УДК 629.114.44 DOI: 10.21323/2071-2499-2021-1-32-39 Табл. 5. Ил. 2. Библ. 58.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
Корниенко В.Н.1, канд. техн. наук, Горбунова Н.А.2, канд. техн. наук
1 ВНИХИ - филиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова
2 ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова
Ключевые слова: температурные режимы хранения и транспортирования, мясо и мясные продукты, скоропортящиеся продукты, авторефрижераторный транспорт, непрерывная холодильная цепь
Реферат
Соблюдение соответствующих температурных условий, необходимых для сохранности пищевого продукта при его продвижении по этапам непрерывной холодильной цепи (НХЦ), позволяет обеспечить оптимальный срок хранения, что особенно важно для скоропортящейся продукции, к которой относятся мясо и мясные продукты. При этом следует учитывать возможность температурных нарушений в различных звеньях НХЦ, поэтому идентификация конкретных мест нарушений имеет решающее значение для их своевременного устранения с целью сохранения качества и безопасности продукции. Дан анализ температурно-времен-ных профилей мясных продуктов при хранении и транспортировании, которые могут быть эффективным инструментом управления НХЦ. Рассмотрены нормативные документы, регулирующие правила перевозок и определяющие температурные режимы хранения и транспортирования мяса и мясных продуктов. Приведены данные по температурным режимам хранения и транспортирования различных категорий мяса и мясной продукции в зависимости от их термического состояния.
TEMPERATURE CONDITIONS OF MEAT AND MEAT PRODUCT TRANSPORTATION
Kornienko V.N.1, Gorbunova N.A.2
1 All-Russian Scientific Research Institute
of Refrigeration Industry — branch of Gorbatov Research Center for Food Systems
2 Gorbatov Research Center for Food Systems
Key words: temperature regimes of storage and transportation, meat and meat products, perishable foods, refrigerated trucks, continuous cold chain
Summary
Adherence to the corresponding temperature conditions necessary for food product preservation upon its movement along the stages of the continuous cold chain (CCC) allows ensuring optimal shelf life, which is especially important for perishable foods including meat and meat products. With that, it is necessary to take into account a possibility of temperature abuse at different stages of CCC. Therefore, identification of particular places of violations is crucial for their timely elimination in order to maintain product quality and safety. The paper gives an analysis of temperature-time profiles of meat products during storage and transportation, which can be an effective tool for CCC management. The normative documents that regulate rules of transportation and determine temperature regimes of storage and transportation of meat and meat products are examined. Data on temperature regimes of storage and transportation of different meat and meat product categories depending on their thermal condition are given.
Подавляющее большинство пищевых продуктов нуждается в применении технологий холодильной обработки с целью обеспечения приемлемого срока годности и минимизации риска заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями [1, 2, 3].
По оценке Международного института холода в мире примерно половина общего объёма скоропортящейся продукции подвергается воздействию холода, но при этом до 25-30% скоропортящихся продуктов идет в отходы, в том числе из-за потерь их качества вследствие недостатков инфраструктуры непрерывной холодильной цепи (НХЦ) [4, 5].
Для предотвращения порчи, сохранения качества и повышения безопасности пищевых продуктов, кроме правиль-
но подобранных методов холодильной обработки сырья и продукта, необходимыми условиями также являются соблюдение и контроль условий хранения, транспортирования, распределения и реализации [6, 7].
Одним из основных источников потенциальной опасности потери качества охлаждённых или замороженных пищевых продуктов являются те или иные нарушения температурных режимов по мере поэтапного продвижения продукции от производителя к потребителю. Так, в США экономический ущерб от снижения качества говядины, происходящие на всех этапах цепочки поставок мяса, оценивается в один миллиард долларов США в год [8, 9]. Поэтому от всех участников НХЦ требуется обеспечение над-
лежащих условий хранения и транспортирования, а также своевременная доставка пищевых продуктов в установленные сроки с минимальными затратами и максимальным сохранением первоначального качества [10, 11,12].
Исследования зарубежных учёных показывают, что температурные нарушения в той или иной степени происходят на всех без исключения стадиях НХЦ и не ограничиваются каким-либо конкретным видом продукта. Поэтому идентификация конкретных мест нарушений температурных режимов в звеньях НХЦ имеет решающее значение для их своевременного устранения [13]. И основные проблемы, связанные с неправильным температурным режимом, обычно обнаруживаются в точках передачи продуктов от одного субъекта НХЦ к другому [14, 15, 16].
В этой связи необходим контроль температурной стабильности охлаждённых или замороженных пищевых продуктов, т. е. от момента производства, последующего транспортирования и распределения до момента потребления как охлаждённая, так и замороженная продукция должна находиться при температуре, соответствующей нормативной документации [17]. Воздействие на пищевой продукт температурных колебаний, выходящих за пределы рекомендуемого диапазона в любом из звеньев НХЦ, может привести к снижению качества, а также изменениям, вредящим здоровью человека [18, 19, 20].
В рамках европейского проекта FRISBEE была разработана веб-платфор-
ма для сбора данных о температурном режиме для охлаждённых и замороженных продуктов, включающая все стадии НХЦ (промышленность, дистрибьюторы, розничные торговцы и потребители). Эта обширная база данных, содержащая более 14000 температурно-времен-ных профилей ((т-Т)), в т. ч. 3500 тем-пературно-временных профилей мясных продуктов на различных стадиях НХЦ может служить ценным инструментом её управления [21]. Например, согласно полученным температурно-временным профилям, средняя температура всей холодильной цепи мясных продуктов в Европе колеблется от 3,5 до 5 °С [22].
Различные пищевые продукты требуют поддержания температурных условий на различных уровнях для обеспечения их сохранности. Промышленность ряда стран отреагировала на эту проблему установлением общегосударственных температурных стандартов: «банан» (13 °С), «охлаждённый» (2°С), «замороженный» (минус 18 °С) и «глубоко замороженный» (минус 29°С), каждый из которых относится к определённым группам продуктов [23].
Соблюдение соответствующих температурных стандартов необходимо для сохранности пищевого продукта на протяжении всей цепочки поставок и позволяет обеспечить оптимальный срок хранения, что особенно важно для скоропортящейся продукции, к которой относятся охлаждённые мясо и мясные продукты. Для таких продуктов любое отклонение может привести к необратимому и дорогостоящему ущербу: они могут просто потерять свою рыночную стоимость, востребованность или полезность [23].
Например, при доставке авторефрижераторами продуктов питания и их предреализационного хранения в торговой сети температура в транспортных средствах и витринах розничных магазинов превышала рекомендуемую температуру соответственно в 6,5 и 79,7% случаев [24]. При изучении температурных режимов в звеньях НХЦ для ветчины Деренс-Берто (ОегепБ-Вег^еаи et а1.) и др. обнаружили, что 42% ветчинных продуктов хранятся и транспортируются при температурах выше 4 °С [25].
При правильной организации процессов подготовки и отгрузки произведённой пищевой продукции, а также при соответствующем контроле требуемых температур, адаптированных к условиям процесса перевозки и приёмки груза получателем, производственные предприятия различных отраслей пищевой промышленности, использующие НХЦ, могут
достичь значительного экономического успеха [23]. Необходимо отметить, что по данным ряда исследований в последние десятилетия ситуация в этом вопросе значительно улучшилась, что позволило предприятиям в большей степени удовлетворять потребности рынка в широком ассортименте качественных и безопасных продуктов питания [23].
Транспортирование является важным «связующим» звеном в НХЦ [5, 26]. На всех этапах НХЦ существует необходимость в перевозках пищевых продуктов и применении специализированных транспортных средств для их осуществления [27, 28, 29].
Перевозки охлаждаемым автотранспортом - наиболее распространённый вид транспортировки продовольствия, при этом пищевая продукция может транспортироваться в течение довольно продолжительного времени и на большие расстояния, поэтому поддержание температуры скоропортящихся продуктов имеет решающее значение для их сохранности [24, 30, 31, 32].
Хотя процесс транспортирования является не таким продолжительным, как хранение в распределительных холодильниках, в случае возникновения температурных изменений в продукте при
нарушении требований перевозок, установленных изготовителем, существует риск невозможности нормализовать температуру продукта в условиях дальнейшего предреализационного и потребительского хранения, что отрицательно скажется на его практическом сроке годности [22, 23, 33, 34].
Так, в интервале температур от минус 2 до 5°C каждый градус превышения оптимальной температуры, близкой к крио-скопической, означает сокращение срока хранения охлаждённого мяса на ~ 10% (рисунок 1) [1].
Рисунок 1. Способность мяса к хранению при различных температурах (100% — при близкриоскопической температуре)
lljii
MitoE IJ Ч TU t iV
]'е-1лПт|'jr, |>J ïpiHtDBD
В таблице 1 приведены оптимальные температуры хранения скоропортящихся пищевых продуктов (мяса и мясных про-
Таблица 1
Оптимальные температуры хранения мяса и мясных продуктов [35]
Вид продукта Оптимальная температура хранения мяса и мясных продуктов
Глубокозамороженные мясо и мясные продукты -25 °С и ниже
Замороженные мясо и мясные продукты -20 °С и ниже
Охлажденные продукты:
свежее мясо -1,5 °C
мясные продукты -2 °C
птица -1,5 °C
дуктов), которые, по мнению зарубежных специалистов, следует учитывать при выборе режимов их транспортировки [35].
На территории Российской Федерации организация необходимых условий транспортирования мяса и мясных продуктов регламентируются рядом основных документов [28, 36]. Специализированные автотранспортные средства, осуществляющие перевозку охлаждённых и замороженных пищевых продуктов, в том числе скоропортящейся пищевой продукции, должны отвечать требованиям [37, 38, 39].
В Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в статье 17 «Требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции» указано, что перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия - в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции [37].
В Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» в разделе IX «Требования к процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов убоя и мясной продукции» указано, что процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента ТР ТС 021/2011 [40].
Таким образом, для процессов хранения и транспортирования обязаны соблюдаться температурные режимы, указанные изготовителем данного вида продукции, при этом условия транспортирования должны соответствовать условиям хранения и не превышать предельно допустимых температурных значений, указанных в нормативных документах.
В таблице 2 приведены значения температур, при которых рекомендовано осуществлять хранение и транспортирование мяса и пищевых субпродуктов (систематизировано на основании данных НТД (ГОСТ и ТУ на мясо и мясную продукцию)).
Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии рекомендуется при перевозках охлаждённых пищевых продуктов соблюдать температурные режимы, указанные в Приложении 3 Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых
продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) [39]. В Соглашении также отмечается, что транспортные средства для перевозки перечисленных ниже охлаждённых пищевых продуктов должны выбираться и использоваться таким образом, чтобы самая высокая температура пищевых продуктов в любой точке груза во время перевозки не превышала указанной величины (таблица 3).
Регламент (ЕС) № 853/2004 от 29 апреля 2004 года, устанавливающий правила гигиены пищевых продуктов животного происхождения (Journal of Laws L139 / 55 от 30 апреля 2004 года), также требует,
чтобы их транспортировка осуществлялась по температурным критериям, представленным в таблице 3. Вышеуказанное законодательство допускает так называемые «ограниченные периоды», связанные с необходимостью проведения ряда логистических операций (подготовка отгрузки, погрузка и разгрузка товаров), в течение которых температура может не контролироваться [41].
Перевозка в транспортных средствах-рефрижераторах замороженных продуктов согласно Приложению 2 (СПС) осуществляется по правилам, аналогичным требованиям к перевозке охлаждённых продуктов, однако температура не
Таблица 2
Рекомендуемые температуры хранения и транспортирования мяса и мясных продуктов
Рекомендуемая температура
Состояние продукта мясо и пищевые субпродукты мясная продукция (кроме продуктов, подвергнутых высушиванию до остаточного содержания влаги не более 13%)
охлажденный от минус 1 до 4 °С от 0 до 6 °С
подмороженный - от минус 5 до минус 1 °С
замороженный не выше минус 18 °C не выше минус 8 °C.
Таблица 3 Температурные режимы при перевозках охлажденных мяса и мясных продуктов [39]
Продукт Максимальная температура
Красное мясо1 и крупная дичь (кроме субпродуктов) 7 °С
Мясные продукты2 6 °С либо температура, указанная на этикетке или в транспортных документ
Дичь (кроме крупной дичи), домашняя птица1 и кролики 4 °С
Субпродукты1 3 °С
2 °С либо температура, Рубленое мясо1 указанная на этикетке или
в транспортных документах
(1) - В любом виде.
(2) - За исключением продуктов, подвергшихся полной обработке путем соления, копчения, сушки или стерилизации.
Рисунок 2. Практический срок хранения (PSL) для некоторых категорий мяса и мясных продуктов: 1 — сырое и предварительно приготовленное нежирное мясо;
2 — сырое и предварительно приготовленное жирное мясо;
3 — предварительно приготовленные продукты без подливки
должна превышать минус 18 °С (при допустимых кратковременных повышениях температуры не более чем на 3°С) [39, 41].
Были предприняты попытки определить, как долго определённые категории продуктов могут эффективно храниться и перевозиться без чрезмерного ущерба их качеству [42]. Этот период называют практическим сроком хранения (РБЬ) или сроком годности, приемлемым для потребителя.
На рисунке 2 приведены диапазоны практического срока хранения для некоторых категорий мяса и мясных продуктов при различных температурах [42, 43].
Согласно общемировой практике и ГОСТ 52427-2005 «Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения» мясо классифицируются по термическому состоянию на следующие категории: парное, остывшее, охлаждённое, подмороженное, замороженное, глубокой заморозки, размороженное [44, 45].
Каждая категория мяса по своему термическому состоянию требует соблюдения различных условий при перевозке - мясо может транспортироваться в охлаждённом, подмороженном и замороженном состоянии. В зависимости от категории продукта, расстояния и маршрута, к транспортному средству предъявляются определённые требования по обеспечению температурно-влажностного режима в грузовом отсеке (кузове авторефрижератора).
Свежее мясо является скоропортящимся продуктом и поэтому характеризуется коротким сроком хранения, зависящим от температуры хранения и транспортирования [46, 47, 48, 49].
Кроме того, температура окружающей среды является важнейшим фактором, влияющим на увеличение роста и выживаемости патогенных микроорганизмов, повышение потенциала последующей выработки токсинов и, соответственно, на качество и безопасность мяса [50].
Свежее мясо и мясопродукты должны быть обработаны, сохранены и транс-
портированы в диапазоне температур от 2 до 7°С в зависимости от вида мяса. Повышение температуры выше определённого температурного диапазона приводит к сокращению срока хранения и существенным экономическим потерям [51].
В регламентах (ЕС) 853/2004 и (ЕС) 2017/1981 «О внесении изменений в приложение III к постановлению (ЕС) № 853/2004 Европейского парламента и Совета в отношении температурных условий при транспортировке мяса» указывается, что красное мясо охлаждается до определённых значений (7°С -для туши и 3 °С - для субпродуктов) путём непрерывного снижения температуры после убоя и переработки на скотобойнях. Эта температура должна быть достигнута до того момента, как мясо покинет скотобойню, а также должна поддерживаться во время хранения и транспортировки.
При этом операторы пищевого бизнеса скотобойни (РВОб) могут быть уполномочены на:
► транспортировку мяса при температурах, вышеуказанных, для производства специфических продуктов, для которых такая транспортировка
оправдана по технологическим соображениям; ► перевозку туш, полутуш, четвертей или полутуш, разрезанных не более чем на три оптовых отруба, которые были частично охлаждены, но ещё не достигли температуры желудка 7°С, при соблюдении определённых условий. Перевозка мяса, не охлаждённого до температуры ядра 7°С (туша) или 3°С (субпродукты), может быть разрешена для производства конкретных продуктов при условии, что транспортировка этого мяса с одного предприятия на другое осуществляется в соответствии с требованиями, установленными компетентными органами как страны происхождения, так и места назначения.
Операторы пищевого бизнеса (РВОб) на скотобойнях должны продемонстрировать соответствие температурным и микробиологическим требованиям, применимым к конкретной продолжительности транспортировки, для которой они были разрешены. Они изложены в таблице 4 [52].
На территории Российской Федерации процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя должны соответствовать требованиям Технических регламентов Таможенного союза [37, 40]. В таблице 5 приводятся данные по температурным режимам при хранении и транспортировании остывшего мяса из ряда отечественных источников.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ В №2 2021)
© КОНТАКТЫ:
Корниенко Владимир Николаевич а kortiz@yandex.ru Горбунова Наталия Анатольевна а n.gorbunova@fncps.ru
Таблица 4
Температурные и микробиологические требования, применимые к конкретной продолжительности транспортировки
Вид мяса, предназначенного для траспортиро-вания (туши, полутуши, отруба) Температура поверхности2, °С Максимальное время охлаждения до температуры поверхности3, час Максимальная температура воздуха в транспортном средстве4, °С Максимальное среднесуточное количество аэробных колоний туши
При максимальном времени транспортировки1 6 часов
Баранина, козлятина 8 1о^03.5 КОЕ/см2 (2.8)
Говядина 7 20 6 !о^0 3.5 КОЕ/см2 (2.8)
Свинина 16 !о^04 КОЕ/см2 (3.3)
При максимальном времени транспортировки1 30 часов
Свинина 7 16 6 !О&04 С^/СШ2 (3.3)
При максимальном времени транспортировки1 60 часов
Баранина, козлятина, Говядина 4 12 24 3 !о&03 КОЕ/см2 (2.3)
(1) - максимальное время транспортировки, разрешённое от начала погрузки мяса до момента его прибытия в конечный пункт назначения. В случае каких-либо задержек это время должно быть сокращено на продолжительность задержки, то есть задержка погрузки на 2 часа при 6-часовой поездке будет означать, что максимальное время транспортировки составит 4 часа;
(2) - максимальная температура поверхности мяса при погрузке;
(3) - температура поверхности достигается в течение максимального времени охлаждения, которое является максимальным временем, допустимым с момента умерщвления до достижения продуктом максимальной температуры поверхности;
(4) - максимальная температура воздуха в транспортном средстве, которая изменяется в зависимости от вида и продолжительности транспортировки и является максимальной температурой, при которой мясо должно находиться при погрузке и в течение всей перевозки. Допускается несколько этапов выгрузки части продукции, но все они должны быть завершены в течение максимального времени транспортировки
Таблица 5
Температурные режимы при хранении и транспортировании на небольшие расстояния остывшего мяса и продуктов из мяса убойных животных
Температура
Наименование груза Срок хранения хранения, °С груза при погрузке, °С в кузове при перевозке, °С Источник
Мясо остывшее Сроки годности, условия хранения и транспортирования, гарантирующие сохранность, качество и безопасность продукции, устанавливает изготовитель 4 - 12 4 - 12 4 - 10 [53, 54] ГОСТ 34120-2017, ГОСТ 31476-2012, ГОСТ 34200-2017
до 7 суток 0 - 4 0 - 4 0 - 4 [55]
Мясо неохлаждённое, нарезанное - мелкими кусками (рагу, гуляш и т. п.) - мелкими кусками (0,25-1,0) кг - крупными кусками 24 ч 24 - 36 ч 48 ч
Мясные порционно- кусковые полуфабрикаты: - антрекот, бифштекс, филе (натуральные) - панированные 36 ч 24 ч
Жаркое особое, мясное ассорти 18 ч
Фарши мясные (говяжий, свиной, из мяса других убойных животных, комбинированный), вырабатываемые: - мясоперерабатывающими предприятиями; - предприятиями торговли и общественного питания; 24 ч 12 ч 2 - 6 < 6 < 6 [56, 57]
Полуфабрикаты мясокостные (крупнокусковые, порционные, мелкокусковые) 36 ч
Субпродукты убойных животных (печень, почки, язык, сердце, мозги) 24 ч
Мясо после убоя для производства мясных снэков Сроки годности, гарантирующие сохранность, качество и безопасность продукции, устанавливает изготовитель 0 - 4 0 - 4 0 - 4 [58]
1. Энциклопедия «Пищевые технологии». Том 16 «Технологии холодильной обработки Entsiklopediya «Pishchevyye tekhnologii». Tom 16 «Tekhnologii kholodil'noy obrabotki i khraneniya pish-и хранения пищевой продукции», книга 1. - ООО «ИД «Углич»», 2019. - 339 с. chevoy produktsii», kniga 1 [Encyclopedia "Food Technologies". Volume 16 "Technology of refrigerated processing and storage of food products. Book 1]. - OOO «ID «Uglich»», 2019. - 339 p.
2. Recommendations for Chilled Storage of Perishable Produce. - France, Paris: International Institute of Refrigeration, 2000. - 145 p.
3. Микробиологическая порча пищевых продуктов. Под ред. К. де В. Блэкберна. - СПб.: Mikrobiologicheskaya porcha pishchevykh produktov [Microbiological spoilage of foods]. Pod red. K. de Издательство Профессия, 2008. - 784 с. V. Blekberna. - SPb.: Izdatel'stvo Professiya, 2008. - 784 p.
4. Coulomb, D. Refrigeration and cold chain serving the global food industry and creating a better future: two key IIR challenges for improved health and environment / D. Coulomb // Trends in Food Science & Technology. - 2008. - V. 19. - P. 413-417. Doi: 10.1016/j.tifs.2008.03.006.
5. Guide to Refrigerated Transport / Ed. Robert D. Heap. 2-nd Edition. - France, Paris: International Institute of Refrigeration. - 2010. - 182 p.
6. Domaradzki, P. Effect of freezing storage on physicochemical properties of vacuum-packed beef / P. Domaradzki, P. Skatecki, M. Florek, A. Litwinczuk // Zywnosc: Nauka, Technologia, Jakosc, -2011. - V. 4 (77). - P. 117-126. DOI: 10.15193/zntj/2011/77/117-126.
7. Николаев, Н.С. Определение режимов замораживания пищевых продуктов. / Н.С. Нико- Nikolayev, N.S. Opredeleniye rezhimov zamorazhivaniya pishchevykh produktov [Determination of food лаев, В.Н. Корниенко, П.И. Пляшешник, А.Г. Донецких // Вестник ВГУИТ. - 2020. - № 2. - freezing regimes] / N.S. Nikolayev, V.N. Korniyenko, P.I. Plyasheshnik, A.G. Donetskikh // Vestnik VGUIT. -С. 17-24. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-2-17-24 ISSN2226-910X E-ISSN2310-1202. 2020. - № 2. - P. 17-24. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-2-17-24 ISSN2226-910X E-ISSN2310-1202.
8. Koutsoumanis, K. Modelling food spoilage in microbial risk assessment // Journal of Food Protection. - 2009. - V. 72 (2). - P. 425-427. DOI: 10.4315/0362-028x-72.2.425.
9. Scheer, F.P. Optimizing supply chains using traceability systems. In Smith, I. and Furness, A. (eds.), Improving traceability in food processing and distribution. Woodhead Publishing Limited, Cambridge, UK. - 2006. - P. 52-64.
10. Recommendations for Processing and Handling of Frozen Foods / Ed. Leif B0gh-Sorensen. // 4-th Edition. - France, Paris: International Institute of Refrigeration. - 2006. - 174 p.
11. Семенова, А.А. Связанные одной холодильной цепью / А.А. Семенова, Л.А. Веретов, Semenova, A.A. Svyazannyye odnoy kholodil'noy tsep'yu [Linked by one cold chain] / A.A. Semenova, О.В. Большаков, В.Н. Корешков // Все о мясе. - 2011. - № 6. - С. 4-6. L.A. Veretov, O.V. Bol'shakov, V.N. Koreshkov // Vsyo o myase. - 2011. - № 6. - P. 4-6.
12. Hoang, H.M. Evaluation of food safety along the cold chain by determining and stochastic approaches / H.M. Hoang, D. Flick, G. Alvarez, O. Laguerre [Electronic resource]. - Praque, Czech Republic: Proceedings of ICR. - 2011. August 21-26. - CD-ROM.
13. Nodali, N. Time-temperature abuse in the food cold chain: Review of issues, challenges, and recommendations / Nodali Ndrahaa, Hsin-I. Hsiaoa, Jelena Vlajic, Min-Feng Yang, Hong-Ting Victor Lin // Food Control. - 2018. - V. 89. - P. 12-21. DOI: 10.1016/j.foodcont.2018.01.027.
14. Nychas, G.-J.E. Meat spoilage during distribution / G.-J.E. Nychas, P.N. Skandamis, C.P. Tassou, K.P. Koutsoumanis // Meat Science. - 2008. - V. 78 (1-2). - P. 77-89.
15. Olsson, A. Temperature controlled supply chains call for improved knowledge and shared responsibilities / A. Olsson // In Aronsson, H. (ed.) Conference Proceedings NOFOMA 2004, Linkoping, Sweden, 2004. - P. 569-582.
16. Ovca, A. Maintaining a cold chain from purchase to the home and at home: Consumer opinions / A. Ovca, M. Jevsnik // Food Control. - 2009. - V. 20 (2). - P. 167-172.
17. Czarniecka-Skubina, E. System tracking and tracing food as tool ensure consumer safety / E. Czarniecka-Skubina, D. Nowak // Zywnosc: Nauka. Technologia. Jakosc. - 2012. - V. 5. - P. 20-36. DOI: 10.15193/zntj/2012/84/020-036.
18. Huelsmann, M. Causes and effects of cold chain ruptures: performance of fragmented versus integrated cold chains / M. Huelsmann, V. Brenner. Germany: Jacobs University Bremen, 2011.
19. Avilova, S.V. An effect of storage and transportation temperature on quantitative and qualitativecomposition of microflora of plant products / S.V. Avilova, V.N. Kornienko, A.A. Gryzunov, A.A. Vankova // Food Systems. - 2019. - V. 2. - № 4. - P. 42-47. DOI: 10.21323/2618-9771-2019-2-4-42-4.
20. Jean-Paul Rodrigue, Theo Notteboom The Cold Chain and its Logistics. Электронный ре- Jean-Paul Rodrigue, Theo Notteboom The Cold Chain and its Logistics. Electronic resource. - Access сурс. - Режим доступа: [https://transportgeography.org/contents/applications/cold- mode: [https://transportgeography.org/contents/applications/cold-chain-logistics/] (Date of access: chain-logistics/] (Дата обращения: 14.01.2021). 14.01.2021).
21. Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://frisbee-project.eu]. Electronic resource. - Access mode: [http://frisbee-project.eu].
22. Gogou, E. 2015. Cold chain database development and application as a tool for the cold chain management and food quality evaluation / E. Gogou, G. Katsaros, E. Derens, G. Alvarez, P.S. Taoukis // International Journal of Refrigeration. - 2015. - V. 52. - P. 21-109. DOI: 10.1016/j.ijrefrig.2015.01.019.
23. Rodrigue, J.P. The Cold Chain and its Logistics / J.P. Rodrigue, T. Notteboom // The Geography of Transport Systems, 2020. - New York: Routledge. - 456 p. ISBN978-0-367-36463-2.
24. Derens, E. The cold chain of chilled products under supervision in France / E. Derens, B. Palagos, J. Guilpart // 13th World Congress of Food Science & Technology iufost. France, 2006. - V. 19. -P. 51-164. DOI: 10.1051/IUFoST:20060823.
Время действовать!
ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ КАСТРАЦИЯ ХРЯКОВ СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ, СВЯЗАННЫХ СХИРУРГИЧЕСКОЙ КАСТРАЦИЕЙ (ПАХОВЫЕ ГРЫЖИ, СТРЕПТОКОККОВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ДР.)1 УЛУЧШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТУШ (ОДНОРОДНОСТЬ, КАТЕГОРИЙНОСТЬ И ПРОЦЕНТ ВЫХОДА ПОСТНОГО МЯСА)2
1Я:ТорП'Еое И1ИММ'Н"Е1НИе ИмПр'О '1тр1"
i_,DDIWIWIPI mifuniniub П<-Л1ри11Л^1иЩЛД^ПДЦ>1<-ПП01Л
ш ■ е
начен для применения свиноматкам и ремонтным свинкам
iiSSS
ппзгг iil^ll
менованиедействующего вещества: гонадолиберин. f
ействиялрепайаг.а..заключаетс.я в выв антител;
раствор для инъекций. Импровак вод| ютоетствующей вместимости, укупоре
as п»~-
е действующего вещества содержит гонадолиберин^конъюгорованный с дифтерийным 1н1т"кин' „ у_ по,,тук
Импревок
1ЛТя!1в ¡ржчергяжи, а оставшаяся частьучаствует в „(-чески, процесс, в организме Ж-тны, 1,
ушения режима дозирования лекарственного препарата. В редких случаях у отдельных животных возможно образование незначительного отега на месте введения препарата, который постепенно исчезает. В случае поя1 е
входит тиомерсал, при соблюдении условии хранения составляет 39 месяцев с даты выпуска, хлорокрезол - 36 месяцев с даты выпуска, после вскрытия флакона - не более 28 дней. екрецию в аденогипофизе фолликулостимулирующего (ФСГ) и лкгтеинизийющего (ЛГ) гормонов, ответственных за выработ^ тестостерона, регулирующегго функцию тестикул у хряков. кулов и их регрессии. Активные компоненты лекарственного препарата Импровак представляют собой комплексную молекулу пептида - гонадолиберина, конъюгиршнного с белком ившаяся часть участвует в метаболических процессах в организме животных. Импровак по степени воздействия на организм относится к малотоксичным веществам (IV класс опасности
...................................-----------------------------------^»~■'■---"~■•---■'■^ееП"P"п®т?нхр;к?a,:"п,рsеин"в"Лlикае[lсятEедн"нЫJвssепеан[Eí !х
означают антигистаминные средства, холиномиметики,
ДЛЯ ЖИВОТНЫХ. ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. ДЛЯ ВАС.
ня смертности хирургически кастрированных хряков на откорме с ваи
Derens-Bertheau, E. Cold chain of chilled food in France / E. Derens-Bertheau, V. Osswald, O. Laguerre, G. Alvarez // International Journal of Refrigeration. - 2015. - V. 52. ■ ijrefrig.2014.06.012.
P. 161-167. DOI: 10.1016/j.
Грызунов, А.А. Классификация специализированных транспортных средств для внутригородских перевозок охлаждённых пищевых продуктов / А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко, С.В. Авилова, А.Г. Донецких // Холодильная техника. - 2019. - № 6. - С. 34-38.
Энциклопедия «Пищевые технологии». Том 16 «Технологии холодильной обработки и хранения пищевой продукции», книга 2. - ООО «ИД «Углич»», 2019. - 298 с.
Корниенко, В.Н. Роль автоперевозок в непрерывной холодильной цепи оборота мяса и мясной продукции / В.Н. Корниенко, Н.А. Горбунова // Все о мясе. - 2020. - № 6. С. 32-42. DOI: 10.21323/2071-2499-2020-6-32-42.
Gryzunov, A.A. Klassifikatsiya spetsializirovannykh transportnykh sredstv dlya vnutrigorodskikh perevozok okhlazhdonnykh pishchevykh produktov [Classification of special transport vehicles for interurban transportation of refrigerated foods] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko, S.V. Avilova, A.G. Donetskikh // Kholodil'naya tekhnika. - 2019. - № 6. - P. 34-38.
Entsiklopediya «Pishchevyye tekhnologii». Tom 16 «Tekhnologii kholodil'noy obrabotki i khraneniya pishchevoy produktsii», kniga 2 [Encyclopedia "Food Technologies". Volume 16 "Technology of refrigerated processing and storage of food products. Book 2]. - OOO «ID «Uglich»», 2019. - 298 p. Korniyenko, V.N. Rol' avtoperevozok v nepreryvnoy kholodil'noy tsepi oborota myasa i myasnoy produktsii [The role of road transportation in the continuous cold chain of meat and meat product turnover] / V.N. Korniyenko, N.A. Gorbunova // Vsyo o myase. - 2020. - № 6. - P. 32-42. DOI: 10.21323/2071-2499-2020-6-32-42.
29. Грызунов, А.А. О проверке соответствия теплотехнических характеристик специализиро- Gryzunov, A.A. O proverke sootvetstviya teplotekhnicheskikh kharakteristik spetsializirovannykh av-ванных автотранспортных средств для перевозки продуктов международным нормам / totransportnykh sredstv dlya perevozki produktov mezhdunarodnym normam [About the test of com-А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко // Холодильная техника. - 2015. - № 5. - С. 47-50. pliance of heat engineering characteristics of special vehicles for perishables with international standards] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko // Kholodil'naya tekhnika. - 2015. - № 5. - P. 47-50.
30. Mercier, S. Time-Temperature Management Along the Food Cold Chain: A Review of Recent Developments / S. Mercier, S. Villeneuve, M. Mondor, I. Uysal // Comprehensive Reviews in Food Science and Food Safety. - 2017. - V. 16. - P. 647. DOI: 10.1111/1541-4337.12269.
31. AEA Technology. 2005. The validity of food miles as an indicator of sustainable development. Electronic resource. - Access mode: [http://library.uniteddiversity.coop/Food/DEFRA_Food_Miles_Re-port.pdf] (Accessed: 01.12.2020).
32. Грызунов, А.А. Совершенствование расчёта систем охлаждения авторефрижераторов Gryzunov, A.A. Sovershenstvovaniye raschota sistem okhlazhdeniya avtorefrizheratorov dlya usloviy для условий внутригородских перевозок / А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко, С.В. Авилова vnutrigorodskikh perevozok [Improving calculation of refrigeration systems in refrigerated trucks for in-// Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. - 2018. - № 2. - С. 100- ter-city transportation conditions] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko, S.V. Avilova // Khraneniye i pere-104. rabotka sel'skokhozyaystvennoy produktsii. - 2018. - № 2. - P. 100-104.
33. Kornienko, V.N. Heat and mass exchanging processes in a refrigerated truck body during multi-drop urban distribution of fresh herbs / V.N. Kornienko, A.A. Gryzunov, N.S. Nikolaev, V.V. Motin, N.V. Kazakova // Revista San Gregorio. - 2020. - № 37. - Р. 61-74. (WoS-(Q)). DOI: 10.36097/rsan.v1i37.1251.
34. Грызунов, А.А. О необходимости совершенствования подходов к выбору авторефриже- Gryzunov, A.A. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya podkhodov k vyboru avtorefrizheratorov dlya раторов для внутригородских перевозок пищевых продуктов / А.А. Грызунов, В.Н. Кор- vnutrigorodskikh perevozok pishchevykh produktov [On the necessity of improving approaches to the ниенко, С.В. Авилова // Вестник МАХ. - 2019. - № 2. - С. 13-21. DOI: 10.17586/1606- selection of refrigerator vehicles for intracity food transportation] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko, 4313-2019-18-2-13-21. S.V. Avilova // Vestnik MAKH. - 2019. - № 2. - P. 13-21. DOI: 10.175 86/1606-4313-2019-18-2-13-21.
35. IATA. Perishable cargo regulations. 9th ed. Montreal, Que., Canada/Geneva, Switzerland: CITES - International Air Transportation Association, 2009.
36. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://pravovoy-standart.ru/zzp/torgovlya-i- Electronic resource. - Access mode: [https://pravovoy-standart.ru/zzp/torgovlya-i-tovary/sroki-god-tovary/sroki-godnosti-i-hraneniya/pishhevoj-produktsii/myasa.html]. nosti-i-hraneniya/pishhevoj-produktsii/myasa.html].
37. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пище- Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza TR TS021/2011 «O bezopasnosti pishchevoy produkt-вой продукции», утверждённый решением комиссии Таможенного союза от 9 де- sii», utverzhdonnyy resheniyem komissii Tamozhennogo soyuza ot 9 dekabrya 2011 g. № 880 [Techni-
' ...... " " Режим доступа: [http://docs.cntd.ru/ cal Regulations of the Customs Union TR TS021/2011 "On the safety of food products", approved by the
decision of the Commission of the Customs Union of 9 December 2011 № 880]. Electronic resource. Access mode: [http://docs.cntd.ru/document/902320560].
38. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колес- Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza TR TS018/2011 «O bezopasnosti kolesnykh transport-ных транспортных средств», утверждённый решением комиссии Таможенного союза nykh sredstv», utverzhdonnyy resheniyem komissii Tamozhennogo soyuza ot 9 dekabrya 2011 g. № 877
кабря 2011 г. № 880. Электронный ресурс. document/902320560].
от 9 декабря 2011 г. № 877. Электронный ресурс. ru/document/902320557].
Режим доступа: [http://docs.cntd.
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, (СПС). - Женева: ООН, 2017. - 103 с.
[Technical Regulations of the Customs Union TR TS018/2011 "On the safety of wheeled vehicles", approved by the decision of the Commission of the Customs Union of 9 December 2011 № 877]. Electronic resource. - Access mode: [http://docs.cntd.ru/document/902320557].
Soglasheniye o mezhdunarodnykh perevozkakh skoroportyashchikhsya produktov i o spetsial'nykh transportnykh sredstvakh, prednaznachennykh dlya etikh perevozok, (SPS) [Agreement on the International Carriage of Perishable Goods and on Special Vehicles Designed for these Carriages (ATP)]. - Geneva: UN, 2017. - 103 p.
ZQetis
История компании. История компании в России началась в 1995 году с появлением российского представительства Pfizer. В 2012 году было объявлено о выделении ветеринарного подразделения Pfizer в самостоятельную компанию Zoetis («Зоэтис»), акции которой начали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером ZTS. На сегодняшний день это крупнейшая самостоятельная компания, деятельность которой направлена исключительно на разработку ветеринарных препаратов, вакцин и продуктов, связанных со здоровьем животных. В 2018 году компания Zoetis отметила свой первый 5-летний юбилей как самостоятельная организация. Лучший критерий успеха — 10 ООО сотрудников, талантливых, профессиональных и преданных своему делу, сохраняющих все то лучшее, что было сформировано за более чем 60 лет работы в рамках биз-нес-подраздеяения Pfizer Animal Health.
_ деятельности.
«Зоэтис» производит и поставляет качественные ветеринарные препараты и вакцины, диагностические наборы, диагностическое оборудование VETSCAN®, инновационные системы для in ovo вакцинации Embrex® Inovoject® и оборудование для автоматизации инкубаториев KL Automation, а также предоставляет техническую поддержку и реализует образовательные программы по всему миру. Благодаря исследованиям и разработкам «Зоэтис» ежегодно выводит на рынок инновационные препараты, расширяющие ассортимент компании.
Цели и задачи компании. Сегодня «Зоэтис» лидирует не только по объему инвестиций в исследования и разработку новых препаратов, но и по накопленной базе знаний в области ветеринарии, которыми компания готова делиться со своими клиентами. «Зоэтис» не ставит своей целью поддерживать имидж крупнейшей компании, но направляет максимум усилий на то, чтобы быть лучшей. И эта задача реализуется на всех этапах работы — от разработки новых ветеринарных препаратов до технического сопровождения после продажи.
Инновации и ассортимент. В лидеры рынка «Зоэтис» вывели инвестиции в разработку инновационных препаратов,
применение новейших технологий, строгий контроль качества и высокий уровень технических знаний. На данный момент в России зарегистрировано более 100 препаратов, которые хорошо известны специалистам в области ветеринарной медицины. В середине 2018 года в состав корпорации гоейв вошла компания АЬахк, которая является мировым лидером в разработке, производстве и продажах ветеринарного диагностического оборудования для клиник под брендом ■\flETSCAN. Флагманами линейки УЕТвСАК являются биохимический анализатор УЕКСАМ \Я>2 и гематологический анализатор УЕТвСАМ НМ5. Семейство приборов УЕТБСАК гоейв дает возможность проводить диагностику именно там, где она больше всего нужна, — прямо внутри ветеринарной клиники или на производстве. В 2020 году на рынке России появилась передовая технология менеджмента
дойных коров вМАКГВСЖ, которая позволяет получить больше информации для принятия надежных решений по работе с животными в режиме реального времени.
Персонал компании «Зоэтис», включая экспертов в области ветеринарной медицины, научных разработок и бизнеса, сотрудничает с университетами, НИИ, исследовательскими лабораториями, специализирующимися в области научных исследований, и ветеринарными клиниками по всему миру. В результате совместной работы «Зоэтис» открывает новые рыночные возможности, инновационные пути создания продуктов и технологий.
Девиз компании:
ДЛЯ ЖИВОТНЫХ. ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. ДЛЯ ВАС.
Контакты:
123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, блок С, БЦ «Башня на набережной».
Теп.: +7 (499) 922-30-22, e-mail: Russia@zoetis.com
www.zoetis.iu
18784240
40. ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. «О безопасности мяса и мясной продукции», принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68. Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://docs.cntd. ш^оситет/499050564].
TR TS034/2013. Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza. «O bezopasnosti myasa i myasnoy produktsii», prinyatyy Resheniyem Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 9 oktyabrya 2013 g. № 68 [On meat and meat product safety. Adopted by the EEC Decision № 68 on October 9, 2013]. Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: [http://docs.cntd.ru/document/499050564].
41. Jakubowski, T. Temperature Monitoring in the Transportation of Meat Products / T. Jakubowski // J Food Process Technol. - 2015. - V. 6. - P. 10. DOI: 10.4172/2157-7110.10 005 02.
42. Frozen Foods Handling & Storage, 2008. Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://www. Frozen Foods Handling & Storage, 2008. Electronic resource. - Access mode: [http://www.cold.org.gr/ cold.org.gr/library/downloads/Docs/FrozenFoodsHandling.pdf]. (Дата обращения: 21.01.21). library/downloads/Docs/FrozenFoodsHandling.pdf]. (Accessed: 21.01.21).
43. Рекомендации Международного Института Холода по производству и хранению за- Rekomendatsii Mezhdunarodnogo Instituta Kholoda po proizvodstvu i khraneniyu zamorozhennykh мороженных пищевых продуктов // Холодильная техника. - 2015. - № 6. - С. 34-38. pishchevykh produktov [Recommendations of the International Institute of Refrigeration on production and storage of frozen food] // Kholodil'naya tekhnika. - 2015. - № 6. - P. 34-38.
44. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://fb.ru/article/456935/perevozka-myasa- Electronic resource. - Access mode: [https://fb.ru/article/456935/perevozka-myasa-pravila-uslovi-pravila-usloviya-i-trebovaniya]. ya-i-trebovaniya].
45. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://ref-perevozka.ru/perevozka- Electronic resource. - Access mode: [https://fb.ru/article/456935/perevozka-myasa-pravila-uslovi-transportirovka-ohlazhdennogo-zamorozhennogo-myasa]. ya-i-trebovaniya].
46. Gospavic, R. Mathematical modelling for predicting the growth of Pseudomonas ssp. in poultry under variable temperature conditions / R. Gospavic, J. Kreyenschmidt, S. Bruckner, V. Popov, N. Haque // International Journal of Food Microbiology. - 2008. - V. 127 (3). - P. 290-297.
47. Koutsoumanis, K.P. Meat safety, refrigerated storage and transport: Modelling and management / K.P. Koutsoumanis, P. Taoukis. In Sofos, J. N. (ed.), Improving the safety of fresh meat, Woodhead Publishing Limited, Cambridge, UK, 2005. - P. 503-561.
48. Nychas, G.-J.E. Meat spoilage during distribution / G.-J.E. Nychas, P.N. Skandamis, C.P. Tassou, K.P. Koutsoumanis // Meat Science. - 2008. - V. 78 (1-2). - P. 77-89. DOI: 10.1016/j.meats-ci.2007.06.020.
49. Montanari, R. Cold chain tracking: a managerial perspective / R. Montanari // Trends in Food Science & Technology. - 2008. - V. 19 (8). - P. 425-431. DOI: 10.1016/j.tifs.2008.03.009.
50. Lee, M. Irradiation and packaging of fresh meat and poultry / M. Lee, J.G. Sebranek, D.G. Olson, J. Dickson // International Association for Food Protection, - 1996. - V. 59 (1). - P. 62-72. DOI: 10.4315/0362-028X-59.1.62.
51. Almonacid-Merino, S.F. Mathematical models to evaluate temperature abuse effects during distribution of refrigerated solid foods / S.F. Almonacid-Merino, J.A. Torres // Journal of Food Engineering. - 1998. - V. 20 (3). - P. 223-245. DOI: 10.1016/0260-8774(93)90066-s.
52. Регламент (ЕС) 2017/1981 Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://www.food.gov. Rekomendatsii Mezhdunarodnogo 52. Reglament (YES) 2017/1981 [International Recommendations 52. Regu-uk/sites/default/files/media/document/transport-of-over-temperature-red-meat-guidance. lation (EU) 2017/1981]. Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: [https://www.food.gov.uk/sites/default/files/ pdf] (Дата обращения 14.01.2021). media/document/transport-of-over-temperature-red-meat-guidance.pdf] (Data obrashcheniya 14.01.2021).
53. Белозеров, Г.А. Авторефрижераторный транспорт и контейнеры / Г.А. Белозеров, Belozerov, G.A. Avtorefrizheratornyy transport i konteynery [Refrigerated trucks and containers] / Б.С. Бабакин, А.А. Грызунов, Н.В. Помазкина, В.М. Шавра. - Рязань: ГУП РО «Рязан- G.A. Belozerov, B.S. Babakin, A.A. Gryzunov, N.V. Pomazkina, V.M. Shavra. - Ryazan': GUP RO «Ry-ская областная типография», 2010. - 298 с. azanskaya oblastnaya tipografiya», 2010. - 298 p.
54. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://perevozki-tk.ru/docs/stati/pravila- Electronic resource. - Access mode: [https://perevozki-tk.ru/docs/stati/pravila-perevozki-myasa/]. perevozki-myasa/].
55. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://tkstack.ru/perevozka-myasa].
56. Условия, сроки и температуры хранения и реализации продуктов питания. Сборник данных для предприятий торговли и общественного питания. - Казань.: ГК Трансфер, 2006. - 27 с.
57. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов». Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://docs.cntd. ru/document/901864836].
58. Дуць, А.О. Требования к процессу транспортирования мясной продукции и сырья для их производства / А.О. Дуць, Я.М. Ребезов, Н.Б. Губер, О.В. Зинина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). - С. 76-78. - Режим доступа: [https://moluch.ru/archive/71/12193] (Дата обращения: 14.01.2021).
Electronic resource. - Access mode: [https://tkstack.ru/perevozka-myasa].
Usloviya, sroki i temperatury khraneniya i realizatsii produktov pitaniya [Conditions, terms and temperatures of food storage and sales. Data book for trade and public catering enterprises]. Sbornik dan-nykh dlya predpriyatiy torgovli i obshchestvennogo pitaniya. - Kazan'.: GK Transfer, 2006. - 27 p. SanPiN2.3.2.1324-03 «Gigiyenicheskiye trebovaniya k srokam godnosti i usloviyam khraneniya pishchevykh produktov» [SanPiN2.3.2.1324-03 "Hygienic requirements for food shelf life and storage conditions"]. Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: [http://docs.cntd.ru/document/901864836]. Duts', A.O. Trebovaniya k protsessu transportirovaniya myasnoy produktsii i sy^ya dlya ikh proizvod-stva [Requirements for the process of transportation of meat products and raw materials for their production] /A.O. Duts', Ya.M. Rebezov, N.B. Guber, O.V. Zinina. -Tekst: neposredstvennyy// Molodoy uchenyy. - 2014. - №12 (71). - P. 76-78. - Rezhim dostupa: [https://moluch.ru/archive/71/12193] (Data obrashcheniya: 14.01.2021).
W
Мясокомбинат «Велес» - один из крупнейших производителей консервированной продукции на территории Урала и Сибири.
MULTUM NON MULTA
Качественное сырьё и современные технологии производства позволяют компании занимать лидирующие позиции на рынке консервированной продукции и сохранять устойчивый спрос покупателей. Консервированная продукция компании «Велес» представлена более чем в 15 регионах РФ.
• собственное мясное сырьё
• соблюдение рецептур государственных стандартов
• автоматизация процессов: наполнение, стерилизация, закатка и упаковка банок
• широкий ассортимент: мясо, рыба, каши, паштеты
Россия, г. Курган, 640027, ул Омская 82Е +7 (3522) 600-701 ■ » I
www.veles-kurgan.ru ^ iiil I