Научная статья на тему 'ТЕМНЫЕ КОРОЛЕВЫ ТЕМНЫХ ВЕКОВ: КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ СЕРИАЛЕ'

ТЕМНЫЕ КОРОЛЕВЫ ТЕМНЫХ ВЕКОВ: КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ СЕРИАЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ / ТЕЛЕМЕДИЕВАЛИЗМ / ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗ ПРОШЛОГО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капорина Ю. В.

На сегодняшний день сериал является популярной и динамично развивающейся формой аудиовизуального текста, представляющей зрителю полноценный нарратив. Особое значение имеют сериалы, посвященные историческому прошлому. Благодаря особенностям производства и дистрибуции исторические сериалы создают в медиапространстве обширную и часто обновляющуюся базу репрезентаций исторических эпох. Тенденция на расширение расового разнообразия в кино и на телевидении в последнее время привела к активному привлечению актеров неевропейской внешности в проекты, репрезентирующие эпоху европейского Средневековья. Их выход на экраны повлек за собой ряд эффектов. Они не только оживили интерес к истории, но и активизировали охранительные тенденции в обществе, заставив вести дискурсивную борьбу за культурное наследие и историческую достоверность. Оперирование такими концептами, как раса, наследие и достоверность в едином контексте требует научной рефлексии и теоретического осмысления. В фокусе представленного исследования находится проблема пересборки образа прошлого путем вписывания в него расовых и национальных меньшинств. На основании исследования выборки сериалов первой четверти XXI в. истоки этого явления были обнаружены в конце 2000-х гг. Конструирование репрезентаций Средних веков под влиянием инклюзивной тенденции прошло три последовательных этапа: от использования символики темного цвета кожи к конструированию расово разнообразного социума. На последнем этапе наблюдается широкое присутствие актеров разных рас и национальностей в ролях всех планов, в том числе в качестве главных персонажей, чьи исторические прототипы были европейцами. Эта тенденция направлена на конструирование новой европейской идентичности путем «удревнения» присутствия и увеличения культурного вклада этнических меньшинств в европейской истории. Новый образ прошлого, последовательно создающийся на экране, призван снять вину за колониальное наследие и снизить градус социальной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DARK QUEENS OF THE DARK AGES. CONSTRUCTING A NEW IDENTITY IN HISTORICAL SERIES

Serial today is a popular and dynamically developing form of audiovisual text, presenting the viewer with a full-fledged narrative. Serials representing the historical past are particularly important. Due to the peculiarities of production and distribution, historical serials create an extensive and frequently updated pool of representations of historical epochs in the media space. The tendency towards increasing racial diversity in film and television has recently led to the active involvement of non-European actors in TV-projects representing the European Middle Ages. Their appearance on the screens led to a number of effects. They not only revived the audience’s interest in history, but also activated protective tendencies in society, forcing them to wage a discursive struggle for cultural heritage and historical authenticity. Operating with such concepts as race, heritage and authenticity in a single context requires scientific reflection and theoretical comprehension. This research focuses on the problem of reassembling the image of the past by incorporating racial and national minorities into audiovisual historical representations. Based on a research of a range of serials from the first quarter of the 21st century we concluded that the origins of this tendency date back in the late 2000s. The constructing of representations of the Middle Ages under the influence of the inclusive trend went through three successive stages: from the using of symbolism of dark skin color to the constructing of a racially diverse society. At the last stage, there is a wide presence of actors of different races and nationalities in roles of all plans, including as the main characters, whose historical prototypes were Europeans. This trend is aimed at constructing a new European identity, by “ancientizing” the presence and increasing the cultural contribution of ethnic minorities in European history. The new image of the past, consistently creating on the screen, is meant to remove the blame for the colonial legacy and reduce the degree of social tension.

Текст научной работы на тему «ТЕМНЫЕ КОРОЛЕВЫ ТЕМНЫХ ВЕКОВ: КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ СЕРИАЛЕ»

УДК 791.2

DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-204-222

Темные королевы Темных веков: конструирование новой идентичности в историческом сериале

Юлия В. Капорина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, jkaporina@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день сериал является популярной и динамично развивающейся формой аудиовизуального текста, представляющей зрителю полноценный нарратив. Особое значение имеют сериалы, посвященные историческому прошлому. Благодаря особенностям производства и дистрибуции исторические сериалы создают в медиапро-странстве обширную и часто обновляющуюся базу репрезентаций исторических эпох. Тенденция на расширение расового разнообразия в кино и на телевидении в последнее время привела к активному привлечению актеров неевропейской внешности в проекты, репрезентирующие эпоху европейского Средневековья. Их выход на экраны повлек за собой ряд эффектов. Они не только оживили интерес к истории, но и активизировали охранительные тенденции в обществе, заставив вести дискурсивную борьбу за культурное наследие и историческую достоверность. Оперирование такими концептами, как раса, наследие и достоверность в едином контексте требует научной рефлексии и теоретического осмысления. В фокусе представленного исследования находится проблема пересборки образа прошлого путем вписывания в него расовых и национальных меньшинств. На основании исследования выборки сериалов первой четверти XXI в. истоки этого явления были обнаружены в конце 2000-х гг. Конструирование репрезентаций Средних веков под влиянием инклюзивной тенденции прошло три последовательных этапа: от использования символики темного цвета кожи к конструированию расово разнообразного социума. На последнем этапе наблюдается широкое присутствие актеров разных рас и национальностей в ролях всех планов, в том числе в качестве главных персонажей, чьи исторические прототипы были европейцами. Эта тенденция направлена на конструирование новой европейской идентичности путем «удревнения» присутствия и увеличения культурного вклада этнических меньшинств в европейской истории. Новый образ прошлого, последовательно создающийся на экране, призван снять вину за колониальное наследие и снизить градус социальной напряженности.

© Капорина Ю.В., 2021

Ключевые слова: Исторический сериал, телемедиевализм, инклюзив-ность, идентичность, образ прошлого

Для цитирования: Капорина Ю.В. Темные королевы Темных веков: конструирование новой идентичности в историческом сериале // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 9, ч. 2. С. 204-222. DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-204-222

Dark queens of the Dark Ages. Constructing a new identity in historical series

Yulia V. Kaporina

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, jkaporina@mail.ru

Abstract. Serial today is a popular and dynamically developing form of audiovisual text, presenting the viewer with a full-fledged narrative. Serials representing the historical past are particularly important. Due to the peculiarities of production and distribution, historical serials create an extensive and frequently updated pool of representations of historical epochs in the media space. The tendency towards increasing racial diversity in film and television has recently led to the active involvement of non-European actors in TV-projects representing the European Middle Ages. Their appearance on the screens led to a number of effects. They not only revived the audience's interest in history, but also activated protective tendencies in society, forcing them to wage a discursive struggle for cultural heritage and historical authenticity. Operating with such concepts as race, heritage and authenticity in a single context requires scientific reflection and theoretical comprehension. This research focuses on the problem of reassembling the image of the past by incorporating racial and national minorities into audiovisual historical representations. Based on a research of a range of serials from the first quarter of the 21st century we concluded that the origins of this tendency date back in the late 2000s. The constructing of representations of the Middle Ages under the influence of the inclusive trend went through three successive stages: from the using of symbolism of dark skin color to the constructing of a racially diverse society. At the last stage, there is a wide presence of actors of different races and nationalities in roles of all plans, including as the main characters, whose historical prototypes were Europeans. This trend is aimed at constructing a new European identity, by "ancientizing" the presence and increasing the cultural contribution of ethnic minorities in European history. The new image of the past, consistently creating on the screen, is meant to remove the blame for the colonial legacy and reduce the degree of social tension.

Keywords: historical series, tv-mediavalism, inclusiveness, identity, image of the past

For citation: Kaporina, Yu.V. (2021), "Dark queens of the Dark Ages. Constructing a new identity in historical series", RSUH/RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 9, part 2, pp. 204-222, DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-204-222

Увеличение присутствия неевропейских этнических сообществ в социальной, экономической и политической жизни Европы и Америки в последнее десятилетие привело к нарастанию социального напряжения, которое нашло выход в политических движениях и актуализации расового дискурса. Сфера производства сериалов в полной мере ощутила на себе последствия нового витка развития расового вопроса. Из всех многообразных аспектов этого проблемного поля сосредоточим наше внимание на проблеме изменения репрезентаций средневековой эпохи в современных исторических сериалах. Перед нами стоит задача не только найти истоки и проследить развитие процесса интеграции неевропейских сообществ в аудиовизуальную канву репрезентаций истории Европы, но и дать оценку характеру этого явления.

В «Безумии толпы» Д. Мюррей заметил, что «в эпоху политизации и поляризации абсолютно всего вымышленный мир и мир искусств - один из лучших разрушителей барьеров между людьми -также становится полем для сражений за расовую эксклюзивность и расовое исключение» [Мюррей 2021, с. 246]. Как он убедительно продемонстрировал в серии кейсов, вопрос распределения ролей в таких культурных проектах, как кино, сериалы и мюзиклы, сегодня проходит под знаменем обратной расовой дискриминации [Мюр-рей 2021]. Ярче всего это проявляется при инклюзивном кастинге исторических драм. Появление нескольких подобных телепроектов в последние несколько лет уже стало поводом окрестить современность «эпохой дальтонизма»1. Появление темнокожих актеров в нехарактерном для них историческом сеттинге становится катализатором бурной полемики в СМИ и соцсетях.

Примером такого рода стал кейс «Анна Болейн» ("Anne Boleyn", Великобритания, 2021, реж. Л. Миллер)2. В случае этого британ-

1 Seth R. From "The Great" to "Bridgerton", Are Colour-Blind Period Dramas About To Become The Norm? [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vogue.co.uk/arts-and-lifestyle/article/inclusive-casting (дата обращения 1 авг. 21).

2 «Анна Болейн» / "Anne Boleyn", Великобритания, 2021, реж. Л. Миллер [Электронный ресурс]. URL: https://www.amediateka.ru/watch/ series_27580_anna-bolejn (дата обращения 25 окт. 2021).

ского мини-сериала скандал в медийном пространстве разразился еще на ранних стадиях производства, после обнародования кандидатуры актрисы, утвержденной на роль знаменитой королевы. Выбор темнокожей актрисы Дж. Тернер-Смит на роль Анны Болейн шокировал зрительскую аудиторию и с новой силой поставил вопрос визуальной достоверности нарратива исторического сериала. Сериал «Анна Болейн» стал дебютом как для режиссера Л. Миллер, так и для канала Channel 5, который ранее не занимался производством костюмных драм. Премьера сериала сопровождалась не только ангажированными статьями, но и замеченной подтасовкой рейтинга на крупнейшей платформе IMDb, которая позволила поднять сериал с рекордно низкой позиции на более приемлемое место (на момент подготовки этой статьи рейтинг «Анны Болейн» составлял 4,1 при показателе популярности - 1,236)3. На отечественном портале «Кинопоиск» рейтинг сериала стабильно удерживается на нижнем уровне - он составляет 1,524 на основании более 16 тыс. оценок4. Колоссальный разрыв между оценками культурных обозревателей СМИ и показателями свободного выражения зрительской рецепции обнаруживает необходимость теоретического осмысления феномена вторжения расового вопроса в индустрию производства аудиовизуальных текстов об историческом прошлом.

Присутствие актеров, чья раса и национальность не соответствуют историческому прототипу или иконографическому канону изображаемого персонажа, в кинофильмах и сериалах о прошлом с каждым годом становится все более распространенным явлением. Однако в поисках истоков этой тенденции было бы наивным останавливаться на расовом скандале вокруг вручения «Оскара» 2015 г. и изменившихся правилах Американской киноакадемии.

Ретроспективный анализ выборки англоязычных сериалов, воссоздающих образы европейского Средневековья, обнаруживает истоки этой тенденции в конце 2000-х гг. В авангарде расового разнообразия еще в 2008 г. выступил старейший телеканал Великобритании - BBC One. Сериал «Мерлин» ("Merlin", Великобритания, 2008-2012, созд. Дж. Джонс, Дж. Мичи, Дж. Капс, Дж. Мерфи)5

3 «Анна Болейн» [Электронный ресурс]. URL: https://www.imdb.com/ title/tt13406036/?ref_= nv_sr_srsg_0_^aTa обращения 20 июля 2021).

4 «Анна Болейн» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk. ru/series/2000450/ (дата обращения 20 июля 2021).

5 «Мерлин» / "Merlin", Великобритания, 2008-2012, созд. Дж. Джонс, Дж. Мичи, Дж. Капс, Дж. Мёрфи [Электронный ресурс]. URL: http:// timehd.org/news/merlin_1_5_sezon/2018-05-05-1413 (дата обращения 25 окт. 2021).

переосмыслил многие сюжетные линии и характеристики героев артурианы, однако настоящим прорывом оказался образ королевы Гвиневры. В начале сериала королева Гвиневра предстает перед зрителем как служанка Гвен, дочь кузнеца и наперсница леди Морганы. Отход от традиционной репрезентации важнейшей героини артуровского цикла становится особенно ярким благодаря выбору актрисы - впервые на экране роль средневековой королевы исполнила темнокожая актриса Э. Колби. Однако цвет кожи героини становится символом ее исключительности. Расовая принадлежность Гвен поддерживается ее семьей - отцом и братом, который впоследствии станет одним из первых рыцарей Круглого стола. Но общество Камелота все же остается достаточно гомогенным -кроме семьи Гвен, среди жителей практически нет представителей других рас и этнических меньшинств. Исключение составляет еще один ключевой персонаж артуровского цикла: роль сэра Ланселота исполнил латиноамериканский актер С. Кабрера. По мнению Ф. Панфилова, введение в кастинг актеров, чья внешность и расовая принадлежность разрушают традиционные представления о персонаже и противоречат репрезентируемой эпохе, можно расценивать исключительно в качестве постмодернистского переосмысления текста [Панфилов 2014]. Однако стоит заметить, что этот эксперимент стал провозвестником новой эпохи в телеиндустрии, которая характеризуется не просто расовым разнообразием, а его перенесением в визуальную картину исторического прошлого.

Следующим шагом на пути визуальной пересборки репрезентации прошлого стал крупный проект NBC и BBC Two - «Пустая корона» ("The Hollow Crown", Великобритания, 2012; 2014, созд. С. Мэндес)6. Это качественная, визуально роскошная и тщательно проработанная экранизация «исторического» цикла пьес У. Шекспира, посвященных английским королям Средневековья. Главным героем сериала является сам шекспировский текст, которым говорят актеры, придав ему звучание естественной речи. Несмотря на то что сериал опирается на художественное произведение, почти все его герои - исторические личности, а сеттинг, костюмы и построение кадра отсылают к конкретным историческим периодам. Тем удивительнее было появление во втором сезоне С. Оконедо в роли королевы Маргариты д'Анжу. Английское Средневековье получило еще одну темнокожую королеву. В отличие от королевы Гвиневры, которая является хотя и знаменитым,

6 «Пустая корона» / "The Hollow Crown", Великобритания, 2012; 2014, созд. С. Мэндес [Электронный ресурс]. URL: https://okko.tv/serial/the-hollow-crown/season/2 (дата обращения 25 окт. 2021).

Рис. 1. Артур и Гвиневра.

URL: https://merlin-camelot-magic.fandom.com/ru/wiki/ %D0%93%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0% B2%D1%80%D0%B0 (дата обращения 25 окт. 2021)

но вымышленным персонажем средневековой литературы, Маргарита д'Анжу была одним из ключевых игроков на политической арене Англии 1450 - начала 1470-х гг.: она активно противостояла Йоркам в борьбе за регентство при короле Генрихе VI, использовала все возможные рычаги влияния и неоднократно собирала армии, отстаивая наследственные права сына. Трудно найти более подходящую кандидатуру для прославления образа сильной женщины. Выбор актрисы, откровенно противоречащий историческим реалиям, не просто нарушил иконографию шекспировских пьес, а вновь подчеркнул незаурядность самой героини. Как и в кейсе «Мерлин», создатели сериала обращаются к символике цвета кожи, который становится означающим уникальность персонажа. Необходимо отметить, что несоответствие внешности актера облику персонажа является очевидным только для зрителя; в пространстве сериального нарратива ни раса, ни национальность, ни цвет кожи не являются фактами, имеющими значение для остальных героев.

Со второй половины 2010-х гг. присутствие представителей разных рас и национальностей в визуальном пространстве сериальных репрезентаций Средних веков расширяется и в количественном и в качественном отношении. Примером конструирования общества принятия, перенесенном в раннее Средневековье, может служить британский сериал «Беовульф» ("Beowulf", Великобрита-

ния, 2016, созд. Дж. Дормер, Т. Хайнс, К. Ньюмен)7. «Беовульф» от ITV не просто адаптирует для современного зрителя текст древнейшей англосаксонской поэмы, а преподносит глобально переработанный мир. Его главной особенностью является расовое и национальное разнообразие. В отличие от более ранних сериалов, точечно обращавшихся к проблеме цвета кожи, за счет которой они эпатировали и играли на разрушении стереотипов зрителя, создатели «Беовульфа» прибегли к другому приему работы с кастингом. Выбрав на главные роли европейских актеров, они сконструировали смешанное сообщество древней Ютландии. Значительную часть населения составляют темнокожие, арабы, индусы, азиаты. Примечательно, что этнический и расовый состав в пространстве сериала не зависит от условного деления на народы и племена, все жители комфортно чувствуют себя в условиях гетерогенной общины. Несмотря на то что представители национальных меньшинств находятся на вторых ролях, они воплощают колоритных и запоминающихся персонажей. Например, Э. Торчия исполнила роль Вишки - девушки-кузнеца и воительницы, а С. Адерин сыграла Кендру - смотрительницу троллей и лидера плавильщиков.

Создатели сериала «Все еще связанные» ("Still Star-Crossed", США, 2017, реж. Д. Джонс, Т. Верика, М. Оффер)8 вслед за британским «Беовульфом» наполняют образ средневековой Италии всевозможными типажами. Сериал переносит зрителя в Италию XV в. и предлагает продолжение истории Ромео и Джульетты. В фокусе внимания находятся второстепенные персонажи шекспировской трагедии, становясь героями истории, в которой смерть влюбленных была лишь началом. Подход к кастингу актеров еще более кардинально отступает от иконографической традиции шекспировских произведений, исторических реалий и даже здравого смысла. Главная героиня - «темнокожая кузина» Джульетты Розалина (Л. Линч). В нарративе сериала цвету ее кожи придается особое значение; это низводит ее почти на уровень парии в местном обществе. Однако эта особенность теряет свою маргинальность на фоне других персонажей. Правитель Вероны принц Эскал (С. Су-лейман), старый герцог, да и сам Ромео Монтекки (Л. Лависконт) тоже представлены темнокожими актерами. А родная сестра принца

7 «Беовульф» / "Beowulf", Великобритания, 2016, созд. Дж. Дормер, Т. Хайнс, К. Ньюмен [Электронный ресурс]. URL: http://af-online.lordfilms-s.biz/14682-serial-beovulf-2016.html (дата обращения 25 окт. 2021).

8 «Все еще связанные» / "Still Star-Crossed", США, 2017, реж. Д. Джонс, Т. Верика, М. Оффер [Электронный ресурс]. URL: http://kabarkino. org/1540-vse-esche-svyazannye-1-sezon.html (дата обращения 25 окт. 2021).

Рис. 2. Розалина и принц Эскал.

URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ hollywood/124416/foto/a456279/984899/#foto (дата обращения 25 окт. 2021).

Эскала принцесса Изабелла поражает яркой внешностью иранской актрисы М. Рахими. Зачаток расового конфликта в хронотопе средневековой Италии на поверку оказался личной неприязнью леди Капулетти, которая в то же время привечает Ливию, младшую сестру Розалины (Э. Ноил). В пространстве сериала круг темнокожей аристократии ограничен практически только главными героями, однако их необычность на фоне гомогенного общества не становится поводом для вопросов о происхождении, для которых потребовалось бы дать отсылку к смешанным бракам. Несмотря на дискурсивный акцент в описании, цвет кожи в сериале «Все еще связанные» не более чем данность.

Практически одновременно с сериалом «Все еще связанные» в американском медиапространстве появился еще один проект, кардинально модернизировавший эпоху и образ самого великого барда. Сериал «Уилл» ("Will", США, 2017, созд. К. Пирс)9 сосредоточен на творческом пути молодого Шекспира и создании его ранних произведений. Но создатели сериала в первую очередь стремились воплотить на экране атмосферу Лондона XVI в., чтобы показать творческий, безумный, жестокий и богемный мир, в который попал талантливый провинциал из Стратфорда-на-Эйвоне. Ради выполне-

9 «Уилл» / "Will", США, 2017, созд. К. Пирс [Электронный ресурс]. URL: http://af-online.lordfilms-s.biz/14903-serial-uill-2017.html (дата обращения 25 окт. 2021).

ния этой задачи главный режиссер проекта Ш. Капур, уже дважды успешно обращавшийся к елизаветинской эпохе («Елизавета» / "Elizabeth", Великобритания, 1998, реж. Ш. Капур; «Золотой век»/ "Elizabeth. The Golden Age", Великобритания - Франция - Германия, 2007, реж. Ш. Капур), далеко уходит от исторических реалий. Среди шумной публики лондонских театров - лавочников, трактирщиков и моряков - отчетливо выделяются лица темнокожих горожан, а одного из актеров труппы «Театра» и лучшего друга Ричарда Бербиджа сыграл британский актер арабского происхождения Ш. Заза. Как и в условиях квазисредневековой Италии «Все еще связанных», общество Лондона XVI в. показано многонациональным и толерантным, однако цвет кожи все же становится для героя Ш. Зазы барьером, который отделяет его от получения желанных ролей на сцене «Театра». В контексте расового дискурса судьба этого персонажа приобретает важное символическое значение - Автолик Бревит (Ш. Заза) обречен погибнуть от чумы, так и не исполнив желанной роли, однако смерть друга становится толчком для личностного перерождения Ричарда Бербиджа, благодаря которому легкомысленный и бесталанный актер открывает в себе подлинный трагический дар, чтобы сыграть Ричарда III. Стоит отметить, что использование популярной расовой повестки и широкомасштабная модернизация исторических реалий не принесли этим проектам зрительского успеха - оба были закрыты после первого сезона.

Сериал «Испанская принцесса» ("The Spanish Princess" США -Великобритания, 2019-2020, созд. Л. Кларк)10, продолживший цикл телеадаптаций романов Ф. Грегори, более аккуратно вплетает расовую повестку в исторические реалии Англии начала XVI в. Для этого в круг придворной жизни первых Тюдоров помещают двух персонажей, чья расовая и конфессиональная принадлежность становится поводом для интриг и ксенофобии. Придворная дама Лина де Кардоннес (С. Леви-Джон) и стражник Овиедо (А. Кобэм) прибывают в Англию в свите Екатерины Арагонской и находятся под ее неизменным покровительством. Их отношения выстраиваются в самостоятельную и постоянную сюжетную линию, развивающуюся на протяжении двух сезонов. В разворачивании этой линии присутствуют такие актуальные для развития расового, гендер-ного и конфессионального дискурса сюжеты, как домогательство, воспитание детей во враждебной и расово чуждой среде, ложное

10 «Испанская принцесса» / "The Spanish Princess" США - Великобритания, 2019-2020, созд. Л. Кларк [Электронный ресурс]. URL: http:// cubikhd.net/serial/lostfilm/ispanskaja-princessa4/1-1-0-373 (дата обращения 25 окт. 2021).

обвинение, при котором цвет кожи и конфессиональная принадлежность (Лина - крещеная мавританка, а Овиедо - мусульманин) становятся аргументом обвинения, и даже открытое нападение при ксенофобном погроме. При таком ангажированном подходе создателям сериала удается соблюсти баланс между актуальной повесткой и эффектом правдоподобия: персонажи и ситуации вымышлены, однако они вполне могли бы иметь место в исторических реалиях того времени.

Легенды о короле Артуре служат неисчерпаемым источником вдохновения для авторов начиная с эпохи Средневековья и до нашего времени. В 2020 г. к переосмыслению артуровского цикла обратился Netflix. На новом витке телеадаптации артурианы сериал «Проклятая» ("Cursed", США, 2020, созд. Т. Уилер, Ф. Миллер)11 по-новому расставляет акценты в известной истории. В духе феминизма и ревизионизма главным героем является Нимуэ: прежде демонизированный персонаж, в нарративе сериала она становится лидером, воителем и владельцем Экскалибура. Важность и сложность образов Артура и Морганы в «Проклятой» подчеркивается не только измененными условиями биографий, но и выбором актеров. На роль Артура утвердили темнокожего актера Д. Террел-ла, а на роль его сестры Морганы - Ш. Брун-Франклин. Помимо символизма цвета кожи, в выборе актеров есть еще несколько нюансов. Д. Террелл известен зрителю участием в двух проектах, имеющих одинаковую важность для понимания темы этого исследования. С одной стороны, его лицо уже становилось частью кинематографической репрезентации европейского Средневековья - он исполнил роль Горацио в последней версии «Гамлета» («Офелия»/ "Ophelia", Великобритания-США, 2018, реж. К. Мак-карти)12. С другой - что более важно, Д. Террелл исполнил роль молодого Б. Обамы в байопике «Барри» ("Barry", США, 2016, реж. В. Ганди)13. Сложно удержаться от проведения параллелей: визуальная связь Б. Обамы и короля Артура слишком очевидна, чтобы подвергаться сомнению. Помимо биографических и личностных

11 «Проклятая» / "Cursed", США, 2020, созд. Т. Уилер, Ф. Миллер [Электронный ресурс]. URL: https://www.netflix.com/ru/title/80199393 (дата обращения 25 окт. 2021).

12 «Офелия» / "Ophelia", Великобритания - США, 2018, реж. К. Мак-карти [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/975701/ (дата обращения 25 окт. 2021).

13 «Барри» / "Barry", США, 2016, реж. В. Ганди [Электронный ресурс]. URL: http://af-online.lordfilms-s.biz/36943-film-barri-2016.html (дата обращения 25 окт. 2021).

Рис. 3. Артур. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/ 5689/foto/80332/ (дата обращения 25 окт. 2021)

характеристик, прямо указанных создателями сериала, зрителю предлагают на ассоциативном уровне воспринимать короля Артура как Б. Обаму раннего Средневековья. Образ Морганы также получает яркий штрих, который становится оммажем ЛГБТ-сообществу. Несложно проследить эволюцию тенденции расширения расового разнообразия, сравнив репрезентации арту-ровской Англии конца 2000-х и 2020 гг.: если в «Мерлине» появление темнокожих персонажей могло расцениваться как смелый постмодернистский эксперимент и было ограничено узким кругом героев, то создатели «Проклятой» пошли по пути, открытом «Беовульфом», представив их полноценной частью средневекового сообщества.

Сериал «Чудотворцы» изначально создавался как инклюзивный проект, в котором команда актеров подбиралась с учетом гендерного, расового и возрастного разнообразия. Поэтому во втором сезоне, посвященном Средневековью («Чудотворцы: Темные века» / "Miracle Workers. Dark Ages", США, 2020, созд. С. Рич)14, среди жителей неопознанного королевства мы обнаруживаем широкий спектр типажей, представленных постоянными участниками шоу (Дж. Висванатхан, К. Сони, Л. Адефоп, Г. Ли).

14 «Чудотворцы: Темные века» / "Miracle Workers. Dark Ages", США, 2020, созд. С. Рич [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/ series/1111018/ (дата обращения 25 окт. 2021).

Сериал «Анна Болейн» стал апогеем длительного пути вписывания темнокожего сообщества в сериальные репрезентации европейского Средневековья. В отличие от всех предыдущих медиатекстов, работавших с адаптациями художественных произведений, героями которых могли быть исторические личности (Маргарита д'Анжу в «Пустой короне» и большинство героев «Испанской принцессы»), Л. Миллер и И.Х. Тернер обратились непосредственно к историческому материалу. И хотя экранная заставка заблаговременно предупреждает, что эта история «вдохновлена правдой и небылицами», сюжетная линия и все действующие лица историчны. Даже пилотный эпизод сериала отсылает зрителя к конкретной дате - 9 января 1536 г., когда Генрих VIII и Анна Болейн устроили пир в желтых одеждах по случаю смерти Екатерины Арагонской. Не останавливаясь на предыстории, три эпизода отмечают вехи стремительного падения Анны Болейн: от неоспоримой королевы в роскошном золотом наряде и матери будущего наследника до плахи. Дискурс сериала несет мощный феминистский посыл. Куда отчетливее проявляется тенденция привнесения расового разнообразия. В репрезентации сериала «Анна Болейн» двор Генриха VIII, как и Англия второй четверти XVI в., представлены самым толерантным и расово многообразным сообществом: главных героев - Анну и Джорджа Болейнов -представили темнокожие актеры (Дж. Тернер-Смит и П. Эссьеду), их кузину Мадж Шелтон сыграла актриса с бразильскими корнями Т. Тейшейра, роли принцессы Марии (И. Хайндс), а также подруги и фрейлины Анны Элизабет Вустер (И. Лафлэнд) исполнили актрисы с азиатским фенотипом. Таким же гетерогенным составом отличается все английское общество, показанное в сериале. Для понимания сущности этой тенденции большое значение имеет интервью Дж. Тернер-Смит для газеты "The Independent". Вторя риторике современного расового дискурса, актриса указала на принципиальную важность инклюзивного кастинга именно в исторических драмах. «Думаю, люди упускают тот нюанс, что исторически цветные люди были вычеркнуты из историй, из-за чего их человеческое присутствие было стерто. Этим проектом мы никак не стираем присутствие белых людей», - отметила исполнительница главной роли15. Таким образом, конструирование толерантного общества в аудиовизуальных репрезентациях прошлого становится актом символического значения, восстанавливающим историческую справедливость.

15 Цит. по: Сыч Д. Сериал «Анна Болейн»: Главная актриса ответила на критику публики // Афиша [Электронный ресурс]. URL: https://afisha. bigmir.net/kino/4946399-serial-anna-bolejn-glavnaya-aktrisa-otvetila-na-kritiku-publiki (дата обращения 28 июля 2021).

Рис. 4. Анна Болейн. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2021/06/08/ a_13625654.shtml (дата обращения 25 окт. 2021)

Если рассматривать эту проблему в более широком круге кинотекстов, то можно заметить, что тенденция включения темнокожих персонажей в нарративы об историческом прошлом за последнее десятилетие получила распространение не только в телевизионных проектах, но и на большом экране. В 2018 г. вышло два кинофильма, помещающих в ряды европейского нобилитета Средневековья и раннего Нового времени представителей разных рас и национальностей. Речь идет об уже упоминавшийся «Офелии» и новой биографии Марии Стюарт - «Две королевы» ("Mary Queen of Scots", Великобритания, 2018, реж. Дж. Рурк)16. Эта картина примечательна выразительным феминистским и психологическим дискурсом, а также кастингом, благодаря которому видные вельможи елизаветинского двора Бесс из Хардвика (Дж. Чан) и дипломат Т. Рэндольф (Э. Лестер), а также секретарь Марии Стюарт Д. Риччо (И. Круз-Кордова) были репрезентированы актерами, чьи фенотипы шли вразрез с историческими реалиями.

Инклюзия темнокожего сообщества в образ исторического прошлого не ограничивается только эпохой Средневековья. Они активно вписываются в репрезентации XVIII и XIX вв. В некоторых текстах это делается очень аккуратно, соблюдая социальный контекст эпохи. Например, в «Куртизанках» ("Harlots", Велико-

16 «Две королевы» / "Mary Queen of Scots", Великобритания, 2018, реж. Дж. Рурк [Электронный ресурс]. URL: http://ag.tabfil.me/4776-dve-korolevy-2018-smotret.html (дата обращения 25 окт. 2021).

британия, 2017-2019, созд. Э. Ньюман, М. Буффинни)17 герои П. Беннет-Уорнер и Д. Сапани являются бывшими рабами, которые с трудом вписываются в низы лондонского общества. Вполне реалистичным кажется путь Харриет Леннокс - бывшей рабыни и одинокой темнокожей матери в Лондоне XVIII в., которая вынуждена выбрать проституцию и эксплуатировать «экзотичность» цвета своей кожи. Для героини К. Кларк, исполнившей одну из второстепенных ролей в сериале «Сэндитон» ("Sanditon", Великобритания, 2019, реж. О. Блэкберн, Л. Кларк, Ч. Стерридж)18, также был сконструирован вполне реалистичный бэкграунд. Джорджи-ана Лэмб - богатая наследница купца из Ост-Индских колоний от его наложницы, в Англии эпохи регентства ей приходится столкнуться с любопытством и скрытой ксенофобией. В ряде других медиатекстов, адаптирующих и модернизирующих произведения классической литературы XIX в., инклюзивный кастинг становится способом выделиться в широком ряду экранизаций. Такой подход мы можем наблюдать в последних экранизациях «Рождественской песни» ("A Christmas Carol", Великобритания, 2019, реж. Н. Мерфи)19 и «Отверженных» ("Les Misérables", Великобритания, 2018, реж. Т. Шенклэнд)20, британской версии «Леди Макбет Мценского уезда» («Леди Макбет» / "Lady Macbeth", Великобритания, 2016, реж. У. Олдройд)21 а также в «Личной истории Дэвида Коперфилда» А. Ианнуччи ("The Personal History of David Copperfield", Великобритания, 2019, реж. А. Ианнуччи)22.

17 «Куртизанки» / "Harlots", Великобритания, 2017-2019, созд. Э. Ньюман, М. Буффинни [Электронный ресурс]. URL: http://studiohd.org/serial/ kurtizanki/15-1-0-366 (дата обращения 25 окт. 2021).

18 «Сэндинтон» / "Sanditon", Великобритания, 2019, реж. О. Блэкберн, Л. Кларк, Ч. Стёрридж [Электронный ресурс]. URL: https://www.kino poisk.ru/series/1242204/ (дата обращения 25 окт. 2021).

19 «Рождественская песнь» / "A Christmas Carol", Великобритания, 2019, реж. Н. Мёрфи [Электронный ресурс]. URL: https://serialhd.top/2078-rozhdestvenskaya-pesn-2019.html (дата обращения 25 окт. 2021).

20 «Отверженные» / "Les Misérables", Великобритания, 2018, реж. Т. Шенклэнд [Электронный ресурс]. URL: https://serialhd.top/2078-rozhdestvenskaya-pesn-2019.html (дата обращения 25 окт. 2021).

21 «Леди Макбет» / "Lady Macbeth", Великобритания, 2016, реж. У. Олдройд [Электронный ресурс]. URL: https://megogo.ru/ru/view/3012511-ledi-makbet.html (дата обращения 25 окт. 2021).

22 «Личная история Дэвида Коперфилда» / "The Personal History of David Copperfield", Великобритания, 2019, реж. А. Ианнуччи [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1112920/ (дата обращения 25 окт. 2021).

Новую страницу на пути расовой инклюзии в репрезентациях исторического прошлого открыл последний проект Netflix - «Брид-жертоны» ("Bridgerton", США, 2020, созд. К. Ван Дуссен)23. В отличие от всех предыдущих медиатекстов, в которых смешанные общества были представлены культурным монолитом, не имеющим предыстории, в «Бриджертонах» расовое разнообразие высшего общества получает обоснование. Согласно синопсису сериала, смешение рас и вознесение темнокожего населения на вершины британской аристократии стало возможным благодаря любви короля Георга III к Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой, являющейся немецкой принцессой с африканскими корнями. Пусть это обоснование кажется слишком романтичным и неубедительным, однако это первая попытка не просто имплицировать темнокожее сообщество в историческое прошлое, а найти для него точку опоры в условиях самого медиатекста. «Бриджертоны» - первый и пока единственный текст, который проблематизирует расовый вопрос, помещая его в нехарактерные исторические условия, а это очень ценно.

Наряду с телевизионными и полнометражными проектами, следующими в фарватере инклюзивной политики, за последние десять лет вышло немало кинофильмов, основанных на реальных кейсах из истории аболиционизма и борьбы с расовой сегрегацией. Большинство подобных кинофильмов посвящено женщинам. Начиная с «Цветка пустыни» ("Desert Flower", Франция-Германия-Австрия-Великобритания, 2009, реж. Ш. Хорман)24 и заканчивая «Гарриет» ("Harriet", США, 2019, реж. К. Леммонс)25 режиссеры без устали показывают незамеченный и недооцененный, но существенный вклад темнокожих женщин в борьбу против рабства, за права человека, в развитие науки и налаживание повседневной жизни («Белль» / "Belle", Великобритания, 2013, реж. А. Ассанте26;

23 «Бриджертоны» / "Bridgerton", США, 2020, созд. К. Ван Дуссен [Электронный ресурс]. URL: https://bridgerton.ru/ (дата обращения 25 окт. 2021).

24 «Цветок пустыни» / "Desert Flower", Франция-Германия-Австрия-Великобритания, 2009, реж. Ш. Хорман [Электронный ресурс]. URL: http://ag.tabfil.me/1152-cvetok-pustyni-2009-smotret.html (дата обращения 25 окт. 2021).

25 «Харриет» / "Harriet", США, 2019, реж. К. Леммонс [Электронный ресурс]. URL: http://hd1080m.baskino1.top/films/biograficheskie/22700-garriet.html (дата обращения 25 окт. 2021).

26 «Белль» / "Belle", Великобритания, 2013, реж. А. Ассанте [Электронный ресурс]. URL: https://www.ivi.ru/watch/121226 (дата обращения 25 окт. 2021).

«Прислуга» / "The Help", США, 2011, реж. Т. Тейлор27; «Скрытые фигуры» / "Hidden Figures", США, 2016, реж. Т. Фелфи28; «Мисс Плохое поведение» / "Mis behavior", Великобритания, 2020, реж. Ф. Лоуторп29).

Другая группа фильмов сконцентрирована исключительно на борьбе с рабством и сегрегацией, которая представлена через призму мужского взгляда («Соединенное королевство» / "A United Kingdom", Великобритания, 2016, реж. А. Ассанте30; «Свободный штат Джонса» / "The Free State of Jones", США. 2016, реж. Г. Росс31; «Джанго освобожденный» / "Django Unchained", США, 2012, реж. К. Тарантино32; «Черный клановец» / "Blac KkKlansman", США, 2018, реж. С. Ли33; «12 лет рабства» / "12 Years a Slave", США, 2013, реж. С. Маккуин34).

Если обратиться к политическому контексту, можно заметить, что первые попытки укоренить темнокожее сообщество в европейской культурной истории совпали с президентством Б. Оба-мы, а годы ускорения и расширения тенденции инклюзивности

27 «Прислуга» / "The Help", США, 2011, реж. Т. Тейлор [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/470553/ (дата обращения 25 окт. 2021).

28 «Скрытые фигуры» / "Hidden Figures", США, 2016, реж. Т. Фелфи [Электронный ресурс]. URL: http://af-online.lordfilms-s.biz/42824-film-skrytye-figury-2016.html (дата обращения 25 окт. 2021).

29 «Мисс Плохое поведение» / "Misbehaviour", Великобритания, 2020, реж. Ф. Лоуторп [Электронный ресурс]. URL: https://www.ivi.ru/watch/ 246415 (дата обращения 25 окт. 2021).

30 «Соединенное королевство» / "A United Kingdom", Великобритания, 2016, реж. А. Ассанте [Электронный ресурс]. URL: https://www.hdfilm-lenta.com/load/melodramy/3286-soedinennoe-korolevstvo-a-united-kingdom-2016-onlayn.html (дата обращения 25 окт. 2021).

31 «Свободный штат Джонса» / "The Free State of Jones", США. 2016, реж. Г. Росс [Электронный ресурс]. URL: https://id5.lordfilm.codes/12072-svobodnyy-shtat-dzhonsa.html (дата обращения 25 окт. 2021).

32 «Джанго освобожденный» / "Django Unchained", США, 2012, реж. К. Тарантино [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/ film/586397/ (дата обращения 25 окт. 2021).

33 «Черный клановец» / "Blac KkKlansman", США, 2018, реж. С. Ли [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1093170/ (дата обращения 25 окт. 2021).

34 «12 лет рабства» / "12 Years a Slave", США, 2013, реж. С. Маккуин [Электронный ресурс]. URL: https://www.ivi.ru/watch/106217 (дата обращения 25 окт. 2021).

пришлись на период президентства Д. Трампа, во время которого, как показывает Д. Мюррей, «медиа уделяли большое внимание остаткам белого супрематизма и белого национализма, сохранявшихся в США и Европе» [Мюррей 2021, с. 209]. Помимо этого, не стоит забывать об иммиграционной политике стран ЕС, которая обернулась иммиграционным кризисом 2015 г. Колоссальная нагрузка на системы социального обеспечения и политика СМИ, фокусирующая внимание на квазирасистских кейсах, нарушила хрупкое равновесие между различными этническими группами. Эта социальная напряженность нашла выход сначала в культурном поле (в скандалах вокруг вручения Оскара и BAFTA), а после получила всестороннее развитие в движении Black Lives Matter. Англоязычная культура, активно поощряющая риторику борьбы с расовым и гендерным угнетением, в последнее десятилетие столкнулась с серьезной угрозой возвращения расизма. Возможно, только культурные тексты способны снизить градус социальной напряженности.

Таким образом, можно заметить, что появление темнокожих актеров, как и представителей других нехарактерных этнических групп, в сериалах о Средневековье является не политизированным трендом, возникшим под влиянием институциональных изменений в кино- и телеиндустрии, а продолжением тенденций, берущих начало еще в конце 2000-х гг. Интересно, что почти во всех подобных медиатекстах темнокожее сообщество показано имплицитно, а проблематизация расы и цвета кожи отсутствует. Другой характерной чертой является неразрывная связка с феминистической повесткой, проявляющаяся как на уровне дискурса, так и всего нарратива.

Несмотря на обескураживающие творческие эксперименты, вызывающие шок у профессионала и любителя истории, эта тенденция далека от обратного расизма и культурной экспроприации. Речь идет скорее о конструировании новой идентичности. Использование исторического хронотопа для этих целей имеет неоценимое значение. Во-первых, он позволяет вписать этническое сообщество в исторический процесс, показать его глубокую включенность в создание культурного наследия. Перенося темнокожих, индусов, арабов и азиатов в отдаленные исторические периоды наподобие Средних веков, создатели сериалов утверждают их равноправное место в становлении государства и нации, признают их право на европейское культурное наследие. Потомки иммигрантов и рабов в одночасье становятся потомками сподвижников Беовульфа и короля Артура. Во-вторых, создание образа расово и этнически толерантного прошлого способно лишить

опоры любой расовый конфликт. Такое удобное и очищенное прошлое снимает вину за колониальную политику и консолидирует нацию. В-третьих, как показали Б. Брауни и Д. Грейдон, сам факт переодевания имеет большое значение для создания идентичности [Брауни, Грейдон 2021]. Как бы экстравагантно ни выглядели Дж. Тернер-Смит и П. Эссьеду в образах Болейнов, они дают возможность темнокожему населению Европы и Америки почувствовать свою причастность к европейскому нобилитету XVI в. и получить корни, которых им не хватает. У тенденции ин-клюзивности есть еще одно недооцененное качество. Она может стать культурным анальгином, способным снизить болезненную напряженность между этническими группами, переведя споры и конфликты вокруг места того или иного народа в истории в более инертное поле культуры. Тем не менее слишком свободное обращение с историческими реалиями дает толчок мемориальным войнам. Стремление защитить историческое наследие от искажения и противостояние включению в него чужеродных элементов кажутся вполне оправданными. Пожалуй, самым важным и сложным в создании художественного медиатекста об историческом прошлом является достижение баланса между творческим подходом и достоверностью, чувство меры и уважение к прошлому. Такие мощные движения, как Black Lives Matter, показали, что единство мультикультурного общества должно поддерживаться культурными текстами, способными подарить ролевые модели представителям всех этнических групп. А потенциал исторических сериалов еще больше. Они способны сконструировать новую глобальную историю, в которой недооцененные сообщества займут достойное положение, историю, в которой найдется место для каждого.

Литература

Брауни, Грейдон 2021 - Брауни Б., Грейдон Д. Костюм супергероя: Идентичность и маскировка в жизни и вымысле. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 192 с.

Мюррей 2021 - Мюррей Д. Безумие толпы: Как мир сошел с ума от толерантности

и попыток угодить всем. М.: Рипол-классик, 2021. 480 с. Панфилов 2014 - Панфилов Ф. Телемедиевализм: «средневековые» сериалы конца XX - начала XXI века // Логос. 2014. № 6 (102). С. 193-208.

References

Browny, B. and Greydon, D. (2021), Kostyum supergeroya. Identichnost' i maskirovka v zhizni i vymysle [The superhero costume. Identity and disguise in fact and fiction], Novoe Literaturnoe Obsrenie, Moscow, Russia. Murrey, D. (2021), Bezumie tolpy. Kak mir soshel s uma ot tolerantnosti ipopytok ugodit' vsem [The Madness of crowds. How the world went crazy with tolerance and trying to please everyone], Ripol Classic Publishing House, Moscow, Russia. Panfilov, F. (2014), "Telemedievalism. 'Medieval' serials of the late 20th - early 21st centuries", in Logos, vol. 102, no. 6, pp. 193-208.

Информация об авторе

Юлия В. Капорина, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; jkaporina@mail.ru

Information about the author

Yulia V. Kaporina, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; jkaporina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.