Научная статья на тему 'Темп старения и показатели иммунной системы у мужчин'

Темп старения и показатели иммунной системы у мужчин Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
405
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ТЕМП СТАРЕНИЯ / ИММУННАЯ СИСТЕМА / BIOLOGICAL AGE / AGEING RATE / IMMUNE SYSTEM

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кочеткова Н. Г.

Проведено сопоставление показателей биологического (БВ), кардиопульмонального (КПВ) и иммунологического возраста (ИВ) у мужчин трех десятилетий жизни (от 30 до 60 лет) с использованием компьютерных программ Bioage и Snake. Полученные результаты сравнения БВ, КПВ и ИВ на разных этапах жизни мужчин подтверждают общую закономерность гетерохронности процессов старения систем и организма в целом и определяют необходимость дифференцированной оценки темпа старения, что влияет на подбор индивидуальных программ лечения и реабилитации пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кочеткова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rate of immune system agening among men

The research comprises the correlation of biological (BA), cardiopulmonary (CPA) and immunological (IA) age indicators in men of three different life decades (30 to 60) carried out using the Bioage and Snake software. The results of comparing BA, CPA, and IA at different stages of male life prove the general pattern of heterochrony of ageing processes of different systems and the body in general. They support the necessity of differential ageing rate estimation which affects the individual treatment and rehabilitation courses for patients.

Текст научной работы на тему «Темп старения и показатели иммунной системы у мужчин»

УДК 613.98+612.017.1

ТЕМП СТАРЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У МУЖЧИН

Н.Г. Кочеткова

Областной клинический терапевтический госпиталь для ветеранов войн, г. Челябинск

Проведено сопоставление показателей биологического (БВ), кардиопульмонального (КПВ) и иммунологического возраста (ИВ) у мужчин трех десятилетий жизни (от 30 до 60 лет) с использованием компьютерных программ Bioage и Snake. Полученные результаты сравнения БВ, КПВ и ИВ на разных этапах жизни мужчин подтверждают общую закономерность гетерохронности процессов старения систем и организма в целом и определяют необходимость дифференцированной оценки темпа старения, что влияет на подбор индивидуальных программ лечения и реабилитации пациентов.

Ключевые слова: биологический возраст, темп старения, иммунная система.

Принято считать, что процессы старения в различных физиологических системах протекают гетерохронно и гетеротопно, то есть неравномерно во времени и по структуре [1, 5, 8, 10, 11]. Определение темпа старения организма проводят с помощью различных методик оценки биологического возраста (БВ), позволяющих на основании выявления функциональных характеристик различных органов и систем провести компьютерную оценку соответствия формализованного показателя биологического возраста календарному [3, 4, 7, 9]. Наряду с БВ было предложено параллельное определение кардиопульмонального возраста (КПВ), позволяющего объективно оценивать темп старения важнейших функциональных систем организма: сердечно-сосудистой и дыхательной.

Нами была разработана математическая модель для определения иммунологического возраста (ИВ) у мужчин 30-80 лет [2, 6], на которую получен патент. Следующим этапом стало сопоставление возрастных изменений параметров иммунологического возраста и показателей БВ и КПВ, используемых в современной медицине.

Цель: провести сопоставление показателей биологического, кардиопульмонального и иммунологического возраста у мужчин трех десятилетий жизни (от 30 до 60 лет).

Материалы и методы: Обследовано 224 мужчины в возрасте от 31 до 60 лет. В исследование были включены лица, не имеющие на момент проведения работы жалоб, острых и хронических заболеваний в стадии обострения, не имеющие на момент обследования в анамнезе болезней аутоиммунного характера и другой иммунопатологии, а также онкологических, психических заболеваний.

При оценке иммунологического возраста у пациентов изучался популяционный и субпопуля-ционный спектр лимфоцитов и морфологическая оценка апоптоза этих клеток, а также показатели

гуморального звена иммунитета. Выделение клеток проводилось при градиентном центрифугировании по Boyum А. (1968). Определяли относительное и абсолютное содержание субпопуляций лимфоцитов в крови непрямым иммунофлюорес-центным методом с моноклональными антителами производства объединения «Препарат» (Нижний Новгород).

Для морфологической оценки апоптоза производили прижизненное окрашивание лимфоцитов красителем Hoechst 33342 (Boehringer Mannheim) с последующим учетом на микроскопе ЛЮМАМ-И1 процента клеток с выраженной фрагментацией ядра.

Для оценки гуморального звена иммунной системы определяли уровни иммуноглобулинов А, М, G по Mancini G. et al. (1965); циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) по В. Гашковой с соавт. (1978); общую гемолитическую активность комплемента по 50 %-ному гемолизу и активность компонентов комплемента С1-С5 методом молекулярного титрования.

Всем пациентам был определён биологический и кардиопульмональный возраст по программе Bioage Киевского НИИ геронтологии с использованием формулы В.П. Войтенко [9]. Иммунологический возраст определялся по авторской методике [2].

Биологический возраст сопоставлялся с должным биологическим возрастом, который является популяционным стандартом старения х выделением трех функциональных классов (ФК), по этому же принципу проводилась оценка темпа старения на уровне кардио-респираторной и иммунной системы: I ФК - определяемый возраст меньше должного более, чем на 3 года; II ФК - определяемый возраст находится в пределах ± 3 года по отношению к должному; III ФК - определяемый возраст превышает должный на 3 года и более.

Кочеткова Н.Г. Темп старения и показатели

__________________иммунной системы у мужчин

Показатели кардиопульмонального возраста в этих же возрастных группах мужчин приведены в табл. 2.

Как видно из таблицы, в группе мужчин от 31 до 40 и 41-50 лет распределение ФК КПВ имеет общую закономерность: с минимальной частотой встречается оптимальный I ФК, достоверно чаще

II ФК и максимально представлен пессимальный

III ФК. В группе 51-60 лет распределение ФК

КПВ было иным: приблизительно у 1/3 мужчин

выявлен I ФК, втрое реже - II ФК и практически у 1/2 группы установлен III ФК.

При сравнении распределения ФК КПВ по трем десятилетиям жизни можно выявить одну характерную особенность: с возрастом, от четвертой к шестой декаде жизни частота оптимального ФК старения нарастает. Количество пациентов с ускоренным темпом старения по КПВ (III ФК) было довольно стабильным в изучаемых десятилетиях жизни, колебалось от 67,4 до 52,2 %, существенные различия установлены по этому показателю только между I и III группами. В целом во всех трех возрастных группах самым представительным был III ФК, отражающий ускоренный темп старения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Распределение ФК ИВ, отражающих темп старения иммунной системы, приведен в табл. 3.

Как видно из табл. 3, представительство функциональных классов ИВ у лиц разных десятилетий существенно отличается. У 31-40-летних частота распределения ФК характеризуется минимальным представительством I ФК (8,4 %), нарастанием частоты II ФК (31,5 %) и особенно III ФК (60,1 %).

Таблица 1

Показатели функциональных классов БВ у мужчин разных десятилетий жизни

Группа п I ФК ПФК ШФК Р

1 31-40 лет 27 36,1 % 27,8 % 36,1 %

2 41-50 лет 32 56,5 % 20,4 % 23,1 % < 0,05і_п,і-ш

3 51-60 лет 21 43,2 % 31,8 % 25,0 % < 0,05цп

Р < 0,05і.2.і-з < 0,051_2

Таблица 2

Показатели функциональных классов КПВ у мужчин разных десятилетий жизни

Группа п I ФК ПФК ШФК Р

1 31-40 лет 27 8,4% 24,2 % 67,4 % <0,05і_п.і-ш.п-ш

2 41-50 лет 32 15,3 % 23,5 % 61,2 % < 0,05і_ш.п-ш

3 51-60 лет 21 36,4 % 11,4% 52,2 % < 0,05х_п.п-ш

Р < 0,051.3,2-э < 0,05і.з,г-з < 0,051.3

Таблица 3

Показатели функциональных классов ИВ у мужчин разных десятилетий жизни

Группа п I ФК ІІФК ІІІФК Р

1 31-40лет 27 8,4% 31,5 % 60,1 % < 0,05і.пл-шлі-ш

2 41-50лет 32 41,2% 43,5 % 15,3 % < 0,05і.щ.п-ш

3 51-60лет 21 31,8 % 43,2 % 25% < 0,05і.щ.п-ш

Р < 0,05і.2.і-з < 0,051.2 < 0,05і.2,і-з

Статистическая обработка выполнена с использованием пакета программ 8ТАТ18Т1СА уегБ.б.

Результаты. Обследуемый контингент, состоящий из 224 мужчин в возрасте от 31 до 60 лет, был разделен по календарному возрасту подекадно на 3 группы: I группа - возраст 31-40 лет (95 человек), II группа - возраст 41-50 лет (85 человек), III группа - возраст 51-60 лет (44 человека).

Первым этапом работы было определение стандартных показателей БВ и КПВ. Частота выявления разных функциональных классов БВ у мужчин от 31 до 60 лет подекадно представлена в табл. 1.

Анализ табл. 1 показывает, что самое равномерное распределение по частоте выявления трех разных функциональных классов БВ характерно для группы мужчин 31-40 лет, в которой каждый из анализируемых функциональных классов встречался у 27-36 % лиц.

Менее равномерным было распределение функциональных классов у мужчин двух других анализируемых десятилетий жизни. У мужчин 41-50 лет преобладал по частоте оптимальный I ФК, достоверно реже встречались II и III ФК.

У лиц 51-60 лет также превалировал оптимальный функциональный класс БВ, но различия по частоте его выявления были достоверными только в сопоставлении с частотой III ФК.

Если сравнивать частоту определения I ФК БВ у мужчин разных десятилетий жизни, то реже всего этот класс встречался в самой молодой группе 31-40 лет и достоверно чаще у лиц 41-50 лет. Соответственно у 41-50-летних мужчин пессимальный III ФК выявлялся реже. Различие по этому показателю было достоверным между I и III ФК с самой молодой из обследуемых групп.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 19

77

Проблемы здравоохранения

Напротив у 41-50-летних максимально представлены оптимальные классы (I и П), а П1 ФК встречался всего лишь в 15,3 % случаев.

В возрасте 51-60 лет максимально был представлен II ФК, отражающим соответствие ИВ и календарного возраста (43,2%), реже -1 ФК (31,8%) и достоверно реже III ФК (25,0 %).

Пессимальное соотношение функциональных классов регистрируется у лиц 31-40 лет, у которых I функциональный класс встречается достоверно реже, чем у мужчин 41-50 лет и 51-60 лет. Среди мужчин 31-40 лет особенно велика доля лиц с ускоренным темпом старения ИС, III функциональный класс в этой возрастной группе превалировал многократно и с высокой степенью достоверности превышал аналогичные показатели в других изучаемых группах. В целом максимальные темпы старения иммунной системы, выявленные в наших исследованиях у мужчин самой молодой возрастной группы (31—40 лет), соответствуют существующим представлениям о раннем начале и быстрой динамике возрастной инволюции центрального органа клеточного иммунитета - тимуса.

Таким образом, сопоставление БВ, КПВ и ИВ еще раз подтверждает общую закономерность ге-терохронности процессов старения разных систем и организма в целом и определяет необходимость дифференцированной оценки темпа старения разных физиологических систем для подбора индивидуальных программ лечения и реабилитации пациентов.

Литература

1. Анисимов, В.Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения / В.Н. Анисимов. -СПб.: Наука, 2003. - 468 с.

2. Snake. Система компьютерной оценки био-

логического возраста иммунной системы человека и прогнозирования темпов ее старения / А.В. Аршинов, Н.Г. Кочеткова, В.И. Ширяев и др. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №2006612651.-27.07.2006.

3. Белозёрова, Л.М. Алгоритм создания методов определения биологического возраста человека/Л.М. Белозёрова//Эстетическая медицина. -2006. - Т.5, М2. - С. 199-204.

4. Белозёрова, Л.М. Метод определения биологического возраста по работоспособности / Л.М. Белозёрова // Клиническая геронтология. -1988. -М2.- С.34-38.

5. Колътовер, В.К. Свободно-радикальная теория старения: современное состояние и перспективы / В.К. Колътовер // Успехи геронтологии. -

1998.-Вып. 2. - С. 37-42.

6. Математическая модель оценки иммунологического возраста / Н.Г. Кочеткова, Д.Ш. Альтман, В.И. Ширяев и др. //Врач и информационные технологии. -2006. —М2.- С. 44-49.

7. Мещанинов, В.Н. Методика определения биологического возраста человека: инф. письмо / В.Н. Мещанинов, И.В. Гаврилов. — Екатеринбург, 1995.-6 с.

8. Полякова, В.О. Тимус и старение: нейро-иммуноэндокринные механизмы / В. О. Полякова, И.М. Кветной. - СПб.: Система, 2004. -102 с.

9. Войтенко, В.И Біологічний вік людини і методи його визначення / В.П. Войтенко, М.Г. Ахалад-зе//Лікування та діагностика. -1996. -Ml. —С, 45.

10. Aspinall, R. Longevity and the immune response /R. Aspinall//Biogerontology. - 2000. -V1. -P. 273-278.

11. Goya, R.G. Homeostasis, thymic hormones and aging /R.G. Goya, F. Bolognani//Gerontology. -

1999. - V. 45, M 3. - P. 174-178.

Поступила в редакцию 16 января 2009 г,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.