAL STRUCTURE / VIOLATION OF STRUCTURAL INTEGRITY / STYLISTIC DEVICE / POSTMODERNISM / DISCRETE NARRATION / ACHRONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Первова Анна Валентиновна

Статья посвящена проблеме нарушения темпоральной структуры художественного текста в постмодернистском дискурсе и влияния этого нарушения на структурную целостность текста. Художественный текст отражает особый способ видения мира автором и обладает уникальной функцией эстетического воздействия на читателя. Эта функция является главной детерминантой своеобразных проявлений категорий текста и различных нарушений и отклонений от правил. Целями предлагаемой статьи являются обозначение способов нарушения временной организации текста, рассмотрение данных приемов, служащих для реализации определенных авторских интенций, на примере повести немецкого писателя Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.». Игра писателей со временем, нарушение хронологической последовательности событий, прерывание линейности повествования, возвращение в прошлое и взгляд в будущее - далеко не исчерпывающий список экспрессивных возможностей выражения категории времени, обусловливающих деструктуризацию текста. Намеренное создание автором произведения в стиле нетрадиционного нарратива мобилизует внимание реципиента, позволяет ему окунуться в атмосферу описываемых событий. Многомерность художественного времени, временные смещения, возможность соединения различных временных пластов и другие ахронии помогают автору более объективно изобразить описываемую картину и максимально глубоко раскрыть образ героя. Это, в свою очередь, позволяет нам говорить о нарушении темпоральной организации текста как об определенном стилистическом приеме. В данной статье описываются также отличия временных параметров художественного текста от других типов текста и рассматривается тесная взаимосвязь между категорией времени и одного из ключевых моментов постмодернисткого дискурса - интертекстуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temporal architectonics of an artistic text as a method of the violation of its structure (by the example of the German language)

This article is devoted to the problem of the violation of the temporal structure of the artistic text in the postmodern discourse and the influence of this violation on the structural integrity of the text. The artistic text reflects a particular method of the world’s vision of the author and possesses the unique function of the aesthetic influence on the reader. This function is the main determinant of peculiar text’s categories manifestations and different violations and deviation from normality. The aims of this article are to define the means of the violation of the text’s temporal organization, to consider these methods used for the realization of author’s certain intensions by the example of the story by a German author Ulrich Plenzdorf “Die neuen Leiden des jungen W.”. The author’s play with time, the violation of events’ chronological sequence, breaking of narration’s linearity, return to the past and prospection this is not full list of expressive means of expression of category of tense which cause text’s destructuring. The author’s intentional creation of his work in the nontraditional narrative increases the recipient’s attention, lets him become engrossed in atmosphere of describable events. The multidimensionality of the artistic text’s temporal organization, temporal displacements, the possibility to connect different temporal layers and other achronies help the author to describe the situation evenly and to uncover the main character as deeply as possible. This in turn enables us to speak about the violation of temporal text’s organization as a certain stylistic device. The article deals also with description of temporal characteristics’ distinctions in the artistic and non-artistic texts and with a close connection between the category of tense and one of the key points in the postmodern discourse the intertextuality.

Текст научной работы на тему «Темпоральная архитектоника художественного текста как способ нарушения его структуры (на материале постмодернистских текстов немецкой литературы)»

УДК 811.11

Первова Анна Валентиновна

Аспирант кафедры немецкого языка Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ТЕМПОРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТОНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

КАК СПОСОБ НАРУШЕНИЯ ЕГО СТРУКТУРЫ (на материале постмодернистских текстов немецкой литературы)

Статья посвящена проблеме нарушения темпоральной структуры художественного текста в постмодернистском дискурсе и влияния этого нарушения на структурную целостность текста. Художественный текст отражает особый способ видения мира автором и обладает уникальной функцией эстетического воздействия на читателя. Эта функция является главной детерминантой своеобразных проявлений категорий текста и различных нарушений и отклонений от правил. Целями предлагаемой статьи являются обозначение способов нарушения временной организации текста, рассмотрение данных приемов, служащих для реализации определенных авторских интенций, на примере повести немецкого писателя Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.». Игра писателей со временем, нарушение хронологической последовательности событий, прерывание линейности повествования, возвращение в прошлое и взгляд в будущее - далеко не исчерпывающий список экспрессивных возможностей выражения категории времени, обусловливающих деструктуризацию текста. Намеренное создание автором произведения в стиле нетрадиционного нарратива мобилизует внимание реципиента, позволяет ему окунуться в атмосферу описываемых событий. Многомерность художественного времени, временные смещения, возможность соединения различных временных пластов и другие ахронии помогают автору более объективно изобразить описываемую картину и максимально глубоко раскрыть образ героя. Это, в свою очередь, позволяет нам говорить о нарушении темпоральной организации текста как об определенном стилистическом приеме. В данной статье описываются также отличия временных параметров художественного текста от других типов текста и рассматривается тесная взаимосвязь между категорией времени и одного из ключевых моментов постмодернисткого дискурса - интертекстуальности.

Ключевые слова: темпоральная структура, нарушение структурной целостности, стилистический прием, постмодернизм, дискретное повествование, ахрония.

Художественный текст, репрезентирующий особый способ видения мира автором и обладающий уникальным свойством эмоционального воздействия на адресата, продолжает оставаться объектом повышенного внимания исследователей несмотря на неоднозначность и сложность его структуры. Функция эстетического воздействия на читателя является релевантным и дистинктивным признаком произведений художественного стиля, с одной стороны, и одним из факторов, обусловливающих своеобразное преломление языковых средств и отклонение от конвенциональных норм и правил, с другой. Все текстообразующие параметры, организующие текст в соответствии с коммуникативными намерениями автора, направлены на достижение эффекта воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу реципиента в рамках идейно-художественного замысла. Поэтому, на наш взгляд, эстетическую функцию можно рассматривать в качестве основной детерминанты корреляции между многообразной вариативностью художественного текста и авторской интенцией, которая, в свою очередь, не является инвариантной, а определяется в аспекте историко-культурного контекста времени. Например, эпоха постмодерна, демонстрирующая девальвацию ценностей и ориентиров, характеризуется радикальным отказом писателей от традиционных постулатов и художественных форм, их стремлением к установлению новых начал в искусстве, приоритетом в которых становится хаос

и неупорядоченность. Для реализации данной задачи они прибегают к синтезу разнообразных стилистических приемов, придавая первостепенное значение не столько содержанию, сколько форме произведения. Нивелируя дистанцию между несовместимыми ранее сферами интеллектуальной деятельности, художники этого периода декларируют эклектичность как один из самых важных типологических признаков постмодернистского дискурса. Особое место в анархичном конгломерате многочисленных приемов и средств занимает намеренное нарушение структурной целостности текста, достигаемое за счет различных модификаций текстообразующих категорий. Одним из способов деструктуризации элементов текста является своеобразная реализация категории темпоральности, одного из базовых текстовых параметров. Свободное обращение писателей со временем, нарушение хронологической последовательности в передаче событий, прерывание линейности повествования, возвращение в прошлое и взгляд в будущее - далеко не исчерпывающий список экспрессивных возможностей выражения данной категории, обусловливающих непреходящую актуальность исследования художественного времени, особенно в свете постмодернистской эстетики.

Время - одна из неразрешимых фундаментальных категорий философии, с древних времен занимающая умы мыслителей и являющаяся до сих пор частым предметом спора, о чем свидетельствует немалое количество различных учений, апорий

© Первова А.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова А)- № 3. 2015

153

с их противоречиями, где оно выступает главной перманентной составляющей. В онтологии данный феномен трактуется как форма существования материи, «выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире» [8, с. 191].

Экстраполируя понятие темпоральности на область лингвистики текста, следует отметить, что временной континуум как конструктивный принцип организации текста является объектом изучения не одного поколения ученых по причине неоднозначности и многогранности способов его выражения, не подчиняющихся простым законам логического мышления, в первую очередь, в художественной литературе. Будучи имманентным свойством текста, время не тождественно моменту протекания произведения, что в результате генерирует антиномию «время произведения - время читателя», которая может разрешаться разнообразными способами в процессе его восприятия. В отличие от других типов текста временные параметры в художественном тексте отличаются также фактором неоднородности, поскольку время способно по воле автора сжиматься, сокращаться, расширяться и растягиваться [7, с. 122]. Особенности моделирования темпоральных отношений определяются также существующим противоречием между хронологической последовательностью действий в произведении и реальным ходом событий, которые в русле миметической функции призваны лишь создавать иллюзию консеквентности, последовательности повествования. Как образ в художественном произведении выражает лишь подобие, типизацию живого прототипа, так, по словам И.Р. Гальперина, и время и пространство представлены в нем лишь в своих типических проявлениях [3, с. 87]. Это обусловливает дихотомию в аспекте исследуемой категории «реальное время - художественное время». Все вышеперечисленные положения позволяют нам констатировать факт системности характера исследуемого текстообразующего параметра, что подтверждается трудами З.Я. Тураевой, Г.А. Зо-лотовой, Н.А. Николиной и Л.Г. Бабенко и др. [2; 5; 7; 9]. Основными свойствами данной системы считаются многомерность, обратимость или раз-нонаправленность, как непрерывность, так и дискретность в отличие от реального времени, характеризующегося одномерностью, непрерывностью, упорядоченностью и необратимостью.

Обращаясь к художественным текстам писателей-постмодернистов, можно сделать вывод, что категория темпоральности и разнообразные, часто несоответствующие общепринятым правилам и нормам формы ее проявления в произведениях - один из излюбленных и достаточно распространенных способов выражения их идеологии и отображения взглядов и настроений, бытующих в обществе второй половины ХХ в.

Так, вызвавшая немалый резонанс восточногерманская повесть Ульриха Пленцдорфа «Die neuen Leiden desjungen W.» (1972) демонстрирует пример эмансипации художественного творчества второй половины XX в., проявляющейся в выработке особых приемов повествования, что позволяет автору наиболее точно изобразить психологический портрет главного действующего лица, репрезентирующего черты «героя своего времени» - протестующего нонконформиста в условиях тотального подчинения социальным нормам жизни. Реализация этой эстетической задачи обеспечивается созданием художественного текста в стиле нетрадиционного нарратива, в котором нестандартная временная организация занимает центральное место, а особенности проявления категории времени приводят к нарушению его темпоральной структуры, что в результате отражается на целостности всего текста.

Уже название текста и начало повести погружают читателя в сложную и многомерную систему временных отношений. Упомянутые конституен-ты композиции текста, которые И. В. Арнольд [1, с. 54] справедливо относит к сильным позициям в связи с важностью заключенной в них информации, мобилизующей внимание реципиента и позволяющей ему антиципировать описываемые события, превращают текст в полиперспективный нелинейный и неоднородный универсум. Заголовок повести У. Пленцдорфа «Die neuen Leiden des jungen W.» является модификацией заголовка романа И. Гете «Die Leiden des jungen Werthers». Намеренное использование писателем аллюзии -одного из способов языковой реализации категории интертекстуальности - в заглавии, играющем существенную роль в содержательной структуре текста, передавая «в концентрированной форме основную его тему и идею» [4, с. 43], «еще в большей степени подчеркивает интенцию автора выйти на уровень интертекстуального диалога» [6, с. 76] с читателем. «При этом цитируемый текст выступает в качестве интерпретирующей системы по отношению к тому, в заглавии которого он цитируется» [6, с. 76]. Таким образом, уже на уровне названия повести референция к проблематике и сюжетной линии написанного ранее романа позволяет нам сделать вывод о тесной взаимосвязи категории темпоральности и одного из ключевых моментов постмодернистской парадигмы, приводящего к нарушению структуры произведения - интертекстуальности. Примером сказанному может служить отрывок записи магнитофонной пленки (о ней читатель узнает из текста произведения), на которой Эдгар описывает другу свою любовь к девушке, заимствуя текст из «Страданий юного Вертера» Гете:

Пример 1. «kurz und gut / wilhelm / ich habe eine bekanntschaft gemacht / die mein herz näher angeht -einen engel - und doch bin ich nicht imstande /

154

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015

dir zu sagen / wie sie vollkommen ist / warum sie vollkommen ist / genug / sie hat allen meinen sinn gefangengenommen - ende» [10, S. 17].

Данный отрывок с интертекстуальным включением объединяет кардинально отличающиеся временные пласты: XVIII в. - время написания знаменитого романа Гете - и XX в. - время повествования. Сюжетно и эмоционально эти пласты не только пересекаются, но и дополняют друг друга. В языковом плане текст XVIII в. сокращается, трансформируется в своей графической форме, приобретая иные, нежели роман эпохи «Бури и натиска», черты: купюры делают его более напряженным, отказ от заглавных букв, запятых и точек напоминает телеграфный стиль. Читатель превращается в свидетеля двух эпох, темпоральность теряет свою определенность.

Нарушение темпоральной и, как следствие, структурной целостности текста обеспечивается в этом случае также за счет различной формы повествования, а именно благодаря использованию разнотипных источников-носителей информации. В приведенном примере 1 речь идет о магнитофонной записи, которая позволяет соединить временную плоскость прошедшего с пластом настоящего.

Тема деструктуризации текста и сопряженный с ней вопрос взаимозависимости временного континуума и текстового диалогизма получают свое дальнейшее развитие в начале повести, которое изобилует иностилевыми включениями:

Пример 2. «Notiz in der Berliner Zeitung"vom 26. Dezember":

Am Abend des 24. Dezember wurde der Jugendliche Edgar W. in einer Wohnlaube der Kolonie Paradies II im Stadtbezirk Lichtenberg schwer verletzt aufgefunden. Wie die Ermittlungen der Volkspolizei ergaben, war Edgar W., der sich seit längerer Zeit unangemeldet in der auf Abriss stehenden Laube aufhielt, bei Basteleien unsachgemäß mit elektrischem Strom umgegangen» [10, S. 7].

Вкрапленные в текст заметки из разных газет, информирующие читателя о главном герое повести Эдгаре Вибо, погибшем от поражения электрическим током, обусловливают стилевую гетерогенность произведения и дискретность нарратива, сопровождающегося его нелинейностью и нарушением временных отношений анализируемого текста, так как повествование постоянно прерывается комментариями протагониста как бы «с того света»:

Пример 3. «...Solange ich ihn hier hatte, hat er nichts mit Mädchen gehabt. Aber es war doch kein Fall für die Polizei!

Stop mal, stop! - Das ist natürlich Humbug. Ich hatte ganz schön was mit Mädchen. Zum erstenmal mit vierzehn. Jetzt kann ich's sagen.» [10, S. 10].

Находясь на том свете, Эдгар Вибо прерывает диалог своих родителей, возмущаясь репликой ма-

тери, которая выражает твердую уверенность в отсутствии всяческих отношений ее сына с противоположным полом. Иными словами, происходит некое смещение, переключение темпоральных регистров. Для текста, созданного в ГДР в традициях социалистического реализма 1970-х гг., изображение голоса из небытия представляется явлением нетрадиционным, нарушающим общепринятую картину мира. Данного рода комментарии главного героя могут как совпадать с актуальным временем повествования (пример 3), будучи включенными в разговор реально беседующих персонажей, так и не совпадать, что можно наблюдать в рассказе истории любви Э. Вибо, вспоминающего важные моменты, проведенные с прекрасной Чарли:

Пример 4. «Drei Sekunden später waren wir auf dem Wasser. Ich meine: Es dauerte sicher eine Stunde oder so. Es ging mir bloß zum zweitenmal mit Charlie so, dass ich einfach nicht wußte, wie ich wohin gekommen war. Wie im Film war das. Zack - und Mann war da. Ich hatte damals bloß keine Zeit, das zu analysieren.» [10, S. 130].

Подобными воспоминаниями о прошлом пронизана вся повесть. Следует отметить, что в отличие от динамичного описания обыденной жизни главного героя, определяющегося преобладанием кратких и эллиптичных предложений, история любви протагониста характеризуется замедленным течением времени, как в примере 4. Рассказчик в лице Эдгара на нескольких страницах подробно описывает сцену в лодке. Этот литературно-художественный прием именуется ретардацией и обозначает процесс замедления автором времени, реализующийся в данном случае в использовании лексических единиц с темпоральной семантикой, что обусловлено намерением автора более точно передать переживания героя, важность и значимость события в его жизни.

К особенностям темпоральной архитектоники произведения, отражающихся на его композиционной структуре, следует также отнести нарушение хронологической последовательности основных его частей. Например, после иностилевых включений в виде выдержек из газет в начале текста, фиксирующих декабрь в качестве отправной временной точки повествования (26. Dezember), автор помещает диалог матери и отца Эдгара, состоявшийся уже после смерти главного персонажа в конце сентября:

Пример 5. «„Wann hast du ihn zuletzt gesehen?"

,/m September. Ende September. Am Abend bevor er wegging".» [10, S. 9].

Отец, бросивший Эдгара в раннем возрасте, пытается выяснить причины его смерти, встречаясь с разными людьми из окружения сына, что и составляет основу сюжета повести, развитие событий которой автор описывает как бы с конца. Композиция и стиль произведения, нарушающие временную

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2015

155

последовательность, усиливают сюжетное напряжение, предоставляют возможность максимально сосредоточить внимание реципиента на судьбе героя. Эта хронологическая перестановка событий обусловлена также наличием в тексте нескольких рассказчиков, что и влечет за собой переключение темпоральных регистров. Временные смещения детерминируют обратимость и разнонаправлен-ность художественного времени в тексте, а множественность временных пластов в его структуре позволяет осветить описываемую ситуацию более объективно и глубоко.

О вышеупомянутом топологическом признаке категории темпоральности в рамках анализируемого произведения свидетельствует также одно из существенных временных нарушений, или так называемых ахроний, - ретроспекция, выражающаяся, в первую очередь, на грамматическом уровне, с помощью видо-временных форм глагола:

Пример 6. «.. .Als du weg warst, kam ich jedenfalls noch in eine ganz verrückte Stimmung. Erst wollte ich pennen gehen, ganz automatisch. Meine Zeit war ran. Dann fing ich erst an zu begreifen, dass ich ab jetzt machen konnte, wozu ich Lust hatte. » [10, S. 29].

Обобщая иллюстративный материал повести «Новые страдания юного В.», можно утверждать, что одним из главных организующих элементов поля темпоральных импликаций в повести У Пленцдорфа, определяющим ее структурную целостность, является многомерность художественного времени, которая обусловливает временные смещения, изображение событий в разных временных плоскостях, а также наличие множества персонажных повествовательных перспектив, связанных с различными временными отрезками в структуре текста.

Анализ текста, характеризующегося сложной и динамической временной организацией, позволяет сделать вывод, что игра писателя со временем, асинхронность, взаимодействие различных временных планов, сюжетный параллелизм с романом И. Гете, временная реверсивность (обратимость), дискретность нарратива и другие экспрессивные конструкции, использующиеся с целью

максимально глубоко и всесторонне раскрыть образ героя, нарушают темпоральную когерентность текста и, как следствие, его целостность, оставляя при этом без изменений его глубинную, внутреннюю структуру, подчеркивая тем самым уникальность и самобытность произведения, представляющего яркий образец постмодернистской эстетики с ее дизъюнктивностью, констатирующей факт вытеснения нормативных представлений и догм об организации художественного текста и появления новых канонов в технике написания художественного нарратива.

Библиографический список

1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 384 с.

2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.

4. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста / А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. - Л.: Просвещение,1986. - 194 с.

5. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, П.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. - М.: МГУ 1998. - 528 с.

6. Мальченко А.А. «Чужое слово» в заглавии художественного текста // Интертекстуальные связи в художественном тексте. - СПб.: Образование, 1993. - С. 76-82.

7. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

8. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

9. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М.: Высш. шк., 1979. - 219 с.

10. Plenzdorf, Ulrich. Die neuen Leiden des jungen W. - Frankfurt am Main: Suhrkampf Verlag, 1976. - 148 S.

156

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.