УДК 378.147
Soloviova I.B. TEMPERAMENT AS BASIS OF DRAFTING OF VARIANT EDUCATIONAL ROUTES WITHIN THE FRAMEWORK OF DISCIPLINE. Experience of organization of educational process is in-process described on the basis of the personality-oriented approach at drafting of variant educational routes for the bachelors of pedagogical formation of profile « Technology» at the study of discipline «Design and artistic constructing».
Key words: the personality-oriented approach in education, temperament, individual route of educating, variant educational route, methodology of teaching of design, preparation of bachelors of pedagogical education.
И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: art5001@rambler.ru
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ОСНОВА СОСТАВЛЕНИЯ ВАРИАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ
В работе описывается опыт организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированно-го подхода при составлении вариативных образовательных маршрутов для бакалавров педагогического образования профиля «Технология» при изучении дисциплины «Дизайн и художественное конструирование».
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход в образовании, темперамент, индивидуальный маршрут обучения, вариативный образовательный маршрут, методика преподавания дизайна, подготовка бакалавров педагогического образования.
Тенденция модернизации образования имеет глобальный характер и направлена на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов. Возросшие требования к подготовке выпускника педагогического вуза приводят к необходимости поиска путей организации учебно-воспитательного процесса через проектирование и моделирование новых технологий, методик, форм и способов деятельности.
Непременным условием любого прогрессивного метода обучения является индивидуальный подход. Индивидуально-творческая подготовка, преодолевая массово-репродуктивный характер современного педагогического обучения, обеспечивает выявление и развитие творческой индивидуальности будущего учителя, формирование у него неповторимой технологии педагогической деятельности. Важной предпосылкой для создания психологического комфорта студентам во время обучения является организация учебного процесса с учетом их когнитивных стратегий.
При исследовании процесса формирования одного из важных качеств будущего учителя технологии - творческой активности - были выявлены необходимые психолого-педагогические условия, одним из которых является среда, где нет готовых алгоритмов решения задач, где известные способы действий нерезультативны, где нужен поиск новых путей. Такая среда допускает и стимулирует комплекс воздействий, необходимых для формирования творческой активности личности. Это творчески развивающая среда, где личность имеет возможности реализации своих задатков и потенций, духовного и культурного самоопределения, саморазвития, самовыражения и самореализации, среда, обладающая высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, богатством возможностей. Устойчивые положительные эмоции, высокий уровень взаимного уважения и доверия, требовательности и принципиальности, чуткости и предупредительности выражают сущность творческого климата, творческой среды [1].
В группе, как правило, есть студенты со сходными показателями развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Поэтому, в процессе учебной деятельности преподаватель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение по вариативным образовательным маршрутам.
Индивидуальность студентов в образовательном процессе проявляется в следующем:
- разная степень усвоения предшествующего материала;
- индивидуальный темп, скорость продвижения в учении;
- различная степень заинтересованности в изучении конкретных тем того или иного предмета и в целом учебной дисциплины;
- различная степень сформированности учебной деятельности;
- индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы).
Степень влияния преподавателя на последнюю характеристику минимальна и не может быть положительной. Но учет этих особенностей должен осуществляться путем разнообразия форм выполнения учебных заданий (незначительная помощь со стороны преподавателя, предоставление различного времени для выполнения задания, использование различных форм контроля, предоставление возможности выполнения тех видов деятельности, которые для данного студента являются наиболее успешными).
Условием достижения целей и задач вариативного образовательного обучения как способа реализации личностно-ориен-тированного подхода в образовательном процессе является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся, развитие их индивидуальности и неповторимости. Вариативное образовательное обучение является решением противоречия между заданностью нормативных требований к определенным традиционным видам образовательной деятельности и необходимостью обеспечивать у обучающихся развитие столь необходимой, в настоящее время, компетенции - способности к творческой самореализации.
При исследовании процесса формирования творческой активности будущих учителей технологии (при обучении студентов дизайну и художественному конструированию) была предпринята попытка учета их темпераментов - совокупности свойств личности, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Психологи выделяют общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности как сферы проявления темперамента.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой. Человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным. В моторной сфере проявление темперамента выражается в темпе, быстроте, ритме и общем количестве движений. Эмоционально темперамент проявляется во впечатлительности, чувствительности, импульсивности.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого, несдержанного человека. Но он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но не продолжительны, работает рывками, склонен к риску, способен быстро действовать и решать, настойчив в достижении цели. Холерический темперамент позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе - не хватает выдержки.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека, который быстро «загорается», но и быстро остывает и теряет интерес. Его быстро утомляет напряженная умственная или физическая работа. Сангвиник энергичен, часто не доводит дело до конца, способен быстро схватывать новое, тяготится однообразием, кропотливой работой. Люди сангвиничес-
кого темперамента обладают повышенной работоспособностью в начальный период работы, но затем к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
Флегматик последователен и обстоятелен в делах, осторожен и рассудителен, доводит начатое дело до конца, способен долго и упорно работать, но медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, любит основательно обдумывать решение.
Меланхолик не верит в свои силы, медленно входит в работу, его работоспособность выше в середине или к концу работы, быстро утомляется, чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, болезненно чувствителен и легко раним [2].
При организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по дисциплине «Дизайн и художественное конструирование» учитывался темп работы каждой группы студентов, объединенных по видам темперамента, сроки реализации различных этапов выполнения ими одних и тех же заданий, но скорректированных под вид их темперамента. Таким образом, материал темы рассматривался разными учащимися с разных позиций.
Приведем несколько примеров образовательных маршрутов по темам различных модулей дисциплины.
При обучении дисциплине студенты выполняют большое количество эскизов - предварительных набросков, фиксирующих замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, главные цветовые соотношения, конструктивная основа будущей модели. Костюмные эскизы подразделяются на следующие виды: фор-эскиз (быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительными изображениями её основных признаков), творческий эскиз (изображения моделей или коллекций, выполненные на бумаге большого формата с достаточной детальной прорисовкой не только общей формы одежды, но и отдельных её элементов), рабочий эскиз (рисунки-схемы, точно передающий силуэт, пропорции и детали костюмной формы, а также её конструктивную основу).
Практические задания выдавались студентам согласно выделенным четырем образовательным маршрутам:
для 1 образовательного маршрута (тип темперамента
- холерик) - выполнение фор-эскизов моделей спортивной одежды;
для 2 образовательного маршрута (тип темперамента
- сангвиник) - выполнение творческих эскизов моделей костюма в классическом стиле;
для 3 образовательного маршрута (тип темперамента
- флегматик) - выполнение рабочих эскизов моделей вечернего платья;
для 4 образовательного маршрута (тип темперамента
- меланхолик) - выполнение творческих эскизов моделей костюма в фольклорном стиле.
Библиографический список
При разработке костюмных эскизов приходится обращаться к различным средствам и приемам изобразительной выразительности. При всем их многообразии основными художественными средствами являются линии и пятно. Все линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. В эскизной графике существует понятие графическая фактура, которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. По способу изображения рисунка и его элементов графические фактуры разделяются следующим образом: линеарные фактуры (при создании изображения используются только точки и линии), пятновые фактуры (линия теряет самостоятельное значение и становится лишь границей, разделяющей соседние пятна), линеарно-пятновая фактура (рисунок представляет собой совокупность всех графических элементов - точки, линии, пятна, что усиливает выразительность возможного изображения).
Практические задания по теме «Выразительные графические средства и приемы эскизирования» выдавались студентам также согласно выделенным четырем образовательным маршрутам:
для 1 образовательного маршрута (тип темперамента
- холерик) - линеарное решение эскиза композиции геометрических тел;
для 2 образовательного маршрута (тип темперамента
- сангвиник) - линеарное решение эскиза комплекта аксессуаров;
для 3 образовательного маршрута (тип темперамента
- флегматик) - линеарно-пятновое решение эскиза комплекта аксессуаров;
для 4 образовательного маршрута (тип темперамента
- меланхолик) - пятновое решение эскиза композиции геометрических тел.
При изучении темы «Цветовая гармония в костюме» практические задания согласно образовательным маршрутам были следующими:
для 1 образовательного маршрута (тип темперамента
- холерик) - выполнение эскизов моделей с контрастным сочетанием цветов;
для 2 образовательного маршрута (тип темперамента
- сангвиник) - выполнение эскизов моделей с сочетанием родственных цветов;
для 3 образовательного маршрута (тип темперамента
- флегматик) - выполнение эскизов моделей с родственно-контрастным сочетанием цветов;
для 4 образовательного маршрута (тип темперамента
- меланхолик) - выполнение эскизов моделей с сочетанием родственных цветов.
Таким образом, с помощью вариативных образовательных маршрутов можно оптимально индивидуализировать процесс освоения студентами всех модулей дисциплины (а не по выбору) и содействовать снижению фактора неудовлетворенности обучающегося в образовании.
1. Соловьева, И.Б. Формирование творческой активности будущего учителя технологии в процессе изучения дисциплины «Дизайн и художественное конструирование»: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.
2. Барташев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М., 2002.
Bibliography
1. Solovjeva, I.B. Formirovanie tvorcheskoyj aktivnosti buduthego uchitelya tekhnologii v processe izucheniya disciplinih «Dizayjn i khudozhestvennoe konstruirovanie»: dis. ... kand. ped. nauk. - Novokuzneck, 2007.
2. Bartashev, A.V. Temperament i svoyjstva vihssheyj nervnoyj deyateljnosti: Psikhologicheskaya diagnostika. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 20.01.14
УДК 378.016:81+378.014
Alekhina N.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LINGUISTS. The article is devoted to pedagogical conditions that are necessary for the successful functioning of the system of the discourse-valuable competence formation of future linguists. The paper summarizes the characteristics of networking subjects of language training, organization of the tutor support training of future linguists and updating valuable aspect of creolized texts.
Key words: pedagogical conditions, formation, discourse - valuable competence, future linguists, language training.